Заседание № 231
О проекте федерального закона № 217472-3 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения государственных гарантий и компенсаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, мы с вами пропустили два пункта. По пункту 7 подошли докладчик и содокладчик? Я не вижу Пивненко в зале. Переходим к пункту 10... Здесь, да? Так, пункт 7: проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Докладывает по доверенности Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) депутат Государственной Думы Басыгысов Виталий Николаевич. Пожалуйста. БАСЫГЫСОВ В. Н., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые депутаты Государственной Думы, законопроект, который вносится Государственным Собранием Республики Саха (Якутия), касается Закона "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Те депутаты, кто связан с этой проблемой, помнят, наверное, что Государственная Дума рассматривала несколько проектов законов, где делалась попытка усовершенствовать этот закон и каким-то образом приспособить его к сегодняшним условиям. Вы помните первую попытку Правительства Российской Федерации в проекте бюджета 2001 года вообще полностью приостановить действие статьи 4 Закона "О гарантиях и компенсациях...". Приостановить - это был бы, конечно, самый простой способ не финансировать, и вопросов бы не было. Затем, вы помните попытку комитета Государственной Думы по проблемам Севера тоже усовершенствовать этот вопрос и расписать расходы по реализации этого закона по уровням бюджетов: бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Ну, вот сегодня в предлагаемом законопроекте Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) тоже со своей стороны предлагает решение этого вопроса, расписывая расходы по реализации закона о гарантиях и компенсациях северянам по уровням бюджетов и, кроме того, включая туда Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды социального страхования. Те, кто интересовался вот этим законом, посмотрели, наверное, отзывы Правового управления Аппарата Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, комитета Государственной Думы по проблемам Севера. Все эти отзывы противоречат друг другу. И это показывает, что этот закон... необходимо как воздух для северян его дальнейшее усовершенствование. Я думаю, что этим делом, конечно, сподручнее было бы заниматься Правительству Российской Федерации, но подходы Правительства Российской Федерации (я вам сказал) выразились в попытке при рассмотрении бюджета 2001 года приостановить действие статьи 4 закона о гарантиях и компенсациях северянам. Ну а сегодня вот эти различные попытки отдельных депутатов, Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока и субъектов Федерации... Вот конкретно по этому закону высказано очень много претензий со стороны Правового управления, со стороны Правительства Российской Федерации и комитета Государственной Думы по проблемам Севера. Но при желании эту проблему позитивным образом решить, конечно, можно было бы: принять этот законопроект в первом чтении с условием дальнейшей доработки его ко второму чтению. Государственное Собрание Республики Саха (Якутия) просит депутатов Государственной Думы поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по данному законопроекту сделает председатель Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Николаевна Пивненко. Пожалуйста. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Комитет по проблемам Севера и Дальнего Востока рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части уточнения государственных гарантий и компенсаций, внесенный Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Рассматриваемый проект федерального закона изменяет редакцию статей 2, 4, 10, 19 и 34 и вносит изменения в статью 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях...". Законопроект разработан субъектом права законодательной инициативы с целью сохранения и уточнения госгарантий и компенсаций по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, обеспечивающих равные качество и условия жизни населения в Российской Федерации. Комитет получил на данный законопроект девяносто отзывов от субъектов права законодательной инициативы, треть из которых содержит серьезные замечания концептуального и юридико-технического характера. В том числе в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы и заключении Правительства Российской Федерации не поддерживается принятие данного законопроекта. Комитет Государственной Думы считает, что Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", принятый в 1993 году, нуждается в соответствующих изменениях. И в настоящий момент в работе комитета на различных стадиях находится четыре законопроекта, вносящих те или иные изменения в указанный закон. Однако, на наш взгляд, некоторые концептуальные положения рассматриваемого законопроекта, о которых я скажу ниже, являются весьма спорными, что не позволяет рекомендовать его к принятию в первом чтении. Во-первых, в статье 1 законопроекта, касающейся статьи 2 действующего закона, говорится, что до принятия закона о районировании перечень районов Крайнего Севера утверждается Правительством Российской Федерации. В настоящий момент указанный вопрос регулируется статьей 13 Федерального закона "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации". Комитет считает нецелесообразным предложение менять существующую редакцию закона. Отсутствие четко прописанного механизма, определяющего отнесение той или иной территории к северной, может привести к очередному витку необоснованного расширения перечня территорий, отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Кроме того, предложенная редакция статьи, в частности согласование включения территорий в перечень с субъектами Российской Федерации, противоречит Федеральному конституционному закону "О Правительстве Российской Федерации". То же самое могу сказать по статье 4. В качестве источников финансирования госгарантий определяются федеральный бюджет, Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Предложенная редакция, по сути, исключает из источников финансирования госгарантий и компенсаций северянам бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, а также внебюджетные источники. Комитет считает это неверным в принципе. Кроме того, предложенная редакция содержит в себе внутреннюю несогласованность в части финансирования расходов за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, а также противоречит действующему законодательству - Бюджетному кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу, Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Следующий момент - установление районного коэффициента. Эти изменения противоречат действующему законодательству. Согласно статьям 315 и 316 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районного коэффициента, размер которого устанавливается федеральным законом. С учетом данных норм следует исключить излишние слова "единый для всех производственных и непроизводственных отраслей", так как районный коэффициент, компенсирующий дополнительные материальные и физиологические затраты гражданина в связи с работой в экстремальных природных климатических условиях Севера, должен быть единым для всех граждан, работающих на определенной территории. Из статьи 3 следует исключить и слова "по согласованию с субъектами Российской Федерации". Предлагаемая в законопроекте редакция о выплате компенсаций за сданное на Севере жилье только в связи с ликвидацией населенных пунктов и только гражданам, не получающим жилищных субсидий, ухудшит положение северян. Подобное могу сказать и по следующим моментам. Мы понимаем, еще раз повторяю, что закон действительно устарел, мы пытаемся этот закон менять. Инициатива парламента Республики Саха (Якутия) действительно продиктована жизнью и теми требованиями, которые высказывают нам, депутатам, избиратели из северных регионов. Но в данный момент, учитывая все аспекты предлагаемой законодательной инициативы, все заключения, оценивая правоприменительную практику, Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока после внимательного рассмотрения данной законодательной инициативы с привлечением экспертов принял решение об отклонении данного законопроекта. Председательствует Председатель Государственной Думы Г. Н. Селезнёв ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Уважаемые коллеги, будут ли у вас вопросы докладчикам? Нет? Есть ли желающие выступить по данному законопроекту? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект принять в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 00 мин. 12 сек.) Проголосовало за 63 чел. 14,0% Проголосовало против 68 чел. 15,1% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 132 чел. Не голосовало 318 чел. 70,7% Результат: не принято Законопроект не принимается.
Заседание № 230
О проекте федерального закона № 217472-3 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в части уточнения государственных гарантий и компенсаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат". Геннадий Николаевич, в связи с тем что докладчик по 11-му вопросу не может вылететь из Липецка... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По какому? ПИВНЕНКО В. Н. По 11-му, это законодательная инициатива парламента Якутии. Просьба перенести этот вопрос на 4 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пункт 11 - на 4 апреля. Ясно. Всё, да?