Заседание № 108

02.07.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217052-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3272 по 3287 из 12182
11-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты       
Российской Федерации". Докладывает Андрей Юрьевич Мурга.                        
                                                                                
МУРГА А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Данный законопроект принят в двух чтениях,      
прошёл лингвистическую и правовую экспертизы. Просьба поддержать в третьем      
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                            
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8332 по 8349 из 12182
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской        
Федерации".                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.66,2 %                                    
Проголосовало против            3 чел.0,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    302 чел.                                          
Не голосовало                 148 чел.32,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 107

21.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217052-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций; принят в первом чтении 23 сентября 2009 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3545 по 3605 из 8221
30-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты       
Российской Федерации". Докладывает Андрей Юрьевич Мурга.                        
                                                                                
МУРГА А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Добрый день, Иван Иванович, Владимир Абдуалиевич, уважаемые коллеги!            
Законопроект был внесён в Государственную Думу Правительством Российской        
Федерации с целью создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев   
облигаций.                                                                      
                                                                                
В ходе работы над законопроектом были получены многочисленные поправки наших    
коллег, и 19 июня решением комитета было сформировано две таблицы поправок -    
таблица поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, в которой десять      
поправок, и таблица поправок № 2, рекомендуемых к отклонению, в которой         
двенадцать поправок.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 1.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              236 чел.52,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    236 чел.                                          
Не голосовало                 214 чел.47,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю на голосование таблицу поправок № 2.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 36 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    238 чел.                                          
Не голосовало                 212 чел.47,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Андрей Юрьевич, вы хотели добавить что-то?                                      
                                                                                
МУРГА А. Ю. Нет, все. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7247 по 7264 из 8221
30-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты       
Российской Федерации", второе чтение.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 46 мин. 14 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    295 чел.                                          
Не голосовало                 155 чел.34,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 112

23.09.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 217052-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1382 по 1984 из 6575
Приступаем к пункту 6. Это блок законопроектов, которые мы рассматриваем в      
первом чтении. О проекте федерального закона "О внесении изменений в            
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов,          
направленных на защиту прав владельцев облигаций)". Доклад официального         
представителя Правительства Российской Федерации заместителя руководителя       
Федеральной службы по финансовым рынкам Александра Юрьевича Синенко.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам.               
                                                                                
Спасибо, Борис Вячеславович.                                                    
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты! Правительство Российской Федерации             
представляет на ваше рассмотрение в первом чтении проект федерального закона    
"О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части       
создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)".        
Напомню, что данный законопроект является частью первоочередного плана по       
преодолению кризисных явлений в экономике России, который был утверждён         
Председателем Правительства России в прошлом году.                              
                                                                                
Почему данный законопроект является чрезвычайно актуальным? Напомню, что в      
последнее время рынок облигаций стал действительно масштабным и очень удобным   
способом привлечения дополнительного финансирования для расширенного            
производства в экономике России. Но, к сожалению, год назад, когда начались     
кризисные явления в нашей экономике, участились случаи массового неисполнения   
обязательств перед владельцами облигаций. При этом нужно признать, что наше     
законодательство не в полной мере оказалось готовым к тому, чтобы эффективно    
противостоять недобросовестным действиям ряда эмитентов. Причём эмитенты явно   
воспользовались ситуацией, связанной с тем, что действия владельцев облигаций   
оказались разрозненными: в случае неисполнения обязательств перед владельцами   
облигаций часть облигационеров обращались в суд, часть пытались договориться    
с эмитентами, кто-то обращался в государственные органы власти за защитой,      
кто-то пытался обанкротить эмитенты и так далее. В этом случае, конечно,        
подобные разрозненные действия владельцев облигаций оказывались на руку         
эмитентам, чем они очень часто пользовались.                                    
                                                                                
Законопроект, о котором мы сегодня говорим, как раз и предполагает введение     
механизма консолидации, выработки единого мнения владельцев облигаций, для      
того чтобы они могли эффективно защищать свои интересы в отношениях с           
эмитентом, в том числе и в судебном порядке. О чём идёт речь? Мы предлагаем     
ввести в нашем законодательстве два института выработки единого мнения          
владельцев облигаций: первое - это представитель владельцев облигаций и         
второе - общее собрание владельцев облигаций, что как раз и позволит            
выработать общее, консолидированное мнение владельцев облигаций.                
                                                                                
Кто вправе быть представителем владельцев облигаций? Это либо брокер, либо      
управляющая компания, либо спецдепозитарий, либо иное юридическое лицо,         
которое оказывает аудиторские, консультационные и (или) юридические услуги,     
существует более трёх лет и имеет чистые активы стоимостью более 1 миллиона     
рублей. При этом обращаю внимание на очень важный момент: эмитент обязан        
назначить в любом случае представителя владельцев облигаций в случае            
публичного размещения облигаций, то есть среди не ограниченного заранее круга   
лиц. Помимо этого мы предлагаем предусмотреть механизм аккредитации             
представителей владельцев облигаций, для того чтобы ввести механизм контроля    
за их деятельностью.                                                            
                                                                                
Основные функции представителя владельцев облигаций состоят в том, чтобы        
контролировать действия эмитента и того лица, которое предоставило              
обеспечение по облигациям, своевременно информировать владельцев облигаций об   
ухудшении экономического состояния или иных показателях деятельности            
эмитента, и, что очень важно, мы предлагаем наделить представителя владельцев   
облигаций правом обращения в суд от имени всех владельцев облигаций за          
защитой нарушенных прав. Представитель владельцев облигаций должен нести        
ответственность за свои действия либо бездействие, в том числе в виде           
возмещения убытков. Свою деятельность он должен осуществлять на платной         
основе, на основе договора между ними и эмитентом.                              
                                                                                
Далее. Что касается общего собрания владельцев облигаций, мы предлагаем по      
аналогии с порядком организации и проведения общего собрания акционеров         
обеспечить возможность созыва и проведения общего собрания владельцев           
облигаций. Правом инициирования общего собрания мы предлагаем наделить как      
эмитента, так и представителя владельцев облигаций и (или) владельцев           
облигаций, которые имеют более 10 процентов от общего количества размещённых    
облигаций.                                                                      
                                                                                
Основная компетенция общего собрания владельцев облигаций состоит в том,        
чтобы выработать общую позицию в отношении вопросов, связанных с досрочным      
погашением облигаций, по вопросам обращения в суд либо по вопросам, связанным   
с обращением взыскания на то обеспечение, которое предоставлено в части         
исполнения обязательств по облигациям. По аналогии с акционерным                
законодательством каждой облигации мы предлагаем предоставить один голос.       
Также предлагаем дать возможность оспаривания владельцем облигаций тех          
решений, которые были приняты. Очень важно подчеркнуть, что решение общего      
собрания владельцев облигаций должно быть обязательным для всех владельцев      
облигаций.                                                                      
                                                                                
Мы полагаем, что именно этот механизм даст возможность эффективной защиты       
прав владельцев облигаций и поможет преодолеть те кризисные явления, которые    
на сегодняшний день существуют и развиваются. Помимо этого мы предлагаем        
также подобного рода механизм применить уже к прошлым выпускам облигаций, для   
того чтобы этот механизм в том числе распространялся и на владельцев            
облигаций, которые уже выпущены.                                                
                                                                                
Просим Государственную Думу поддержать законопроект в первом чтении. Готовы     
активно работать над поправками ко второму чтению.                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по финансовому рынку Свистунова Аркадия Николаевича.    
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Комитет по     
финансовому рынку рассмотрел проект федерального закона "О внесении изменений   
в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов,        
направленных на защиту прав владельцев облигаций)", внесённый Правительством    
Российской Федерации, и отмечает следующее. Указанный законопроект              
предусматривает два существенных, так скажем, новых положения, вносимых в       
законодательство, - это целый новый институт - "общее собрание владельцев       
облигаций" и новое понятие - "представитель владельцев облигаций". В этих       
целях предлагается дополнить федеральный закон положениями, устанавливающими    
общие требования к вопросам, которые вправе решать общее собрание владельцев    
облигаций, к процедуре проведения общего собрания владельцев облигаций, к       
порядку внесения изменений в решение о выпуске облигаций и к порядку            
исполнения обязательств или осуществления прав по облигациям, а также           
положениями, регламентирующими деятельность эмитента, представителя             
владельцев облигаций или иных участников правоотношений.                        
                                                                                
В ходе рассмотрения в комитете было отмечено, что указанный законопроект        
имеет большое значение для рынка в связи с теми явлениями, которые произошли    
в ходе финансового кризиса, то есть большим количеством дефолтов по             
облигациям и неурегулированностью процедуры получения возмещения долгов по      
облигациям.                                                                     
                                                                                
Вместе с тем ряд положений законопроекта, по мнению комитета, нуждается либо    
в дополнительном обсуждении, либо в корректировке. Ну, вот, в частности,        
вводится новое понятие "собрание владельцев облигаций", однако отсутствуют      
основные положения, устанавливающие статус этого нового органа, то есть         
общего собрания владельцев облигаций. Что имеется в виду? Необходимо            
прописать, какой кворум должен быть для правомочности собрания, а также         
какова правомочность решений указного собрания. Законопроект идёт по пути       
создания аналогии с собранием акционеров, и, в общем-то, имеет смысл            
продолжить и далее прописать более чётко эту процедуру.                         
                                                                                
Подпункт 2 пункта 1 проектируемой статьи 24-1 предусматривает возможность       
внесения изменений в решение о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных     
ценных бумаг или в проспект ценных бумаг в порядке и случаях, предусмотренных   
настоящим федеральным законом. Однако законопроект, как следует из названия,    
направлен только на защиту прав владельцев облигаций, то есть речи об иных      
ценных бумагах, акциях например, в законопроекте не идёт, поэтому имеет смысл   
либо подкорректировать название, либо уточнить предмет регулирования в этой     
части. Наименование и конструкция статьи 24-1 позволяют сделать вывод о том,    
что изменение можно внести либо в решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг,   
либо в решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг и в проспект ценных бумаг,    
либо только в проспект ценных бумаг. Вот здесь тоже необходимо уточнить, в      
каких случаях и куда можно вносить указанные изменения.                         
                                                                                
Пункт 4 статьи 24-1 предусматривает право вносить изменения в решение о         
выпуске или в проспект ценных бумаг, не регистрируя их в регистрирующем         
органе, в случае если выпуск (дополнительный выпуск) эмиссионных ценных бумаг   
не подлежит государственной регистрации. Здесь также необходимо уточнить, для   
каких эмиссионных ценных бумаг предусматривается данная норма.                  
                                                                                
В проектируемом законе есть механизм досрочного погашения облигаций.            
Законопроект устанавливает три случая досрочного погашения: по усмотрению       
эмитента облигаций, по требованию владельцев облигаций и в силу закона.         
Однако из текста законопроекта не ясно, когда возникнет необходимость           
досрочного погашения облигаций в силу закона, это тоже необходимо прописать     
здесь. Также требуют согласования пункты 3 и 4 статьи 27-1-1, поскольку оба     
пункта содержат норму о досрочном погашении облигаций по требованию их          
владельцев в силу закона.                                                       
                                                                                
Кроме того, по мнению комитета, некорректно сформулирован подпункт 9 пункта     
12 статьи 27-1-2 законопроекта, который предоставляет возможность               
представителю владельцев облигаций в отдельных случаях разглашать сведения,     
составляющие служебную и коммерческую тайну. Тут как бы оставлен за кадром,     
не урегулирован вопрос, как быть с законом № 98-ФЗ от 29 июля 2004 года,        
который устанавливает, что разглашать коммерческую тайную нельзя, и             
предусматривает ответственность, административную в частности, за разглашение   
этой тайны. Поэтому здесь как-то необходимо более корректно сформулировать      
эту фразу, урегулировав, согласовав с законом о коммерческой тайне.             
                                                                                
Кроме того, законопроект нуждается в лингвистической и юридико-технической      
правке. Однако указанные замечания не являются концептуальными и могут быть     
учтены и доработаны в ходе второго чтения.                                      
                                                                                
Учитывая изложенное, Комитет по финансовому рынку рекомендует принять в         
первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный    
закон "О рынке ценных бумаг" (в части создания механизмов, направленных на      
защиту прав владельцев облигаций)", внесённый Правительством Российской         
Федерации. Прошу поддержать указанный законопроект в первом чтении.             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие задать вопросы? Две руки я вижу... И Беляков. Три.            
                                                                                
Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич. Потом Жириновский и Беляков.          
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к представителю правительства. Вот я внимательно   
посмотрел закон и все соответствующие документы прочитал. Здесь смысл в том,    
чтобы создать механизм защиты владельцев облигаций, в том числе посредством     
консолидации мнения владельцев облигаций, то есть какая-то такая общественная   
организация. Здесь также идёт речь об избрании представителя владельцев         
облигаций. Читая всё это, я сразу вспомнил почему-то обманутых инвесторов,      
дольщиков, которые тоже выделили деньги, инвестируя в строительство жилья, -    
потом ни жилья, ни денег. Они избирают председателя, они протестуют, они идут   
в суды... идут годы - в итоге ни собственности, ни денег назад. Вот где         
гарантии, я их не увидел, где гарантии того, что это новое объединение          
владельцев облигаций не постигнет судьба обманутых инвесторов, дольщиков? Я     
вот их не увидел. Если можно...                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Юрьевич.                            
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Я считаю, что мы как раз очень подробно описали полномочия        
общего собрания владельцев облигаций, которое вправе принимать решения как      
раз по ключевым вопросам, связанным с судьбой... и с юридическими какими-либо   
последствиями. А гарантиями в данном случае является вся судебная система,      
если вы о судебной системе, гарантиями являются полномочия соответствующих      
федеральных органов исполнительной власти, которые вправе контролировать        
действия эмитента, привлекать его к административной ответственности, в         
случае если совершено уголовное преступление - передавать соответствующие       
материалы в правоохранительные органы. Если вы говорите, спрашиваете об         
экономических гарантиях, я напоминаю о том, что облигации в данном случае       
должны быть всегда обеспечены какими-либо обязательствами исполнения, то есть   
либо залогом, либо поручительством. Как нам кажется, именно это всё в           
совокупности представляет собой механизм, гарантирующий исполнение, реальное    
исполнение прав и защиту этих прав владельцев облигаций.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович, вопрос, пожалуйста.       
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Представителю комитета. Впервые комитет как бы дал перечень   
недостатков законопроекта, но выводов-то не сделал. Нужно было, видимо,         
сделать вывод, что слабый юридический отдел или юридическая служба в нашей      
Федеральной службе по финансовым рынкам - мол, служба федеральная, а такие      
слабые юристы у вас, и закон как бы на уровне первого класса сделан. И          
представитель комитета правильно перечислил недостатки, но выводов не сделал.   
                                                                                
И второе. Зачем вы употребляете иностранные слова? Эмитент. Почему такое        
недоверие, игнорирование русского языка? Напишите "выпускающий" - нет, пишут    
"эмитент". Вот послушают сегодня школьники и студенты и не поймут, о каких      
эмитентах идёт речь, кто это такие - эмитенты. Вот это тоже в силах комитета.   
Вы должны были сделать в своём выступлении укор тем, кто представлял            
законопроект, что слабые юристы и использование иностранного языка. Почему вы   
этого не сделали, комитет?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Свистунов Аркадий Николаевич.                 
                                                                                
Микрофон включите на рабочем месте.                                             
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Борис Вячеславович.                                    
                                                                                
Борис Вячеславович, коллеги уважаемые! Я полагаю, что это не вопрос, Владимир   
Вольфович просто выразил своё замечание. Комитет учтёт это замечание в своей    
дальнейшей работе. Спасибо огромное.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Беляков Антон Владимирович.                               
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия".                                   
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
У меня вопрос к докладчику и содокладчику. Вот мой опыт обращений               
свидетельствует о том, что большинство нарушений прав владельцев облигаций      
происходит на стадии, когда они выпускаются. То есть компания-эмитент           
передаёт права на выпуск облигаций некой дочерней структуре, заключает          
внутренний договор, часто очень противоречивый, и уже дочерняя компания         
выпускает облигации, как бы обеспеченные активами основной компании, а потом    
выясняется, что она не в состоянии платить по облигациям, и владельцы           
начинают объединяться в организации, и гарантией для них является наша          
судебная система. А внутренний договор не позволяет выплатить. Скажите, этот    
законопроект, так сказать, ставит блок вот на этом препятствии или в нём        
заложено то, что, если вы попали, объединяетесь в группы, ну, и думаете, как    
вам судебная система поможет?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Юрьевич.                            
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Вы абсолютно правильно заметили узкое место, которое на самом     
деле стало причиной неисполнения обязательств в части даже гарантированных,     
обеспеченных выпусков облигаций, хотя при этом я должен заметить, что выпуск    
дочерними финансовыми специализированными обществами - это общемировая          
практика, она как раз и существует для того, чтобы сделать самостоятельным,     
обособить то юридическое лицо, на которое возлагается обязательство по          
выпускам облигаций. Но проблема действительно состоит в том, что качество       
обеспечения, которое, как правило, материнская компания представляет по         
обязательствам своего дочернего общества, оставляет желать лучшего. В этой      
части я напомню, что мы предложили, а Государственная Дума уже в первом         
чтении приняла законопроект, который предусматривает меры по повышению          
качества обеспечения по договорам поручительства. Мы предлагаем достаточно      
серьёзно усилить меры, которые направлены на повышение возможной                
ответственности по договорам поручительства. Хотя сейчас нет требования к       
чистым активам компаний поручителя по облигационным выпускам, мы предлагаем     
ввести требование к этим чистым активам не менее того объёма, по которому       
является поручителем данное юридическое лицо. Как нам кажется, это та мера,     
которая способна действительно отсечь недобросовестных поручителей и повысить   
гарантии по исполнению обязательств перед владельцами облигаций.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Свистунов Аркадий Николаевич, есть необходимость добавить? Пожалуйста.          
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Борис Вячеславович.                                    
                                                                                
По поводу этого вопроса. Следует заметить, что это несколько за рамками         
проектируемого законопроекта осталось вообще. То есть законопроект решает       
проблему, как урегулировать для начала как бы в комплексе, установить порядок   
взыскания при дефолте, чтобы устранить возникшую сегодня неурегулированность,   
когда, грубо выражаясь, кто в лес, кто по дрова пытаются взыскать долги, что    
приводит, в общем-то, к тому, что эмитент облигаций имеет возможность вообще    
уйти от ответственности.                                                        
                                                                                
А в целом ваше замечание в дальнейшем, наверное, должно быть учтено. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Рука была, да, Владимир Николаевич? Вопрос? Вопросы заданы.                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Трое - Федоткин, Жириновский и Антон Владимирович   
Беляков.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Федоткин Владимир Николаевич.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, на прошлом нашем заседании мне пришлось       
привести пример по Рязанской области, как одна из фирм, распространяющая        
компьютеры, выпустила ценные бумаги и привлекла огромное количество средств     
от населения Рязанской области, а потом, ссылалась на кризис, она стала         
сворачивать свою деятельность, обанкротилась, и в результате люди остались      
без денег, которые копили на операции, на обучение в институте, на какие-то     
другие первоочередные нужды. И никто их защищать не хочет и не может. Они уже   
год ходят по инстанциям, обращаются в различные органы власти, к депутатам -    
все только отмахиваются. Вот я сегодня в этом законопроекте как раз и увидел    
механизм: ещё дальше отдалить от себя вот этих обманутых граждан, которые       
пострадали от рынка ценных бумаг. Государство своими законами создало этот      
рынок ценных бумаг, государство его благословило и вкачало туда определённые    
деньги, государство его всячески поддерживает и развивает. Так почему же в      
итоге под флагом государства должны страдать, ну, не абрамовичи и чубайсы, а    
именно многие простые наши граждане, которые свои деньги, порой большие,        
вкладывали в ценные бумаги, надеясь провести остаток жизни мало-мальски         
по-человечески или вылечиться?                                                  
                                                                                
Сегодня при входе в зал мы получили "Российскую газету", там очень интересная   
статья на 4-й странице "На рынок за деньгами". Обратите внимание, коллеги, на   
подзаголовок: "Гражданам предложено посещать финансовый ликбез и самим          
спасать свои сбережения". Вот эта фраза из этой газеты очень здорово            
подходит, по-моему, к этому закону: "...и самим спасать свои сбережения". От    
начала до конца этот законопроект пронизан мыслью, что люди должны сами         
биться за то, что уже отдали, и сами принимать какие-то меры. Наверное, это     
как раз тот путь, по которому нельзя идти.                                      
                                                                                
В этой статье, в которой рассматривался данный вопрос на международном          
уровне, в этой газете, которую сегодня нам дали, прямо подчёркивается, что      
государству необходимо усилить контроль за кредитными брокерами, а мы сегодня   
предлагаем сделать совсем наоборот. Мы опять идём абсолютно своим путём,        
совершенно непонятным, жертвами которого будут простые люди, простые            
вкладчики, отдавшие свои средства в надежде хоть немножко пожить                
по-человечески.                                                                 
                                                                                
Мне кажется, суть закона неправильная, должна быть линия на усиление            
государственной ответственности во всех механизмах, которые имеются в России,   
действуют законодательно и в которые втянуты не по своей воле простые           
граждане. Если государство, власти федеральная и региональная не защищают       
простых людей, тогда возникает вопрос: а зачем они нужны?                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста, ваше выступление.                   
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Голосовать не будем, поскольку представитель комитета         
перечислил очень много недостатков данного законопроекта. Он сырой, не          
прописаны самые элементарные процедуры, и непонятна позиция представителя       
комитета. Я задаю вопрос, конкретно связанный с русским языком: почему в        
проекте закона используется слово "эмитент" вместо нормального русского         
слова, которое есть в нашем словаре? Значит, нужно было сделать замечание,      
видимо, разработчикам.                                                          
                                                                                
Представитель комитета говорит, что он не услышал вопрос, из чего я делаю       
вывод, что надо, чтобы докладчиками были те, кто может слышать вопросы          
депутатов. Мы чётко задаём вопросы, у нас процедура - задавать вопросы.         
Поэтому те, кому мы их задаём, обязаны отвечать. Не могут - не надо брать       
слово для содоклада, пускай сидят не могущие и пускай выступают те, кто         
может. Мы всегда задаём вопросы. Значит, он должен сказать: я слабый, я не      
понимаю, мне трудно, извините, я ответить не могу. А говорить, что он не        
услышал вопрос, - надо слуховой аппарат тогда брать с собой или комментатора,   
помощника (у нас есть штат помощников депутатов), и он будет разъяснять, что    
задающий вопрос имеет в виду и почему вот так сделали, а не по-другому.         
                                                                                
Конечно, ведь даже само слово "облигация" тоже нерусское. Ведь когда мы росли   
и знали, что наши родители вместо зарплаты получают сталинские облигации, мы    
не понимали, какие облигации дают... Если бы по-русски тогда назвали            
"обязательства" - обязательства государства по этой ценной бумаге на            
определённом этапе выплатить деньги, указанные в номинале, - мы бы лучше это    
поняли. А мы воспринимали облигации как лотерейные билеты, как какие-то, не     
знаю, просто картинки, календарики. Ну, дали бумажки... Мы же потеряли их       
большинство! Когда мы росли, мы не понимали, что это государство в будущем      
должно вернуть, потому что это обязательства. Нет, назвали чужим словом,        
чужим - латинским, французским, английским - obligatio, но по-русски это        
звучит как "обязательства". И теперь - эмитенты. Ну хотя бы назвали "ценные     
бумаги", спасибо.                                                               
                                                                                
Конечно, это демократия, если будут собрания держателей этих вот самых ценных   
бумаг. Только как их собрать-то? Я понимаю, кооператив - все проживают в этом   
доме. А как вы соберёте держателей ценных бумаг? Что, ещё раз на рынок          
выбросим фамилии, адреса и телефоны тех, у кого есть ценные бумаги? В этом же   
проблема - мы примем данный закон, но никакого собрания никто никогда не        
проведёт, потому что тот, кто выпускает, не заинтересован, ибо на собрании -    
это его функция - может идти речь о погашении этих ценных бумаг, об изменении   
их стоимости и так далее, и тому подобное. Маловероятно, чтобы та фирма,        
которая выпустит эти обязательства, сама созывала собрание.                     
                                                                                
Это, конечно, нужно обязательно. Ведь если говорить о хорошей жизни             
зарубежных пенсионеров (я имею в виду - в хороших странах, в Европе), то там    
как раз они кроме пенсии ещё получают определённые доходы от тех ценных         
бумаг, которые приобрели, когда работали.                                       
                                                                                
Конечно, правильно, обучать людей надо, пусть учатся, потому что прежний        
режим ничему подобному не научил. Нам дали, нашим родителям, вернее, дали вот   
эти облигации, которые погасил потом Горбачёв, когда наши родители уже          
умерли. Это, конечно, издевательство, а не погашение. Ну ладно, погасил         
Горбачёв, но Гайдар всё уничтожил снова. Представляете, какое недоверие у       
наших граждан к ценным бумагам! И никакой ответственности нет, никакой!         
Сталину понесут цветочки 21 декабря, сто тридцать лет ему, тирану, так          
сказать, который сделал нас всех несчастными и бедными. А Гайдар тоже сидит     
улыбающийся: он обрушил даже те деньги, которые через тридцать лет всё-таки     
нам вернули, уже детям вернули. Поэтому в этом смысле спасибо Горбачёву - он    
вернул. Сталин взял, Горбачёв вернул, Гайдар отобрал - кто теперь вернёт?       
Никто ничего не возвращает.                                                     
                                                                                
Но всё-таки демократия здесь есть: можно собрать собрание. Действительно, это   
больше будет похоже на собрание обманутых дольщиков: когда уже они поймут,      
что от ценных бумаг никакого толку нет, они соберутся, потребуют, а владелец    
предприятия или этой фирмы исчезнет. Как Чичваркин, он будет в английском       
суде доказывать, что его права не защищаются в России. Вот он обманул сотни     
тысяч, миллионы, но он боится, что суд будет иметь политическую окраску. Там    
сейчас, в декабре, лондонский суд такое и вынесет решение, что нельзя           
Чичваркина возвращать российскому правосудию, поскольку суд будет слишком       
пристрастным. Как вот так, обманул, украл! Нет, надо его права защитить,        
пускай в Лондоне проедает своё ворованное.                                      
                                                                                
Поэтому голосовать не будем. А комитету порекомендуем не иметь большой смычки   
с Федеральной службой по финансовым рынкам, а больше подвергать критике,        
заставлять использовать нормальный русский язык. Если закон сырой, то в         
докладе представителя комитета должна звучать позиция, предложение палате       
данный законопроект в первом чтении не принимать. Это и сделает фракция ЛДПР.   
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                О. В. Морозов                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Беляков.                                                            
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В. Уважаемые коллеги, во-первых, хочу поблагодарить коллегу          
Федоткина. Мне очень приятно, как лидеру движения, когда вспоминают движение    
пострадавших соинвесторов, поэтому вам респект, коллега Федоткин.               
                                                                                
Владимир Вольфович, перевожу на русский на всякий случай: уважуха, чтобы        
сразу избежать изрядных каких-то толкований. Я специально перевёл, Владимир     
Вольфович, чтобы было понятно слово "респект".                                  
                                                                                
Если серьёзно, то противоречивое отношение к законопроекту. С одной стороны,    
это хорошо, потому что действительно сегодня ассоциация пострадавших            
инвесторов существует, они уже объединились, Владимир Вольфович, поверьте. С    
2003 года объединяются миноритарные акционеры, у которых возникли проблемы,     
владельцы облигаций позднее стали объединяться. С одной стороны, закон          
помогает этому, если он будет принят, он действительно будет помогать, потому   
что он даёт некие инструменты, законодательные механизмы для решения вопроса.   
И прав Аркадий Николаевич, представитель комитета, который говорит, что         
действительно хоть будет понятно, что делать.                                   
                                                                                
Но, с другой стороны, - я отчасти уже это выразил в своём вопросе, когда было   
обсуждение, - проблема как таковая не решена. Ведь сегодня жертвами стали       
владельцы облигаций, но это же не напрямую граждане. Казалось бы, облигации     
скупались в основном юрлицами, но какие это юрлица? Посмотрите, это паевые      
инвестиционные фонды и, что самое болезненное, это негосударственные            
пенсионные фонды. Там облигации были одним из инструментов, там был очень       
узкий список финансовых инструментов, в которые могли быть вложены пенсионные   
деньги негосударственным пенсионным фондом. Так, по сути дела, сегодня          
негосударственные пенсионные фонды эти деньги потеряли, потому что, вложив их   
в облигации, они оказались банкротами в основном благодаря тому механизму, о    
котором мы уже говорили сегодня, когда эмитент не сам выпускает облигации, а    
даёт в рамках мировой практики это право дочерней компании, заключается         
внутренний договор между головной компанией и дочкой, и по этому договору       
права у них, ну, очень нечётко прописаны. В результате в какой-то момент        
скупившие облигации компании приходят, чтобы погасить облигации, - денег нет.   
Им говорят: вы знаете, вы дочку можете, конечно, обанкротить, но наш            
внутренний контракт такой, что вы всё равно ничего не получите.                 
                                                                                
И вот это самая большая проблема, потому что, повторяю, закон очень, очень,     
очень опоздал. Опоздал настолько, что сегодня я не могу назвать точное          
количество денег, которые в негосударственных пенсионных фондах граждане        
потеряли от своевременно не принятого закона, но поверьте, это огромные         
убытки, и это нанесло в результате ущерб пенсионной системе.                    
                                                                                
Поэтому хорошо, что мы принимаем законопроект. Конечно, надо его поддержать,    
но, во-первых, поздно, во-вторых, мы не поставили блок на том, чтобы такого     
рода злоупотребления не продолжались. Голосовать нужно, но, повторяю, его       
надо быстро дорабатывать ко второму чтению, вносить поправки, чтобы устранить   
сам по себе этот механизм нарушения прав и, конечно, спасать пенсионные         
деньги.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, по Регламенту у докладчика и содокладчика есть возможность выступить   
с заключительным словом. Но прежде я обращаюсь к представителям президента и    
правительства... Они не настаивают на участии в дискуссии.                      
                                                                                
Пожалуйста, официальный представитель правительства, докладчик.                 
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Спасибо.                                                          
                                                                                
Коллеги, я обращаю внимание на то, что проект закона очень важный, нужный и     
призываю вас голосовать за него. При этом ещё раз подтверждаю готовность        
очень быстро, оперативно рассматривать все замечания, работая над текстом       
поправок. Это первое.                                                           
                                                                                
Второе. По негосударственным пенсионным фондам мы разделяем вашу                
озабоченность, но дело в том, что в отношении этих институциональных            
инвесторов существовали и существуют очень серьёзные, жёсткие ограничения, в    
том числе по разрешённым активам. Поэтому облигации в этом случае... в          
отношении их существовал очень жёсткий режим, в частности квота, которая        
ограничивала максимальные вложения по облигациям вообще и по облигациям         
одного эмитента тоже. Поэтому в данном случае пострадавшими в большей степени   
скорее являются не негосударственные пенсионные фонды, а банки, которые их      
очень активно скупали.                                                          
                                                                                
Третье. Владимир Вольфович, дело в том, что слово "эмитент" как понятие         
существует с 91-го года. До сих пор как-то не возникало проблем, и это          
понятие действительно вошло очень прочно в нашу практику. Поэтому я не очень    
понимаю ваше возмущение в данном случае, хотя мы поддерживаем ваше стремление   
к расширению практики применения правильного русского языка. Но в этом          
случае, Владимир Вольфович, я думаю, вы должны начать с себя, потому что        
название вашей партии - "Либерально-демократическая". Так переименуйте её,      
назовите её народно-свободной партией.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Согласен. Я уж не говорю про то, что "депутат" тоже слово         
нерусское, тем не менее ни у кого не вызывает какого-либо раздражения.          
Давайте переведём его как "посланец" - хорошее русское слово. Поэтому,          
коллеги, я призываю вас всё-таки как-то адекватно относиться к тем              
выражениям, которые мы употребляем и вводим в практику.                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Свистунов Аркадий Николаевич хотел бы высказаться?                              
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо огромное.                                               
                                                                                
Я прежде всего хотел бы извиниться. Владимир Вольфович, я на самом деле не      
понял, что это был вопрос. Но поскольку вопрос был, я обязан на него            
ответить.                                                                       
                                                                                
В ходе рассмотрения в комитете... В сфере рынка ценных бумаг применяется        
очень много международных терминов, и в комитете всегда возникает спор о        
русском языке, об употреблении этих терминов, и он всегда достаточно острый.    
Я хочу вам напомнить дискуссию, например, о так называемом законопроекте об     
инсайде, вот это яркий пример. И кстати, до сих пор ещё не принят этот          
законопроект, он рассматривается, и в комитете очень острая дискуссия была.     
                                                                                
Что касается вопроса об эмитенте, то это понятие - не обратили мы               
действительно в комитете на это внимания - уже стало общеупотребительным        
начиная, по-моему, с 92-го или 93-го года, когда принимались первые законы о    
рынке ценных бумаг и о приватизации. Уже тогда был введён этот термин, уже      
больше пятнадцати лет он применяется нами и стал общеупотребительным, поэтому   
мы не обратили на этот термин внимания.                                         
                                                                                
Теперь что касается высказанных здесь замечаний по поводу усиления              
ответственности при выпуске облигаций, особенно регулирующего органа -          
правительства. Да, действительно, это, наверное, очень важный аспект в этом     
вопросе. Почему? Потому что когда происходит выпуск облигаций, всегда           
происходит регистрация этого выпуска. И в этом случае как раз таки              
регистратор, который даёт разрешение на выпуск облигаций, несёт на себе очень   
большой груз ответственности. Эти процедуры, может быть, нужно в законе более   
чётко прописать, особенно в части обеспечения облигаций, порядка их обращения   
и доведения условий их обращения и выпуска до граждан, до тех, кто их           
покупает. Вот это, конечно, важное замечание. И я думаю, что правительство в    
будущем учтёт это и внесёт свои поправки в законодательство, чтобы              
урегулировать как-то эту проблему. Если нет, то мы внесём такие поправки.       
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, спасибо.                                         
                                                                                
Состоялось обсуждение. Ставлю на голосование проект федерального закона "О      
внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" (в части          
создания механизмов, направленных на защиту прав владельцев облигаций)".        
Первое чтение. Комитет поддерживает.                                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 26 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              319 чел.70,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    319 чел.                                          
Не голосовало                 131 чел.29,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.