Заседание № 200
О проекте федерального закона № 215348-5 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребёнка отчимом (мачехой).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Вопрос 7. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Докладчик тот же. Пожалуйста, Андрей Геннадьевич. НАЗАРОВ А. Г. Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребёнка отчимом (мачехой). Данный законопроект был внесён Самарской Губернской Думой, в первом чтении был принят 19 марта 2010 года, во втором чтении - 2 ноября 2010 года. Данный законопроект полностью прошёл подготовку к третьему чтению. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний лингвистического и юридико-технического характера не имеет. Предлагаем поддержать данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. На выступление по мотивам записывается Останина Нина Александровна, больше желающих нет. Выносим 7-й вопрос на "час голосования".
По 7-му вопросу по мотивам выступает Останина Нина Александровна. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемые коллеги, мы сейчас будем голосовать за законопроект, и я уверена, что все его поддержат. Он подготовлен в связи с тем, что из-за небрежности законодателя оказались, по сути, попранными нормы общественной, человеческой морали. Речь идёт о несогласованности норм Гражданского кодекса и семейного законодательства. В семейном законодательстве в случае, когда семья стала неполной, то есть отец или мать создают новую семью, появляется мачеха или отчим, то к ним применяются те же нормы права, что и к новым усыновителям. То есть получается, ребёнок уже обрёл отца или мать, но эти отец или мать должны: а) в суде доказать то, что они являются усыновителями, и б) представить справки о наличии у них жилья, о доходах и так далее. Понятно, что это излишние нормы, которых нужно было бы избежать, потому что, ещё раз повторяю, это юридическое регулирование... Они излишними представляются уже из-за того, что заложены в Семейном кодексе, и Семейный кодекс не требует, если заключён новый брак, представлять подобного рода документы. В этой связи весьма любопытна позиция правительства, которое два года держало у себя инициативу Самарской Губернской Думы и, более того, вынесло отрицательное заключение на этот законопроект. Хочется задать вопрос: отчего у нас для иностранных усыновителей либеральные нормы, где даже не предполагаются ни данные о состоянии их психического здоровья, ни данные об их материальных доходах и жилищных условиях, требуется лишь одно желание этих усыновителей приехать в Россию и усыновить наших, российских детей, и излишне строгие нормы для наших, российских не просто усыновителей, а людей, которые стали либо матерью, либо отцом этому ребёнку? Мы, конечно, поддержим данный законопроект, но очень хотелось бы, чтобы мы в дальнейшем избегали подобного рода, ну, так называемых технических несовершенств, когда принимаем наши законы. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 50 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 446 чел. Не голосовало 4 чел.0,9 % Результат: принято Принято.
Заседание № 190
О проекте федерального закона № 215348-5 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребёнка отчимом (мачехой).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 6. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павла Владимировича Крашенинникова. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят в первом чтении 19 марта сего года. Напомню, что цель данного законопроекта - упростить порядок усыновления детей отчимом или мачехой путём освобождения их от представления ряда справок и документов. Данный законопроект в принципе был поддержан многими субъектами права законодательной инициативы. Поступили всего две поправки, и у нас с вами только одна таблица. Прошу принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нужно ли обсуждать эти поправки отдельно? Нет. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к принятию. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 59 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 367 чел. Не голосовало 83 чел.18,4% Результат: принято Принято. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
6-й вопрос. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за? Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 52 сек.) Проголосовало за 449 чел.99,8% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 449 чел. Не голосовало 1 чел.0,2% Результат: принято Принято.
Заседание № 149
О проекте федерального закона № 215348-5 "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части уточнения перечня документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении ребёнка отчимом (мачехой).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Переходим к блоку "Государственное строительство и конституционные права граждан". Пункт 18 порядка работы Государственной Думы. О проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Самарская Губернская Дума просит рассмотреть законопроект без участия своего представителя, а комитет просит выступить депутата Государственной Думы Вяткина Дмитрия Фёдоровича, члена Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо, Надежда Васильевна. Уважаемые коллеги, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" предусматривает упрощение порядка усыновления детей отчимом или мачехой. В чём это упрощение? Для упрощения порядка усыновления предлагается освободить отчимов и мачех от представления в суд при решении вопроса об усыновлении ряда документов, которые, по мнению авторов законопроекта, по мнению комитета, являются действительно излишними. Во-первых, предлагается освободить потенциальных усыновителей - мачех и отчимов, повторю, от представления справки о заработной плате и документов о жилом помещении. Эти документы, по большому счёту, в соответствии со статьёй 127 Семейного кодекса не нужны, потому что мачехи и отчимы и так признаются усыновителями, независимо от их дохода и соответствия их жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам. И второе. Предлагаем освободить данных граждан от обязанности представления в суд документов о постановке их на учёт в качестве кандидатов в усыновители по той же самой причине. По большому счёту, речь идёт о тех ситуациях, когда ребёнок живёт в семье, где есть один из родителей и есть потенциальный родитель - мачеха или отчим, который относится к этому ребёнку, как к своему родному, естественно, в том случае, если второй родитель отказался, лишён права родительского. И в этих ситуациях сам факт усыновления имеет не столько юридические последствия, сколько, конечно же, моральные, сколько психологические последствия, потому что семья становится настоящей не только в юридическом, но и в моральном, психологическом плане. Депутаты Самарской Губернской Думы (немаловажно, что это законодательная инициатива из региона, и к таким инициативам надо, конечно же, относиться с большим вниманием) обратились к Председателю Правительства Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину, и данная законодательная инициатива получила положительное заключение Министерства образования и науки ещё два года назад. Мы считаем, что принятие данной законодательной инициативы будет способствовать созданию естественной среды для роста благополучия всех членов семьи усыновителя, и это будет основано на законе в первую очередь. Предлагаем поддержать мнение комитета и принять данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Уважаемые депутаты, вопросы к докладчику имеются? Есть два вопроса, уважаемые депутаты. Депутат Останина, ваш вопрос. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вы, конечно, не могли не обратить внимание на заключение правительства на этот законопроект. По воле обстоятельств оно получилось отрицательным, невзирая на те аргументы, которые приводили вы вот с этой трибуны и которые приводило Минобрнауки, давшее положительное заключение. Чем объясняется вот такое отрицательное заключение правительства, на ваш взгляд? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Наверное, такой вопрос надо задать всё-таки представителю правительства. Тем не менее мы считаем, что, даже если в данном законопроекте есть какие-то изъяны, которые тем не менее позволяют поддержать его концепцию, которая заслуживает одобрения с точки зрения комитета, их возможно поправить ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Рохмистров, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С. Фракция ЛДПР поддерживает настоящую концепцию, но тем не менее у меня вопрос: не получится ли так, что при наличии отрицательного отзыва правительства во втором чтении будут придуманы какие-нибудь другие вещи, например, если фактически в семье уже исполняют обязанности отца или матери отчим или мачеха, то есть реальные усыновители... Не введём ли мы во втором чтении какие-то дополнительные вещи, чтобы урегулировать вопрос с правительством? Либо это принципиальная позиция комитета - сохранить упрощённую систему усыновления, то есть де-факто превратить в де-юре? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Максим Станиславович, мы будем очень серьёзно работать над этим законопроектом, и, конечно же, вот ту концепцию, которая заявлена, а именно упростить порядок усыновления для отчимов и мачех, мы, естественно, выдержим. И ко второму чтению, я думаю, никаких серьёзных неожиданностей, которые бы усложнили сам порядок усыновления, не произойдёт. Во всяком случае, это будет уже предмет какого-то отдельного законопроекта. Концепция, как я уже заявил, - это упрощение порядка, и мы не будем от неё отходить, я думаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. Есть ли желающие выступить? Два выступающих. Уважаемые депутаты, у нас две минуты осталось. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. После перерыва у нас фиксированное время. Пожалуйста, депутат Останина, ваше выступление. ОСТАНИНА Н. А. Достаточно одной минуты. Мы поддержим, конечно, этот законопроект. И в этой связи мы высказываем своё непонимание позиции правительства, потому что чрезвычайно либеральная позиция нашей власти в отношении иностранного усыновления. Мы не спрашиваем с иностранных усыновителей, не задаём им вопросы ни об их материальной обеспеченности, ни об обеспеченности их жилплощадью, ни о состоянии их психического здоровья, что приводит к тому, что наши дети до сих пор являются объектами посягательств со стороны так называемых усыновителей, которые под благовидным предлогом осчастливить ребёнка продолжают вывоз наших детей. Конечно, тот факт, что мы здесь ратифицировали двусторонний договор с Италией, ещё раз говорит о том, что мы должны всё-таки выставить препоны на пути иностранного усыновления, вместо того чтобы возводить какие-либо барьеры на пути российских усыновителей. И в этой связи стоит одобрить те поправки в закон, которые внесены, и, быть может, даже подкорректировать. Дмитрий Фёдорович сказал, что философия этого закона - упростить усыновление. Но, с другой стороны, надо ещё и привести в соответствие друг с другом нормы Семейного кодекса и Гражданского кодекса, которые на сегодняшний день, в общем-то, между собой очень здорово отличаются, потому что Семейный кодекс как раз предполагает упрощённую процедуру усыновления отчимом или мачехой, а Гражданский кодекс как раз заставляет представлять дополнительные сведения об обеспеченности жилой площадью, о том, является ли усыновитель - отчим или мачеха - собственником жилой площади и каков размер заработной платы. Поэтому, конечно же, ещё раз говорю, мы поддержим этот законопроект, но очень хотели бы просить комитет всё-таки ещё раз внимательно отнестись к позиции правительства и сделать всё возможное, чтобы официальное заключение правительства, с которым выступил заместитель председателя правительства Собянин, либо было отозвано, либо не сыграло решающей роли при обсуждении законопроекта во втором и в третьем чтениях. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна.
Переходим к обсуждению пункта 18 порядка работы Государственной Думы. Выступление Рохмистрова Максима Станиславовича. Пожалуйста, ваше выступление. РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, мы считаем, что по данному вопросу законопроект немножко задержался, потому что сложилась странная ситуация: де-факто существует семья, де-факто есть отец, который выполняет все функции отчим, но, чтобы юридически можно было ему называться отцом, он должен ещё собрать документы, показать, есть ли у него жилплощадь и какие доходы он получает. И фактически можно отказать ему вот по сегодняшним правилам, если там по каким-то нормам он вдруг не укладывается. Наша фракция поддержит настоящий законопроект, потому что, если фактически есть семья и если есть желание у мачехи либо у отчима узаконить эту семью юридически - кстати, это накладывает обязательства не только на отчима или на мачеху, но ещё и на детей, - это нужно делать, и нужно сделать так, чтобы как можно меньше было препятствий. Вообще, здесь, на мой взгляд, достаточно какого-то минимального перечня, даже справки о вменяемости отчима либо мачехи, собственно говоря, будет достаточно, потому что иначе мы договоримся до того, что будем проверять, а могут ли люди содержать семью, заводить детей, то есть для получения разрешения на то, чтобы завести детей, надо будет представить в суд документы о том, какая у них жилплощадь, какие у них доходы и могут ли они содержать своих детей. Чтобы такого абсурда не было, я считаю, надо вообще убрать вот этот перечень документов и оставить необходимый минимум - что человек в здравом уме, здравом рассудке согласен усыновить детей, с которыми он фактически проживает вместе в одной семье. Поэтому будем надеяться, что во втором чтении у нас правительство не поломает концепцию настоящего законопроекта и мы легализуем те семьи, которые фактически у нас существуют. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Максим Станиславович. Полномочный представитель президента не желает по данному законопроекту выступить? Представитель правительства также не желает. Докладчику необходимо заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 17 мин. 53 сек.) Проголосовало за 367 чел.81,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Результат: принято Принято.