Заседание № 108

02.07.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217902-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4110 по 4183 из 12182
25-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения          
незаконной деятельности в области археологии". Доклад заместителя               
председателя Комитета по культуре Зои Михайловны Степановой.                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СТЕПАНОВА З. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального         
закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской        
Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии"      
принят в первом чтении 21 мая этого года.                                       
                                                                                
К законопроекту поступило тридцать шесть поправок, из них тридцать одна         
поправка рекомендована комитетом к принятию и пять поправок вошли в таблицу     
поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. На законопроект получено      
положительное заключение Правового управления.                                  
                                                                                
Просим вас утвердить таблицы поправок и принять проект закона во втором         
чтении.                                                                         
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              233 чел.51,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    234 чел.                                          
Не голосовало                 216 чел.48,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 57 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    237 чел.                                          
Не голосовало                 213 чел.47,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2.                                               
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
СТЕПАНОВА З. М. Уважаемые депутаты, проект закона прошёл все необходимые        
экспертизы. Комитет просит в случае принятия его во втором чтении поддержать    
его и в третьем.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, приняли к сведению.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8571 по 8607 из 12182
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной         
деятельности в области археологии", второе чтение.                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Комитет просит принять и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по        
мотивам? Нет.                                                                   
                                                                                
Ставится на голосование в третьем чтении.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 100

21.05.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217902-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4576 по 4778 из 6573
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной         
деятельности в области археологии". Доложит Григорий Петрович Ивлиев,           
заместитель министра культуры.                                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации.           
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Проект федерального закона     
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в   
части пресечения незаконной деятельности в области археологии" направлен на     
совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сохранение             
археологического наследия России. Законопроект включает два блока норм:         
охранительные нормы, устанавливающие уголовную, административную                
ответственность за проведение незаконных археологических работ и незаконный     
оборот археологических предметов, и регулятивные нормы, обеспечивающие          
совершенствование правового режима деятельности профессионального сообщества    
археологов и регламентацию проведения археологических работ.                    
                                                                                
В настоящее время факты грабительских раскопок на объектах археологического     
наследия, незаконного оборота археологических предметов и коллекций             
зафиксированы на большей части территории страны. Несанкционированные           
раскопки с целью получения древних вещей, археологических предметов для         
продажи, индивидуального коллекционирования приобрели катастрофические          
масштабы. Незаконная добыча артефактов, разрушающая культурный слой древних     
поселений и древние погребальные комплексы, превратилась в хорошо               
организованный прибыльный промысел, в который вовлечены сотни людей.            
                                                                                
Значительный интерес со стороны коллекционеров к археологическим раритетам,     
высокий уровень цен на аукционах являются причиной увеличения масштабов         
незаконных раскопок. Данная деятельность хорошо организована, совершается       
профессиональными преступными группами с использованием дорогостоящих средств   
приборного поиска и охватывает значительную часть субъектов Российской          
Федерации. Раскопки ведутся нелегально на территории тридцати шести субъектов   
Российской Федерации. Особенно привлекательны для преступников регионы, где     
имеются следы проживания ранних цивилизаций, а также места сосредоточения       
древних артефактов. Так, по информации Института археологии Российской          
академии наук, следы несанкционированных раскопок, представляющие собой ямы,    
остающиеся на поверхности памятника археологии после извлечения с помощью       
металлоискателей из культурного слоя металлических вещей, зафиксированы         
сотрудниками Суздальской экспедиции Института археологии в селищах              
Новгородское, Тарбаево, Туркино, Кибол, на Семьинском городище, в селище        
Турабьево, в Юрьев-Польском и Суздальском районах.                              
                                                                                
Интенсивные грабительские работы ведутся на юге России, богатом                 
археологическими памятниками скифского и античного времени. Для добычи          
древних вещей в степной зоне Краснодарского края нелегалы сносят                
многометровые курганные насыпи, в предгорьях Кавказа разбирают каменные         
перекрытия древних могил. Вдоль побережья Чёрного и Азовского морей             
методически ведётся разрушение культурного слоя поселений эпохи раннего         
железа и античных городов. К настоящему времени из верхних слоёв этих           
памятников извлечены практически все металлические изделия: монеты, бронзовые   
статуэтки, украшения. Для облегчения сбора монет грабители специально           
проводят глубокую распашку поверхности античных поселений, после чего           
прочёсывают её металлоискателями. Отдельные грабители не брезгуют и совсем      
варварскими методами - в целях подготовки к металлопоиску они осуществляют      
разрытие городищ при помощи бульдозеров и других видов тяжёлой землеройной      
техники.                                                                        
                                                                                
На территории Российской Федерации ежегодно уничтожаются сотни памятников       
археологии, причём значительная часть уничтожается вследствие деятельности      
так называемых чёрных археологов. В 2012 году в Краснодарский музей передано    
более тонны археологических предметов, 5 тысяч предметов, добытых такими        
археологами на юге России и конфискованных при попытке вывоза из страны. Одна   
из наиболее ярких находок, которые удалось сохранить для науки благодаря        
работе правоохранительных органов, - знаменитый Брянский клад III века, самый   
крупный набор раннеславянских украшений с эмалями. Он передан в 2012 году в     
Государственный исторический музей.                                             
                                                                                
Но вернуть удаётся лишь единичные вещи, и даже в этих случаях контекст          
находки оказывается утрачен, наука лишена информации о связи этих драгоценных   
вещей с культурным слоем, с сооружениями, в большинстве случаев даже с местом   
обнаружения предмета.                                                           
                                                                                
Вместе с тем правомерная деятельность учёных-археологов также требует           
регламентации. Обязательство сохранения археологических древностей как части    
мирового культурного наследия и источника знаний о древних эпохах и культурах   
содержится и в Европейской конвенции об охране археологического наследия,       
которая была ратифицирована Россией в 2011 году. Следуя этому документу,        
государства-участники должны создавать правовую систему охраны                  
археологического наследия и привести своё национальное законодательство в       
соответствие с этой конвенцией. Согласно конвенции археологические раскопки и   
поиски археологических памятников должны проводиться на основании специальных   
разрешительных документов. Эта норма, эта практика действует во всех странах.   
                                                                                
В условиях роста цен на археологический антиквариат на мировом рынке,           
развития и распространения средств специального поиска многие европейские       
страны уже ужесточили своё законодательство в этой области. Нормы,              
предложенные в нашем законопроекте, основываются на мировой практике            
сохранения археологического наследия и соответствуют сформулированным в         
законодательстве зарубежных стран положениям.                                   
                                                                                
Объектов археологического наследия становится с каждым годом больше. Этот       
факт требует соответствующего правового регулирования деятельности, связанной   
с их охраной и производством археологических работ на этих объектах. По         
последним статистическим данным органов охраны памятников истории и культуры,   
в России на учёте состоит 57 тысяч объектов археологического наследия. В        
отдельных регионах памятники археологии составляют подавляющее большинство от   
всех зарегистрированных памятников истории и культуры. В последние              
десятилетия в России отмечается общий рост количества проводимых                
археологических работ - с начала 2000-х годов их количество выросло в два       
раза.                                                                           
                                                                                
Вопросы сохранения культурного наследия в целом и археологического наследия в   
частности регулируются Федеральным законом "Об объектах культурного             
наследия... народов Российской Федерации", который не содержит специальных      
норм, направленных на предотвращение незаконной добычи и незаконного оборота    
культурных ценностей, имеющих значение с точки зрения археологии. При этом      
принятие федерального закона о ратификации Европейской конвенции требует        
приведения национального законодательства в соответствие с нормами              
европейской конвенции в части предотвращения незаконной добычи и незаконного    
оборота культурных ценностей, включая установление контроля за использованием   
металлоискателей.                                                               
                                                                                
Сформулированные в законопроекте нормы упорядочивают проведение                 
археологических полевых работ, уточняют понятийный аппарат в этой               
специфической сфере. Они существенны для развития археологической отрасли в     
целом, для нас регулятивные нормы в данном законопроекте имеют не меньшее       
значение, чем нормы, усиливающие ответственность за правонарушение.             
Законопроектом, в частности, прописан порядок выдачи открытых листов на         
производство археологических полевых работ.                                     
                                                                                
За Российской академией наук закреплён научный контроль за полевыми             
археологическими работами. Строгая научная регламентация археологических        
полевых работ необходима, поскольку эта работа является особым видом            
деятельности. Здесь недопустимо расширение круга лиц, проводящих раскопки, за   
счёт снижения качества работ. Зачастую памятники, хранившиеся тысячу лет под    
землёй или в воде, лучше оставить нетронутыми, чем, вскрыв их поспешно и        
непрофессионально, уничтожить навсегда. В такой ситуации важнее принять         
профилактические меры по предотвращению некачественных работ, чем потом         
применять санкции в отношении лиц, совершивших нарушение.                       
                                                                                
Тема защиты археологического наследия приобретает особую актуальность в         
современной ситуации, когда в обществе растёт интерес к истории и ощущается     
потребность в достоверном научном знании о прошлом. Археологические материалы   
- источник этого знания. Разрушая их, добывая отдельные предметы для            
антикварных коллекций...                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорий Петрович, извините, что перебиваю, пожалуйста,   
всё-таки поближе к законопроекту.                                               
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. ...копатели уничтожают источник информации об огромной части       
нашей истории.                                                                  
                                                                                
В целях реализации поставленных законопроектом задач вносятся изменения в       
закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей", в Кодекс об административных     
правонарушениях, в Уголовно-процессуальный кодекс, в Уголовный кодекс. Суть     
наиболее важных поправок, вносимых в Уголовный кодекс, заключается в            
предложении понизить размер стоимости культурных ценностей, за контрабанду      
которых устанавливается уголовная ответственность, с 1 миллиона рублей до 250   
тысяч рублей, что позволит противодействовать вывозу культурных ценностей по    
частям, а также вывозу уникальных культурных ценностей, стоимость которых       
незначительна, но которые играют уникальную роль как достояние Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Законопроектом предлагается установить уголовную ответственность за             
незаконную добычу археологических предметов, повлёкшую повреждение или          
уничтожение культурного слоя и разрушившую тем самым археологический объект.    
В качестве отягчающего обстоятельства данного деяния предлагается считать       
незаконное использование металлоискателей и иных технических средств, так как   
именно их использование способствует увеличению числа незаконных                
археологических раскопок. Законопроект предлагает также установить уголовную    
ответственность за уклонение от передачи обнаруженных археологических           
предметов в собственность государства для хранения в государственной части      
Музейного фонда Российской Федерации.                                           
                                                                                
В Кодексе об административных правонарушениях предлагается установить           
административную ответственность за факт незаконного использования              
металлоискателей и землеройных машин при археологических работах с нарушением   
установленного порядка. Если использование будет иметь тяжкие последствия в     
виде разрушения культурного слоя, то предлагается считать это преступлением и   
наказывать в соответствии с Уголовным кодексом, тем самым разграничив           
административную и уголовную ответственность. Предлагается также установить     
административную ответственность за незаконный оборот археологических           
предметов.                                                                      
                                                                                
В закон "Об объектах культурного наследия..." мы предлагаем внести              
дополнения, которые определят понятие "археологический предмет", на уровне      
федерального закона определят порядок охраны объектов археологического          
наследия. Прописывается порядок проведения археологических работ, в том числе   
обязанность информировать государство о выявленных археологических объектах.    
Для нас важно также установить условия правомерного использования               
металлоискателей в соответствии с порядком проведения археологических работ.    
                                                                                
Введение в действие данного закона будет способствовать комплексному            
сохранению археологического наследия России.                                    
                                                                                
В поддержку законопроекта выступили представители и научного сообщества, и      
общественности. Последнее обращение в поддержку законопроекта подписали 2       
тысячи 56 человек, из них 7 академиков, 9 членов-корреспондентов, 149           
докторов наук, 1 тысяча 400 студентов. У нас есть перечень организаций,         
приславших нам письма в поддержку этого законопроекта, и научное                
археологическое сообщество требует от нас его скорейшего принятия.              
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, время - 16.58. Зоя Михайловна, мы успеем содоклад ваш заслушать?       
Сколько вам минут на содоклад? Пять минут нужно?                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5057 по 5251 из 6573
Продолжаем обсуждение 15-го вопроса, содоклад.                                  
                                                                                
Зоя Михайловна Степанова, пожалуйста.                                           
                                                                                
СТЕПАНОВА З. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Представленный законопроект    
направлен на решение важнейших задач в сфере сохранения археологического        
наследия Российской Федерации. Григорий Петрович подробно доложил о тех         
проблемах, которые существуют сегодня в области археологии, и тех новациях,     
которые вносятся проектом федерального закона. Хочу заострить внимание на       
следующем. Существенные изменения вносятся в специальный отраслевой             
Федеральный закон № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках         
истории и культуры) народов Российской Федерации" - вводится новая статья       
45-1, определяющая порядок проведения археологических полевых работ, что        
позволит проводить археологические полевые работы только на профессиональной    
основе и только специалистам-археологам.                                        
                                                                                
В целях приведения национального законодательства в соответствие с              
требованиями Европейской конвенции об охране археологического наследия,         
ратифицированной Российской Федерацией в 2011 году, проектом федерального       
закона предусматривается возможность использования металлоискателей и иного     
специального поискового оборудования для обнаружения объектов                   
археологического наследия и археологических предметов исключительно на          
основании разрешения, то есть открытого листа, выдаваемого только физическим    
лицам.                                                                          
                                                                                
Важные инновации вносятся законопроектом в Уголовный кодекс, в                  
Уголовно-процессуальный кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях    
и в Федеральный закон "О вывозе и ввозе культурных ценностей", которые          
ужесточают уголовную и административную ответственность за незаконные           
археологические раскопки и уклонение от передачи в государственную              
собственность обнаруженных культурных ценностей.                                
                                                                                
Таким образом, законопроект предусматривает комплекс мер по защите культурных   
ценностей, включая археологические предметы, с момента их обнаружения, при      
совершении сделок, а также меры, защищающие их от незаконного вывоза и ввоза.   
Однако, по мнению Комитета по культуре, некоторые положения законопроекта       
нуждаются в уточнении. Так, следует соотнести использованные в различных        
статьях законопроекта термины "объекты археологического наследия",              
"археологические предметы" и "культурные ценности".                             
                                                                                
Законопроект рассматривает административную ответственность за ведение          
археологических полевых работ с использованием металлоискателя без открытого    
листа - исходя из сложившейся практики, следует уточнить, будут ли              
подвергнуты административному наказанию лица, использующие металлоискатели не   
в целях проведения археологических полевых работ.                               
                                                                                
Проектом федерального закона предусмотрена уголовная ответственность за         
ведение полевых археологических работ, повлёкшее повреждение или уничтожение    
только культурного слоя, тогда как к объектам археологического наследия         
согласно законопроекту относятся городища, курганы, грунтовые могильники,       
древние погребения, каменные изваяния, наскальные изображения, остатки судов,   
дорог, культурные слои и иные археологические объекты. По мнению Комитета по    
культуре, ответственность должна применяться за повреждение или уничтожение     
любого из перечисленных объектов археологического наследия.                     
                                                                                
Нуждается в уточнении определение археологического предмета, содержащееся в     
статье 5 законопроекта. В существенной доработке нуждается статья 6             
законопроекта, предусматривающая обязанность владельцев археологических         
предметов принимать меры по их включению в состав негосударственной части       
Музейного фонда Российской Федерации, но при этом механизм определения          
владельцем предметов их ценностей проектом федерального закона не установлен.   
Само же положение проекта федерального закона, предусматривающее обязанность    
владельца археологических предметов принимать меры по их включению в состав     
негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, противоречит      
Федеральному закону "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в           
Российской Федерации", в котором говорится о добровольном включении             
владельцами своих музейных предметов и коллекций в негосударственную часть      
Музейного фонда.                                                                
                                                                                
Законопроектом предусмотрена уголовная и административная ответственность за    
уклонение от передачи в государственную собственность культурных ценностей,     
обнаруженных в результате земляных, строительных, мелиоративных,                
хозяйственных и иных работ, однако в проекте федерального закона отсутствует    
порядок взаимодействия лиц, обнаруживших в ходе проведения различных работ      
какие-либо находки, с органами государственной власти, научными учреждениями,   
специалистами в сфере культурного наследия для осуществления предусмотренной    
законопроектом передачи обнаруженных предметов в государственную                
собственность.                                                                  
                                                                                
Указанные положения могут быть исправлены и доработаны ко второму чтению        
законопроекта.                                                                  
                                                                                
На законопроект получены положительные заключения законодательных органов       
государственной власти тридцати восьми субъектов Федерации и от органов         
исполнительной власти субъектов Федерации - сорок четыре заключения. Также      
поддерживают нас и работали вместе с нами представители научного сообщества,    
специалисты... (Микрофон отключён.)                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Кто хотел бы задать вопросы? Прошу записаться на вопросы.                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сначала по ведению - Владимир Иванович Бессонов.                                
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, по 8-му вопросу порядка работы ошибочно отмечены   
голосующими за Алимова, Андреев, Афонин, Зюганов, Кашин Владимир Иванович и     
Паутов. Просьба отметить их как не голосовавших.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу секретариат учесть это.                    
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо.                                                         
                                                                                
Григорий Петрович, ваше выступление было буквально наполнено трагизмом. Вы      
сказали, что археологические ценности расхищаются организованными группами.     
Почему бы тогда правительству не внести законопроект, который приравнивает      
хищение ценностей из могильников к хищению ценностей из музеев, например?       
Ведь по последствиям это то же самое - государство теряет эти ценности, ну и,   
соответственно, наказание должно быть иным.                                     
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Вы знаете, просто по способу совершения эти преступления разные,   
и если хищения из музеев подпадают под действующие нормы уголовного             
законодательства, то вот эта деятельность, которая связана с обнаружением       
археологических предметов, находящихся не под охраной, не в помещении, а        
просто на свободной территории, требует отдельного регулирования, отдельной     
нормы и отдельного состава. Сложившаяся судебная и прокурорская практика        
показала, что общие нормы здесь просто неприменимы. Именно поэтому вводятся     
специальные составы преступлений, и мы надеемся, что они будут эффективными.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федот Семёнович Тумусов.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Григорий Петрович, законопроектом уточняется понятие                  
"археологический предмет", и в связи с этим у меня вопрос: а вот ископаемые     
скелеты мамонтов являются археологическими предметами? Сегодня у нас в России   
ведётся хищническая добыча бивней мамонтов, а затем их продажа, но скелет       
мамонта всё равно же потом экспонатом музея становится - как их отнести к       
предмету ведения данного законопроекта? Это как бы полезные ископаемые, а они   
добываются и продаются.                                                         
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Федот Семёнович, в соответствии с нашим проектом                   
палеонтологические предметы будут так же защищаться, как все другие             
археологические предметы.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Александрович Балберов.                                               
                                                                                
БАЛБЕРОВ А. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Григорий Петрович, вы предлагаете статью 49 закона "Об объектах       
культурного наследия..." дополнить пунктом 4: в случае отсутствия               
утверждённых границ территории объекта археологического наследия, включённого   
в реестр, территорией объекта археологического наследия признаётся часть        
земной поверхности, водный объект или его часть, непосредственно занятые        
таким объектом. Например, я на своём садовом участке - а частная                
собственность охраняется законом - найду, не дай бог, камень с какими-то        
письменами, который будет признан историческим достоянием нашего государства    
и народа, - скажите, а что тогда будет с моим участком?                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемый Александр Александрович, вопросы археологического        
наследия и собственности на земельные участки регулируются раздельно.           
Обнаружение археологического объекта на любом участке никоим образом не         
влияет на его статус, и такой земельный участок изъятию не подлежит.            
Собственник такого участка при обнаружении объекта археологического наследия    
должен сделать только одно - обратиться в соответствующие органы охраны         
памятников культуры, всё остальное будет проходить уже в рамках тех процедур,   
которые традиционно приняты в нашей деятельности: приезжают специалисты,        
подсказывают, что делать, проводятся археологические работы, - и участок        
эксплуатируется так, как он эксплуатировался до этого.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих выступить.                                 
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.