Заседание № 128
О проекте федерального закона № 217151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (принят в первом чтении 9 апреля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Сергей Вячеславович Калашников, пожалуйста. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 9 апреля 2013 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Законопроект внесён Правительством Российской Федерации. Долгое обсуждение этого законопроекта было связано с тем, что двухлетняя практика применения закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" показала, что он привнес в нашу жизнь достаточно много новаций. К данному законопроекту было получено сто десять поправок, из них пятьдесят семь поправок комитет рекомендует к принятию и пятьдесят три поправки включены в таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению. На законопроект получено положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по охране здоровья в установленном порядке просит рассмотреть таблицы поправок, рекомендованных к принятию и к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вячеславович. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 15 мин. 44 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 09 сек.) Проголосовало за 325 чел.72,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 325 чел. Не голосовало 125 чел.27,8 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Пожалуйста, Сергей Вячеславович. КАЛАШНИКОВ С. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к третьему чтению, Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний не имеет, поэтому в случае принятия законопроекта в рамках "часа голосования" во втором чтении Комитет по охране здоровья просит рассмотреть данный законопроект и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 19 сек.) Проголосовало за 380 чел.84,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Было предложение проголосовать и в третьем. Желающие выступить по мотивам от фракций есть? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 47 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 217151-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
На фиксированное время нами поставлен 21-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Докладывает Андрей Владимирович Юрин, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Коллеги, рассаживайтесь, пожалуйста, по местам. Перерыв завершился, продолжаем работу. Пожалуйста. ЮРИН А. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации. Добрый день, уважаемые депутаты! Внесение законопроекта связано с законом, который был принят Государственной Думой, с базовым законом, регулирующим правоотношения в сфере охраны здоровья, "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": поскольку в этом базовом законе введён ряд новых терминов, закреплён ряд новых положений, естественно, необходимо внесение изменений в те законодательные акты, которые так или иначе связаны с этим базовым федеральным законом. Рассматриваемый законопроект предполагает внесение изменений в 56 федеральных законов, так или иначе регулирующих или затрагивающих сферу охраны здоровья граждан. Изменения в основном связаны с уточнением терминологии, например, уточняется организационно-правовая форма: если мы в прежнем базовом законе применяли термин "медицинские учреждения", теперь применяется термин "медицинские организации", и понятно, что это более соответствует сегодняшнему дню, сегодняшним нормам, принятым в Гражданском кодексе. Уточняются права пациентов, их отдельных категорий, права и обязанности медицинских работников, распределяются полномочия между уровнями власти. Есть несколько поправок, которые предусматривают смысловые изменения законов. Например, предполагаются уточнения в закон о статусе военнослужащих и приравненных к ним лиц в части медицинского обеспечения, в частности в случаях отсутствия медицинской организации по месту службы гражданина: устанавливается, что в таких случаях медицинская помощь должна быть оказана в государственной или муниципальной медорганизации, а расчёты будут осуществлены в порядке, установленном правительством. Вносятся изменения в Уголовный кодекс в части применения мер медицинского характера, изменения в Уголовно-исполнительный кодекс, предусматривающие право осуждённых на получение медицинской помощи как в органах системы исполнения наказаний, так и в медицинских организациях государственной и муниципальной систем. Пожалуй, из таких смысловых поправок стоит отметить поправку о запрете на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, по установлению ответственности фармацевтических компаний при осуществлении деятельности в сфере обращения лекарственных средств - ранее такая ответственность была установлена только для врачей. Стоит отметить также изменения в Налоговый кодекс, которые связаны с взиманием пошлины за проведение экспертизы качества, эффективности и безопасности медицинских изделий. Законопроект рассматривался на заседаниях комитетов Государственной Думы. Комитет по охране здоровья и профильный комитет - комитет по бюджету обратились с просьбой для доработки законопроекта ко второму чтению сформировать рабочую группу с участием депутатов, чтобы можно было рассмотреть и учесть предложения, которые могут возникнуть. Мы к такой работе, безусловно, готовы. Просим поддержать принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Сергей Вячеславович Калашников. КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по охране здоровья рассмотрел данный законопроект совместно с другими комитетами и отмечает следующее. Данный законопроект вносит поправки в 56 федеральных законов в целях реализации закона, который был принят в ноябре 2011 года. То, что данный законопроект вносится через полтора года после принятия основного закона, естественно, наложило негативный отпечаток на его положения. Это выражается в том, что целый ряд норм касается уже изменившегося законодательства. Ну, например, часть норм относятся к Закону "Об образовании" 1992 года, который заканчивает свою жизнь 1 сентября 2013 года, то есть изменения нужно вносить совсем в другой закон. Целый ряд норм данного законопроекта не корреспондируется с теми законами, которые или действовали в течение длительного времени, или были приняты в последние полтора года, то есть, другими словами, необходимо изменять адресацию поправок, а в некоторых случаях и вводить определённые новые нормы в уже существующие законы. Кроме того, многие законы, которые сейчас требуют корректировки в соответствии с этим законопроектом, идеологически уже перестали соответствовать тому закону "Об основах охраны здоровья граждан...", который был принят в ноябре 2011 года. Также нет целого ряда норм, которые необходимы для реализации закона "Об основах охраны здоровья граждан...". Я приведу только один пример, чтобы не отвлекать ваше внимание: есть ряд запретительных мер, которые требуют, естественно, закрепления в Кодексе об административных нарушениях, и если соответствующие изменения в КоАП не будут внесены, то эти нормы просто-напросто повисают, как они повисли и сейчас, но, к сожалению, таких положений в законопроекте нет, и поэтому требуются дополнительные поправки, которые необходимо внести в данный законопроект. Есть существенные проблемы, связанные с введением новой терминологии. Ну, например, в Трудовом кодексе есть понятие "рабочая смена", но нет понятий "послесменный" или "передсменный режим", то есть непонятно, куда привязать новую терминологию. Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы отмечает, что вносимые изменения могут создать проблемы с НДС для целого ряда лечебных учреждений, в частности медицинских мастерских при учреждениях здравоохранения и так далее. Комитет по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы обращает внимание, что в законе нет перечня того имущества, которым необходимо наделить муниципалитеты для использования в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций, что является их существенной функцией. Существуют достаточно многочисленные замечания юридико-технического и лингвистического характера. Достаточно сказать, что замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы представлены на десяти листах. В то же время закон, безусловно, важен и нужен, и нужен он был ещё полтора года назад. Положительные отзывы на законопроект получены из субъектов Российской Федерации от тридцати трёх законодательных органов и сорока девяти исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Комитет по охране здоровья также поддерживает данный законопроект и просит его принять, понимая, что мы его принимаем в первом чтении, а ко второму чтению его просто нужно крепко-крепко почистить. Прошу поддержать предложение о принятии данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Вячеславович, присаживайтесь. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Андрей Владимирович, скоро год как Россией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов. В статье 25 этой конвенции предусматривается, в частности, не только равный доступ инвалидов к медицинским услугам и программам, но и удовлетворение специфических потребностей инвалидов. Вот про эти самые специфические потребности практически ничего нет ни в законе "О социальной защите инвалидов...", ни в законе "Об основах охраны здоровья граждан...". Второй закон отсылает нас к государственной программе бесплатной медицинской помощи, но и в этой государственной программе есть только одно упоминание - про лечебное питание для детей-инвалидов. На заседании Комиссии по делам инвалидов при президенте обсуждался вопрос о введении в законодательство понятия "медицинское сопровождение инвалидов", насколько мне известно, эту идею в той или иной форме поддерживали и Татьяна Голикова, и Вероника Скворцова. Готовы ли вы, как представитель правительства, поддержать эту идею при подготовке законопроекта ко второму чтению? ЮРИН А. В. Я думаю, что вопрос, безусловно, достоин рассмотрения и при подготовке законопроекта ко второму чтению нам с вами можно будет поработать над этими формулировками. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. У меня тоже вопрос к Андрею Владимировичу. Конечно, то, что мы сегодня рассматриваем, всегда рассматривается уже после того, как принят основной закон. Это, безусловно, нужно, потому что иначе не будет работать основной закон - "Об основах охраны здоровья...". А вопрос у меня следующий: скажите, пожалуйста, после замечаний, после такого недовольства и в депутатской среде, и наших избирателей, жителей России не предполагаете ли вы, что, прежде чем принимать вот этот закон, нам необходимо вносить поправки в основной закон - "Об основах охраны здоровья...", потому что он не просто несовершенен, а во многом вреден для нашей страны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Владимирович, пожалуйста. ЮРИН А. В. Факты вреда, нанесённого этим законом, не отмечены в настоящее время. Я просто могу сказать, что принимать предлагаемый законопроект нужно обязательно, потому что он приводит в соответствие весь массив законодательства, которое должно быть гармонизировано с базовым законом, иначе у нас законы по различным направлениям деятельности или по видам оказания медицинской помощи просто не будут работать. Безусловно, мы должны привести это в соответствие с базовым законом. Что касается предложения о работе над самим базовым законом, министерство, разумеется, открыто для любых ваших предложений, мы готовы встречаться, обсуждать любые позиции, любые проблемы, - пожалуйста, приглашайте, и мы с удовольствием придём и поучаствуем в обсуждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Андрей Владимирович, в пояснительной записке вы нам говорите о том, что внесением данного закона уточняются права пациентов. Вместе с тем мы видим, как сегодня реализуется основной закон: на мой взгляд, мы вообще не можем оказать им какую-либо квалифицированную помощь в ряде территорий. Сегодня идёт массовое закрытие ФАПов, мы видим массовый перевод врачебных бригад в фельдшерские бригады. То есть де-факто вот та концепция закона об изменениях в законодательство, с которой вы сегодня выходите, для такой страны, как Россия - с огромной территорией и слабой заселённостью, - неприменима. В связи с этим планирует ли правительство всё-таки учесть то, что мы сегодня имеем в сельской местности на территориях, и внести реальные изменения? ЮРИН А. В. Безусловно, указанный законопроект никак не связан с системой оказания медицинской помощи в сельской местности: это те вопросы, которые регулируются законодательством субъектов Российской Федерации. Вы знаете, что со стороны федерального центра была оказана беспрецедентная поддержка субъектам в плане направления молодых специалистов на работу на село, и за два последних года семь с половиной тысяч молодых врачей - именно врачей, специалистов с высшим образованием, - туда приехали. Сегодня политика министерства состоит не в том, чтобы закрывать ФАПы, а в том, чтобы открывать врачебные амбулатории. Количество врачебных амбулаторий за годы проведения модернизации системы здравоохранения увеличилось, количество удалённых офисов участковых врачей тоже увеличилось, и, безусловно, дальнейшее внимание развитию медицинской помощи в сельской местности мы, конечно же, будем уделять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Есть желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
21-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 13 мин. 48 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Законопроект принимается.