Заседание № 230
02.04.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 212961-3 "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (в части дополнения перечня основных понятий, используемых в законе, и уточнения статуса санаторно-курортных и оздоровительных организаций).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4163 по 4424 из 6834
у нас - 14-й, но по повестке дня в 16.00 - пункт 21, законопроект первого чтения. Наверное, начнем с него? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, пункт 21: о проекте федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Докладывает по доверенности Законодательного Собрания Краснодарского края и член Комитета по охране здоровья и спорту Кибирев Борис Григорьевич. Пожалуйста, Борис Григорьевич, и доклад, и содоклад. По ведению - Дмитриева. Пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Во-первых, не зафиксировано время. Почему мы нарушили порядок даже без голосования? Мы должны были идти дальше по блоку постановлений, поскольку закон не поставлен на фиксированное время, на 16 часов. Поэтому дальше надо было идти по блоку постановлений. Вы нарушили Регламент и нарушили... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Оксана Генриховна, я спросил, никто мне не возразил, никто не поднял руку. Поэтому давайте мы этот вопрос рассмотрим, и потом я поставлю ваше предложение на голосование. Смолин, я вижу. Смолину дам слово сразу после того, как выступит докладчик. Пожалуйста, Борис Григорьевич. КИБИРЕВ Б. Г., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги! Законодательное Собрание Краснодарского края поручило мне доложить вам его законодательную инициативу - проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Повторю, что поправки направлены на ликвидацию правовых пробелов в основном ныне действующем законе, регулирующем санаторно-курортное дело. Для того чтобы более полно представить суть проблемы и предлагаемые способы ее решения, я хочу несколько слов сказать вам о том субъекте права, который эту законодательную инициативу представил. Краснодарский край на сегодняшний день является самым крупным российским регионом, специализирующимся на санаторно-курортной деятельности. В прошлом году в Краснодарском крае поправили свое здоровье и набрались душевных и физических сил более 5 миллионов российских граждан. За это бюджет Краснодарского края получил налоговых отчислений 1 миллиард 125 миллионов рублей. Это несмотря на то, что, в общем-то, год, надо признать, был весьма неблагоприятным - три удара стихии и целый ряд других обстоятельств. Санаторно-курортный комплекс Краснодарского края на сегодняшний день предоставляет 250 тысяч рабочих мест жителям Краснодарского края. Законодатели, которые представили этот законопроект, не только как профессионалы знают суть дела, но и обеспокоены теми проблемами, которые из-за пробелов в законодательстве существуют в сборе налогов. Содержание самого законопроекта. Законодательное Собрание предлагает внести поправки и дополнения в две статьи действующего федерального закона. В статью 1 вносятся четыре дополнительных абзаца, которые вводят отсутствующие в законодательстве понятия и раскрывают их. Например, такое понятие: "санаторно-курортная деятельность - это совокупность работ и услуг, входящих в стоимость путевки, обеспечивающих проживание, питание, профилактику заболеваний, оздоровление, лечение и реабилитацию с использованием природных лечебных факторов". Добавлю, что здесь есть еще понятия "санаторно-курортная организация", "оздоровительная деятельность" и "оздоровительная организация", не буду расшифровывать содержание каждого из них. В статью 15 законопроекта предлагается включить с учетом изменения ее редакции следующие положения: расшифровывается понятие "оздоровительная организация" и устанавливается порядок регистрации этой оздоровительной организации. Вот, собственно говоря, и весь законопроект. Какая же необходимость в появлении этой законодательной инициативы, что побудило законодателей к тому, чтобы этот законопроект появился? Целью законопроекта является усовершенствование государственного регулирования в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха. В настоящее время в федеральном законодательстве нет четкого разграничения понятий санаторно-курортной деятельности и оздоровительной деятельности, что приводит к значительным затруднениям при оформлении необходимых лицензий на осуществляемые виды деятельности и услуги, а также при финансировании организаций, занимающихся этими видами деятельности, и, естественно, при предоставлении этим организациям льгот. Как известно, организации, осуществляющие санаторно-курортную деятельность, относятся к лечебно-профилактическим и с учетом объемов оказываемых услуг гражданам, имеющим льготы, установленные Правительством Российской Федерации, приравниваются по оплате коммунальных услуг к лечебным учреждениям, подведомственным местным органам самоуправления. Оздоровительные организации указанных льгот не имеют. Добавлю еще одно обстоятельство. Когда вы бываете на Черноморском побережье в том же Краснодарском крае, вы видите огромное количество новых зданий и построек. Это в основном частные мини-гостиницы или просто гостиницы, которые сейчас принимают большое количество отдыхающих, именовавшихся ранее дикарями. Причем эти люди не просто проживают в этих гостиницах, часто в этих гостиницах открываются мини-санатории и пансионаты. Так вот, в связи с тем что существуют пробелы в налогообложении, местные власти не могут осуществлять на законных основаниях необходимые налоговые сборы с владельцев этих мини-гостиниц и просто гостиниц. Сейчас на побережье в Краснодарском крае в этих частных гостиницах - примерно половина всех мест размещения, вы представляете, какой это объем! И поскольку владельцы этих сооружений, предоставляя услуги гражданам Российской Федерации и получая соответствующие доходы, не платят налоги в нужном, установленном законом размере, они тем самым не несут соответствующей доли нагрузки, связанной с содержанием инфраструктуры курортов, с укреплением, так сказать, природопользования. Отсюда крайняя необходимость дать четкое определение оздоровительной организации, решить проблему, как она этот статус приобретает за счет лицензирования и сертификации. Вот суть этого закона. Еще раз хочу сказать, что направлен он на устранение пробелов, существующих в урегулировании отношений между владельцами мест отдыха и государством и местными органами власти. Естественно, что этот законопроект был разослан всем субъектам Российской Федерации. Он вызвал достаточно активный отклик. Скажу, что на этот законопроект поступило 87 отзывов. Какого содержания эти отзывы? 73 субъекта безоговорочно поддерживают представленный краснодарцами законопроект, восемь поддерживают с замечаниями, и шесть - против этого законопроекта. Таким образом, субъекты Российской Федерации понимают эту проблему и поддерживают инициаторов этого закона. Законопроект поддерживается и Комитетом Государственной Думы по охране здоровья и спорту, а вот в правительственном заключении за подписью уважаемой Валентины Ивановны Матвиенко этот законопроект не поддерживается. В чем найден криминал, несоответствие этого законопроекта существующему законодательству? По мнению Валентины Ивановны Матвиенко, в законопроекте оздоровительная деятельность и санаторно-курортная деятельность выделены в особые виды лицензируемой деятельности необоснованно. Мол, оздоровительная деятельность и ее лицензирование не предусмотрены Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Ну, конечно, спор наш, как говорится, односторонний, но я думаю, что и представитель Правительства свою точку зрения на этот счет выскажет. А я скажу, что особой убедительности вот в таком толковании закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" нет. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" относит к лицензируемой деятельности медицинскую деятельность, и этот же закон сразу устанавливает порядок лицензирования содержания медицинской деятельности. Вот по этому порядку, который установлен нормативным актом, санаторно-курортная деятельность, оздоровительная деятельность, естественно, подлежат лицензированию, и, таким образом, никакого противоречия с действующим законодательством у нас нет. Я хотел бы еще раз повторить, что авторы этого законопроекта озабочены тем, что имеется возможность на законном основании увеличить поступление доходов в краевой бюджет за счет налогообложения новых владельцев гостиниц и частных пансионатов на нашей курортной территории, но сделать это законно, на законном основании без внесения вот этих изменений и поправок в закон невозможно. В связи с тем что я одновременно и докладчик, и содокладчик от имени комитета, скажу одну фразу: Комитет по охране здоровья и спорту рассмотрел этот законопроект и пришел к заключению, что он нужен, он отвечает потребностям тех регионов, которые занимаются санаторно-курортной и оздоровительной деятельностью, и вышел на заседание Государственной Думы с предложением принять этот законопроект в первом чтении. К чему я горячо присоединяюсь. Благодарю за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы Борису Григорьевичу? Есть. Депутат Чуев, ваш вопрос. ЧУЕВ А. В. Уважаемый Борис Григорьевич, у меня вот такой вопрос. Насколько я знаю, в Краснодарском крае достаточно долгое время происходит следующее: на протяжении всего курортного сезона граждане, которые имеют собственное жилье, оказывают определенные услуги, так сказать, по предоставлению помещений приезжающим отдыхать. Это если брать Краснодарский край. Причем, конечно, в последнее время и дома стали уже другими, и количество предоставляемых комнат и услуг стало больше. Я хотел бы уточнить, в какой мере все-таки вот ваш закон коснется частных граждан, которые предоставляют эти услуги по найму помещений, и коснется ли он их вообще. КИБИРЕВ Б. Г. Отвечаю на ваш вопрос, уважаемый Александр Викторович. Практика предоставления помещений для отдыха очень широко распространена. Сейчас эта услуга приобрела новые качества по той причине, что появилось много новых домов типа мини-гостиниц. Но, если говорить с точки зрения высоких гражданских понятий, этот закон коснется всех владельцев таких гостиниц, и коснется в самом благоприятном плане. В каком плане? Они зарегистрируются как владельцы этих помещений, будут оказывать услуги и с доходов от этих услуг платить государству налог. Этот налог будет направляться на содержание инфраструктуры, в том числе и на улучшение природоохранной обстановки в той зоне, где эти гостиницы размещаются. Это сделает более привлекательным это место, этот курорт, для тех людей, которые приезжают туда. Естественно, владельцы мини-гостиниц и частных гостиниц получат более широкую клиентуру, то есть они расширят свои возможности получать доходы. Налог платить им будет обидно, но в последующем это послужит для их же выгоды - увеличатся поступления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли еще вопросы? Кто хотел бы выступить по данному законопроекту? Нет желающих. Представитель Правительства, пожалуйста. Присаживайтесь, Борис Григорьевич. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Очень приятно слышать такое выступление, в общем-то, в поддержку развития рыночных отношений от депутата, представляющего левую часть нашего собрания. И я бы хотел отметить: действительно, рассматривая эти понятия, новые понятия, во-первых, мы в Правительстве, как бы мы ни смотрели на эту ситуацию, ни анализировали всё действующее законодательство, совершенно не видим никакой связи между предложениями, которые были изложены авторами законопроекта, и последующим лицензированием этой деятельности. Вместе с тем если таковое и последует и мы действительно начнем лицензировать эту деятельность, особенно связанную с новыми домами и гостиницами, которые появляются в местах лечения в Краснодарском крае, то также возникает вопрос: а как же быть с теми старыми, действующими отраслевыми гостиницами, которые сейчас находятся в очень тяжелом положении, как вы знаете? Лицензия, за которую они будут дополнительно платить, и также дополнительные налоги, я думаю, многих из этих санаториев и домов отдыха просто поставят на грань разорения. Что касается самого законопроекта. Как отмечено в официальном отзыве Правительства Российской Федерации, никакой связи с теми сюжетами, которые декларируются авторами в пояснительной записке, вот в прозвучавшем выступлении, и текстом самого законопроекта мы не видим, потому что действительно термины, которые вводятся, - "санаторно-курортная деятельность" и "санаторная организация", - в общем-то, в дальнейшем, уже в самом тексте законопроекта, даже не встречаются, а вопросы лицензирования этой деятельности относятся, как вы знаете, не к сфере правового регулирования данного закона, поскольку он определяет только принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения и охраны природных лечебных ресурсов, а конечно же, к сфере регулирования закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Правительство не поддерживает данный законопроект, разделяя вместе с тем озабоченность авторов состоянием санаторно-курортной деятельности на юге России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Представитель Президента Котенков Александр Алексеевич не желает выступить. Так как не было выступлений, а был только один вопрос, Борис Григорьевич, заключительного слова не требуется. Уважаемые коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменения и дополнения в Федеральный закон "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". Кто за то, чтобы принять данный проект закона в первом чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 21 сек.) Проголосовало за 128 чел. 28,4% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 133 чел. Не голосовало 317 чел. 70,4% Результат: не принято Не принимается.