Заседание № 105
О проекте федерального закона № 217456-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 6-1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (в части установления ответственности за уклонение демонстраторов фильмов от регистрации в Единой федеральной автоматизированной информационной системе сведений о показах фильмов в кинозалах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 6-1 Федерального закон "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Алексеевич Литвинцев. Пожалуйста. ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР. Добрый день, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 6-1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" разработан с целью обеспечения контроля за функционированием единой автоматизированной информационной системы сведений о показе фильмов в кинозалах. Данный законопроект был разработан в связи с тем, что в конце 2012 года мы получили заключение Счётной палаты Российской Федерации, в котором были приведены достаточно неутешительные цифры: в единой электронной системе на сегодняшний день зарегистрировано порядка 26 процентов всех кинозалов в Российской Федерации. То есть мы можем предположить, что свыше 70 процентов всего, что находится в кинопрокате в Российской Федерации, сегодня в тени. С этой целью и был разработан данный законопроект - для того, чтобы те кинозалы и те кинопрокатные организации, которые работают на территории Российской Федерации, в обязательном порядке регистрировались в единой электронной системе и только после этого начинали работать. Неоднократно от наших производителей кинопродукции мы слышали упрёки, они приводили такие факты: многие кинопрокатные организации начинают работать, собирают определённую выручку и по истечении какого-то времени исчезают в неизвестном направлении, то есть юридические лица ликвидируются, и эти организации абсолютно никак нигде не отчитываются. Хотелось бы заметить, что, к великому сожалению, и проблема электронного билета, которую мы уже на протяжении многих лет обсуждаем, также до сих пор не решена. Вот для того чтобы в этой сфере навести порядок и всё-таки обязать кинопрокатчиков выполнять необходимые требования, и был разработан данный законопроект. Законопроектом предлагается ввести административную ответственность за уклонение демонстраторов фильмов от регистрации в единой федеральной автоматизированной системе сведений о показе фильмов в кинозалах, поскольку в настоящее время какой-либо ответственности в данной области законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Могу сказать, что на сегодняшний день миллиарды долларов вращаются в киноотрасли, но, к сожалению, находятся в тени. Мера, которую, по моему разумению, надо предусмотреть, - это штраф для юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 700 тысяч до 1 миллиона рублей. Вот вкратце всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Алексеевич достаточно подробно рассказал о концепции законопроекта, о той идее, которую он хотел представить депутатам Государственной Думы. В целом намерение автора законопроекта нами, несомненно, разделяется, конечно же, необходимо навести порядок в данной отрасли, я только не согласен с оценкой ёмкости этого рынка - миллиарды, но тем не менее. Вместе с тем следует отметить, что 12 февраля 2013 года вступил в действие Федеральный закон от 12 ноября 2012 года № 191-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", данным федеральным законом была введена новая статья - мы её очень подробно в этом зале обсуждали - статья 19.7-7 "Непредоставление информации в единую федеральную автоматизированную систему сведений о показах фильмов в кинозалах", устанавливающая административную ответственность для юридических лиц в размере от 100 тысяч до 400 тысяч рублей, а за повторное правонарушение - от 400 тысяч до 800 тысяч рублей. Указанная норма охватывает правонарушения, предусмотренные проектируемой статьёй 19.7-8 кодекса, следовательно, дополнительного правового регулирования в данной сфере не требуется. Мы полагаем, что необходимо предоставить возможность поработать той норме, которая нами недавно была принята, - статье 19.7-7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Когда мы получим какие-то результаты практики её применения, то будем готовы сотрудничать с Дмитрием Алексеевичем, поскольку он данной проблемой занимается, в плане совершенствования этой нормы, вступившей в силу несколько месяцев назад, так как проблема действительно возникает. Хотел бы отметить, что при обсуждении и прошлого, и настоящего законопроектов мы несомненно опирались на мнение Комитета Государственной Думы по культуре, являющегося соисполнителем, который предлагает Государственной Думе отклонить данный законопроект по тем основаниям, на которые я выше ссылался. Уважаемые коллеги, я прошу обратить внимание на заключение Комитета по культуре: оно очень ёмкое, очень предметное, что говорит о неподдельной обеспокоенности наших уважаемых коллег этой проблемой. Таким образом, учитывая всё мною отмеченное, давайте посмотрим характер и действие уже введённой нами нормы и на основании этого решим, нужно дополнительное правовое урегулирование или нет. В настоящее время мы считаем, что оно не требуется. Просим законопроект отклонить. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Алексеевич, у меня вопрос к вам. Вы учитываете в законопроекте так называемые кинозалы принудительного просмотра кинофильмов, именно принудительного? Я имею в виду пассажирские поезда, в которых из Москвы до областных центров по три-четыре часа едут люди, - там сидячие места, и на весь вагон показывают какие-то кинофильмы, причём такого содержания, что, когда человек доехал до своей станции, у него нервы до предела взвинчены: убийства, секс, страсти всевозможные. А куда денешься? Хочешь не хочешь, а сиди и смотри, потому что это включено в стоимость билета, а то, что показывают, иначе как сознательным причинением вреда здоровью назвать нельзя. Вот такие кинопоказы вы учитываете? А если учитываете, то, может, как-нибудь вмешаетесь, чтобы человек не мучился, будучи вынужденным смотреть такие фильмы, а мог хоть немножко отдохнуть? Он же не может на полдороге выйти! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутату Литвинцеву включите микрофон. ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Владимир Николаевич, спасибо большое за вопрос. То, о чём вы говорите, кинозалом не является, скорее всего, вы имеете в виду вагон-ресторан. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ЛИТВИНЦЕВ Д. А. В пассажирском вагоне я ни разу не видел таких кинозалов. Что касается звука, то мной был внесён законопроект, в котором предлагается, что такого рода насилие над пассажирами должно быть ограничено тем, что должны выдаваться наушники, как это давно уже делается во всех европейских странах: всем, кто хочет смотреть фильм и кому нужен звук, - пожалуйста, раздаются специальные устройства, которые позволяют слышать то, что происходит на экране. А такие вагоны, о которых вы говорите, как правило, не являются кинозалами, поэтому к ним применить эту норму вряд ли возможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. У меня небольшое выступление. Прежде всего о кинозалах. То, что мы их регистрируем, - это лишь маленький шажок на пути решения общей проблемы. Если вы поинтересуетесь, какие кинофильмы в частных кинозалах крутят и какие кинофильмы дают наибольший сбор денег, то, наверное, ужаснётесь. Анализ показывает, что наибольший сбор дают всевозможные фильмы ужасов, именно они, или фильмы сексуального плана, - вот на них народ идёт, вот за это платят, а на фильмы, как мы говорим, патриотического направления, духовно-нравственного направления, как правило, приходят два-три человека, и сборы очень маленькие. То, что вы зарегистрируете по этому закону дополнительное количество кинозалов... Ещё надо посмотреть: может, их надо не регистрировать, а закрывать, потому что они не несут просвещение и духовные ценности, они просто уродуют душу. А мы потом удивляемся, почему человек, даже ребёнок, выходит из кинозала и совершает те или иные преступления, или хулиганит, или оскорбляет кого-нибудь, - да он насмотрелся, а потом под воздействием этого так себя и ведёт! И второй момент: я задавал вопрос о поездах дальнего следования. Подчёркиваю, это не просто электрички, и это не вагоны-рестораны, это вагоны, в которых сидят по шестьдесят - семьдесят человек. Одни люди устали и хотели бы отдохнуть, другие люди какими-то своими мыслями заняты, а им тут что-то навязывают, только один-два человека, может быть, не против посмотреть какой-то фильм ужасов, где убийства, кровь течёт рекой и так далее, и из-за них остальные находятся под таким, так сказать, напряжением, давлением, стрессом. Вы правильно говорите, что надо бы, наверное, чтобы наушники у каждого пассажира были и он мог бы их включить: хочу - смотрю, не хочу - не смотрю, но так не делается. Я могу привести пример, пожалуйста: поезд Москва - Рязань, три часа в пути - и три часа непрерывного стресса! Так, может, мы вместе с вами или с вашим комитетом запретим это? То есть если у пассажиров нет наушников, то надо вообще запретить демонстрацию, принудительный просмотр тех или иных кинофильмов в вагоне! Мало того, когда я спросил проводницу: "А кто вам утверждает, подбирает фильмы, которые вы показываете?" - она ответила: "Да никто, что из дома принесём, то и показываем, что нам нравится, то и показываем - пусть все смотрят". Извините меня, это то же самое, что бить человека по голове молотком: хочет не хочет, может не может, а ударим и посмотрим, что с ним будет. Человек вот так три часа непрерывно смотрит на убийства, насилие, секс, кровь, удары - представляете, он каким приедет домой?! Конечно, он будет озлобленный, весь придавленный, весь, так сказать, задушенный, и ему уже не до добрых поступков! Я думаю, что это намного более серьёзный вопрос, чем просто регистрация каких-то кинозалов, и я просил бы ваш комитет на это обратить внимание. Нам надо разбираться сегодня в первую очередь не просто с количеством частных кинозалов, а с тем, что они показывают, потому что от этого зависит нравственное здоровье нации, что, наверное, важнее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Представитель президента? Правительства? Дмитрий Алексеевич, будете выступать? Пожалуйста. Заключительное слово докладчика. ЛИТВИНЦЕВ Д. А. Уважаемые коллеги, не буду утомлять вас своим выступлением, хотелось бы сказать лишь несколько слов. Огромное спасибо Владимиру Николаевичу Плигину за то, что он всегда с пониманием относится к тем инициативам, которые мы вносим, но хотелось бы вам сказать, что вы, как человек очень опытный в законодательном деле, ну, как бы должны понимать разницу между уклонением от регистрации и непредоставлением данных - это две совершенно разные юридические нормы. К сожалению, Комитет по культуре пошёл на поводу у наших российских кинопрокатчиков, и это вполне объяснимо, потому что, я ещё раз повторю, миллиарды крутятся сегодня в тени, и никто, естественно, не хочет с этими деньгами расставаться. Могу сказать одно: у нас на заседании комитета был представитель Министерства культуры, который как раз сделал акцент на том, что введена такая норма, как некорректное предоставление данных, и сейчас заметно увеличилось количество кинопрокатных организаций, которые регистрируются, потому что начали выявлять, начали штрафовать, и в связи с этим наблюдается прирост. Но мне хотелось бы отметить, что это только те кинозалы, которые нашли и где зафиксировали нарушения, а мы говорим о тех, которые вообще нигде не регистрируются и никаких данных никуда не предоставляют. Сегодня в Ассоциации независимых продюсеров - я повторяю: независимых, а не тех, которые монополизировали этот рынок, - говорят, что, к сожалению, если даже и попадает фильм в российский прокат, то отследить, где и сколько денег он собрал, невозможно, а если поймают за руку кинопрокатчика, то он в один прекрасный момент, собрав деньги, закрывается как юридическое лицо - и всё, он нигде никак не отчитывается, поэтому, думаю, абсолютно уместно и логично всё-таки ввести норму: если хочешь демонстрировать фильмы, будь добр, сначала зарегистрируйся, а потом, пожалуйста, работай в этой сфере, а если ты предоставишь неправильные или неточные данные, тогда для тебя будет уже другая форма ответственности. Всё это здесь достаточно чётко прописано. Как говорят, самый лучший способ избежать наказания - это не нарушать закон. Мне много раз журналисты задавали вопрос, почему такой штраф - от 700 тысяч до 1 миллиона... Так не нарушайте - и не будет никаких штрафных санкций! А то сегодня воруют деньги у наших российских кинопроизводителей, и никто за это не несёт никакой ответственности. Он год отработал, собрал какие-то деньги, и всё, растворился - как его потом найти? То есть его фактически нет, найти его и привлечь невозможно - страна у нас огромная! И хотел бы ещё сказать, что на самом деле рынок кинопроката у нас огромный, мы четвёртое место в мире сейчас занимаем по выручке, по доходности, поэтому я не стал бы так относиться к подобным законопроектам. Мы всё-таки должны навести порядок, и очень жёстко, тем более что это в том числе налоги, которые мы недополучаем в федеральный бюджет, и то, что происходит сегодня в прокате, в наших кинотеатрах, безусловно, кроме как безобразием не назовёшь! Владимир Николаевич, посмотрите все мои интервью на телевидении, в газетах - идёт серьёзная борьба с лоббированием. К сожалению, российские кинематографисты поддались на провокации американского кинобизнеса - сегодня весь российский кинематограф, в том числе и кинопрокат, лежит под американцами, и не сегодня завтра мы можем получить достаточно серьёзные и социальные, и экономические проблемы, потому что то, что на экране показывают, никаким нравственным нормам и идеалам не соответствует, тем более тем, о которых мы всегда говорим и которые близки русскому человеку. Мне было очень неприятно, что Комитет по культуре занял достаточно, так сказать, скользкую позицию, то есть, с одной стороны, вроде бы надо что-то делать, с другой - давайте-ка мы немножечко притормозим и посмотрим, как наш кинематограф будет тонуть дальше. Моя позиция заключается в следующем: мы с вами этого допустить не должны! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Алексеевич. Владимиру Николаевичу Плигину включите микрофон. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы полагаем, что сегодняшнюю дискуссию, которая состоялась в Государственной Думе, можно будет использовать, в частности, для того, чтобы в известной степени сориентировать практику применения статьи 19.7-7. Я думаю, что Комитет по культуре может переговорить с Министерством культуры Российской Федерации, для того чтобы инспекторская деятельность, которая проводится, была сориентирована и на то, на что обратил внимание Дмитрий Алексеевич: чтобы уклонение демонстраторов фильмов от регистрации оценивалось в рамках статьи 19.7-7, о которой я говорил. Если эта практика сложится неудачно, возможно, надо будет вернуться к этой конструкции, но нужно, говорю ещё раз, посмотреть практику. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Выносим законопроект на "час голосования".
38-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 6-1 Федерального закона "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 22 мин. 43 сек.) Проголосовало за 202 чел.44,9 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 208 чел. Не голосовало 242 чел.53,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.