Заседание № 213
15.01.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 213388-3 "О внесении дополнения в статью 185 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4622 по 4755 из 5508
Пункт 13 повестки: проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 185 Гражданского кодекса Российской Федерации". Александр Владимирович Четвериков - основной докладчик. Содокладчик - председатель Комитета по законодательству Павел Владимирович Крашенинников. ЧЕТВЕРИКОВ А. В. Я думаю, сегодня не самый лучший день для развития сельского хозяйства и экономики в целом, как следует из предыдущего голосования. Предложенный законопроект еще более, на мой взгляд, сложный и в какой-то степени, может быть, затрагивает гармоничность законодательства, но тем не менее я также хотел бы изложить свою позицию. Не так давно мы приняли Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Основной частью этого закона является регулирование оборота так называемых земельных долей, так как при приватизации земель основной объем сельскохозяйственных земель (порядка 98 процентов, а это около 140 миллионов гектаров) был предоставлен гражданам - тогдашним участникам колхозов и совхозов в виде общей долевой собственности. И получалась такая ситуация, когда, скажем так, тремя тысячами гектаров владели порядка тысячи человек и каждый имел земельную долю в этой общедолевой собственности на уровне, скажем, трех или пяти гектаров. Сейчас мы сталкиваемся с проблемой, каким образом продвигать дальнейший земельный оборот. Для того чтобы распорядиться землей и в соответствии с законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и в соответствии с Земельным кодексом, необходимо решение всех участников. Там существует своя процедура, но так или иначе они должны выражать свое желание. И при подписании множественных договоров опять возникает проблема с регистрацией этих договоров в учреждениях юстиции, так как по закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" любая сторона договора обязана присутствовать при этом в учреждении юстиции. Понятно, что организовать присутствие столь множественного количества граждан при оформлении договора, например аренды, или договора купли-продажи, или любого другого договора, практически невозможно. Тем более, что мы знаем, на селе есть проблемы с транспортом, да и вообще собрать такое количество людей нельзя. Поэтому используется, как правило, на практике опять же участие нотариусов (которые, наверное, так не любят меня... ну что делать, это взаимный процесс в данном случае). И от имени каждого гражданина подписывается доверенность какому-то конкретному лицу на право представлять его интересы. Таким образом, собираются с нескольких сотен, иногда с нескольких тысяч, иногда с нескольких десятков тысяч такие доверенности, доверенное лицо прибывает в учреждение юстиции и оформляет договор. Снова возникает проблема с нотариусом, который, я хочу отметить, не везде есть, не в каждом районном центре. В малых районных центрах их, как правило, нет, потому что сейчас нотариус - это бизнес: 50 процентов от стоимости всех видов операций нотариусы получают лично и только 50 процентов идет в доход государства. Поэтому в малых населенных пунктах, там, где нет спроса на нотариальные услуги, как правило, нотариусов и не бывает (по крайней мере на практике того региона, откуда я избран, где я проживаю). И в общем-то, сама по себе процедура эта крайне медленная и дорогостоящая. Поэтому в законопроекте предлагается расширить список видов доверенностей, заверенных уполномоченными лицами, и предложить председателям поселковых советов и главам муниципальных образований заверять доверенности. Такая доверенность приравнивается к нотариально удостоверенной доверенности. Везде есть поселковые советы, везде есть муниципальные образования. Главы хорошо знают своих людей, с которыми они работают. У них есть вся документация по приватизации этих земель, они имеют доступ к этому. Поэтому если эта норма была бы принята и список лиц, которые могли бы удостоверять подобного рода документы, был бы расширен, то в этом случае мы значительно продвинулись бы с оборотом земель сельскохозяйственного назначения и стали бы возможны такие элементарные сделки, как, например, долгосрочная аренда земель. Без этого просто невозможно на практике арендовать земли и работать на этих землях. А мы и так имеем большую проблему, на практике, я знаю, 90 процентов сделок с земельными долями, да и с землями в целом, не оформляется. То есть хозяйствующие субъекты обрабатывают землю, работают на ней, не имея на это совершенно никаких юридических прав, опять же именно потому, что процедура оформления договоров аренды долгосрочных крайне сложна, и в первую очередь вот именно из-за того, что необходимо представительство непосредственно арендодателей при оформлении этого договора. Спасибо за внимание. Прошу поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Владимирович. Пожалуйста, Павел Владимирович Крашенинников. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Спасибо большое. Дело в том, что законопроектом предлагается дополнить статью 185, которая так и называется "Доверенность", и пункт соответствующий о нотариальной доверенности. Я просто хочу обратить внимание коллег на то, что к нотариальным формам доверенности также приравниваются доверенности, которые составлены в каких-то достаточно экстремальных ситуациях. Ну, например, если человек находится в местах лишения свободы, например, если гражданин болеет и соответствующее учреждение медицинское также имеет право ему соответствующую доверенность дать, например, в учреждениях социальной защиты, если соответствующий гражданин там находится. И вот к этим самым экстремальным условиям сейчас предлагается добавить вот этот новый подпункт, 5-й, о том, чтобы эту доверенность удостоверял глава муниципального образования по месту жительства доверителя. На самом деле мы похожий законопроект уже рассматривали примерно год назад. Мы его тогда отклонили. Комитет по законодательству считает, что данный законопроект также нужно отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчикам? Есть. Коломейцев Николай Васильевич. Говорите, кому вопрос. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вопрос Четверикову Александру Владимировичу. Александр Владимирович, а не кажется ли вам, что ваш закон... или, может, не кажется, а, может, вы свой закон делаете как раз для того, чтобы побыстрее отнять земельные паи? У меня уже есть масса фактов, когда именно по такому принципу сговорились кумовья, сватья, поставили чекушку сельской администрации и потом ходит крестьянин, доказывает свое право на свой земельный пай. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Владимирович Четвериков. ЧЕТВЕРИКОВ А. В. Данный законопроект не предусматривает в принципе какой-то механизм перехода права собственности. Это всего лишь навсего процедурный вопрос, именно по оформлению, он упрощает оформление, и прежде всего таких договоров, как долгосрочная аренда, которая не связана с переходом права собственности. Поэтому данный аргумент как бы не принимается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть вопросы? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель Правительства? Нет. Представитель Президента? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 42 мин. 35 сек.) Проголосовало за 4 чел. 0,9% Проголосовало против 65 чел. 14,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 69 чел. Не голосовало 381 чел. 84,7% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 201
15.11.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 213388-3 "О внесении дополнения в статью 185 Гражданского кодекса Российской Федерации" (в части расширения перечня доверенностей, приравненных к нотариально удостоверенным).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5393 по 5410 из 6821
Пункт 15 повестки дня - проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 185 Гражданского кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Александр Владимирович Четвериков. Отсутствует докладчик. Валерий Павлович Воротников, пожалуйста, что вы хотели сказать? ВОРОТНИКОВ В. П., депутатская группа "Народный депутат". Геннадий Николаевич, я просто хотел бы, чтобы в стенограмме было зафиксировано, что докладчик не явился, несмотря на то что был оповещен, с тем чтобы в последующем мы снова поставили законопроект в повестку и рассмотрели без его участия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте зафиксируем это в нашей стенограмме. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)