Заседание № 175

09.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (приведение положений действующего законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2928 по 2945 из 10732
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации    
об административных правонарушениях". Докладывает Владислав Матусович Резник.   
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, данный законопроект направлен на приведение в         
соответствие норм российского законодательства с международными стандартами.    
Он полностью подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые              
экспертизы. Комитет по финансовому рынку предлагает поддержать законопроект в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли предложения по докладу? Есть. По мотивам - Коломейцев.                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3515 по 3575 из 10732
22-й пункт. Коломейцев Николай Васильевич по мотивам.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, в условиях,        
когда у нас не прекращают деятельность организованные преступные группы и       
бандформирования на Северном Кавказе, когда взрывпакеты уже привязывают на      
нефтепроводах в Башкирии, когда возникают уже стихийные партизанские группы в   
Приморье, этот закон приобретает очень важное значение. Но давайте мы откроем   
этот закон и статью 15.27 Кодекса, где написано об неисполнении требований      
законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным   
путём, и финансированию терроризма, давайте посмотрим, какие же мы меры         
предлагаем, смогут ли они предотвратить финансирование вот этих самых           
бандгруппировок на Северном Кавказе, в других местах. Это просто технический    
закон, которым предполагается некий набор мер: штрафы - от 10 тысяч до 20       
тысяч рублей, а также от 50 тысяч в основном, дисквалификация - сроком на       
один год. В условиях, когда значительная часть даже бюджетных предназначений    
до Северного Кавказа из Москвы не доходит, доходит не более половины,           
принятие этого закона никакой роли по обозначенной теме не сыграет.             
                                                                                
Мне кажется, что, если бы авторы закона действительно хотели поставить          
препоны в этом очень важном, нужном и жизненно необходимом вопросе, им надо     
было бы собрать спецслужбы, посмотреть, какие есть материалы разработок,        
откуда чего кто получает. Я знаю, у меня были такие специалисты, которые        
говорили: нам известны все источники и направления, но зачастую нам             
противодействуют в принятии адекватных мер. Понимаете?                          
                                                                                
Мы считаем, что принятие данного закона ни в коей мере, ни на йоту не сдвинет   
вопрос противодействия легализации доходов, нажитых преступным путём. А мои     
слова подтверждают данные журнала "Форбс", посмотрите: у нас ведь               
миллиардеров стало в два раза больше. Убеждён, что значительная часть этих      
состояний добыта в том числе незаконным путём. А иначе какой это законный       
путь, когда человек, назначая себе дивиденды на предприятии в кризисный год     
больше прибыли этого самого предприятия, потом ещё и претендует на              
господдержку? Хуже того, у меня имеются данные, что есть предприятия, в том     
числе в ВПК, которые получили господдержку и украли по 8 миллиардов рублей,     
выведя их за кордон. Я спрашиваю: а где при этом были все надзорные органы,     
где были правоохранительные органы, где был Минфин?!                            
                                                                                
Мы не будем голосовать за этот закон, потому что он никакого решающего          
влияния не окажет в этой сфере.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении законопроект     
из пункта 22.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              388 чел.86,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    388 чел.                                          
Не голосовало                  62 чел.13,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 174

07.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (приведение положений действующего законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2521 по 2626 из 11071
Пункт 19. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации    
об административных правонарушениях". Доклад председателя Комитета по           
финансовому рынку Владислава Матусовича Резника.                                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, сегодня мы должны были принимать данный               
законопроект в третьем чтении, однако в связи с тем, что появилась              
дополнительная существенная поправка к законопроекту, которая роздана в зале,   
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает вернуться к процедуре второго чтения.        
Проект соответствующего постановления роздан.                                   
                                                                                
Я прошу вас, Борис Вячеславович, поставить вопрос на голосование.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование предложение вернуть законопроект к процедуре второго    
чтения. Кто за? Прошу голосовать.                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 32 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.30,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, по поправке.                                                        
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, 2 июля, в пятницу, от                    
Государственно-правового управления Президента Российской Федерации в адрес     
нашего комитета поступило письмо с рядом уточняющих предложений относительно    
новой редакции статьи 15.27 КоАП. Большинство предложений носит редакционный    
характер и направлено на упрощение юридических конструкций. Вместе с тем        
настоящей поправкой предлагается снизить срок возможного административного      
приостановления деятельности с девяноста до шестидесяти суток, это части 3 и    
4. Такой подход соответствует общей логике установления наказания, отмене       
более жёсткого.                                                                 
                                                                                
По итогам консультаций, проведённых с Комитетом по конституционному             
законодательству и государственному строительству и Правовым управлением        
Аппарата Государственной Думы, было принято решение о том, что данные           
поправки требуют рассмотрения их на палате в процедуре второго чтения.          
                                                                                
С учётом изложенного предлагаю взамен ранее принятой поправки 5 принять         
предложенную вам сейчас поправку и, соответственно, статью 2 законопроекта,     
принятую во втором чтении, изложить в предлагаемой редакции. Она вам роздана.   
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, есть ли другое мнение? Нет.                                         
                                                                                
Ставится на голосование данная поправка. Кто за? Прошу голосовать.              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 34 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              313 чел.69,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    313 чел.                                          
Не голосовало                 137 чел.30,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, Владислав Матусович, мы пока только по         
поправке определились.                                                          
                                                                                
Ставлю на голосование данный проект федерального закона во втором чтении. Кто   
за? Прошу голосовать.                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.30,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пока нет предложений выносить сегодня на третье чтение. Это будет сделано по    
обычной процедуре, через Совет.                                                 
                                                                                

Заседание № 173

02.07.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (приведение положений действующего законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1107 по 1112 из 10642
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу пункт 9 снять сегодня с рассмотрения и перенести его   
на 7-е число.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1324 по 1326 из 10642
Первое предложение - Резник Владислав Матусович просит перенести рассмотрение   
9-го вопроса на 7 июля. Это профильный комитет просит. Нет возражений? Нет.     
                                                                                

Заседание № 172

30.06.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (приведение положений действующего законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1903 по 2034 из 8928
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации    
об административных правонарушениях". Доклад председателя Комитета по           
финансовому рынку Владислава Матусовича Резника. Пожалуйста.                    
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Глубокоуважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию проект федерального         
закона с длинным названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О         
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём,   
и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об                   
административных правонарушениях", подготовленный ко второму чтению. Вкратце    
напомню о том, что данный законопроект был разработан с целью приведения        
законодательства России в гармонию с международными стандартами в области       
противодействия легализации преступных доходов.                                 
                                                                                
В комитет поступило сорок пять поправок, кроме того, были тщательно             
проработаны замечания и предложения, в том числе Государственно-правового       
управления президента, Правового управления Аппарата Государственной Думы.      
Вашему вниманию предлагается таблица 1 поправок, которые комитет рекомендует    
принять. В ней содержится шесть поправок, которые целесообразно разделить на    
два блока.                                                                      
                                                                                
Первый блок поправок направлен на внесение изменений в 115-й федеральный        
закон (это закон с длинным названием "О противодействии..." и так далее,        
повторять не буду) в части уточнения понятийного аппарата, а именно таких       
понятий, как "организация внутреннего контроля", "осуществление внутреннего     
контроля", "клиент", "идентификация". Также расширяется перечень не             
запрещённой для предоставления банком клиенту информации. Вводится              
обязанность соблюдения законодательства Российской Федерации дочерними          
организациями, находящимися за рубежом, а также информирования                  
уполномоченного органа о невозможности соответствующего соблюдения,             
уточняются виды операций, подлежащих обязательному контролю.                    
                                                                                
Второй блок поправок направлен на внесение изменений в Кодекс об                
административных правонарушениях в части расширения диспозиции статьи 15.27 и   
ужесточения санкций за неисполнение законодательства о противодействии          
легализации преступных доходов. Помимо этого, поправками наделяются             
полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в          
указанной сфере Росстрахнадзор, Роскомнадзор, ФСФР, Пробирная палата, Минфин    
России и Центральный банк Российской Федерации.                                 
                                                                                
В указанных поправках учтены позиция правительства, замечания и предложения     
президентской стороны, а также технические и содержательные замечания           
Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет просит поддержать   
таблицу 1 поправок, рекомендованных к принятию.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Первая таблица содержит шесть поправок. Есть необходимость их отдельно          
обсуждать? Нет.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к         
принятию. Кто за? Прошу голосовать.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 18 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              344 чел.76,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    344 чел.                                          
Не голосовало                 106 чел.23,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Вторая таблица содержит тридцать девять поправок.                               
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Матусович, ваш комментарий.                               
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Спасибо.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на следующее: несмотря на то    
что поправки правительства формально находятся в таблице поправок,              
рекомендованных к отклонению, все они учтены в полном объёме принятых нами      
поправок, включённых в таблицу 1, в том числе с учётом устранения               
технико-юридических и лингвистических замечаний. Перед голосованием по этой     
таблице я хотел бы это отметить.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
Во таблице 2 тридцать девять поправок. Нужно ли отдельно их обсуждать? Нет.     
                                                                                
Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к         
отклонению. Кто за? Прошу голосовать.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 19 мин. 58 сек.)                 
Проголосовало за              342 чел.76,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона из пункта   
10 порядка работы. Кто за? Прошу голосовать.                                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 20 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              347 чел.77,1%                                     
Проголосовало против            6 чел.1,3%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Владислав Матусович. Что вы хотите нам сообщить?                    
                                                                                
РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, законопроект высокой степени             
готовности. Уверен, что ко 2-му числу мы сможем принять его в третьем чтении.   
Просьба принять решение о постановке его на рассмотрение в третьем чтении       
2-го числа.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так против-то никого нет. Завтра на Совете и поставим     
его на третье чтение. Спасибо.                                                  
                                                                                

Заседание № 112

23.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217225-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (приведение положений действующего законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4584 по 4829 из 6575
Пункт 10. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных            
преступным путём, и финансированию терроризма" и Кодекс Российской Федерации    
об административных правонарушениях". Доклад члена Комитета по финансовому      
рынку Юрия Олеговича Исаева.                                                    
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается      
законопроект, целью которого является приведение национального                  
законодательства и правоприменительной практики в соответствие с                
рекомендациями Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег,      
для обозначения которой мы используем сокращение ФАТФ. Эти рекомендации         
являются признанными универсальными международными стандартами в сфере          
противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма.     
Рассматриваемый законопроект был разработан во исполнение Плана мероприятий     
по совершенствованию российской системы противодействия легализации             
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма   
с учётом рекомендаций, содержащихся в отчёте ФАТФ по Российской Федерации.      
                                                                                
Концепция законопроекта предусматривает: расширение и уточнение понятийного     
аппарата Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации            
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию              
терроризма"; введение требования о соблюдении зарубежными филиалами и           
отделениями российских финансовых организаций требований российского            
законодательства о противодействии легализации преступных доходов и             
финансированию терроризма; уточнение запрета на информирование клиентов и       
иных лиц о мерах противодействия легализации преступных доходов; установление   
требования уделять особое внимание деловым отношениям и операциям с лицами из   
стран, которые не выполняют или в недостаточной степени выполняют               
рекомендации ФАТФ; совершенствование механизмов привлечения к                   
административной ответственности организаций и их должностных лиц за            
нарушение требований законодательства о противодействии легализации             
преступных доходов и финансированию терроризма.                                 
                                                                                
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку поддерживает концепцию        
рассматриваемого законопроекта. Вместе с тем комитет в своём заключении         
высказал ряд замечаний, которые целесообразно рассмотреть в ходе работы над     
законопроектом во втором чтении. Федеральная служба по финансовому              
мониторингу поддерживает принятие данного законопроекта. На законопроект        
вчера вечером получен положительный официальный отзыв Правительства             
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Нет вопросов... А, есть. Депутат Рябов и              
Рохмистров. Два вопроса.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Юрий Олегович, я так понимаю, что сам закон принят уже несколько    
лет назад и работает. Чем вызвана необходимость внесения этих поправок в        
данный законопроект? Тем, что незаконное отмывание денег увеличилось за срок    
работы этого закона? Или, наоборот, как бы вносим коррективы, которые более     
действенно будут работать параллельно с действующим законом?                    
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Николай Фёдорович, действительно, закон № 115-ФЗ принят в августе   
2001 года, но ФАТФ ведёт постоянный мониторинг национального законодательства   
не только в Российской Федерации, но и во всех странах. Есть соответствующая    
резолюция ООН, которая обязывает страны выполнять рекомендации ФАТФ,            
соответствующий мониторинг ФАТФ по России был представлен, и в рамках           
исполнения этих рекомендаций мы вносим соответствующие коррективы в             
федеральный закон. Они мною вам доложены. И совершенно очевидно, что            
конструкцию закона № 115-ФЗ они не меняют, а лишь дополняют по отдельным        
вопросам.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Рохмистров, ваш вопрос.               
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос такой. В прошлом созыве Думы у нас               
существовала такая комиссия по борьбе с коррупцией, которая достаточно плотно   
работала с ФАТФ и периодически проводила заседания, где информировала           
депутатов как раз о том мониторинге, о каких-то новых идеях и так далее.        
Каким образом сегодня осуществляется взаимодействие законодателей с этой        
организацией?                                                                   
                                                                                
И второй вопрос. ФАТФ, насколько я помню, в основном мониторила ситуацию не     
по России, а по Западной Европе и исходя из этого делала рассылку               
рекомендаций по разным странам. Наша комиссия как раз тогда и занималась тем,   
что эти рекомендации рассматривала в связи с особенностями и спецификой         
российского законодательства и российских преступников. Исходя из этого         
вопрос: а вот с российскими отмывателями денег как-то договорились, что они     
по европейским правилам будут отмывать у нас деньги?                            
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О. Что касается взаимодействия с ФАТФ, есть поручение правительства    
номер п-136722 от 10 ноября 2008 года. В этом поручении правительства как раз   
говорится о тех рекомендациях ФАТФ, которые было бы целесообразно нам учесть    
при формировании законодательства. С этим документом можно ознакомиться, и      
при необходимости, если есть какие-то вопросы, мы могли бы в рамках             
деятельности Комитета по финансовому рынку это рассмотреть.                     
                                                                                
Что касается договорённости с, как вы их назвали, "отмывателями", на мой        
взгляд, с ними не надо ни о чём договариваться. И вообще речь идёт не о         
договорённостях с кем-то, а о формировании той законодательной базы, которая    
позволила бы нам не договариваться, а пресекать это.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Юрий Олегович.       
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Беляков и депутат Рохмистров.         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Беляков.                                                    
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить внимание на несколько моментов.          
                                                                                
Первое. Ну, что касается предлагаемых мер, они необходимы. Вот был вопрос о     
том, что увеличилось... я могу привести несколько цифр. Контроль за оборотом    
денежных средств осуществляется всё-таки на недостаточном уровне. По            
официальным данным, по незаконным схемам в прошлом году было обналичено         
приблизительно 700 миллиардов рублей, а чистый отток средств из России за тот   
же период, по данным Центробанка, составил приблизительно 130 миллиардов        
долларов, из которых в оффшорах оказалось по меньшей мере 65 миллиардов. По     
оценкам Росфинмониторинга, в начале текущего года примерно 300 миллиардов       
долларов увели из России в оффшоры. Поэтому по поводу актуальности как раз      
сомнений нет.                                                                   
                                                                                
Вместе с тем меня беспокоят три конкретных момента, на которые я хотел бы       
обратить внимание, с тем чтобы это ко второму чтению всё-таки решить.           
                                                                                
Во-первых, в поправке в статью 7, которая дополняется пунктом 5.4,              
указывается, что при проведении идентификации клиента финансовая компания       
вправе требовать представления клиентом или представителем клиента и получать   
от клиента или его представителя учредительные документы и иные документы. Из   
этой нормы, во-первых, не следует обязанность финансовой организации            
требовать дополнительные документы для проведения проверки, а во-вторых,        
всё-таки нет чёткого указания, что это за документы и какое количество их       
можно требовать, и поэтому это некая двусмысленность.                           
                                                                                
Во-вторых, нельзя, на мой взгляд, согласиться с тем, что из закона убрана       
норма, которой предусматривается возобновление финансовых операций, в случае    
если после проверки за время двухнедельной приостановки начатой операции с      
денежными средствами причастность клиента к легализации не была доказана. То    
есть, по сути дела, на основании этой статьи можно легально брать и             
замораживать на две недели работу любой финансовой структуры, которая           
попадает под подозрение, а потом можно ещё на две недели заморозить. Мы так     
уже с экстремизмом боремся, то есть чуть что - любого редактора выдергивают и   
говорят: ты экстремист, ты публикуешь что-то не то, ты нарушаешь                
законодательство. Чётких критериев нет, значит, по сути дела, на основании      
этого закона можно любой финансово-промышленной группе свернуть шею на          
неопределённый срок. Это, конечно, беспокоит. Хотя, повторяю, опять-таки        
заголовок закона очень красивый.                                                
                                                                                
И третье. Предложенные дополнения в статью 15.27 Кодекса Российской Федерации   
об административных правонарушениях также в такой редакции, на мой взгляд, не   
должны поддерживаться. Союз "или" между штрафом, налагаемым в соответствии с    
действующей редакцией на должностное лицо, которое не приняло необходимых       
мер, и предупреждение его в том же случае делает эти санкции довольно           
вольными: они могут применяться или не применяться. Если уж мы закручиваем      
гайки и хотим, как мы говорим, действительно противостоять легализации          
(отмыванию) доходов, полученных преступным путём, давайте уж делать это. Если   
уж боремся с коррупцией, давайте на самом деле бороться. А то получается так:   
то ли штрафуем, то ли отпускаем, то ли боремся с нарушениями, то ли             
замораживаем на две недели или на месяц работу любой структуры. Всё-таки        
хотелось бы ко второму чтению этого избежать.                                   
                                                                                
А в целом, конечно, повторяю, - я цифру уже озвучил, - законопроект принимать   
нужно, потому что это большая проблема, действительно большая.                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров.                                       
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, вот я обычно задаю вопросы с тем, чтобы    
потом можно было, ссылаясь на ответы, выступать. Не случайно я спросил о том,   
какое у нас взаимодействие с данной комиссией, какую информацию депутаты        
получают, какие решения принимаются. Законопроект вроде как депутатами          
внесён, но в то же время, когда задаётся вопрос представителю комитета -        
автору, он говорит: "А зачем нам с ними взаимодействовать? Там правительство    
взаимодействует. Вот мы по их рекомендации всё и делаем". Очень хочется         
сказать: господа, если вы так работаете на правительство, так идите в           
правительство работать. У нас, по-моему, независимые органы власти, есть        
правительство - исполнительная власть, есть законодательная власть.             
Правительство обладает правом законодательной инициативы и может внести         
законопроект. Почему наши депутаты вносят законопроект, основываясь на том,     
что им в правительстве сказали? Ну уж хотя бы приличия давайте соблюдать,       
скажите: вот мы собрали эту информацию, повзаимодействовали, оценили,           
запросили и в результате у нас появилась законодательная инициатива. А то уже   
с трибуны Государственной Думы говорят: а вот нам в правительстве сказали,      
что надо внести, мы и внесли, давайте-ка проголосуем, а другой информации и     
взаимодействия с комиссией у нас нету. Это уже как-то даже неприлично,          
наверное, так говорить.                                                         
                                                                                
Теперь что касается темы. Анализ процессов коррупции, финансирования            
терроризма и отмывания доходов в нашей стране показывает, что большая часть     
денежных средств, которая как раз имеет отношение к предмету регулирования      
настоящего законопроекта, к ФАТФ, вертится как раз вокруг части чиновников,     
которые либо занимали, либо занимают очень-очень высокие должности в            
исполнительной власти. Если проанализировать ситуацию с Чечнёй, с оружием, с    
террористическими актами, - везде торчат уши каких-то чиновников. Есть          
ситуация, с атомом связанная, есть другие вопросы. Мы тут говорим, что у нас    
чуть ли не за всеми крупными коррупционными скандалами торчат уши               
исполнительной власти, и в то же время говорим, что мы действенные меры по      
рекомендации исполнительной власти принимаем, не вдаваясь особо в               
подробности, ни с кем не взаимодействуя. Я считаю, что это тоже некорректно.    
                                                                                
Поэтому, может быть, действительно необходимы нормы, рекомендованные ФАТФ? Но   
вот особенности российской действительности говорят о том, что, наверное,       
всё-таки нашим законодателям надо обратить серьёзное внимание на эти вопросы    
и принять в настоящий закон поправки, которые будут учитывать особенности       
российского образа жизни и то, что у нас коррупционерами, теми, кто             
зарабатывает подобными способами, зачастую становятся те или иные чиновники.    
Давайте уж, может быть, тогда сами как-то поработаем, сами повзаимодействуем    
с органами международного контроля, с органами нашего финмониторинга. А то мы   
знаем, что есть служба финмониторинга, но к нам никто не приходит оттуда,       
ничего нам не рассказывает. Может быть, у них есть проблемы - мы с              
удовольствием их здесь выслушаем, с удовольствием поддержим их инициативы.      
                                                                                
На сегодняшний день, я считаю, законодательство в этой области у нас            
достаточно слабо развито. И если мы, Государственная Дума, высший               
законодательный орган власти, будем по-прежнему работать на правах какого-то    
отдела аппарата правительства и об этом кричать с трибуны, наверное, на         
следующие выборы придёт не 30 процентов избирателей, а 3 процента и будем мы    
эти 3 процента избирателей на четыре или пять партий делить. Накопилась         
усталость у народа, народ скажет: что за вас голосовать, если вот вам из        
правительства прислали бумажку и вы за неё проголосовали, все остальные         
вопросы вы даже не рассматриваете.                                              
                                                                                
Нормы, может быть, действительно нужные, но вот то, что излагал здесь           
докладчик... Ну не хочется голосовать, потому что на вопрос "кто                
взаимодействовал, какая информация есть?" он отвечает: а мне из правительства   
бумажку прислали, они там повзаимодействовали и сказали, что так надо. Ну вот   
не хочется в этой ситуации голосовать.                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если не хочется, не надо себя перебарывать.               
                                                                                
Уважаемые депутаты, состоялось обсуждение. Представители правительства и        
президента не настаивают на участии в дискуссии? Докладчик хотел бы выступить   
с заключительным словом? Нет. Ставится на голосование обсуждаемый               
законопроект, пункт 10.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              353 чел.78,4%                                     
Проголосовало против           58 чел.12,9%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект в первом чтении.