Заседание № 179
О проекте федерального закона № 215297-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о наделении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы правом направлять запрос руководителям государственных корпораций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кто за данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Включите, пожалуйста, режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 11 сек.) Проголосовало за 141 чел.31,3% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 146 чел. Не голосовало 304 чел.67,6% Результат: не принято Не принято.
Заседание № 178
О проекте федерального закона № 215297-5 "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о наделении членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы правом направлять запрос руководителям государственных корпораций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
У нас есть возможность сейчас обсудить 8-й вопрос. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Алексея Владимировича Багарякова. Пожалуйста. БАГАРЯКОВ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, законопроект вносит поправки в закон о статусе депутата, позволяющие направлять депутатские запросы во все государственные корпорации. Такое, казалось бы, незначительное изменение, которое позволило бы повысить прозрачность в деятельности госкорпораций, встретило удивительно сильное сопротивление и в комитете, и вообще в принципе. История вопроса следующая. В докризисный период было образовано у нас в стране семь государственных корпораций, получивших беспрецедентные полномочия. Под каждую государственную корпорацию был подготовлен, написан отдельный федеральный закон, закрепляющий её особый статус в нашем правовом поле. В качестве имущественного взноса Российская Федерация внесла в корпорации следующие ресурсы, я вам просто перечислю их: Агентство по страхованию вкладов: было внесено деньгами 207 миллиардов рублей; госкорпорация "Внешэкономбанк": деньгами было внесено 383 миллиарда рублей; "Роснано": деньгами внесено было 130 миллиардов рублей, а также предоставлено гарантий на общую сумму 180 миллиардов рублей; Фонд содействия реформированию ЖКХ: деньгами внесено 240 миллиардов рублей; "Олимпстрой": деньгами внесено 73 миллиарда рублей, в дальнейшем планируется внести ещё 186 миллиардов рублей; "Ростехнологии": в собственность переданы акции четырёхсот сорока организаций, в которых работают свыше восьмисот тысяч наших граждан; "Росатом": в собственность переданы все гражданские компании атомной отрасли, а также свыше 200 миллиардов рублей деньгами. Итого корпорациям передано только деньгами 1,2 триллиона рублей, не считая предоставленных им гарантий и активов, которые также были переданы государством, они здесь не оценены. Только денежная часть имущественного взноса равняется - вдумайтесь! - строчке оборонного бюджета нашей страны, то есть оборонный бюджет страны на сегодняшний год равняется деньгам, которые государство внесло в госкорпорации. И эта сумма превышает в десять раз расходы на сельское хозяйство - это я обращаюсь к аграрным регионам, к Алтайскому краю например, и другим регионам. В то же время возможности парламента выяснить, как расходуются эти средства, и защитить интересы работающих граждан в этих корпорациях у нас крайне ограниченны, лишь в составе совета фонда ЖКХ есть представители Федерального Собрания, а Счётная палата в руководстве корпорации и вовсе не представлена. К слову, летом прошлого года, когда был принят закон "О государственной компании "Российские автомобильные дороги"..." (это аналог корпорации), негативный опыт предшествующей корпорации был учтён и в состав корпорации были введены представители Государственной Думы, Совета Федерации, а также Счётной палаты. Однако, несмотря на эти подвижки, все законопроекты по корпорациям с подобными условиями, которые мы вносили, большинством в прошлом году и в этом году были отклонены. Таким образом, на сегодняшний день корпорации действуют фактически без должного парламентского контроля. Единственный способ понять, что в них происходит, - это нам, депутатам, отправить в корпорации депутатский запрос, но ответ можно получить далеко не всегда, а примеров неэффективного использования средств в госкорпорациях у нас на самом деле масса. Для примера. В декабре 2008 года мною был направлен депутатский запрос в госкорпорацию "Внешэкономбанк" лично Дмитриеву, где я просил его пояснить, как расходуются деньги антикризисного Фонда национального благосостояния на фондовом рынке, когда мы поддерживали фондовый рынок государственными деньгами. Так вот, через месяц пришёл ответ, я цитирую его: "В ответ на ваш запрос сообщаем, что государственная корпорация "Внешэкономбанк" не относится к перечисленным в законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" органам, в которые депутат Государственной Думы вправе направить запрос". Вот такой замечательный ответ на мой запрос пришёл от главы корпорации. Это показывает неуважение чиновника, назначенного государством в корпорацию, к нам ко всем, к депутатам Государственной Думы. А ведь спустя несколько месяцев Президент России раскритиковал деятельность Внешэкономбанка при работе на фондовом рынке. В мировой практике, я повторяю, в мировой практике примеров подобных, когда государственная компания либо корпорация поддерживает фондовый рынок, не какую-то отдельную компанию поддерживает, а весь фондовый рынок поддерживает деньгами государства, нет, ни одно правительство в мире до этого не додумалось. Рынок - это рынок, и его невозможно поддержать никакими деньгами. Та же корпорация "Внешэкономбанк" проводила мероприятия по санации банков "ГЛОБЭКС" и Связь-Банк, на эти цели было затрачено 210 миллиардов рублей. Однако понять, на что ушли эти деньги, из отчётности корпорации невозможно. Так, в свежем годовом отчёте Внешэкономбанка, который, кстати, вышел аж в конце июля... То есть год финансовый закончился, по идее, мы должны иметь данные о деятельности корпорации хотя бы в первом квартале, так вот Внешэкономбанк опубликовал данные о своей деятельности аж в конце июля текущего года за год предыдущий. ВЭБ там указал, что он проводил финансовое оздоровление этих двух банков, "ГЛОБЭКС" и Связь-Банка. Ни сумм, ни условий, ни направлений использования средств, ни сроков их возврата в документе этом не содержится. Одна маленькая строчка: на санацию таких-то банков было потрачено столько-то, всё. А сумма эта исчисляется сотнями миллиардов рублей. Учитывая то, что у нас данных никаких нет по санации этих банков, мы взяли экспертные оценки. Так вот рыночные эксперты, которые оценивали эту деятельность, показали, что убытки Внешэкономбанка от санации только этих двух банков составили свыше 100 миллиардов рублей. Не лучше дела со спасением проблемных банков обстоят и у Агентства по страхованию вкладов. Агентство затратило на цели санации банков 320 миллиардов рублей, а возврат средств по этим процедурам, по последним данным, на последнюю отчётную дату составил всего лишь 20 миллиардов рублей. Цифры: 320 миллиардов и 20 миллиардов рублей. На основании каких соображений принимались решения, которые в итоге привели к тому, что на каждый рубль спасённых средств вкладчиков госкорпорация "Агентство по страхованию вкладов" в отдельных случаях тратила до 10 рублей? Спасая 1 рубль денег вкладчиков, мы тратили 10 рублей государственных средств! Помнится, один коллега, сидящий вот в этой части зала, на мои замечания в адрес корпорации как-то сказал, что деньги потрачены корпорациями на... огромные деньги пошли не только на проблемные банки, но также на выплату заработной платы сотрудникам этих корпораций, они тоже хотят кушать, жить и так далее. Следующий пример. Санация Агентством по страхованию вкладов "КИТ Финанса". Вся деловая общественность недоумевала, зачем на спасение банка под названием "КИТ Финанс", в котором вкладчики держали всего лишь 5 миллиардов рублей, было потрачено 135 миллиардов рублей? То есть 5 миллиардов - это деньги вкладчиков, на их спасение было потрачено 135 миллиардов рублей. Мы не знали, почему это произошло, лишь в дальнейшем стали вскрываться подробности. Так вот что выяснилось. Агентство потратило свыше 50 миллиардов рублей на выкуп крупного пакета акций "Ростелекома" у банка "КИТ Финанс". Учитывая, что "КИТ Финанс" не смог выполнить обязательства по РЕПО перед другими банками и этот пакет мог бы уплыть куда-то ещё, в другие банки, распылиться, государство решило спасти этот пакет, потратив такие значительные деньги. Но решение принималось очень быстро, без совета, без всего. И в итоге мы видим следующую картину. На сегодняшний день стоимость бумаг с момента покупки упала, хотя и тогда она уже упала, так вот с момента покупки стоимость бумаг упала в два раза - с 230 рублей до 100 рублей за одну акцию. И сегодня чистый убыток Агентства по страхованию вкладов только от этой одной операции составляет 30 миллиардов рублей. Это ещё один яркий пример неэффективного использования средств госкорпорацией. Внешэкономбанк помимо спасения банков занимался также и рефинансированием кредитов отечественных компаний. Мы помним, что в рамках антикризисных законов был принят закон о предоставлении Внешэкономбанку 50 миллиардов долларов для спасения наших компаний, которые финансировались зарубежными банками, чтобы активы не ушли за рубеж. Так вот советом Внешэкономбанка был принят регламент, согласно которому каждый заёмщик имел возможность кредитоваться лишь только на сумму до 2,5 миллиарда долларов. Мы уже из открытых источников, из прессы узнали, что одна из компаний, которая кредитовалась во Внешэкономбанке, взяла денег в два раза больше лимита на одного заёмщика, то есть 4,5 миллиарда рублей. Название компании "Русал". Выводы делайте сами. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) БАГАРЯКОВ А. В. Долларов, да. 4,5 миллиарда долларов, совершенно верно. Превысили предельный уровень, превысили все нормативы, собственное решение и так далее. Всё это происходит потому, что нет реального контроля, нет парламентского контроля, нет общественного контроля. И наконец, самый свежий пример - деятельность "Олимпстроя", который за несколько лет не построил ни одного объекта из тридцати четырёх запланированных. Что мы видим из отчёта корпорации за 2009 год? Эти данные мы и видим. Хуже того, в 2009 году предусматривалось освоение корпорацией капитальных вложений в размере 27,7 миллиарда рублей. Темпы строительства оказались настолько низкими, что в декабре прошлого года план по фактически уже закончившемуся году был сокращён в четыре раза, после чего руководство объявило о его выполнении на 98 процентов. То есть изначально приняли план строительства каких-то объектов, но, понимая, что не справляются, созвали совет только из управляющих корпораций и чиновников правительства, снизили план в четыре раза и потом отчитались перед общественностью: мы выполнили план по освоению денежных средств, по строительству на 98 процентов! Более того, мы видим из открытых источников, что обещанные инвесторы на олимпийскую стройку так и не пришли. Бюджет "Олимпстроя" по всей Олимпиаде сегодня, на мой взгляд, будет близок к 1 триллиону рублей - просто громадная цифра! И через два-три года мы увидим, оправдались наши ожидания или нет. Инвесторов, частных инвесторов, которые были обещаны правительством, другими органами, сегодня пока ещё, к сожалению, нет. Но зато расходы в некоторых корпорациях на зарплату выросли за год на 60-70 процентов. У меня есть перечень заработных плат всех глав корпораций, а также членов совета корпораций. Сумма эта начинается с миллионов рублей. Их, конечно, можно привести, но, я думаю, вы и так эти цифры знаете, и фамилии людей, которые такие деньги зарабатывают, также вам известны. На основании всех этих фактов Комитетом по финансовому рынку был образован подкомитет по госкорпорациям с целью мониторинга эффективности использования государственных средств, однако, к сожалению, корпорации зачастую, повторюсь, ограничиваются лишь формальными отписками - я пример уже приводил - и в большинстве случаев вообще отказываются отвечать на наши с вами запросы. Подобная практика сложилась ещё и потому, что действующая статья 14 редакции закона была принята в начале 2003 года, в то время такой организационно-правовой формы, как госкорпорация, ещё не было и, конечно, мы не могли её предусмотреть. Для исправления указанного недостатка ещё в июне прошлого года мной был внесён законопроект, изменяющий статус депутата Госдумы и члена Совета Федерации. Он год пролежал в уважаемом комитете по конституционному законодательству, год пролежал! Коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ" дважды пытались внести подобный законопроект, чтобы наш закон не прошёл. Дважды законопроект "ЕДИНОЙ РОССИИ" получил отрицательный отзыв правительства. У авторов не хватило смелости с этим отзывом пойти в Думу и предлагать этот проект закона, они его тихо отозвали. И поэтому мы сегодня рассматриваем только один законопроект - внесённый фракцией Компартии Российской Федерации, мной. Комитет на повторном заседании, которое было в июне этого года, также не захотел поддерживать этот законопроект, без объяснения причин. Какие-то невнятные причины приводились, хотя три фракции - и КПРФ, и "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", и ЛДПР - поддержали его на заседании комитета, выступали, дискутировали, но голос трёх фракций, к сожалению, не был услышан. И в заключение. Чтобы ситуация с контролем за госкорпорациями сдвинулась с мёртвой точки, необходимо принимать этот закон. Откладывая решение этого вопроса, действующие политические силы просто-напросто дискредитируют себя. В противном случае мы проявляем неуважение как к президенту страны, который неоднократно заявлял о том, что необходимо расходы делать открытыми, гласными, достоянием общественности, так и к тем гражданам, к сотням тысяч граждан, которые работают в этих корпорациях. Я повторю, что в корпорациях "Росатом", "Ростехнологии" и других работают более одного миллиона наших граждан. Я надеюсь на дискуссию содержательную и поддержку нашей инициативы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Содоклад сделает первый заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Петрович Москалец. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Как вы уже поняли из доклада, представленным законопроектом предлагается перечень должностных лиц, которым депутат Государственной Думы и член Совета Федерации вправе направить запрос, дополнить руководителями государственных корпораций. И вот чтобы ещё более быстро включиться в понимание и обоснование этого предложения, я всё-таки предлагаю начать обсуждение с учётом того нормативного материала, который регулирует деятельность этих корпораций. А основное нормативное регулирование как раз и состоит из конкретных федеральных законов - это отмечал и докладчик, - регулирующих деятельность каждой государственной корпорации в отдельности и определяющих их правовое положение, цель деятельности, полномочия и порядок управления деятельностью. Все эти законы, уважаемые коллеги, мы с вами и построили таким образом, что они прямо запрещают федеральным органам государственной власти (возьмём, скажем, закон о "Ростехнологиях", это статья 6) вмешиваться в деятельность государственной корпорации, а в статье 4 сформулирована норма, в соответствии с которой на государственную корпорацию не распространяется действие норм других законов, регламентирующих порядок осуществления контроля. В связи с этим рассматриваемый сегодня законопроект, по сути, идёт по пути выламывания целого ряда норм, установленных нами же для государственных корпораций. Автор законопроекта в докладе приводил свои обоснования в пользу поддержки его предложения, но, уважаемые коллеги, нормативное регулирование института депутатского и парламентского запросов находится в общей, каузальной связи, и искусственно вынимать или удалять некоторые части из общей системы крайне нежелательно. Это связано с тем, что это создаёт возможности необъективного рассмотрения вопроса, и даже отмечу, что будет необъективно повышаться значение связи совпадений, что, вообще-то, на практике недопустимо. Я понимаю, что ещё в начале прошлого века руководитель будущего Союза ССР говорил, что плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона. Но, к счастью, уважаемые коллеги, статья 19 действующей сегодня Конституции Российской Федерации содержит наиважнейшую непреложность для всей системы государства принципов его деятельности, задач и направленности. Это связано и с тем, что статья 19 Конституции имеет универсальное значение, так как она распространяется как на граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, так и на юридических лиц. А все государственные корпорации как раз и являются юридическими лицами, не отвечающими, как мы знаем, по обязательствам Российской Федерации, как и Российская Федерация не отвечает по их обязательствам. Да и сферой распространения обсуждаемого конституционного положения является вся наша система правового регулирования и все отрасли права без исключения. Подводя итоги некоторой теоретической части содоклада, можно отметить, что в законопроекте отсутствует баланс, в том числе и конституционных норм, и допускается перекос в формировании системы отношений, то есть принцип правовой определённости в предложенном варианте становится весьма и весьма призрачным. В таких случаях депутаты часто спрашивают докладчика или содокладчика: "А как быть?" Я могу ответить: действовать нужно по закону. Все федеральные законы о государственных корпорациях содержат норму, которая определяет, что финансовый контроль за деятельностью государственных корпораций осуществляет Счётная палата. А вот направить запрос по действующему Федеральному закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." можно именно в эту палату, как и в другие контрольно-надзорные органы, так как Счётная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, причём образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчётным ему. На Счётную палату законодательством России возложены задачи по определению эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, контролю за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета, а также обязанность регулярно представлять Совету Федерации и Государственной Думе информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Также нельзя не учитывать, что статьёй 20 Федерального закона "О Счётной палате..." предусмотрено, что эта палата осуществляет подготовку и представление заключений или письменных ответов на основании поручений Совета Федерации или Государственной Думы, оформленных, конечно, соответствующими постановлениями, по запросам комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы, а также, заметьте, подчёркиваю, по запросам членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Также обращаем внимание на то, что финансовый контроль за деятельностью государственных корпораций может реализовываться палатами Федерального Собрания при рассмотрении, утверждении и исполнении федерального бюджета. Учитывая изложенное, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует рассматриваемый законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Пожалуйста, включите режим записи на вопросы. Покажите список записавшихся. Улас Владимир Дмитриевич, пожалуйста. УЛАС В. Д., фракция КПРФ. Александр Петрович, у меня к вам вопрос. Вот вся ваша аргументация того, что нужно отклонить этот законопроект, сводится к тому, что существует механизм финансового контроля за госкорпорациями. Но если мы с вами, законодатели, видим, что этот механизм неэффективен, если есть огромное количество фактов в открытой печати, показывающих неэффективность расходования огромных средств, их разворовывание, что мешает нам изменить существующее законодательство, сделать финансовый контроль более эффективным? Посмотрите, что за границей происходит, какой жёсткий финансовый контроль существует со стороны парламента, со стороны Сената в Соединённых Штатах. Ну надо же чему-то учиться! МОСКАЛЕЦ А. П. Конечно, Владимир Дмитриевич, я абсолютно с вами согласен, что учиться надо всегда, это никогда не поздно. Вот вы сейчас, задавая свой вопрос, сказали, что имеет место разворовывание. Ну, хорошо, а где разворовали, кто разворовал, сколько разворовали, когда разворовали? То есть нужно всё-таки, вы знаете, исходить из фактов, из той ситуации, которая складывается на данный момент, или уже сложилась в системе, или же вообще имеет место как порочная общеизвестная практика. В данном случае мы ничего не имеем, точно так же, как иногда беспочвенны всплески наших эмоций по поводу каких-то взяток, неизвестно кем, когда и кому данных и полученных. Всё-таки в этом зале нужно говорить достаточно предметно, потому что мы обсуждаем конкретный законопроект. Когда я говорил о принятых нами же законопроектах, затем ставших законами, регулирующими деятельность корпораций и устанавливающими правила их контроля, правила проверки и тому подобное, то я сказал, в чём противоречие. А вот в материалах, приложенных к рассматриваемому законопроекту, прямо написано, что принятие данного закона не только не потребует дополнительных расходов, но и не повлечёт необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства. Вообще-то, я не стал расширять все противоречия. Казалось бы, всего-навсего два слова предлагает автор законопроекта внести в закон о статусе, но взаимодействие конституционных и других норм законодательства не позволяет так просто отнестись к данному предложению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос к докладчику. Идея представляется правильной, она хорошая, но надо подумать вот о чём. Как вы считаете, нельзя ли распространить это и на акционерные общества, где имеется контрольный пакет государства? Можно было бы действительно депутатам здесь активизировать свою работу. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Багарякову Алексею Владимировичу. БАГАРЯКОВ А. В. Да, спасибо. На мой взгляд, если с таким трудом идёт обсуждение и мы не можем принять решение о направлении просто лишь депутатского запроса в государственную корпорацию, которая является, по сути, государственной на сто процентов и управляется государственными чиновниками, то что говорить на сегодняшний день о направлении запроса в акционерное общество, где есть акционеры, в том числе и миноритарные акционеры, но с доминирующей долей государства, а такие компании у нас на самом деле есть, их много и к ним тоже масса вопросов. По идее, это было бы правильно, но сегодня разговор идёт только о госкорпорациях. Я приведу небольшой пример. Когда-то у нас была дискуссия, может быть, три или четыре месяца назад, и глава одного из комитетов, не буду называть его фамилию, сказал такую фразу: "Вот, например, на мои запросы мне отвечают все, а на ваш запрос не отвечают - значит, вы себя неправильно ведёте". Ну вот такое глубокомысленное замечание было сделано нашим коллегой - главой комитета, что комментарии, как говорится, излишни. Мы считаем, что депутат имеет право себя вести так, как ему позволяют его совесть, его избиратели, и, если депутат считает необходимым направить запрос и потребовать данные, он это делает не для себя, а для работы. Так что, отвечая на ваш вопрос, хотел бы сказать: я считаю, что действительно нужно перечень этих субъектов расширять, деятельность госкомпаний, госкорпораций должна быть более открытой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые коллеги, могу дополнить ответ докладчика по данному вопросу. К нам в комитет поступил законопроект депутата Кашина Бориса Сергеевича, где он как раз и ставит вопрос о том, чтобы статью 14 федерального закона дополнить ещё и словами: акционерных обществ, более 25 процентов акций которых находятся в федеральной собственности или в собственности субъектов Российской Федерации. Мы сейчас работаем над этим законопроектом, он проходит рассылку в соответствии с установленными Регламентом нормами. Я думаю, что после рассылки мы приступим к его конкретному рассмотрению. Хотя это и одна и та же статья, но это, уважаемые коллеги, разные ситуации, жизненные и практические, поэтому они даже альтернативными быть не могут. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы О. В. Морозов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рохмистров Максим Станиславович, пожалуйста, ваш вопрос. РОХМИСТРОВ М. С., фракция ЛДПР. Александр Петрович, вопрос к вам. Вы не помните, сколько парламентских поручений Счётной палате мы принимали и сколько их было отклонено? Это так, на всякий случай. Я думаю, их было не так много за все три года. И второе: почему вы так не хотите, чтобы мы, депутаты, имели возможность запрашивать информацию в государственных корпорациях? Ведь закон о статусе депутата писался задолго до того, как у нас появились подобные организационные формы. Если мы говорим о том, что наше законодательство развивается, создаются новые организационные формы, наверное, и статус депутата должен меняться в том числе. И отсылка к Счётной палате... Наверное, не может орган, созданный Федеральным Собранием, иметь больше полномочий, чем само Федеральное Собрание и в том числе субъект законодательной инициативы - депутат. Как вы с этим-то соотнесёте? МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Максим Станиславович, закон о статусе депутата принят ещё в прошлом веке, федеральные законы о государственных корпорациях приняты в октябре - ноябре 2007 года, то есть они более, как бы сказать, свежие. Поэтому, когда мы принимали законы о госкорпорациях, мы, конечно же, учитывали уже действующие нормы закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...". По поводу того, сколько там не исполнила Счётная палата поручений. Вы сказали: парламентских поручений. Так вот, парламентские поручения Счётная палата выполнила все. А вот сколько запросов депутатов - это уже второй вопрос, но вы в этом ракурсе свой вопрос не ставили. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович, пожалуйста. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Петрович, я, безусловно, поддерживаю коллегу Багарякова, который проект закона внёс. Хотел ещё раз задать вам вопрос, вы грамотный юрист: неужели мы не видим тенденцию, что изо дня в день мы самоурезанием занимаемся, что Дума всё более и более слабеет? Это попытка депутата Багарякова хоть немножко вернуть нам полномочий. И теперь по существу на конкретном примере. Передо мной статья "Нано в шоколаде...". Проблемы корпорации господина Чубайса. На начало прошлого года государство, очень доброе, отвалило 136 миллиардов рублей, фактически расходы корпорации составили 40 миллиардов рублей. Вопрос: что это за система в государстве, где на 100 миллиардов больше дают, чем она способна проглотить? А как она проглатывает? На приобретение офиса - 300 миллионов, на сувениры - 7 миллионов и так далее. За... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Валентин Степанович, насчёт вашего тезиса о том, что мы занимаемся каким-то самоурезанием. Не буду говорить ещё сходных с этим слов, но, вообще, если обратиться к закону "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", статья 7 устанавливает формы деятельности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Так вот, никакого упрощения мы с вами за последнее время по отношению к этой статье не допускали, какие были формы деятельности, такие они и остались. И даже, заметьте, всё, что предусмотрено Конституцией, не изменилось, а конституционные нормы, регулирующие деятельность членов парламента и парламента в целом, не изменились ни на сколько, кроме одного - срока полномочий Государственной Думы, со следующих выборов будет теперь не четыре года, а аж пять лет. И поэтому здесь обеспокоенность, что мы где-то сдаём какие-то свои позиции, по-моему, не должна звучать. Ничего подобного! Вы посмотрите, у нас, по сути дела, без участия министров и членов правительства не обходится почти ни одно заседание. Вчера только была группа членов правительства, сегодня будет министр юстиции. А это разве не показатель того, что Государственная Дума занимает своё место и с ней по праву считаются, её голос слышен? И каждый участник заседания вправе донести свою позицию до сидящих здесь членов правительства. А отчёты правительства?.. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте не будем здесь ловчить и вывёртывать ситуацию, а всё-таки будем говорить так, как оно есть. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна. ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция КПРФ. Александр Петрович, то, что вы прекрасный юрист, уже много раз отмечали, в том числе и я. Но сегодня мне, честно говоря, просто стыдно слушать то, что вы говорите. Аргументов нет никаких. Мы часто говорим о коррупционной составляющей законопроектов, а вот сегодня, мне кажется, коррупционная составляющая - это отклонение этого законопроекта. Я думала, что сейчас скажут: ну давайте ещё, действительно, акционерные общества... пусть они отвечают на наши запросы как следует. Ну вы представьте - это, кстати, ваш аргумент, - что в Счётную палату мы обращаемся, подчинённый нам орган, и они нам должны ответить, а вот туда, где наши деньги бюджетные, государственные, - нельзя. Ну, вот скажите, пожалуйста, на каком всё-таки основании вы?.. Не перечисляйте больше все эти законы, их можно править, но ведь по жизни правильно то, о чём говорил Багаряков: деньги мы им выделяем, деньги тратятся огромные неизвестно куда, а мы ничего не можем выяснить, только читаем прессу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Хорошо, Тамара Васильевна, я не буду ссылаться на законы, не буду ссылаться даже на Конституцию. Но, уважаемые коллеги, вот Тамара Васильевна говорит о какой-то коррупционной составляющей. Честно говоря, гораздо больше возможностей коррупционных появляется, когда мы начинаем расширять полномочия, хотя бы всего лишь навсего в части возможностей депутатского или даже парламентского запроса. Если потом будет настроение, я могу рассказать, какие здесь могут быть скрытые проблемы. Я говорил в своём содокладе о каузальной связи - ну, это причинно-следственная связь, - искусственного, так сказать, вынимания одного, когда, образно говоря, весы Фемиды разрушаются... Вот очень и очень опасно, когда мы нарушаем равновесие правовых норм и создаём возможности для проникновения в одно, забывая про другое. Мы почему-то уже как-то ведь всё-таки привыкли, что мы с вами не вмешиваемся, скажем, в оперативно-следственную работу и судебную деятельность, и это правильно, потому что есть судебная власть, а по Конституции ветви власти действуют самостоятельно. А если мы с вами строим ещё и правовое государство, то каждый, и мы с вами в том числе, должен стать самостоятельным субъектом права, который и строит себя самостоятельно, и управляет собой самостоятельно, и отвечает за себя самостоятельно. И не нужно здесь предпринимать какие-то поиски в этом направлении и в целом ряде других. Ещё раз повторяю, не нужно искать какие-то связи и совпадения, потому что в таком случае мы с вами обязательно придём к необъективной оценке происходящего вокруг нас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Таскаев, пожалуйста, ваш вопрос. ТАСКАЕВ В. П. Алексей Владимирович, я поддерживаю предложенные вами изменения в федеральный закон. Но как вы относитесь к тому, чтобы на запросы отвечали не только госкорпорации, но и частные компании? Вот вы в своё время возглавляли частную корпорацию - УИК-банк и не очень-то хотели отвечать на запросы депутатов областной Думы, да и, наверное, Государственной Думы тоже. Это первый вопрос. А второй вопрос Александру Петровичу. Александр Петрович, всё-таки в своём послании Президент Российской Федерации предложил прекратить деятельность госкорпораций. Мы с вами сегодня обсуждаем необходимость посылать запросы, чтобы они отвечали на них, а я считаю, что нужно продолжить именно ту линию, которую предложил нам президент: прекратить существование госкорпораций, которые огромные деньги тратят, в общем-то, непонятно куда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Я попробую ответить на оба вопроса, хотя второй вопрос не мне был адресован. Но, для того чтобы услышать содержательный ответ, лучше, наверное, если можно, мне дать возможность ответить. Что касается частных компаний. На мой взгляд, депутатские запросы в частные компании неуместны. У частных компаний есть акционеры, и есть регуляторы, которые регулируют их деятельность. И мы вправе направить запрос любому регулятору, который контролирует деятельность частных компаний, будь то банк или страховая компания, - в данном случае это и Центральный банк, и Росстрахнадзор - и оттуда получить исчерпывающую информацию. Эти органы - и Центральный банк, и ФСФР, и Росстрахнадзор - на наши запросы реагируют достаточно адекватно и вполне содержательно в отличие от госкорпораций. А что касается инициативы президента по упразднению госкорпораций, то моя точка зрения заключается в том, что если даже это и будет сделано, то это будет сделано не скоро, а за всё то время, пока их будут ликвидировать, туда утечёт не только один годовой оборонный бюджет нашей страны, но и два, и три. К вашему сведению, корпорация "Ростехнологии" не будет ликвидирована, скорее всего, она будет работать, корпорация "Росатом" также будет работать, она тоже не будет ликвидирована. А что касается корпораций, которые будут ликвидированы, "Олимпстрой" например... Олимпиада будет только в 2014 году, а сейчас пока ещё 2010 год, то есть четыре года эта корпорация будет работать и тратить государственные деньги. Я приводил уже экспертные оценки, в какую сумму нам обойдутся олимпийские объекты в Сочи, - примерно 1 триллион рублей. Это гигантская цифра. И на мой взгляд, в основном деньги будут потрачены только лишь государственные, потому что частные инвесторы сегодня по известным причинам с неохотой вкладывают свои средства в подобные проекты - они долго окупаются, они непрозрачные и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, будете добавлять что-то? Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Владимир Павлович, что касается пожеланий президента, то я очень рад, что Государственная Дума всегда слышит его и действует с ним согласованно. А в данном направлении, заметьте, когда мы с вами принимали законы о государственных корпорациях, то приняли отдельные нормы, которыми установили элементы взаимоотношений Президента Российской Федерации с государственными корпорациями. Ну вот, скажем, если взять закон о госкорпорации "Ростехнологии", то прямо в части 2 статьи 6 мы с вами записали, что президент назначает председателя и иных членов наблюдательного совета корпорации, прекращает их полномочия, назначает на должность и освобождает от должности генерального директора, осуществляет и иные полномочия, предусмотренные этим законом. Поэтому мы с вами поступили, я полагаю, верно - услышали президента. И дальше в соответствии с нами же установленными порядком и правилами за кем дальнейшие действия - мы с вами видим. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слиска Любовь Константиновна. СЛИСКА Л. К., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Олег Викторович. Уважаемый Алексей Владимирович, вот судя по той информации, которую вы нам дали, когда представляли законопроект, вы обладаете очень большим объёмом информации о злоупотреблениях в госкорпорациях. Если таковые есть, почему вы в установленном законом порядке не обратились в правоохранительные органы для того, чтобы пресечь эти правонарушения? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Багаряков. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Я получил эту информацию не из каких-то закрытых источников, это в том числе и отчёты государственных корпораций, которые одобрены советами директоров корпораций, здесь ничего такого секретного нет. И те действия, которые корпорации провели, и как были потрачены государственные деньги... Они просто были бездарно израсходованы, я примеры приводил, эти примеры известны всей деловой общественности, вся деловая общественность насмехается над этим. И конечно же, большинство деловых людей хотели бы поучаствовать в этих операциях, заработать денег, но только не всех допускают к этим операциям. Деятельность этих госкорпораций является непрозрачной, я ещё раз повторяю, кулуарной. Принимаются решения в советах директоров, по большей части советы проходят в заочной форме, а не открыто, стенограммы заседаний этих советов не публикуются, к великому сожалению. А почему не направляли информацию в правоохранительные органы? Это не преступление, это не воровство денег, и доказать это сложно. Цель законопроекта - лишь сделать публичными эти действия, чтобы чиновники боялись подобные вещи делать даже кулуарно. Вот когда их будут обсуждать, тогда и действий подобных будет меньше и тогда не нужно будет нам никуда обращаться, это будет в рамках закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Селезнёв Валерий Сергеевич. СЕЛЕЗНЁВ В. С. Уважаемый Александр Петрович, я с вами абсолютно согласен в том, что нельзя бездоказательно обвинять госкорпорации в том, что они воруют, и много воруют, но, насколько вы понимаете и отдаёте себе отчёт, данных о том, эффективно или неэффективно управление госкорпораций госактивами, просто не может быть в природе, потому что на сегодняшний день орган парламентского контроля - Счётная палата может осуществлять меры по контролю в отношении только двух госкорпораций из восьми, а именно "Росатома" и "Ростехнологий". Я услышал в вашем докладе о том, что "плох тот революционер..." и далее по тексту. Так вот, считаете ли вы, что необходимо поддержать инициативу Счётной палаты по наделению полномочиями по осуществлениию контроля за деятельностью абсолютно всех корпораций без исключения, и что для этого необходимо сделать конкретно? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Ну, насчёт полномочий Счётной палаты. Вы знаете, Счётная палата ставит вопрос в том числе и о наделении её правом привлечения к административной ответственности, составления протоколов и предлагает ещё целый ряд моментов. Но, вы знаете, когда во взаимосвязи вот эти предложения посмотришь... Я же вам говорил, что во всём есть всегда связь норм и поэтому одно и влечёт второе. А если мы вынимаем и не соглашаемся, а они соглашаются, что этого нельзя допускать, то, как правило, первый тезис совершенно не проходит и поддерживать его не следует. Что касается расширения полномочий Счётной палаты в целом и в отношении других организаций. Ну, вы знаете, уважаемые коллеги, у нас достаточно серьёзный всё-таки закон, который регулирует деятельность Счётной палаты. И это всё-таки орган, образуемый парламентом Российской Федерации, и не надо уподоблять Счётную палату органу, который, вы знаете, полностью накрывает, так сказать, и территорию, и всё нормативное поле, и деятельность всех органов власти, структур и так далее. Это было бы всё-таки неверно. Надо помнить и изначальную природу задумки федерального законодателя при формировании Счётной палаты, это всё-таки не какие-то контрольные органы Министерства финансов, это не Следственный комитет и так далее. Я мог бы пока, вот так сразу ответить только таким образом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Александр Петрович, вы действительно манипулируете и Конституцией, и законами. Почему? Вы почитайте статью 19. Деятельность Государственной Думы и, как мне кажется, закон о статусе связаны со статьёй 103 Конституции, а вы апеллируете к 19-й, которая как раз говорит, что государство гарантирует: права граждан не имеет права никто ограничивать. Вы же ограничили законом, принятым в трёх чтениях при полупустом зале, права депутата в плане контроля за государственными средствами и говорите, что мы якобы там чего-то нарушаем. Ничего мы не нарушаем этим законом, на самом деле этот закон как раз только восстанавливает попранные вами незаконно принятым законом права. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это выступление. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемый Николай Васильевич, к сожалению, вы, взяв Конституцию и открыв часть 2 статьи 19, даже не прочитали первую её строчку. Вы говорите лишь о каких-то гарантиях и соблюдении и так далее, но самый главный тезис этой статьи... Посмотрите теперь в неё и следите за моими рассуждениями, третье слово там написано: "равенство". Так вот, квинтэссенция вот этой статьи - это равенство прав и свобод, и не только человека и гражданина. Я говорил, что это касается и лиц без гражданства, потому что они люди, что это касается и иностранных граждан, и предпринимателей без образования юридического лица, и юридических лиц. Вот ведь я о чём говорил. Уважаемые коллеги, всё-таки не надо так вот вольно и свободно относиться особенно к основному закону. Слава богу, что он у нас незыблемо стоит с момента референдума и мы на основе его сегодня формируем всё своё правовое поле. Оно уже совершенно не то, что было несколько лет назад, скажем, десять или пятнадцать лет назад. Много было рваных мест. Но сегодня мы имеем десятки тысяч нормативных взаимоувязанных актов, а если взять и субъекты Российской Федерации, то ещё более. Сегодня, подавая то или иное новое предложение, нужно учитывать большее количество факторов, чем это было ранее. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гартунг. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Петрович, я внимательно слушал все ваши ответы на вопросы, и всё-таки у меня возник вопрос. Когда вы отвечали на вопрос депутатов, то сказали, что не нужен депутатский запрос, право депутатского запроса в госкорпорацию, потому что есть Счётная палата, и предложили обращаться в Счётную палату, дескать, она может это проверить, предоставить информацию. С другой стороны, на вопрос, не считаете ли вы нужным расширить возможности Счётной палаты по проверке госкорпораций, вы ответили отрицательно. Так всё-таки как вы считаете, нужно ли проверять госкорпорации, через которые проходят огромные объёмы средств, и не ставите ли вы равенства между полномочиями депутатов и Счётной палаты? Из ваших ответов вытекает, что вы считаете, что Счётная палата может заменить депутатов, ведь на сегодняшний день есть и Счётная палата... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полторы минуты на ответ у вас, иначе время закончится. МОСКАЛЕЦ А. П. Хорошо. Уважаемый Валерий Карлович, теперь ещё раз для всех говорю, что в соответствии с законом о госкорпорации прямо записано, что Счётная палата Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за деятельностью государственной корпорации. Мы же в соответствии с законом "О Счётной палате..." сами можем обратиться в Счётную палату по вопросу осуществления того или иного вида контроля или проведения какой-то проверки. Поэтому здесь абсолютное взаимодействие и закона "О статусе...", и закона "О Счётной палате...", и законов о государственных корпорациях, пробелов здесь нет.
Кто желал бы выступить по пункту 8? Есть желающие: депутат Коломейцев, депутат Иванов, депутат Дмитриева. Три выступления. Пожалуйста, депутат Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Просьба присесть, расслабиться и слушать. Вы знаете, казалось бы, простой вопрос, который вынес уважаемый коллега Багаряков, вызвал целую философскую лекцию уважаемого Александра Петровича, хотя, если посмотреть внимательно, то многие из проектов федеральных законов о так называемых госкорпорациях вносились келейно, без надлежащего обсуждения и, как правило, принимались в трёх чтениях вечером. Это говорит о том, что узкая группа лиц сформулировала свои интересы, прописала то, что ей надо взять под контроль, и провела это, используя свои лоббистские возможности в Государственной Думе. Более того, если вы посмотрите внимательно законы (а я их все взял с собой), то увидите, что во всех этих законах прописано несколько общих моментов, например, что счёт открывается в Центральном банке, в любом банке Российской Федерации и за рубежом по решению руководства этих корпораций. Но самое интересное другое, смотрите. В августе, когда многие из вас, как и я, отдыхали двадцать дней, к сожалению, прошло сообщение о том, что господин Кириенко подписал документы о строительстве завода по переработке радиоактивных материалов в Соединённых Штатах за деньги российских налогоплательщиков. Интересный подход... Или посмотрите, что сделал Чубайс ("Роснано", которая была создана для продвижения идей президента в области нанотехнологий и прогрессивных технологий): открыл в тех же Соединённых Штатах, в Нью-Йорке, интересную фирму, руководить которой поставил человека, разыскиваемого Интерполом, но почему-то не привлекаемого соответствующими органами - ФБР и другими - США, и перевёл туда очень крупную сумму денег. Вот посмотрите, вы дали фонду содействия жилищного строительства полномочия сверхминистерства по изъятию земель, в том числе у научных учреждений, сегодня происходит уничтожение многих опытных станций, селекционных станций, испытательных станций многих университетов, у которых нет денег на строительство, на реализацию разработанных проектов. И деятельность этого ведомства имеет ограниченный характер?! Вы дали корпорации - Фонду содействия реформированию ЖКХ 250 миллиардов рублей, ну, чуть меньше. Мы с вами уже знаем о скандале, когда руководитель этой корпорации заплатил себе 16 миллионов, своей хорошей знакомой, месяц назад назначенной заместителем, - 1,5 миллиона. Вот такие заработные платы! С нашей точки зрения, это, вообще-то, выглядит цинично, когда депутату Государственной Думы, которому в соответствии с главой 5 Конституции Российской Федерации, Александр Петрович, положено, вообще-то, реализовывать интересы своих избирателей на государственном уровне, не представляется информация о расходовании тех самых бюджетных средств. Это выглядит аномально, понимаете? Наверное, аномальная жара действует на умы некоторых, чрезмерно разжиревших на государственных деньгах олигархических компаний, и они стимулируют здесь определённых людей, которые запрещают, законодательно узурпировав голосование в Государственной Думе, хотя бы минимально проследить, куда же испаряются огромные ресурсы нашей страны. И почему депутат Государственной Думы не имеет права получить информацию всего лишь?! Мне непонятно, почему Александр Петрович с таким пафосом апеллировал к 19-й статье. Я вам специально её зачитаю, эту 19-ю статью, она очень короткая, и она никакого отношения к этому закону не имеет. Здесь написано, в 19-й статье Конституции: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации". Скажите, пожалуйста, какое отношение имеет эта статья к закону о статусе депутата Государственной Думы? В огороде бузина, а в Киеве дядька. Мы считаем, что последовательное ущемление прав депутата Государственной Думы - это не что иное, как подрыв в последнее время всех идей, прозвучавших в послании президента в части как раз обеспечения более прозрачной деятельности государственных и иных структур. Это впрямую противоречит расширению демократии в нашей стране, и всё больше прав и полномочий отдают определённым лоббистским группам, разграбляющим Россию. Поэтому мы призываем вас проголосовать за закон, предложенный нашим коллегой. Он, вообще-то, даёт минимальные возможности, но это лишняя возможность подтвердить: вы за то, чтобы у вас, как депутатов, были права, или вы, вообще-то, здесь случайные пассажиры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Уважаемые коллеги, как известно, в соответствии с Конституцией, которую сегодня здесь упоминали и к месту, не к месту, народ России осуществляет свою власть как непосредственно, на референдумах, так и опосредованно. Кто-нибудь из вас может припомнить, напомнить мне, когда в последний раз у нас в России проводился референдум? Вот в странах - бывших союзных республиках референдумы проводятся регулярно. Будут они считаться состоявшимися, не будут - это другой вопрос, но референдумы там проводятся. А вот опосредованно осуществлять власть народ может посредством выборов, то есть через нас, депутатов. И что мы имеем? Для тех, кто не очень понимает, что такое власть, я могу пояснить: это возможность наградить или наказать. Какая возможность наградить или наказать есть у нашего парламента? Абсолютно никакой! Если раньше статус депутата позволял вызвать сюда министра, добиться каких-то мер, прийти к губернатору, прийти, я уже не говорю, к другим чиновникам, и все встречали с подобающим, так сказать, пиететом, потому что у депутата были полномочия, то сейчас у нас никаких полномочий нет. И то равнодушие, с которым большинство зала сейчас обсуждает этот вопрос, даже не обсуждает, а занимается своими делами, показывает, что абсолютно наплевать на то, какие дела творятся у нас в Российской Федерации. Вы знаете, как-то Кондолиза Райс, которую я не очень люблю, сказала: "Что вы, русские, мучаетесь? Вас через двадцать пять лет будет пятьдесят миллионов". Пятьдесят останется, совершенно верно, потому что вот такое равнодушное отношение. Я не буду касаться тех фактов, которые приводил депутат Багаряков. Подумаешь, полтора триллиона гуляет и никто не может их проконтролировать. Другое дело - отношение ко всему этому. Александр Петрович есть Александр Петрович, на любой вопрос он всегда отвечает: "Спасибо, я себя хорошо чувствую". Это его нормальная логика, тут с ним уже не поспоришь, я его прекрасно понимаю. Но он говорит: "Ребята, к нам же приходят министры". Не всегда, Александр Петрович, к нам приходят министры, в основном приходят заместители. Поэтому у меня предложение: давайте, коллеги, фуршет устраивать после каждого посещения министра, чтобы он не зря сюда приходил. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Не сопьёмся: они забыли сюда дорогу. С другой стороны, коллеги, а что толку, что приходит к нам министр? Ну, про Александра Петровича я сказал, его манера ухода от ответа всем известна. Вот министра сегодня спрашиваю: "Скажите, вы министр юстиции, это законно или нет - давать такую информацию в ответ на вопрос, есть ли у кандидатов неснятая или непогашенная судимость?.. Ведь дают информацию не только про все административные правонарушения, но ещё и адрес любовницы!" А он уходит от ответа: у МВД, понимаете, есть свои инструкции. Это министр юстиции говорит! Вчера мы с вами обсуждали тему Лесного кодекса в связи с пожарами и так далее. Спрашиваю у министра: "Скажите, есть статистика?" Нас с вами пинают, причём вас, кстати, "ЕДИНУЮ РОССИЮ", вместе с нами, ЛДПР, потому что мы необдуманно приняли Лесной кодекс. У нас же основная мотивация какая была? Будет у лесов хозяин - будет меньше пожаров, будет хозяйственное, рачительное отношение. Я министра прошу: "Дайте статистику". А он говорит: "А нет никакой статистики. Кодекс принят недавно, поэтому рано ещё делать выводы". Так над чем мы с вами будем работать? Над чем? Да не над чем нам с вами работать! И вот то, что вы сейчас не хотите эти вещи принять, говорит о чём? Александр Петрович спрашивает: "А какая у вас мотивация?" Да никакой мотивации! Прочитайте официальный отзыв правительства: вот она, мотивация, слово в слово, переставлены предложения только местами - вот и вся мотивация! А у нас вся политика так построена. Государство сейчас так боится оппозицию, так боится потерять власть... Только для чего вы эту власть-то взяли? Для того, чтобы люди нормально жили. А население сокращается. Молодёжь спрашиваю: "Ребята, это же стыд-срам, вы будете Родину защищать?", а ответ такой: "А что она мне сделала, эта Родина, зачем её защищать? Я уехать отсюда хочу. В нашей стране жить невозможно и перспектив нет". Вы для этого власть брали?! Вот для этого, объясните мне, или нет?! И потом, Олег Викторович, смотрите, работает наша система: мы все стали ходить в зал заседаний - полный зал. Для чего мы тогда всё это делаем? Кто ходил, тот и будет ходить, кто неравнодушно относился к своей работе, тот и дальше будет так же относиться, а остальные, как купили места в Госдуме, так и сказали: "Я не за это платил. Я получил свой мандат, меня теперь ни прокуратура, никто иной за задницу взять не сможет (извините за непарламентское выражение), я ухожу и занимаюсь своими делами". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Извините, Раиса Васильевна, вы тоже иногда допускаете интересные выражения. Отсюда у нас вот такая явка и вот такое количество богатых людей. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ИВАНОВ С. В. Да, не с трибуны, извините, Фарида Исмагиловна. Я ещё раз извиняюсь, что я сказал это слово. С другой стороны: она есть, а слова нет, да? Поэтому, уважаемые коллеги, не хотите - конечно, не голосуйте, но на то и оппозиция: мы будем добиваться, чтобы народ российский был защищён. А защищён он будет только тогда, когда у законодательной власти появится возможность не только принимать законы... Как договорился один из наших председателей комитетов, дескать, работа депутата - не писать законы, а принимать. Поздравляю вашего коллегу, председателя комитета, ещё одним перлом больше. Так вот тогда, когда мы, принимая законы, будем иметь возможность контролировать их исполнение, - вот тогда у нас власть появится. А пока вы сдали законодательную власть! О депутатов вытирают ноги, а вы с этим миритесь! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Очень сожалею, что аж тридцать один депутат из фракции ЛДПР не слышал этого блистательного выступления. Это было блистательное выступление депутата, но, видимо, неинтересное для представителей его родной фракции. Депутат Дмитриева, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Ну, я так полагаю, что борьба за дисциплину привела к тому, что у нас теперь больше депутатов стоят в зале пленарных заседаний, а не сидят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они ещё и ходят. ДМИТРИЕВА О. Г. Ну, стоят просто, стоя работают. Теперь к делу. В отличие от коллеги из ЛДПР я сегодня была приятно удивлена выступлением министра юстиции, и мне представляется, что мы впервые, может быть, наблюдали комплексный, широкий, непредвзятый взгляд министра на своё хозяйство. Мне бы хотелось, чтобы министр юстиции с квалифицированным аппаратом, с квалифицированными людьми, которых он привлёк к работе, так же непредвзято обратился к такой юридической форме, как госкорпорация, потому что Президент Российской Федерации, который тоже является достаточно квалифицированным юристом, обратил внимание на ущербность такой юридической формы, как государственная корпорация. Эта форма - госкорпорация - выпадает и из гражданского права, и из финансового государственного права, потому что это и не казённое предприятие, и не унитарное предприятие, и не в полной мере юридическое лицо, на которое распространяются в полном объёме гражданские правоотношения. А что бывает с неким юридическим фантомом, юридической конструкцией, которая выпадает из законодательства? Значит, всё, что ни делается, всё законно. Если закона нет, а они что-то делают с государственными деньгами, то, что бы они ни делали, всё законно, и тут совершенно бесперспективно апеллировать к прокуратуре, потому что прокуратура нам ответит (я заранее знаю), что тут не может быть никаких мер и нет никаких оснований для прокурорского реагирования. Что касается госкорпораций, я ещё раз повторю, что это такое: это юридическое лицо, которое имеет государственные средства, государственное имущество, которому передаются бюджетные средства, но при этом оно распоряжается этим государственным имуществом и бюджетными средствами как будто это частное предприятие. Более того, - мы уже этот вопрос здесь подробно разбирали - эти бюджетные средства, как только они попадают в госкорпорацию, перестают быть бюджетными средствами, и никакого контроля за этими средствами со стороны Счётной палаты нет и быть не может, потому что это уже не бюджетные средства. И как они там дальше распределяются, используются, Счётная палата уже не контролирует. Она контролирует только одно: в законе написано - 130 миллиардов передать "Роснано", передали "Роснано" - всё, это целевое использование средств, деньги у "Роснано", дальше свою работу Счётная палата заканчивает. И всё, что дальше контролирует Счётная палата в госкорпорациях - это добрая воля Степашина и конкретных лиц, которые возглавляют ту или иную госкорпорацию: есть добрая воля Чемезова, "Ростехнологии", - заключили они договор со Степашиным, со Счётной палатой, и Счётная палата будет контролировать "Ростехнологии", нет доброй воли Чубайса или руководителя "Олимпстроя" - нет возможности, законодательно установленной, их контролировать, поэтому никакого обязательного контроля не может быть. Дальше, по зарплате. Мы совершенно правильно приняли предложение президента и декларируем свою зарплату, свои доходы и доходы наших родственников. Более того, на госслужащих распространяются определённые ограничения: плохо ли, хорошо ли, но не должно быть конфликта интересов, не должно быть связи с аффилированными лицами. Все служащие госкорпораций, работники, распоряжаясь государственной собственностью, не являются государственными служащими и не связаны никакими ограничениями, которые есть у государственных служащих. Поэтому по линии аутсорсинга, заключения контрактов на оказание различных услуг госкорпорации, можно использовать зятя, свата, кума, жену, сына, брата - кого угодно: заключать с ними договора на выполнение работ по завышенным ценам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что у нас никаких работ в госкорпорациях по факту не выполнено. Ну а по зарплате... Есть некоторая информация по зарплате в отдельных госкорпорациях: там чиновник средней руки, вернее, не чиновник, а работник, менеджер средней руки, руководитель департамента получает больше, чем Президент Российской Федерации. Ну, это объясняется тем, что у них очень ответственная работа. То есть, значит, руководитель подотдела какой-то госкорпорации несёт большую ответственность, чем Президент Российской Федерации, поскольку тоже распоряжается государственным имуществом и государственными бюджетными средствами. Поэтому то, что внёс коллега Багаряков, - это, вообще, так сказать, самый первый подход к анализу того, что делается в госкорпорациях, это самое безобидное, что можно было предложить для того, чтобы получить хоть какую-то информацию по поводу того, что у нас происходит с госкорпорациями. А дальше, конечно, нужно подключить к этому и вот таких прогрессивных и квалифицированных министров, которых мы наконец увидели в правительстве, для того чтобы они посмотрели комплексно и непредвзято на эту проблему, потому что госкорпорации - это то, что ни в право не укладывается, ни в экономике - это уже понятно - не дало нам никаких результатов. Здесь уже приводилась в пример "Роснано". "Роснано" 130 миллиардов рублей из бюджета были переданы несколько лет назад, в конце 2008 года. Что значит 130 миллиардов рублей? Это двухгодичное финансирование Российской академии наук, даже больше, чем на два года. Что мы имеем за два года от "Роснано", что? Много претензий к Российской академии наук, но там всё-таки выдаются научные продукты, идёт финансирование более четырёхсот институтов. Что сделало за два года, имея то же самое бюджетное финансирование, "Роснано"? Ничего. Поэтому толку экономического тоже нет никакого. С юридической точки зрения ущербная конструкция, с экономической точки зрения - никакого результата. Поэтому мы, наша фракция, безусловно поддержим законопроект господина Багарякова, а дальше, мы считаем, нужно внимательно разбираться и с юридической, и с экономической, и с социальной, и с коррупционной стороны с госкорпорациями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает депутат Багаряков на заключительном слове? Настаивает. Хотя все вроде поддержали его. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, так он будет спорить с Александром Петровичем. БАГАРЯКОВ А. В. Спасибо. Я очень кратко, Олег Викторович. Ну, во-первых, спасибо за содержательное обсуждение законопроекта. К великому сожалению, мы не услышали от наших оппонентов ни одного аргумента против того, что мы предлагаем: одни общие фразы, одни общие слова. К великому сожалению, содержательного обсуждения с оппонентами не получилось. Вот мы, три фракции, дискутировали сами с собой, а в итоге упёрлись в стену молчания и непонимания единственной фракции, которая как раз и примет решение против всего этого дела. Вот здесь коллеги уже говорили, а я хочу подчеркнуть: на чём основывался отказ комитета? Самое главное - на отзыве правительства, где они сослались на то, что Счётная палата имеет право контролировать и так далее. Так вот, я вам процитирую, как это фактически выглядит. Утверждается, что действующие механизмы контроля за деятельностью госкорпораций достаточны ввиду того, что Счётная палата может определять эффективность и целесообразность расходов госсредств и использования федеральной собственности. Но здесь уже говорили о том, что, как только деньги передаются в собственность корпораций, они перестают быть государственными и де-факто становятся собственностью корпораций. И кто, как не представитель комитета, должен об этом знать. Ну, наверное, не знает об этом представитель комитета. А ссылка на то, что Счётная палата имеет право контролировать... Она действительно, может быть, и имеет право контролировать, но лишь по своему усмотрению. На основании же закона сделать это крайне сложно. А теперь что касается цифр, которые мы уже приводили здесь. Только средства, выделенные в качестве имущественного взноса этим корпорациям, денежные средства, составили, я повторю ещё раз, 1 триллион 250 миллиардов рублей. На национальную оборону был выделен 1 триллион 200 миллиардов рублей, на сельское хозяйство - 112 миллиардов рублей. На образование, годовая сумма затрат на всё российское образование составила 400 миллиардов рублей. На дорожное хозяйство было выделено 300 миллиардов рублей - годовая программа, и пожарная безопасность - 4 миллиарда рублей. Сравнения, как говорится, яркие. Я обратился бы ещё к Гарри Владимировичу, представителю президента: может быть, всё-таки донести эту позицию до руководства страны? Суммы выделяются громадные, а контроля сегодня де-факто никакого. И то, что предлагаем мы, - это лишь только маленькая возможность, как правильно заметили многие, вскрыть те объёмы средств, которыми оперируют сегодня чиновники, которыми оперируют сотрудники госкорпорации. Я ещё хотел бы два слова сказать, раз уж говорили о "Роснано", хотел бы всё-таки вам напомнить, что там всё происходит без контроля. Было выделено 130 миллиардов рублей, потрачена лишь небольшая часть на уставные цели, а остальные деньги сотрудники корпорации пролоббировали. Законы, на основании которых госкорпорация стала квалифицированным участником фондового рынка Российской Федерации и на полном основании... Это мы с вами дали им такое право - 100 миллиардов рублей направить на фондовый рынок, для того чтобы спекулировать. Де-факто руководство корпорации будет отчитываться по окончании своей деятельности и скажет: "Неважно, что мы ни одного проекта с нанотехнологиями не изобрели, не продвинули ни одну идею, фактически наша корпорация является доходной". Но как возник доход? Много ума не надо, чтобы государственными деньгами играть на фондовом рынке, - ни ответственности, ни контроля, ничего. Вот что мы имеем. Я заканчиваю и в итоге всё-таки предлагаю всем подумать. Может быть, время ещё не пришло, но рано или поздно мы к этому вернёмся. Главное, чтобы не было поздно. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н. В. Герасимова ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Заключительное слово содокладчику не требуется, поэтому проект федерального закона "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выносится на "час голосования".