Заседание № 216
О проекте федерального закона № 214962-3 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о зачислении в запас успешно завершивших обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, пункт 4 - проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Докладывает Николай Максимович Безбородов, заместитель председателя Комитета по обороне. БЕЗБОРОДОВ Н. М., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Во втором чтении законопроект был принят 22 января сего года. Законопроект определяет условия зачисления в запас выпускников военных кафедр. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний нет. Заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы на проекты федерального закона и постановления Государственной Думы имеются. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует принять проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в третьем чтении. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Николай Максимович. Вопросов по законопроекту нет.
Коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Кто за то, чтобы принять законопроект в третьем чтении? Прошу голосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 21 сек.) Проголосовало за 372 чел. 82,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел. 17,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 215
О проекте федерального закона № 214962-3 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о зачислении в запас успешно завершивших обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые коллеги, Николай Максимович Безбородов считает, что он успеет доложить закон под номером 4. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще не все протокольные распечатаны. (Выкрики из зала.) Если по ведению, тогда надо Безбородову уйти. Я вам потом дам слово. Пожалуйста, Николай Максимович. БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В первом чтении законопроект принят 16 октября 2002 года. Законопроект определяет условия зачисления в запас выпускников военных кафедр, а именно: воинское звание "офицер" присваивается гражданам, не только успешно завершившим обучение на военных кафедрах вузов, но и окончивших указанное образовательное учреждение. На законопроект ко второму чтению поступила одна поправка. Это поправка депутата Государственной Думы Олега Николаевича Смолина. Поправка направлена на то, чтобы предоставить гражданину, уже освоившему одну из ступеней высшего профессионального образования, скажем ставшему бакалавром или дипломированным специалистом, возможность сразу же осваивать следующую ступень, до призыва его на военную службу. Комитет по обороне поддержал поправку и включил ее в таблицу 1 поправок, рекомендуемых к принятию. Таблица включает одну поправку. Законопроект прошел правовую и лингвистическую экспертизы. Замечаний нет. Заключение Правового управления Аппарата Госдумы имеется. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне рекомендует принять таблицу поправок 1 и проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" во втором чтении. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Оставайтесь на трибуне. Есть ли вопросы к докладчику? По этой поправке нет замечаний ни у Правительства, ни у кого-либо другого? Так, депутат Родионов Юрий Николаевич. Пожалуйста. РОДИОНОВ Ю. Н., фракция "Единство". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Проблема, на решение которой направлена поправка, внесенная Олегом Николаевичем Смолиным, несколько шире, чем та, которую призван решить рассматриваемый законопроект. Поправка направлена на решение очень сложной проблемы, требующей более глубокого изучения, то есть рассмотрения ее отдельным законом, а никак не поправкой. Концепция законопроекта, принятая в первом чтении, вряд ли охватывает вопросы ступенчатого высшего образования, которые пока еще непонятны большинству населения Российской Федерации. И сама проблема непростая. Чтобы это понять, достаточно внимательно прочитать содержание поправки. Думаю, что правильнее было бы сегодня данную поправку не поддерживать. К сожалению, Олег Николаевич не присутствует... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Присутствует. РОДИОНОВ Ю. Н. А, Олег Николаевич, я вижу, извините. Я попросил бы Олега Николаевича решить это в рамках... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Коллеги, кто за то, чтобы продлить время работы до завершения рассмотрения данного законопроекта? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 43 сек.) Проголосовало за 278 чел. 61,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 278 чел. Не голосовало 172 чел. 38,2% Результат: принято Продлили время. Пожалуйста, Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я, к сожалению, не могу согласиться с уважаемым мною Юрием Николаевичем Родионовым. Во-первых, я считаю, что поправка вполне соответствует концепции закона. Мы уточняем, в каком случае можно призывать парней из вузов, имеющих военные кафедры, что считать временем окончания учебы. По поводу того, что якобы в России непонятно, что такое ступенчатое образование. Ну, к сожалению или не к сожалению, но так сложилось, что где-то с середины 90-х годов российское Министерство образования вводит эту самую ступенчатую систему. Право вводить ее, но не обязанность ее вводить установлено законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Ситуация очень простая. В законе о высшем образовании написано, что студент может учиться как по непрерывной программе, с первого по пятый курс, так и по ступенчатой программе, а ступенчатых программ бывает две: либо это бакалавр, четыре года, а плюс один год - специалист; либо это бакалавр, четыре года, а плюс два года - магистратура. Как правило, в вузах, о которых идет речь, это обычная система: бакалавр, четыре года, плюс один год - специалист. Понимаете, собственно, выступление против поправки вызывает вот какую ассоциацию: не собираются ли на самом деле не давать парню получить полноценное высшее образование. Все-таки бакалаврский диплом в России еще не вполне прижился, и не во всех организациях берут парня с дипломом бакалавра. Лучше бы, конечно, если бы он имел возможность получить полноценное высшее образование, стать либо специалистом, либо магистром. Поэтому мне кажется, что с учетом предложения комитета эта поправка вполне соответствует концепции закона, ее можно было бы принять. Если же она не будет принята, тогда будем рассматривать вопрос об отдельном законопроекте. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Каково мнение представителей Правительства? Есть желание высказаться? Пожалуйста. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мы поддерживаем позицию, изложенную депутатом Родионовым, об отклонении поправки, предложенной депутатом Смолиным. Все обоснования уже были изложены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Коллеги, тогда я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправки? Пожалуйста, голосуйте. Комитет за принятие поправки, Правительство, как понял, представители Правительства, - против. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 02 мин. 24 сек.) Проголосовало за 123 чел. 27,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 124 чел. Не голосовало 326 чел. 72,4% Результат: не принято Поправка не принимается. Ставлю на голосование: кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 00 сек.) Проголосовало за 320 чел. 71,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел. 28,9% Результат: принято Принимается. Коллеги, Николай Максимович сказал, что получены все заключения для принятия закона в целом, подготовлен проект постановления. Не будет возражений? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, поправку из текста исключили. Естественно, голосование было без поправки. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный закон принять в целом в рамках "часа голосования"? Поправка исключена еще при втором чтении. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 03 мин. 51 сек.) Проголосовало за 330 чел. 73,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел. 26,7% Результат: принято Закон принимается.
Николай Максимович, к сожалению, я должен поставить сейчас на голосование вопрос об отмене ранее принятого решения по третьему чтению. Дело в том, что постановление-то вы дали по третьему чтению, а сам закон не дали. Мы не вправе были без текста закона принять решение о третьем чтении. Давайте мы это решим в пятницу, а сейчас я ставлю на голосование: отменить ранее принятое решение по пункту 4, которое мы приняли, - о третьем чтении. Не было текста закона, был только текст постановления. Пожалуйста, голосуйте. Комитет нас немножко подвел. Ставлю на голосование: отменить решение. А в пятницу примем в третьем чтении. Только постановление было комитетом представлено. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 37 сек.) Проголосовало за 300 чел. 66,7% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел. 33,1% Результат: принято Принимается. Я попрошу Комитет по обороне, чтобы всё в пятницу было в полном объеме, а завтра Совет Думы включит в повестку дня.
Заседание № 192
О проекте федерального закона № 214962-3 "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о зачислении в запас успешно завершивших обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и окончивших эти образовательные учреждения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й пункт. Докладчик тоже Николай Максимович Безбородов. "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". БЕЗБОРОДОВ Н. М. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию Комитет по обороне представляет в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Поправка касается зачисления в запас выпускников военных кафедр вузов. Чем вызвана необходимость внесения изменения и в чем его сущность? Согласно пункту 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из граждан, которые прошли обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Но при этом закон не закрепляет в качестве обязательного условия окончание студентами вузов. Вот почему есть случаи, когда студенты являются выпускниками военных кафедр, но не являются выпускниками вузов и не получили высшего образования, то есть они не стали заканчивать вузы. Безусловно, таким гражданам устанавливают военно-учетную специальность, которая предполагает обязательное наличие высшего образования, и присваивать им воинское звание офицера запаса нельзя. Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации № 1237 от 16 сентября 1999 года, устанавливается, что гражданам, успешно завершившим обучение на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования, воинское звание офицера присваивается только по окончании указанного образовательного учреждения. Но положение - это подзаконный акт, изданный во исполнение вышеназванного федерального закона. Правовые условия, которые оно устанавливает, требуют законодательного закрепления. Именно на это и направлено дополнение абзаца третьего пункта 1 статьи 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" словами "и окончивших указанные образовательные учреждения". Помимо этого предполагается исправить некорректную редакцию абзаца третьего пункта 1 статьи 52 федерального закона путем замены слов "прошедших обучение" словами "успешно завершивших обучение", так как это уже зафиксировано в пункте 2 статьи 52. Цель поправки одна - исключить зачисление в запас с присвоением воинского звания офицера запаса граждан, которые окончили военные кафедры при вузах, но не окончили самих образовательных учреждений. Таким образом, принятие указанного закона на сложившуюся практику зачисления этой категории граждан в запас не повлияет, но позволит при этом предотвратить возможные споры о порядке такого зачисления. Реализация данного закона в случае его принятия затрат из федерального бюджета не потребует. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний правового характера к указанному законопроекту не имеет. Правительство Российской Федерации указанный законопроект поддерживает. Уважаемые депутаты Государственной Думы, Комитет по обороне просит проект федерального закона "О внесении изменения в статью 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" поддержать и принять его в первом чтении. Доклад окончен. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Максимович. Есть ли вопросы к докладчику? Нет. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть. Пожалуйста, представитель Президента Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Перед рассмотрением этого законопроекта у нас были определенные сомнения в целесообразности принятия такой нормы, поскольку мы считали, что данная процедура достаточно полно описана в существующих нормативных актах, в том числе подзаконных - в указах Президента, постановлениях Правительства, в нормативных актах Министерства обороны. Тем не менее после определенных консультаций мы согласились с тем, что такая норма должна быть принята в законе, чтобы исключить двойственность толкования момента зачисления в запас и момента присвоения звания офицера запаса после окончания военной кафедры (как правило, за год до завершения вузовского образования) и окончания вуза. Мы согласились с тем, что этот законопроект можно принять, но тем не менее я хотел бы обозначить тему, которая, на наш взгляд, требует обсуждения при подготовке законопроекта ко второму чтению. Это право Президента в случае необходимости - а опыт Великой Отечественной войны показывает, что такая необходимость может возникнуть, - присваивать офицерам или гражданам офицерские звания, не дожидаясь окончания ими вуза. Условно говоря, в угрожаемый период вводится военное положение, проводится мобилизационное развертывание Вооруженных Сил, требуется большое количество офицеров, но в то же время мы не можем призвать в Вооруженные Силы граждан, закончивших военную кафедру, то есть прошедших подготовку, но не закончивших обучение в вузе. Я думаю, что мы ко второму чтению сделаем оговорку, что в случаях введения военного положения, в общем, в определенных случаях Президент может своим указом изменить порядок и присваивать звания, не дожидаясь окончания гражданами вуза, после завершения ими подготовки по программе офицеров запаса на военных кафедрах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это ко второму чтению, да? Хорошо. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 18 мин. 51 сек.) Проголосовало за 370 чел. 82,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 371 чел. Не голосовало 79 чел. 17,6% Результат: принято Принимается.