Заседание № 120
О проекте федерального закона № 215379-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с упорядочением законотворческого процесса в части предоставления гарантий реализации права законодательной инициативы членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Следующий, 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"...". Докладывает Дмитрий Владимирович Ушаков. УШАКОВ Д. В. Цель законопроекта обусловлена не только государственными интересами по установлению единого порядка реализации права законодательной инициативы, но и вопросами повышения эффективности государственной политики. Такой акцент был сделан Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию ещё в 2006 году, а в последнем послании 12 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин возвёл данный вопрос в ранг неотложной государственной задачи и политического инструмента реализации государственной политики в современных условиях, в том числе в интересах гражданского общества и самого законодателя (цитирую): "Кроме того, считаю правильным наделить членов Совета Федерации и депутатов Госдумы правом законодательной инициативы в заксобраниях своего субъекта Федерации. Тем самым мы усилим связь федерального законодательства с жизнью регионов и законодателя как такового". В связи с этим нами, депутатами Государственной Думы Сердюком Михаилом Ивановичем, Михеевым, Гасановым и мной, был разработан законопроект, который реализует предложения президента. Несколько ключевых моментов в законопроекте. Первое. В настоящее время в федеральном законодательстве, в частности в Федеральном законе № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", указано, что конституцией или уставом субъекта право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, членам Совета Федерации, общественным объединениям и гражданам на территории данного субъекта. То есть действующая норма носит рекомендательный характер в части реализации права законодательной инициативы членами Совета Федерации от субъекта, а депутаты Государственной Думы в указанной норме даже не поименованы. Законопроект концептуально меняет действующую норму и рекомендательный характер нормы заменяет на обязательный, это во-первых, и, во-вторых, включает депутатов Государственной Думы в список лиц, которым предоставляется такое право. Второй ключевой момент. Как известно, с 2007 года кандидаты в депутаты Государственной Думы формируются по единому общефедеральному избирательному округу по партийным спискам кандидатов, в которых есть общефедеральная и региональная части. По итогам выборов получается, что партии, представители которой получили мандаты депутатов по партийным спискам, не во всех субъектах России имеют свои региональные отделения, а у партии, прошедшей в Госдуму, не всегда есть свой депутат от региона. Данный вопрос уже решён в действующем законодательстве, в частности, в статье 8 Федерального закона № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." указано, что фракция вправе дополнительно определить депутату из состава фракции регион, не охваченный региональными группами. Соответственно, после закрепления за депутатом региона связь с избирателями поддерживается таким депутатом не только с избирателями того региона, от которого он избран, но и с жителями того региона, который за ним закрепили. Такой механизм действует в настоящее время. Новации законопроекта предлагают дать право законодательной инициативы депутату Государственной Думы, за которым фракция закрепила дополнительный регион, таким образом, депутат Государственной Думы и член Совета Федерации смогут вносить законопроекты в законодательный (представительный) орган государственной власти не только того субъекта, от которого он избирался, но и тех субъектов, которые за ним закрепит фракция. Законопроектом нового механизма не предлагается, предлагается просто встроить эту норму в уже действующую схему. Третий ключевой момент. Состав задач, поставленных перед федеральными органами государственной власти, весьма широк и не всегда чётко определён, в том числе в части деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Возникает некая нечёткость целевых установок государственной законодательной политики, порождаемая отсутствием единообразия норм на уровне субъектов Российской Федерации, регламентирующих предоставление права законодательной инициативы членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы. Вот вся эта нечёткость, неконкретность и отсутствие единообразия не способствуют полноценному определению государством стратегических приоритетов федерального и регионального развития. В приложении к пояснительной записке к данному законопроекту мы приложили обзор предоставления права законодательной инициативы на уровне субъектов членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы. Этот обзор показывает: только 30 процентов субъектов в своих конституциях и уставах предусмотрели такое право для членов Совета Федерации, для депутатов Государственной Думы такое право предоставлено в единичных случаях, при этом даже для членов Совета Федерации право законодательной инициативы в региональных парламентах предоставлено избирательно - в отдельных субъектах из двух представителей в Совете Федерации такое право предоставлено только одному. Более того, уставы субъектов содержат различные оговорки, в том числе отсылки к положениям, действовавшим до 2007 года, когда был изменён избирательный процесс. Законопроект устраняет указанные пробелы и недостатки, реализует задачу, поставленную президентом в послании Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 года, и закрепляет на уровне федерального законодательства наделение правом законодательной инициативы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в региональных парламентах. Четвёртый ключевой момент. Все мы, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации, работаем с обращениями граждан. В настоящее время, к сожалению, приходится рассматривать обращения граждан лишь в рамках административно-правового регулирования, то есть часто решение вопросов, поднятых в обращениях граждан, связано с необходимостью выйти с законодательной инициативой со стороны депутата или члена Совета Федерации на региональном уровне. В этом случае, когда требуется именно обращение с законодательной инициативой по предметам ведения и полномочий субъектов, конституционное право гражданина на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение его обращения не обеспечено ни нормой федерального закона, ни ответственностью за неисполнение. Законопроект устраняет указанные пробелы. Пятый ключевой момент. Законопроект предусматривает гарантированную возможность для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации вносить законопроекты по всем вопросам, отнесённым к ведению субъектов, а уже законодатель субъекта будет решать, быть закону или не быть. Возвращаясь к обзору уставов, отмечу, что правом законодательной инициативы на региональном уровне наделяются и суды, и прокуратура, и профсоюз, и общественные структуры, общественные ассоциации коренных народов например, и так далее, а такая важная часть законотворческого процесса в государстве, как право законодательной инициативы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, по непонятным причинам не получила должного правового и политического оформления. Кроме того, во многих региональных парламентах депутаты работают не на освобождённой основе, то есть совмещают деятельность законодателя со своей основной деятельностью, - безусловно, они знают свой регион, проблемы, но депутаты Государственной Думы работают как на федеральном уровне, так и на региональном. Никого ни в коем случае не хочу обидеть, но мы, законодатели Федерального Собрания, можем быть хорошими законодательными партнёрами. Заканчивая, хочу сказать буквально пару слов о заключении комитета. С некоторыми положениями в заключении комитета, наверное, нужно согласиться, например, в части установления более широкого перечня субъектов права законодательной инициативы и в части уполномоченных по внесению законопроектов, но основой для того, чтобы не поддерживать законопроект, с моей точки зрения, служит следующий абзац из заключения комитета: "При этом предлагаемое законопроектом императивное право внесения законодательных инициатив любым членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы в законодательный орган любого субъекта Российской Федерации может быть расценено как нарушение конституционных прав данного субъекта". Такое ощущение, что этот абзац и вся эта основа были написаны для совершенно другого законопроекта, потому что, как я уже объяснял, законодательной инициативой наделяется депутат, который избран от региона либо за которым фракция закрепила соответствующий регион. Речь не идёт обо всех депутатах во всех регионах, только об избранных от конкретного региона либо если регион закреплён за депутатом фракцией. Соответственно, немножко непонятно, почему инициативу, направленную на расширение участия граждан в законотворческом процессе, приняли, - я имею в виду обязательное рассмотрение законопроектов, которые собрали сто тысяч и более подписей в Интернете, а вот конкретное предложение президента, озвученное в послании Федеральному Собранию, большинство членов комитета не поддерживают. Может, ревнуете, что оппозиция предложила такой законопроект, а вы просмотрели, тем более в заключении комитета отмечено, что общая концепция поддерживается? А если поддерживается концепция, то законопроект в принципе можно принимать в первом чтении и дорабатывать во втором, устраняя неточности и отвечая на замечания, которые отмечены в заключении комитета. В общем, прошу всё-таки поддержать законопроект и реализовать одно из положений ежегодного послания президента Федеральному Собранию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Дмитрий Владимирович детальным образом проанализировал законопроект, сделанные предложения. И я, кстати, ему исключительно благодарен за то, что, анализируя заключение комитета, он отметил, что целый ряд его положений являются объективными и говорят о реально существующих недостатках данного законопроекта. Мы действительно поддерживаем общую концепцию, идею повышения уровня взаимодействия федеральных парламентариев и законодательных органов субъектов Российской Федерации, направленную на совершенствование законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. В частности, эта проблема будет отражена в готовящемся отчёте по развитию российского законодательства за двадцать лет, прошедших после принятия Конституции Российской Федерации. Вместе с тем мы полагаем, что изменения федерального законодательства, предлагаемые законопроектом, не соответствуют общим принципам наделения определённых субъектов правом законодательной инициативы в региональных парламентах. Мы считаем, что данное положение должно регулироваться не Конституцией Российской Федерации, - здесь передержка в законопроекте по этому поводу есть, - а конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации с учётом их самостоятельности в организации осуществления государственной власти. Собственно говоря, в этих материалах, в этих документах, правовых нормах и должно быть определено право члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы выступать в качестве автора законодательной инициативы. В этой части иная трактовка может быть расценена, по мнению комитета, как вмешательство в компетенцию субъекта Российской Федерации. Кроме того, с учётом того, что право законодательной инициативы принадлежит лично членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы как гражданам, обладающим соответствующим статусом, - это вы отмечаете, я думаю, вы с этим согласны, - ни в коем случае это право не может даже теоретически быть передано уполномоченным на осуществление данного рода деятельности. На основании изложенного мы предлагаем данный проект закона отклонить. Также обращаем внимание на то, что Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, что очень важно, профильный комитет, осуществляющий взаимодействие, выстраивание взаимодействия с субъектами Российской Федерации, не поддерживает данный проект федерального закона. Я хотел бы поправить нашего уважаемого коллегу, что касается инициативы ста тысяч по определённым проблемам: данная инициатива не становится автоматически законодательной инициативой, она проходит целый ряд специальных процедур с участием членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, - кстати, уже создана комиссия федерального уровня, - и в соответствии с этими специальными процедурами уже очень эффективно обсуждены два предложения граждан Российской Федерации. Я должен сказать, что и в том, и в другом случае эти инициативы, несмотря на то что, может быть, они не стали законодательными инициативами, нашли отражение в нормативной практике, в совершенно конкретных актах, то есть здесь мы развиваемся. Поэтому считаем, что ваше предложение нужно оставить в рамках инициатив субъектов Российской Федерации. По поводу законопроекта можно сказать, что там действительно есть определённые издержки, и вы с этим соглашаетесь, но в то же время я должен сказать, что при подготовке пояснительной записки вы собрали, объективно говоря, очень интересный материал, который мы примем к сведению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли вопросы у депутатов? Есть вопросы. Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемый Владимир Николаевич, если я вас правильно понял, вы считаете, что в своём выступлении Президент Российской Федерации имел в виду инициативу именно субъектов, то есть это они должны в своих законодательных нормах установить такое право. Если это так, то почему он об этом сказал, выступая с посланием Федеральному Собранию? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Владимирович, с моей стороны было бы совершенно некорректно комментировать отдельные положения послания, отвечая на вопрос, почему именно там. Но в то же время должен сказать - и это комитет, в котором вы работаете, отметил, - что мы заинтересованы в развитии общей концепции повышения уровня взаимодействия федеральных парламентариев и законодательных органов субъектов. Вместе с тем мы полагаем, что субъекты, и это полностью соответствует принципам федеративного государства, имеют право сами в своих уставах и конституциях устанавливать это право для различных уровней. В частности, например, в ряде субъектов авторами законодательной инициативы стали общественные объединения, в ряде субъектов - прокуроры субъектов Российской Федерации. То есть практика различна, но это полностью входит в компетенцию субъектов Российской Федерации. И хотел бы обратить внимание на то, что Послание Президента Российской Федерации является таким образующим, политикообразующим документом и, таким образом, в нём затрагиваются вопросы развития всего общества, в том числе и вопросы взаимодействия субъектов и Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маргарита Николаевна Свергунова. СВЕРГУНОВА М. Н. Вопрос Владимиру Николаевичу. Уважаемый Владимир Николаевич, вот вы сказали, что поддерживаете концепцию данного законопроекта, и автор в своём докладе указал на то, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы будут обладать только правом законодательной инициативы, а решать, принять или отклонить законопроект, будет уже субъект Российской Федерации, - так почему же нам не поддержать этот законопроект в первом чтении и не доработать его ко второму чтению? И второй момент. Вы в своём докладе сказали, что субъекты сами будут принимать решение, кто будет предлагать законодательную инициативу, но в 184-м законе сейчас отсутствует эта норма в отношении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Ответьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Маргарита Николаевна, у нас есть различные формы взаимодействия с субъектами Российской Федерации, в частности, действует Совет законодателей Российской Федерации, существуют иные формы взаимодействия, и мы исходим из того, что целый ряд вопросов может решаться и должен решаться субъектами самостоятельно, что, собственно говоря, предполагает функционирование федеративного государства. По мнению комитета, этот вопрос может быть решён субъектами и должен быть решён субъектами, если субъекты принимают эту концепцию, поэтому принимать законопроект в первом чтении, чтобы обязывать субъекты Российской Федерации делать это, мы не хотели. Мы полагаем, что то, что наши уважаемые коллеги подняли этот вопрос, и само по себе это обсуждение будут способствовать тому, что целый ряд субъектов ещё раз обратят внимание на соответствующие положения и включат это в свои уставы и конституции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Спасибо. У меня вопрос к основному докладчику. Вот всё-таки речь идёт о правах субъектов - в каких-то субъектах есть такая практика, чтобы они включили в свои конституции или в нормативные акты вот это право членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы? Это первое. И второе. В вашем законопроекте достаточно много непонятных терминов. Может быть, поясните, что такое "уполномоченные лица"? Я, хотя внимательно всё слушал и читал, так и не понял. И что такое "приоритетный порядок"? Вот хотя бы эти наиболее важные категории разъясните, пожалуйста, будьте добры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Владимирович Ушаков. УШАКОВ Д. В. Спасибо за вопрос. Ну, если вы посмотрите материалы, приложение к пояснительной записке, вы увидите, что там поименованы субъекты Российской Федерации, в которых предоставлено право членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы вносить законопроекты в региональные парламенты, в частности, например, Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край и так далее, чтобы всё не перечислять. Что касается уполномоченных, я в своём докладе на этом остановился: возможно, это была излишняя формулировка, тут я не могу иначе комментировать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В. Я очень коротко, уважаемые коллеги. Данная инициатива уже обсуждалась в созывах 2003 года, 2007 года, фракция ЛДПР её вносила, разумеется, она была отклонена. Владимир Николаевич - человек вежливый ну вот просто до невозможности, а в противном случае, учитывая ту методику, которой пользуется партия большинства, выступление его могло бы выглядеть так: "А зачем вам, господа из оппозиции, это право? Для того чтобы во всех субъектах России, где большинство у "ЕДИНОЙ РОССИИ", вы могли внести какую-то инициативу и смущать народ? Для чего вам это нужно, объясните! Вы отнимаете время у партии большинства, которая никак не может разобраться, что такое инновации, - вот выступал Макаров - никто же не знает, что это такое и как выделять на это огромные деньги, - какими-то немыслимыми инициативами! Зачем вам это надо? Ну даже если у вас и будет такое право, кто вам сказал, что вашу инициативу примут, а? Коллеги, поэкономьте своё время и наше тоже: страна, понимаешь, на грани новой Кущёвки, а вы занимаетесь неизвестно чем!" Коллеги, вы подумайте об одной простой вещи: ситуация меняется, сегодня вы в большинстве, завтра мы в большинстве, - очень по-разному жизнь может сложиться, но, как говорили древние, я не согласен ни с одним вашим словом, но готов умереть за ваше право это говорить. В противном случае вы, даже будучи внутренне согласны с тем, что говорит здесь оппозиция, будете всё время выдумывать непонятные поводы, которые не выдерживают никакой критики с точки зрения логики, для того чтобы оправдать решение человека, которого мы даже не знаем, кстати, и вы тоже. Уважаемые коллеги, ещё раз говорю, давайте в год 20-летия Конституции и избрания первого российского парламента вернём российскому парламенту почётное звание органа законодательной власти, высшего органа законодательной власти - вот тогда что-то полезное для страны может быть сделано. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В целом поддерживая общую концепцию законопроекта, позволяющую повысить уровень взаимодействия федеральных парламентариев и законодательных органов субъектов Российской Федерации, направленную на совершенствование законодательства по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, полагаем, что предложенные проектом федерального закона изменения федерального законодательства не соответствуют общим принципам наделения определённых субъектов правом законодательной инициативы в региональных парламентах, а предлагаемая норма об определении Конституцией Российской Федерации указанного порядка осуществления права законодательной инициативы членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы не соответствует статье 104 Конституции Российской Федерации. В свою очередь, предлагаемое законопроектом императивное право внесения законодательных инициатив любым членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы в законодательный орган любого субъекта Российской Федерации может быть расценено как нарушение конституционных прав данного субъекта. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, не будете выступать? Александр Юрьевич? Нет. Дмитрий Владимирович, у вас было очень подробное и длинное выступление, не будете больше? Владимир Николаевич тоже, да? Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." и статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с упорядочением законодательного процесса...", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 25 сек.) Проголосовало за 116 чел.25,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 116 чел. Не голосовало 334 чел.74,2 % Результат: не принято Законопроект отклонён.