Заседание № 176
08.07.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1672 по 1699 из 6289
Пункт 9. Проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад председателя Комитета по информационной политике Валерия Яковлевича Комиссарова. Пожалуйста. КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! После принятия проекта федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" во втором чтении 28 июня 2006 года нами в соответствии с замечаниями Правового управления Аппарата Государственной Думы были внесены коррективы лингвистического характера и коррективы, направленные на устранение внутренних противоречий в тексте законопроекта. Все эти исправления ни в коей мере не изменили смысла принятого во втором чтении законопроекта. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по докладу? Нет. Законопроект выносится на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2990 по 3007 из 6289
Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 50 мин. 06 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 172
28.06.2006
Вопрос:
О проекте федерального закона № 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (принят в первом чтении 25 ноября 2005 года с названием "Об информации, информационных технологиях и защите информации").
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2049 по 2457 из 7027
Пункт 8. О проекте федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доклад председателя Комитета по информационной политике Валерия Яковлевича Комиссарова. Пожалуйста. КОМИССАРОВ В. Я., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается во втором чтении законопроект "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", внесённый Правительством Российской Федерации. Все мы хорошо понимаем роль информации и информационных технологий в жизни нашей страны. Информация является в настоящее время ценнейшим продуктом и предметом разнообразных отношений. Информационные технологии являются важнейшим инструментом повышения эффективности различной деятельности, оказывают большую помощь в реализации так нужных народу России национальных проектов. Сфера информационных технологий развивается чрезвычайно быстрыми темпами, поэтому очень своевременным является совершенствование и обновление соответствующего законодательства. Представленный на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении законопроект "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", внесённый Правительством Российской Федерации, является новой редакцией Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", существенное изменение которого необходимо потому, что, будучи принятым в 95-м году, одиннадцать лет назад, он уже не отражает реальную ситуацию в информационно-коммуникационной сфере. Новый законопроект приведён в соответствие с федеральными законами, принятыми в последние годы, содержит положение о создании, использовании и регулировании информационно-коммуникационных сетей и информационных систем с учётом современного уровня развития информационных технологий. Законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 25 ноября прошлого года. В ходе подготовки проекта федерального закона № 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ко второму чтению Комитетом по информационной политике совместно с комитетами-соисполнителями - Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитетом по безопасности и Комитетом по энергетике, транспорту и связи - были рассмотрены и проанализированы заключение Президента Российской Федерации, поправки Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда, заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Всего было рассмотрено и предлагается вашему вниманию двести тринадцать поправок к законопроекту. В процессе этой работы поддерживался постоянный контакт с представителем правительства и экспертами, принимавшими участие в разработке законопроекта. Поправки и предложения, направленные на совершенствование содержания проекта, а также на исправление погрешностей юридической техники, были учтены при подготовке текста ко второму чтению. Изменения текста законопроекта, предложенные ко второму чтению, не нарушают его концепцию. В ходе доработки законопроекта изменилось его название: добавлена буква "о". Таким образом, теперь в новой редакции пишут "о защите информации", что соответствует правилам русского языка. И новое название данного законопроекта: "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Была несколько изменена структура законопроекта: исключена преамбула, возникли новые статьи, например статья 3, где сгруппированы все принципы соответствующего теме законопроекта правового регулирования, частично изменён порядок расположения статей и тому подобное. Эти изменения позволили сделать текст более логичным и чётким. Принятые содержательные поправки и предложения можно обобщить следующим образом. Первое - нормативные положения законопроекта более чётко приведены в соответствие с формулировками Конституции Российской Федерации и иных действующих актов федерального законодательства. Второе - уточнены цели и сфера действия закона. Третье - усовершенствован терминологический аппарат законопроекта, уточнены определения понятий "информационные технологии", "обладатель информации", "доступ к информации" и других. Четвёртое - более полно и чётко сформулированы положения об информации как объекте правового регулирования, что было вызвано большим количеством поправок к первоначальной редакции этих положений. Пятое - скорректированы права и обязанности обладателя информации. Шестое - приведены в соответствие с ратифицированной нами Конвенцией Совета Европы № 108 "О защите физических лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера" положения законопроекта по защите данных о частной жизни при сборе, обработке и предоставлении соответствующей информации. Седьмое - в законопроект внесена норма о функционировании государственных и муниципальных информационных систем на языках народов России, о чём были внесены поправки в первую очередь Государственным Советом Республики Татарстан, которые мы полностью учли. Восьмое - уточнены положения, обеспечивающие более чёткое выражение преемственности законопроекта по отношению к закону 1995 года, что важно для успешной работы по многочисленным нормативным правовым актам, созданным на его основе. Девятое - усовершенствован ряд положений о защите информации. Кроме того, изменены названия ряда статей. Например, статья 11 называлась "Документированная информация", а теперь называется "Документирование информации", что соответствует содержанию статьи, статья 12 называлась "Основы государственной политики в сфере применения информационных технологий", а теперь - "Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий", что потребовало изменения и текста статьи. Эти изменения были предложены Государственно-правовым управлением с учётом замечаний лингвистического характера. Хочу подчеркнуть, что мы получили дополнительные замечания и от Правового управления Аппарата Государственной Думы, направленные на устранение лингвистических неточностей и некоторых противоречий в тексте, которые мы обязательно учтём при подготовке законопроекта к третьему чтению. Внесённые в текст принятого в первом чтении проекта федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" изменения устранили в целом выявленные недостатки первоначального текста законопроекта и позволили вынести доработанный текст на второе чтение. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по информационной политике рекомендует Государственной Думе принять данный законопроект во втором чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Яковлевич. Уважаемые коллеги, на обсуждении проекта присутствует министр информационных технологий и связи Российской Федерации Леонид Дододжонович Рейман. Есть две таблицы поправок. Таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, содержит девяносто поправок. Есть ли замечания по данным поправкам и необходимость их отдельного обсуждения? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 51 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принято. Таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, содержит сто двадцать три поправки. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо поправки? Гудков Геннадий Владимирович, пожалуйста. ГУДКОВ Г. В. Уважаемый Борис Вячеславович, я прошу из этой таблицы вынести на отдельное голосование поправки 105 и 114. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет других замечаний? Нет. Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, без поправок 105 и 114. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 27 мин. 57 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Гудков Геннадий Владимирович, ваши замечания по поправке 105. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, поправка 105 очень простая. На сегодняшний день программные средства, которые внедряются, инсталлируются в объекты, обеспечивающие национальную безопасность и оборону, - они импортные, и, к сожалению, это никак не отвечает интересам безопасности нашего государства. Поэтому мы с коллегой Хинштейном предложили некую норму, которая запрещает с определённого времени их использование и даёт правительству полномочия утверждать перечень этих объектов, чтобы внедрить туда отечественное программное оборудование, программный продукт, с тем чтобы избежать возможности влияния на стратегические объекты извне. Такие примеры есть. Мы знаем ситуацию в Ираке, мы знаем ситуацию в ряде других стран, где происходят военные конфликты, когда системы ПВО, ПРО и так далее, навигационные системы выходят из строя по необъяснимым причинам. Техническая возможность уничтожить программу обеспечения стратегических военных и оборонных объектов существует, существует возможность взлома, вхождения в эти программы. Поэтому многие страны уже давно приняли соответствующие нормативные акты, ограничивающие или прямо запрещающие использование импортных программных продуктов на своих объектах. Посмотрите, что произошло в Китае: там гражданские ведомства, получившие компьютеры китайского производства и пытавшиеся их внедрить, на сегодняшний день имеют запрет со стороны Конгресса США. Ряд конгрессменов и сенаторов потребовали запретить даже сами компьютеры. А это Соединённые Штаты Америки, которые сами программные продукты изготавливают! Если взять сегодняшний пример, допустим, тот же Ирак: когда и американские компьютеры вышли из строя, то специалисты Microsoft, командированные из Соединённых Штатов Америки срочным самолётом, за три дня восстановили систему. В случае военного локального конфликта или какого-то иного кто будет восстанавливать наши системы, даже если там будут просто вскрыты какие-то ошибки, зависание систем при перегрузке? Мы считаем эту поправку важной. У нас много было дискуссий, но мы считаем, что эту поправку надо либо сейчас отклонять, но тогда надо договариваться о работе над этой темой вместе с правительством (хотелось бы послушать их позицию по этому вопросу, готовы ли они к этой работе) и, естественно, этот вопрос решать, либо в противном случае мы оказываемся без защиты, без собственных программных разработок, и в случае любого катаклизма российское военное оружие, на которое мы сейчас тратим миллиарды долларов, выйдет из строя, оно не будет работать, оно просто окажется бесполезной грудой металла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Валерий Яковлевич, ваша позиция. КОМИССАРОВ В. Я. Уважаемый Борис Вячеславович, это действительно очень серьёзная поправка, мы очень много дискутировали в комитете, но мы пришли к следующему выводу. Полностью осознавая правильность и важность того посыла, о котором говорят уважаемый коллега Гудков и уважаемый коллега Хинштейн, мы пришли к выводу, что в таком виде поправку нельзя принимать по нескольким обстоятельствам. Обстоятельство номер один. Насколько мне известно (вот сейчас министр Леонид Дододжонович Рейман, наверное, более детально об этом скажет), в самых ответственных стратегических отраслях нет такой ситуации, когда используется сугубо импортное оборудование. Там есть, естественно, отечественные аналоги, которые сделаны в единичных экземплярах, и, естественно, там нет опасности троянских коней, о чём говорят коллеги. Но в то же время эта поправка полностью запретит все импортные средства. То есть, например, вот сейчас милиция использует какую-нибудь криптологическую программу по поиску преступников, а этой поправкой будет запрещён Windows, будет запрещён DOS, будут запрещены все импортные программные продукты. Вот представьте себе систему авиадиспетчеров. Как вы знаете, это, к сожалению, импортная система. Но если мы сейчас, немедленно, с завтрашнего числа, отменим там программное обеспечение авиадиспетчеров, регулирующее проводки самолётов, и поставим какую-то несовершенную отечественную систему, несмотря на то что мы пока не можем обеспечить такой же уровень, то это просто приведёт к техногенной катастрофе. Безусловно, после изучения этой поправки мы обратились... Я лично подписал письмо к Фрадкову, чтобы было дано поручение министерству отдать приоритет отечественным программным разработкам, и только после того, как они будут созданы и, естественно, сертифицированы, - только после этого они смогут заменить импортные. В противном случае мы сейчас просто-напросто сделаем так, что любой милиционер, выезжающий на задание с японской рацией "Alinco"... то есть, если эта поправка будет принята, он не будет иметь права использовать этот программный продукт. Следующий аргумент в этой связи. Даже если мы говорим, что это отечественная разработка, это же не проработано таким образом, что... Предположим, какая-нибудь отечественная фирма, допустим, она будет называться "Братина", будет автором какого-нибудь отечественного windows, но если учредителем станет иностранная фирма, как это, к сожалению, мы видим в других отраслях, то это ничего не даст. То есть если она будет отечественная, зарегистрированная на территории России, но её учредителем будет какой-нибудь, так сказать, иностранец, то получится, что всё это будет абсолютно девальвировано. Естественно, мы считаем очень важной эту тему, мы считаем, что эти миллиарды надо направить на разработку отечественного программного продукта, мы по этому поводу обратились в правительство, но принимать эту поправку в таком виде нельзя, ибо мы немедленно обескровим наши правоохранительные органы, не дав им возможности работать на тех программных ресурсах, на которых они сейчас работают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И хотелось бы послушать мнение министра. Пожалуйста, Леонид Дододжонович. РЕЙМАН Л. Д., министр информационных технологий и связи Российской Федерации. Спасибо, Борис Вячеславович. Добрый день, уважаемые депутаты! Я полностью поддерживаю позицию, которая сейчас была высказана с трибуны. Нельзя запрещать сегодня применение программных продуктов, потому что это может привести к существенному снижению и технического, и технологического уровня наших правоохранительных органов. Сегодня сложилась такая ситуация, что в мире очень мало компаний, которые производят передовые программы, а мы должны применять самые передовые решения, для того чтобы уровень российский был на высоте. При этом я хотел бы напомнить, что в критических системах, я имею в виду системы оборонного комплекса специального назначения, применяются только те программные и аппаратные средства, которые прошли доскональную проверку в уполномоченных органах. Соответственно, определённые опасения, которые коллегами-депутатами были высказаны сейчас, мне кажется, не вполне состоятельны. И последнее. Мы готовы организовать рабочую встречу и работу по дополнительному рассмотрению этого вопроса и разработке подходов к решению этой проблемы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование поправка 105 по предложению депутата Гудкова. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 22 сек.) Проголосовало за 65 чел.14,4% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 68 чел. Не голосовало 382 чел.84,9% Результат: не принято Не принято. Пожалуйста, Гудков Геннадий Владимирович, по поправке 114. ГУДКОВ Г. В. Спасибо, Борис Вячеславович. Я коротко, просто ещё раз приведу статистику, чтобы понимали. Примерно 13 миллиардов долларов ежегодно Россия тратит на закупку импортных программных продуктов, в то время как свои программные продукты, разработанные специально для оборонки, простаивают и не находят потребления. Ну, я не буду спорить по 105-й, но, честно говоря, я так и не понял, почему не поддерживают 114-ю. Речь идёт о том, чтобы не допускать в программных продуктах - а речь мы в первую очередь вели о стратегических объектах - недокументированных функций. Вот академики, проанализировав программы, которые используются сегодня в России, допустим самые современные, самые последние Мicrosoft, выявили двадцать две неустранимые ошибки, путей обхода которых вообще нет, и как эти программы работают, как вот эти функции могут быть реализованы, никто не знает. Поэтому мы считаем, что если уж мы покупаем программный продукт, то должна быть полностью расшифровка. Сегодня только один Мicrosoft передал, и то по одной программе, 50 миллионов строк российскому правительству, а другие компании, которые поставляют программные продукты, вообще этого не делают, и мы не знаем, что содержится в программном продукте. Там может содержаться всё что угодно - от шпионских закладок до умышленных ошибок. В принципе шпионская закладка и умышленная ошибка ничем не отличаются: если извне вводится команда, которая активизирует вот эту неисправимую ошибку, то программа зависает и выходит из строя. Поэтому я вот как раз это не могу понять: почему 114-ю отклоняют? Ну, 105-я - ладно, дискуссионная, мы продолжим работу. Спасибо, что правительство готово в сентябре реализовать эту мысль. (Я просто хочу, чтобы это было в стенограмме.) Но почему 114-ю не принимать? Пусть они нам передают с программным продуктом и всю расшифровку, как они делают эту программу. Я не вижу здесь ничего криминального. Microsoft это уже сделал, пусть другие компании делают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Валерий Яковлевич. КОМИССАРОВ В. Я. Спасибо, Борис Вячеславович. По поводу поправки 114. Дело вот в чём. Поправка содержит терминологию, не используемую в тексте законопроекта и не раскрываемую ни в каких иных актах российского законодательства, а именно понятие недокументированных функций программно-технических средств. Правовое содержание поправки и последствия её принятия будут крайне неоднозначны. И я просто акцентирую внимание на том, что как раз в поддержку этой идеи, которую высказали коллеги Гудков и Хинштейн, мы сейчас будем проводить парламентские слушания, на которых будем рассматривать все отечественные альтернативные варианты программного обеспечения, для того чтобы познакомить с этим общество, депутатский корпус, правительство, и для того, чтобы со временем, безусловно, заменить все импортные средства, содержащие вот этих троянских коней, о которых говорил коллега, то есть исключить возможность дистанционного управления с Запада. Мы будем, естественно, этим заниматься. Но если сейчас мы введём эти понятия, которые вообще никак нигде не отражены, ни в одном законе Российской Федерации, то последствия этого будут крайне неоднозначны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет необходимости дополнять ещё? Ставится на голосование предложение депутата Гудкова принять поправку 114. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 39 мин. 11 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 64 чел. Не голосовало 386 чел.85,8% Результат: не принято Не принято. Уважаемые коллеги, мы рассмотрели таблицы поправок, нам необходимо теперь определиться по законопроекту во втором чтении. Кто за то, чтобы принять во втором чтении проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 02 сек.) Проголосовало за 395 чел.87,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принято. Спасибо, присаживайтесь, Валерий Яковлевич.
Заседание № 130
25.11.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и защите информации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 822 по 834 из 7937
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Мы просили бы пункты с 14-го по 17-й включительно - это блок законопроектов, связанный с ратификацией Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных - перенести на фиксированное время после пункта 25. Напомню, пункт 25 - это постановление "Об Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год", он и так стоит на фиксированное время. Таким образом, мы приступим к рассмотрению этого блока в 16 часов 30 минут. Это связано с тем, что официальный представитель находится на мероприятии с участием Президента Российской Федерации.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1125 по 1187 из 7937
Депутат Кашин предлагает снять с повестки дня пункт 10. Он не обосновывал это предложение, поэтому давайте его послушаем. Включите микрофон депутату Кашину для обоснования. КАШИН В. И. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы сказать по поводу нарушения этим законом, правильнее будет сказать, этой конвенцией, федерального закона № 101, который регламентирует международные договоры, конвенции и так далее, и тому подобное. Эта конвенция противоречит не только этому закону, но и статьям Конституции, в первую очередь статьям 23 и 24, которые защищают каждого человека, его возможность иметь о себе персональную информацию и быть собственником этой информации. Я также хотел бы в дополнение к сказанному добавить о характере русского человека, его духе, которые еще на Нюрнбергском процессе отмечал Геринг, когда объяснял причины поражения фашизма. И Даллеса тогда, и других врагов России уже сегодня очень волнует этот характер. Они хотят научиться им управлять, сделать так, чтобы без согласия русского человека вести тотальный контроль и управлять нашим обществом. Эта конвенция, как и законы, которые стоят с ней рядышком и которые мы должны рассматривать, как раз и составляют этот комплекс, этот триединый Змей Горыныч, во многом определяющий систему управления нашим народом. Вы вдумайтесь только, вдумайтесь в смысл этих законов и этой конвенции! Как можно отлучить человека от своей характеристики? Как можно создать электронного двойника, чтобы потом доказывать, что ты это ты? В этом плане нарушены не только Конституция и законы, о которых я говорил, но закладывается и нарушение презумпции невиновности, поскольку по этим биометрическим показателям сегодня квалифицируются преступники, в том числе и фашистские. О присвоении номеров или введении соответствующих имплантантов в тело человека как раз и напоминают сегодня фашистские концлагеря. По поручению тридцати общественных организаций я сегодня обращаюсь к своим коллегам: давайте остановимся! Что мы делаем с нашим народом и с нашей страной?! Когда мы будем прислушиваться к мнению наших избирателей? Когда мы будем, в конце концов, прислушиваться к мнению общественных организаций? Вы посмотрите, что по этому поводу говорит наша православная церковь, и не только православная, как к этому... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, я для стенограммы хочу отметить, что вы говорите не о пункте 10. Видимо, вы имеете в виду другой, пункт 14, правильно я вас понял, пункт 14? Да, понятно. В этой связи, уважаемые коллеги, поскольку также и депутат Крутов поставил вопрос о том, чтобы снять пункты 14, 15, 16 и 17 с повестки дня, - я предлагаю поставить на голосование это предложение. Ставлю на голосование предложение депутатов Кашина и Крутова снять с повестки дня пункты 14, 15, 16 и 17. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 41 мин. 35 сек.) Проголосовало за 84 чел.18,7% Проголосовало против 31 чел.6,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4% Результат: не принято Вопрос остается в повестке дня. Время мы еще уточним по предложению Логинова.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1254 по 1295 из 7937
И последнее предложение - это предложение представителя правительства Логинова Андрея Викторовича пункты 14, 15, 16 и 17 начать рассматривать в 16.30, в фиксированное время. Есть возражения, коллеги? Есть. Депутат Чуев. Включите микрофон депутату Чуеву Александру Викторовичу. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, вот здесь уже состоялась очень серьезная дискуссия по этим законопроектам, которые на самом деле действительно ограничивают права наших граждан. Обсуждать их после 16.00 - это значит лишить наших граждан возможности увидеть трансляцию обсуждения по телевидению сегодня. Фактически, как вы сами понимаете, до перерыва средства массовой информации дадут эту информацию, и все узнают, как мы обсуждали и как голосовали по этим законопроектам, а после 16 часов, а может, в конце заседания, когда части депутатов не будет в зале, естественно, будет легче принять тот или другой законопроект. Я считаю, я уверен, что такие важнейшие законопроекты нужно обсуждать раньше. Давайте уважим наше правительство и, наоборот, вперед их поставим, а не назад. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поскольку есть возражение, ставлю на голосование предложение представителя правительства рассмотреть пункты 14, 15, 16 и 17 повестки дня в фиксированное время, в 16.30. Прошу включить режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 46 мин. 32 сек.) Проголосовало за 300 чел.66,7% Проголосовало против 68 чел.15,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел.18,0% Результат: принято Принимается предложение правительства. Рассматриваем в фиксированное время.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6570 по 7545 из 7937
Переходим к пунктам 15, 16 и 17 повестки дня. По этим трем пунктам одновременно доклад сделает Леонид Дододжонович Рейман. Пожалуйста. А содокладчиками будут у нас выступать соответственно по двум - Плигин, потом Кармеев, да? РЕЙМАН Л. Д. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется пакет законопроектов, который мы внесли одновременно с конвенцией и который требуется по условиям ратификации конвенции. Я начну с первого. Первый законопроект подготовлен в целях реализации статьи 4 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных и имеет для конвенции ключевое значение. Вместе с тем законопроект рассматривает действие конвенции по обработке персональных данных и без применения средств автоматизации - то, о чем мы с вами говорили, об этом был вопрос. Законопроект создает общие унифицированные требования к сбору и обработке персональных данных во всех сферах, где такие персональные данные используются. Законопроект вводит требования к информации, предоставляемой субъекту персональных данных во время сбора его персональных данных. Это служит одним из правовых механизмов обеспечения прав и свобод субъекта персональных данных. Устанавливаются критерии законности действий, связанных с обработкой персональных данных, а также пределы ограничения прав субъектов персональных данных в связи с обеспечением общественных интересов и безопасности государства. Это в том числе, кстати, частичный ответ на вопрос, который был задан во время ратификации конвенции. Я хотел бы выделить несколько важных норм. Первое - это обязательное наличие согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных. Второе - это повышение меры охраны особых категорий персональных данных, к которым, в частности, могут относиться данные о состоянии здоровья. Третье - это право доступа субъекта персональных данных к своим собственным персональным данным, в законопроекте оно сформулировано. Четвертое - регистрация информационных систем персональных данных. Все системы, которые занимаются накоплением персональных данных, подлежат учету. И наконец - создание уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, который будет иметь компетенцию по расследованию жалоб, обращений, нарушений порядка работы с персональными данными. В настоящее время Правительством Российской Федерации решен вопрос о подписании дополнительного протокола к конвенции 2001 года, требования указанного протокола учтены в представленном законопроекте "О персональных данных". Представленный законопроект "О персональных данных" позволит восполнить имеющийся на сегодняшний день в законодательстве пробел и создать необходимую общую правовую основу для регулирования отношений, связанных с обработкой персональных данных в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Второй законопроект, который представляется вашему вниманию, - это проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы...". Сегодня законодательство Российской Федерации включает в себя значительное количество нормативных правовых актов, которые содержат отдельные нормы в области персональных данных. Эти нормы, к сожалению, разрозненны и носят подчас противоречивый характер, не всегда имеют правильные и понятные механизмы реализации. В ходе разработки настоящего законопроекта было проанализировано более ста законодательных актов, касающихся вопросов регулирования отношений по сбору и обработке персональных данных, и в результате было решено, что ратификация Конвенции Совета Европы и принятие федерального закона "О персональных данных" потребуют внесения изменений в двадцать три федеральных закона. Мы считаем, что на сегодняшний день это реально отражает наши потребности. Я могу перечислить те законы, в которые необходимо внести изменения, но с целью экономии времени, думаю, делать этого не надо. Если вы сочтете нужным, я готов их назвать. Ну и, наконец, последний - это законопроект "Об информации, информационных технологиях и защите информации", который тесно связан с уже представленными мною законопроектами. Этот законопроект подготовлен во исполнение пункта 22 плана правительства по законопроектной деятельности и является новой редакцией действующего на сегодняшний день закона "Об информации, информатизации и защите информации". Поскольку представленный законопроект является базовым в сфере регулирования общественных отношений, связанных с использованием информации, то при выработке мер, необходимых для ратификации конвенции, было признано целесообразным внести его на рассмотрение Государственной Думы в составе соответствующего пакета законопроектов. Он направлен на установление правоотношений и устранение имеющихся пробелов и противоречий в сфере информационных технологий, в частности на приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой, применяемой на сегодняшний день в сфере информационных технологий. По этой логике, в частности, было изменено название: слово "информатизация" заменено на "информационные технологии", это сегодня является устоявшимся термином. Законопроект решает целый ряд актуальных проблем, которые обозначились в ходе применения закона "Об информации, информатизации и защите информации". Кстати, хотя он работает с 95-го года, у нас есть опыт его реализации, и мы, с одной стороны, приводим всё в соответствие, с другой - вносим те изменения, которые считаем позитивными для развития рынка информационных технологий. Законопроект создает необходимую правовую базу для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий. Центральное место будущего закона в системе информационного законодательства Российской Федерации определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений, что позволит обеспечить единообразие системы и единообразие подходов в регулировании сферы информационных технологий. Исходя из изложенного принятие настоящего федерального закона позволит создать правовую основу для реализации государственных задач, связанных с построением в Российской Федерации информационного общества и обеспечением возложенных на нас задач, а также обеспечением вхождения Российской Федерации в мировое информационное пространство. Все замечания, которые были высказаны по этим законопроектам, устранялись на этапе подготовки законопроектов. В то же время могут существовать различные дополнительные комментарии, замечания и формулировки, которые мы готовы отработать при подготовке документов ко второму чтению. Просил бы, уважаемые депутаты, поддержать законопроекты. Благодарю за внимание. Готов ответить на вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присаживайтесь, пожалуйста, Леонид Дододжонович. По пунктам 15 и 16 одновременно предоставляю слово для содоклада Владимиру Николаевичу Плигину. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона "О персональных данных", внесенный Правительством Российской Федерации. Я вынужден, к сожалению, более подробно остановиться на этом проекте закона. У вас имеется заключение комитета, оно есть в материалах по законопроекту, на одиннадцати страницах, поэтому позволю себе не перечислять те проблемы, которые есть, полностью, но отдельные я назову. Как указано в пояснительной записке, целью законопроекта является создание общих унифицированных требований к сбору и обработке (хранению, актуализации, использованию, раскрытию и предоставлению) персональных данных физических лиц во всех сферах, где используются персональные данные. Названные требования должны основываться на положениях Конституции Российской Федерации, устанавливающих право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (статья 23, часть 1), запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24, часть 1), ряда других статей Конституции Российской Федерации. Реализация основополагающих принципов защиты персональных данных в законодательстве Российской Федерации прямо предусмотрена статьей 4 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Закон по этому поводу Государственной Думой сегодня принят. В настоящее время в Российской Федерации сбор и обработку персональных данных осуществляет большое количество разных по своему правовому положению, характеру и объему полномочий субъектов, включая государственные органы, органы местного самоуправления, различные государственные и негосударственные организации, действующие на основании разрозненных, нередко не согласованных между собой положений законодательства Российской Федерации. При этом единые подходы к деятельности рассматриваемых субъектов по сбору и обработке персональных данных действующим законодательством не установлены. Отсутствует единый специализированный правовой механизм защиты прав граждан при обработке персональных данных. Нередки случаи дублирования полномочий государственных органов. В сложившейся ситуации существенно снижается уровень защиты прав граждан при обработке их персональных данных, затрудняется доступ граждан к административным услугам, а сами граждане нередко принуждаются к выполнению избыточных процедур. Широкое распространение, к сожалению, получили случаи несанкционированного доступа к собранным различными государственными органами и иными организациями персональным данным, их незаконного копирования, распространения и использования. Можно говорить о сформировавшемся рынке полученных преступным путем информационных систем и баз, содержащих персональные данные. Все факты по этому поводу вам известны, а вредоносность этого деяния, я думаю, каждый имеет возможность проверить, к сожалению, даже на практике собственной семьи, когда раздаются телефонные звонки от разного рода лжестраховых компаний по очередным предложениям о страховании автомобилей, после того как несанкционированно была опубликована база данных, касающихся владения автомобилями. Таким образом, принятие законодательного акта, устанавливающего унифицированные правила сбора и обработки персональных данных физических лиц, а также правовые механизмы защиты прав граждан при сборе и обработке персональных данных, представляется актуальным и концептуально обоснованным. Именно из этого мы исходили, предлагая Государственной Думе принять данный законопроект в первом чтении. Вместе с тем... И вот после слов "вместе с тем" я должен сказать, что, конечно же, при рассмотрении данного законопроекта становится понятно, что он готовился, видимо, в большинстве своем специалистами, специализирующимися на работе с техническими средствами, поэтому в отношении законодательной техники он в некоторой степени непривычен и нуждается в корректировке применительно к использованию понятий, которые употребляются в данном законопроекте. Следует уточнить содержание понятия "субъект персональных данных", указав, что данное понятие включает в себя граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. Содержание понятия "обработка персональных данных" нуждается в унификации с пунктом "с" статьи 2 конвенции. Следует уточнить перечень конкретных действий, охватываемых понятием "обработка персональных данных". Нуждается в дополнительном обсуждении использование в тексте законопроекта понятия "информационная система персональных данных", поскольку указанное понятие включает в себя не только собственно совокупность собранных персональных данных, но и используемые при их обработке программные средства, в то время как в конвенции используется понятие "автоматизированный файл", под которым понимается любой комплекс данных, подвергающихся автоматизированной обработке. В связи с этим представляется уместным рассмотреть вопрос об использовании близкого по содержанию понятия "база персональных данных". Требует уточнения содержание понятия "оператор" применительно к задачам данного закона. Следует уточнить соотношение понятий оператора - собственника информационной системы и оператора, которому обработка поручена собственником, это часть 2 статьи 6 законопроекта. Кроме того, в пункте 5 части 1 статьи 1, а также в ряде других норм законопроекта вместо понятия "орган государственной власти" следует использовать более общее понятие "государственный орган". Нуждается в четком определении предмет правового регулирования и сфера действия рассматриваемого законопроекта. Пункт 1 части 2 статьи 3 законопроекта исключает из предмета правового регулирования законопроекта персональные данные, обрабатываемые для личных и семейных нужд. Данное положение нуждается в уточнении. В частности, следует уточнить содержание понятия "личные и семейные нужды". Кроме того, в целях предотвращения нарушений прав граждан на неприкосновенность частной жизни необходимо указать, что положения федерального закона не применяются к персональным данным, обрабатываемым физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, лишь в случаях, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных. Хотелось бы также остановиться на следующем. В целом целесообразно рассмотреть вопрос о распространении на биометрические персональные данные правового режима, предусмотренного для особых категорий персональных данных. Нуждается в уточнении перечень условий сбора и обработки персональных данных. Представляется, что правомерной может быть обработка биометрических персональных данных при наличии письменного согласия субъекта персональных данных либо в случаях, когда в соответствии с законом это согласие не требуется. Нуждается в уточнении редакция статьи 9 законопроекта, устанавливающая перечень особых категорий персональных данных: необходимо привести данную редакцию в соответствие со статьей 6 конвенции - необходимо унифицировать используемый в рассматриваемой норме понятийный аппарат, в частности, исключить отсутствующее в конвенции понятие "сексуальные наклонности". Кроме того, необходимо согласовать положения статьи с нормами действующего законодательства, запрещающими требовать от граждан сообщать о своем участии в деятельности или о членстве в политических, религиозных и иных объединениях. Я бы хотел также... я понимаю всю проблемность именно этого доклада, но позвольте остановиться еще на одном аспекте. Нам следует с особым вниманием отнестись к тем нормам законопроекта, которые предусматривают установление унифицированного идентификатора персональных данных. Я думаю, что мои коллеги из Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций на этом вопросе остановятся. Мы с большим вниманием отнеслись к тем пожеланиям, которые высказали различные конфессии, и я считаю, что при подготовке законопроекта ко второму чтению мы более четко и определенно покажем, что данные идентификаторы касаются не личности, а определенного набора сведений. Вызывает принципиальное возражение статья 24 законопроекта, предусматривающая создание государственного регистра населения Российской Федерации в том режиме, несколько неопределенном, как это сформулировано в настоящее время в законопроекте. Таким образом, текст законопроекта в целом нуждается... (Микрофон отключен.) Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы А. Н. Чилингаров ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё? Сколько вам нужно еще времени, Владимир Николаевич? ПЛИГИН В. Н. По этому законопроекту - тридцать секунд. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Текст законопроекта в целом нуждается в тщательной редакционно-юридической доработке, которую, я думаю, мы успешно сумеем сделать с учетом заявления министра о готовности сотрудничать с Государственной Думой. По второму законопроекту я буду исключительно краток. Уважаемые коллеги, вносятся изменения в целый ряд законов в связи с возможным принятием первого из обсуждаемых законопроектов. Редакционно мы будем готовы доработать эти предложения. Единственное, на что хотел бы обратить внимание. Так как злоупотребления в связи с обработкой персональных данных приобрели массовый характер, причем такие деяния причиняют существенный вред правам граждан, следует дополнить законопроект нормой, предусматривающей внесение в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений, направленных на установление уголовной ответственности за преступления, связанные с незаконным доступом к персональным данным и их использованием в случаях, если такие деяния повлекли или могли повлечь причинение существенного вреда охраняемым законом правам граждан, интересам общества и государства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Уважаемые коллеги, у нас министр выступил по трем законопроектам, поэтому сейчас содоклад члена Комитета по информационной политике Анбяра Кармеева, пункт 17. Пожалуйста. КАРМЕЕВ А. А., фракция "Единая Россия". Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги, уважаемые приглашенные! Комитет Государственной Думы по информационной политике рассмотрел проект федерального закона № 217354-4 "Об информации, информационных технологиях и защите информации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает, что внесение системообразующего, по сути, базового законопроекта в информационно-коммуникационной сфере - это очень важный шаг правительства. Сразу хочу отметить, что соисполнителями по данному законопроекту были несколько комитетов: Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитет Государственной Думы по безопасности и Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" является новой редакцией Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", изменение которого необходимо, поскольку, будучи принятым в 1995 году, как уже отмечал Леонид Дододжонович в своем докладе, он уже не отражает реальную ситуацию в информационно-коммуникационнй сфере. Отдельные положения действующего закона противоречат Гражданскому кодексу Российской Федерации и не согласуются, в частности, с Федеральным законом "О коммерческой тайне". Важными новациями внесенного Правительством России законопроекта "Об информации, информационных технологиях и защите информации" являются, по мнению комитета, положения о регулировании создания и использования информационно-коммуникационных систем и сетей с учетом современного уровня развития информационных технологий, введение понятия "обладатель информации" (статья 2, пункт 5, и статья 5), что позволяет решать вопросы о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя, согласованность с Гражданским кодексом Российской Федерации вопросов передачи информации по договору другому лицу, исключение требования установления перечня персональных данных. В связи с рассмотрением сегодня палатой проекта федерального закона "О персональных данных" необходимо подчеркнуть отсутствие противоречий между положениями законопроекта "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и законопроекта "О персональных данных". Основными замечаниями Комитета Государственной Думы по информационной политике являются следующие. Сужается сфера действия по сравнению с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации", поскольку исключено понятие "информационные ресурсы" и основным предметом правоотношений является информация, хотя информационные ресурсы являются очень важным предметом правоотношений, так как на базе их использования принимаются управленческие решения в самых различных областях жизнедеятельности, осуществляется предоставление услуг населению. Важно в этой связи также и то, что в большом количестве субъектов Федерации (более пятнадцати) на основе действующего Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" были приняты и действуют законы субъектов Российской Федерации об информационных ресурсах и информатизации, которые обеспечивают правовую основу формирования и использования информационных ресурсов субъектов Российской Федерации. Считаем, что не учитывать этого нельзя. В законопроекте не определен термин "электронный документ", а введен термин "электронное сообщение", что является более узким термином. Отсутствуют нормы по регулированию такого важнейшего вида информационных ресурсов, как база данных. Имеются и некоторые другие замечания в содержательном плане. Замечания имеются в заключениях, представленных комитетами-соисполнителями Государственной Думы, комитетами и комиссиями Совета Федерации. Мы уверены, что совместными усилиями, прежде всего разработчиками законопроекта, замечания ко второму чтению будут учтены. Об этом также заявил уже сегодня министр, и всё необходимое для устранения недостатков будет сделано. Уважаемые депутаты, в целом Комитет Государственной Думы по информационной политике поддерживает концепцию проекта федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" и рекомендует принять данный законопроект в первом чтении. Доклад окончен. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, три законопроекта первого чтения, пункты 15, 16 и 17. Есть вопросы к докладчикам? Есть. Уважаемые коллеги, есть предложение: по одному от фракций. Так, кто от фракции Компартии - Кашин или Кибирев? Пожалуйста, включите Кибиреву микрофон. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Леонид Дододжонович, отношение различных частей российского общества к представленным вами законопроектам очень и очень неоднозначно. Скажем, представители Русской православной церкви категорически возражают против замены человеческой личности ее электронным кодом и всей системы тотального контроля за личностью. Вы сегодня выступили в качестве докладчика, как представитель государства. Вот к вам как к представителю государства вопрос: как государство собирается выходить из этой ситуации, как оно будет улаживать отношения в связи с этими законами, если вступят они в силу, с значительной частью российского общества - представителями Русской православной церкви? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЕЙМАН Л. Д. Спасибо большое. Вы знаете, я думаю, что опасения на этот счет небезосновательны. Во-первых, мы очень благодарны всем, кто принимал участие в дискуссии и представил свои замечания. Во-вторых, когда анализируешь те замечания, которые были сделаны, в том числе и представителями конфессий и общественных организаций, то видишь, что с юридической точки зрения они весьма и весьма взвешенны. Мы постараемся ко второму чтению выработать правильную формулу, которая смогла бы устроить тех, кто опасается каких-то последствий такого шага. Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что, когда мы говорим об идентификаторах персональных данных, речь не идет о замене имени, фамилии, ни в коем случае, мы говорим только об идентификаторе того файла, тех самых персональных данных, о которых идет речь, для того чтобы иметь возможность сверять их в различных базах данных. Идентификатор вводится именно для того, чтобы он не отождествлялся с конкретным человеком. Надо сказать, что в обращении Священного синода Русской православной церкви к органам власти стран СНГ и Балтии было подчеркнуто, что использование биометрических данных человека не является грехом и не должно считаться поводом для критики и возмущения со стороны верующих. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Дододжонович, на следующие вопросы отвечайте покороче, пожалуйста. Мы заканчиваем работу. От ЛДПР кто? Пожалуйста, Ближина. БЛИЖИНА Л. Ф., фракция ЛДПР. У меня вопросы к депутату Кармееву. Скажите, пожалуйста, определяет ли данный закон права обладателя информации? И согласован ли он с Гражданским кодексом Российской Федерации? Почему в новой редакции закона нет понятия "информационные ресурсы"? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КАРМЕЕВ А. А. Уважаемая Любовь Фёдоровна, я уже в докладе говорил, что это определенная новация - "обладатель информации". Этот термин, понятие, вводится именно в новой редакции, вы правильно заметили, его в прошлой редакции не было. А что касается информационных ресурсов, то это то, на что обратил внимание Комитет по информационной политике, и мы можем это уточнить ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тарачёв, я так понимаю, от "Единой России", да? Пожалуйста. Кому вопрос? ТАРАЧЁВ В. А., фракция "Единая Россия". Леонид Дододжонович, в тексте законопроекта не раз встречается норма, которая позволяет распространять, передавать и обрабатывать персональные данные лица без его согласия в случае, если это производится в интересах жизни, здоровья, а также если получение его согласия фактически невозможно. Вот будьте любезны, приведите, пожалуйста, пример, когда распространение и передача личной информации могут служить интересам жизни и здоровья. И не кажется ли вам, что такие формулировки оставляют чересчур широкое поле для усмотрения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РЕЙМАН Л. Д. Спасибо. Это действительно вопрос деликатный, но тем не менее я готов привести пример. Предположим, человек умирает. Его персональные данные могут распространяться, для того чтобы принять соответствующие акты, распорядительные документы. Это вот один пример. Второй. Например, человек находится в бессознательном состоянии и необходимо определить, какая у него группа крови, для того чтобы можно было ему спасти жизнь. Вот такой второй пример. Или, допустим, человек болен хроническим заболеванием и злостно не принимает меры какие-то для того, чтобы не распространять это заболевание. Это определено уже и подтверждается решениями различными, суда, например, или других органов. Необходимо применять против него какие-то меры? Таких случаев очень и очень мало, но тем не менее, к сожалению, они в нашей повседневной практике есть. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос от фракции "Родина". Крутов, пожалуйста. КРУТОВ А. Н. Правительство Российской Федерации с маниакальной регулярностью пытается присвоить гражданам России какие-то номера, особенно за счет федерального бюджета. Сначала был ИНН, потом на свет божий появились идентификаторы персональных данных, которые значительная часть населения не приемлет по своим убеждениям. У меня вопрос к министру и к председателю комитета: скажите, пожалуйста, готовы ли вы изъять из этого законопроекта статьи 23 и 24, которые противоречат самой сути норм о защите прав и свобод гражданина? РЕЙМАН Л. Д. Спасибо за вопрос. Если можно, я тогда начну. На самом деле, еще раз говорю: статьи 23 и 24 ни в коей мере не противоречат. Я еще раз подчеркну, что идентификаторы, о которых идет речь, - это, по сути дела, номера записи, соответствующие набору персональных данных, это номера файлов, которые мы используем, чтобы можно было эти персональные данные обрабатывать. Информационные технологии развиваются. Хотим мы, не хотим, а базы персональных данных создаются. Я могу вам привести такой пример: вы приходите в магазин, получаете дисконтную карту, вас просят сообщить фамилию, имя, отчество, год рождения. Как эти данные используются, непонятно. Мы хотим упорядочить этот процесс. Эти данные должны собираться для понятных целей, и процесс использования этих персональных данных должен находиться под контролем. На это и направлены законопроекты, которые сегодня обсуждаются. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плигин. И потом вопрос от фракции Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, статью 24 в этой редакции мы предлагаем в законопроекте снять, поэтому это предложение будет учтено. А что касается статьи 23, то будут введены более корректные формулы, действительно отдаляющие физическое лицо от цифрового обозначения, точнее, исключающие такого рода обозначения человека, через цифру. Будут обозначаться цифрами определенные базы данных, но не личность. Поэтому я здесь просил бы действительно успокоить людей, в том числе и представителей конфессий, которые объективно указывают на этот вопрос. Что касается статьи 24 предлагаемого проекта, я также хотел бы отметить, что и в заключении Комитета Государственной Думы по безопасности отмечается, что данная статья должна быть снята или существенно переработана. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нам нужно посоветоваться. Осталось две с половиной минуты до окончания нашего заседания. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Идет процедура обсуждения сразу трех вопросов. Я хочу сказать, что мы тут поступили хитро: мы сразу три вопроса запустили в обсуждение и мы теперь не можем не закончить их рассмотрение. Есть следующее предложение: продлить заседание до завершения обсуждения начатых вопросов, то есть пунктов 15, 16, 17. Кроме того, у нас с вами есть два проекта постановления. Было также предложение депутата Головатюка рассмотреть пункт 19 сегодня, но, хочу обратить ваше внимание, это законопроект первого чтения, при рассмотрении которого требуются по процедуре и вопросы, и выступления и так далее. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы продлить сегодняшнюю работу до завершения рассмотрения пунктов 15, 16 и 17 повестки дня, да, и принятия протокольных поручений? Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Протокольные мы обсудим за тридцать секунд. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 00 сек.) Проголосовало за 278 чел.61,8% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 286 чел. Не голосовало 164 чел.36,4% Результат: принято Продлеваем. Что касается пункта 19, его рассмотрение переносится на 7 декабря. Я думаю, что мы успеваем. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Головатюк, пожалуйста. Что за проблема? Почему нельзя рассмотреть 7 декабря? ГОЛОВАТЮК А. М. Уважаемые коллеги, этот вопрос касается денег. С 1 января... Мне надо тридцать секунд на доклад и одну минуту на голосование - всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Он касается денег, но что это?.. ГОЛОВАТЮК А. М. Правительство согласно, все согласны, только технически... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если мы 7 декабря рассмотрим, мы что, не успеваем эти деньги запустить, что ли? ГОЛОВАТЮК А. М. Мы не успеваем его ввести в действие с 1 января. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему? Коллеги, мне подсказывают, что здесь такой проблемы нет. Если мы 7 декабря рассматриваем, мы успеваем принять закон до 1 января. Пожалуйста, запишитесь на выступления те, кто хотел бы выступить по трем вопросам повестки дня. Мы записываем на выступления сразу по трем пунктам повестки дня. Кто хотел бы выступить? Депутат Фоменко. Прошу прощения, я объявил уже. Отмените режим записи. Прошу прощения, я запутался. Депутат Фоменко, вопрос. Фоменко Александр Владимирович, пожалуйста. ФОМЕНКО А. В., фракция Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Скажите, пожалуйста, Леонид Дододжонович, каким образом вы предполагаете создавать тот самый федеральный орган, который будет ответственным за учет и хранение информации, а также сколько будет стоить его создание? И вопрос Владимиру Николаевичу: какие санкции предполагается применять к тем лицам, которые будут заниматься несанкционированным сбором персональных данных? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По всем трем пунктам выступления будут. РЕЙМАН Л. Д. Спасибо. Проектами законов, которые мы сегодня рассматриваем, предполагается, что правительство должно определить уполномоченный орган, который будет заниматься этой работой. Я просто хочу дать в качестве справки информацию о том, что во всех странах существует орган, на который возложены подобные обязанности. И именно этот орган занимается рассмотрением каких-то нарушений, заявлений по нарушениям в сборе, хранении и обработке персональных данных. Скажем, в Англии такой орган рассматривает до двадцати тысяч заявлений ежегодно. Мы считаем, что с экономической точки зрения это примерно тридцать - пятьдесят сотрудников и соответственно заработная плата, которая на это потребуется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Логика санкций, возможных уголовных санкций, укладывается в логику главы 28 "Преступления в сфере компьютерной информации". Санкции - это штрафные санкции по, скажем, не тяжким составам и те, как, допустим, в статье "Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ", где во второй части указана санкция, которой предполагается лишение свободы на срок от трех до семи лет. Я думаю, что в зависимости от тяжести преступления санкции будут укладываться примерно в эти рамки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, в рамках предложенной процедуры я предлагаю выступить по трем пунктам, которые мы сейчас обсуждаем. Есть ли желающие выступить? Есть. Кашин, Крутов. Два выступления, три, фиксирую. Чуев. Всё, черту подвели. Слово - депутату Кашину. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, вообще, удивляться приходится, как в нарушение Регламента такие важнейшие законы продавливаются у нас в палате. Тем не менее по делу я бы хотел сказать следующее. Из заключений комитетов, которые рассматривали внимательно эти законопроекты, в общем-то, видна вся несостоятельность предложенных законопроектов, и Владимир Николаевич Плигин об этом достаточно убедительно говорил, причем речь шла именно о концептуальных вопросах. Речь шла в первую очередь о том, что законопроект не соответствует ряду статей Конституции и значительно противоречит двадцати шести федеральным законам. И невзирая на эти противоречия, за законопроект сегодня в таком виде, я чувствую, "Единая Россия" проголосует. Мне хотелось бы сказать, что общественные организации, православные и другие конфессии категорически возражают против принятия этих законов. Посмотрите, сколько сегодня вокруг Думы православных людей ходит, которые протестуют против этого, а мы на это, как говорится, закрываем глаза, мы всё делаем для того, чтобы внедрить автоматизированную систему, без согласования с человеком ввести имплантанты, числовые и другие идентификационные коды и сделать из наших людей электронный муравейник, которым легко управлять, влияя на их здоровье, сознание и так далее. Даже в фашистских лагерях до этого не додумались. Поэтому наша фракция будет категорически возражать и агитировать наш народ против этих дурных законов, если только не изъять статьи, которые, по существу, отстраняют человека от его интеллектуальной личной собственности, связанной с профессиональными данными. Вы посмотрите, возьмите науку: чтобы открыть любую страничку в Интернете и получить какие-то данные, надо заплатить. А здесь мы создаем товар в лице каждого человека, товар, который пойдет как спекулятивный. Вот Рейман, наверное, дорого будет стоить, чтобы все его характеристики получить в Израиле или Америке. Любой другой депутат в этом плане тоже, наверное, несет в себе определенную закрытую информацию. Вообще, я уже говорил, что генетика русских людей, россиян, и дух их, их стержень, конечно, давно тревожат врагов России, отсюда заходы и подходы к тому, чтобы повлиять на те стержневые составляющие, которые связаны с патриотизмом, любовью к родине. Я хочу сказать также и об экономической непроработке: тридцать-сорок человек и оборудование, а в регионах, областях это целое структурное министерство, которое будет, я еще раз хочу сказать, заниматься всевозможной спекуляцией, продажей этой информации. Вы посмотрите, человек, который является собственником своих данных, не имеет никакого отношения к этому своему электронному двойнику. Я думаю, уважаемые коллеги, нам нельзя голосовать за этот законопроект. Давайте доработаем его в соответствии с хорошими заключениями комитетов по законодательству и по общественным организациям. Давайте эти законопроекты доработаем, о чем здесь говорил Плигин, уберем самые злые статьи, тогда мы успокоим наше общество. С чем мы сегодня выйдем на улицы к нашим людям? Вот с этим злым, направленным против населения России, против его интересов законом, который сегодня проголосуем? С чем вы поедете на съезд завтра, что людям скажете? Между собой мы можем договориться, а как люди посмотрят на эти вещи? Я говорил, тридцать общественных организаций во вторник поручили мне сделать подобное заявление. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Единственное, я напоминаю вам, что мы обсуждаем эти законопроекты в первом чтении, и всё, о чем говорил Плигин, всё, о чем говорил представитель комитета по религиозным организациям, - всё это мы можем с вами учесть при подготовке ко второму чтению. Пожалуйста, Крутов. КРУТОВ А. Н. Уважаемые субъекты персональных данных, уважаемые идентификаторы! Судя по тому, как с нами активно проводят практическую имплементацию - бедный русский язык! - это выражение из пояснительной записки к законопроекту "О персональных данных" скоро станет обычным обращением среди граждан России, как стало "мужчина" и "женщина" вместо "товарищ". Мне лично не очень хочется быть субъектом персональных данных, тем более идентификатором. На днях мы крестили тридцать воспитанников детского дома, эти маленькие, брошенные родителями детки получили красивые имена: Василий, Николай, Ксения, Любовь, Борис, и мы, православные, хотим, чтобы они прожили свою жизнь с именами своих святых, а не с компьютерными номерами. Любые действия государства, направленные на защиту прав и свобод человека, находят у фракции "Родина" понимание и поддержку, но многие положения рассматриваемого законопроекта вызывают, мягко говоря, недоумение. Хотя министр тут и говорил, что работали над этим законопроектом четыре года... Четыре года работы - и такой слабый документ! Об этом говорил и председатель комитета. Понятийный аппарат не проработан, не определен перечень персональных данных. Что входит в понятие "общедоступные персональные данные", кто определяет избыточность или неизбыточность персональных данных, что такое всевозможные биометрические данные, кто и как может быть собственником информационной системы, что за дополнительные случаи, устанавливаемые правительством, при которых не требуется регистрация информационной системы, кем и для чего будет использоваться государственный регистр? Сегодня всё более очевидным становится тот факт, что, прикрываясь борьбой с международным терроризмом, сильные мира сего выстраивают систему глобального управления человеческим сообществом, куда втягивают и Россию. Возрастают возможности социального и политического контроля над личностью, и становится возможным осуществлять непрерывный контроль за каждым гражданином и вести постоянно обновляемые компьютерные файлы-досье. У наших чиновников нет денег на увеличение пособий многодетным семьям, на рождение детей, увеличение пенсий и зарплат, а вот на то, чтобы знать о своих гражданах всё: от результатов анализа ДНК до формы уха, до политических взглядов и религиозных, философских убеждений, сексуальных наклонностей, - деньги нашли, хотя сбор и обработка такой информации в принципе запрещены Конституцией России, но, как всегда, существуют исключения, и их в законопроекте хватает с избытком. Одна статья 8 чего стоит! Сначала утверждается, что сбор и обработка информации осуществляются только с согласия человека, но затем говорится о случаях, когда согласие не требуется. А в статье 6 говорится о том, что на сбор информации вообще никакого согласия не нужно. Специальный уполномоченный орган будет заниматься координацией. Он получит право контроля над всеми информационными базами страны. Он что, будет независимый или будет подчиняться правительству? Кроме того, создавать информационную систему теперь будет возможно, только имея соответствующую регистрацию. Каков механизм ее получения, тоже неясно. При высокой степени коррупции в государстве и черном рынке персональной информации, где можно приобрести базы данных самых разных государственных и частных структур, в законопроекте отсутствует реальное наказание за кражу информационных баз. А вы знаете, что хакерское движение имеет убедительные примеры несанкционированного вторжения в закрытые информационные сети Пентагона, НАСА, ЦРУ и других правительственных учреждений США. И что самое интересное, законопроект вводит для обязательного употребления, что бы здесь ни говорил господин министр, уникальный и постоянный для каждого лица пожизненный и посмертный идентификатор персональных данных, заменяющий имя человека. Форма и порядок присвоения и использования этого суррогата имени не определены в законопроекте. Так вот что касается заявления Священного синода, господин министр. Священный синод Русской православной церкви в своем обращении заявил, что персональный код оскорбляет религиозные чувства верующих: законопроект не содержит достаточных гарантий на отказ от принятия идентификатора, нельзя в системах учета присваивать людям некий номер, который будет использоваться вместо имени, подобно номеру паспорта, учетные номера могут относиться не к личности, а к документу или к записи в базе данных, - и отметил, что вместе с рядом технических преимуществ создание и объединение массивов личной информации, а также развитие электронных средств опознания личности таят в себе немало опасностей. Не исключена возможность централизованного сбора сведений о частной жизни граждан и об их убеждениях. Это создает угрозу правам и свободе личности, делает возможным тотальный контроль за жизнью человека, в том числе за его мировоззрением. Такое развитие событий усиливает опасность предвзятого отношения к человеку на основании его религиозных, политических или иных взглядов. И наконец, главное: недопустимо, чтобы люди, по разным причинам отказывающиеся от участия в новой идентификационной системе, были оттеснены на обочину жизни, существенно ущемлены в правах, подвергнуты дискриминации при приеме на работу, распределении социальной помощи и так далее. А вот альтернативной системы учета законопроект не предусматривает. Альтернативная система учета данных должна быть, чтобы не было случаев массовых протестов и митингов, как это было недавно при введении ИНН. Поэтому мы считаем, что предложенный законопроект опасен для общества, и фракция "Родина" будет голосовать против этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" выступил Крутов. Вы тоже? Пожалуйста, Чуев. (Шум в зале.) Мы не договаривались, что по одному выступающему от фракции, так как три законопроекта мы обсуждаем одновременно. Поэтому включите микрофон депутату Чуеву. ЧУЕВ А. В. Уважаемые коллеги, я хочу напомнить не только то время, когда мы с вами принимали законы и поправки в Налоговый кодекс, связанные с ИНН, я хочу напомнить, как принимался закон о документах, удостоверяющих личность гражданина, и как появилось на свет понятие "личный код", который до сих пор имеет свой след в наших внутренних паспортах. К счастью, код не появился, он был исключен из законопроекта, и тем не менее такая графа осталась. На сегодняшний день мы рассматриваем законопроект "О персональных данных", который принимается в соответствии с международной конвенцией. Но если мы внимательным образом изучим этот законопроект, мы увидим, что в нем есть ряд положений, которые противоречат не только международной конвенции, в частности статье 8, но и Конституции Российской Федерации, - это статьи 23 и 24. Здесь об этом уже говорилось, я просто напомню вам текст законопроекта, кто не читал: "Государственный регистр населения Российской Федерации содержит идентификаторы персональных данных всех физических лиц, постоянно или временно проживающих или пребывающих на территории Российской Федерации". Это означает, что без всякого согласия, без всякого заявления, все граждане России должны быть идентифицированы некими номерами. Вот что вызывает сегодня серьезное опасение и неприятие. Вот что сегодня стало поводом для того, что синод Русской православной церкви был вынужден обратиться с заявлением, письмом, по этому поводу. На мой взгляд, статьи 23 и 24 в том виде, как они есть, необходимо исключить во втором чтении из этого законопроекта, но сегодня в первом чтении надо принять соответствующие поправки в проект постановления Государственной Думы, которые указывали бы на необходимость изменения этих позиций во втором чтении. В противном случае люди этого не поймут, если законопроект будет принят в первом чтении без таких дополнительных положений. Проблема заключается также в том, что уникальный идентификатор, который устанавливается статьей 23, по существу не что иное, как цифровой или цифробуквенный код. И не важно, будем ли мы напрямую его относить к гражданину, или будем запись нумеровать этим кодом. В законопроекте прописано "присваивается лицу", вот в чем проблема. Номера людям присваивали только в одном месте, и это известно из нашей истории, - это были нацистские концентрационные лагеря. Я надеюсь, что наша страна все-таки никогда до этой стадии не дойдет. Поэтому я считаю, что для того, чтобы успокоить наших граждан, и прежде всего православных верующих... А я напоминаю, что, когда принимали ИНН, это породило очень серьезные последствия, и было даже создано общественное движение "За жизнь без ИНН". И до сих пор существует проблема, связанная с тем, что многие приходы отказываются принимать ИНН. И слава богу, что мы как бы договариваемся или пытаемся договориться с министерством по налогам и сборам (теперь - Минфином) по поводу того, чтобы использовать все-таки личные данные людей для налогового учета. Ничто не мешает фамилию, имя, отчество, место жительства, дату рождения использовать в качестве универсальных идентификаторов, тем более что личный идентификатор, ассоциирующийся с человеком, позволяет в случае ошибки, компьютерного сбоя либо какой-либо специальной агрессии в компьютерной базе данных, преступного вмешательства потом восстановить это. Ведь если гражданин имеет имя, фамилию, отчество - его знают соседи, знакомые, и можно всегда свидетелей каких-то привести. Номер - обезличенная цифра. Доказать, что это не тот человек, а другой, будет достаточно сложно. И представьте себе, при нашем развитии документооборота, тем более электронного, вернее, при отсутствии развития такого документооборота, при том, что наши компьютерные базы очень слабые, мы до сих пор ничего не сделали с электронными регламентами, мы топчемся здесь на месте. Программа "Электронная Россия" также пока не реализована в масштабах всей страны в такой степени, чтобы можно было говорить, что мы действительно этот проект реализовали хотя бы наполовину. К сожалению, у нас делаются первые робкие шаги по нормальному автоматическому учету информации, автоматизированному учету. И вот при всём этом создавать такую опасность и, самое главное, наделять государство правом идентифицировать всех без исключения граждан, я считаю, не просто опасно, мы можем породить процессы, которые приведут к развалу нашей страны, я бы очень этого не хотел. Поэтому я призываю и министра информационных технологий и связи, и комитет внимательно изучить этот законопроект. В таком виде нельзя его принимать, он вызовет очень серьезное отторжение у людей. Ну как вы можете получать персональные данные о человеке без его согласия, ну как это вообще возможно? Отпечатки пальцев со всех собирать - в очередь выстраивать в отделениях милиции, чтобы сдавали? А как генетический код получать - мы будем с милицией людей водить на эту процедуру? Я считаю, что законопроект нуждается в серьезной коррекции. И прежде всего статьи 23 и 24, безусловно, в том виде, как есть, должны быть исключены из закона. И считаю, что в постановлении обязательно должна быть об этом запись, если все-таки "Единая Россия" будет голосовать за этот закон. Потому что если этой записи не будет, то непонимание населения будет действительно очень серьезным, и прежде всего наших православных граждан, а они составляют большую часть нашего населения, и не учитывать их мнение мы просто не имеем никакого права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступления закончились. Есть ли необходимость в заключительном слове у докладчика? Нет. У представителей комитетов - содокладчиков? Нет. По мотивам голосования - депутат Житинкин. Пожалуйста, Сергей Владимирович. ЖИТИНКИН С. В., фракция "Единая Россия". Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций являлся соисполнителем по законопроекту № 217352-4. На обсуждение были приглашены представители всех традиционных религиозных конфессий, а также общественных организаций. Никто против концепции не высказался. Все их замечания и пожелания, переданные нами в профильный комитет, касались второго чтения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Макашов - по мотивам голосования. И голосуем. Пожалуйста, включите микрофон. МАКАШОВ А. М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Сейчас вам скомандуют - и вы, "Единая Россия", проголосуете за, мы это знаем. И вас обсчитают и обмерят: метр двадцать, метр пятьдесят, метр, там сколько, тридцать, и какой-нибудь хакер распределит это. Ну одумайтесь, люди! Ну отложите это! Ну чего вы сами себя будете позорить? И ваши данные: сколько у кого дач, у кого сколько... Всё это туда попадет! Мне не страшно, мне уже шестьдесят семь лет, а вот вы будете в аду гореть, вот ей-богу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альберт Михайлович, заявление насчет ада вообще выходит за рамки православной этики. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование пункт 15 повестки дня, проект федерального закона "О персональных данных". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. Напоминаю, мы голосуем за законопроект в первом чтении. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 22 мин. 01 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4% Проголосовало против 83 чел.18,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7% Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование пункт 16 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных" и Федерального закона "О персональных данных". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 22 мин. 54 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4% Проголосовало против 74 чел.16,4% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7% Результат: принято Принимается законопроект в первом чтении. И ставлю на голосование пункт 17 повестки дня, проект федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации", также в первом чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Нет таких. Покажите, пожалуйста, результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 23 мин. 36 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 78 чел.17,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 416 чел. Не голосовало 34 чел.7,6% Результат: принято Принимается законопроект.