Заседание № 227
О проекте федерального закона № 214674-8 "О внесении изменений в статью 23-4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования ликвидационных процедур в отношении финансовых организаций; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 23.4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 56, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23-4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Доклад Корниенко Алексея Викторовича. КОРНИЕНКО А. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект направлен на повышение эффективности проведения ликвидационных процедур в отношении страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов. В ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении уточнён порядок погашения задолженности страховой организации или пенсионного фонда его акционерами либо третьими лицами, а также правовые последствия неисполнения намерения о погашении задолженности. В таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию, включены четыре поправки. Поправок, рекомендованных к отклонению, не имеется. Комитет просит утвердить таблицу № 1 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 24 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел.22,4 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 49 мин. 48 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. КОРНИЕНКО А. В. Законопроект полностью готов к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений против того, чтобы рассмотреть в третьем чтении? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Тоже нет. Ставится на голосование законопроект. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 28 сек.) Проголосовало за 357 чел.79,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 358 чел. Не голосовало 92 чел.20,4 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 188
О проекте федерального закона № 214674-8 "О внесении изменений в статью 23.4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (в части совершенствования ликвидационных процедур в отношении финансовых организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23.4 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)". Докладывает Владислав Матусович Резник. РЕЗНИК В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, глубокоуважаемые коллеги! Концепцией данного законопроекта предусматривается совершенствование процедур в рамках ликвидации банкротных предприятий. Несмотря на большой объём представленного законопроекта, концепция его исключительно проста и сводится к тому, что после закрытия реестра любой акционер либо любое третье лицо может обратиться и, покрыв соответствующие затраты, получить в натуральном виде имущество. Эта норма действует для банков в течение последних десяти лет, с 2014 года, через эту процедуру прошло, по-моему, 22 банка. Опыт показался успешным, и сейчас это распространяется на страховые организации и пенсионные фонды. Всё остальное, коллеги, это технические моменты, с которыми мы готовы работать ко второму чтению. Собственно говоря, всё. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владислав Матусович. С содокладом выступает Сергей Анатольевич Гаврилов. ГАВРИЛОВ С. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Действительно, Владислав Матусович подготовил очень значимый законопроект, который направлен на повышение эффективности ликвидационных процедур в отношении финансовых организаций. Напомню, что уже десять лет, действительно, действует такая норма в отношении кредитных организаций, банков. Всего где-то 25 банков, из них 22 банка прошли процедуры успешно, три находятся в процессе, то есть на примере кредитных организаций (пусть не массово) эта процедура показала свою ответственность. Что решается вследствие этой процедуры? Ну, прежде всего, это, конечно, максимально быстрое удовлетворение требований кредиторов. Как вы знаете, в отношении кредитных организаций основным кредитором у нас является государственная организация - АСВ, которая тем самым компенсирует затраты, связанные с компенсациями нашим гражданам в ходе банкротства кредитных организаций. Я напомню, сейчас у нас планка страхования вкладов - 1 миллион 400. Кроме скорейшего удовлетворения всех, подчёркиваю, требований кредиторов... Без удовлетворения всех требований кредиторов этот должник, который выступает... который замещает статус должника, третье лицо или акционер, получить собственность, имущество не может - не компанию, а имущество, - потому что, напомню, при начале процедуры банкротства отзывается финансовая лицензия. Значит, кроме того, мы видим, что здесь ещё решается не только вопрос о необходимости погашения всех, так сказать, требований кредиторов, но и вопрос о сроках. В среднем у нас по банкам где-то 5,5 лет продолжается процедура банкротства - вы можете себе представить, что может произойти с оставшимся имуществом за 5,5 лет. Это касается расходов и на оценку, и на оспаривание долгов, на выявление сделок с заинтересованностью, на сами процедуры торгов, и в результате масса, которую в конце получают кредиторы (напомню, это не только АСВ, это и работники предприятия, и получившие инвалидность, и налоговая служба), существенно меньше, чем в начале процедуры банкротства. Это, так сказать, уже, к сожалению, данность. У нас сейчас находятся в процедуре банкротства 27 негосударственных пенсионных фондов и 31 страховая организация, и планируется на эти организации эту практику расширить. Единственно, надо учесть опыт в отношении кредитных организаций, то есть, безусловно, рассматривать возможность обсуждения этих процедур путём обращения в арбитражный суд только через 30 дней после закрытия реестра. Допускается такая норма, как ускоренное погашение всех долгов, всех требований кредиторов в течение трёх месяцев, если такое не происходит, то в течение одного года по согласованию с арбитражным судом. Действительно, тема непростая, конечно, во многом вынужденная, но комитет считает, что в отношении кредитных организаций она себя оправдала. Надеемся, что такое произойдёт и в отношении негосударственных пенсионных фондов. У нас есть ряд замечаний. Прежде всего, это касается средств на депозите, которые размещают вот желающие - третье лицо или акционер, - чтобы погасить долги. Мы считаем, что 10 миллионов для организаций со значительными активами - это недостаточная сумма. Мы считаем, что всё-таки нужно установить процент от объёма активов - не менее 10 процентов, - с тем чтобы избежать злоупотреблений. Это принципиальный вопрос. Кроме того, вопрос следующий. Фильтром для вхождения в эту процедуру является требование к финансовой организации, чтобы объём требований кредиторов был сравним с достаточным объёмом денежных средств на счетах организации. Мы понимаем, что эта тема и вообще оценка ликвидности предприятий - это довольно такая в данном состоянии, в процедуре банкротства, вечно оспариваемая тема, поэтому мы считаем, что всё-таки надо оценивать не остатки денежных средств на счетах, а объём ликвидных активов, с тем чтобы также избежать дополнительных злоупотреблений и в полной мере учесть интересы кредиторов, среди которых, я напомню, ключевыми для нас являются интересы вкладчиков, которых часто представляет, что естественно, в процедуре банкротства Агентство по страхованию вкладов. С учётом изложенного мы полагаем возможным принятие законопроекта в первом чтении при необходимой серьёзной доработке ко второму чтению. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Анатольевич. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Алимова Ольга Николаевна. АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Владислав Матусович, проводились ли в процессе подготовки законопроекта предварительные расчёты, насколько же в случае принятия законопроекта вырастет нагрузка на арбитражные суды? Несмотря на проведённую работу над ошибками, так как законопроект на протяжении многих лет находится в Думе, вопросы по законопроекту по-прежнему остались и у правительства, и у комитетов, и у депутатов. Почему всё-таки вы не решились проводить его обсуждение в формате слушаний или "круглого стола"? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Глубокоуважаемые коллеги, ко мне обращались представители ряда страховых организаций с той проблемой, которую этот законопроект решает, и, собственно говоря, поэтому родилась представленная сегодня на обсуждение инициатива. Законопроект рассматривался достаточно долго, он неоднократно переписывался, и комитет, в котором проходили обсуждение и подготовка законопроекта к первому чтению, достаточно активно рассылал его по всем заинтересованным ведомствам и организациям, получал информацию, передавал её мне, я её перерабатывал. Законопроект достаточно серьёзно изменился, поэтому я считаю, что он имел широкое обсуждение в профессиональных кругах, ну и в конечном итоге был всеми поддержан. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемый Сергей Анатольевич, может быть, вы ещё поподробнее расскажете, в чём суть законопроекта, потому что как-то сложно представить, что в рамках банкротства остаётся ликвидное имущество на сумму больше, чем должник готов заплатить одномоментно или ещё как-то, удовлетворив требования. То есть много ли, там, страховых организаций, других финансовых организаций в такой ситуации, когда их ликвидного имущества на большую сумму остаётся, чем они должны по сути? Потому что только в этом случае интерес возникает к подобного рода действиям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ГАВРИЛОВ С. А. Спасибо большое, Алексей Владимирович. Действительно, у нас есть такая оценка по 22-м из 25 кредитных организаций, проходящих эту процедуру, в отношении НПФ и страховых организаций автор законопроекта, Владислав Матусович, подтвердил, что у нас действительно очень требовательная позиция была. И надо сказать, что автор слышал нашу позицию, он неоднократно проект перерабатывал, у нас возникали вопросы - он, так сказать... Поэтому процесс действительно был очень критичный и внимательный. Что касается ликвидных активов, действительно ликвидных активов, увы... То есть вы можете говорить не о ликвидных активах, а о правах требования. И часто акционеры, которые владеют несколькими бизнесами аналогичного профиля, заинтересованы в сохранении профиля деятельности, там, то есть не самой лицензии, а коллектива, там, оставшихся имущественных средств, прав требования, чтобы сохранить деятельность или аккумулировать этот вопрос. Кроме того, здесь ещё имеет значение значительная, так, между нами уже говоря (понимаете?), активная роль государства. Потому что государство часто - понимая, что печальный опыт прошлого свидетельствует, что очень сложно взыскать задолженность с ряда собственников, которые покинули сейчас нашу страну, - оказывает влияние на оставшихся акционеров, с тем чтобы погасили долги перед государством. То есть, я подчеркну, 25 банков проходят процедуру, 22 банка завершили, три проходят процедуру, это не массовое явление, но всё-таки достаточное, и вот опыт... Почему мы согласились с этим? Есть опыт, когда в этих процедурах выступает соучредитель, акционер или третье лицо, и берёт на себя ответственность погасить все долги, не только долги перед государством, а все, какие есть, в максимально короткий срок. Иначе это растягивается, как было сказано, в среднем на 5,5 лет, а бывает и дольше, и понятно, что в конце концов ни государство, ни кредиторы, ни коллектив вообще не получают ничего или получают очень мало, с большим дисконтом. Поэтому это мера, так сказать, вынужденная, особенно когда у нас, помните, этих процедур проходило немало. Я просто напомню, что у нас сейчас существует 37 НПФ, а 27 фондов проходят процедуру банкротства. Вы понимаете, что ситуация сейчас очень сложная. И в этой сложной ситуации государство, конечно, заинтересовано максимально эту процедуру ускорить и вернуть долги, потому что государство выступает от имени вкладчиков: чтобы сначала погасили обязательства, а потом уже государство представляет интересы вкладчиков, чтобы погасили требования. Автор сказал, что тяжёлая была работа, сложная, но все наши соображения учтены. Действительно, правительство поддержало законопроект. Надеемся, что он, так сказать, оправдает наши надежды. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Новиков Владимир Михайлович. НОВИКОВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Иван Иванович. Коллеги, ну, банкротство всегда очень неприятная и больная процедура для всех, пожалуй, за исключением самих конкурсных управляющих. Я при изучении данного законопроекта увидел - может быть, мне показалось, - что, принимая законопроект только для банковской и финансовой сфер, мы создаём льготные условия для учредителей, организаций и третьих лиц именно из этих сфер. Вот, коллеги-разработчики, если я не прав, то скажите мне, пожалуйста, почему мы не рассматриваем другие сферы производственной деятельности? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Резнику включите микрофон. РЕЗНИК В. М. Спасибо большое за вопрос. Тема законопроекта, в разработке которого я принял участие, которым я занимался, касалась исключительно кредитно-финансовой сферы, к которой я исторически имел отношение. Что касается других сфер, ну, если вам это кажется перспективным и интересным, наверное, это можно было бы посмотреть, хотя я до конца не понимаю, как это сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 05 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается в первом чтении.