Заседание № 40
О проекте федерального закона № 21711-5 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (об установлении упрощённого порядка приобретения российского гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к рассмотрению законопроекта третьего чтения. Пункт 3. Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят во втором чтении 10 сентября 2008 года с новым наименованием "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Все необходимые экспертизы проведены, замечаний по их результатам нет. В настоящее время законопроект подготовлен для принятия в третьем чтении. Прошу принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по поводу данного предложения комитета? Нет. Выносим на "час голосования".
Объявляется "час голосования". Пункт 3, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". От фракции ЛДПР - депутат Иванов, по мотивам голосования. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Олег Викторович. Уважаемые коллеги, данный законопроект довольно сложный, и я бы всё-таки ещё раз просил вас к нему вернуться. Вы подумайте, что получают люди, которые в упрощённом порядке, то есть без знания русского языка, без наличия средств к существованию, без пятилетнего срока пребывания на территории России, будут приезжать к нам, заявив о том, что они хотят участвовать в этой программе? Российская Федерация им будет оплачивать проезд, провоз багажа, бесплатно выдавать пятитонный контейнер, предоставлять жильё, предоставлять работу, давать 100 тысяч рублей подъёмных. Если приедут пенсионеры, им будут платить пенсию. И вот подумайте, кто поедет к нам на таких условиях? Вы прекрасно знаете, что от добра добра не ищут, и ни один нормальный человек не поедет из города Алма-Аты, в котором я жил, допустим, на Камчатку, в Приморский край - ведь у нас только несколько регионов, в основном Сибирь, Дальний Восток, участвуют в этой программе, - чтобы там получить жильё - какую-нибудь развалюшку избушку, работать скотником, конюхом или ещё кем-то неизвестно где, этого не будет. К нам поедут те соотечественники, которые действительно проживали в республиках бывшего Советского Союза. Надеюсь, вы все понимаете, что ни из Канады, ни из США, ни из Израиля к нам никто возвращаться на этих условиях не будет. И по примерным прикидкам миграционной службы, мы получим пять-шесть миллионов людей без знания русского языка, без средств к существованию, не проживавших в Российской Федерации, не влившихся в наше сообщество, не обладающих нашим менталитетом, но зато желающих получить вот то, что я перечислил. Что это будет за категория населения, я думаю, вы все прекрасно представляете. Потому что, как я уже говорил, - мне в прошлом созыве неоднократно приходилось участвовать в работе, допустим, в Казахстане, - наоборот, наши сограждане, приехав в Россию и поглядев, в каких условиях им приходится жить, как к ним относятся чиновники и, к сожалению, как относимся и мы с вами, и местное население, вынуждены возвращаться обратно. Поэтому я не знаю, стоит ли так переживать о том, что скоро Дальний Восток будет заселён китайцами. Если туда приедут совершенно другие люди, чем это будет отличаться? Очень сложный и очень неоднозначный законопроект. Да, я понимаю, демографическая ситуация в провале, но исправлять её таким образом, я считаю, недопустимо просто-напросто. Нужно было более детально подходить к этому вопросу, оставлять хотя бы минимальные критерии, минимальные критерии, ну, чтобы не было конфликтов. Ведь будут конфликты! Вы понимаете, что будет? Приезжают люди, которые даже по-русски говорить не умеют, - этого требования нет, три условия отметаются, - не имея ни... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Закончилось ваше время. Уважаемые депутаты, фракция ЛДПР высказалась по мотивам голосования. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Комитет предлагает принять данный законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 26 сек.) Проголосовало за 440 чел.97,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 440 чел. Не голосовало 10 чел.2,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 39
О проекте федерального закона № 21711-5 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (об установлении упрощённого порядка приобретения российского гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом; принят в первом чтении 18 апреля 2008 года с наименованием "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Блок законопроектов, рассматриваемых во втором чтении. Пункт 2. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом предлагается частично изменить действующую редакцию статьи 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" и дополнить её частью седьмой, где должен быть установлен упрощённый порядок получения российского гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Эта программа была утверждена указом Президента Российской Федерации в 2006 году. Упрощённый порядок приобретения российского гражданства для обозначенной категории лиц предполагает, что к ним не будут применяться требования, условия, установленные пунктами "а", "в" и "д" части первой статьи 13 федерального закона, которые включают обязательный пятилетний срок непрерывного проживания на территории нашей страны, получение вида на жительство, наличие законного источника средств к существованию и владение русским языком. Законопроект был принят 18 апреля 2008 года. По законопроекту поступило пять поправок, из них три находятся в таблице, предлагаемой к принятию, и две поправки - в таблице, предлагаемой к отклонению. В этой связи я хотел бы обратить внимание на то, что поправка 3 в таблице 1 даётся в новой редакции, указывается, что вот те требования - об обязательном проживании, в частности, на территории Российской Федерации в течение пяти лет - не распространяются на тех, кто является участником программы и одновременно имеет регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного им для постоянного проживания. Я также хотел бы остановиться на таблице 2 поправок, которые предлагаются к отклонению. Здесь две поправки наших коллег, Владимира Сергеевича Груздева и Николая Николаевича Гончара. Владимир Сергеевич Груздев предлагает увеличенный срок для применения нормы об упрощённом предоставлении гражданства - это проживание в течение двух лет на территории определённого субъекта после регистрации. Мы полагаем, что данная норма не может быть принята и достаточно самого факта регистрации на территории субъекта Российской Федерации. Я отдельно хотел бы остановиться на предложении Николая Николаевича Гончара. Уважаемые коллеги, ознакомьтесь, пожалуйста, с поправкой. Это поправка 2 в таблице отклонённых. Николай Николаевич ставит вопрос о том, что иностранные граждане и лица без гражданства, выехавшие с территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в Государство Израиль и лишённые гражданства СССР в соответствии с указом Президиума Верховного Совета от февраля 1967 года, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке без соблюдения указанных в законопроекте условий. Я должен сказать, что тот вопрос, который Николай Николаевич ставит, действительно должен быть решён, это вопрос исторической, если угодно, справедливости. Одновременно я просил бы автора поправки, если есть такого рода возможность, снять этот вопрос сегодня, снять данную поправку. В дальнейшем предлагаю обсудить вопрос отдельно, поскольку, ещё раз хотел бы подчеркнуть, он действительно заслуживает детального изучения. В этой связи предлагаю утвердить таблицы 1 и 2 с учётом тех предложений, которые были сделаны, и принять законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, у нас две таблицы. Таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию, содержит три поправки. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо из них? Нет. Ставится на голосование таблица 1 поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 41 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2% Результат: принято Принято. Таблица 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Вижу, что Гончар Николай Николаевич просит отдельно рассмотреть поправку 2. По поправке 1 нет замечаний? Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных к отклонению, без поправки 2. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 24 мин. 28 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8% Результат: принято Принято. Пожалуйста, Гончар Николай Николаевич, по поправке 2. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я согласен с аргументацией комитета и поэтому свою поправку, которая сейчас находится в таблице отклонённых, снимаю. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поправка 2 снимается. Таким образом, мы определились по всем поправкам, и я ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 25 мин. 31 сек.) Проголосовало за 432 чел.96,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 2 чел.0,4% Голосовало 434 чел. Не голосовало 16 чел.3,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 21
О проекте федерального закона № 21711-5 "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" (об установлении упрощённого порядка приобретения российского гражданства для иностранных граждан и лиц без гражданства, являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Драматичные события новейшей истории привели к тому, что было утрачено гражданство Советского Союза. В свою очередь часть людей, которые ощущают себя гражданами Российской Федерации, оказалась за пределами своей Родины. В этой связи Президентом Российской Федерации был подписан указ о Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников. Процесс идёт. В настоящее время в Российскую Федерацию переехали тысяча восемьсот человек, три тысячи восемьсот тридцать пять получили свидетельства и оформляют своё участие в программе. В программе зарегистрировались двадцать одна тысяча восемьсот шестьдесят два человека. Мы полагаем, что, естественно совершенно, все участники программы должны приобретать российское гражданство в упрощённом порядке, а это означает, что нет необходимости применять к этим людям пятилетний срок непрерывного проживания на территории нашей страны, нет необходимости ставить вопрос о получении вида на жительство в Российской Федерации, доказывать им наличие законного источника средств к существованию и владение русским языком. Вот, собственно говоря, что предлагается исключить для данных наших соотечественников, в этом смысл законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, комитет предлагает принять данный законопроект. Есть ли вопросы? Есть три вопроса. Депутаты Локоть, Иванов и Гончар. Всех назвал? Всех. Подводим черту. Депутат Локоть, ваш вопрос. ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Владимир Николаевич, полностью разделяю ваши слова по поводу драматизма событий, в результате которых мы вынуждены принимать подобные законопроекты, и ваши оценки, но цифры, согласитесь, которые вы приводите, статистика не в полной мере соответствуют и тональности, и нашим настроениям. Нет ли каких-то пояснений, я не знаю, со стороны правительства, МИДа или вашего какого-то анализа, почему люди всё-таки не готовы ехать, возвращаться сюда, в Россию, хотя разделённых семей, разделённых судеб очень много, я это знаю на примере собственной семьи. Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Анатолий Евгеньевич, прежде всего, программа начала в настоящее время работать. Это самое главное, самое основное. Второе. Программа работает пока только в одиннадцати регионах Российской Федерации. Следующий момент. Затраты на программу, которые несут регионы Российской Федерации, достаточно существенны: предполагается предоставление нормального жилья и есть многие другие условия. Кроме того, что самое важное, огромное количество наших соотечественников приехало на территорию Российской Федерации, притом не только наших соотечественников, но и тех людей, которые ощущали себя гражданами Советского Союза. Вы знаете, что от десяти до пятнадцати миллионов человек проживает на территории Российской Федерации, так и не оформив это (я специально не говорю слово "незаконно"). Я, кстати, сегодня был крайне удивлён выступлением опытного политика Владимира Вольфовича Жириновского, который говорил о том, что якобы кто-то бежит из страны. Это является абсолютной неправдой. Российская Федерация крайне привлекательная страна для многих жителей бывшего СССР и наших соотечественников. Программа будет развиваться, и я думаю, что на заседании палаты во время отчёта Федеральной миграционной службы, который осенью нам нужно запланировать, поставим и этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Владимир Николаевич, Владимир Вольфович, конечно, в первую очередь имел в виду утечку мозгов, когда говорил об этой проблеме. А во-вторых, он говорил и о том факте, что к нам, к сожалению, не едут высококлассные специалисты, мы видим немножко другую квалификацию. Вопрос следующий. Владимир Николаевич, если я правильно понял, человеку, который живёт в государстве СНГ, извините за такое сравнение, и является уже гражданином этого государства, достаточно написать заявку о своём участии в этой программе, и после этого он будет, так скажем, в упрощённом порядке принят. То есть я не имею в виду те страны, по которым у нас упрощённый порядок уже есть, Казахстан там, Белоруссию, Киргизию. Вот поподробнее, пожалуйста, расскажите. ПЛИГИН В. Н. Сергей Владимирович, эта программа распространяется не только на страны - члены СНГ, это касается всех зарубежных государств так называемого, условно, дальнего и ближнего зарубежья. Человеку необходимо пройти определённую процедуру, заполнив документы, и стать участником программы, приехать на территорию Российской Федерации, в те регионы, которые в настоящее время являются участниками программы, и это в дальнейшем будет означать предоставление права на получение гражданства Российской Федерации. То есть эта программа касается не только стран СНГ. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Владимир Николаевич, данный законопроект имеет не только гражданско-правовой, но и очевидный политический характер. Скажите, пожалуйста, не считали бы вы возможным в ходе доработки законопроекта рассмотреть вопрос о гражданах, которые в своё время были лишены гражданства СССР принудительно. Такая категория граждан есть. Она на сегодняшний день немногочисленная, но тем не менее это тот аспект, с которым нам иногда приходится сталкиваться. ПЛИГИН В. Н. Николай Николаевич, я понимаю граждан той страны, которой вы занимаетесь. Очень многие граждане Израиля действительно ощущают себя гражданами Российской Федерации, что, кстати, демонстрирует уникальный патриотизм во время празднования Дня Победы, и количество орденов в Тель-Авиве, в Иерусалиме, я думаю, не меньше, чем в Москве. Это первый момент. Второй момент. В индивидуальном порядке вопрос решается в отношении каждого гражданина, в том числе вопрос утраты гражданином СССР гражданства. В частности, мы рассматривали вопросы, касающиеся очень известных спортсменов, фамилии называть по этическим причинам не буду. Действительно, проблема существует, но она индивидуально решается. Можно ли распространить на неё нормативное регулирование, я, к сожалению, сейчас сказать не смогу, требуется дополнительное изучение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Депутат Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР, разумеется, приветствует принятие данного законопроекта, однако всё-таки существуют некоторые моменты, на которые надо обратить внимание. Программа касается лиц, которые были в своё время гражданами Союза Советских Социалистических Республик и потом в силу известных всем обстоятельств либо утратили это гражданство и приобрели гражданство другого государства (я имею в виду гражданство стран - участниц СНГ), либо остались вообще без гражданства, либо, как заметил Владимир Николаевич, проживают на территории дальнего зарубежья. С территорией дальнего зарубежья более-менее всё понятно: оттуда к нам если и едет, то очень незначительное количество людей, которых замучила ностальгия. Что касается стран СНГ, то здесь ситуация далеко не так однозначна. Да, действительно демографическая проблема в стране очень серьёзная. Но если таким образом подходить ко всем желающим... Вот недавно показывали небольшой репортаж про Таджикистан: у людей там просто-напросто праздник, когда свет включают. И если они, решив, что тоже были частью Советского Союза, приедут к нам, в эти одиннадцать регионов, в которых действует данная программа, и получат всё, что полагается людям, принимающим участие в этой программе, как бывшие наши соотечественники по Союзу Советских Социалистических Республик, то мы с вами можем получить не решение демографической проблемы, а, наоборот, большое осложнение демографической проблемы. Тем более к ним, как уже Владимир Николаевич сказал, не будут применяться все эти ограничения, связанные с регистрацией, получением вида на жительство, знанием русского языка и так далее. Это не совсем правильный подход. И я надеюсь, что ко второму чтению мы эти моменты уточним, причём детально уточним. Потому что, ещё раз говорю, Российская Федерация в каких-то субъектах действительно вымирает, а в каких-то субъектах размножается очень даже прилично. И если мы хотим сохранить слово "Россия" в названии нашего государства, то нам надо в первую очередь подумать о том, чтобы вернуть наших соотечественников именно славянского происхождения, русского происхождения, потому что русский народ действительно вымирает больше всех остальных. И здесь никакого национализма нет, об этом надо говорить, и чем больше мы об этой проблеме будем говорить без раздувания и истерии вокруг неё, тем успешней мы её решим. Огромное количество людей живёт в Казахстане до сих пор - я сам из Казахстана тоже, - огромное количество в Киргизии проживает, в Узбекистане, они хотят к нам приехать. Вот эту программу надо будет популяризировать и объяснять. Но есть и другие люди, которыми сейчас уже Москва, можно сказать, переполнена. И если мы ими будем переполнять регионы, то там мы вызовем такое же нездоровое настроение по отношению к этим товарищам, какое сейчас процветает в Москве. Я считаю, что ко второму чтению надо будет доработать эти моменты, а в основном, конечно, закон очень правильный, его надо поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, все выступления состоялись. Докладчик... Николай Николаевич, я не видел вашу руку. Ну хорошо, пожалуйста. Депутат Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Законы на эту тему, о вопросах гражданства, уже имеют определённую историю в нашей стране. У нас было сначала вообще наиболее либеральное законодательство о гражданстве. В начале 90-х годов мы приняли закон, по которому действовал практически заявительный порядок получения гражданства Российской Федерации, и действовал он десять лет. Потом этот закон прекратил своё действие. Но мы изменили пенсионное законодательство, и даже те небольшие пенсии, которые мы стали выплачивать гражданам Российской Федерации, гражданам иностранных государств и лицам без гражданства, которые работали на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, стали снова стимулом. Повторяю ещё раз, в этом вопросе есть очень много политических моментов. На сегодняшний день этот закон - в определённом смысле наша политическая декларация. Мы чувствуем себя достаточно уверенно, и мы понимаем, что мы притягательны. Это очень важно сформулировать, поэтому тот вопрос, который я задавал Владимиру Николаевичу... Конечно, на сегодняшний день граждан Советского Союза, которые были насильно лишены гражданства и проживали на территории Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, их немного, но это исключительно важный момент. И ещё одно, что нужно учесть, с моей точки зрения, при доработке законопроекта. У нас есть закон о соотечественниках. Специалисты могут сказать, как он работает. Но мне кажется, что необходимо чёткое определение термина "соотечественник". И очевидно, те опасения, которые высказал коллега Иванов, в ходе доработки этого определения могут быть учтены. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плигин, пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Секундочку, Владимир Николаевич. Настаивает на выступлении депутат Затулин. Я не видел его руки, совершенно честно говорю. Пожалуйста, депутат Затулин. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Совершенно честно хочу ответить, что я не подымал руку, но, поскольку есть необходимость дать справку по выступлению депутата, только что прозвучавшему, я имею в виду Николая Николаевича Гончара, я и хочу это сделать. В настоящее время создана межведомственная группа по подготовке новой редакции закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", принятым, как известно, в 1999 году. Я убеждён, что вопрос о понятии "соотечественник" нуждается в дискуссии, хотя опыт показывает, что на разных этапах развития нашего государства мы разный смысл и разное фактическое содержание вкладывали в понятие "соотечественник". Это тоже надо понимать. В настоящий момент мы эту работу ведём и намерены, я думаю, к концу года представить новый вариант этого закона, в котором будут учтены или по крайней мере сняты многие проблемы и опасения. Безусловно, Российская Федерация - это государство для всех, кто здесь живёт, а не просто для людей славянских национальностей или русского народа. Вот это я хотел бы подчеркнуть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Константин Фёдорович отметил уже этот исключительно важный аспект: ни у одного народа, населяющего Российскую Федерацию, нет самостоятельной судьбы. Это многонациональный народ, и поэтому вычленять... тем более в Государственной Думе ставить вопросы приоритетности, с моей точки зрения, категорически запрещается. Нужно помнить преамбулу Конституции Российской Федерации: "Мы, многонациональный народ..." Это важнейший аспект. В этой связи я бы хотел привести, если позволите, один исключительно маленький пример. Во время моей беседы с лидером одного из народов Российской Федерации, один из моих коллег сказал этому лидеру: "Россия вам даёт..." Лидер встал и собрался уходить. Нам было очень важно, чтобы этот человек остался, и я спросил его: "В связи с чем ты уходишь?" Он говорит: "Я живу на этой территории, территории России, и мой народ живёт на территории России, может быть, со значительно более древних времён, чем кто-то другой, и поэтому ставить вопрос о том, что Россия нам даёт, неоправданно. Мы, может быть, одна из серьёзных составных частей России". Поэтому я просил бы (насколько это возможно, каждый имеет право говорить то, что он хочет) придерживаться серьёзнейших основополагающих принципов, закреплённых Конституцией Российской Федерации, в частности тех, которые говорят о характере и структуре российского народа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не настаивают на выступлении, как я понимаю. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 14 сек.) Проголосовало за 425 чел.94,4% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 425 чел. Не голосовало 25 чел.5,6% Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.