Заседание № 232
09.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 215078-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (уточнение редакции отдельных статей закона, касающихся деятельности адвокатских палат).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3716 по 3876 из 6244
Пункт 11: о проекте федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Докладчик - Борис Львович Резник. Пожалуйста. РЕЗНИК Б. Л., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемые коллеги, в предлагаемом вашему вниманию законопроекте речь идет об уточнении отдельных статей Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Так, пункт 5 статьи 40 федерального закона предоставляет право сотрудникам территориального органа юстиции не вносить сведения в региональный реестр об адвокате - члене коллегии адвокатов, образованной в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующей на территории Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего федерального закона. Формулировка федерального закона, изложенная в следующей редакции: "Невнесение сведений в региональный реестр может быть обжаловано в суд", подразумевает, что чиновники вправе не вносить адвоката в региональный реестр. Данное положение федерального закона, по сути, лишает нынешнего адвоката правового статуса, не прописывает механизм и основания невнесения в реестр, автоматически отменяет коллегиальное постановление президиума коллегии адвокатов о приеме в члены коллегии. При такой ситуации предоставление адвокату права на обжалование является декларацией. Что должен обжаловать адвокат? Какой документ? В правовых отношениях с управлением юстиции адвокат не состоит, управлению юстиции не предоставлено право лишать адвоката его правового статуса. В связи с тем что предписание федерального закона о невнесении в региональный реестр адвоката противоречит правовому положению адвоката - члена коллегии адвокатов, образованной в соответствии с законодательством СССР и РСФСР и действующей на территории Российской Федерации на момент вступления в силу настоящего федерального закона, поэтому слова "невнесение сведений в региональный реестр может быть обжаловано в суд" следует исключить из пункта 5 статьи 40. Пункт 9 статьи 22 и пункт 5 статьи 29 названного закона предусматривают, что коллегия адвокатов и адвокатская палата имеют самостоятельный баланс. Возражений против того, что коллегия адвокатов и адвокатская палата могут иметь самостоятельный баланс, никаких нет, но не все коллегии адвокатов и адвокатские палаты имеют основные средства, и не все имеют, естественно, прибыль. Коллегия адвокатов Хабаровского края, например, не составляет баланс из-за отсутствия основных средств прибыли. Законодательством не предусмотрено получение прибыли коллегиями адвокатов. Наши коллегии составляют смету. Это соответствует требованиям статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Указание в федеральном законе об адвокатуре лишь на самостоятельный баланс породит на практике ненужные споры между коллегиями адвокатов, адвокатской палатой и налоговыми органами. Налоговые органы уже теперь требуют от коллегий адвокатов и адвокатских палат, не имеющих основных средств и прибыли, составления баланса, который составить невозможно, а доказать чиновникам, что баланс не ведется, просто нельзя, так как в федеральном законе об адвокатуре имеется ссылка лишь на самостоятельный баланс. Принимая во внимание, что коллегия адвокатов по федеральному закону об адвокатуре является юридическим лицом, учитывая, что в соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут иметь не только самостоятельный баланс, но и смету, необходимо внести дополнения в пункт 9 статьи 22 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", после слов "имеет самостоятельный баланс" дополнить словами "или смету". И наконец, пункт 2 статьи 30 определяет компетенцию собраний (конференций) адвокатов субъектов Федерации, но не предусматривает основного положения - утверждения устава адвокатской палаты. Без такого документа невозможна регистрация адвокатской палаты. Учитывая, что адвокатская палата должна быть зарегистрирована в органах юстиции, необходимо дополнить подпункт 1 пункта 2 статьи 30 в следующей редакции: "утверждение Устава адвокатской палаты субъектов Российской Федерации". Избрание Совета адвокатской палаты относится к компетенции собрания (конференции) адвокатов, а поэтому это требование федерального закона должно регулироваться статьей 30, а не 31-й. Пункт 2 статьи 30 необходимо дополнить подпунктом 2 следующего содержания: "избрание Совета адвокатской палаты сроком на 4 года. Число членов Совета адвокатской палаты определяется собранием (конференцией) адвокатов". Закон не должен регулировать вопросы о числе членов совета. Оно зависит от финансового положения адвокатской палаты, от числа членов адвокатской палаты и от положения об адвокатской палате. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад - депутат Мирзоев Гасан Борисович. МИРЗОЕВ Г. Б. Уважаемые коллеги, представленный вашему вниманию законопроект о внесении поправок в закон "Об адвокатской деятельности и об адвокатуре..." очень внимательно был рассмотрен на заседании Комитета по государственному строительству, мы неоднократно обменивались мнениями по этому вопросу. Я должен высказать несколько мыслей, для того чтобы вам было понятно, о чем идет речь. Во-первых, этот закон многострадальный, мы почти десять лет бились за то, чтобы его приняли. Адвокаты России приобрели свой закон, в России идет реформирование адвокатуры. Наконец, появилась не губернская адвокатура, не коллегии адвокатов, созданные в 20-х годах, а та, уничтоженная, по сути дела, адвокатура России, когда был частный адвокат в России, когда были имена Спасовича, Александрова, Плевако и других (они были забыты уже в 17-м году). И то положение 29-го года, которое мы использовали все эти годы, наконец, было принято вот сейчас, буквально 31 мая, а 1 июля закон вступил в действие. Но сейчас вносить вообще в этот закон какие-либо поправки, тем более что речь идет сегодня, по сути дела, о поправках, которые касаются больше реформирования адвокатуры, казалось бы, преждевременно. Но есть согласованные с автором поправки, которые вызывают поддержку адвокатского сообщества России. Я уполномочен также и от имени своих коллег-адвокатов поддержать законопроект именно с тем, чтобы не тратить адвокатам, их адвокатским объединениям, или так называемым адвокатским образованиям, лишних денежных средств. Комитет принял решение поддержать поправку в той части, что наряду с общими собраниями, конференциями коллегии адвокатов право принимать решение о реорганизации коллегии адвокатов, обо всех других вопросах, отнесенных к компетенции палат, имеет не только общее собрание, но и президиум коллегии. Я коротко поясню, что это означает. Представьте себе, в Москве почти семь тысяч адвокатов, и для того, чтобы решить вопрос о том, что какая-то консультация численностью пять человек выделяется, нужно собрать семь тысяч человек и получить их согласие. Я понимаю моего коллегу-депутата Резника. Именно поэтому адвокаты говорят, что неплохо было бы наряду с общим собранием (конференцией) предоставить это право и президиуму коллегии адвокатов. Дальше. У нас есть коллегии адвокатов, которые пока еще не реформировались и где численность небольшая, допустим сто человек. Там такое собрание организовать возможно. Вот эти 7 тысяч адвокатов Москвы на сегодня пока еще состоят в 13 коллегиях. Скажем, самая крупная, городская - это 2 тысячи, Мосюрцентр - 1 800. Я думаю, что вот то заключение комитета, которое вынесено, сводится к тому, что наш комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении с учетом, повторяю, согласованной с автором законопроекта поправки, концептуально значимого положения, которое обозначено и о котором я сказал, - это пункт 6 статьи 1 законопроекта. Если есть вопросы, я могу на них ответить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, спасибо. Вопросов нет. Желающих выступить нет. Представитель Правительства? Представитель Президента? Ставится на голосование пункт 11: проект федерального закона "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации". Прошу голосовать. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 08 сек.) Проголосовало за 147 чел. 32,7% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 148 чел. Не голосовало 302 чел. 67,1% Результат: не принято Не принят.