Заседание № 136

20.01.2010
Вопрос:

О проекте федерального закона № 215147-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3235 по 3987 из 6340
Уважаемые коллеги, как мы договаривались утром, мы сейчас рассматриваем пункт   
13 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные   
законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных    
налоговых условий для финансирования инновационной деятельности субъектами      
малого и среднего предпринимательства". Докладывает Николай Владимирович        
Левичев.                                                                        
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В., руководитель фракции "Справедливая Россия".                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, важным условием обеспечения устойчивого роста                
инновационной экономики является развитие малого и среднего инновационного      
предпринимательства. В развитых странах малые и средние предприятия находятся   
на острие научно-технического прогресса, на их базе крупные компании            
осуществляют апробацию инновационной продукции, после успешного освоения        
которой она поступает в серийное производство. Таким образом, малый и средний   
инновационный бизнес обеспечивает примерно половину всех крупнейших             
технологических нововведений.                                                   
                                                                                
В России же малые и средние предприятия недостаточно интегрированы в            
инновационную систему, как следствие, неразвита кооперационная сеть: наука и    
образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес.            
Инновационная активность малых и средних предприятий находится на крайне        
низком уровне. По экспертным оценкам, удельный вес инновационной продукции      
малых и средних предприятий в объёме отгруженной продукции составляет всего     
0,7 процента.                                                                   
                                                                                
Зарубежный опыт показывает, что непременным условием успешного развития         
малого инновационного предпринимательства является его государственная          
поддержка, включающая прежде всего предоставление налоговых льгот.              
                                                                                
Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование системы                
государственной поддержки малых и средних инновационных предприятий,            
предусмотренной Федеральным законом "О развитии малого и среднего               
предпринимательства в Российской Федерации" от 2007 года.                       
                                                                                
В предлагаемом законопроекте предусмотрены следующие льготы. Освобождение       
субъектов малого и среднего предпринимательства от уплаты налога на             
добавленную стоимость товаров, работ или услуг, основанных на использовании в   
собственном производстве изобретений, полезных моделей, промышленных            
образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов   
производства, или ноу-хау, реализуемых субъектами малого и среднего             
предпринимательства в пределах срока действия исключительных прав на            
указанные результаты интеллектуальной деятельности, но не более пяти лет.       
                                                                                
Также предусматривается освобождение от уплаты налога на прибыль субъектов      
малого и среднего предпринимательства в виде сумм доходов от реализации         
товаров, работ или услуг, полученных ими от использования изобретений,          
моделей, промышленных образцов и так далее в собственном производстве с даты    
начала их использования в пределах срока исключительных прав на указанные       
результаты интеллектуальной деятельности, но не более пяти лет. А также         
предлагается в составе доходов, не учитываемых в целях налогообложения          
налогом на прибыль, не учитывать суммы, направленные субъектами малого и        
среднего предпринимательства, осуществляющими научную или научно-техническую    
деятельность, непосредственно на проведение и развитие                          
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.                        
                                                                                
В предлагаемом законопроекте налоговые льготы стимулируют процесс внедрения     
результатов НИОКР в хозяйственную практику, производство и реализацию           
конечной инновационной продукции. Законопроект дополняет льготы,                
предусмотренные статьёй 149 Налогового кодекса Российской Федерации, создаёт    
условия для стимулирования инновационного процесса в целом.                     
                                                                                
Президент Российской Федерации, Председатель Правительства России               
неоднократно подчёркивали необходимость построения целостной инновационной      
системы, а не набора не связанных друг с другом элементов.                      
                                                                                
Предлагаемый законопроект не противоречит Налоговому кодексу Российской         
Федерации в части признания всеобщности и равенства налогообложения. Согласно   
статье 56 Налогового кодекса отдельным категориям налогоплательщиков            
предусмотрено предоставление льгот по налогам и сборам, включая возможность     
не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.              
                                                                                
Применение предложенного в законопроекте порядка налогообложения не усложнит    
учёт доходов и расходов при реализации товаров с применением результатов        
интеллектуальной деятельности, поскольку он касается только субъектов малого    
и среднего инновационного предпринимательства, осуществляющих производство      
товаров, работ и услуг на основе использования чётко определённых в части       
четвёртой Гражданского кодекса Российской Федерации результатов                 
интеллектуальной деятельности. Это позволит вести раздельный налоговый и        
бухгалтерский учёт по доходам и расходам от осуществления инновационной         
деятельности.                                                                   
                                                                                
Законопроект экономически эффективен. Годовой размер недополученных налоговых   
доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составит 71,2           
миллиона рублей в ценах 2009 года, в том числе в федеральный бюджет - 65,4      
миллиона рублей, а выпадающие доходы субъектов Российской Федерации по налогу   
на прибыль организаций в размере 5,8 миллиона рублей могут быть                 
компенсированы за счёт субвенций из федерального бюджета. Прирост доходной      
части федерального бюджета в виде дополнительных налоговых платежей в           
результате увеличения объёма выпуска инновационной продукции уже через год,     
по нашим оценкам, может составить около 500 миллионов рублей.                   
                                                                                
Кроме того, налоговые льготы наступают не сразу после принятия закона, а        
только после того, как малые и средние предприятия освоят результаты            
интеллектуальной деятельности и наладят промышленное производство               
инновационной продукции.                                                        
                                                                                
Принятие законопроекта позволит создать эффективную систему государственной     
поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что будет            
способствовать росту их инновационной активности, увеличению экспорта от        
реализации высокотехнологичной продукции, повышению доли России на мировом      
рынке наукоёмкой продукции, определённой в концепции долгосрочного развития     
России на период до 2020 года в 5-10 процентов, сейчас, напомню, она равна      
всего 0,3 процента, а также созданию новых рабочих мест, снижению социальной    
напряжённости в обществе.                                                       
                                                                                
Хочу также обратить ваше внимание, что указанный законопроект приобретает       
значимость в связи со вступлением в силу Федерального закона от 2 августа       
2009 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской     
Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными           
учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения             
(внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", для принятия которого   
мы с вами собирались на специальное заседание.                                  
                                                                                
Отмечу, что на необходимость установления налоговых льгот для субъектов         
малого и среднего инновационного предпринимательства указал в Послании          
Федеральному Собранию и в поручениях по его реализации Президент Российской     
Федерации Дмитрий Медведев 12-го и соответственно 15 ноября. Поэтому            
удивительно то, что комитет по бюджету 16 ноября, буквально на следующий день   
после дачи президентом соответствующих поручений, подтвердил отрицательное      
заключение Правительства Российской Федерации, данное намного раньше, где,      
процитирую, отметил, что "предоставление дополнительных налоговых льгот         
субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим инновационную   
деятельность, представляется преждевременным".                                  
                                                                                
В заключение хочу отметить, что Комитет Государственной Думы по науке и         
наукоёмким технологиям, как соисполнитель, поддержал законопроект и             
рекомендовал Государственной Думе принять его в первом чтении. Предложения и    
замечания, высказанные в ходе обсуждения проекта закона, могут быть учтены      
при подготовке законопроекта ко второму чтению.                                 
                                                                                
Отмечу, что положительные отзывы на законопроект были получены и от             
Минобрнауки, и от Минэкономразвития. А отрицательное заключение правительства   
базировалось на справке, которую готовил (догадайтесь с трёх раз) финансовый    
блок правительства.                                                             
                                                                                
Поэтому я прошу депутатов Государственной Думы поддержать указанный             
законопроект в первом чтении как вносящий важный вклад в формирование           
законодательной базы для обеспечения перехода российской экономики на           
инновационный путь развития.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад от комитета сделает Максимова Надежда Сергеевна. Пожалуйста.           
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по бюджету и налогам очень внимательно рассмотрел    
предложения, которые внесли авторы - депутаты Государственной Думы. Я не буду   
повторять, о чём идёт речь, потому что те изменения, которые предлагаются       
авторами, были очень подробно уважаемым Николаем Владимировичем изложены        
здесь, и аргументы в пользу их принятия также были изложены. Но я хочу          
сказать, что комитет, подробно рассмотрев эти предложения, всё-таки принял      
решение о том, что принимать на данном этапе их нецелесообразно (повторяю: на   
данном этапе), поскольку в последнее время принят, закреплён в налоговом        
законодательстве целый ряд мер, которые направлены именно на поддержку          
инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, в том числе малого и   
среднего бизнеса.                                                               
                                                                                
Коротко остановлюсь на том, что было принято конкретно. Обратите внимание,      
статьёй 149 Налогового кодекса уже предусмотрено, что не подлежит               
налогообложению реализация исключительных прав на изобретения, полезные         
модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин,   
базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства             
(ноу-хау), прав на использование указанных результатов интеллектуальной         
деятельности на основании лицензионного договора, то есть на все                
поименованные в законопроекте направления. Это первое.                          
                                                                                
Второе. С 1 января 2009 года налогоплательщикам при определении налоговой       
базы по налогу на прибыль предоставляется право включать в состав расходов      
отчётного (налогового) периода до 30 процентов расходов от первоначальной       
стоимости основных средств и до 30 процентов расходов, которые они несут в      
случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического     
перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Плюс к этому с 1         
января 2009 года также статьёй 262 кодекса введена норма, по которой            
налогоплательщики расходы на научные исследования, опытно-конструкторские       
разработки, в том числе и те, которые не дали положительного результата,        
относят в состав прочих расходов с коэффициентом 1,5.                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, все эти налоговые льготы действовали с января 2009 года.     
Пока результатов анализа мы не имеем. Это естественно, проверки Счётной         
палатой ещё только будут производиться. Мы надеемся, что в скором времени мы    
получим эти результаты и сможем оценить эффективность вот этих налоговых        
льгот, которые в значительной мере уже были приняты налоговым                   
законодательством. Поэтому мы, комитет, считаем, что предоставление             
дополнительных налоговых льгот сейчас пока преждевременно: надо оценить то,     
что мы уже им предоставили.                                                     
                                                                                
Кроме того, если говорить конкретно не о льготах, а о других направлениях, то   
надо отметить, что те налогоплательщики, которые занимаются вот этими видами    
деятельности и относятся к малому бизнесу, могут воспользоваться правом         
перейти на уплату налогов по упрощённой системе. А это значит, что они уже      
эти налоги - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, до 2010 года     
единый социальный налог, налог на имущество юридических лиц - уплачивать не     
будут. А если это индивидуальный предприниматель, то он не уплачивает и налог   
на доходы физических лиц, и налог на имущество физических лиц.                  
                                                                                
Третье. Комитет считает, и нас поддержало налоговое экспертное сообщество,      
что введение вот этих дополнительных льгот приведёт к усложнению                
администрирования и налога на добавленную стоимость, и налога на прибыль,       
поскольку - Николай Владимирович об этом говорил - придётся вести раздельный    
учёт по одному и тому же виду деятельности с применением инноваций и без        
применения инноваций. Мы с вами всё время стремимся к тому, чтобы сократить     
для малого бизнеса именно эти позиции бухгалтерского учёта, а здесь мы им       
предлагаем вести раздельный учёт, то есть затраты, расходы на это у них         
увеличатся, и надо будет держать специально, дополнительно специалистов,        
чтобы вести этот учёт.                                                          
                                                                                
Кроме того, хочу обратить ваше внимание на то, как здесь уже говорилось, что    
для региональных бюджетов расчёты сделаны, там будут определённые выпадающие    
доходы, но компенсация не предложена, в законе на 2010 год она не заложена. А   
на самом деле для нас с вами очень важно, чтобы региональные бюджеты в 2010     
году... Налог на прибыль, вы знаете, в основном поступает именно в              
региональные бюджеты, поэтому важно, чтобы этот налог формировал доходы         
региональных бюджетов. Тем более, что мы с вами приняли такое решение,          
правительство внесло, а мы узаконили решение о том, что целый ряд социально     
значимых полномочий передаётся с 2010 года на финансирование именно в регионы   
и муниципальные образования. И очень важно, чтобы не было вот этих              
дополнительных выпадающих, невозмещаемых доходов, для того чтобы эти            
полномочия можно было реализовать.                                              
                                                                                
Не случайно это закон совместного ведения. Мы получили от регионов шестьдесят   
пять отзывов, из них сорок восемь (74 процента) дали отрицательные              
заключения, причём именно те, у которых доля доходов от малого бизнеса          
достигает 10 процентов. Те, у кого 0,1 процента, дали положительное             
заключение, им всё равно, потому что они с этим не работают.                    
                                                                                
Исходя из всех этих аргументов Комитет по бюджету и налогам предлагает          
Государственной Думе отклонить этот законопроект, по крайней мере, на           
настоящий момент.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы: Рохмистров,       
Дмитриева, Зубов. Всё, да? Пожалуйста, Рохмистров.                              
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Вопрос о том, как соотносится позиция комитета с общей         
установкой на инновационную деятельность и поддержку малого и среднего          
бизнеса. Вот то, о чём вы говорили, - вопросы усложнения администрирования,     
выпадающие доходы... Понимаете, у нас все социальные законопроекты - это всё    
выпадающие доходы, и я понимаю, почему субъекты против: у них забрали           
акцизную составляющую бюджетов. Тем не менее на сегодняшний день не считаете    
ли вы, что этот законопроект в первом чтении можно было бы и поддержать, а во   
втором чтении посмотреть, какие моменты можно исправить? А если спрашивать у    
налоговой службы, что принимать, а что не принимать, то мы так никогда ничего   
не примем.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет, правда, уже высказал свою позицию. Ну,           
пожалуйста, Надежда Сергеевна.                                                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Я позицию комитета уже высказала по этому поводу и ещё раз      
повторяю, что практически по всем этим направлениям у нас уже налоговые         
льготы приняты.                                                                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте подумаем: у нас есть система двойного                
налогообложения, от которой мы всё время пытаемся уйти как законодатели -       
принимаем законы, для того чтобы не создавать такого положения, при котором     
осуществлялось бы двойное налогообложение. Здесь практически идёт двойное,      
так сказать, налогонеобложение. Смотрите, мы производителя, который эти         
новации создаёт и защищает свои права, освободили от уплаты всех налогов дали   
ему все налоговые преференции, а теперь мы, второй раз, освобождаем тех, кто    
эти новации применяет. А для чего они разрабатываются? Наверное, для того       
чтобы улучшать качество продукции, выпускаемых товаров и услуг, для того        
чтобы объёмы реализации увеличились, для того чтобы доходы увеличились, в       
конце концов, иначе общество потеряет интерес к этим новациям и тогда это       
результата не будет иметь. За счёт чего мы с вами тогда, не имея этих           
дополнительных доходов, будем выполнять дополнительные социальные               
обязательства, за счёт каких бюджетных средств мы будем программу               
модернизации промышленности осуществлять? У нас их просто не будет. Смысл       
теряется.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Дмитриева.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "Справедливая Россия".                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
У меня вопрос и к Надежде Сергеевне, и к автору законопроекта - Николаю         
Владимировичу. Скажите, пожалуйста, всё-таки те нормы, которые были приняты в   
2007 и 2008 годах, поглощают те налоговые новации, которые содержатся в         
данном законопроекте, или не поглощают?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Я своё мнение по этому поводу высказала. Получается, что эти    
льготные налоговые условия распространяются на тех производителей, которые      
применяют в своей хозяйственной деятельности эти новации, с моей же точки       
зрения, - я уже об этом сказала - общество должно воспользоваться               
результатами этих новаций, а преференции тем, кто эти новации создаёт, у нас    
законами уже предусмотрены.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Левичев, пожалуйста.                                      
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В. Спасибо.                                                          
                                                                                
На прямо поставленный вопрос прямо отвечаю: нет, не поглощают.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов, пожалуйста.                                        
                                                                                
ЗУБОВ В. М. У меня вопрос к Надежде Сергеевне. Да, действительно, от налогов    
у нас освобождаются те, кто производит, так скажем, предпосылки для создания    
высокотехнологичной продукции. Но сейчас разговор идёт об освобождении, о       
льготах для тех, кто производит продукцию на основе этих предпосылок. Хорошо,   
на этом этапе не надо принимать данный закон. Скажите, пожалуйста, когда он     
наступит, тот этап, когда мы начнём поощрять высокотехнологичный сектор в       
стране?                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. На первом этапе мы с вами должны посмотреть, как работают те    
налоговые льготы, которые начали действовать с 1 января 2009 года. И если мы    
увидим, что есть результат, есть эффект от них, тогда можно будет дальше,       
следующим этапом, приступить уже к решению вопроса о предоставлении             
дополнительных налоговых льгот. Но я хочу обратить ваше внимание, Валерий       
Михайлович, на один момент (вы это прекрасно знаете, как бывший губернатор):    
как только предприятия малого бизнеса начинали получать нормальную прибыль и    
истекали пять лет, в течение которых предоставлялись эти налоговые льготы,      
они прекращали своё существование - это ни для кого не секрет - и переставали   
вообще платить, то есть они в течение пяти лет не платили и по истечении пяти   
лет государство и налогоплательщики тоже ничего от них не получали. Мы не       
хотим повторения этой схемы.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Надежда Сергеевна.                                              
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть: Рохмистров, Дмитриева, Гончар. Пожалуйста,    
Рохмистров.                                                                     
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Уважаемые депутаты, надо ли принимать в сегодняшних условиях   
настоящий законопроект? Комитет и правительство приводят достаточно             
аргументов, чтобы не принимать. С другой стороны, авторы законопроекта,         
спрашивая, надо ли поддерживать предприятие, которое занимается производством   
высокотехнологичной продукции, отвечают: надо. И вот мы с вами сталкиваемся с   
двумя "не надо" и с огромным количеством людей, которые занимаются              
производством этой продукции либо хотели бы заниматься, и они говорят "надо".   
Ну, можно было бы тянуть со всеми этими мерами по поддержке и так далее         
бесконечно долго, если бы сохранилась та ситуация, которая была до кризиса,     
когда денег было много, - мы тогда считали, что можно тянуть: мы и так деньги   
дадим. Сегодня у нас на самом высоком уровне поднимается вопрос о               
необходимости модернизации экономики. Ну, что греха таить, все знают, что у     
нас самое энергозатратное производство, у нас одно из самых неконкурентных      
производств, у нас большая часть производственных мощностей в стране            
устарела, и страна достаточно, ну, нелицеприятно выглядит в части               
конкурентоспособности на международном экономическом рынке. Поэтому,            
наверное, всё-таки надо - и об этом с высоких трибун говорят все, - другое      
дело, в каком виде. Если не нравится технология, которая предложена авторами    
законопроекта, наверное, это можно поправить ко второму чтению. Или             
правительство могло бы нам предложить наконец изменить администрирование,       
скорректировать те принципы администрирования, которые у нас есть в Налоговом   
кодексе, потому что у нас самое сложноадминистрируемое налоговое                
законодательство в мире. Только у нас можно задним числом за три года           
насчитать недоимку по всем позициям. И особенно красивая форма - это налог на   
добавленную стоимость, когда производитель той или иной продукции несёт         
ответственность не только за себя в части уплаты налога на добавленную          
стоимость, но ему можно насчитать неуплаченный налог на добавленную стоимость   
его поставщиков, поставщиков его поставщиков и так далее, то есть, так          
сказать, до третьего колена у нас предприятие должно отвечать за неуплату       
налогов. А зачем нам тогда налоговая служба, зачем нам милиция? За что они      
деньги получают, если они раз в три года пришли и насчитали предприятию,        
наказали его за то, что его поставщики или поставщики его поставщиков не        
заплатили налог на добавленную стоимость? У нас это нормальная практика. И      
если вы посмотрите, то поймёте, что именно поэтому у нас инициатором            
банкротства 80 процентов всех предприятий выступает Федеральная налоговая       
служба. 70 процентов налоговой службы у нас занимается взысканием налога на     
добавленную стоимость. Проверки длятся годами, и никакие наши с вами            
законопроекты об ограничении количества проверок, которые мы принимаем, на      
налоговую службу не распространяются. У нас годами могут сидеть инспекторы -    
вызывать на допросы за 160, за 200 километров, по каждой проверке проводить     
перепроверку, потом ещё раз перепроверку. И самое интересное, что, даже если    
предприятие подало в суд за неправомерное начисление налогов, налоговая         
служба инкассо снимает эти деньги, тем самым убивая те предприятия, которые     
сегодня хоть как-то сводят концы с концами. Какая же тут инновационная          
деятельность?! У нас предприятия и без инновационной деятельности выжить не     
могут. А если мы говорим, что у нас, например, лизинговые платежи, то они       
тоже идут за счёт прибыли, их нельзя зачислить в затратную часть. Примером      
здесь служит то, что налоговая служба в ряде регионов... Возьмём, например,     
Тульскую область, где она обанкротила единственную в Тульской области           
транспортную компанию, которая занималась пассажирскими перевозками в рамках    
региона на больших автобусах. Выжили только те товарищи, которые по-русски      
говорить не умеют и которые на "Газелях" ездят. "Газель" дешёвая, а большой     
автобус дорогой. Вот компания брала их в лизинг, ей задолженность насчитали     
за три года и обанкротили предприятие. И таких примеров, когда налоговая        
предприятие банкротит, особенно производителей какой-либо продукции, огромное   
количество.                                                                     
                                                                                
Поэтому если бы нам комитет сказал, что мы улучшаем в целом                     
администрирование, уменьшаем налоговую нагрузку... Нам здесь, в                 
Государственной Думе, министр экономического развития, выступая с отчётом,      
обещала, что мы будем уменьшать налоговую нагрузку на реальный сектор           
экономики. Но вот выходит законопроект, в котором говорится: давайте, ну,       
если не всем уменьшим, то хотя бы тем малым и средним предприятиям, кто         
производит современное оборудование, то есть даже не всем предприятиям, а       
только малым и средним, - и мы говорим, что нецелесообразно.                    
                                                                                
Давайте посмотрим, как у нас заработает то, что мы с вами год назад приняли.    
У нас показатели, как это всё работает, как работает налоговая служба, уже      
есть. Более 50 процентов в среднем по стране начисленных налогов признаются     
неправомерно начисленными судами уже первой и второй инстанций.                 
                                                                                
Тяжело собирать такую информацию, потому что не принимаются протокольные        
поручения по этому вопросу. На запрос, который я, как депутат, направил в       
Министерство финансов четыре месяца назад, ответ я не получил. Ну что здесь     
делать?                                                                         
                                                                                
Я считаю, что надо поддерживать этот законопроект, а во втором чтении, если     
есть какие-то вопросы, на которые ссылался здесь представитель комитета,        
можно над ними поработать, но если мы будем ждать, как у нас что-то             
заработает... Я могу сказать, как заработает. Я сегодня утром уже сказал, что   
за первые две недели - семнадцать с половиной тысяч безработных. Так как        
налогооблагаемая база в рамках кризиса схлопнулась, а налоговой инспекции       
надо собирать деньги, то они сейчас так насобирают деньги, что у нас            
безработица к концу года будет такая, что, наверное, мало не покажется          
никому, потому что рост безработицы напрямую зависит от того, как у нас         
общаются фискальные органы с нашими предприятиями и какую поддержку             
государство этим предприятиям оказывает.                                        
                                                                                
Поэтому, я считаю, всё, что в части поддержки можно принять по снижению         
налогового бремени, принесёт нашей стране пользу. Вспомните, как было, когда    
мы с прогрессивной шкалы налогообложения переходили на плоскую шкалу: вроде     
бы уменьшили налоговое бремя на физических лиц в разы, а собираемость налогов   
и общее поступление в бюджет в те же разы и возросло.                           
                                                                                
Дайте сегодня возможность людям начать работать, дайте им право платить         
цивилизованные налоги, по прозрачной схеме, чтобы не мог прийти к нему дядя     
из налоговой и насчитать, что он должен ему больше, чем он заработал за всю     
свою жизнь вместе со всеми своими родственниками, а такие случаи частенько      
бывают. И тогда заработает экономика, и инновации будут, и поступления в        
бюджет возрастут.                                                               
                                                                                
Нельзя загонять в угол наш бизнес и снимать с него последние штаны. И так       
каждому владельцу или работнику малого предприятия, которое просуществовало в   
нашей стране больше двух-трёх лет, орден надо давать.                           
                                                                                
Мы всё стараемся как-то подождать, пока что-то у нас заработает. Ничего у нас   
не заработает, помрут скоро все предприятия. Поэтому фракция поддерживает       
законопроект. Что касается тех ссылок, которые были сделаны комитетом, и        
отзыва правительства, считаю, что можно было бы доработать законопроект ко      
второму чтению. Нужно продолжить работу, чтобы действительно снижать налоги     
нашим предприятиям и сделать их более прозрачными и более понятными всем, и     
бизнесу тоже.                                                                   
                                                                                
Призываю депутатов поддержать настоящий законопроект в первом чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Асеев.                               
                                                                                
АСЕЕВ В. М. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! У нас 5-м вопросом    
стоит законопроект "Об обращении с радиоактивными отходами", он на 13 часов     
был поставлен, и представители правительства находятся в зале. Неудобно будет   
их задерживать, рассматривать ещё после перерыва. Я думаю, что надо             
рассмотреть этот проект без перерыва и сохранить двухчасовой перерыв.           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть ваше предложение - закончить рассмотрение         
вопроса, которое сейчас идёт, потом рассмотреть 5-й вопрос, а затем объявить    
двухчасовой перерыв?                                                            
                                                                                
Возражает Рохмистров, у него другое предложение.                                
                                                                                
РОХМИСТРОВ М. С. Во-первых, я считаю, что так делать нельзя, потому что         
совсем недавно был прецедент, когда меня, когда я уже начал говорить,           
посередине выступления прервали и перенесли это даже не на после перерыва -     
вопрос рассматривался в пять часов. То есть я три минуты говорил до перерыва,   
мне выключили микрофон, и потом я в четыре или в пять часов продолжил своё      
выступление, начатое до перерыва. Но чем лучше депутатов Государственной Думы   
те люди, которые пришли со своим законопроектом? Я считаю, что надо             
однообразно подходить ко всем.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, конечно, но вам грех жаловаться, Максим               
Станиславович, вы рекордсмен по части времени, которое вы выступаете в          
Государственной Думе. Вы уже даже побили рекорды Владимира Вольфовича.          
                                                                                
Ставлю на голосование предложение депутата Асеева продлить работу до            
завершения рассмотрения данного вопроса и 5-го вопроса.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 54 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              315 чел.70,0%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    318 чел.                                          
Не голосовало                 132 чел.29,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Продолжаем работу.                                                              
                                                                                
Депутат Дмитриева, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, судя по тому шуму, который стоял, когда      
докладывался законопроект по налоговому стимулированию инновационной            
деятельности для малых и средних предприятий, по тому шуму, который стоит       
сейчас, и судя по заключениям Правительства Российской Федерации и комитета     
по бюджету, все вопросы об инновациях - это так, это, что называется, для       
галочки. Сейчас все повторяют: инновации, инновации, инновации, и вроде         
что-то принимается, но принимается так, чтобы это не дало никакого реального    
результата и не дало инновационной сфере никаких реальных денег. Это            
называется профанацией.                                                         
                                                                                
Теперь я хочу сказать несколько слов о предыстории данного законопроекта и      
тех законопроектов, на которые ссылалась Надежда Сергеевна. Дело в том, что     
представители нашей фракции в том созыве, те, которые потом вошли во фракцию    
"Справедливая Россия", внесли пакет по стимулированию инновационной             
деятельности из пятнадцати законопроектов, и общая сумма налоговых льгот была   
около 30 миллиардов рублей. Его правительство мариновало где-то около года:     
не давало заключения, потом переписало от себя и оставило от него рожки да      
ножки, и вот эти рожки и ножки были приняты и вступили в силу с 1 января 2008   
года. Самые непринципиальные и самые незатратные позиции были выбраны из        
нашего законопроекта. Но если стимулирование инноваций делается не для          
профанации, а для того, чтобы дать реальный результат, - а всё развитие нашей   
экономики идёт к тому, что мы становимся всё более и более сырьевыми и          
секторы инноваций всё более и более сжимаются, - значит, что все наши усилия    
должны быть направлены на то, чтобы переломить эту порочную тенденцию. Я        
надеюсь, что всё-таки в этом зале есть люди, которые хотя бы физику изучали в   
школьном объёме и знают, что для того, чтобы преодолеть трение покоя, нужна     
критическая сила, чтобы взять и перевернуть ситуацию. Если этой критической     
силы нет, если нет этого критического объёма налоговых мер, бюджетных мер, то   
ситуация не изменится.                                                          
                                                                                
Теперь что касается результатов от тех новаций, которые вступили в силу,        
Надежда Сергеевна, не с 1 января 2009 года, а с 1 января 2008 года по закону.   
А результатов никаких нет, их не нужно смотреть, потому что меры ничтожные,     
непринципиальные и никакого эффекта дать не могли, потому что опять же, как я   
говорила, должна быть критическая сила. Поэтому изучать тут нечего, нужно       
принимать принципиальные дополнительные меры, какие только можно найти, по      
налоговому стимулированию инновационной деятельности.                           
                                                                                
Далее. Здесь несколько расширяются те меры, которые уже приняты. Да,            
действительно, налоговое стимулирование направлено по НДС на те предприятия,    
которые будут реализовывать и внедрять знания, то есть те предприятия,          
которые будут создавать на основе достижений, открытий, ноу-хау, топологии      
интегральных схем и всего остального новый, инновационный продукт. И что        
комитет и правительство говорят? Что этого делать не надо. То есть мы все       
думаем, как нам стимулировать создание инновационного продукта, и вот нашли     
какой-то элемент в налоговом стимулировании, а комитет и правительство          
говорят, что этого не нужно делать, не нужно это стимулировать, что и так       
будет спрос. Вот я обращаюсь... Депутат фракции КПРФ нобелевский лауреат        
Жорес Иванович Алфёров, наверное, один из лучших специалистов в этой области,   
всё время повторяет: самая большая беда в том, что нет спроса на научный        
продукт. Но автоматически этот спрос не появится, значит, нужно его всеми       
силами стимулировать. И вот предлагается мера налогового стимулирования         
спроса на инновационный продукт, стимулирования тех предприятий, которые        
используют знания, которые осуществляют их коммерциализацию, - нет, пишет       
правительство, повторяет комитет, этого делать не надо.                         
                                                                                
Следующая норма, тоже мельчайшая, предусматривает... Если предприятия малого    
и среднего бизнеса уплачивают НДС и налог на прибыль, значит, они не на         
упрощённой системе налогообложения, значит, они на общих налоговых режимах.     
Им предлагается относить на расходы... не рассматриваются в целях               
налогообложения все те расходы, которые они осуществляют для развития научной   
и опытно-конструкторской деятельности. Другим словами, все капитальные          
вложения, которые они произведут, они могут отнести на расходы. А 30            
процентов - то, что было принято для всех, в том числе и для малого             
предприятия, - это очень мало, потому что если маленькое предприятие            
осуществляет вложения, то они для него принципиальные. Для большого, крупного   
предприятия 30 процентов для отнесения на расходы - это норма, улучшающая его   
ситуацию, для малого - принципиально всё отнести на расходы. Но это не          
принимается, хотя это делается тоже только для очень узкого круга малых         
предприятий, только тех, которые используют результаты научных исследований     
для производства принципиально новых видов продукции. Но и это нельзя, то       
есть всё, что каким-то образом расширяет спрос на инновации, которого вообще    
нет, он на нуле стоит... Нет, всего этого не нужно делать, потому что мы        
якобы что-то уже приняли и уже есть результаты, хотя они имеют такой            
микроскопический характер, что никакого результата нет.                         
                                                                                
А теперь переходим к самому интересному. Оказывается, принимать закон нельзя,   
потому что выпадающие доходы большие. Какие же выпадающие доходы по этому       
законопроекту? 70 миллионов рублей. Мы принимали здесь разные решения - и       
налоговые, и инновационные, очень много обсуждали деятельность корпорации       
"Роснано", которой дали 130 миллиардов рублей якобы на инновации. Так вот       
сейчас для развития малого инновационного бизнеса в общем сегменте просится     
пять десятитысячных от того, что мы дали Чубайсу, и от вот этих денег           
результата нет, их он, кстати, в казну не вернул. Так вот, пожалуйста,          
возьмите пять десятитысячных от тех денег, что были даны господину Чубайсу,     
от которых эффекта никакого нет, и это покроет эти микроскопические             
выпадающие доходы, которые вообще в бюджетной практике... Надежда Сергеевна -   
опытный бюджетник, и она понимает, что это даже не ловится, потому что это      
там какой-то пятый, шестой знак после запятой. Так что это, в общем, вещь       
абсолютно непринципиальная.                                                     
                                                                                
И в заключение я хочу сказать, что задача, которая поставлена в президентском   
послании по инновационному прорыву и переходу экономики на инновационные        
рельсы, очень сложная, но она при этом очень легко профанируется, то есть для   
профанации тут огромные возможности. И будет очень больно, если все эти         
задачи потом окажутся просто словами - профанацией, то есть тем, что будет      
принято для галочки, для отчёта. А для того, чтобы был результат, здесь нужно   
будет предпринять очень много усилий для создания этой критической массы, и     
данный законопроект - это ещё один шажок в продвижении к созданию этой          
критической массы, очень дешёвой и узконаправленной. Поэтому я предлагаю        
проголосовать за данный законопроект.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гончар, пожалуйста.                               
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Олег Викторович! Предположить, что вот этой        
микроскопической суммой - 70 миллионов - мы обеспечим инновационный прорыв,     
по меньшей мере наивно. И если есть люди, которые верят, что можно потратить    
70 миллионов рублей и куда-то прорваться... Это первое.                         
                                                                                
Теперь второе. У нас очень много времени и политического внимания уделяется     
лозунгу о поддержке малого предпринимательства, но я не верю в то, что          
реальный технологический прорыв в нашей стране можно обеспечить за счёт         
малого бизнеса. Я знаю, чем реально занимается малый бизнес в нашей стране:     
очень важное, очень нужное дело в сфере торговли, общественного питания, но,    
к сожалению, (к сожалению!), новые технологии в этой сфере пока не              
производятся.                                                                   
                                                                                
Что нас настораживает? Во-первых, мы не знаем, чем обернутся те меры, которые   
мы в начале прошлого года приняли, и нам хотелось бы понять, каков результат.   
Во-вторых, мы очень хорошо помним так называемые дыры и схемы, через которые,   
функционируя в режиме малого предпринимательства, утекали миллиарды бюджетных   
рублей. Миллиарды бюджетных рублей! И я помню господина Грефа на этой           
трибуне, когда его коллеги спрашивали: "А не пропадёт ли НДС на таможне?" Он    
таки и пропал. И коллега Шаталов здесь сидел и говорил: "Нельзя этого           
делать". Нет, сделали. Благими пожеланиями в очередной раз устлали дорогу в     
экономический ад.                                                               
                                                                                
Данный законопроект на уровне лозунгов чудесен, но предположить, что эти        
лозунги можно хоть в какой-то мере реализовать за 70 миллионов рублей...        
Честное слово (Оксана Генриховна была абсолютно права и убедительна), это       
невозможно сделать. Можно отпиариться, можно сказать, что стоило только         
президенту в очередной раз сказать - а мы уже... Но ничего этого не будет.      
Вот давайте спокойно проанализируем, давайте посмотрим, к чему какие меры       
приведут, и тогда мы обязательно вернёмся к этому разговору. Я ещё раз          
повторяю: идея поддержки малого и среднего предпринимательства очень хороша,    
но в любом случае, если мы будем концентрировать направление главного удара     
на 70 миллионах рублей, это, честное слово, несерьёзно. Я вовсе не склонен      
популяризировать идеи индустриализации, но в то же время не склонен их          
огульно отвергать. В нашей истории есть то, к чему мы должны обратиться.        
Задачу решать нужно, но не путём лозунгов в красном уголке. Поэтому мы,         
естественно, будем работать над этой проблемой, но данный законопроект...       
Речь ведь идёт не об абстрактной идее, а о конкретном тексте, а этот текст      
работать не будет, если он станет законом. Я уже не говорю о том, что его       
практически в реальной плоскости нельзя будет применить, а вот запутать         
ситуацию до предела, удвоив все формы отчётности, - это мы можем сделать.       
                                                                                
Мы не будем голосовать за это, мы относимся к поставленной задаче второй        
индустриализации, технологического прорыва, очень серьёзно и поэтому            
действительно профанацией заниматься не будем. Мы будем голосовать против.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Николай Владимирович Левичев,                 
заключительное слово.                                                           
                                                                                
ЛЕВИЧЕВ Н. В. Уважаемые коллеги, прежде всего я хотел бы обратить ваше          
внимание на то, что докладчиком по этому законопроекту я стал волею судеб,      
поскольку моя фамилия начинается на букву "л", а фамилии уважаемых              
председателей Комитета Государственной Думы по науке и наукоёмким технологиям   
академика Черешнева и Комитета Совета Федерации по образованию и науке          
господина Чеченова начинаются на букву "ч". Я не хотел бы придавать какого-то   
политического окраса этому законопроекту, но ход обсуждения и особенно          
высказывания последнего выступавшего, уважаемого Николая Николаевича,           
вынуждают меня всё-таки поговорить немножко о политической близорукости.        
                                                                                
Посмотрите, что получается. Мы говорим о модернизационном прорыве, мы говорим   
о глобальных системных изменениях и хотим ничего не менять. Так не бывает.      
Посмотрите, мы действуем... По сути, в законодательном процессе задействованы   
управленческие структуры. На примере этого законопроекта можно чётко            
проследить, что это фактически итальянская забастовка. Посмотрите, можно        
сличить по датам: законопроект был внесён в июне прошлого года, 12-го -         
выступление президента, где он прямо говорит о необходимости налоговых льгот    
для инновационной экономики, 15-го президент даёт соответствующее поручение,    
а 16-го комитет по бюджету как будто ничего этого и не слышал.                  
                                                                                
Вы знаете, если мы хотим, чтобы у нас вопросы инновационной экономики,          
перехода к обществу знания решались, мы должны доверять академикам, а не        
бухгалтерам. Почему-то в Соединённых Штатах Америки поступают именно так, а у   
нас всё диктует бухгалтер. На самом деле ведь все вы прекрасно понимаете, что   
вот эти конкретные слова на компьютере набирал рядовой сотрудник                
соответствующего департамента Министерства финансов.                            
                                                                                
Я приведу только один пример. Как-то у нас на заседании комитета по науке в     
присутствии двух вице-президентов академии наук обсуждались проблемы            
бюджетного финансирования науки. Приводились примеры, что в цивилизованных      
странах на науку тратится около 4 процентов ВВП. На что представительница       
департамента Минфина сказала следующую фразу, в которой, мне кажется, как в     
зеркале, ключ к решению этой проблемы. Она сказала: "Вот когда мы станем        
цивилизованной страной, тогда мы и будем вам давать деньги на науку".           
                                                                                
Поэтому я предлагаю от этой ментальности отступить. И посмотрите, что сейчас    
получится: я не знаю, как проголосует фракция КПРФ, они не заявили, но по       
крайней мере две фракции заявили, что они поддержат этот законопроект, и если   
он сейчас будет отклонён, то это произойдёт руками фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ",     
при том, что в авторах законопроекта половина - это члены этой партии.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Сергеевна Максимова, пожалуйста.                  
                                                                                
МАКСИМОВА Н. С. Спасибо, Олег Викторович.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, я просто для чистоты отношений хочу сказать, что за          
последнее время действительно было принято очень много новелл в                 
законодательство и налоговое, и бюджетное, которые помогали поставить на ноги   
малый и средний бизнес. В частности, вы помните, что спецрежимы были            
установлены налоговым законодательством, где ставка 6 процентов всего, что мы   
по упрощённой системе налогообложения приняли норму, при которой ставка может   
быть снижена с 15 процентов до 5 процентов, что мы в 2009 году 30 миллиардов    
рублей предусматривали на поддержку малого бизнеса - через кредитные ресурсы,   
через процентную ставку. Эти все суммы значительно превышают те, о которых      
сегодня говорим, рассматривая законопроект, предложенный вашему вниманию.       
                                                                                
Действительно, Оксана Генриховна, выступая, много раз говорила о профанации,    
о профанации тех мер, которые принимаются законодателями. На самом деле, на     
наш взгляд, - я думаю, что вы все поддерживаете, коллеги, эту позицию, - все    
меры, которые были приняты, они существеннее тех, которые сегодня               
предлагаются. И как раз вот это профанация, когда Николай Владимирович          
называл 5,8 миллиона рублей, Оксана Генриховна называла 70 миллионов рублей,    
когда мы говорим о том, что эти позиции могут решить проблему. Далеко не так.   
И те налоговые льготы, которые были приняты... Кстати говоря, только статья     
149, Оксана Генриховна, действует с 1 января 2008 года, все остальные новеллы   
- с 1 января 2009 года, поэтому не случайно я сказала, что пока ещё подробной   
аналитики о том, как они сработали, у нас на сегодня нет. Мы будем над этим     
работать.                                                                       
                                                                                
На мой взгляд, сегодня, говоря о поддержке инноваций, о поддержке инвестиций,   
о поддержке малого бизнеса, надо будет принимать другие решения, более          
существенные, оказывать более существенную поддержку, если мы хотим иметь       
действительно отдачу соответствующую. На сегодня этот законопроект - это лишь   
маленькая-маленькая толика, которая неизвестно ещё какой результат может        
дать, и неизвестно, будет ли она использована, эта норма.                       
                                                                                
Я предложение комитета о том, что на сегодня такой законопроект не должен       
быть принят, ещё раз подтверждаю от имени комитета.                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в      
части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования           
инновационной деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 13 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              129 чел.28,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    130 чел.                                          
Не голосовало                 320 чел.71,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.