Заседание № 119

11.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 214322-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления запрета для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимать участие в деятельности политических партий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5951 по 6271 из 6633
31-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18       
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Докладывает Вячеслав Михайлович Мархаев.                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию                 
представляется проект закона, согласно которому высшее должностное лицо         
субъекта Российской Федерации в период исполнения полномочий приостанавливает   
членство в той или иной политической партии. Запрет высшему должностному лицу   
субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа      
государственной власти субъекта Российской Федерации) принадлежать к той или    
иной политической партии, а также участвовать в её деятельности аналогичен      
запретам, установленным в отношении судей (пункт 2 части 3 статьи 3 Закона      
Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), в отношении     
государственных гражданских служащих (пункт 13 части 1 статьи 17 Федерального   
закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации"), и в      
целом отвечает сегодняшним вызовам, реалиям существующего в настоящий момент    
порядка государственного управления.                                            
                                                                                
До сих пор в уставе "ЕДИНОЙ РОССИИ" приостановление членства в партии было      
предусмотрено только в случае назначения на государственные и иные должности,   
для замещения которых законом ограничено право членства в политических          
партиях, это пункт 4.4.1, это должности судьи и уполномоченного по правам       
человека, где решение принимается - хотя только в теории - по зову совести, а   
отнюдь не исходя из требований партийной дисциплины. Принятие данного закона    
позволит, во-первых, говорить о независимости высшего должностного лица от      
воли какой-либо партии; во-вторых, предоставить возможность всем партиям на     
равных началах участвовать в избирательной кампании; в-третьих, руководителям   
уйти от политизированности и заняться как представителям исполнительной         
власти решением хозяйственных вопросов. Как было отмечено на последнем          
заседании Госсовета президентом Владимиром Владимировичем Путиным, иногда       
политизированность не даёт руководителям возможности сосредоточиться на         
выполнении своих прямых обязанностей, что приводит к неисполнению бюджетов и    
хаотичному, неравномерному, авральному освоению средств в конце года,           
неэффективному расходованию средств налогоплательщиков.                         
                                                                                
Действующее законодательство, к сожалению, позволяет руководителям субъектов    
Российской Федерации возглавлять партийные списки на региональных выборах.      
Казалось бы, формально правовые нарушения принципа равенства партий и           
кандидатов отсутствуют, однако все понимают, что ключевую роль в победе той     
или иной партии в последнее время играет как раз руководитель субъекта,         
причём такое положение он получает не благодаря личным качествам, а используя   
свой административный ресурс. И уже никого не удивляет, когда в "день тишины"   
накануне выборов и во время выборов задействуется весь аппарат, но не для       
наведения порядка и соблюдения законности, а для получения результата любым     
путём. Это наглядно было продемонстрировано на прошедших региональных выборах   
в законодательные органы власти субъектов России, например, конкретно в         
родной мне Республике Бурятия, заметим, дотационной, где глава республики       
Вячеслав Наговицын - самый высокооплачиваемый руководитель из всех              
руководителей субъектов Российской Федерации, - возглавив список "ЕДИНОЙ        
РОССИИ", не сходил с экранов телевизоров, участвовал в мероприятиях по вводу    
различных объектов, перерезал ленточки, так сказать, в поездках по районам,     
но не по хозяйственным нуждам, а для контроля за тем, как руководители          
министерств и ведомств организуют выборную кампанию на местах, а вся            
хозяйственная работа, в том числе работа по подготовке к зиме, работа по        
исполнению бюджетов всех уровней, застыла до окончания выборов. И таких         
примеров, уверен, немало по России. Как подчеркнул Президент России Путин на    
заседании Госсовета, работа по исполнению бюджета (как и у нас в Бурятии) не    
носит программного характера, не исполняются поручения, данные даже самим       
президентом. Так будет продолжаться и дальше, пока главы администраций будут    
главным образом выполнять партийные установки и заниматься выборами различных   
уровней.                                                                        
                                                                                
Сегодня не идёт речь о том, что кандидат на пост руководителя субъекта должен   
скрывать свои политические убеждения, это нормальная практика мировых           
демократий, когда руководители регионов представляют интересы той или иной      
партии, и, собственно говоря, их избирают за их убеждения. В соответствии с     
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" совокупность полномочий, компетенций высшего              
должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта        
фактически делают его хозяйственником в прямом смысле. Более того, некоторые    
полномочия прямо требуют дистанцирования от политики, в том числе от политики   
партии, при осуществлении мер по реализации, обеспечению и защите прав и        
свобод человека и гражданина, по охране собственности и общественного           
порядка, по противодействию терроризму, экстремизму и борьбе с преступностью.   
                                                                                
Принятие данного закона не потребует бюджетных средств. Уважаемые коллеги,      
прошу вас поддержать законопроект, он чрезвычайно актуален сегодня, его ждут    
в регионах. Принятие этого закона благоприятно скажется на развитии             
демократии и гражданского общества.                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Степанович Тимченко, пожалуйста.                                       
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законодательная инициатива,     
предложенная коллегой Мархаевым, не может быть поддержана в силу ряда причин,   
я назову только одну из них: данное предложение противоречит статье 30          
Конституции Российской Федерации, где предусмотрено, что каждый гражданин       
имеет право на участие в деятельности объединений. Согласно закону о партиях    
политическая партия - это общественное объединение, поэтому такое               
ограничение, которое предлагает коллега Мархаев, нарушает конституционные       
права главы субъекта как гражданина. Комитет предлагает отклонить данную        
законодательную инициативу.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы? Прошу записаться на вопросы.                                   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитрий Иванович Савельев.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И. Вячеслав Михайлович, ваша идея понятна, она, естественно,        
будет поддержана депутатами оппозиционных фракций, правда, есть одно            
существенное "но", и вы, как взрослый и здравомыслящий человек, это             
понимаете: как бы губернатор ни назывался, какой бы партбилет в кармане ни      
носил, выполнять он будет указания вышестоящих лиц. И беспартийный так же:      
прикажут беспартийному сделать так - сделает, и это понятно, потому что над     
ним есть руководители, он будет выполнять их волю. В этом смысле ваш закон, в   
общем-то, видится потенциально неработающим. Прокомментируйте, пожалуйста.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Михайлович Мархаев, пожалуйста.                  
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Дмитрий Иванович, спасибо за вопрос, вы совершенно правильно      
говорите: у каждого начальника есть свой начальник, и в том числе в первую      
очередь, наверное, у руководителя субъекта. Но тем не менее, учитывая реалии    
сегодняшнего дня, как я в своём выступлении сказал, другого пути, кроме как     
оздоровления ситуации в нашей стране, строительства гражданского общества и     
демократии, у нас с вами просто нет. Думаю, что все избиратели, все жители      
нашей великой России будут благодарны, если мы с вами примем данный             
законопроект. Конечно, в первую очередь его не поддержит фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ", и те заключения комитетов, которые даны, отрицательные, и поэтому мы   
предполагаем, какая будет перспектива, но другого пути для оздоровления         
ситуации у нас с вами нет.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Степанович, вы прекрасно знаете, что за     
прошедшие двадцать лет действия Конституции на самом деле были законы,          
которые обязывали, в том числе и избранных глав местного самоуправления, при    
избрании приостанавливать членство в партии, тут вы, мне кажется, несколько     
преувеличили. Кроме того, и сегодня есть целый ряд ограничений для              
государственных служащих, судей, в соответствии с которыми они не имеют права   
вообще заниматься политической деятельностью. Поэтому в данной ситуации         
ссылки на противоречие Конституции, мне кажется, не очень, ну, скажем так,      
законны.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вячеслав Степанович Тимченко, пожалуйста.                 
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Николай Васильевич, возможно, вы правильно сказали, что были     
такие законы, но их сейчас нет, те законы, которые противоречили Конституции,   
были отменены.                                                                  
                                                                                
А что касается мотивов, я привёл только один из пяти аргументов. Если бы        
уважаемый коллега Вячеслав Михайлович пришёл к нам на заседание комитета,       
когда мы рассматривали законопроект, мы очень подробно изложили бы все нюансы   
и тонкости, которые не позволяют данную законодательную инициативу              
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Коллеги, пока идёт запись, скажу: мы завершим обсуждение этого законопроекта    
и, наверное, как уже решили раньше, рассмотрим несколько законопроектов по      
сокращённой процедуре, а после этого завершим работу на сегодня. Не             
возражаете? Спасибо.                                                            
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На самом       
деле Вячеслав Михайлович предлагает правильную инициативу, хотя в условиях,     
когда у нас с переизбранием первого лица государства каждый раз меняется и      
стратегия строительства основных принципов гражданского общества, наверное,     
здесь можно по-разному трактовать. Более того, с моей точки зрения, можно       
было бы согласиться с Вячеславом Степановичем, если бы у нас действительно      
было объективное голосование и если бы ограничения в использовании служебного   
положения трактовались для всех одинаково. У нас можно депутата снять с         
выборов, если он проедет, к примеру, 10 километров на автомобиле, исполняя      
депутатские обязанности и баллотируясь в какой-то орган, и в то же время        
главы администраций везде и безосновательно злоупотребляют полномочиями, и ни   
один суд по месту их нахождения никогда их не снимет.                           
                                                                                
С моей точки зрения, для объективного проведения выборов необходимо             
выполнение нескольких условий: первое - ограничить только государственным       
бюджетом возможности для выступлений и предоставить равное время всем           
кандидатам и партиям; второе - закон, даже плохой, должен быть одинаковым для   
всех, нельзя, чтобы врагам - закон, а себе - всё, по такому принципу            
гражданское общество не построить никогда; третье - нарастание кризиса, мне     
кажется, у нас связано прежде всего с бесконтрольностью и безответственностью   
исполнительной власти, которая рисует себе представительные органы,             
законодательные органы и потом ими манипулирует, - в такой ситуации в           
принципе никто и не может указать на нарастающие проблемы, потому что каждый    
указавший будет сметён и не допущен к избирательной кампании. Именно это и      
является, по моему мнению, главным источником нарастающего кризиса и            
предстоящих гражданских бунтов.                                                 
                                                                                
Мы призываем всех думающих поддержать эту инициативу.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Филиппович Шрейдер.                                                      
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В связи с         
данной законодательной инициативой необходимо отметить следующее. Как уже       
прозвучало в выступлении содокладчика, ограничение высшего должностного лица    
субъекта Российской Федерации в части деятельности политических партий будет    
нарушать права указанного лица как гражданина Российской Федерации,             
предусмотренные 30-й статьёй Конституции Российской Федерации.                  
                                                                                
И второе. Предлагаемые изменения не согласуются с положениями 184-го            
федерального закона, касающимися порядка избрания высшего должностного лица     
субъекта Российской Федерации. Таким образом, принятие законопроекта приведёт   
к противоречию и Конституции Российской Федерации, и 184-му федеральному        
закону.                                                                         
                                                                                
Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает принятие данного   
законопроекта и предлагает его отклонить.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Сергеевич Шурчанов.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот мы хорошо помним прошедшее двадцатилетие, и              
действительно, когда начали избирать глав в регионах, они должны были быть      
беспартийными или вне партии. Были специальные законы, и они нисколько не       
противоречили Конституции Российской Федерации, принятой в 93-м году,           
законам, уставам и конституциям субъектов Российской Федерации. В чём была      
логика? Когда парламенты избирались не по партийным спискам, в том числе и      
органы местного самоуправления, главы должны были быть беспартийными. Потом у   
нас появилась другая логика, и парламенты начали избираться по партийным        
спискам: Госдума полностью, стопроцентно избирается по партийным спискам,       
представительные органы власти субъектов - 50 на 50. Наконец, появилась идея,   
что и представительные органы местного самоуправления нужно избирать тоже по    
партийным спискам.                                                              
                                                                                
Когда появилась практика избрания по партийным спискам, действительно логика    
перехода к тому, чтобы главы, руководители субъектов, администраций тоже были   
бы партийными, была правильная, но буквально месяц назад коллега Плигин внёс    
от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" законопроект, которым упраздняются выборы по         
партийным спискам в органы местного самоуправления, а в отношении               
представительных органов мы, вернее, палата приняла решение: не менее 25        
процентов, и, естественно, только 25 процентов в парламенты будут избираться    
по партийным спискам. Раз мы отказываемся на региональном и на местном          
уровнях от выборов в представительные органы по партийным спискам, то           
предложение коллеги Мархаева действительно очень своевременное, очень           
правильное: главы тоже должны быть беспартийными. Я считаю, что это полностью   
соответствует духу тех самых реформ, которые сейчас проводит "ЕДИНАЯ РОССИЯ",   
и предложение Мархаева нужно поддержать, в том числе и фракции "ЕДИНАЯ          
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать? Докладчик, содокладчик?                   
                                                                                
Докладчик, Вячеслав Михайлович Мархаев, пожалуйста.                             
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. Уважаемые коллеги, в ответ на реплику Вячеслава Степановича о     
том, что надо было с комитетом плотнее работать, чтобы принят был сегодня       
данный законопроект, говорю, что мы это учтём.                                  
                                                                                
Та аргументация, которую привели представители партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", думаю,   
не имеет под собой оснований. Речь идёт о том, чтобы руководитель субъекта -    
глава, губернатор или президент - в случае избрания приостанавливал членство    
в той или иной партии. Он должен быть руководителем всего народа, а не          
какой-то келейной части субъекта, и это сегодня, как никогда, актуально, я      
уже говорил о демократии и о гражданском обществе.                              
                                                                                
На чём ещё хотелось бы акцентировать внимание? Дело в том, что профильный       
комитет направлял законопроект в субъекты: из 16 законодательных органов за     
проголосовали 7, против - 9, из 43 исполнительных органов власти за             
проголосовали 5, против - 8, воздержались - 30. Это показатель.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вячеслав Степанович Тимченко, пожалуйста.                                       
                                                                                
ТИМЧЕНКО В. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Прежде всего хотел сказать Вячеславу Михайловичу: мало думать, нужно излагать   
в законопроекте то, о чём вы думаете, - к сожалению, вы декларируете одни       
вещи, а в законопроекте изложены другие.                                        
                                                                                
Валентин Сергеевич, я вас глубоко уважаю, но не нужно передёргивать: никто не   
отменяет возможность избрания по партийным спискам, и даже снижение барьера     
до 25 процентов - это не менее 25 процентов. Пожалуйста, какое примет решение   
местное самоуправление, муниципальное образование, так и будет: 25 процентов,   
50 процентов, 70 процентов, хоть 100 процентов, но не менее 25 процентов.       
Поэтому никто не исключал возможности выборов в том числе по партийным          
спискам.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              198 чел.44,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                

Заседание № 105

18.06.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 214322-6 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части установления запрета для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) принимать участие в деятельности политических партий).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1663 по 1670 из 7770
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Я по 52-му вопросу: уважительная причина - докладчик приболел, звонил, просил   
поддержать его и перенести на июль 52-й вопрос, это Вячеслав Михайлович         
Мархаев.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1719 по 1720 из 7770
Сергей Николаевич Решульский просит перенести пункт 52, не возражаем.