Заседание № 112
11.09.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 216115-6 "О внесении изменений в статью 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части расширения перечня доказательств по делу об административном правонарушении).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4729 по 4893 из 6322
Переходим к рассмотрению 11-го пункта порядка работы. Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Постараюсь доложить очень кратко. Мы помним реакцию около полугода назад, когда... Законодательное Собрание Оренбургской области внесло в Государственную Думу проект закона, которым предполагалось запретить использование видеорегистраторов на автомобилях, и мы помним, как взорвалась автомобильная общественность, сколько было негатива в Интернете, в блогах, как это обсуждали, - слава богу, Государственная Дума эту инициативу не поддержала. Мы же во фракции ЛДПР, озаботившись этой проблемой и посмотрев, как же обстоят дела, связанные с использованием данных видеорегистраторов при доказывании автомобилистами своей невиновности в суде, выяснили, что действительно сегодня у судов есть правовое основание не принимать в виде доказательств те данные, которые предъявляют при рассмотрении административных дел наши автомобилисты. В связи с этим мы предложили дополнить статью кодекса, которая так и называется - "Доказательства", включив в доказательную базу любые видеоматериалы и аудиоматериалы в любой форме - и в цифровой, и в иной. Если мы посмотрим глубже, то увидим, что в качестве доказательств могут использоваться показания специальных технических средств, и тот же административный кодекс определяет, что является специальными техническими средствами: это те средства, которые прошли специальную экспертизу и данные которых записываются в протокол. Таким образом, если данные видеорегистратора не записаны в протокол - хотя непонятно, как можно данные записать в протокол, - то они уже не будут являться показаниями специальных технических средств и не будут являться доказательством. То же самое касается и самого видеорегистратора: не любой регистратор, или камера, или мобильный телефон, или другое записывающее устройство является специальным техническим средством, именно поэтому мы и предложили расширить перечень тех средств, с помощью которых можно доказывать в суде свою невиновность. Мы абсолютно не согласны с позицией как комитета, так и правительства, которые говорят, что и сегодня можно прилагать любые материалы, для того чтобы защищать свою правоту в суде. Если бы это было так, то тогда бы не было столько прецедентов, о которых пишут нам наши избиратели, и не было бы той информации, которая находится в Интернете на различных автомобильных форумах и сайтах. Мы призываем комитет пересмотреть свою позицию, депутатов от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", от "Народного фронта" - поддержать инициативу фракции ЛДПР. Автомобильная общественность заинтересована в том, чтобы видеорегистраторы всё больше и больше использовались в обществе, так как данные этих видеорегистраторов могут быть хорошим основанием для доказывания невиновности в суде. Не надо бояться автомобилистов, не надо бояться видеорегистраторов! Фракция ЛДПР обращается к вам с просьбой поддержать нас. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данную законодательную инициативу и, признавая, что имеются какие-то вопросы по правоприменительной практике с точки зрения признания доказательствами показаний приборов видео- или аудиозаписи либо каких-либо иных электронных носителей информации, тем не менее обращает внимание, что в Кодексе об административных правонарушениях уже есть норма, которая приравнивает к документам, являющимся доказательствами по делу (я просто перечислю), не только письменные носители информации, но и материалы фото- и киносъёмки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных, иные носители информации. Таким образом, с точки зрения перечисления носителей информации, в том числе данных видеосъёмки, в кодексе никаких правовых пробелов нет. Более того, если записать один и тот же текст в две разные статьи, это будет явно избыточно. В связи с этим мы предлагаем данный законопроект отклонить, а по вопросу, который касается совершенствования правоприменительной практики, собраться отдельно и обсудить его ещё раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли вопросы у коллег? Есть вопросы. Прошу записаться на вопросы. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Законопроект, конечно же, важен и нужен и должен быть принят, но вот хотелось бы задать небольшой уточняющий вопрос. По статистике, по вашей информации, насколько наши суды сейчас оборудованы техникой, для того чтобы эти доказательства приобщить и должным образом рассмотреть? Вот мы вчера говорили на заседании о том, что обеспечим судебное представительство на Камчатке, а это дальние сёла, - вот насколько эти суды обеспечены оборудованием, дабы суд мог полноценно рассмотреть такие доказательства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Иванович, в чей адрес вопрос? Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. Микрофон включите. НИЛОВ Я. Е. В достаточной мере суды оборудованы. В случае если где-то нет технической возможности у суда, то сам автомобилист или иное лицо, которое проходит по делу об административном правонарушении, в состоянии продемонстрировать суду свою видеозапись, в том числе и запись, которая была получена с использованием видеорегистратора. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Бессонов. БЕССОНОВ В. И. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, из вашего выступления стало ясно, что проблема всё-таки существует, её необходимо решать и вы готовы в другом формате её обсуждать. А почему бы сейчас не принять в первом чтении этот законопроект, а затем при обсуждении на "круглых столах" и в других форматах не отрегулировать точность формулировок и так далее? ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Иванович, данный законопроект невозможно сейчас принять, потому что он не исправит правоприменительную практику, просто-напросто в Кодексе об административных правонарушениях два раза будет перечислено одно и то же, текст будет совпадать чуть ли не дословно. Как вы понимаете, если уже в качестве доказательств признаются и видеозаписи, и иные данные с электронных средств записи, то зачем ещё раз воспроизводить один и тот же текст в двух разных статьях? Вот о чём идёт речь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вадим Владимирович Потомский. ПОТОМСКИЙ В. В., фракция КПРФ. Дмитрий Фёдорович, вопрос всё-таки к вам. Я так понимаю, что коллеги из фракции ЛДПР просят, чтобы в ходе судебного производства, когда суд рассматривает то или иное правонарушение, то, что показал видеорегистратор, суд учитывал. На сегодняшний день это в законе прописано, но суд это не учитывает, всячески это отклоняет, и я думаю, что в этом суть предложений наших коллег из фракции ЛДПР: это не учитывается в правоприменительной практике. Вы сейчас ссылаетесь на то, что уже есть норма, но давайте её исправим, чтобы суд эти данные учитывал, потому что в большинстве случаев это единственное доказательство прежде всего невиновности водителя, а мы сопротивляемся! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Вадим Владимирович, суд и сейчас может принимать данные видеорегистраторов и иных электронных устройств, которые позволяют подтвердить или опровергнуть те или иные факты либо доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях, но это остаётся на усмотрение суда, который может их принимать или не принимать, - это уже вопрос конкретного процесса, а не изменения норм закона, поверьте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Нам придётся прерваться, после голосования мы продолжим обсуждение данного законопроекта, а сейчас я объявляю "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5114 по 5313 из 6322
Продолжаем обсуждение 11-го вопроса повестки дня. Татьяна Николаевна Москалькова, пожалуйста. МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит этот законопроект, потому что его идея и правовое воплощение абсолютно правильные. Сегодня материалы видео- и аудиофиксации могут быть частью материалов административного дела, но их статус абсолютно другой: статус доказательств и просто материалов - разный. Пояснительная записка авторами законопроекта очень толково написана, с серьёзными эмпирическими выкладками, там совершенно чётко обобщена судебная практика: суд не учитывает и иногда отказывает сторонам в приобщении к материалам уголовного дела в качестве доказательств, а иногда и просто отвергает материалы видео- и аудиофиксации, выполненные, например, с помощью мобильных телефонов или видеофиксаторов, которые сейчас устанавливаются на лобовом стекле автотранспорта, и это, конечно, снижает уровень доказательственности по делу, в результате решения, принимаемые по этим острым административным делам, не достигают своей цели - справедливости. Поэтому мы считаем, что правильно поставлен вопрос и что законопроект вполне мог бы быть поддержан. Отказ комитета, наверное, обоснован только тем, что автором является оппозиционная фракция. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, которым предлагается дополнить статью 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новыми источниками получения данных, используемых в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, а именно материалов фото- и киносъёмки, аудио- или видеозаписи, иных носителей информации. Полагаю, указанные изменения излишни, так как в действующей редакции части 2 статьи 26.7 кодекса установлено, что к документам - доказательствам наличия или отсутствия события административного правонарушения могут быть отнесены не только письменные носители информации, но и "материалы фото- и киносъёмки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации". Таким образом, предлагаемые законопроектом изменения в статью 26.2 кодекса по существу воспроизводят уже действующую норму, которая позволяет использовать указанные законопроектом виды доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении. Кроме всего прочего, резюмируя то, что сказала предыдущий оратор, Татьяна Николаевна, я хочу сказать, что можно попросить Верховный Суд разъяснить порядок правоприменения, - это другой вопрос, но зачем, для чего вносить изменения в административный кодекс и повторять то, что уже есть? В этом абсолютно нет необходимости. Другое дело, если, повторяю, мы попросим Верховный Суд разъяснить правоприменительную практику, вот и всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Владимирович Иванов. (Шум в зале.) Коллеги, я попрошу быть потише всё-таки, когда наши коллеги уважаемые выступают. Вот Сергей Владимирович не поленился, на трибуну поднялся, а вы так невнимательны! Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое, спасибо. Коллеги, я вас не задержу, я просто окажу небольшую любезность Владимиру Александровичу. Не надо обращаться в Верховный Суд, чтобы он вам объяснил, почему суды не принимают данные доказательства, - всё, коллеги, очень и очень просто. Как вы знаете, технический прогресс не стоит на месте. Вы правильно сказали: принимаются и видео-, и аудио-, и фотоматериалы, но только, уважаемые коллеги, в аналоговом варианте. То есть если вы записали что-то, у вас есть аудиозапись, то это должна быть магнитная лента, на которой вы ничего не сможете исправить, разве что почикаете ленту и вырежете кусочек, где кто-то про кого-то что-то говорит. То же самое касается и видеосъёмки. И спросите у действующих полицейских, которые идут на оперативные мероприятия: они стоят в очереди для того, чтобы получить аналоговую видеокамеру, потому что записи цифровой камеры суд не принимает к рассмотрению. И единственное правильное замечание, которое можно было бы здесь учесть, это то, что вот в этом законопроекте фракции ЛДПР нужно написать не "видеорегистраторы", а "цифровые приборы аудио- и видеозаписи", - вот тогда судам уже нельзя будет отвертеться, а сейчас они с полным основанием отказывают в исследовании этих материалов, отказывают, не принимают! Понимаете, ну это элементарные вещи! Вот где собака-то зарыта, уважаемые коллеги! Я вас очень прошу не отказывать в принятии данного законопроекта, а ко второму чтению мы исправим этот момент, напишем именно про цифровые аппараты. Сейчас всё цифровое: и фото-, и видео-, и аудиозапись - всё идёт в цифре, а цифровую видео- или аудиозапись, извините меня, любой из вас на компьютере может подделать так, что даже эксперту будет очень и очень трудно разобраться, была подделка или не была. Уважаемые коллеги, я вас прошу поддержать данный законопроект, и мы миллионам автомобилистов улучшим жизнь: мы избавим наших автомобилистов от многочасовых пробок, если записи с нашего видеорегистратора или мобильного телефона будет достаточно для того, чтобы зафиксировать, что случилось на месте происшествия, как стояли транспортные средства, и потом всё это представить в ГИБДД, в страховую компанию, не надо будет стоять, занимать часами всю проезжую часть. Ну неужели даже эти элементарные вещи Госдума не в состоянии сама решить, без разрешения сверху?! Я думаю, что можем, поэтому поддержите, пожалуйста, наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Анатольевич Нилов. НИЛОВ О. А. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает этот законопроект. И могу даже развить идею: есть законопроект, он уже готов (я приглашаю коллег присоединяться до его внесения), в котором говорится о том, что с 2015 года - ну, может быть выбран и другой год - наличие вот таких приборов видеозаписи должно стать обязательным для всех автомобилей, которые производятся в Российской Федерации или ввозятся в Российскую Федерацию. Мы должны всячески мотивировать дальнейшее развитие в этом направлении, и поэтому, конечно, в таком случае все показания с этих приборов должны в обязательном порядке приниматься в судах в качестве доказательств. Представьте себе, какой будет эффект, если каждый автомобиль в России будет оборудован вот такой системой, причём она будет работать (это несложно, если всё будет делаться в заводских условиях) не только во время работы автомобиля, но и во время его стоянки где бы то ни было, - таким образом, у нас вся территория городов и посёлков будет находиться под постоянным видеоконтролем. Это совсем другая история, но это очень нужно в том числе для того, чтобы защитить наших граждан и создать вот такую зону, ну, всеобщего контроля, это и просто неоценимая помощь полиции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич, вы будете выступать? Ярославу Евгеньевичу Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Спасибо тем, кто высказал слова поддержки в отношении инициативы фракции ЛДПР. Давайте представим реальную ситуацию, когда приходит автомобилист с флешкой, на которой содержится информация с видеорегистратора, и говорит: "Пожалуйста, приобщите её к делу". Судья смотрит и спрашивает: "А что это?" - "Вот это флешка, это мои доказательства". Если мы откроем статью "Доказательства" Кодекса об административных правонарушениях, там действительно написано: документы, - но для того чтобы понять, является флешка документом или нет, надо обратиться к судье, и судья должен определить, будет он рассматривать это в качестве документа или не будет. Написано дальше: показания специальных технических средств - информация с флешки в данном случае не является показанием специального технического средства, потому что эти показания записываются в протокол об административном правонарушении и эти показания должны быть получены именно специальными техническими средствами, а любой мобильный телефон, видеорегистратор, камера оператора или журналиста не являются специальными техническими средствами. То есть сегодня есть вот такая правовая казуистика, и судья может отказать в приобщении к материалам дела носителя с информацией, которая может быть реальным основанием в отказе для привлечения автомобилиста к административной ответственности. То, что нам начинают рассказывать в комитете, ссылаясь на то, что пишут в правительстве, - ну, вы понимаете, это значит просто ничего не исправлять, а сегодня эта ситуация стоит остро, и автомобильное сообщество это активно обсуждает и за рассмотрением таких законопроектов очень пристально наблюдает. Пока действия Государственной Думы отличаются только ужесточением, а не смягчением и не созданием нормальных, благоприятных условий для наших автомобилистов: мы штрафуем, мы заставляем оплачивать эвакуаторы, оплачивать штраф-стоянку, пересдавать на права за любые нарушения Правил дорожного движения и вводим санкцию в виде лишения права управления транспортным средством. Пока жизнь автомобилистов только усложняется - голосами фракции большинства. Мы пытаемся сделать лучше - вы нас не слышите, вы нас не хотите замечать, но приходит время, и спустя год-два вы начинаете эти идеи выдавать за свои. Недавно был внесён закон о чёрных списках авиапассажиров, фракция ЛДПР уже два года за это бьётся - наконец-то предложили и как новинку подают. Вчера опять вышла информация о том, что якобы те, кто признают правонарушения и готовы оплатить штраф, будут оплачивать только 50 процентов штрафа, - этому законопроекту уже целый год, он почему-то лежит у вас в комитете без движения, но, так сказать, карательные законопроекты, которые усложняют жизнь и загоняют в угол наших автомобилистов, у вас быстренько проходят. Фракция ЛДПР ещё раз обращается ко всем с просьбой поддержать, не надо бояться видерегистраторов и нашего автомобильного сообщества! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 26 сек.) Проголосовало за 208 чел.46,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 209 чел. Не голосовало 241 чел.53,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5376 по 5383 из 6322
КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Депутат Кропачев по карточке Калюжного. По 11-му вопросу депутат Калюжный голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Также прошу учесть.