Заседание № 104
О проекте федерального закона № 213183-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях". Докладывает Владимир Владимирович Гутенев. Коллеги, мы, очевидно, до перерыва успеем рассмотреть ещё и вопросы 11 и 12, это первое чтение, поэтому я прошу содокладчиков - докладчик Сергей Дмитриевич здесь - находиться в зале и быть готовыми доложить. Владимир Владимирович, пожалуйста. ГУТЕНЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях". Законопроект принят Государственной Думой в первом чтении 22 марта. Законопроектом предлагается существенно повысить уровень ответственности экспертов в области промышленной безопасности, отменить систему утверждения Ростехнадзором заключений экспертизы промышленной безопасности, а также решить ряд проблемных вопросов, которые возникают у органов государственного надзора в рамках производства по административным делам. Законопроект ко второму чтению был существенно доработан. Всего к нему поступило девятнадцать поправок, одиннадцать из них предлагается принять. Этими поправками, в частности, вводится определение экспертизы промышленной безопасности, устанавливаются принципы проведения экспертизы промышленной безопасности, повышаются требования к экспертным организациям и экспертам, осуществляющим проведение экспертизы промышленной безопасности. Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы. У Правового управления Аппарата Государственной Думы замечаний нет. Уважаемые коллеги, Комитет по промышленности рекомендует Государственной Думе принять таблицу поправок № 1, которая состоит из одиннадцати поправок, и таблицу поправок № 2, которая состоит из восьми поправок, а также законопроект во втором чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 58 сек.) Проголосовало за 302 чел.67,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел.32,9 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Также нет. Ставлю таблицу поправок на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 30 мин. 25 сек.) Проголосовало за 312 чел.69,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел.30,7 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Пожалуйста, Владимир Владимирович. ГУТЕНЕВ В. В. Уважаемые коллеги, законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении, прошёл юридическую и лингвистическую экспертизы, соответствующее заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и проект постановления Государственной Думы имеются. Прошу рассмотреть его сегодня в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
8-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях". Второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 08 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 335 чел. Не голосовало 115 чел.25,6 % Результат: принято Во втором чтении законопроект принят. Было предложение принять и в третьем чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет желающих. Голосуем в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 37 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 87
О проекте федерального закона № 213183-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях". Докладывает Алексей Викторович Ферапонтов, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Пожалуйста. ФЕРАПОНТОВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемый законопроект предлагает изменить действующий порядок подготовки и утверждения экспертизы промышленной безопасности, а именно упразднить функцию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности по рассмотрению и утверждению заключений экспертизы промышленной безопасности и ввести в обязанность этого органа учёт и ведение реестра заключений экспертизы без оценки их содержания. Это связано с достаточно большим количеством - от 350 до 500 тысяч экспертиз промышленной безопасности, которые утверждаются, что находится за пределами физических возможностей инспекторов Ростехнадзора, - такое количество невозможно не только оценить, но даже и прочитать. В связи с этим законопроектом предлагается ввести в Федеральный закон "О промышленной безопасности..." понятие "эксперт в области промышленной безопасности" и установить ответственность этого эксперта за проведение экспертизы: установить административную ответственность и предусмотреть уголовную ответственность за заведомо ложное заключение экспертизы промышленной безопасности. Таким образом, предложенный в законопроекте порядок подготовки и проведения экспертизы промышленной безопасности направлен на повышение её качества и повышение ответственности экспертов. Кроме того, это устранит избыточные административные барьеры для бизнеса. Большое спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Сергей Васильевич Собко. СОБКО С. В., председатель Комитета Государственной Думы по промышленности, фракция КПРФ. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые товарищи! Сегодня очень важные законопроекты мы рассматриваем - вот Галина Петровна чрезвычайно важный законопроект по Жилищному кодексу нам сегодня докладывала, - и этот законопроект, хотя и кажется рядовым, на самом деле очень важен. Я позволю себе напомнить, уважаемые коллеги, что в конце прошлого созыва мы ратифицировали международную Конвенцию о предотвращении крупных промышленных аварий и тогда же договорились о том, что в ближайшее время приведём в соответствие с ней внутреннее российское законодательство с целью недопущения тех кошмарных, я не побоюсь этого слова, происшествий, которые ознаменовали начало XXI века. Ведь 17 августа 2009 года авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни семидесяти пяти человек, в 2002 году подобная катастрофа была на Каширской ГРЭС, где был разрушен турбоагрегат мощностью 300 мегаватт, у наших соседей в Таджикистане в 2007 году на гидроэлектростанции "Памир-1" произошла аналогичная авария. Я уже не буду перечислять проблемы с шахтами и так далее. То есть крупные промышленные объекты, которые представляют повышенную опасность, должны находиться в зоне повышенного внимания, поэтому мы приняли недавно изменения в закон о промышленной безопасности, и обсуждаемый сегодня законопроект идёт в развитие вот этого плана приведения в порядок законодательства России в связи с ратификацией международной Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий. Я не буду останавливаться подробно на законопроекте, потому что Алексей Викторович достаточно детально изложил его суть. Комитет в принципе поддерживает концепцию законопроекта, предложенный в законопроекте порядок, который приводит в соответствие с логикой процесс экспертизы опасных производственных объектов и промышленных объектов. Естественно, что Ростехнадзор просто не в состоянии пятьсот тысяч объектов проверить в течение года, поэтому уточняется порядок проведения экспертизы и вводится понятие "эксперт в области промышленной безопасности". Мы получили отзывы на этот законопроект в том числе и от Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, от Генеральной прокуратуры, от Правового управления. Есть целый ряд замечаний, которые, безусловно, мы будем ещё обсуждать в рабочем порядке, будем проводить, видимо, парламентские слушания, "круглый стол". Есть, в частности, серьёзные замечания, я просто несколько назову. Учитывая особую опасность ряда объектов, подлежащих экспертизе промышленной безопасности, необходимо дополнительно обсудить вопрос о целесообразности полного упразднения функции Ростехнадзора по утверждению заключений экспертизы. Есть вопросы и по некоторым понятием, которые даны в законопроекте. Допустим, отсутствует определение понятия "заведомо ложное заключение", а ведь надо иметь в виду, что законопроект предлагает введение не только административной, но и уголовной ответственности. То есть к этому очень внимательно надо подходить. Отсутствуют гарантии независимости деятельности эксперта, которые должны свести к минимуму возможность оказания давления на экспертов при подготовке заключения. Ну и конечно, дополнительной проработки требует вопрос уровня ответственности, которую предлагается установить для экспертов в области промышленной безопасности. Но все эти замечания не затрагивают концепцию законопроекта и могут быть учтены при подготовке законопроекта ко второму чтению. Комитет по промышленности рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении при условии доработки ко второму. Просим вас поддержать принятие этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич, присаживайтесь. Есть ли у вас вопросы, коллеги? Есть? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Евдокия Ивановна Бычкова. БЫЧКОВА Е. И. Уважаемый Алексей Викторович, у меня два вопроса. Первый вопрос. Как известно, экспертиза стоит денег, и почему-то цена на экспертное заключение постоянно растёт. Скажите, регулируется ли каким-то образом в этом законопроекте, будет ли урегулирована стоимость экспертных услуг и прозрачность себестоимости этих услуг? И второй вопрос. Вводится новое понятие - "эксперт в области промышленной безопасности". Скажите, а квалификационные требования к эксперту будут установлены этим или каким-то другим нормативным актом? Об этом в законопроекте ничего не сказано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Викторович, пожалуйста. ФЕРАПОНТОВ А. В. Евдокия Ивановна, по поводу цены: услуга эта и её цена определяются рынком. На сегодняшний день 4 тысячи 50 юридических лиц имеют лицензию на деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности, но то, что Ростехнадзор отказывается от функции по утверждению заключений экспертиз, я вас уверяю, сразу снизит цену экспертизы, и, наверное, достаточно серьёзно. Требования к эксперту в принципе установлены в нормативных документах Ростехнадзора и начинают действовать с сегодняшнего дня, это руководящие документы, и квалификационные требования, повторяю, там достаточно чётко установлены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Сергеевич Шурчанов. ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ. У меня вопрос, Алексей Викторович, вам: скажите, пожалуйста, а не бюрократизирует ли это, наоборот, систему? Сегодня Ростехнадзор прекрасно знает, какие из наших предприятий, собственно, не выдерживают критики, плохие. Ведь самое главное не просто провести экспертизу - потом нужно принять какие-то конкретные меры по устранению выявленных недостатков и опасных вещей, но, к сожалению, в принципе ни экспертиза, ни Ростехнадзор до конца эти меры не принимают, и в конечном итоге предприятия остаются в той же самой опасной ситуации. Вот как это поправить? ФЕРАПОНТОВ А. В. Валентин Сергеевич, экспертиза промышленной безопасности не выявляет недостатки - она подтверждает правильность произведённых расчётов и правильность мер компенсирующего характера или не подтверждает, если для этого недостаточно сведений в технической документации или срок эксплуатации оборудования превысил какие-то разумные пределы. Вот для этого, собственно говоря, экспертиза промышленной безопасности и существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Василий Георгиевич Швецов. ШВЕЦОВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Алексей Викторович, скажите, пожалуйста, а какую ответственность за ложную экспертизу будет нести государство и будет ли оно вообще нести эту ответственность? И кто будет оплачивать последствия аварий, происшествий в случае ложного заключения экспертизы? Спасибо. ФЕРАПОНТОВ А. В. Мы как раз и говорим о том, что сегодня ответственность за экспертизу фактически ложится на сотрудника федерального органа исполнительной власти. Я не просто так привёл количественные показатели экспертиз, которые мы утверждаем, - мы не можем даже физически прочитать то, что там написано. Это некая профанация. И мы говорим об ответственном эксперте, о серьёзном уровне и инженерного образования и опыта, и надеемся на то, что у нас качественно изменится ситуация после вымывания с рынка, скажем так, не всегда добросовестных сотрудников ФОИВов и экспертов, которые с ними как бы находятся в неформальных отношениях. В соответствии с действующим законодательством ответственность за аварию у нас несёт эксплуатирующая организация, частично её ответственность переложена на страховую организацию в рамках действия закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта...". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться на выступления. Включите режим записи. Покажите список. Василий Васильевич Журко. ЖУРКО В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги! В данном законопроекте много новелл. В частности, предлагается упразднить функции Ростехнадзора, то есть Ростехнадзор будет только вести учёт и реестр, а ответственность за результаты экспертизы предлагается возложить на экспертов в области промышленной безопасности. Кроме того, этот законопроект вводит уголовное наказание для экспертов за дачу заведомо ложного заключения, одновременно предлагается дополнить статью 9.1 КоАП частью, в которой предусматривается административное наказание как для эксперта, так и для организации, выдавших заведомо ложные заключения. Оба предложения противоречат правилам проведения экспертизы промышленной безопасности, утверждённым постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации № 64 от 6 ноября 1998 года, в которых указывается, что экспертизу промышленной безопасности может проводить только лицензированная экспертная организация и что заключение должно быть подписано руководителем этой экспертной организации, а не отдельно взятым сотрудником-экспертом - в таком случае устанавливать уголовную ответственность непосредственно для эксперта неправомерно. В случае если предполагается установить порядок, при котором заключение может давать как эксперт, так и организация, логично предусмотреть в статье 2 законопроекта уголовную ответственность за дачу заведомо ложного заключения не только эксперта, но и руководителя организации, давшей заведомо ложное заключение. В связи с этим необходимо законодательно определить положения о порядке разграничения полномочий между организацией и экспертом при осуществлении экспертизы промышленной безопасности и прописать в законопроекте точные критерии того, что именно считается правонарушением. Данным законопроектом на Ростехнадзор возлагается только техническая функция регистрации заключения без оценки его содержания - такой подход искажает и умаляет значение и исполнение надзорных функций, что может привести к массовому нарушению норм и правил обеспечения промышленной безопасности на особо опасных объектах. Считаю целесообразным в законопроекте установить конечный перечень документов, который необходимо представлять в Ростехнадзор для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности. Учитывая изложенное, фракция ЛДПР поддержит концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении при условии доработки ко второму чтению, о чём и говорил Сергей Васильевич. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Евгеньевич Позгалёв. ПОЗГАЛЁВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хочу отметить, что в феврале этого года мы уже внесли ряд поправок в федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", который направлен на совершенствование правового регулирования в области обеспечения промышленной безопасности. Рассматриваемый сегодня законопроект является логичным продолжением деятельности Правительства Российской Федерации по совершенствованию надзорных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере обеспечения промышленной безопасности. Его принятие позволит полностью изменить сложившуюся систему подготовки заключений экспертизы промышленной безопасности, систему контроля над экспертными организациями и отдельными экспертами, а те замечания, которые были высказаны и Василием Васильевичем, и комитетами, которые давали заключения на этот законопроект, могут быть учтены и будут учтены в ходе подготовки его ко второму чтению. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие этого проекта закона в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства не выступают. Алексей Викторович, пожалуйста, вам слово. ФЕРАПОНТОВ А. В. Спасибо большое за высказанные замечания. Мы будем активно участвовать в подготовке текста ко второму чтению и постараемся учесть максимум замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Васильевич, вы будете выступать? Микрофон включите Сергею Васильевичу Собко. СОБКО С. В. Нет, всё, в общем-то. Видно, что депутаты совершенно правильно понимают значимость этой проблемы. Совершенствованию нет предела, конечно, будем и дальше работать. Некоторые моменты сегодня не отмечены, но на них тоже будем обращать внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
32-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения экспертизы промышленной безопасности и уточнения отдельных полномочий органов государственного надзора при производстве по делам об административных правонарушениях", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 59 сек.) Проголосовало за 386 чел.85,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принят в первом чтении.