Заседание № 136

20.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217157-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части, касающейся срочных договоров банковского вклада, не предусматривающих права вкладчика на досрочное изъятие; внесён А. Н. Белоусовым и Л. В. Пирожниковой в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5254 по 5492 из 6340
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые          
законодательные акты Российской Федерации". У меня есть обращение Комитета по   
финансовому рынку с просьбой заменить докладчика по этому законопроекту:        
Волчека - на Свистунова Аркадия Николаевича. Есть необходимость голосовать      
данное предложение или согласимся?                                              
                                                                                
Пожалуйста, Свистунов Аркадий Николаевич. С места? С места.                     
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, предлагается внести изменения в статью 837 Гражданского     
кодекса, которая предусматривает, в частности пункт 2, безусловное право        
вкладчика на возврат ему вклада в любое время по первому требованию.            
Законопроектом, который мы сегодня рассматриваем, предлагается ввести новый     
вид банковского вклада - вклад, внесённый на условиях отказа вкладчика от       
права его получения по первому требованию, так называемый безотзывный вклад.    
Здесь необходимо отметить следующее. Договоры банковского вклада сегодня        
относятся по конструкции к договорам присоединения, то есть условия такого      
договора определяются банком в стандартных формах и вкладчики-граждане          
присоединяются к предложенному договору в целом и практически не имеют          
возможности влиять на его содержание, они либо его подписывают, либо не         
подписывают. Таким образом, вкладчик-гражданин является экономически более      
слабой стороной, чем банк. Этим соображением и руководствовался законодатель,   
когда установил для него в Гражданском кодексе дополнительную защиту - право    
вкладчика-гражданина получать свой вклад по первому требованию независимо ни    
от каких условий.                                                               
                                                                                
Указанный законопроект, конечно, предусматривает право гражданина на            
расторжение договора досрочно при существенном изменении обстоятельств, но      
только в судебном порядке. Необходимо заметить, что да, это, конечно, так,      
однако судиться с банками, мы все понимаем, тяжело. И реализовать это право     
довольно непросто, поскольку по действующему законодательству обращение в суд   
с требованием об изменении или расторжении договора возможно только после       
получения отказа от другой стороны от таких изменений или неполучения ответа    
в определённый договором срок. Кроме того, законопроект предусматривает, что    
возврат безотзывного вклада может осуществляться по инициативе банка. Это       
положение предоставляет банку вообще неограниченную возможность расторжения     
договора банковского вклада в любое время.                                      
                                                                                
Отметив указанные недостатки законопроекта, Комитет по финансовому рынку        
предлагает отклонить в первом чтении проект федерального закона № 217157-4 "О   
внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".      
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы? У Рохмистрова вопрос. Пожалуйста.          
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос. Понятно, что законопроект идёт в дополнение,    
потому что сегодня действительно законодательством позволяется вкладчику в      
любое время изъять деньги. Я спрашиваю: сегодня, даже если надо, если на этом   
требовании будет настаивать гражданин, банк не сможет с ним заключить такой     
договор, в котором будет предусмотрено, что в течение определённого времени     
вкладчик не имеет права потребовать свой вклад назад? Действительно ли это      
сегодня так? Ведь у нас есть Гражданский кодекс, в котором говорится, что       
стороны могут договориться фактически о любых условиях.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Аркадий Николаевич Свистунов.                 
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Здесь следует отметить, что, в общем-то, вкладчику необходимо   
это право, поскольку он является более слабой стороной экономических            
взаимоотношений. Более того, такую цель преследовал, например,                  
Конституционный Суд, когда запрещал банкам в одностороннем порядке менять       
ставки по вкладам. То есть это сознательно делается законодателем для защиты    
более слабой стороны правоотношений.                                            
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Настаивает ли кто-то на выступлении? Депутат              
Рохмистров, других рук я не вижу. Пока одно выступление, и подводим черту.      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Вот здесь достаточно сложная дилемма. С одной стороны, мы      
декларируем, что надо отстаивать интересы слабой стороны - вкладчика, чтобы     
он имел право в любом случае, всегда, при любых условиях изъять свой вклад.     
Но есть другая сторона вопроса, которая касается так называемых среднесрочных   
и длинных денег, потому что на сегодняшний день у нас как механизм              
отсутствует долгосрочное и среднесрочное кредитование банками экономики.        
Сегодня есть такая проблема, мы слушали здесь неоднократно министра финансов,   
и на вопрос, когда в нашей экономике появится предложение среднесрочных и       
долгосрочных денег, он ответил: когда граждане понесут надолго сберегать свои   
деньги в банки. То есть на сегодняшний день у нас не существует механизма,      
когда граждане либо организации могли бы надолго положить деньги в банк, а      
банк, со своей стороны, этими деньгами мог бы надолго кого-либо                 
прокредитовать. Поэтому, на мой взгляд, создание в дополнение к ныне            
действующим законодательным нормам вот такого вида вклада, так называемого      
безотзывного, до окончания срока, необходимо, потому что экономике нужны        
длинные и среднесрочные деньги, а короткие деньги - вы понимаете, где они       
используются. У нас же ни Центробанк, ни государство не в состоянии             
обеспечить долгосрочное кредитование банком. Поэтому на сегодняшний день        
принятие этого законопроекта позволило бы иметь инструмент, когда граждане      
добровольно подписывают с банком соглашение по вкладам на определённый          
длительный срок. И я думаю, что во втором чтении при условии принятия этого     
законопроекта можно было бы прописать, что данное право распространяется на     
вклады сроком более трёх лет, более пяти лет. Кто-то, например, хочет своим     
детям сделать вклад там на десять лет, до совершеннолетия, или ещё какие-то.    
То есть надо предусмотреть определённые формы, чтобы у наших людей было право   
получать более высокие проценты, а у банков - гарантированные,                  
невостребованные деньги, которые они смогли бы пустить на долгосрочное          
кредитование, в том числе реальной экономики, в том числе ипотеки и так         
далее. Мы требуем от банков предоставлять среднесрочные и долгосрочные          
кредиты, не предоставляя им возможности получения среднесрочных и               
долгосрочных денег.                                                             
                                                                                
Считаю, что настоящий законопроект следовало бы поддержать в первом чтении и    
поработать над ним ко второму, потому что экономика требует этого. Без          
развития данной сферы, без этих услуг мы не можем говорить, что у нас           
производство будет развиваться. На сегодняшний день, к сожалению, у всех        
предприятий существует одна большая проблема: они не могут модернизировать      
своё производство, потому что для модернизации мало предоставления кредитов     
на год, на полтора, на три. Ныне действующие предприятия вынуждены              
перекредитовываться, то есть, другими словами, обнулять фактически свои         
оборотные средства, для того чтобы рассчитаться с банками, а так как            
стоимость залогов в рамках кризиса упала, перекредитоваться в полном объёме     
предприятия сегодня не могут.                                                   
                                                                                
Один из шагов выхода из рецессии - это предоставление долгосрочных денег, что   
дало бы стабильность нашим предприятиям, именно промышленным. Потому что без    
этого, к сожалению, стабильности быть не может. Сегодня они откредитовались     
на три года или на полтора - а вообще, сейчас на год обычно кредитуются         
предприятия, - стоимость залога упала, и они, перекредитовываясь, получают      
меньше денег, чем получали за те же самые залоги год назад.                     
                                                                                
Поэтому сегодня в рамках антикризисных мер надо, чтобы появился хотя бы         
инструмент, я не говорю, что в обязательном порядке... Ввести какие-нибудь      
ограничения, например, дополнительное страхование данных вкладов, чтобы была    
какая-то гарантия возврата этих средств, чтобы по этим вкладам несло            
обязательства в полном объёме, например, Агентство по страхованию вкладов. Но   
данный механизм должен существовать, потому что он влечёт за собой влияние на   
развитие нашей экономики, в том числе модернизацию. Ну какая модернизация?!     
Просчитайте определённый производственный цикл: необходимо купить новое         
оборудование, его установить, обучить персонал, запустить, продать и только     
после этого получить прибыль. У нас рентабельность в промышленности не          
превышает на сегодняшний день 7-8 процентов, я уже не говорю о европейских      
10-15. Посчитайте срок окупаемости того нового оборудования, которое будет на   
предприятие поставлено в рамках модернизации, если предположить, что у нас      
завтра все производители решат модернизировать свои предприятия и купить        
новое оборудование. Кто им даст на эту модернизацию кредиты? Никто не даст.     
Банк считает очень чётко: вот вам, ребята, деньги на год, через год вы нам      
вернёте. Модернизация в сегодняшних условиях реального сектора экономики        
невозможна, она возможна только в случае, когда возможно будет получение        
долгосрочных кредитов.                                                          
                                                                                
Поговорим об инновациях. Сколько времени, даже в развитой стране, проходит от   
начала разработки какого-то нового продукта до его реализации в серию? Если     
говорить о таких предприятиях, где это постоянно происходит, возьмите там       
"мерседес-бенц", модернизация очередной серии того же автомобиля в среднем      
занимает год, а прибыль они получают в лучшем случае через три года, то есть    
окупаются все затраты на модернизацию. Стоимость модернизации легковой          
автомашины там доходит до 1 миллиарда евро. Если говорить о модернизации        
нашего производства, то в этом, как говорят некоторые специалисты, мы отстали   
навсегда. Модернизацией у нас не занимаются уже десятки лет, десятки лет у      
нас не модернизируют экономику, потому что в условиях моногосударства, когда    
мы не являлись участниками рыночных процессов на международном поле, не было    
необходимости этим заниматься.                                                  
                                                                                
Я считаю, что это первый небольшой шажок - дать возможность банкам получить     
инструмент длинных денег. Я думаю, что мы должны поддержать настоящий           
законопроект, во втором чтении, естественно, предусмотрев какие-то              
дополнительные меры защиты наших граждан. Но дать возможность гражданам         
получать более высокий процент на вложенные средства, я думаю, просто           
необходимо.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аркадий Николаевич, вы имеете возможность выступить с     
заключительным словом.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Свистунову включите микрофон.                                       
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Уважаемый Максим Станиславович, уважаемые коллеги! Вот с этой точки зрения,     
которую вы затронули в своём выступлении, комитет как раз таки и рассматривал   
указанный законопроект, потому что проблема долгосрочных ресурсов               
действительно существует, но даже не столько эта проблема волнует в данном      
случае банки, сколько проблема планирования своих ресурсов, то есть когда       
чётко по срокам банк имеет возможность планировать ресурсы.                     
                                                                                
В течение 2009 года комитет неоднократно возвращался к рассмотрению этого       
вопроса. 2009 год - он был сложный очень, все об этом знают - показал, что      
даже в условиях кризиса не произошёл отток вкладов из банковской системы, а,    
наоборот, вклады возросли, причём возросли значительно, практически до 30       
процентов.                                                                      
                                                                                
Это говорит о том, что у банков нет реально проблемы по поводу вот этого        
безотзывного вклада, здесь, скорее, большую роль играет сумма гарантийного      
возмещения со стороны государства в случае потери банком лицензии и его         
банкротства. Вот это ключевой фактор.                                           
                                                                                
Что касается формирования долгосрочных ресурсов, то нам представляется важным   
в первую очередь сказать не о принудительных каких-то мерах формирования этих   
долгосрочных ресурсов, а в целом о состоянии экономики государства.             
                                                                                
Стимулирование вкладчика к долгосрочным вложениям у нас и так есть. Ведь это    
положение о вкладах распространяется только на договор вклада. Существуют и     
другие инструменты сбережения средств, так называемые ценные бумаги,            
облигации, например, или векселя, и на эти инструменты указанное положение о    
досрочности возврата не распространяется. И поэтому у граждан есть              
инструменты такие, в которых они могут хранить свои средства, если желают       
получить большую ставку процентную, и у банка есть этот инструмент, все об      
этом знают. Поэтому и был сделан вывод об отсутствии такой вот острой           
необходимости в принятии этого законопроекта.                                   
                                                                                
Когда взвешивались как бы на таких вот условных весах защита интересов          
вкладчика, как более слабой стороны, и, скажем, улучшение его экономических     
интересов в части возможного увеличения доходности, то всё-таки превалировала   
защита его интересов как более слабой стороны.                                  
                                                                                
Кроме того, учитывая наличие отрицательных отзывов на этот законопроект со      
стороны Правительства Российской Федерации, Центрального банка, комитет         
принял решение предложить его отклонить в первом чтении.                        
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства не настаивают на дискуссии.             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
некоторые законодательные акты Российской Федерации". Первое чтение. Комитет    
против. Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за                6 чел.1,3%                                      
Проголосовало против           38 чел.8,4%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     44 чел.                                          
Не голосовало                 406 чел.90,2%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.