Заседание № 115
16.09.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 214764-3 "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации" (принят в первом чтении 7 октября 2003 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 781 по 802 из 5376
Переходим к рассмотрению вопросов повестки дня. Пункт 2, проект федерального закона "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимира Николаевича Плигина. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует отклонить принятый в первом чтении 7 октября 2003 года проект федерального закона "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации". Принятие федерального закона, направленного на урегулирование процедуры парламентских расследований, является одной из приоритетных и актуальных задач Государственной Думы, вытекающих из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. Решение столь сложной и масштабной задачи требует координации усилий множества...
Фрагмент стенограммы:
Строки с 827 по 1430 из 5376
Пожалуйста, Владимир Николаевич. Я прошу извинения еще раз. ПЛИГИН В. Н. Я продолжу. Решение столь сложной и масштабной задачи требует координации усилий множества специалистов в самых разнообразных отраслях права, выработки согласованной позиции палат Федерального Собрания, Президента и Правительства Российской Федерации. Авторы рассматриваемой законодательной инициативы объективно, с нашей точки зрения, не имели возможности обеспечить решение указанных задач, следствием чего стали определенные концептуальные недостатки законопроекта. В первую очередь надо сказать, что законопроект не решает с необходимой четкостью ряда важнейших вопросов. Это вопросы о предмете парламентского расследования, о перечне субъектов, в отношении которых может проводиться парламентское расследование, о правовых основаниях проведения, поводах к возбуждению процедуры парламентского расследования, о правовых формах парламентских расследований, а также о правовых последствиях парламентского расследования. Не решен также вопрос о соотношении парламентского расследования и уголовного судопроизводства, вследствие чего оказываются под угрозой основополагающие принципы правового государства - принципы разделения властей и независимости суда при осуществлении правосудия. Создается почва для политического вмешательства в деятельность органов следствия и суда и одновременно, я хотел бы обратить на это внимание, для ухода от парламентского, публичного контроля в случае возбуждения уголовного дела. Более подробно замечания правового характера изложены в розданных депутатам заключении комитета, нашего комитета, а также заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы. Всё вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что законопроект требует масштабной переработки, по существу, выработки новой концепции. Как известно, вопрос об одобрении концепции законопроекта решается Государственной Думой при рассмотрении законопроекта в первом чтении. При этом следует также отметить, что поступившие в комитет поправки к законопроекту - они включены в розданную депутатам таблицу - направлены на улучшение редакции отдельных норм и не содержат решения указанных вопросов, не позволяют законопроект концептуально улучшить. Выработка новой концепции правового института парламентских расследований велась рабочей группой Государственной Думы с участием членов Совета Федерации, представителей Администрации Президента Российской Федерации, правительства, ведущих ученых, специалистов в области права. В деятельности рабочей группы активное участие приняли депутаты, в том числе разработчики рассматриваемого законопроекта. В заключение по поручению комитета хотел бы выразить благодарность авторам рассматриваемой законодательной инициативы за то, что они взяли на себя ответственность (конкретно на уровне внесенной законодательной инициативы) поставить в обществе вопрос о необходимости создания такого института, как парламентское расследование. В том, что сегодня возникло осознание необходимости надлежащего законодательного оформления данного института, их заслуга. Таким образом, свою историческую миссию рассматриваемый законопроект выполнил. Прошу проголосовать за отклонение законопроекта, принятого в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, спасибо. Будет ли выступать полномочный представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет. Владимир Николаевич, присаживайтесь. Будет ли желание выступить у представителей депутатских объединений? Я прошу тогда записаться. И потом определим, кто будет от фракций выступать. Включите режим записи. Покажите список записавшихся, пожалуйста. Двенадцать человек. Коллеги, если всем выступать, тогда по три минутки, если не возражаете. Нормально? Первый - Гостев Руслан Георгиевич. ГОСТЕВ Р. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо, Любовь Константиновна. Я думаю, что доклад сделан, как всегда, профессионально, и, конечно же, он раскрывает недостатки законопроекта, который был представлен, но вместе с тем в докладе не дан ответ на главный вопрос: когда же все-таки появится нормальный законопроект, который бы отвечал требованиям Конституции Российской Федерации и который бы выполнял пожелания Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о том, что такой закон должен быть, и о том, что институт парламентского расследования как важный элемент демократии заработал? Отсюда у меня вопросы, и хочу, чтобы докладчик дал ответы. В какой стадии находится разработка новой концепции? И удастся ли Государственной Думе четвертого созыва рассмотреть данную проблему, сумеем ли мы решить эту проблему, здесь, в этих стенах, или, может быть, исторический процесс будет развиваться и пятая, а может быть, восьмая Дума только реально решит эту проблему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Руслан Георгиевич. В заключительном слове докладчик ответит на поставленные вами вопросы. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Я убедительно прошу Государственную Думу не соглашаться с предложением профильного комитета по следующим соображениям. Первое. Российский парламент, как известно, - это парламент, пораженный в правах по сравнению со своими коллегами в других, так называемых, цивилизованных странах. Вообще, когда принимали эту Конституцию, то люди с демократическими взглядами говорили, что она предполагает смесь французской системы с латиноамериканской, другие шутили, что всю политическую часть российской Конституции можно было бы изложить в двух статьях: статья первая - президент всегда прав, статья вторая - если президент не прав, смотри статью первую. И действительно, российский парламент не имеет многих элементарных функций, доступных парламентам других стран, в том числе функций парламентского расследования, в том числе функций парламентского контроля и целого ряда других. Далее. Нам говорят, что этот закон нехороший и его невозможно доработать. Во-первых, я не понимаю, почему нехороший, если те же самые коллеги в третьей Государственной Думе его принимали, и, наверное, читали, и, наверное, обдумывали. Во-вторых, я не понимаю, почему не поддается доработке, если находится в комитете и в руках комитета возможность внести в него практически любые поправки. Чем всё закончится, если сегодня Дума отклонит этот закон, согласившись с решением комитета, предсказать несложно - этого закона не будет вовсе, по крайней мере в четвертой Думе, что будет в пятой - один Бог весть. И последнее, уважаемые коллеги. Вы знаете, вот наблюдая нашу работу, я с грустью думаю о том, что мы, наверное, единственный в мире парламент - "я другой такой страны не знаю", - который с наслаждением ведет себя как унтер-офицерская вдова: при каждом удобном случае стремится себя высечь. Вот тех, кто хочет, чтобы российский парламент был полноценным, я призываю не соглашаться с решением комитета. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Происходит в этом зале какая-то абсурдная вещь: "Единая Россия" фактически встает в оппозицию по отношению к президенту страны, а профильный комитет, который возглавляет один из самых ярких представителей "Единой России", тоже начинает саботировать Послание Президента России. Уже говорили о том, что в апреле президент сказал: в этом году срочно принять закон о парламентских расследованиях. Сегодня середина сентября, и что нам предлагает профильный комитет? Профильный комитет предлагает нам отклонить готовый, нормальный и сбалансированный закон о парламентских расследованиях, а на будущее говорит: давайте мы в обществе начнем обсуждать. Чего обсуждать? Общество требует закон о парламентских расследованиях, президент требует закон о парламентских расследованиях, и только Дума и профильный комитет саботируют принятие данного закона. Вы посмотрите, по "Норд-Осту" предлагалось создать комиссию - Дума не создала комиссию по "Норд-Осту". Случился Беслан. По Беслану создали комиссию - за год работы ни одного даже промежуточного отчета ни одной палате, ни другой не дано, сегодня опять перенос на декабрь. Нет никакого правового механизма контроля работы комиссии, нет никакого правового механизма привлечения чиновников к ответственности и, так сказать, снятия информации с высших лиц государства и так далее. Как мы можем сегодня, помня о детях Беслана, как мы можем сегодня, помня о жертвах других терактов, как мы можем сегодня в стране, которая входит в тройку самых коррумпированных государств в мире, сейчас с открытыми глазами голосовать против закона о парламентских расследованиях?! Это будет аморальный поступок, это будет предательство интересов своего народа, это будет неисполнение Послания Президента России. Поэтому, уважаемые коллеги, настаиваю: мы сегодня должны принять данный законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гришанков Михаил Игнатьевич. ГРИШАНКОВ М. И., фракция "Единая Россия". Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хотел бы возразить Владимиру Александровичу в отношении позиции по данному закону. Во-первых, вы прекрасно знаете, что есть регламентная норма: не может быть внесен новый закон, решающий одну и ту же проблему, если ранее рассматривался аналогичный вопрос. Вы знаете, я сейчас выступаю как один из авторов данного законопроекта, вместе с группой коллег - Гончаром Николаем Николаевичем и многими другими - мы внесли этот проект закона. Я считаю, что мы непростительно долго шли к обсуждению этого вопроса. Согласен с тем, что в законопроекте есть несколько серьезных внутренних противоречий. На мой взгляд, конечно, объективно и комитет по конституционному законодательству, и авторы, просто недоработали, потеряли немало времени. Но я просто искренне рад, что на сегодняшний день появилась реальная политическая воля и у президента, и у Государственной Думы. Я считаю, что мы должны в осеннюю сессию принять новый закон о парламентских расследованиях. На сегодняшний день я вынужден констатировать, что этот законопроект мы отклоняем, но в ближайшее время будет внесен новый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые коллеги, когда Владимир Николаевич сказал, что группа выполнила историческую миссию, я думал, что следующими будут сказаны слова: "надо всячески поддержать, помочь". Ну, может быть, на две недели отложить рассмотрение законопроекта во втором чтении и через две недели эту "историческую миссию" выполнить? Ведь проект закона в первом чтении принят ровно два года назад. За эти два года можно уже было десять законов написать, если договорились концептуально. У меня в поддержку этого закона один вопрос. Дорогие коллеги, почему мы так настойчиво то ли боимся, то ли стесняемся работать? Ведь парламентская комиссия - это наша работа в тех случаях, когда такими инструментами, как прокуратура, СМИ и другие, не получается разобраться в сложной ситуации. Я присоединяюсь к тем коллегам, которые считают, что надо принимать закон, надо поддержать его, но согласен и с тем, чтобы отложили на две недели законопроект и его доработали. У нас куча примеров, когда мы за две недели писали новые законы. У нас куча примеров, когда между первым и вторым чтением мы 99 процентов текста переделывали. Если мы хотим работать, мы эту работу и за две недели сделаем, если не хотим, то мы ее не сделаем никогда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вот я и хочу ответить вам, Валерий Михайлович: мы не хотим эту работу делать, мы не будем ее делать. И вы прекрасно знаете почему. Потому что, если провести полное расследование всех событий в нашей стране начиная с 17-го года, мы должны прийти к одному выводу: и в октябре 17-го, и в августе 91-го года в нашей стране были совершены государственные перевороты. И вся власть нелегитимна, полностью нелегитимна, включая и депутатов тех фракций, как, например, "Наш дом - Россия", представитель которой выступал и нам доказывал здесь сегодня, почему мы не принимаем закон. Но вы же были тоже в партии большинства, партии правительственной, и могли бы принять! А кто нам мешает сразу прийти к выводам? В сентябре 1999 года на Совете Государственной Думы я предложил: давайте арестуем Березовского, вот главный враг России. Какие комиссии еще нужны? И "оранжевая революция" в Киеве, и события на Кавказе - это всё он делает, он один. Как Троцкий, скрылся за границей и оттуда всем дирижирует. Какая еще комиссия нужна? Но Совет Государственной Думы не принял решение, в том числе представитель "НДР" не голосовал за, "ЯБЛОКО" не голосовало за, КПРФ и все остальные партии. Вот что нужно было делать! Арестовывать тех, кто устраивает провокации в стране! Какие комиссии нужны? Что, комиссия по Беслану вам сообщит на всю страну, что ингуши и осетины никогда не договорятся? Всегда плохо живут народы-соседи! Здесь дело не в национальности. То же самое Нагорный Карабах. Никогда азербайджанцы с армянами не договорятся! Никогда абхазцы и грузины не договорятся! Нужно делать вывод - восстанавливать империю! Какая комиссия вам еще нужна? Потом, когда мы здесь... Вот депутат Смолин говорит, что у нас как бы урезанный парламент. Так кто же виноват? У нас до сих пор у всех монархическое сознание. Всех, кто был при царе, потом вырезали большевики, вырезали! Остался народ, который верит только в царя. А теперь, когда КПСС надоела всем, опять уехали все демократы, пятнадцать миллионов. И опять остались те, кто только в царя верит. Какая вам комиссия нужна еще? Чтобы знать, что вы сами нелегитимно здесь сидите? Понасаждали фальшивых партий. Вон блок "Родина" на ваших глазах сыплется! Рогозин сам говорит: никаких партий не было. Но блок-то существует. Он вошел в Думу, нелегитимный блок, и там сидят Герои Советского Союза. Вам какие нужны еще расследования, когда треть парламента - нелегитимные депутаты, не имеют права здесь находиться? Вы сперва с себя начните, уберите фальшивые фракции, фальшивые партии, а потом займемся и фальшивыми министрами, фальшивыми чиновниками. А то сидите с фальшивыми мандатами здесь и начинаете кричать: где вор, держи вора! Вот вор здесь сидит, в этом зале, господин Рыжков! Это ваш деятель - Касьянов - сегодня хочет быть президентом! Вот главный вор в стране! Чего еще нужно делать? А вы нашли людей, которые его будут поддерживать. Ходорковский, мошенник, сидит в тюрьме. Суд не провел расследования? Они что, не убивали людей, команда, охранники Ходорковского? Девять человек убили! Суд доказал... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Глазьев Сергей Юрьевич. ГЛАЗЬЕВ С. Ю., руководитель фракции "Родина" (народно-патриотический союз)". Спасибо. Уважаемые коллеги, давайте не будем бояться наших совершенно очевидных обязанностей, в которые входит и проведение расследований по наиболее важным вопросам. Меня позиция комитета профильного удивляет. Вообще, зачем мы здесь сидим, если мы боимся даже проводить расследование? Ведь суть того, что предлагает комитет, - это попросту отказаться, замотать этот вопрос. Уже который раз мы его ставим и который раз профильный комитет говорит: да-да, мы скоро рассмотрим. Вот, пожалуйста, есть законодательная инициатива, было время внести поправки, подготовить ту редакцию, которую комитет считает нужным. Вместо этого этот законопроект - на отклонение, а когда будет альтернативный на эту же тему - ответа на этот вопрос нет. Я хотел бы заметить господину Жириновскому, что Родина - это святое. И не надо пачкать Родину своими руками. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГЛАЗЬЕВ С. Ю. И не надо бояться брать на себя ответственность. Не надо бояться ответственности! Мне, вообще, непонятно, что вы здесь думским большинством делаете, в этом зале. Боитесь расследовать события 93-го года, боитесь расследовать события по Беслану, другие проблемы, которые волнуют всех наших людей. Лицо нашей власти, уважаемые коллеги, стало лживым! Народ устал от лжи, которую он видит, слышит с утра до ночи по телевидению от высокопоставленных лиц нашего государства, и наша обязанность, обязанность парламента - вывести власть на чистую воду, заставить власть говорить народу правду. Мне стыдно, что вы боитесь это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "Единая Россия". Уважаемые коллеги, я хотел бы несколько снизить пафос выступлений, потому что в основном все агитируют за то, что необходимы парламентские расследования и закон о парламентских расследованиях, но ведь никто этого не отрицает. Если бы сейчас поставили вопрос: нужен ли нам закон о парламентских расследованиях? - наверное, все бы мы за него проголосовали. Мы обсуждаем конкретный закон и недостатки конкретного закона. И я пока не услышал в выступлениях от оппозиции ни одного возражения на те замечания, которые сделал наш комитет по конституционному законодательству. А замечания очень серьезные. По сути дела, этот закон нарушает фундаментальный принцип разделения властей, либеральный принцип, конституционный принцип, он размывает раздел первый Конституции, а именно разделение властей является краеугольным камнем нашей Конституции. Поэтому я думаю, что всем нашим коллегам, которые так вот выступают за идею парламентских расследований, не мешало бы посмотреть внимательно текст закона - тогда они поймут, что этот закон не лечится. Я могу сказать как член комитета по конституционному законодательству: мы довольно внимательно работали с этим законом и честно хотели сделать его так, как надо. Сделать это невозможно, поскольку сама концепция порочна, в частности статья 4, где речь идет об основаниях для проведения парламентских расследований. Гораздо легче, быстрей и эффективней не дорабатывать этот законопроект, а сделать и принять новый закон. Наш комитет этим занимается, и я уверяю вас, коллеги, в ближайшее время мы его подготовим и представим на ваше рассмотрение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Григорьев Сергей Михайлович, пожалуйста. РОГОЗИН Д. О., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Рогозин по карточке Григорьева. Уважаемые коллеги, вообще, я, конечно, удивляюсь тому, как Дума нынешнего созыва регулярно, день ото дня, сливает воду, действуя по принципу известного сюжета песни Высоцкого: "Жираф большой, ему видней!" Чего вы боитесь-то? Себя, что ли, уже боитесь, в зеркало на себя смотреть страшно, или своей ответственности боитесь перед собственными избирателями? Да возьмите вы на себя эту ответственность по парламентскому расследованию хотя бы в отношении того, что в стране собственной происходит. Я в 98-99-м годах имел честь работать в комиссии по импичменту в отношении Ельцина и видел, что даже конституционная комиссия по импичменту, прописанная в Конституции Российской Федерации, не имела необходимых прав, чтобы вызывать всех свидетелей, опрашивать их, формировать реальную правду о том, что происходило у нас и в 93-м году, и в Чечне в 94-95-м годах. Даже эта комиссия не имела такого рода прав. Сегодня вы устраняетесь от другого вопроса - от того, чтобы создать комиссию по парламентским расследованиям хотя бы тех событий, которые сейчас вокруг нас происходят, - когда деньги разворовывают при формировании бюджета, когда по-прежнему в Чечне воруют людей и разворовывают средства, когда ни одно здание в Грозном до сих пор не восстановлено... События по Беслану - никто не хочет знать правду. Сегодня опять узнаем о том, что, оказывается, комиссия представит итоги своего расследования только в конце этого года, в конце декабря. Кому это нужно? С чего начинали американские конгрессмены, на которых вы, господа, так часто равняетесь, после событий 11 сентября 2001 года? Прежде всего с создания своей комиссии по парламентскому расследованию, где были все: и Президент Соединённых Штатов Америки, и секретарь по национальной безопасности, - и публично, на всю страну они рассказывали всю правду о действиях власти по расследованию теракта. Что у нас произошло? Какие мы делаем выводы из бесланской трагедии? Один вывод: создать общественную комиссию из спортсменов и известных активистов комсомольских организаций. Курам на смех! Не устраняйтесь сами от ответственности, потом же будет стыдно за то, что вы здесь "сливаете" авторитет Государственной Думы, "сливаете" авторитет парламентария. Не делайте этого! Голосуйте за этот закон! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Соломатин Егор Юрьевич. МИТРОФАНОВ А. В. Митрофанов по карточке Соломатина. Уважаемые депутаты, я поддерживаю жесткие высказывания и оценки, которые были даны Владимиром Вольфовичем Жириновским, и в развитие того, что уже было сказано, вам напомню, что если начнутся серьезные расследования... Это не расследования, правильно ли вел себя Патрушев и другие руководители ФСБ в Беслане, - это технические вопросы. Давайте вспомним более серьезные вещи, например, события 93-го года. В указе № 1400 вторым пунктом, Сергей Николаевич Бабурин, было написано: проведение выборов президента 12 июня 1994 года. Но после победы Жириновского на выборах в 93-м году все, все забыли этот пункт. Ельцин смеялся над всеми. Никто даже не вспомнил, что президент обещал провести выборы в Верховный Совет, вернее, в Госдуму и, так сказать, обещал через полгода выборы президента. Но возможен был нежелательный исход выборов, и все об этой теме забыли. И был бы у нас президентом Жириновский, ведь Лукашенко победил в том же июне 94-го года, на той же нашей волне, абсолютно, так сказать, с нашими лозунгами, с нашим темпераментом и динамикой. Новый человек, который пришел в Белоруссии, и сейчас там правит, десять лет. Вот то же самое было бы у нас. Все это поняли - и тишина. Ни один человек за одиннадцать лет не вспомнил это, что, так сказать, "кинули", забыли про выборы президентские. Сейчас идет дискуссия: останется или не останется Путин. А чего же вы забыли про то обстоятельство одиннадцатилетней давности? И всё время говорят: вот при Ельцине была демократия, многопартийность и так далее. Ничего подобного! При Ельцине стреляли из танков в парламент - вот что было! И били омоновцы депутатов - вот это было. И пятьсот трупов лежат, и никто не расследовал эту ситуацию, и никому это не надо до сих пор. Мы были за амнистию в 94-м году как временную меру, как выход из того тупика, в котором находилось общество, чтобы дальше не пошла, так сказать, гражданская война, это мы имели в виду. Но совсем забывать - это другая крайность. Вот что надо расследовать, и другие обстоятельства, так сказать, обстоятельства распада государства в 91-м году - вот масштабный вопрос. Давайте пригласим и Ельцина, и Горбачёва, и Примакова, и Кравчука, и Бурбулиса, и Геращенко и спросим их: куда делись деньги Внешэкономбанка, как можно было обанкротить банк, где хранилась валюта всей страны? Куда товарищ Геращенко вместе с Примаковым отогнал эти деньги? Ну давайте это всё, так сказать, расскажем. Какую роль Горбачёв... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Бабурин Сергей Николаевич. БАБУРИН С. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции Народно-Патриотический Союз "Родина" (Народная Воля - СЕПР). Уважаемые коллеги, для партии "Народная Воля", Социалистической Единой партии России вопрос о парламентских расследованиях является одним из принципиальнейших. И выступая несколько дней тому назад с докладом по законопроекту о возможности выражения недоверия отдельному члену правительства, я говорил, что мы надеемся на скорейшее принятие закона о парламентском расследовании. Я бы отделил в сложившейся ситуации юридические и политические вопросы. С юридической точки зрения, замечания профильного комитета, которые положены в основу рекомендации отклонить законопроект, существенны, но не принципиальны, потому что все они могут быть учтены во втором чтении. Всё это можно было бы, если бы комитет захотел, внести в этот закон, и вопрос был бы закрыт. Значит, возникает политическая сторона. И вот здесь мы видим большую пропасть между политической целесообразностью и политической конъюнктурой. Политическая целесообразность заставила в 2003 году законопроект принять, а конъюнктура не позволила его доработать до сих пор и заставляет сейчас его проваливать. Мы считаем, что хорошо, если президентская администрация подготовила другой проект закона, может быть, его внесут, ну а что мешает все положения, которые в этом проекте закона где-то якобы приготовлены, вложить в сегодняшний текст проекта закона? Ни одного фундаментального противоречия, я уверен, там не будет, потому что принимая законопроект в первом чтении, парламент признал его соответствие Конституции. Разговоры о том, что он противоречит принципу разделения властей, не основаны на тексте закона, они основаны на предположениях. Поэтому, я считаю, что, если речь идет об авторском праве, конечно, кто-то хотел бы, чтобы депутаты подвинулись, освободили дорогу, но это не должно мешать делу. Я напомню только один пример: в 99-м году, ратифицируя договор с Белоруссией, мы все планировали, что в 2000 году пройдут выборы союзных депутатов. И нам было сказано официально исполнительной властью, что весной принимается закон о выборах депутатов, осенью - выборы союзных депутатов. Те, кто был в созыве прошлом, помнят: весной 2000 года законопроект был принят в первом чтении и больше он не появлялся в повестке дня. Депутаты Парламента Союзного государства, несмотря на все обещания, не были избраны... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Николаевич. Коллеги, мы закончили обсуждение. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению? Мы не нарушили Регламент, Олег Александрович, поэтому... ИЗ ЗАЛА. По ведению, по ведению! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон. По ведению. Если не по ведению, отключите сразу. МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР. По ведению, всё по ведению. Вот вы говорили о комиссии по Беслану. Я член комиссии по Беслану. Вот, кстати, контора "Родина" мне очень нравится. И вот у меня последняя, последняя поездка... я обычно вечерком езжу по республикам Северного Кавказа, вечерком. И во вторник у меня последняя поездочка. Серёга и Дима, вас беру с собой, не отказывайтесь. Дальше что? И вот мне нравится, что... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Александрович, мы находимся в зале пленарных заседаний. Я делаю вам замечание. Коллеги, с заключительным словом выступит председатель комитета Плигин Владимир Николаевич. Ему было задано несколько вопросов. Я думаю, что он ответит на них в заключительном слове. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, я благодарю за те замечания, которые были сделаны, и хотел бы вас заверить, что никто не уклоняется от ответственности за разработку данного законопроекта. Концепция законопроекта разработана, и я полагаю, что в ближайшее время, то есть где-то, наверное, в течение двух недель, текст законопроекта будет находиться в Государственной Думе. Таким образом, это снимает основной вопрос, который здесь возникал. Я не хочу останавливаться подробно на всех выступлениях, однако я бы просил по возможности очень корректно подходить к тем или иным оценкам, которые даются своей собственной стране. И в данной ситуации, когда указывают на то, что наша страна якобы является третьей (или какой-то другой порядковый номер) самой коррумпированной страной мира, это не соответствует действительности. Мне представляется, что эта оценка иногда искусственно навязывается, эта оценка носит оскорбительный характер для граждан нашей страны. Вот только единственное замечание, на котором хотелось бы остановиться. Еще раз возвращаюсь к возможному внесению текста законопроекта: я считаю, что он будет внесен в ближайшее время и в течение осенней сессии мы его сможем принять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. По мотивам перед голосованием - Гудков Геннадий Владимирович. Пожалуйста. ГУДКОВ Г. В., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я хотел бы внести некоторую ясность в связи с прозвучавшими упреками. Я являюсь соавтором того закона, который мы с вами сейчас рассматриваем, и могу вам сказать, что моя личная позиция - я не устаю ее озвучивать в СМИ - парламенту необходим механизм четкого парламентского расследования и, конечно, парламентского контроля. Но лучшее - враг хорошего. И я хочу просто объяснить депутатам, которые думают, что закона такого не будет, что на сегодняшний день тот закон, который сейчас отрабатывается в комитете по конституционному законодательству (а я в этой работе участвую), лучше, чем тот, который представлен группой авторов, в том числе и мной. А лучшее, как известно, враг хорошего. И я вам могу сказать, что вот новый закон, у которого уже есть структура, уже есть наполнение многих статей, гораздо точнее описывает процедуру и дает, самое важное, гораздо больше полномочий комиссиям по парламентскому расследованию, нежели тот, который представляли мы в Государственной Думе третьего созыва. Уважаемые коллеги из других фракций, я хочу обратить внимание: для того чтобы внести законопроект на ту же тему, нужно снять другой законопроект, иначе мы не имеем права по нашему Регламенту, по нашей парламентской процедуре, вносить этот законопроект, просто технически не можем. И для того чтобы вот тот законопроект, о котором сейчас говорил Владимир Николаевич, был внесен, рассмотрен и принят нашими коллегами-депутатами, мы должны обязательно сегодня рассмотреть этот законопроект и принять по нему решение. Тот законопроект - поверьте мне, пожалуйста, - лучше, и по нему принято действительно политическое решение в государстве (было много совещаний с участием представителей администрации президента, правительства и депутатского корпуса), он действительно отвечает потребностям дня. Нам надо снимать старый законопроект, я это говорю как соавтор, говорю потому, что это действительно так, это объективно. И тогда мы с вами уже смело, спокойно примем нормальный, более продвинутый закон о парламентских расследованиях, который будет в ближайшее время вынесен на первое чтение в Государственной Думе. Уважаемые коллеги, я всё это говорю для того, чтобы вы понимали, что мы не рубим важнейший механизм парламента, а улучшаем то, что уже есть. И это будет действительно передовой, цивилизованный закон. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы не нарушили Регламент, чтобы выступать по ведению. По мотивам попросил только Гудков. Больше никого не было. По мотивам - Чуев. Одна минута. ЧУЕВ А. В., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)". Уважаемые коллеги, совершенно замечательно, что есть новый закон. Понимаем, что есть регламентная проблема, что сейчас нельзя его внести. Ну давайте мы сначала ознакомим и депутатов, и общественность с новым проектом закона, поймем, что он действительно лучше, и потом будем снимать этот. Пока же ситуация выглядит так, что, предлагая сегодня отклонить закон, вернув в первое чтение и сняв, мы снимаем саму проблему. А уж когда внесут следующий законопроект, и внесут ли его вообще, и кто его внесет - вопрос пока совершенно открытый. Я предлагаю отложить этот вопрос сегодня, оставить законопроект в покое, озвучить новый законопроект, который разрабатывается, а тогда посмотрим и примем решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Вы тоже по мотивам, депутат Махачев? По мотивам. Одна минута. Коллеги, по мотивам от фракций выступают. Вы от фракции "Единая Россия"? Согласовали? Включите микрофон депутату Махачеву. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять постановление об отклонении законопроекта, принятого в первом чтении? Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 00 мин. 05 сек.) Проголосовало за 319 чел.70,9% Проголосовало против 86 чел.19,1% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 406 чел. Не голосовало 44 чел.9,8% Результат: принято Принято. Законопроект отклоняется.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2685 по 2699 из 5376
РОМАНОВ В. С. Уважаемая Любовь Константиновна, я немножко неудачно, наверное, нажал кнопку. Но раз предоставили слово, спасибо. В порядке уточнения стенограммы нашего заседания - это не по данному вопросу, извините. Семь депутатов фракции КПРФ проголосовали за закон по парламентскому расследованию, думая, что голосуют за закон, а не за его отмену. Поэтому прошу в стенограмме отразить, что вся фракция КПРФ голосовала против данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валентин Степанович, прошу прощения у вашего коллеги Тюлькина, но я вынуждена прокомментировать. Вы можете сделать такое заявление, но тот, кто считает, что он проголосовал неправильно, должен написать письменное заявление в секретариат. Пожалуйста, пройдите эту процедуру, и тогда будет всё в соответствии с Регламентом.
Заседание № 256
07.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 214764-3 "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3906 по 4508 из 6234
Переходим к пункту 16 повестки дня: о проекте федерального закона "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации". Слово для доклада - Николаю Николаевичу Гончару. Пожалуйста. Где Гончар? А, вы с места, да? ГОНЧАР Н. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Не успею дойти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы то в белой рубашке, то в костюме - вас определить... Пожалуйста, включите микрофон Гончару. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемая Ирина Муцуовна, наш Регламент не определяет форму одежды. Я сижу достаточно далеко, к сожалению. Очевидно в преддверии рассмотрения этого закона избрана самая крайняя точка зала для доклада. Уважаемые коллеги, отсутствие институционального контроля за деятельностью федеральной исполнительной власти со стороны власти законодательной, как мы уже не раз убеждались, наносит значительный ущерб развитию демократических начал в деятельности нашего государства. Без официальной оценки остаются многие факты и события, имеющие большую общественную значимость. Не формируются традиции нормальной этики государственной службы. Многие должностные лица даже после совершения ими недостойных действий (я не говорю о преступлениях), несовместимых с высоким государственным статусом, остаются безнаказанными и нередко даже не отправляются в отставку. Общество испытывает чувство бессилия в отношении власти, что еще более подрывает степень доверия к ней. Власть остается информационно непрозрачной, что является дополнительным условием для появления коррупции и произвола. Национальный антикоррупционный комитет, членом президиума которого я являюсь, поручил мне внести в Государственную Думу проект закона "О парламентских расследованиях...". К этому законопроекту присоединилась и группа депутатов, список их находится в розданных вам материалах. Отчетливо сформулированную контрольную функцию парламента следует предусмотреть при внесении поправок в действующую Конституцию. Однако это не означает, что принятие предлагаемого закона войдет в противоречие с действующей на сегодняшний день Конституцией. В законопроекте представлены лишь уже предусмотренные в законодательстве нарушения и меры ответственности за них, например за отказ в предоставлении информации, с чем мы сталкиваемся постоянно, предоставление заведомо ложной или неполной информации, отказ от явки по вызову парламентской комиссии и многое, многое другое. Следует обратить внимание на то, что речь идет о контроле не только за должностными лицами исполнительной власти, но, по сути, за всеми другими, кроме, естественно, Президента Российской Федерации, в отношении которого Конституция предусматривает лишь ответственность в форме отрешения от должности. Однако это не означает превышения парламентом, с моей точки зрения, своих конституционных полномочий, потому что речь идет не о подмене правоохранительных органов, суда и других контрольных органов, речь идет лишь о том, что, если то или иное должностное лицо совершило поступки, порочащие его, как и представляемый им орган власти, недопустимо полагаться лишь на корпоративную оценку, даваемую таким действиям, необходима независимая государственная оценка. А для этого требуется тщательно изучить все обстоятельства дела, убедиться, что факты, ставшие достоянием гласности, в частности изложенные в публикациях прессы, являются достоверными. Общество тем самым получает возможность гораздо более уверенно оценить то, что власть служит ему, а не самой себе и не узким кланам. Законопроект исходит из того, что нецелесообразно и даже вредно создавать постоянно действующую комиссию по расследованию. Кроме всего прочего, это будет означать образование при палатах парламента органа, который по законам развития бюрократии будет стремиться брать на себя всё больше и больше функций и полномочий. Вот это уже действительно может привести к очевидной конфронтации. Мы имеем опыт подобного рода десятилетней давности. Опыт проведения парламентских расследований у нас существует. В частности, вы помните работу комиссии Государственной Думы по расследованию деятельности Новороссийского порта, комиссию Совета Федерации по расследованию причин финансового кризиса августа 1998 года и многое другое. С одной стороны, это лишний раз свидетельствует о том, что институт парламентских расследований не противоречит Конституции Российской Федерации, с другой - это свидетельствует о том, что без четкой правовой базы деятельность таких комиссий оказывается не только неэффективной, но и может страдать некоторой политизацией в негативном смысле этого слова. Для выяснения политических позиций есть иные формы, и не обязательно это парламентские расследования. Парламентские расследования, как следует из текста закона, предназначены для очищения власти от людей, которые ее дискредитируют. Убедительная просьба поддержать указанный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово для содоклада - заместителю председателя Комитета по государственному строительству Николаю Ивановичу Шаклеину. Пожалуйста. ШАКЛЕИН Н. И. Уважаемая Ирина Муцуовна, уважаемые коллеги! Эта тема не менее актуальна, чем вот об ответственности за нарушение оборота лома и отходов цветных металлов. Может быть, более важная. Не случайно вносились и поправки в Конституцию, по которым предусматривалось наделить парламент функциями контроля. Парламентское расследование, как обозначено в этом проекте в статье 1, - это одна из форм контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью федеральных органов и должностных лиц государственной власти. И наверное, это очень важная функция, но она должна быть определена Конституцией. И коль скоро она не определена, - а там содержится исчерпывающий перечень всех функций парламента, и Совета Федерации, и Государственной Думы, - мы не можем, опережая внесение изменений в Конституцию, вносить закон, который предусматривает порядок этого расследования. Это основной довод, который положен в основу отрицательного заключения Комитета по государственному строительству по данному проекту. Поправка в статью 3 Конституции Российской Федерации в первом чтении у нас была рассмотрена, сейчас она готовится ко второму чтению. И до принятия вот этих изменений в Конституцию по закону мы не можем принимать норму вот этого проекта закона, которая будет прямо противоречить действующей Конституции. Помимо этого, есть в заключении Комитета по госстроительству ряд других замечаний, которые, возможно, могли бы быть и учтены в последующем при рассмотрении этого проекта закона уже во втором и в третьем чтении: это и дублирование органов следствия, и выводы о виновности, и освобождение депутатов, которые будут членами этой комиссии, от других функций, в частности от участия в работе палаты и комитетов, что противоречит ряду других законов, и расследование в отношении судей и прокуроров, требующее внесения изменений в законы, регулирующие деятельность этих должностных лиц и органов, и ряд других замечаний, которые тоже изложены в заключении. Но главное противоречие этого законопроекта - я хотел бы, чтобы вы еще раз сконцентрировали на этом внимание, - это противоречие действующей Конституции. И Комитет по государственному строительству не мог принять иного заключения, как предложить вам, уважаемые коллеги, отклонить данный закон, по крайней мере до принятия поправки в Конституцию. В последующем, конечно, он может быть положен в основу подобного закона после принятия этих изменений и уже не в противоречие, а в развитие измененной Конституции принят Государственной Думой. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчикам? Пожалуйста, включите микрофон депутату Пузановскому. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. У меня два вопроса: первый - к Николаю Ивановичу, а второй - к Николаю Николаевичу. Уважаемый Николай Иванович, я хочу вернуться к вашему заключению в выступлении. Общественность с большим вниманием относится к данному законопроекту, и не только потому, что этим занимается "Момент истины". Кроме этого "Момента...", есть много других программ и источников в средствах массовой информации. Вопрос: вы считаете или комитет считает, что для того, чтобы этот закон состоялся, сначала необходимо внести поправку в Конституцию или (второй вариант) этот закон должен быть конституционным с самого начала? Это вопрос к вам. И вопрос к Николаю Николаевичу. Уважаемый Николай Николаевич, статья 4, пункт 2, основания для расследований Государственной Думой. Большая часть возможных, потенциальных правонарушений, в том числе и должностных лиц, связана с бюджетным процессом... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Продлите, пожалуйста. 30 секунд. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. ...с бюджетным процессом, с экономическими правонарушениями. Здесь об этом нет ни слова, за исключением привлечения к расследованию Счетной палаты. Поясните, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Николай Иванович вначале, потом - Николай Николаевич. ШАКЛЕИН Н. И. Спасибо. Комитет, обсуждая этот вопрос, в основном склонился к тому, что функция парламентского расследования может иметь место только после изменения Конституции и данный закон может рассматриваться только после внесения поправок в Конституцию. Что касается второго вопроса Адриана Георгиевича, будет ли этот закон конституционным или не будет, этот вопрос в комитете не обсуждался. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Николаевичу Гончару включите микрофон. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, бюджет охватывает все сферы деятельности исполнительной власти в финансовом аспекте, и поэтому отдельное выделение нарушений бюджета Российской Федерации мы посчитали ненужным, потому что это относится к компетенции Счетной палаты и потому что принят специальный закон, но апелляция, ссылка на взаимоотношения со Счетной палатой в законопроекте содержится. Если автор вопроса считает необходимым уточнить редакцию этого пункта, мы с удовольствием это сделаем. Теперь я хотел бы воспользоваться возможностью и прокомментировать ссылку на неконституционность закона. Уважаемые коллеги, в Конституции Российской Федерации не содержится ни одного пункта, запрещающего Государственной Думе или Совету Федерации заниматься подобного рода деятельностью. Это первое. И второе. В той статье, на которую вы ссылаетесь, закрытого перечня, исчерпывающего перечня не содержится. В Конституции Российской Федерации сказано, что Государственная Дума, Федеральное Собрание принимает законы. Мы принимаем в данном случае закон, и это не значит, что мы ограничиваемся только одной палатой, дальше этот документ будет рассматривать и Совет Федерации, и, естественно, Президент России. Поэтому я считаю, что ссылка на неконституционность некорректна. В противном случае я прошу представителя комитета зачитать конкретную статью Конституции, которой противоречит указанный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, вопрос Захарова Алексея Константиновича. Включите микрофон. ЗАХАРОВ А. К., фракция "ЯБЛОКО". У меня вопрос к представителю комитета, и Николай Николаевич в значительной степени облегчил мою задачу. В вашей позиции очевидно вопиющее противоречие. С одной стороны, вы говорите, что вопрос настолько важный, что требует внесения поправки в Конституцию, а с другой стороны, вы предлагаете не принимать этот закон, мотивируя тем, что он якобы противоречит Конституции. Если вы действительно считаете, что он противоречит Конституции настолько, что его нельзя принимать, мало ссылки, покажите, где, в чем конкретно он противоречит Конституции. С моей точки зрения и с точки зрения большинства членов нашей фракции, совершенно очевидно, что дефект нашей Конституции, который можно было бы компенсировать федеральным законом, состоит в том, что парламент лишен контрольных полномочий. Ни одна цивилизованная страна в мире не имеет такого бесправного парламента. ШАКЛЕИН Н. И. Спасибо за вопросы. Я не вижу никакого противоречия в позиции комитета и своем выступлении здесь. Я еще раз повторяю: члены комитета, правда, это в заключении не отражено, высказывались, что, вообще-то, функция парламентского расследования должна быть, но она должна быть предусмотрена Конституцией первоначально, а потом уже в развитие Конституции отрегулирована отдельным законом. И здесь как раз последовательность нарушена, то есть, вообще-то, если бы мы не считали нужным изменять Конституцию, наверное, Государственная Дума не приняла бы в 1999 году поправку в статью 103 в первом чтении. И я, отвечая на вопрос докладчика, Николая Николаевича Гончара, хочу сказать: статье 103 Конституции противоречит данный законопроект. Там предусмотрены функции... Пока мы живем в рамках не такого правового поля, что всё разрешено, что не запрещено, а такого, что разрешено то, что предусмотрено в Конституции. Пока мы действуем в рамках такого поля, и там такая функция не прописана. Толковать можно по-разному - кто как подходит. Одни толкуют, что разрешено всё, что не запрещено, но такой подход пока в практике деятельности парламента, я думаю, не присутствует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Николай Иванович, вот в вашем комитете находится несколько поправок, которые внесены очень давно. Когда планируется их внести на рассмотрение Государственной Думы? Или скажите хотя бы, когда комитет в свою повестку дня их внесет? По аналогичным вопросам мы в том числе подавали дважды такие поправки в Конституцию Российской Федерации, но почему-то их никто не ставит на рассмотрение. ШАКЛЕИН Н. И. Николай Васильевич, я хотел бы это воспринимать не как вопрос, на который я мог бы сразу за комитет ответить, а как предложение вернуться к вашему вопросу на ближайшем заседании комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Кто хотел бы выступить? Надеждин Борис Борисович. Потом Пузановский, Захаров... Давайте запишемся, много народу. Включите запись, пожалуйста. Пожалуйста, список покажите. Пожалуйста, Надеждин, от фракции. НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, вопрос, который мы сегодня обсуждаем, - о том, чтобы парламент мог осуществлять контрольные полномочия, в том числе проводить парламентские расследования, - вопрос абсолютно очевидный. Я смею заявить, что Россия - единственная страна в мире из цивилизованных стран европейских, американских и так далее, в которой парламент лишен контрольных функций, в том числе возможности проводить расследования. Это в любой цивилизованной стране есть. Когда мы с вами здесь пытались образовать парламентские комиссии по расследованию таких ситуаций, как гибель подводной лодки "Курск" или недавние трагические события на мюзикле "Норд-Ост", нам объяснили наши оппоненты из числа центристов, что нет такого мероприятия, не предусмотрено, поэтому они против. Но абсолютно очевидно, что единственный способ реально контролировать исполнительную власть и реально получать ответы на вопросы, как себя вели чиновники в сложных ситуациях, вроде террористического акта или гибели подводной лодки, единственный способ - это парламентская комиссия. Конечно, идеальным решением было бы внесение поправки в Конституцию, с чем, кстати, вот, пользуясь случаем, фиксирую, согласен был докладчик от комитета. И такая поправка существует, мы ее приняли в первом чтении, и "Союз Правых Сил" сейчас делает всё, чтобы она была принята в окончательном виде. Надеюсь, что после выборов присутствие в Думе позволит этот вопрос наконец решить тем, кто за реальный парламентаризм в стране, но пока такой поправки нет, мы считаем, что нужно поддержать тот законопроект, который внесли наши коллеги-депутаты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Четверикову. Нет? Захаров. ЗАХАРОВ А. К. Уважаемые коллеги, с 1993 года "ЯБЛОКО" указывало при обсуждении проблемы Конституции на этот катастрофический дефект, а именно на отсутствие контрольных полномочий парламента, что не позволяет до сих пор построить в России эффективную власть, не позволяет гражданам эффективно участвовать в борьбе с коррупцией. И наша позиция на сегодняшний день остается прежней. Мы считаем, что инструмент парламентского расследования мог бы в значительной степени компенсировать тот дефект Конституции, который существует вот уже в течение десяти лет. А наличие тотальной коррупции в стране есть прямое следствие отсутствия такого рода полномочий у парламента. Мы полагаем, что невозможно добиться резкого улучшения ситуации в экономике до тех пор, пока не будет инструмента борьбы с коррупцией в виде полномочий парламента. В этой связи мы поддерживаем этот проект закона. И нас крайне удивляет позиция представителей комитета, которые говорят, что раз в Конституции нету прямого разрешения, то это означает запрет. Но ведь в Конституции нету прямого разрешения дышать, а вы же дышите, уважаемые коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Резник Борис Львович. РЕЗНИК Б. Л. Спасибо. Я поддерживаю этот законопроект и считаю, что ничто не может помешать парламенту установить истину по тем или иным проблемам. Для чего это нужно? Где-то года два тому назад прошло мое протокольное поручение Комитету по безопасности, Комиссии по борьбе с коррупцией проверить кадровую политику премьера Касьянова, позволяющую проникать в высшие эшелоны власти коррумпированным чиновникам. И мы, Комиссия по борьбе с коррупцией, передали в Генеральную прокуратуру список из фамилий тринадцати очень высокопоставленных должностных лиц - там, так сказать, были министры, в том числе Адамов, Аксёненко, Артюхов и так далее, и так далее, - там были изложены проверенные, выверенные очень серьезные факты злоупотреблений, нарушений закона. Ни один из этих фактов не был опровергнут Генеральной прокуратурой, но Генеральная прокуратура не находит оснований для привлечения к уголовной ответственности вот по тем обстоятельствам этих вот людей. И получается ситуация: бьемся мы головой о стену, пробиваем ее, а там - соседняя камера, и ничего сделать с этим невозможно. И я думаю, что, если бы квалифицированная коллегия, комиссия, так сказать, парламентская проверила и установила истину сама и передала бы уже не только в Генеральную прокуратуру, но и предала бы огласке эти факты, мы достигли бы больших, наверное, успехов в борьбе с коррупцией. Поэтому я просил бы коллег поддержать этот законопроект. Я думаю, никаких разночтений с нашей Конституцией здесь нет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Пузановский. ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, выражая согласие с прозвучавшими в выступлениях аргументами в пользу принятия данного законопроекта, я хотел бы ограничиться только двумя обстоятельствами, обратим на них внимание. Современный российский парламентаризм начинался в трагические, суровые годы, в 1993 году. И вы понимаете, что в тех условиях его правовые конституционные основания не могли быть иными, чем те, которые есть сегодня в Конституции. Да, это не сильный парламент, да, это парламент, который не обладает одной из основных функций - правом, или институтом, расследования, усиливающим и укрепляющим его позиции. Но Конституция, закрепив разделение властей, вместе с тем открывает возможности по мере развития, исторического развития, для наполнения и российского парламента, и в целом нашего развития демократического теми недостающими функциями, о которых мы сегодня говорим. Очевидно, что если первое десятилетие в основном было связано с укреплением вертикали власти (и в этом мы все, имеются в виду ветви власти, достигли многого, это безусловно), то столь же неизбежно наступит период (и, очевидно, это не за горами), когда мы будем все работать над укреплением и другой ветви власти - парламента. И в этом отношении есть очень хорошая предрасположенность общества, ожидания в обществе, на которые мы, депутаты, получающие полномочия путем избрания, не можем не быть сориентированными. А эти ожидания есть, и они крепнут. Представленный законопроект уже тем хорош, что он представлен и рассматривается в Государственной Думе. Он не мог быть сразу совершенным, но концепция его прописана ясно, она соответствует конституционной росписи полномочий между палатами и развивает эту идею разделения ветвей власти и ответственности путем проведения расследований. И эта концепция является корректной, здоровой, и она может быть в случае успешного прохождения в первом чтении усовершенствована в последующем. Я выражаю свою частную точку зрения, не фракционную: я поддерживаю данный законопроект как начало движения в очень правильном, нужном обществу направлении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поступило предложение продлить заседание до окончания рассмотрения этого вопроса, потому что еще хотели бы выступить Бурдуков и Баскаев. Поэтому прошу проголосовать за то, чтобы продлить заседание до окончания рассмотрения вопроса. Голосуйте, пожалуйста. За продление работы. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 58 мин. 06 сек.) Проголосовало за 157 чел. 34,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 158 чел. Не голосовало 292 чел. 64,9% Результат: не принято Не принято. Значит, у нас в четыре часа будут еще выступления Бурдукова и Баскаева. Ну всё уже. (После перерыва) Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Г. В. Боос ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, просьба пройти в зал и приготовиться к регистрации. Включите, пожалуйста, режим регистрации. Кто без карточки или не успел зарегистрироваться, сделайте, пожалуйста, это в секретариате. Покажите, пожалуйста, результаты регистрации. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕГИСТРАЦИИ (16 час. 00 мин.17 сек.) Присутствует 356 чел. 79,1% Отсутствует 94 чел. 20,9% Всего депутатов 450 чел. Не зарегистрировано 94 чел. 20,9% Результат: кворум есть Кворум есть. Можем продолжать работать. Мы остановились на пункте 16 повестки дня. Осталось три выступления у нас. Пожалуйста, Павел Тимофеевич. Депутату Бурдукову включите микрофон. БУРДУКОВ П. Т., Агропромышленная депутатская группа. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Мне кажется, что ссылки докладчика от имени комитета на неконституционность данного законопроекта не совсем корректны. Возьмем Конституцию, статью 3, которая гласит: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Исполнение полномочий, властных полномочий и функций власти не только подразумевает, но и предусматривает наличие контроля, поэтому данный законопроект мне кажется особенно актуальным в этом свете. Парламент уже имеет определенный опыт контроля. Например, работала комиссия по импичменту в свое время, на протяжении трех созывов работала комиссия по коррупции. Однако отсутствие обязательности явки должностных лиц по требованию комиссии фактически делает комиссии бесправными. Я считаю, что хоть по данному законопроекту и есть вопросы, но нам необходимо сделать первый шаг. Поэтому поддерживаю предложение принять в первом чтении данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутату Баскаеву включите микрофон. БАСКАЕВ А. Г. Уважаемые коллеги, я думаю, что инициатива, которую проявил коллега Гончар, должна быть поддержана Государственной Думой по следующим позициям. Во-первых, если вы помните, мы приняли в первом чтении законопроект "О противодействии коррупции". Мы вынуждены были уйти от создания парламентской комиссии, потому что рассчитывали, что хотя бы в таком виде он будет одобрен правительством и администрацией президента. К сожалению, отзывы на этот закон сегодня оба отрицательные, нам говорят, что такой закон просто не нужен. И вот принятие этого закона, создание парламентской комиссии позволит все-таки нам сделать хотя бы какой-то шаг в борьбе с коррупцией. В июле я участвовал в работе специального комитета по разработке конвенции против коррупции. Вот этот документ, он у меня в руках, если кто-то интересуется, может почитать. Участие в разработке этого документа принимали более ста тридцати государств, и наш законопроект "О противодействии коррупции" просто, знаете, детский лепет по сравнению с тем, какие требования предъявляет сегодня международное сообщество в отношении коррупции и насколько серьезно оценивает оно эту угрозу для любого государства. Кстати говоря, по этой конвенции, участие в разработке которой принимает и наша российская делегация, предполагается активное участие парламента и других ветвей власти в борьбе с коррупцией. Поэтому создание подобной парламентской комиссии с правами, возможностью привлечь и хотя бы вызвать... К сожалению, здесь нет депутата Ковалёва, возглавляющего нашу комиссию, которая не имеет никаких прав, никаких полномочий, от нее просто, извините меня, отмахиваются. Я думаю, что мы должны этот шаг сделать, и я поддерживаю принятие этого законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Мельников, с места. МЕЛЬНИКОВ А. Ю., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, позиция фракции "ЯБЛОКО" здесь уже была озвучена коллегой Захаровым. Я добавлю еще несколько практических соображений для тех депутатов, которые работают, обращаясь в органы государственной власти с депутатскими запросами. На самом деле институт парламентского расследования - это очень важная составная часть, дополняющая нашу работу. Почему? Вы знаете, нередки случаи, когда пишут просто откровенный обман или не предоставляют сведения. И очень часто совершенно невозможно двигаться дальше с помощью депутатских запросов. Например: в последнее время я занимаюсь делом Пичугина, и директор ФСБ Патрушев и Генеральный прокурор Устинов пишут просто неправду. Куда обращаться дальше? Куда идти? Нет возможности вызвать, так сказать, этих чиновников по данному конкретному случаю. Что, вызывать на палату? (У каждого депутата, наверное, много таких дел.) А вот в рамках парламентской комиссии, в рамках расследования, так сказать, такого рода вещи вполне можно делать. Здесь уже от комитета выступал докладчик и говорил, что данный законопроект противоречит Конституции. Я бы призвал всех депутатов поддержать его в первом чтении, потому что институт такой абсолютно необходим. Если есть какие-то соображения, как привести отдельные статьи законопроекта в соответствие с Конституцией, хотя я таких противоречий не вижу, то это надо сделать, но сейчас его нужно принять в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. У правительства по этому законопроекту нет желания выступить. У представителя президента тоже нет желания. Пожалуйста, Николай Николаевич Гончар, заключительное слово. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемые коллеги, этот закон нужен прежде всего власти. Известная мысль по поводу того, что власть развращает, а абсолютная, бесконтрольная власть развращает абсолютно, не утратила актуальности своей и сейчас. Единственные места (их всего два в нашей стране), где оппозиция может задать вопросы власти, - это парламент и его альтернатива (вы помните, что было десять лет назад) - баррикада. Неработоспособный парламент, неспособный, не имеющий права задать вопрос власти и потребовать ответа, в нашей истории был. Он был до 1917 года, и мы помним, чем это закончилось. Это что касается смысла. А вот теперь ключевой вопрос, самый трудный вопрос - противоречие Конституции. И в заключении профильного комитета, и в том комментарии, который давал представитель президента, делается ссылка на статью 103. Я убедительно прошу представителей президента послушать то, что я сейчас буду говорить, это адресовано им. Юристы не могут не знать разницы между ведением Государственной Думы и предметами ведения Российской Федерации. Это не одно и то же. Статья 103: "К ведению Государственной Думы относятся...", и далее перечисляются несколько позиций. Но никто не читает пункт 2 этой статьи, а в нем написано буквально следующее: "Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации". Вот если бы ваш покорный слуга внес проект постановления о парламентских расследованиях, то тогда совершенно справедливой была бы ссылка на статью 103. В ведении Государственной Думы этих вопросов нет, но мы принимаем не постановление, мы принимаем закон. По этому вопросу в Конституции, статья 71, говорится следующее: "В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением..." Парламентское расследование - форма контроля за соблюдением законов. Что же подразумевает Конституция по этому вопросу? В статье 76 говорится, что по предметам ведения Российской Федерации (я уже сказал, что контроль за соблюдением законов - предмет ведения Российской Федерации) принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. Кто принимает федеральный закон? Статья 106, прошу прощения, статья 105: федеральные законы принимаются Государственной Думой. Поэтому те позиции, которые сформулированы со ссылкой на статью 103 Конституции, не имеют абсолютно никакой правовой основы, подчеркиваю: мы принимаем закон, а не постановление и действуем строго в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Я убедительно прошу коллег проголосовать за данный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Заключительное слово представителя комитета - заместителя председателя Комитета по государственному строительству Николая Ивановича Шаклеина. Нужно вам время для заключительного слова? Пожалуйста, с места. Включите микрофон. ШАКЛЕИН Н. И. Уважаемые коллеги, позиция комитета была мною изложена. С учетом всех выступлений, в том числе и заключения докладчика, она остается прежней. Все доводы были изложены мной, новых нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О парламентских расследованиях Федерального Собрания Российской Федерации". Первое чтение. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 10 мин. 59 сек.) Проголосовало за 232 чел. 51,6% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 234 чел. Не голосовало 216 чел. 48,0% Результат: принято Принимается в первом чтении.