Заседание № 10
15.02.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 215508-5 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" (в части, касающейся государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; внесён Н. В. Комаровой, К. Б. Зайцевым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4830 по 4969 из 6341
В первом чтении рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об использовании атомной энергии". Докладывает Иван Дмитриевич Грачёв. Пожалуйста. ГРАЧЁВ И. Д., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, законопроект № 215508-5 внесли депутаты Думы пятого созыва Зайцев и Комарова. Если совсем коротко говорить, то можно было бы ограничиться тем, что 30 ноября 2011 года принят закон № 347-ФЗ, который в принципе делает данный законопроект Комаровой и Зайцева неактуальным, и есть решение комитета о том, что следует его отклонить по формальным основаниям - как утративший актуальность, однако коллеги по комитету попросили меня очень коротко всё-таки изложить существо вопроса, и я это сделаю. На момент внесения Комаровой и Зайцевым законопроекта имели место явные противоречия между статьёй 23 закона "Об использовании атомной энергии" (на самом деле их больше) и конвенциями, ратифицированными Россией, как минимум тремя конвенциями - Конвенцией о физической защите ядерного материала, Конвенцией о ядерной безопасности и Объединённой конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. Причём расхождения там концептуальные, потому что в статье 23 нашего закона было зафиксировано, что госрегулирование вопросов безопасности осуществляют уполномоченный федеральный орган и "Росатом", а в ратифицированных конвенциях последовательно проводится идея, что государство целиком отвечает за вопросы безопасности, создаёт компетентные органы, предпринимает необходимые действенные шаги, чтобы декоррелировать деятельность вот этого компетентного органа и организаций, которые содействуют использованию атомной энергии, применяют её. Соответственно, мотив для внесения таких поправок был, основа была, но всё хорошее, что в этой части предложено в законопроекте (на самом деле там предложена такая фигура умолчания - просто отослать к правительству, а правительство будет решать, кто будет этими вопросами заниматься), существенно лучше и подробнее изложено в законе № 347-ФЗ, принятом, как я уже сказал, 30 ноября. Вот существо дела. Я ещё раз подчёркиваю, что это не снимает достаточно сложную в целом проблему, но в части того, что есть в конкретном законопроекте, который мы сегодня обсуждаем, проекте Комаровой и Зайцева, лучше это всё представлено в законе № 347-ФЗ. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Давайте тогда запишемся. Включите режим записи. Покажите список. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Вопрос к докладчику. Ещё в 2009 году данный законопроект был внесён, в 2009 году был получен официальный отзыв правительства, которое в целом поддержало данную законодательную инициативу, но с учётом исправления некоторых замечаний. Прошло практически три года - почему только сейчас вернулись к рассмотрению, почему не рассмотрели тогда, когда Комарова ещё не была наделена полномочиями главы субъекта - Ханты-Мансийского автономного округа, а была депутатом здесь, в Думе? ГРАЧЁВ И. Д. Ну это вопрос совсем не ко мне. Для меня есть факт, что существует законопроект, который нужно рассмотреть и по которому нужно принять решение, я так и поступаю. Я считаю, что на ту пору он в принципе был правильный, хотя редакционно, наверное, не замечательно всё было сделано. Нашли лучшее решение и оформили это законом № 347-ФЗ, на сегодня это факт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Других вопросов нет? Нет. Есть желание выступить? Тогда прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите, пожалуйста, список желающих выступить. Василий Михайлович Тарасюк, поскольку приближается "час голосования", я должен вас спросить: сколько вам нужно времени на выступление? Пять минут. Пожалуйста, Василий Михайлович. ТАРАСЮК В. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В своём докладе председатель Комитета по энергетике Иван Дмитриевич Грачёв сказал, что проект федерального закона № 215508-5 "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" был внесён депутатами Государственной Думы пятого созыва Комаровой и Зайцевым. Внесён он 11 июня 2009 года. Законопроект был направлен на совершенствование государственного регулирования в области безопасного использования атомной энергии, на приведение в соответствие с международными конвенциями норм Федерального закона "Об использовании атомной энергии", на обеспечение государственных полномочий, а также функций Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом". Иными словами, данный законопроект исключал коррупцию чиновников, которая в "Росатоме" процветала, особенно это касалось отработанного ядерного топлива, обращения с радиоактивными отходами. Тем не менее правительством был высказан ряд замечаний, связанных с функциями корпорации, не подпадающими под действие международных договоров Российской Федерации, это, в частности, выдача сертификатов-разрешений на перевозку ядерных материалов, радиоактивных веществ, изделий из них и так далее. В связи с этим правительством предлагалось дополнить законопроект положением о том, что Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" вправе осуществлять отдельные функции государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии. На основании вышеизложенного правительство дало заключение, что поддерживает законопроект при условии учёта высказанного замечания. В 2009 году те же авторы внесли новую редакцию законопроекта, предусматривающую, что Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" в соответствии с Федеральным законом "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" имеет и может использовать те права, которые не подпадают под действие указанных международных конвенций. Необходимо отметить, что законопроект пролежал в комитете и только через два года после внесения данного законопроекта были приняты изменения в отдельные законодательные акты по вопросам контроля (это закон, который упоминал председатель), разграничивающие полномочия и функции органов исполнительной власти и госкорпорации. Кому-то нужно было не выполнять наш Регламент и не вносить законопроект на Совет Думы. Почему? Да потому, что надо было, чтобы чиновники как-то прикрыли свои действия. И правильно говорит председатель Комитета по энергетике, что прошёл большой период времени и, поскольку за прошедший период на законодательном уровне было определено разграничение полномочий федеральных органов, а также были внесены поправки и в статью 23 закона от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", проект федерального закона № 215508-5 является сейчас уже неактуальным, утратившим свою практическую значимость, но в то время - в течение двух лет до принятия поправок - чиновники что хотели, то и делали. Вот та самая незаметная коррупция, о которой мы говорим, товарищи депутаты. В данный момент, конечно, считаю, что рассматриваемый законопроект неактуальный и нужно его отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вынужден прервать рассмотрение вопроса.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5611 по 5693 из 6341
Продолжаем обсуждение 11-го вопроса повестки. Выступает Поцяпун Владимир Тимофеевич. ПОЦЯПУН В. Т., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы возвращаемся к 11-му вопросу - речь идёт о государственном регулировании безопасности при использовании атомной энергии. Сразу скажу, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает единогласное решение комитета об отклонении законопроекта, несмотря на то что он был внесён нашими коллегами - депутатами Думы пятого созыва Зайцевым и Комаровой. В принципе можно было бы этим и ограничиться, если бы Василий Михайлович Тарасюк так не прокомментировал то, чем уже четверть века живут все атомщики, больше двадцати пяти лет мы переживаем это, и с этим чуть больше двух лет назад столкнулась "ЕДИНАЯ РОССИЯ", столкнулась наша Родина. Уважаемый Василий Михайлович, я последние три года работал в госкорпорации, на предприятии, как раз занимающемся утилизацией радиоактивных отходов, и был поражён теми усилиями, мерами, которые предпринимает Сергей Владиленович Кириенко в борьбе с коррупцией. Первое, что он спрашивает при рекомендации той или иной кандидатуры на занятие мало-мальски руководящей должности, - справку из органов внутренних дел и безопасности о предыдущих "подвигах" кандидата. На моём предприятии за три года сменилось пять директоров, но был найден шестой, который полностью удовлетворяет требованиям. А в том конфликте интересов - правильно Иван Дмитриевич сказал - не до конца всё разрешено, есть вопросы. Если это перевести на простой язык, есть ряд органов исполнительной власти и есть Госкорпорация "Росатом", которая занимается вопросами регулирования безопасности при использовании атомной энергии. Когда я был студентом, Минсредмаш мне платил стипендию не 40, а 75 рублей, а на старших курсах - 90, и всегда, во все времена было понятно, что уровень заботы о своих сотрудниках министерства в те годы, а сейчас - госкорпорации выше, чем в других сферах, и не в последнюю очередь потому, чтобы не допустить коррупции. Я не хочу никого из коллег, из тех, кто занимается очень важным вопросом регулирования безопасности в нашей отрасли, огульно обвинять, но если положить на две чаши весов... если взять чиновника с маленькой зарплатой и чиновника с высокой зарплатой, решающих один и тот же вопрос, то понятно, кто меньше, а кто больше склонен к тому, чтобы, так сказать, осуществлять коррупцию. Уважаемые коллеги, атомная сфера - это та область, где надо повесить, скажем так, какую-то новую табличку, как при входе в лес, например, где написано "Будьте осторожны при обращении с огнём", или на столбах: "Не влезай - убьёт". Это очень важная и тонкая сфера, и без развития законодательной базы инновации в этой финансовоёмкой и важной для обороны страны отрасли невозможны. Я благодарен комитету за то, что он проголосовал единогласно, и благодарен коллегам из других фракций за то, что они не воспользовались случаем в очередной раз пнуть "Росатом" и тех людей, которые, между прочим, выковали ядерный щит и двадцать пять лет удерживают его в руках. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПОЦЯПУН В. Т. Николай Васильевич, спасибо за реплику. Да, вы специалист во всех отраслях, наверное и в нашей. Каждый день со стороны вашей фракции поступают протокольные поручения, а потом оказывается, что их содержание не соответствует действительности, - это продолжение той же тактики, понимаете? Чем громче хор... у кого больше информации - неважно, достоверна она или нет, - у того больше прав. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У представителей президента, правительства выступлений нет. Иван Дмитриевич, вы будете выступать? Нет. Ставлю на голосование в рамках объявленного "часа голосования" проект данного федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 32 мин. 31 сек.) Проголосовало за 4 чел.0,9 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 11 чел. Не голосовало 439 чел.97,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.