Заседание № 127
О проекте федерального закона № 217467-3 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о порядке учета районного коэффициента к заработной плате, применяемого при определении расчетного размера трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к нему местностях, в связи с осуществлением оценки пенсионных прав застрахованных лиц).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Законопроекты, принятые в первом чтении и предлагаемые к отклонению. Пункт 11. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Доклад Гайнуллиной Фариды Исмагиловны. Пожалуйста. ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в феврале 2003 года. У него достаточно тяжелая судьба. Речь идет о применении к фактически начисленной заработной плате коэффициентов при исчислении пенсионного капитала и при перерасчете пенсии в соответствии с 30-й статьей закона "О трудовых пенсиях...". Уважаемые коллеги, мы в течение трех лет работали над этим законопроектом и пытались решить эту проблему. Данный законопроект был предметом обсуждения на заседании Государственного Совета, где проблемы Севера обсуждались. Состоялось выездное заседание правления Пенсионного фонда Российской Федерации, где тоже предметом обсуждения был данный законопроект. Но, учитывая концепцию пенсионной реформы и закон "О трудовых пенсиях...", данный законопроект в этой редакции не имеет перспективы. Исходя из этого Комитет по труду и социальной политике вновь вернулся к данному законопроекту и предлагает вам его отклонить. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание выступить у представителей депутатских объединений? У представителей президента и правительства? Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с проектом постановления Государственной Думы и отклонить данный проект федерального закона? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции выступление? Это надо согласовывать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 17 сек.) Проголосовало за 292 чел.64,9% Проголосовало против 72 чел.16,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 365 чел. Не голосовало 85 чел.18,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 221
О проекте федерального закона № 217467-3 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (о порядке учета районного коэффициента к заработной плате, применяемого при определении расчетного размера трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к нему местностях, в связи с осуществлением оценки пенсионных прав застрахованных лиц).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ЛАБЕЙКИН А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Лабейкин по карточке Биндюкова. Уважаемый Геннадий Николаевич, есть просьба по вопросу 19 поменять содокладчика. Там числится Пашуто, а будет делать содоклад от имени комитета Лабейкин.
БАСЫГЫСОВ В. Н., депутатская группа "Народный депутат". Геннадий Николаевич, я по вопросу 19. В подготовке законопроекта принимала участие большая группа представителей субъектов. Они после обеда разъезжаются и просили, если можно, рассмотреть вопрос до обеденного перерыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это имеются в виду якутские депутаты, которые здесь находятся? БАСЫГЫСОВ В. Н. Да, но не только якутские. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рассмотреть до 14 часов, да? БАСЫГЫСОВ В. Н. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. До 14 часов. Это надо посмотреть по порядку, как там... Пожалуйста, Прощин Сергей Александрович. Нет.
БАСЫГЫСОВ В. Н. В связи с подготовкой вопроса здесь, в Государственной Думе, работало много представителей субъектов. Они просят рассмотреть вопрос 19 до обеда в связи с отъездом их. Прошу уважить представителей местных властей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, у нас - депутаты из Якутии, не ближний край. Я прошу прислушаться к просьбе комитета. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы вопрос 19 рассмотреть где-то в районе 13.30? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Илюхин - за. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 28 мин. 34 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 243 чел. Не голосовало 207 чел. 46,0% Результат: принято Принимается.
Коллеги, пункт 19: проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Представителя Государственного Собрания Республики Саха (Якутия) здесь у нас нет, и доложит данный законопроект Виталий Николаевич Басыгысов, который сказал, что сегодня надо представителям Якутии улетать. У нас, между прочим, в пятницу еще пленарное заседание. (Выкрики из зала.) А где якуты-то? Вот нам всем интересно. Пожалуйста, докладывайте. Ввели в заблуждение депутатов Государственной Думы. БАСЫГЫСОВ В. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Рассматриваемый сегодня законопроект касается почти двух миллионов пенсионеров северных в четырнадцати субъектах Российской Федерации. На днях в Государственной Думе распространено обращение группы депутатов, под обращением подписались депутаты, которые прекрасно знают проблемы и жизнь северных пенсионеров: это Рыжков Николай Иванович, Пивненко Валентина Николаевна, Чилингаров Артур Николаевич, Лигачёв Егор Кузьмич и многие другие. Я думаю, что еще целый ряд депутатов мог бы подписаться под данным обращением. И обращение, и необходимые документы представлены в распространенных среди депутатов материалах. В розданных материалах и обращении подробно изложена проблема, поэтому я остановлюсь на отдельных ее моментах. В соответствии с законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для расчета пенсии трудовая жизнь всех граждан России поделена сегодня на две части: до 1 января 2002 года и после. После 2002 года - всё просто и ясно: сколько работник перечислил страховых взносов и какой сформировал пенсионный капитал, такая пенсия у него будет. До 2002 года принцип расчета пенсии был совершенно другой, и для стыковки других законов со статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях..." был разработан специальный механизм оценки пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года и конвертации этих прав в расчетный пенсионный капитал. Уважаемые коллеги, у северян сегодня есть практически единственная льгота при оценке - это повышенное ограничение отношения средней заработной платы пенсионера к средней заработной плате в стране. В зависимости от районного коэффициента ограничение составляет или 1,4, или 1,7, или 1,9. Это достигнуто в результате длительных переговоров. И все пенсионеры-северяне просят передать благодарность депутатам и Правительству за понимание того, в каких условиях они проживают. Однако на сегодняшний день даже этой льготой, предоставленной по закону, пенсионеры отдельных районов четырнадцати субъектов Федерации не могут пользоваться в полной мере из-за неясности толкования статьи 30 закона "О трудовых пенсиях...". Дело в том, что в статье 30 закона законодатель не ответил на вопрос, о каком районном коэффициенте к заработной плате идет речь. Эта проблема признается и руководством Пенсионного фонда Российской Федерации. В статье 30 закона "О трудовых пенсиях..." используется не прописанное юридически понятие "районные коэффициенты к заработной плате". Термин "районный коэффициент" установлен в централизованном порядке и введен внутренним письмом Пенсионного фонда, которое не зарегистрировано в Минюсте, а значит, на сегодняшний день не должен иметь юридической силы, но применяется на практике. Коэффициенты, указанные в письме, были установлены еще в далекие 60-е годы и в последующем претерпели некоторые небольшие изменения. Постановлением Совета Министров в 1991 году было разрешено субъектам Федерации устанавливать районные коэффициенты в минимальных и максимальных пределах. Это было сделано для устранения неравенства между производственными и непроизводственными отраслями. (У нас бывало так, что производственники имели коэффициент 70 процентов, а непроизводственники в том же городе, в той же квартире могли иметь 30 или 40 процентов.) Четырнадцать субъектов Федерации воспользовались этой возможностью. Пенсионным фондом на сегодняшний день применяется двойной стандарт. Пенсионные взносы пенсионные органы собирали со всего заработка, с повышенным районным коэффициентом. И вот сегодня, когда приходит время расплачиваться, выискиваются всякие причины, выискиваются лазейки, для того чтобы как можно меньше выплачивать пенсию. Ведь сегодня какая обстановка? Четырнадцать субъектов, о которых идет речь, перечисляют пенсионных страховых взносов на сумму 54 миллиарда рублей, в том числе за счет разницы коэффициента - 9 миллиардов рублей. Если бы сегодня представить абсурдную ситуацию, когда бы все четырнадцать субъектов перестали выплачивать вот эту разницу, Пенсионный фонд по централизованно установленным районным коэффициентам потерял бы 9 миллиардов рублей. А расходы составляют на одну треть меньше. Между тем, по нашим расчетам, расходы на реализацию закона и восстановление справедливости по отношению к пенсионерам составили бы всего 2,3 миллиарда рублей. В ваших материалах в заключении Правительства говорится о 4,4 миллиарда рублей, но мы - люди заинтересованные, рассчитали всё по каждому из четырнадцати субъектов Федерации: сегодня эти расходы составляют не 4,4 миллиарда рублей, а 2,3 миллиарда рублей. Вы знаете, в остатках средств Пенсионного фонда Российской Федерации на начало 2003 года - 154 миллиарда рублей. При таких условиях можно было бы изыскать средства для восстановления справедливости в отношении пенсионеров-северян. Ввиду такой нелогичной и несправедливой трактовки Пенсионным фондом статьи 30 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" поток обращений пенсионеров с исковыми заявлениями в судебные органы о защите пенсионных прав растет. Только в Якутии в настоящее время в судах находится более пятисот обращений. Иски в судах удовлетворяются. В городе Нерюнгри Республики Саха (Якутия) под обращением, которое сегодня находится у вас, подписалось более двух тысяч пенсионеров. И вот представьте себе: сегодня угольщики, золотодобытчики, газовики и нефтяники Севера, которые создавали экономическую мощь нашей страны, России, - эти люди сегодня практически отлучены от этих отраслей и влачат жалкое существование, и их пенсия равняется всего 10 процентам от того, что они зарабатывали в этих отраслях промышленности. И сегодня они просят хотя бы 12 процентов от той зарплаты, от той "копилки", которую они вкладывали в экономическую мощь Российской Федерации. А средняя пенсия в Российской Федерации составляет 70 процентов от заработной платы. И в результате этих действий Пенсионного фонда в городах нарастает протест электората, который на декабрьских выборах у нас составил практически 30 процентов. Для чего северянам нужна пенсия с учетом максимальных, то есть фактически районных, коэффициентов? Сегодня она ниже прожиточного минимума у нас: в среднем во всех 14 регионах - от 70 до 84 процентов. Вот этот законопроект находится полностью в русле принципов идеологии новой пенсионной реформы: чем больше перечисляешь страховых взносов, тем больше должна быть пенсия. Уважаемые коллеги, прошу вас понять. Есть такое мнение, что северяне опять чего-то просят. Сегодня речь идет не о повышении коэффициентов, законопроект касается только фактически применявшихся до 1 января 2002 года коэффициентов. Речь не идет ни о какой льготе, речь идет о признании права пенсионера получать пенсию в соответствии с перечисленными до 2002 года пенсионными взносами и полагавшимися к его заработной плате коэффициентами. Обнаружившийся правовой пробел в статье 30 закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" требует нашего вмешательства - законодателей. Прошу вас, уважаемые коллеги, проголосовать за данный законопроект. Вашего голосования ждут 1,8 миллиона пенсионеров в четырнадцати субъектах Российской Федерации. В Государственную Думу обратились главы почти всех этих четырнадцати субъектов Федерации и Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, объединяющий 50 с лишним северных городов, и все они вас просят восстановить справедливость. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Виталий Николаевич. С содокладом выступает заместитель председателя Комитета по труду и социальной политике Александр Алексеевич Лабейкин. ЛАБЕЙКИН А. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Хочу подчеркнуть и отметить, что предложенный законопроект - это (все-таки у нас не так часто это бывает) законодательная инициатива субъекта Российской Федерации - Республики Саха (Якутия). Он затрагивает одну из острых проблем - пенсионное обеспечение северян. Надо заметить, что сейчас во многих северных регионах средний размер пенсии ниже прожиточного минимума и составляет в разных территориях из четырнадцати субъектов, о которых говорил докладчик, от 72 до 81 процента. Одной из причин такого положения, как было правильно подчеркнуто, является то, что в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не решена проблема конвертации пенсионных прав для лиц, вышедших на пенсию до 1 января 2002 года, там, где по решению субъектов Российской Федерации и в полном соответствии с российским законодательством были приняты решения о повышении районных коэффициентов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В Пенсионный фонд Российской Федерации отчисления производятся из фонда заработной платы с фактически начисленным районным коэффициентом, а пенсия выплачивается с учетом районного коэффициента, установленного в 1964 году. Законопроект предлагает начислять пенсию с учетом реально применяемых действующих районных коэффициентов, и это объективно, правильно и достаточно понятно. При этом хочу обратить ваше внимание на то, что, во-первых, предлагаемый проект закона не устанавливает дополнительных льгот для северян, а во-вторых, не требует дополнительных источников финансирования - не требует в том смысле, что источником финансирования является разница страховых взносов, выплачиваемых из фонда заработной платы, исчисляемой из фактически действующих повышенных районных коэффициентов, и суммы пенсий, выплачиваемых северянам с районным коэффициентом, который устанавливался в 1964 году. Именно в этом смысле не требуется дополнительных средств. Как вы знаете, фонд зарплаты состоит из трех частей: должностной оклад, северные надбавки и районный коэффициент. Например, в Якутии северная надбавка равна 1,8, районные коэффициенты - 1,7 и 2. Отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации производятся из всего фонда заработной платы, а к пенсии прибавляют только районный коэффициент, причем явно заниженный. Все северные регионы, как известно, являются донорами Пенсионного фонда в части отчислений от северных надбавок и не претендуют на эту часть своих страховых взносов. Далее. Я хотел бы это подчеркнуть: законопроект не охватывает всех пенсионеров-северян. Например, в Якутии он касается лишь 30 процентов пенсионеров из сельских жителей центральных и южных частей республики. Хочу отметить, что на данный проект федерального закона поступило тридцать отзывов от субъектов права законодательной инициативы, из них семнадцать положительных, четыре замечаний и предложений не имеют, восемь отрицательных, один с замечаниями. От высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило сорок шесть отзывов, из них четырнадцать положительных, пять замечаний и предложений не имеют, двадцать три отрицательных, четыре с замечаниями. Согласованные отзывы органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступили из десяти регионов, из них отзывы Московской и Вологодской областей оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Комитет Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока, который является соисполнителем в работе над этим законопроектом, полностью поддерживает его концепцию, Комитет Совета Федерации по социальной политике имеет концептуальные возражения по законопроекту, а Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов его полностью поддерживает. Правительство Российской Федерации не поддерживает данный законопроект. Надо заметить, что в Комитете Государственной Думы по труду и социальной политике внимательно проанализирован указанный законопроект, и наш комитет принял решение рекомендовать палате принять его в первом чтении. Прошу поддержать. Спасибо за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. А. Аверченко ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Алексеевич. Есть ли среди депутатов желающие задать вопросы? Пожалуйста, Будажапов. БУДАЖАПОВ С. П. Спасибо. Я хотел задать вопрос Виталию Николаевичу Басыгысову. Виталий Николаевич, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним есть люди, которые работали, скажем, в еще более сложных условиях, например в шахтах, люди, имеющие, так сказать, подземный стаж, то есть помимо районного коэффициента они должны иметь дополнительную пенсию, вернее, они получали дополнительную пенсию за сложные условия работы. Это учитывается в представленном вами законопроекте? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Басыгысову. БАСЫГЫСОВ В. Н. Сегодня разговор идет только о проблеме коэффициента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет больше депутатов, желающих задать вопрос? Кто желает выступить? Есть желающие. Прошу включить режим записи на выступления. Покажите, пожалуйста, список. Так, записалось восемь человек. Пожалуйста, Пивненко Валентина Николаевна. ПИВНЕНКО В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, депутатская группа "Народный депутат". Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Вопрос действительно поднимается всеми регионами Российской Федерации, которые имеют статус регионов Крайнего Севера и в которых действительно по объективным причинам с согласия или по предложению Правительства Российской Федерации самостоятельно были установлены в повышенном размере районные коэффициенты к заработной плате. Это была не дань моде, потому что такое право было предоставлено всем северным регионам, но воспользовались им те субъекты Российской Федерации - по отдельным районам, а не в целом по территориям, - где действительно необходимо было повысить размер районного коэффициента, чтобы закрепить людей на работе в особых природно-климатических и трудовых условиях. И поэтому установленные районные коэффициенты применяются до сих пор, применяются обоснованно, и с этих сумм постоянно производятся перечисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Но действительно, проблема конвертации пенсионных прав для северян решена частично, и как раз обошли те местности на Крайнем Севере, где вот такие решения были приняты. Законодательная инициатива парламента Якутии как раз направлена на то, чтобы вот эту дискриминацию устранить. Поэтому, рассматривая данный законопроект, данную законодательную инициативу, мы внимательно в комитете отнеслись к этим предложениям, считаем их обоснованными и считаем необходимым это поддержать, учитывая солидарный принцип пенсионной системы России и учитывая то, что северяне, имеющие установленные субъектами Российской Федерации районные коэффициенты, исправно отчисляют в общую пенсионную казну эти средства, но они ущемлены тем, что вот эта частица - она не попадает в их пенсионное обеспечение. Поэтому я бы попросила депутатов отнестись внимательно к этой законодательной инициативе, учитывая необходимость принятия данного решения и учитывая то, что это заработано людьми и они имеют право на некоторые изменения пенсионных прав. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна. Никитин Валентин Иванович. Ну, я смотрю, его нет. ИЗ ЗАЛА. Илюхин. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин, да? По карточке Никитина. ИЛЮХИН В. И. Уважаемые коллеги, я буду весьма краток. Ну давайте задумаемся. Сегодня более 60 процентов природных ресурсов Российской Федерации находится на Севере, и сегодня Север, жители Севера, несмотря на это, оказались в самых худших условиях. Ведь тот законопроект, который сегодня предлагается, действительно не требует дополнительных затрат из федерального бюджета. Так почему бы не восстановить справедливость? Я бы просил: давайте проголосуем. И наверное, дебатов-то здесь много нельзя вести: справедливость должна быть восстановлена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Я тоже буду очень краток. Уважаемые коллеги, районные коэффициенты, о которых сегодня идет речь, устанавливались в соответствии с законодательством, действовавшим в то время, и они действительно выше, чем те, которые используются при начислении пенсии. Я считаю, что существующее положение несправедливо. Более того, это сегодня нашло отражение в судебных решениях, и сегодня пенсионеры, обращаясь в суды, выигрывают эти суды. Я считаю, что мы должны исправить эту ошибку и восстановить в правах пенсионеров, которые сегодня живут в очень трудных условиях, в условиях Крайнего Севера. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Карлович. Мяки Артур Элденович, пожалуйста. МЯКИ А. Э., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые коллеги, наша фракция "Союз Правых Сил" внимательно изучила данный законопроект. Вы знаете, что мы не являемся сторонниками увеличения каких бы то ни было льгот, но в данном случае просто восстанавливается справедливость. Подумайте: за людей платятся в Пенсионный фонд большие деньги, чем они реально на сегодняшний день получают пенсию, и все северные регионы, как уже сказал докладчик, являются донорами Пенсионного фонда. Поэтому, если люди платят с повышенной зарплаты взносы в Пенсионный фонд, соответственно, они должны получать больше пенсию. Очень прошу вас подержать данный законопроект. Причем моего региона - Республики Карелия - это не касается, но если вы побываете в других регионах, в той же Якутии, увидите, что там действительно жуткие условия труда. И тех людей, которые сегодня осмеливаются жить на Севере, в том числе после выхода на пенсию не хотят переезжать, надо поддержать. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Чернышенко Игорь Константинович. ЧЕРНЫШЕНКО И. К., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, в дополнение к тому, к той информации, которую нам представил докладчик, я хотел бы вам напомнить еще два аргумента. Этот вопрос обсуждался до начала пенсионной реформы, и в 2001 году была создана согласительная комиссия с Советом Федерации. И только вследствие того, что предстояла пенсионная реформа и Правительство активно возражало против решения этого вопроса, вопрос тогда не был решен. А второй аргумент более существенный. Докладывая в конце прошлого года на заседании Правительства итоги первых месяцев пенсионной реформы, Михаил Зурабов, председатель правления Пенсионного фонда, признал в числе недоработок при реализации пенсионной реформы слабую пенсионную защищенность северян. И эта проблема нашла, так сказать, дальнейшее звучание в средствах массовой информации. Сегодня, по итогам первого года пенсионной реформы, прожиточный минимум в среднем по стране равен средней пенсии по стране, но во всех, послушайте внимательно, во всех северных регионах прожиточный минимум выше средней пенсии: в Мурманской области - на 15 процентов, в Магадане - на 25 процентов, в Корякии - на 50 процентов, то есть сегодня все пенсионеры, проживающие в северных регионах за полярным кругом, обречены на вымирание. И вот маленькие попытки увеличить пенсию или путем включения в пенсионный стаж времени срочной службы на Севере, или путем снижения возраста выхода на социальную пенсию представителей малочисленных коренных народов Севера, или как предлагается сегодня, как правило, по непонятным причинам встречают яростное сопротивление Правительства. И если мы сегодня не поддержим этот законопроект, который на маленькую толику увеличит пенсионную защиту людей, которых мы с вами привезли на Север в последние пятьдесят лет и бросили их сегодня там практически на вымирание, я думаю, это чести нашей Думе не сделает. Закон о севере 1993 года действует, и нам нужно делать всё для того, чтобы северяне, и работающие там сегодня, и не имеющие возможности получить работу, жили более или менее достойно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пискун Николай Леонидович. ПИСКУН Н. Л., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, в основном всё сказано, но от себя я добавлю. В 1991 году я был среди тех, кто готовил постановление Правительства, которым органам власти субъектов Федерации были переданы полномочия по установлению районного коэффициента на уровне максимально действующего на территории. Разговор был в кабинете Скокова, тогдашнего первого заместителя Председателя Правительства (если кто помнит, был такой первый заместитель), и разговор состоялся следующий в то время: ну никаких средств нет. Хотя очевидная несправедливость отраслевого принципа распределения коэффициентов привела к абсурду. На моей территории в одном дворе было два детских садика, принадлежавших норильскому комбинату и управлению образования, и районные коэффициенты у воспитателей детских садов разные: 1,8 и 1,6. Мы объяснили это дело Скокову, объяснили и Силаеву, подготовили документ. Но: денег нет, ребята, ищите на территориях. Вот и приняли такой документ, который передал полномочия исполнительным органам власти субъектов Федерации, а источник финансирования мы искали в своих бюджетах, бюджетах субъектов Федерации. Вот с тех пор мы и платим, кто сумел найти, практически все территории сумели. У меня коэффициент 1,8, на Чукотке - 2... И в том 1991 году хоть в этом плане мы установили на тот момент справедливость. Потом, с принятием закона "О трудовых пенсиях...", нас опять этого лишили. Мы просто возвращаем то, что недорешали тогда до конца. Уважаемые коллеги, не буду вас ни в чем больше убеждать. Прошу вас, как хорошо знающий проблему, проголосовать за. Я только сегодня с Таймыра, там 48 градусов. Таймыр передает вам всем привет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Владимир Александрович, я хотела спросить: а вы специально не по порядку называете фамилии или случайно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смотрите на табло, электроника так высвечивает. ДМИТРИЕВА О. Г. Да не совсем так. Уважаемые коллеги, я считаю, что в законопроекте на самом деле уже была предусмотрена возможность выплаты с учетом коэффициента, то есть так, как предлагают субъекты права законодательной инициативы. Другое дело, что, когда нет однозначной трактовки в законе, это позволяет органам Пенсионного фонда трактовать так, как они хотят, как правило, не в пользу пенсионеров. Поэтому для того, чтобы трактовка была такой, как это было задумано и в соответствии с принятым решением, нужно сделать ее однозначной, что и решается в данном законопроекте. Закон "О трудовых пенсиях..." вообще очень плохо сформулирован, и по очень многим позициям нам придется принимать законодательные акты, для того чтобы при исполнении закона трактовка была действительно в пользу пенсионеров. Я предлагаю проголосовать за данный законопроект, он действительно просто приводит всё в соответствие, дает однозначную трактовку, поэтому я предлагаю проголосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Лунцевич Валентин Васильевич, пожалуйста. ЛУНЦЕВИЧ В. В., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Аргументы в поддержку этого законопроекта высказаны, я хотел бы обратиться только к своим коллегам из центристских фракций и призвать их поддержать единогласно этот законопроект. Он действительно очень важен, и он будет характеризовать как бы наше отношение и отношение к нам с чисто политической точки зрения. Уважаемые коллеги, я прошу поддержать. По-моему, ни у кого даже не поднимется рука против этого законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все записавшиеся выступили. Есть ли фракции, настаивающие на выступлении? Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов, от фракции "ЯБЛОКО". Включите микрофон Останина. ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, я буду очень краток. "ЯБЛОКО" поддерживает данный законопроект. Мы считаем, что он устраняет те разночтения, которые существуют по данной норме закона. И мы предлагаем учесть при голосовании то, что Пенсионный фонд в настоящее время имеет достаточно большие свободные остатки и вопрос об источниках финансирования данного законопроекта на самом деле не стоит. Мы считаем, что это дает людям четкую законодательную трактовку и обеспечено ресурсами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Лигачёв Егор Кузьмич, фракция КПРФ. ЛИГАЧЁВ Е. К. Владимир Александрович, спасибо вам сердечное. Я хочу только отметить, что одна из самых больших опасностей, грозящих нашей стране, - это массовое обезлюдение Севера. С Севера уже уехали, если причислять сюда еще и Сибирь, миллионы людей. Между тем Север дает 22 процента всей валовой продукции при населении 6-7 процентов. Поэтому любого рода закон, который как-то облегчает и улучшает жизнь этих людей, настоящих героев, работающих на Севере, мы должны, как мне представляется, поддерживать. Я очень прошу моих товарищей, коллег проголосовать за этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель Президента будет выступать? Представитель Правительства? Люблин Юрий Зиновьевич, пожалуйста. ЛЮБЛИН Ю. З. Спасибо, Владимир Александрович. Уважаемые депутаты, я от имени Правительства хотел бы призвать вас к тому, чтобы вы решали этот вопрос не на основе эмоций, а на основе тех правовых норм, которые действуют в этой области. Жалко кому-то или нет, были деньги в 1991 году или нет, в постановлении Правительства, предоставившем субъектам Федерации право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате сверх федеральных норм, прямо записано, что это может делаться только за счет субъектов Федерации. И сегодня эти коэффициенты применяются за счет субъектов Федерации, а вы федеральным законом хотите перенести на федеральный уровень расходы по тем решениям, которые принимаются в регионах. Но если мы с вами живем в федеративном государстве, не может быть такой нормы, когда регионы принимают то, что они хотят, а расходы по этому поводу, в частности по пенсиям, возлагаются на федеральный уровень. Это первое обстоятельство. Что касается недопонимания очень многими депутатами того, какие коэффициенты применять. С августа 1991 года в Минюсте зарегистрировано и действует разъяснение (тогда называлось указание) Минсоцзащиты, Пенсионного фонда и существовавшего тогда Миннаца, в чьем ведении были проблемы Севера, которое четко обозначило, что для пенсий применяется только централизованный коэффициент. Если кому-то это не известно, обратитесь в те органы, которые исполняют это законодательство. Что касается вообще этой проблемы, поднятой Якутией, то она непростая, и конечно, ее надо решать, но таким способом, таким путем, который предлагается в этом законопроекте, она не может быть решена. И я призываю вас найти это решение, но не так, как это сделал Комитет по труду и социальной политике. Вы обратите внимание на заключение комитета - это пример большого абсурда. Комитет пишет о том, что предлагаемое решение не соответствует Конституции, и рядом пишет: давайте одобрим этот законопроект! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет ли выступать с заключительным словом докладчик? Пожалуйста, включите микрофон Басыгысову. БАСЫГЫСОВ В. Н. Я еще раз повторю наши аргументы. Сейчас говорил представитель Правительства: что будет, если субъекты Федерации начнут устанавливать коэффициенты какие хотят, а расходы потребуются федеральные. Мы сегодня уже говорили, что по коэффициентам мы начисляем отчисления в Пенсионный фонд и по сумме они составляют 9 миллиардов рублей, а расходы, еще раз повторяю, - 2,3 миллиарда. Поэтому аргументы Правительства несерьезные, они не должны восприниматься всерьез. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, переходим к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект закона "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Кто без карточки? Задорнов без карточки. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 49 мин. 28 сек.) Проголосовало за 265 чел. 58,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел. 41,1% Результат: принято Законопроект принят.