Заседание № 142

19.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 216246-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (в части установления запрета для юридических лиц, зарегистрированных в иностранных государствах или на иностранных территориях, выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам таких систем).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2695 по 2720 из 6493
3-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный   
закон "О концессионных соглашениях". Докладывает Максим Анатольевич Топилин.    
                                                                                
Пожалуйста, Максим Анатольевич.                                                 
                                                                                
ТОПИЛИН М. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект    
вчера был принят во втором чтении. Прошёл все необходимые процедуры,            
подготовлен к третьему чтению. Просьба поддержать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желающие высказаться от фракции? Нет.       
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки.                
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    395 чел.                                          
Не голосовало                  55 чел.12,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 141

18.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 216246-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" (в части установления запрета для юридических лиц, зарегистрированных в иностранных государствах или на иностранных территориях, выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам таких систем; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О концессионных соглашениях").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2775 по 2835 из 5492
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон   
"О концессионных соглашениях". Доклад Артёма Юрьевича Кирьянова.                
                                                                                
КИРЬЯНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Главная цель настоящего      
законопроекта - это обеспечение безопасности объектов теплоснабжения и          
водоснабжения, которые относятся к числу критически важных объектов. Идея       
законопроекта была обсуждена и поддержана на заседаниях межфракционной          
рабочей группы по вопросам совершенствования законодательства в целях           
правового обеспечения развития концессионных соглашений в отношении объектов    
теплоснабжения, водоотведения и водоснабжения.                                  
                                                                                
Ирина Анатольевна Яровая, спасибо.                                              
                                                                                
Коллеги, поступило несколько поправок, все они содержатся в таблице поправок    
№ 1, рекомендованы к принятию. Таблицы поправок, рекомендованных к              
отклонению, у нас нет. Прошу поддержать данный законопроект во втором чтении.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет.        
                                                                                
Ставится на голосование.                                                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    393 чел.                                          
Не голосовало                  57 чел.12,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за              396 чел.88,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
КИРЬЯНОВ А. Ю. Уважаемые коллеги, законопроект готов к третьему чтению, прошу   
поставить в график на завтра.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На завтра, да?                                            
                                                                                
Не будет возражений, коллеги? Включаем в порядок работы на завтра.              

Заседание № 81

06.12.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 216246-8 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (в части установления запрета для юридических лиц, зарегистрированных в иностранных государствах или на иностранных территориях, выступать в качестве концессионеров по объектам теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельным объектам таких систем).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4670 по 4953 из 5379
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 40          
Федерального закона "О концессионных соглашениях". Доклад Ирины Анатольевны     
Яровой.                                                                         
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется проект закона,   
который стал результатом работы межфракционной рабочей группы. Как вы           
помните, по поручению палаты была создана межфракционная группа, которая        
системно анализирует действующее законодательство по вопросам концессий.        
Данная проблематика имеет разные аспекты, но сегодня мы предлагаем вашему       
вниманию решение одного из вопросов.                                            
                                                                                
Вы помните, что с 1 января 2023 года в Российской Федерации будут запрещены     
меры государственной поддержки юридических лиц, которые имеют признаки          
офшоризации более чем на четверть. Данная логика абсолютно выверенная, это      
направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации и защиту      
интересов граждан. Как вы помните, ранее в законодательстве мы уже запретили    
участвовать в качестве концессионеров тем субъектам, которые имеют              
аналогичные признаки, если это касается объектов Министерства обороны           
Российской Федерации, транспортного сообщения и информационных технологий. В    
настоящее время мы предлагаем сделать ещё один шаг и распространить запрет на   
участие в качестве концессионеров на юридические лица или аффилированные с      
ними структуры, которые имеют признаки офшоризации, если речь идёт о            
концессионных соглашениях в системе теплоснабжения, водообеспечения.            
                                                                                
Вообще, объекты водо- и теплообеспечения - это фактически объекты критической   
инфраструктуры. Это, несомненно, связано и с вопросами безопасности, но это     
связано ещё и с защитой интересов граждан. Почему? Мы очень часто говорим об    
инвесторах в экономике, рассматривая в качестве таковых только юридические      
лица, но на самом деле в системе жилищно-коммунального хозяйства главным        
инвестором является гражданин - плательщик. То есть каждый человек, который     
на регулярной основе осуществляет ежемесячно фактически живые платежи,          
является самым надёжным инвестором и участником содержания, поддержки           
жизнеобеспечения и развития инфраструктуры. Именно в этой логике мы считаем,    
что самую высокую степень защиты должны иметь именно средства граждан. И        
когда мы говорим о приходе любого инвестора в любую систему, где речь идёт о    
платежах населения, мы должны понимать, что инвестор имеет главный источник     
компенсации своих затрат и вложений в обновление инфраструктуры - это платежи   
граждан.                                                                        
                                                                                
И когда речь идёт об офшорных субъектах, несомненно, платежи, которые делает    
население, в качестве транзакций уходят за пределы Российской Федерации,        
чего, безусловно, допускать нельзя. Нельзя допустить ещё и потому, что          
обязательства по обновлению инфраструктуры - мы говорим об обеспечении самой    
логики концессионного соглашения как правового инструмента, направленного на    
долгосрочные инвестиции и обновление инфраструктуры, - должны неукоснительно    
соблюдаться.                                                                    
                                                                                
Не скрою, что сейчас, чем больше погружаешься в эту тему, тем больше видишь     
нюансов, которые требуют в дальнейшем, несомненно, принятия решений. Мы уже     
сделали несколько правильных шагов в логике того, чтобы в отношении субъектов   
экономической деятельности, которые ориентированы в конечном счёте не на        
интересы Российской Федерации, а на извлечение прибыли и выведение таковой за   
пределы нашей страны, система контроля и система мер отслеживания с точки       
зрения того, как поощряет государство или не поощряет такую квазиформу, были    
более продуманными, потому что установление самого запрета должно быть          
обеспечено и другими дополнительными инструментами.                             
                                                                                
В данном случае мы предлагаем вам поддержать данную законодательную             
инициативу, чтобы наша рабочая группа, продолжив совместную работу с            
профильными министерствами, выработала и дополнительные алгоритмы действий на   
уровне регионов, муниципалитетов и контрольно-надзорных органов для защиты      
прав граждан как инвесторов, в этом мы абсолютно убеждены, для                  
дополнительного влияния на тарифную политику, которая опять же сопряжена с      
интересами граждан, и на защиту экономических интересов Российской Федерации.   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Максима Анатольевича Топилина.                                         
                                                                                
ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                              
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект - Ирина         
Анатольевна доложила - направлен на защиту инвестиций в сфере                   
жилищно-коммунального хозяйства. Это связано с системами теплоснабжения,        
водоотведения и водоснабжения, холодного водоснабжения, и это вопрос, который   
обсуждала рабочая группа, созданная по поручению Вячеслава Викторовича          
Володина по одному из направлений концессионных соглашений. Действительно,      
сегодня требуется дополнительное регулирование этого направления.               
                                                                                
Правительство Российской Федерации и Государственно-правовое управление         
президента дали положительные заключения на данный законопроект. И мы на        
заседании профильного комитета, Комитета по экономической политике, и коллеги   
на заседании Комитета по энергетике поддержали данный законопроект.             
                                                                                
Хотел бы отметить, что есть ряд нюансов, которые действительно требуют          
рассмотрения ко второму чтению. Мы постараемся это достаточно оперативно        
сделать. Речь идёт об отслеживании степени офшоризации, с тем чтобы             
совершенно чётко отслеживать те компании, которые могут подпадать под           
вводимые ограничения. Для этого нужно прописать дополнительно определённые      
процедуры, и мы с коллегами в правительстве уже начали эту тему                 
прорабатывать.                                                                  
                                                                                
Также требует уточнения вопрос, связанный с переходными положениями, то есть    
как будет вступать в силу закон с учётом старых концессионных соглашений, уже   
действующих концессионных соглашений. Тоже есть такой вопрос, на него           
обращено внимание в подготовленных заключениях.                                 
                                                                                
Комитет по экономической политике поддерживает данный законопроект и просит     
его поддержать в первом чтении.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Есть.                                                          
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна.                                                       
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, безусловно, мы все поддерживаем, и надеюсь, что    
искренне, предлагаемую инициативу. Но вот остаётся ощущение неких полумер -     
как вы посмотрите на предложение распространить ограничения на все              
иностранные юридические лица и на акционерные общества, если акционерами        
являются иностранцы либо они находятся в руководящих органах тех или иных       
акционерных, юридических лиц? Спасибо.                                          
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Я полагаю, что вообще Российская Федерация, как страна, которая    
всегда заявляет о честном и равном партнёрстве, остаётся открытой для           
международного сотрудничества. И я думаю, что мы ни в коем случае не должны     
давать сигналы, что Российская Федерация не заинтересована в том, чтобы на      
территорию нашей страны приходили в установленном законом Российской            
Федерации порядке инвесторы. И мы стоим на позиции, что с Россией выгодно       
взаимодействовать, потому что мы гарантируем вдолгую нашим партнёрам те         
правила, которые законодательно декларируем и которые подтверждаются на         
практике.                                                                       
                                                                                
Сейчас идёт речь совершенно о другом. Речь не идёт об иностранных или           
российских лицах. Речь идёт об офшоризации, о выводе средств, которые           
изначально через схемы, направленные на обнуление вложений в само развитие      
инфраструктуры, уходили за рубеж. Это совершенно разные вопросы. Вы задаёте     
вопрос, собственно говоря, про другое.                                          
                                                                                
И как я понимаю, самый худший вариант был бы сегодня заявить, будто бы          
Российская Федерация отказывается от международного сотрудничества, - нет, мы   
никогда не отказывались и не будем от этого отказываться, если оно честное и    
равноправное. Но мы против того, чтобы те средства, которые государство и       
граждане Российской Федерации дают на развитие, выводились за рубеж кем бы то   
ни было, неважно, какого гражданства будет субъект, юридическая деятельность.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алёхин Андрей Анатольевич.                                
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемая Ирина Анатольевна, очевидно, ну совершенно очевидно, что данный       
законопроект необходимо принимать, но есть такой вопрос. Одним из крупнейших    
частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения в России является      
группа компаний "Росводоканал". До недавнего времени в группу компаний          
"Росводоканал" входили офшорные компании, а процесс деофшоризации они якобы     
закончили в 2020 году. В частности, Омск обеспечивает водой их дочерняя         
компания "ОмскВодоканал", которая контролировалась практически на 100           
процентов офшорными компаниями. По данным РБК, рынок распределён между          
частными и государственными компаниями приблизительно 50 на 50, и 50            
процентов - это много. Скажите, пожалуйста, какой будет механизм изъятия и      
возвращения государству или местному самоуправлению услуг водоснабжения и       
водоотведения в случае установления участия частной компании в офшорных         
зонах, а также если владельцы компаний имеют двойное гражданство и проблемы с   
законодательством третьих стран, как, например, у крупнейшего акционера...      
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Андрей Анатольевич, ваш вопрос понятен в принципе. Я в   
своём выступлении сказала, что поручение, которое дал Вячеслав Викторович,      
актуализировало для меня, во всяком случае, погружение в эту проблематику. И    
я вам могу сказать, что каждый вопрос исследую, так скажем, с прокурорской      
точки зрения, ищу причинно-следственные связи. Анализирую законодательство, я   
вижу, что нужна процедура, которая касалась бы не только того решения,          
которое будет принято сегодня.                                                  
                                                                                
У нас уже принят, законодательно установлен целый ряд запретов для офшорных     
субъектов, как я уже сказала, - по объектам Министерства обороны, по цифровым   
технологиям, по транспорту. Но процедуры, с помощью которой можно было бы       
осуществлять гарантированную проверку и соотнесение, законодатель не            
установил, и те законы, которые были приняты ранее, этой процедурой не          
обеспечены. Исходя из этого я сама себе поставила задачу - но я думаю, что      
это наша общая задача, - выработать эту процедуру. Более того, я считаю, что    
должна быть выработана процедура проверки не только в отношении тех, кто        
будет заявляться на концессионное соглашение вновь, но и в отношении тех, кто   
уже заключил соглашение, поэтому у меня запланирована встреча с руководителем   
Федеральной налоговой службы, чтобы обсудить, каким мог бы быть этот            
механизм.                                                                       
                                                                                
Кроме того, я полагаю, что любой запрет обеспечивается ответственностью. Если   
есть запрет, но нет ответственности за нарушение запрета, то он становится      
декларативным. Так что нам надлежит выработать ещё и дополнительные решения с   
точки зрения ответственности тех субъектов, которые заявляются, и тех           
субъектов, которые проверяют и принимают в концессионное соглашение. То есть    
это вопрос, который требует системной глубокой проработки, но совершенно        
точно, что это вопрос в сфере экономической безопасности нашей страны, это      
вопрос из сферы защиты экономических интересов как Российской Федерации, так    
и граждан, и, кстати говоря, защиты добросовестных инвесторов.                  
                                                                                
Вот мы должны понимать, что Россия всегда будет защищать добросовестного        
инвестора. И мы хотим, чтобы все инвестиционные проекты, которые есть в         
Российской Федерации, - с участием граждан, государства и других субъектов -    
были на паритете добросовестного, открытого и надёжного взаимодействия.         
                                                                                
Если я ответила на ваш вопрос... Предстоит на самом деле большая работа, мне    
странно, что до этого принимались решения, которые не выносили на повестку      
вопрос: а как же будут обеспечены и какой механизм идентификации? Мы эту        
работу намерены провести.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Наумов Станислав Александрович, пожалуйста.                                     
                                                                                
НАУМОВ С. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР высоко оценивает деятельность рабочей группы    
во главе с Ириной Анатольевной и считает, что эту работу действительно          
необходимо продолжить.                                                          
                                                                                
Мы хотели бы, со своей стороны, обратить внимание на необходимость оцифровки    
всех существующих систем водоснабжения, водоотведения, для того чтобы           
действительно можно было вместе с налоговой службой, с другими органами         
оценить, как сегодня выглядит ситуация с точки зрения участия действующих       
концессионеров, каким должен быть тот порядок, о котором Максим Анатольевич     
Топилин сказал, и что мы будем делать с действующими соглашениями. Конечно      
же, здесь очень важно исходить из интересов в первую очередь граждан, чтобы у   
них сохранилась бесперебойная работа всех систем и чтобы те средства, которые   
уже вложены в эти системы, работали и привели к решению самой главной задачи    
- модернизации.                                                                 
                                                                                
Мы просим авторов законопроекта учесть значимость вот этого определения как     
будущих концессионеров, так и тех, кто сегодня является концессионером, чтобы   
продолжилась бесперебойная работа ЖКХ.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гладких Борис Михайлович.                                 
                                                                                
ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект закона был     
разработан при участии представителей всех фракций в Государственной Думе.      
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно проводит в жизнь вопросы, связанные с   
деофшоризацией экономики, о которых говорит Президент Российской Федерации      
Владимир Владимирович Путин. И внимание к коммунальной отрасли - это в первую   
очередь внимание к нашим гражданам, к прочим потребителям коммунальных услуг.   
                                                                                
На площадке межфракционной рабочей группы по гармонизации и доработке           
законодательства в сфере вопросов концессионных соглашений под руководством     
Ирины Анатольевны Яровой была проведена действительно серьёзная работа. И нам   
предстоит, как уже Ирина Анатольевна сказала, провести в жизнь ещё ряд          
серьёзных новелл, связанных и с укреплением дисциплины в этом вопросе, и с      
ответственностью, чтобы нормы не носили декларативный характер.                 
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" продолжит работу в части укрепления прав в первую       
очередь потребителей в сфере коммунального комплекса, в части решения           
вопросов, связанных с контролем в сфере коммунального хозяйства, и вопросов,    
связанных с повышением привлекательности, привлечением инвестиций в данную      
отрасль, но только таким образом, чтобы это было действительно прозрачно и в    
интересах и населения Российской Федерации, и самой Российской Федерации.       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за данный проект закона.               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 40 Федерального закона "О концессионных соглашениях", пункт 27.          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 00 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              403 чел.89,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении единогласно.