Заседание № 108
О проекте федерального закона № 216890-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (в части уточнения требований к количественному составу членов саморегулируемой организации медиаторов).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
18-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)", третье чтение. Доклад члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергея Юрьевича Фабричного. Пожалуйста. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы в Правовом управлении Аппарата Государственной Думы и рекомендуется нашим комитетом к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам есть ли желающие выступить? Нет. Выносится законопроект на "час голосования".
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника...". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 26 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 106
О проекте федерального закона № 216890-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (в части уточнения требований к количественному составу членов саморегулируемой организации медиаторов).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника...". Докладывает Рафаэль Мирхатимович Марданшин. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён депутатами Государственной Думы и принят в первом чтении 15 мая 2013 года. Ко второму чтению к законопроекту поправок не поступало. Данный законопроект прошёл необходимые экспертизы в Правовом управлении, и Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует принять его во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Во втором? МАРДАНШИН Р. М. Да. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Выносим на "час голосования".
Следующий, 20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника...", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 34 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 98
О проекте федерального закона № 216890-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (в части уточнения требований к количественному составу членов саморегулируемой организации медиаторов).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Прошу выступить с докладом депутата Государственной Думы Владимира Александровича Поневежского. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" разработан в целях уточнения требований к количественному составу членов саморегулируемых организаций медиаторов, определённых в статье 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" допускает следующие варианты объединения в саморегулируемую организацию медиаторов (далее - СРО): членами СРО являются только физические лица, осуществляющие деятельность медиаторов на профессиональной основе, в количестве не менее ста профессиональных медиаторов; членами СРО являются только организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в количестве не менее двадцати таких организаций; членами СРО являются как профессиональные медиаторы, так и организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. При таком смешанном составе членов СРО количественное соотношение членов - физических лиц и членов - юридических лиц вызывает дискуссии. Буквальное толкование нормы закона свидетельствует о завышенных требованиях к количественному составу СРО со смешанным составом членов по сравнению со СРО, объединяющими только физических лиц или только организации. Вместе с тем законодательство, регулирующее вопросы саморегулирования в иных сферах, в случае создания СРО со смешанным составом вводит для таких СРО специальные количественные критерии. Примером служит Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который допускает для саморегулируемой организации в области энергетического обследования объединение в её составе в качестве членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц), либо не менее сорока субъектов профессиональной деятельности (физических лиц, осуществляющих деятельность в области энергетического обследования самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора, заключённого с работодателем - юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), либо не менее пятнадцати субъектов предпринимательской деятельности и не менее десяти субъектов профессиональной деятельности. Законопроект вводит специальные количественные критерии для СРО со смешанным составом, устанавливая, что для приобретения статуса СРО таким организациям необходимо объединение в своём составе не менее ста профессиональных медиаторов и организаций, обеспечивающих проведение медиации, в совокупности. Учитывая изложенное, прошу проголосовать за принятие законопроекта в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Сергей Юрьевич Фабричный. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Владимирович, уважаемые коллеги! Прежде всего напомню, что 193-й федеральный закон, изменения в который мы обсуждаем, регулирует отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, вытекающим из гражданских правоотношений. Целью данного законопроекта является уточнение требований к количественному составу саморегулируемых организаций медиаторов, содержание законопроекта, представленное докладчиком, соответствует заявленной цели. На этом основании Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству предлагает поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Плетнёва Тамара Васильевна, прошу. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Юрьевич, вот я не знаю, что означает слово "медиация". Что это за слово? По-русски скажите. И что этот закон даст, кроме технического условия по количественному составу, спорящим субъектам? ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо за вопрос, Тамара Васильевна. Ну, медиация - это посредничество. В данном случае мы с вами говорим об упрощении процедуры разрешения гражданских споров, связанном с экономией времени, с экономией денежных средств, мы говорим о том, что в отличие от судебной процедуры человек, разрешающий спор, определяется решением сторон, консенсусным решением. Как показывает практика, число граждан Российской Федерации, желающих урегулировать споры с участием медиатора, медленно, но растёт, это касается арбитражных споров в первую очередь. Мы говорим о том, что при помощи медиатора урегулируются как гражданские споры в судах общей юрисдикции, так и арбитражные споры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Аксаков Анатолий Геннадьевич, прошу. АКСАКОВ А. Г. Сергей Юрьевич, действительно, институт медиации должен играть важную роль, но складывается впечатление, что медиаторов-то у нас нет. Мы сейчас в недавно принятый закон вносим изменения, касающиеся саморегулируемых организаций медиаторов, а могли бы вы сказать, сколько этих медиаторов в настоящий момент в России существует и какова тенденция? Вы сказали об увеличении, а как быстро увеличивается количество медиаторов? ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо за вопрос, Анатолий Геннадьевич. Увеличивается на самом деле не очень быстро, порядка двух десятков арбитражных споров решаются при участии медиаторов. В данном случае мы с вами должны говорить в первую очередь о том, что мы предоставляем возможность урегулирования споров подобным образом. Ну и я напомню, что закон существует всего лишь с 2010 года, посмотрим, как будет складываться практика дальше. Что касается числа медиаторов... ну, мы не запрашивали к первому чтению информацию у Росреестра. Если необходимо, ко второму чтению мы такую информацию можем запросить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич, прошу. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Сергей Юрьевич, вероятно, вы в комитете статистику какую-то ведёте. В прессе очень много статей по поводу беспредела саморегулируемых организаций, которые собираемые деньги тратят на роскошь, покупают "майбахи", супердорогую мебель, а реальные вопросы не решают. Вот как вы считаете, может быть, всё-таки в данной ситуации... Получается, это же накладные расходы для того, кто желает нанять медиатора, - он теперь будет ещё и за саморегулируемую организацию платить, мало того что медиатора надо нанять, ещё и саморегулируемую организацию. Не считаете ли вы, что это дополнительные накладные расходы, бесполезные по своей сути? ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Нет, не считаю. Сразу скажу, я не видел публикаций с вот такой проблематикой, касающихся именно медиаторов. Вы знаете, что саморегулируемые организации существуют не только в области медиации, есть строительные саморегулируемые организации и так далее, и так далее. Я напомню также содержание закона: собственно процедура медиации - это процедура добровольная, и стороны, приходя к соглашению о необходимости приглашения посредника для разрешения их спора, сами определяют, во что им это обойдётся, определяют долевое участие каждой из сторон, скажем так, в финансировании услуг того человека, который выступает в качестве посредника. И я ещё раз напомню, что из текста закона обязательность участия медиаторов в саморегулируемой организации медиаторов не вытекает в отличие, допустим, от арбитражных управляющих или строителей, поэтому мы не можем здесь говорить о росте накладных расходов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Сергей Юрьевич, я всё-таки хотел бы уточнить, как правильно будет: "сро" или "эс-эр-о"? И почему сто человек - это любовь к круглым числам? ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Сергей Владимирович, ну, можете эти три буквы произносить так, как вам больше нравится, на мой взгляд, это дело вкуса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Владимир Александрович, мне приходилось несколько раз разбирать подобную ситуацию со спорщиками, и во всех случаях спор не кончался на уровне попыток согласовать интересы двух сторон, дальше шёл один суд, другой, третий, четвёртый... то есть если одна сторона силой другую не задавит, то спор идёт бесконечный. Не кажется ли вам, что дело не в том, что у нас нет медиаторов, а в том, у нас такое современное законодательство и такие хозяйственные механизмы, что каждый, кто работает, сталкивается с кучей неприятностей, и если мы этот закон примем, то скоро встанут с одной стороны те, у кого какие-то убытки, неприятности, а с другой стороны те, кто пытается их как бы помирить и на этом деле нажиться, а нормальной работы у нас нигде не будет. Может, мы эту проблему решаем не с той стороны и нужны не медиаторы, а нормальная экономическая ситуация для работающих, тогда и споры исчезнут? ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Вопрос был Владимиру Александровичу, но я отвечу. Я согласен, что и нормальная экономическая ситуация нужна тоже, но, поверьте, что институт медиации, который введён нами законом от 2010 года, он как раз призван работать на то, чтобы у людей, которые хотели бы разрешить спор подобным образом, такая возможность была. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Александрович Поневежский, есть необходимость что-то добавить? Прошу включить микрофон депутату Поневежскому. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Я думаю, всё достаточно понятно и ясно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Никитчук Иван Игнатьевич, прошу. НИКИТЧУК И. И., фракция КПРФ. Спасибо. Уважаемый Сергей Юрьевич, я хочу не столько, может быть, вопрос задать, сколько выразить своё какое-то недоумение и даже возмущение тем, что мы за последние двадцать лет - я здесь согласен с Тамарой Васильевной - так уже загадили русский язык... здесь у нас и тендеры, и киллеры, и дилеры, и трансферы какие-то, и вот уже и медиаторы! Скажите, что заставляет авторов законов использовать не русское слово, которое есть, - "посредник", а какое-то слово "медиатор"? Это вроде бы даже термин из музыки. ФАБРИЧНЫЙ С. Ю. Спасибо за вопрос, Иван Игнатьевич. Специально для вас и для Тамары Васильевны прочитаю, как называется 193-й федеральный закон: "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Юрьевич, можете присаживаться. Коллеги, есть желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
Следующий - вопрос 14 повестки дня. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона № 216890-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Прошу включить режим голосования. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 09 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Законопроект принимается в первом чтении.