Заседание № 247

07.09.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217704-5 "О внесении дополнений в статьи 1 и 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, комнат в социальных гостиницах; внесён А. Л. Хазиным в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5845 по 6090 из 6610
Пункт 18, проект федерального закона "О внесении дополнений в статьи 1 и 8      
Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите            
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Доклад Натальи        
Николаевны Карпович.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Наталья Николаевна.                                                 
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я сразу обращусь к палате с просьбой, если можно, вопросы    
18 и 19 рассмотреть, потому что мы ещё с весны их переносили, и если вы         
поддержите, то доклад буквально будет очень недолгим.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Требуется ли голосование, коллеги, или рассмотрим? Не     
требуется.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Наталья Николаевна.                                                 
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемые коллеги, закон "О дополнительных гарантиях по          
социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"      
предлагается дополнить ещё одним понятием - "социальная гостиница".             
                                                                                
У регионов есть такое право - предоставить дополнительное социальное жильё      
или обеспечение, если нет жилья, которое предоставляется на постоянной основе   
по всем показаниям, когда ребёнок-сирота выходит из детского учреждения. В      
данном случае также есть противоречие и норма, которая предложена автором       
законодательной инициативы, является избыточной.                                
                                                                                
Но есть ещё один момент. Мы на основании части шестой статьи 112 Регламента     
предлагали изменить срок, потому что средний срок непредоставления жилья        
составляет три - три с половиной года, а здесь предлагается десять лет, но к    
нам в комитет не поступило предложение об изменении. И ещё один момент, на      
котором хотелось бы остановиться. В данном виде инициатива влечёт за собой,     
наоборот, продление невыполнения обязательств перед этой категорией детей.      
                                                                                
Комитет просит отклонить данный законопроект.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить?    
Останина и Горячева.                                                            
                                                                                
Пожалуйста, Останина Нина Александровна.                                        
                                                                                
Присаживайтесь, Наталья Николаевна.                                             
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, 25 мая президент проводил в Кремле встречу    
с детьми-сиротами, с выпускниками детских домов, и одна выпускница из           
Тамбовской области, из Татановского детского дома, задала вопрос, что делать,   
если власть не предоставляет детям жильё, на что президент Медведев ответил:    
идти в суд.                                                                     
                                                                                
Ну, эта девочка не знала, что статистика говорит, что за три года таких         
судебных исков было примерно три тысячи, из них восемьсот восемьдесят девять    
дел находится на исполнении у судебных приставов, и никто не собирается         
детям-сиротам эти квартиры давать.                                              
                                                                                
Если бы дети-сироты обратились в комитет по вопросам женщин, Наталья            
Николаевна сказала, как бы им ответил комитет: что он не поддерживает           
предложение законодателей. Если бы они обратились в Комитет по вопросам         
местного самоуправления, то получили бы примерно такой ответ, который           
содержится в заключении этого комитета: это не относится к ведению местного     
самоуправления. По мнению Натальи Николаевны, норма является как бы             
избыточной, но я так не считаю.                                                 
                                                                                
Дело в том, что, когда мы обсуждали здесь весной текущего года предложения о    
распределении дополнительных доходов, наша фракция вносила предложение          
выделить из федерального бюджета примерно 10 миллиардов рублей на               
обеспечением жильём детей-сирот. Тогда председатель комитета по бюджету         
господин Васильев сказал, что, первое, федеральный бюджет не обязан исполнять   
это полномочие, поскольку данное полномочие относится исключительно к ведению   
субъекта Федерации. Поэтому отфутболили органы местного самоуправления,         
отфутболили депутаты Государственной Думы, и куда идти детям-сиротам, если      
даже президент, вместо того чтобы политическую волю проявить, предложил         
детям-сиротам идти в суд?                                                       
                                                                                
В этой связи Конституция Российской Федерации, которую пока ещё никто не        
отменял, а в частности статья 40, гласит, что каждый имеет право на жилище, в   
том числе и дети-сироты. Более того, в Конституции говорится о том, что         
дети-сироты, как малозащищённая категория населения, имеют право даже на        
бесплатное жильё, а статья 57 Жилищного кодекса даёт детям-сиротам право на     
обретение социального жилья. Когда дети сталкиваются с реалиями, то             
получается, что прописанные законами нормы расходятся с жизнью очень сильно,    
примерно так, как - сегодня Олег Николаевич Смолин рассказывал - в анекдоте о   
старушке, которая искала врача, поскольку она слышит одно, а в реальной жизни   
сталкивается с другим. Так вот, сейчас выпускники детских сиротских домов,      
которые живут в Томской области, стоят на очереди примерно пятьдесят лет, для   
того чтобы получить полагающееся им по Конституции как детям-сиротам жильё, в   
Тыве, Забайкальском крае, Пермской области, Иркутской области число таких       
детей составляет от полутора до трёх тысяч, в Кемеровской области - до шести    
тысяч. Это не наши цифры, это цифры, которые приводит пресс-служба              
Генеральной прокуратуры.                                                        
                                                                                
Всего в Российской Федерации сегодня на очереди на жильё стоят двести           
двадцать три тысячи семьсот детей-сирот, двести двадцать три тысячи семьсот     
детей-сирот нуждаются в получении жилья. Для этого необходимо выделить из       
федерального бюджета примерно 72 миллиарда рублей. Я думаю, что с учётом тех    
поступлений, которые были получены дополнительно, эту сумму вполне можно было   
бы осилить, не хватало только одного - политической воли. На сегодня такие      
фактически реалии: положим, в Томской области, для того чтобы обеспечить        
жильём детей-сирот, требуется 420 миллионов рублей, в 2010 году она выделила    
из бюджета областного только 12 миллионов рублей; в Иркутской области в 2009    
году вообще ни рубля не выделяли на жильё детям-сиротам, ни один ребёнок не     
получил жилья; в Кемеровской области требуется 6,3 миллиарда - выделили из      
федерального бюджета только 15 миллионов. В бюджете на 2010 год на              
приобретение жилья детям-сиротам был заложен всего 1 миллиард рублей, на 2011   
год заложили 6,2 миллиарда. То есть, получается, вот этих денег, средств        
достаточно, чтобы удовлетворить потребности тех детей-сирот, которые            
проживают только в одном субъекте Федерации, а их у нас восемьдесят три.        
                                                                                
В марте текущего года президент дал поручение правительству. Генеральный        
прокурор Чайка сказал, что у него есть свой оригинальный способ, который он     
готов внести в качестве законодательной инициативы. Ни от правительства, ни     
от генпрокурора Чайки на сегодня никакой законодательной инициативы нет.        
Единственное, что у нас есть сейчас, - это инициатива бывшего члена Совета      
Федерации Хазина, которую мы сейчас обсуждаем. Я думаю, что нельзя не           
согласиться с его предложением расширить источники финансирования, то есть      
дополнительно к средствам федерального бюджета, к средствам бюджетов            
субъектов Федерации добавить внебюджетные фонды и другие источники и хотя бы    
временно решить вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам за счёт вот этих    
социальных гостиниц. Совершенно очевидно, что те десять лет, которые указаны    
в законе, - это слишком долгий срок для нашей власти, нет ничего более          
постоянного, чем временное, и если это станет постоянно действующей нормой,     
то, конечно, дети-сироты обречены на то, чтобы никогда личное жильё не          
заиметь. Нам ничто не препятствует во втором чтении уменьшить вот этот срок,    
сократить до двух-трёх лет, но хотя бы дать возможность детям-сиротам           
переселиться, после того как они стали выпускниками детского дома, в свою       
отдельную комнату в социальной гостинице.                                       
                                                                                
Наша фракция поддержит этот законопроект в первом чтении при условии, что во    
втором чтении мы будем иметь возможность внести обозначенные мною поправки, в   
противном случае, конечно, поддерживать данный законопроект будет нельзя. Вот   
при таком условии мы согласны поддержать данный законопроект, потому что это    
хоть какое-то решение проблемы, ибо тема с мёртвой точки никак не сдвигается.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Горячева Светлана Петровна.                               
                                                                                
ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, о социальной политике в любом государстве, как известно,    
судят по положению стариков и детей, и в первую очередь детей-сирот и детей,    
оставшихся без попечения родителей. Невзирая на красивые политические сказки    
о бесконечных успехах по всем направлениям, за прошедшее десятилетие число      
сирот в нашей стране, увы, не уменьшилось, как не уменьшились и проблемы с их   
устройством, содержанием и адаптированием к взрослой жизни. Сейчас, как и       
десять лет назад, у нас только официально зарегистрированных более семисот      
тысяч детей-сирот, а сколько на самом деле беспризорников мигрируют по          
городам и весям, власти всё посчитать недосуг. И если до совершеннолетия        
судьба ребёнка-сироты ещё как-то определена, он может быть усыновлён, отдан     
под опеку либо в приёмную семью, на худой конец будет воспитываться в детском   
доме, то главное хождение по мукам для него начинается после восемнадцати       
лет. Давно уже для власти настало время задаться вопросом, кем становятся       
дети-сироты, достигнув совершеннолетия: честными законопослушными гражданами    
или правонарушителями и самоубийцами? Вопрос этот далеко не праздный.           
                                                                                
Первая проблема, с которой сталкивается сирота после выхода из детского         
учреждения, - где жить. Очередь на начало этого года - уже называлось -         
двести двадцать три тысячи семьсот детей-подростков, а получает жильё -         
вдумайтесь! - лишь каждый шестой, стоящий на учёте. Консолидированный бюджет,   
то есть федеральные, региональные средства, в семь раз меньше необходимого.     
Средний срок стояния в очереди - около четырёх лет, а это не такое уже          
короткое время, и где-то нужно жить.                                            
                                                                                
Такая же ситуация и с работой. Кто возьмёт молодого человека без жилья на       
работу, тем более что и профессиональный опыт им пока ещё не приобретён? И      
оказывается подросток в замкнутом круге, а это прямая вина власти в лице        
соответствующих министерств и губернаторов. Государство, как мы видим,          
равнодушно, но есть те, кто проявляет интерес к сиротам, - это прежде всего     
криминальные структуры. И начинают сирот вовлекать в преступную деятельность.   
Вот о чём говорит статистика: 40 процентов молодых людей из числа детей-сирот   
совершают преступления, зачастую тяжкие, столько же становятся алкоголиками,    
наркоманами, проститутками, 10 процентов, выйдя в свободное плавание, кончают   
жизнь самоубийством и только 10 процентов адаптируются. За мешок картошки по    
нашему законодательству можно мужика в тюрьму посадить, а за то, что 90         
процентов детей-сирот в России печально кончают жизнь, фактически ещё только    
её начав, никто из высокопоставленных чиновников в России никогда так и не      
ответил. Что это за мораль и политика, спрашиваю я вас, господа из партии       
власти?! Признать такую практику правильной, разглагольствовать о               
демографических прорывах и не замечать, что после совершеннолетия подросток,    
которого судьба и так наказала, лишив родителей, брошен на произвол судьбы, -   
преступно.                                                                      
                                                                                
Теперь по существу законопроекта, в чём его логика и актуальность.              
Представьте себе, подростку исполняется восемнадцать лет, его торжественно      
провожают из детского дома. Но кто его ждёт? Где он будет ночевать уже          
завтра? И где остановится все последующие дни? Тем, кто не собирается           
поддержать законопроект, я адресую эти вопросы. Задумайтесь, если вы ещё не     
совсем лишились сердца и сострадания. Своим равнодушием власть совершает        
тягчайшее преступление, и о последствиях такой ущербной политики                
свидетельствуют те цифры, которые я приводила. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"    
поддерживает законопроект. Именно социальная гостиница - это тот                
промежуточный вариант, который позволит подростку иметь под ногами фундамент    
сразу после выхода из детского учреждения.                                      
                                                                                
Ко второму чтению мы предлагаем две поправки. Первая - ужесточить обязанность   
регионов предоставлять жильё незамедлительно, но не позднее трёх лет с          
момента выхода ребёнка из детского учреждения. В экстренной ситуации молодой    
человек как раз и сможет пожить в социальной гостинице это время. И вторая      
поправка, она тоже очень необходима: вменить в обязанность федеральных          
органов и органов регионов, если в трёхлетний срок не предоставляется жильё,    
выплачивать сироте компенсацию на приобретение такого жилья. Вот тогда, может   
быть, главную проблему - что нам делать с детьми-сиротами после выхода из       
детских учреждений - мы сможем решить.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у представителей правительства и президента? Нет.     
Заключительное слово.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Наталье Николаевне Карпович на рабочем месте включите микрофон.     
                                                                                
КАРПОВИЧ Н. Н. Уважаемые коллеги, я ещё раз хочу обратить внимание, что этот    
законопроект направлен только на дополнение социальных гарантий. Регионы        
выполняют это из своего бюджета, это и сегодня делается, и в данном случае      
меры избыточные, потому что закон уже предполагает такую возможность            
обеспечения детей-сирот. То, что я сказала, - это не моё мнение, это мнение     
комитета, которое отражено в заключении. Это первый момент.                     
                                                                                
И второй момент. Хочу своих коллег проинформировать о том, что в                
Государственную Думу внесён Правительством Российской Федерации законопроект,   
в котором более широко и качественно проработаны все направления обеспечения    
детей-сирот, в том числе предусмотрено и ужесточение ответственности, и         
закрепление в Жилищном кодексе обязательств перед ними, которые должны          
исполняться. Этот законопроект уже находится в базе данных, прошу своих         
коллег ознакомиться.                                                            
                                                                                
В соответствии с этим комитет рекомендует к отклонению данную законодательную   
инициативу.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в   
первом чтении? Прошу проголосовать.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              124 чел.27,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    124 чел.                                          
Не голосовало                 326 чел.72,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.