Заседание № 206

19.01.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 213407-4 "О транспортной безопасности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 941 по 967 из 6642
Вопрос 4. О проекте федерального закона "О транспортной безопасности". Доклад   
председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерия Афонасьевича    
Язева. Пожалуйста.                                                              
                                                                                
ЯЗЕВ В. А. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет по         
энергетике, транспорту и связи представляет подготовленный к третьему чтению    
проект федерального закона "О транспортной безопасности". Госдума практически   
единодушно приняла этот законопроект во втором чтении. При подготовке к         
третьему чтению были учтены поправки, дополнительно розданные и принятые в      
ходе пленарного заседания. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую       
экспертизы. Замечаний юридико-технического и лингвистического характера нет.    
Принятие проекта создаст правовые основы обеспечения безопасности на            
транспорте с точки зрения защиты от актов незаконного вмешательства.            
                                                                                
Комитет по энергетике, транспорту и связи рекомендует Государственной Думе      
принять законопроект в третьем чтении.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет замечаний по докладу? Нет.                                                  
                                                                                
Спасибо, Валерий Афонасьевич.                                                   
                                                                                
Выносим проект федерального закона на "час голосования".                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1058 по 1113 из 6642
Пункт 4. От фракции ЛДПР есть выступление по мотивам голосования.               
                                                                                
Пожалуйста, Жириновский Владимир Вольфович.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Мы в среду рассматривали во втором чтении этот                
законопроект, и мне были непонятны выступления депутатов, которым не            
понравились превентивные меры по обеспечению безопасности на транспорте. Они    
должны были бы помогать, а сами вроде бы начали паниковать, здесь с утра        
подняли вопрос: что там происходит? Ведь это важная проблема, она связана с     
реальным обеспечением безопасности на транспорте. Мы во втором чтении           
принимали, сейчас в третьем... Впервые действия Думы совпали с действиями       
исполнительной власти. И всё ведь хорошо прошло, видите, своевременно мы с      
вами принимаем закон. А могли бы принять и лет десять назад!                    
                                                                                
Поэтому, я думаю, надо благодарность объявить соответствующему комитету и       
исполнительной власти: хорошо поработали! По всей стране люди спокойно себя     
вели, и в реальности ничего не произошло. Вот таким, я думаю, ритм работы и     
должен быть.                                                                    
                                                                                
Но я по мотивам выступаю, потому что мне непонятна позиция тех депутатов,       
которые пытались кого-то вызвать, о чём-то спросить, кому-то доложить. Надо     
благодарить, когда хорошо работают, а не вызывать сюда. Иногда просто бывает    
желание у депутатов как-то себя обозначить, вместо того чтобы плодотворно       
работать над законами.                                                          
                                                                                
Кстати, Борис Вячеславович, в ту среду, тоже прошу отметить, всю повестку дня   
мы прошли. Депутаты согласились сидеть до 22 часов, впервые за четырнадцать     
лет работы Государственной Думы депутаты единогласно проголосовали за           
предложение пройти повестку полностью даже при условии, что будем работать до   
22 часов.                                                                       
                                                                                
Так что я прошу кроме благодарности московскому правительству за                
регулирование дорожного движения, центральному правительству за регулирование   
рынка ещё объявить благодарность и Любови Константиновне Слиске за хорошую      
работу парламента в среду и всем депутатам. А тем, кто выступал, говорил, что   
не понял, что такое превентивные меры безопасности на транспорте, -             
непонятно, надо ли таким людям оставаться в депутатском корпусе.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам нет больше желающих выступить. Уважаемые       
коллеги, ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона    
"О транспортной безопасности". Кто за? Прошу голосовать.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 36 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              434 чел.96,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 205

17.01.2007
Вопрос:

О проекте федерального закона № 213407-4 "О транспортной безопасности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3144 по 3446 из 8312
Переходим к рассмотрению пункта 4. Проект федерального закона "О транспортной   
безопасности". Доклад заместителя председателя Комитета по энергетике,          
транспорту и связи Юрия Петровича Сентюрина.                                    
                                                                                
У нас на рассмотрении данного вопроса присутствует статс-секретарь -            
заместитель министра транспорта Российской Федерации Аристов Сергей             
Алексеевич.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, докладывайте, Юрий Петрович.                                        
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
предлагается для рассмотрения во втором чтении проект федерального закона "О    
транспортной безопасности". Напомню, что в первом чтении законопроект был       
рассмотрен Государственной Думой в ноябре 2005 года. И в силу важности этой     
темы хотелось бы напомнить обстоятельства, при которых проходило рассмотрение   
и принятие в первом чтении названного законопроекта. Законопроект принимался    
с целью создания правовых и организационных основ безопасности на транспорте,   
в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства. Я хотел бы       
подчеркнуть это обстоятельство: не от факторов техногенного характера, а        
именно от актов незаконного вмешательства.                                      
                                                                                
Необходимость такого закона обуславливалась рядом факторов. Основной из них -   
это фактор возрастания террористической угрозы. Я считаю, что это               
обстоятельство в дополнительных комментариях не нуждается, поскольку и          
сегодня в начале заседания на эту тему шёл обстоятельный разговор.              
                                                                                
Другим важным фактором является фактор социально-экономического характера.      
Это необходимость реализации международных требований в области обеспечения     
транспортной безопасности как обязательного условия безопасного и               
конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировых рынках      
перевозок пассажиров и грузов.                                                  
                                                                                
С точки зрения социально-экономических последствий принятия данного закона      
прочитывается повышение защищённости жизни, здоровья, имущественных интересов   
субъектов транспортной инфраструктуры, создание условий для увеличения грузо-   
и пассажироперевозок, осуществляемых российскими транспортными компаниями, а    
также перевозок, выполняемых международными перевозчиками, транспортными        
операторами на российских участках международных транспортных коридоров.        
                                                                                
В процессе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении поступили   
многочисленные поправки от субъектов права законодательной инициативы, от       
депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, от правительства. Из   
числа поступивших на рассмотрение в комитет к принятию комитет рекомендует      
шестьдесят одну поправку. Все их мне прокомментировать не удастся, но           
хотелось бы остановить ваше внимание на ряде поправок, имеющих существенное     
значение.                                                                       
                                                                                
Прежде всего благодаря предлагаемым к рассмотрению поправкам значительно        
улучшена структура законопроекта и обогащён его понятийный аппарат, а также     
конкретизирован ряд норм. В частности, в статье 1 "Основные понятия"            
предлагаются чёткие определения акта незаконного вмешательства, вопросов        
обеспечения транспортной безопасности, понятия объектов транспортной            
инфраструктуры, понятия перевозчика. Даётся определение специализированных      
организаций в области обеспечения транспортной безопасности, а также порядка    
их аккредитации для проведения оценки уязвимости объектов транспортной          
инфраструктуры. Даётся определение транспортных средств и уровней               
безопасности, расширен перечень принципов обеспечения транспортной              
безопасности за счёт появления - в виде поправки это оформлялось - такого       
принципа, как взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов     
государственной власти и органов местного самоуправления, когда достигается в   
качестве эффекта режим коллективной ответственности за обеспечение              
транспортной безопасности на существенных элементах транспортной                
инфраструктуры.                                                                 
                                                                                
В статье 4 "Обеспечение транспортной безопасности" более чётко проводится       
градация ответственности за обеспечение этого деликатного процесса и за его     
результаты с точки зрения участия в нём самих субъектов транспортной            
инфраструктуры, а также федеральных органов исполнительной власти,              
федеральных инстанций.                                                          
                                                                                
Что касается вопросов самого процесса достижения транспортной безопасности      
как определённой степени защищённости, то поправками достигается установление   
чётко структурированного и системного порядка этого процесса. В частности,      
оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств   
от актов незаконного вмешательства базируется на порядке проведения данной      
оценки, устанавливаемом специализированными органами, в данном случае           
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое   
регулирование в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом         
исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации   
и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим                     
нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел. При этом хотелось     
бы сказать, - и это вызывало многочисленные споры и дискуссии, - что оценка     
уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, которая будет проводиться в    
соответствии с только что изложенным мною порядком, будет основываться на       
публичном договоре по тарифам, которые устанавливаются федеральным органом      
исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в       
сфере цен (тарифов).                                                            
                                                                                
Предметом дискуссии в рабочей группе комитета стал важный вопрос по поводу      
доступа к сведениям, включённым в этот процесс. Были внесены поправки,          
которые позволили ограничить, на наш взгляд, доступ к этим сведениям, а ряд     
сведений, касающихся объектов, за безопасность которых отвечают федеральные     
инстанции, особо важных, ключевых объектов, отнесён к понятию государственной   
тайны.                                                                          
                                                                                
Следующий элемент процесса, процедуры обеспечения транспортной безопасности -   
это категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных         
средств. Поправками достигнута более чёткая и корректная формулировка данной    
нормы. Предлагается установить порядок для проведения категорирования этих      
объектов, и право определять этот порядок закрепляется за федеральным органом   
исполнительной власти в сфере транспорта (я для краткости буду так называть)    
по согласованию с федеральными органами по обеспечению безопасности в сфере     
внутренних дел и в сфере экономического развития.                               
                                                                                
Установлены чёткие определения уровней безопасности. Установлено право          
Правительства Российской Федерации определять перечень уровней безопасности и   
порядок их объявления. Статьёй 8 определяются требования по обеспечению         
транспортной безопасности, а поправкой, которая предлагается комитетом          
сегодня к принятию, право по установлению требований закрепляется за            
Правительством Российской Федерации по представлению соответствующих            
федеральных органов исполнительной власти.                                      
                                                                                
Значительно конкретизирован порядок планирования и реализации мер по            
обеспечению транспортной безопасности. При этом поправками достигается, что     
порядок разработки планов по обеспечению транспортной безопасности будет        
устанавливаться федеральным органом исполнительной власти в сфере транспорта    
по согласованию с федеральными органами в сфере безопасности и в сфере          
внутренних дел. Соответственно, по тем объектам, которые имеют ключевое         
значение, сведения, содержащиеся в планах, а также в перечне мер по             
реализации этих планов, будут представлять государственную тайну.               
                                                                                
Не буду комментировать до конца. Ещё одна поправка, о которой мне хотелось бы   
сказать особо - она вызвала наибольшее количество споров в рабочей группе -     
касается вопросов отражения информации о перемещениях пассажира при             
пользовании транспортными средствами, то есть о персональных данных человека.   
В частности, перечень сведений, отражаемых в автоматизированных системах        
учёта персональных данных, расширяется этой поправкой, что даёт полную и        
объективную картину перемещения нашего пассажира. Эти данные передаются в       
специализированные базы для учёта при оформлении проездных документов и при     
заключении соответствующего договора на перевозку.                              
                                                                                
Снята статья по финансированию обеспечения транспортной безопасности,           
поскольку нормы, связанные с этим, отражаются, по мнению комитета, в статье 4   
законопроекта, я эту статью прокомментировал.                                   
                                                                                
Таким образом, шестьдесят одна поправка включена в таблицу 1 поправок,          
предлагаемых комитетом к принятию. Девяносто пять оставшихся из ста             
пятидесяти шести поправок включены в таблицу 2 и рекомендуются комитетом к      
отклонению.                                                                     
                                                                                
Помимо этого, уважаемые коллеги, сейчас в зале вам розданы дополнительные       
поправки, поступившие в последний момент. Комитет сумел во время перерыва       
провести заседание, обсудил эти три дополнительные поправки и предлагает их     
тоже рассмотреть в категории рекомендованных к принятию. Они касаются           
приведения ряда положений законопроекта в соответствие с Федеральным законом    
"О противодействии терроризму" и указом Президента Российской Федерации о       
неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом ввиду          
введения в текст законопроекта специального понятия об акте незаконного         
вмешательства.                                                                  
                                                                                
Хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в доработке этого          
законопроекта. Он был непростой, сложный, но чрезвычайно актуальный и важный    
для жизнедеятельности и для социально-экономического развития страны.           
Представляется, что задачи определения угроз, оценки уязвимости,                
категорирования объектов транспорта, составления и реализации планов            
обеспечения транспортной безопасности возможно решить только с принятием        
названного федерального закона.                                                 
                                                                                
Доклад окончен.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по основной таблице поправок 1, которая      
состоит из шестидесяти одной поправки? Нет. Кто за то, чтобы согласиться с      
комитетом и принять данную таблицу? Прошу проголосовать.                        
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 18 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              361 чел.80,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице отклонённых поправок, которая состоит из девяноста   
пяти поправок? Кто за то, чтобы согласиться с комитетом?.. Есть вопрос.         
Депутат Чаплинский, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ЧАПЛИНСКИЙ С. И., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Прошу вынести поправку 87 на отдельное голосование.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поправка 87.                                              
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять таблицу поправок, рекомендованных к           
отклонению, за исключением поправки 87? Прошу проголосовать.                    
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 19 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              366 чел.81,3%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    368 чел.                                          
Не голосовало                  82 чел.18,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Игоревич Чаплинский, ваши замечания по поправке 87.          
                                                                                
ЧАПЛИНСКИЙ С. И. Юрий Петрович, вопрос такой. Я понимаю, что статью 14          
предыдущими поправками убираем, но вот в статье 5 содержатся нормы, в           
соответствии с которыми производится оценка уязвимости и устанавливаются        
специальные тарифы вот по этому вопросу. Вот не приведёт ли это к тому, что     
компетентные органы в области транспортной безопасности будут предъявлять       
счета субъектам транспортного процесса, о которых идёт речь в этом              
законопроекте, и скажут: оплатите, пожалуйста, нам поездку тысячи сотрудников   
в Лондон для выявления там подготавливаемых терактов и так далее? То есть вот   
все расходы по обеспечению безопасности граждан предполагается возложить        
именно на транспортные предприятия или государство должно какую-либо            
ответственность всё-таки нести здесь?                                           
                                                                                
СЕНТЮРИН Ю. П. Спасибо большое, Сергей Игоревич. Я хотел бы обратить ваше       
внимание на несколько положений, которые вошли в текст законопроекта,           
поскольку они уже проголосованы, и которые увязаны с вашим вопросом.            
                                                                                
Первое, по принципам обеспечения транспортной безопасности. Подпункт шестой:    
взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной   
власти и органов местного самоуправления. Исходя из этого принципа понимаем,    
что дело обеспечения транспортной безопасности - это дело общее. Это            
во-первых.                                                                      
                                                                                
Во-вторых. Статья 4, пункты 1 и 2, где расписывается специфика обеспечения      
транспортной безопасности, на кого возлагается данная задача. В частности,      
здесь задача по обеспечению транспортной безопасности возлагается на субъекты   
транспортной инфраструктуры, обратите внимание на оговорку: "если иное не       
установлено законодательством Российской Федерации". А в пункте 2 этой же       
статьи объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства,             
обеспечение транспортной безопасности которых осуществляется исключительно      
федеральными органами исполнительной власти, определяются федеральными          
законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.     
                                                                                
И наконец, последнее, статья 5, на которую вы ссылаетесь, пункт 2, где          
говорится об установлении тарифов. Я бы обратил ваше внимание на пункт 1 этой   
статьи, где устанавливается порядок проведения оценки уязвимости, а             
соответственно, то, кто платит, в каких размерах платит. Это документ,          
который принимается Министерством транспорта - я для краткости так говорю -     
по согласованию с Федеральной службой безопасности и Министерством внутренних   
дел.                                                                            
                                                                                
Как кажется комитету, набор этих обстоятельств позволяет гарантировать          
отсутствие волюнтаристских проявлений при проведении оценки уязвимости          
субъектов транспортной безопасности.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы принять поправку 87 по          
предложению депутата Чаплинского? Мнение комитета - отклонить. Прошу            
определиться голосованием.                                                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за               39 чел.8,7%                                      
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     39 чел.                                          
Не голосовало                 411 чел.91,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Докладчик нам сказал уже о трёх поправках, которые сегодня были розданы и       
комитетом предложены к принятию. Есть ли вопросы по данной таблице? Кто за      
то, чтобы согласиться и принять таблицу поправок, которая сегодня роздана в     
зале?                                                                           
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              349 чел.77,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    349 чел.                                          
Не голосовало                 101 чел.22,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование данный законопроект во втором чтении. Кто за   
его принятие? Прошу проголосовать.                                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              414 чел.92,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    414 чел.                                          
Не голосовало                  36 чел.8,0%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 125

09.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 213407-4 "О транспортной безопасности".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5413 по 5655 из 6289
Пункт 21. Проект федерального закона "О транспортной безопасности". Доклад      
сделает официальный представитель Правительства Российской Федерации            
заместитель министра транспорта Российской Федерации Сергей Алексеевич          
Аристов.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич.                                                  
                                                                                
АРИСТОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра транспорта Российской Федерации.                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законопроект "О            
транспортной безопасности" разработан на основании поручения Президента         
Российской Федерации после трагических событий августа прошлого года.           
Возросшее в последние несколько лет количество совершенных террористических     
актов на различных объектах транспорта, нарастание уровня новых                 
террористических угроз вызвали четкое понимание необходимости выстраивания      
единой системы современных организационных и технических мер, предупреждающих   
проникновение террористов и доставку средств террора на объекты транспорта.     
Кроме того, существует необходимость реализации международных требований в      
области обеспечения транспортной безопасности как обязательного условия         
безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на       
мировом рынке перевозок пассажиров и грузов. В настоящее время единая           
государственная система обеспечения транспортной безопасности в российском      
законодательстве отсутствует, а отдельные вопросы в той или иной форме нашли    
отражение в законодательных актах по видам транспорта - в Воздушном кодексе,    
Кодексе торгового мореплавания, Кодексе внутреннего водного транспорта и        
других. Эти отдельные правовые нормы не всегда соответствуют характеру и        
уровню имеющихся угроз. Целью законопроекта является создание единого           
законодательного акта, регулирующего вопросы обеспечения безопасности           
транспортного комплекса в целом и ликвидации разрыва между уровнем              
международных требований и ныне существующим уровнем обеспечения безопасности   
транспортного комплекса.                                                        
                                                                                
Предметом нормативного регулирования в настоящем законопроекте являются         
правовые, организационные, экономические и иные отношения в сфере транспорта,   
направленные на обеспечение защиты транспортного комплекса от актов внешнего    
вмешательства. Законопроект предусматривает систему мер, направленных на        
обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспортного            
комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере            
транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства, в том числе от      
актов терроризма во всех его формах.                                            
                                                                                
По стадиям, предусмотренным законопроектом. Вначале специализированной          
организацией проводится оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры   
и транспортных средств, то есть определяется степень защищенности от актов      
вмешательства. При этом учитывается категория объекта, для чего компетентным    
органом, в данном случае агентством по виду транспорта, осуществляется          
категорирование объекта, то есть объединение в группы с учетом степени угрозы   
совершения акта незаконного вмешательства. Затем на основании результата        
проведенной оценки уязвимости объекта разрабатываются планы,                    
предусматривающие конкретные мероприятия по обеспечению транспортной            
безопасности. Реализация планов осуществляется субъектом транспортной           
инфраструктуры. При этом требования по обеспечению транспортной безопасности    
устанавливаются в зависимости от уровня безопасности и категории объекта.       
                                                                                
В целях заблаговременного выявления и недопущения на объекты транспорта лиц,    
склонных к противоправным действиям, в первую очередь к совершению              
террористических актов, законопроект предусматривает создание единой            
государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности,   
в которую входит автоматизированная база данных персональных сведений о         
пассажирах. Формирование баз данных будет осуществляться на основе сведений,    
передаваемых субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками, в том      
числе от иностранных государств. Законопроект также предусматривает вопросы     
подбора кадров при приеме на работу и подготовки персонала, деятельность        
которого связана с обеспечением транспортной безопасности. Определены в         
законопроекте права и обязанности субъекта транспортной инфраструктуры.         
                                                                                
Полагаем, что принятие законопроекта кроме социально-политических последствий   
внутри страны также обеспечит укрепление внешнеполитического престижа           
Российской Федерации. Прошу поддержать.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Язева          
Валерия Афонасьевича.                                                           
                                                                                
ЯЗЕВ В. А. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Сергей          
Алексеевич Аристов, официальный представитель правительства, достаточно         
подробно раскрыл содержание законопроекта. Необходимость законопроекта          
обусловлена растущей угрозой террористических актов, с одной стороны, и         
отсутствием единой системы обеспечения транспортной безопасности в российском   
законодательстве - с другой.                                                    
                                                                                
Важными аспектами проекта являются также содействие внедрению современных       
технологий и стандартов в области обеспечения транспортной безопасности и       
гармонизация российского законодательства с международными правовыми актами,    
соглашениями, подписанными Российской Федерацией.                               
                                                                                
Есть ряд замечаний по этому законопроекту, предлагаемому к принятию в первом    
чтении. Комитет их сгруппировал, объединил в три группы: терминологические      
неточности и противоречия; несоответствие отдельных положений законопроекта     
действующим нормативным актам и подзаконным актам, принятым в этой сфере в      
отсутствие закона о транспортной безопасности; недостатки, связанные с          
объемом правового регулирования. Например, там есть избыточная, на наш          
взгляд, норма, а есть и не отраженные вопросы, связанные с ответственностью     
субъектов Федерации и муниципальных образований в области транспортной          
безопасности.                                                                   
                                                                                
Учитывая, что концепция законопроекта в целом не вызывает сомнений, а           
недостатки возможно устранить в процессе подготовки законопроекта ко второму    
чтению, комитет принял решение рекомендовать Государственной Думе принять       
проект федерального закона "О транспортной безопасности" в первом чтении.       
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Есть вопрос у Баскаева.            
                                                                                
Пожалуйста, Аркадий Георгиевич.                                                 
                                                                                
Валерий Афонасьевич, оставайтесь пока на трибуне.                               
                                                                                
БАСКАЕВ А. Г. Сергей Алексеевич, у меня к вам вопрос. Сегодня существуют        
агентства воздушного, железнодорожного транспорта и так далее. Останутся ли     
за ними функции по организации транспортной безопасности либо это всё           
перейдет к Министерству транспорта? И тогда за чей счет это будет               
осуществляться?                                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Я уже в докладе официально доложил о том, что компетентными       
органами, которые будут заниматься вопросами обеспечения транспортной           
безопасности, станут агентства по видам транспорта.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос депутата Багишаева.                                                      
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Вопрос заместителю министра господину Аристову. Скажите, пожалуйста,            
насколько этот законопроект будет способствовать тому, чтобы на наших           
отечественных автомобилях устанавливалась система безопасности?                 
                                                                                
АРИСТОВ С. А. Это не является предметом регулирования данного закона.           
Техническое обеспечение транспорта и отношения, которые планируется             
регулировать этим законом, - разные вещи. Это законопроект относительно актов   
внешнего вмешательства, а не технического состояния транспортного средства.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились.                                                            
                                                                                
Присаживайтесь, Валерий Афонасьевич.                                            
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Романов Валентин Степанович. С места. Три минуты, пожалуйста.                   
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я поддерживаю необходимость принятия          
федерального закона, связанного с безопасностью на транспорте, с учетом тех     
обстоятельств, о которых говорил докладчик. Вместе с тем хотел бы сказать:      
тот факт, что за столько лет мы впервые к этой теме подходим, говорит о том,    
что Дума несет ответственность за позднее осмысление происходящего.             
                                                                                
Если говорить об угрозах терроризма, то они рождены громадными                  
социально-экономическими противоречиями как на мировой арене, так и внутри      
России. Это первое.                                                             
                                                                                
Вторая деталь. Была государственная транспортная система, была                  
государственная ответственность - сейчас и государственная система              
раздроблена, да и многие вещи в ходе приватизации привели к тому, что размыта   
ответственность хозяйствующих субъектов. Мы не можем не вспоминать об этом,     
когда сталкиваемся с происходящим вокруг нас. Возьмем судьбу авиации:           
дробление единого мощного комплекса, каким был "Аэрофлот", на триста структур   
было, конечно, безумием с точки зрения обеспечения национальной безопасности,   
например, конкретной технологической возможности предотвращать                  
террористические акты. Возьмем ситуацию с автомобильным транспортом: потери     
на дорогах страны - до пятидесяти тысяч человек в год - это же вопиющий факт.   
Я понимаю, что это предмет регулирования другого закона, но когда уничтожили    
дорожные фонды, зная, в каком состоянии дорожное хозяйство... Ведь не везде     
же такой асфальт, как в Москве, многие трассы в чудовищном состоянии. Вот по    
Самарской области идет трасса на Уфу, так называемая Уфимка: ГАИ стрижет        
водителей за нарушение скорости на километр в час, в то время как состояние     
этой трассы... Я дважды писал министрам, и министру внутренних дел, и           
министру транспорта (когда еще старые министерства были), но проблема до сих    
пор не решена. Это только один пример. А какие трассы в сторону Дальнего        
Востока? Послушайте, что говорят те, кто по ним проезжает. Наконец, не могу     
не сказать о глобальном ухудшении ситуации с кадрами на всех видах транспорта   
с точки зрения квалификации, ответственности за противодействие коррупции и     
так далее.                                                                      
                                                                                
Наверное, надо признать, что данный законопроект ко второму чтению еще надо     
внимательно почитать и, видимо, будут поправки. В принципе его принять надо.    
Но я еще раз говорю: задумываясь над этим конкретным вопросом, невольно         
думаешь о гораздо более широком спектре проблем, рожденных за последние         
пятнадцать лет.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Аркадий Георгиевич, вы тоже хотели бы выступить? Но был только один желающий.   
Хорошо, три минуты.                                                             
                                                                                
Включите микрофон депутату Баскаеву.                                            
                                                                                
БАСКАЕВ А. Г. Мне думается, что действительно этот законопроект необходимо      
принимать, его надо поддержать в первом чтении, а ко второму, конечно,          
доработать. Есть определенные вопросы у Комитета по безопасности, и мы свое     
мнение высказали. На мой взгляд, самое главное - это чтобы не оказалось так     
же, как, например, с законом, который мы принимали, помните, после взрывов      
самолетов в августе прошлого года. К сожалению, правительство до сих пор не     
разработало подзаконных актов, и этот наш закон остался совершенно никому не    
нужным. В ближайшее время Комитет по безопасности будет выносить на пленарное   
заседание обращение к правительству в связи с этим.                             
                                                                                
Кроме того, на мой взгляд, есть моменты, которые - вот об этом говорил          
председатель комитета коллега Язев - нужно будет вносить в этот закон при       
определении функций и обязанностей по обеспечению транспортной безопасности     
для конкретных органов.                                                         
                                                                                
И еще один момент. Самое главное, на мой взгляд, - это не создать еще одного    
монстра, который в Министерстве транспорта позволил бы себе создать еще одно    
МВД или что-то подобное. На мой взгляд, нельзя перекладывать всё сегодня на     
государство, что иногда пытаются сделать.                                       
                                                                                
Я считаю, что законопроект надо принимать. Ко второму чтению есть, конечно,     
предложения, и у меня в частности, по внесению поправок, но его надо            
принимать, так как он действительно направлен на борьбу с терроризмом в том     
числе.                                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет. С заключительным   
словом никто не хочет выступить. Коллеги, кто за то, чтобы принять              
законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                              
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    421 чел.                                          
Не голосовало                  29 чел.6,4%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.