Заседание № 240

10.06.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 212818-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения гарантий автономии государственных и муниципальных образовательных организаций".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5264 по 5648 из 6944
23-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об образовании в Российской Федерации" в части обеспечения гарантий      
автономии государственных и муниципальных образовательных организаций".         
Докладывает Олег Николаевич Смолин.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Иван Иванович, если можно, я прошу за минуту             
предупредить об окончании, тема очень большая, боюсь не уложиться в             
предлагаемые семь минут.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Итак, уважаемые коллеги, тема законопроекта уже оглашена           
уважаемым Иваном Ивановичем. Я хочу назвать три ключевые идеи законопроекта.    
Идея первая: разрешить ликвидацию или реорганизацию федерального вуза только    
с согласия Государственной Думы. Идея вторая: вернуть полноценные выборы        
ректоров вузов, как это было предусмотрено Федеральным законом "О высшем и      
послевузовском профессиональном образовании" в редакции 1996 года. Идея         
третья: ректором вуза может стать только аттестованный или избранный по         
конкурсу педагогический работник, то есть тот, кто имеет опыт педагогической    
деятельности.                                                                   
                                                                                
А теперь, с вашего позволения, основные аргументы в пользу законопроекта.       
                                                                                
Первое, уважаемые коллеги. В российской образовательной политике, на мой        
взгляд, существует глубоко ошибочное мнение о том, что качество образования     
определяется размерами вуза: чем крупнее вуз, тем умнее студенты, - видимо,     
размеры вуза прямо сказываются на мозгах. 25 июля 2012 года эта тема стала      
предметом дискуссии между председателем правительства Дмитрием Анатольевичем    
Медведевым и вашим покорным слугой. Я тогда пытался доказать Дмитрию            
Анатольевичу, что во всём мире наиболее элитные вузы - это вузы средние по      
размерам: Массачусетский технологический университет, Гарвард, Кембридж,        
Оксфорд и тому подобные, тогда как наиболее крупные вузы в мире, как правило,   
ориентированы на массовое образование обычного качества, я не скажу "плохого"   
- обычного. В ответ Дмитрий Анатольевич говорил мне, что на Западе так, а в     
России не так, поскольку в России самые большие вузы - это госвузы с давними    
академическими традициями. Я был бы готов с этим согласиться, коллеги, но мне   
совсем непонятно, зачем в России сплошь и рядом принудительно объединяют        
несколько давно существующих крупных государственных вузов с академическими     
традициями.                                                                     
                                                                                
В этом зале я уже рассказывал вам по поручению лидера фракции Геннадия          
Андреевича Зюганова историю о Крымском государственном медицинском              
университете, который принудительно, я извиняюсь, затолкнули в Крымский         
федеральный университет. Что получилось, уважаемые коллеги? У университета      
был собственный, если угодно, бренд, у университета были иностранные            
студенты, которые поступали под этот бренд, а в результате принудительного      
объединения университет потерял миллиард рублей и огромное количество           
иностранных студентов, потому что диплом Крымского федерального университета    
их не устраивает. Зачем мы вредим себе, коллеги?! При этом Крымский             
государственный медицинский университет был одним из центров борьбы за          
воссоединение Крыма с Россией. Как настроен теперь коллектив университета, я    
не знаю. Ситуация держится на том, что, по моей информации - я бываю в Крыму,   
- в Крыму авторитет Президента России очень высок, но к другим российским       
властям начинают относиться всё хуже и хуже.                                    
                                                                                
Так вот, я не знаю аргументов, подтверждающих, что нам нужно принудительно      
объединять вузы. Наоборот, я убеждён, что по крайней мере первые два-три года   
объединённый вуз не работает, потому что люди выясняют, кто главнее: в          
ректорате, на факультете, на кафедре, в творческой группе - где хотите ещё.     
Мы предлагаем прекратить это.                                                   
                                                                                
Откройте, уважаемые коллеги, Федеральную целевую программу развития             
образования на 2016-2020 годы, вы там прочитаете, что надо закрыть 40           
процентов вузов и 80 процентов филиалов. Коллеги, у нас правда есть вузы,       
которые нужно закрывать, но откуда взяты цифры "40" и "80"?! Я думаю,           
технология хорошо известна: пол, потолок, палец. Если вы примете этот закон,    
правительство, прежде чем закрыть вуз или объединить его с другим, должно       
будет обратиться в Государственную Думу, вопрос будет рассмотрен профильными    
комитетами с разных сторон, не будет произвола, и тогда, соответственно,        
можно будет смягчить последствия тех решений, которые, увы, сейчас              
принимаются.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, в 2008 году идею закрытия большей части российских вузов     
сформулировал тогда ещё министр образования и науки Андрей Александрович        
Фурсенко. Помните, он сказал, что у нас более тысячи вузов, надо оставить сто   
пятьдесят - двести? Ваш покорный слуга ответил тогда депутатским запросом,      
который был составлен по всем правилам. Единственно, я себе позволил            
приделать к запросу заголовок со словами Дмитрия Анатольевича Медведева, я      
назвал запрос так: "Не надо "кошмарить" образование".                           
                                                                                
Повторю ещё раз, опыт развитых стран демонстрирует тенденцию, противоположную   
российской. Недавно Норвегия объявила, что нашла свою национальную идею.        
Знаете, какая национальная идея? Норвегия открывает университеты! Мы            
посмотрели статистику по Соединённым Штатам Америки: я далёк от мысли, что мы   
должны во всём следовать американскому опыту, у нас, естественно, своя          
система, но количество вузов в расчёте на душу населения в Соединённых Штатах   
Америки примерно вдвое больше, чем в России.                                    
                                                                                
А теперь про то, что собираются закрыть 80 процентов филиалов вузов в           
Российской Федерации. Коллеги, мы не забыли ещё, что у нас массово закрывали    
школы, в основном сельские? 25 тысяч школ закрыто в России, плюс тысяча         
вечерних (я округляю), из них 1 тысяча - в 90-е годы, более 24 тысяч - в        
2000-е, то есть проблема не в деньгах. Закрывали школы быстрее, чем             
сокращалось количество детей, последствия... (Микрофон отключён.)               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, минута.                                  
                                                                                
СМОЛИН О. Н. И последнее, уважаемые коллеги, о чём я хотел сказать. Закон "Об   
образовании в Российской Федерации", увы, позволяет отменить выборы ректоров,   
теперь ректоры в России будут назначаться. Это вопрос идеологии, коллеги,       
если угодно, я человек левых взглядов и никогда этого не скрывал, но            
солидарен с правым Черчиллем: "Демократия - плохая форма правления, однако      
ничего лучшего человечество не придумало". И когда мы отдаём право назначения   
ректоров государственным чиновникам, мы порождаем злоупотребление и             
коррупцию. Этим законопроектом мы предлагаем вернуть полноценные выборы         
ректора.                                                                        
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Надежда Анатольевна Шайденко.                            
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Уважаемый Иван Иванович, дорогие друзья! Мне, конечно, очень     
жаль, что я не захватила сейчас с собой из кабинета зелёную книжечку - закон    
"Об образовании...", потому что мы с вами сейчас увидели бы, что целый ряд      
положений, о которых здесь говорилось, не соответствует этому закону.           
                                                                                
Ну, как вы догадываетесь, Комитет по образованию не поддерживает концепцию      
данного законопроекта, для этого есть целый ряд оснований. Во-первых,           
положения законопроекта не согласуются с нормами действующего                   
законодательства. Предложенная авторами норма о необходимости получения         
согласия Государственной Думы на реорганизацию или ликвидацию федеральной       
государственной образовательной организации противоречит положениям статей      
53, 57 и 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 22               
Федерального закона "Об образовании...". Эти статьи регулируют вопросы          
реорганизации и ликвидации юридических лиц и не предусматривают согласование    
таких решений с какими-либо внешними организациями. Кроме того, я хочу          
напомнить, что Конституция нашей страны, статья 103, очень чётко,               
исчерпывающе определяет перечень полномочий Государственной Думы, при этом      
согласование реорганизации или ликвидации образовательных организаций высшего   
образования не относится к полномочиям Государственной Думы.                    
                                                                                
Во-вторых, предлагаемая авторами норма, в соответствии с которой устав          
образовательной организации может предусматривать участие обучающихся и их      
родителей в выборах руководителя образовательной организации, является          
избыточной, поскольку закон "Об образовании", на который я ссылаюсь (статья     
3, часть 3 статьи 44 и часть 1 статьи 51), не запрещает участие, причём         
активное участие, всех категорий - обучающихся, родителей,                      
профессорско-преподавательского состава - в конференции трудового коллектива,   
на которой избирается ректор высшего учебного заведения.                        
                                                                                
В-третьих, предлагаемые авторами законопроекта нормы, на наш взгляд,            
необоснованно ограничивают полномочия учредителя. Это относится к жесточайшей   
регламентации процедуры выборов и последующего назначения ректора               
государственной или муниципальной образовательной организации, к установлению   
предельного срока - до пяти лет, на который избирается ректор, и к              
утверждению учредителем в обязательном порядке кандидата на должность           
ректора, набравшего на повторных выборах не менее двух третей голосов от        
общего числа голосовавших. Я напоминаю, что прямую ответственность за           
деятельность высших учебных заведений несёт и федеральный орган                 
исполнительной власти.                                                          
                                                                                
В-четвёртых, предлагаемая авторами норма об установлении требований к           
кандидату на должность руководителя высшего образовательного учреждения - он    
должен быть педагогическим работником и быть аттестованным, - по нашему         
мнению, ограничивает круг кандидатов и не корреспондируется с положением        
части 2 статьи 51 Федерального закона "Об образовании...", в соответствии с     
которым кандидаты на должность руководителя образовательной организации         
должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным              
требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным      
стандартам. Кроме того, данная норма создаст правовую неопределённость в        
части регулирования порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на        
должность руководителя образовательной организации.                             
                                                                                
Учитывая сказанное, комитет предлагает отклонить в первом чтении                
законопроект, представленный сегодня.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Надежда Анатольевна.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите список.                                          
                                                                                
Олег Анатольевич Куликов.                                                       
                                                                                
КУЛИКОВ О. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Николаевичу Смолину.                                      
                                                                                
Уважаемый Олег Николаевич, как в процессе ликвидации и оптимизации вузов        
живут педагогические вузы?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Олег Анатольевич, ситуация следующая: к сожалению, в     
нашей политической элите некоторое время преобладала позиция, согласно          
которой педагогические вузы, как особую систему, нужно максимально свернуть.    
Хотели сделать всё на американский манер - а это не лучший иностранный опыт,    
который можно было бы заимствовать, - хотели готовить педагогов исключительно   
в обычных вузах, в классических университетах. Именно поэтому, когда            
проводили мониторинг эффективности вузов, - не к ночи он будет упомянут! -      
среди неэффективных оказалось 30 педагогических вузов, часть из них слили с     
другими. Это глубокая ошибка, прежде чем смотреть на американский опыт,         
следовало бы посмотреть на казахстанский, они рядом. А там, между прочим,       
сначала попытались сделать ровно так же, оказалось, что это ведёт к кризису     
подготовки педагогических кадров, поэтому педагогические вузы были              
восстановлены и президент Назарбаев взял их под личный патронат.                
                                                                                
Насколько я понимаю, сейчас ситуация несколько успокоилась, в том числе         
благодаря сопредседателю Общественного совета при Минобрнауки Евгению           
Ямбургу, который убедил министра в том, что педагогические вузы нужно           
сохранять. Надеюсь, что ситуация будет более спокойная.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Руслан Георгиевич Гостев.                                                       
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Смолину вопрос. Я думаю, что вы правы, когда утверждаете, что политика          
министерства образования по укрупнению вузов ведёт, как правило, в тупик и      
качество образования в этих вузах ухудшается, а не улучшается. Но вместе с      
тем у меня в связи с вашим выступлением такой вопрос: не кажется ли вам, что    
судьба медицинского университета в Крыму - это пример того, что некие силы, в   
том числе в министерстве образования России, просто мстят этому вузу за ту      
позицию, которой они придерживались и продолжают придерживаться в связи с       
объединением Крыма с Россией?                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Руслан Георгиевич, я, наверное, вас разочарую, но я не   
сторонник теории заговоров. Мне трудно себе представить, что в российском       
правительстве есть люди, которые наказали Крымский государственный              
медицинский университет за то, что он выступал за воссоединение Крыма с         
Россией. Мне, по крайней мере, в это верить не хочется, и, пока мне не          
докажут обратное, я в это не поверю.                                            
                                                                                
Я думаю, что в данном случае действуют законы Паркинсона: сказали, что надо,    
чтобы были крупные, - значит, будут крупные, а что об этом думают сами вузы,    
никого не волнует. Наверное, все читали про законы Паркинсона, так вот,         
коллеги, повторю ещё раз: по законам Паркинсона чем крупнее организация, тем    
меньше она работает на общественные цели, тем больше она работает на самоё      
себя, и бюрократические внутренние задачи при создании мегавузов, я знаю это    
и могу привести другие примеры, подменяют задачи государственные, к великому    
сожалению.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос к Надежде Анатольевне.                                                   
                                                                                
Я поддерживаю проект закона, который представил депутат Смолин, однако жизнь    
гораздо шире и жёстче ставит проблемы. Вот вы сослались на то, что мы не        
можем этот закон принять, потому что он противоречит действующему               
законодательству. Да мы, Государственная Дума, бесконечное количество           
поправок вносим новыми законами или отменяем предыдущие, - это не довод.        
                                                                                
А вот факт, и хотел бы услышать ваш комментарий. В Самаре в этом году           
всеобщее внимание привлекла проблема насильственного объединения трёх крупных   
вузов. Технический университет, который в прошлом году отметил 100-летие,       
встал на дыбы, пятичасовая обработка профессорско-преподавательского состава    
результатов не дала, там был конфликт острейший, Интернет гудел. В итоге        
Политех, нынешний технический университет, выдержал характер и не вошёл,        
но... (Микрофон отключён.)                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко.                             
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Я позволю себе сначала добавить к ответу на странный вопрос Руслана             
Георгиевича о том, что вуз был против присоединения. Уважаемый Руслан           
Георгиевич, ровно год назад мне пришлось встречаться с коллективами всех        
крымских вузов, и медицинский вуз, как и прочие, единодушно поддерживал         
вопрос вхождения в состав России.                                               
                                                                                
А теперь отвечу Валентину Степановичу. Я, правда, недопоняла вопрос, но смысл   
следующий: три крупных вуза объединяют в один... Я прекрасно понимаю, что       
изначально возможны очень серьёзные трения, потому что это самостоятельные      
коллективы: это прежде всего недовольство управленческого звена, это попытка    
раскачать студенческие массы, но мы имеем огромное количество примеров,         
прежде всего наши федеральные университеты, когда в конце концов всё            
успокаивается и вузы действительно поднимаются на новую ступень с точки         
зрения качества подготовки специалистов. Об этом теперь свидетельствуют         
рейтинги вузов, в том числе международные.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максимов Василий Юрьевич.                                                       
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю. Вопрос Смолину Олегу Николаевичу.                                
                                                                                
Олег Николаевич, Конституция декларирует принцип разделения властей, а одна     
из ваших идей, я имею в виду ликвидацию вузов, декларирует прямое вторжение в   
компетенцию исполнительной власти. Вопрос такой: считаете ли вы                 
недостаточными средства контроля парламента над исполнительной властью?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Спасибо за вопрос. Безусловно, считаю недостаточными, я считаю,    
что парламентский контроль в России пока очень слаб. Это первое.                
                                                                                
Второе. Уважаемые коллеги, мы прекрасно понимаем, что у нескольких юристов      
бывает больше мнений, чем самих юристов. Так вот я хочу напомнить, что ровно    
такое же положение существовало в законодательстве в 90-х годах - действовали   
две версии закона. Закон в редакции 1999 года "О сохранении статуса             
государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их    
приватизацию" предусматривал тогда ровно такое же положение, и президентское    
правовое управление, управления Думы и Совета Федерации не нашли здесь          
никакого нарушения принципа разделения властей.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемая Надежда Анатольевна, я хочу спросить на сей раз не       
мнение комитета, а ваше личное мнение. Вы, конечно, знаете, что новый закон     
"Об образовании..." позволяет отменить выборы ректоров вузов, позволяет и не    
отменять, но позволяет и отменить, - мы в очередной раз "с чувством глубокого   
удовлетворения" передали решение этого вопроса исполнительной власти. Я         
сделал запрос министру и получил ответ, который знал и без министра, что        
закон позволяет отменить выборы ректоров, а по факту сейчас всем вузам          
предложено менять уставы, чтобы в них не было положения о возможности выборов   
ректоров. Ваше личное мнение: отмена выборов ректоров - это хорошо или плохо?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко.                             
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Вы знаете, как человек, которому четырежды коллектив доверял,    
избирая ректором, я всё равно считаю, что нередко избранным может быть          
человек, в какой-то мере не соответствующий этой должности в современных        
условиях, поэтому я полагаю, что у исполнительной власти должны быть рычаги     
влияния вплоть до отмены выборов.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Иванович Булаев.                                                        
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
В продолжение ответа, который дала Надежда Анатольевна, я хотел бы сказать,     
что у меня в жизни была удивительная возможность встречаться с коллективами     
всех университетов Крыма и до референдума, и после референдума, и я ещё раз     
хотел бы подчеркнуть, что и бывший ректор медицинского университета, если мне   
не изменяет память, Анатолий Андреевич, и преподавательский состав вузов, с     
которым я встречался, были за объединение, за вхождение Крыма в Россию.         
                                                                                
А вопрос мой следующий. Вот, Олег Николаевич, вы лично как считаете, в          
филиале, в котором меньше двухсот человек, можно организовать нормальный        
учебный процесс и дать нормальную профессиональную подготовку? А таких          
филиалов у нас более 70 процентов.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич Смолин.                                   
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Николай Иванович, я абсолютно убеждён, что здесь         
количество не переходит в качество. И например, если это филиал, где            
организовано электронное обучение, где студентам доступны лекции самых          
квалифицированных преподавателей из головного вуза, и в проверке знаний, как    
это сделано, например, в филиале Московского госуниверситета в Севастополе,     
где я был, принимают участие преподаватели того же самого МГУ, но в режиме      
дистанционных технологий, качество обучения будет примерно такое же, как и в    
нормальном вузе.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемая Надежда Анатольевна, очевидно, что Олег Николаевич через наделение    
Государственной Думы правом разрешать или не разрешать закрытие вузов           
укрепляет авторитет Государственной Думы, и эта норма действовала, как видно    
из выступления Олега Николаевича. Какие вы нашли новые обстоятельства, не       
позволяющие принимать эту норму? Или тогда она действовала незаконно?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Анатольевна Шайденко.                             
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Я повторяю, что в соответствии со статьёй 103 Конституции        
Российской Федерации мы имеем чёткое и исчерпывающее определение перечня        
полномочий Государственной Думы и данный вопрос в полномочия Государственной    
Думы не входит.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, давайте прервёмся на голосование.                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6134 по 6507 из 6944
Продолжаем обсуждение 23-го вопроса.                                            
                                                                                
По ведению - Руслан Георгиевич Гостев.                                          
                                                                                
ГОСТЕВ Р. Г. Я хотел бы, чтобы коллеги, которые сидят в зале и выступают,       
внимательно слушали вопросы своих коллег. Я как раз задавал вопрос по           
Крымскому медицинскому университету, имея в виду позицию, правильную позицию,   
которую университет занимал. Меня же содокладчик и Николай Иванович поняли      
так, как будто бы я говорил, что они были против и так далее. Ну возьмите       
стенограмму и прочитайте! Ну нельзя же так поступать! Я хотел... (Микрофон      
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Владимир Владимирович Бортко.                                                   
                                                                                
БОРТКО В. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Друзья мои, я хотел бы сказать вот что. Чего хотел Гитлер? Он хотел, чтобы      
русские еле-еле умели читать - и больше ничего! Значит, основной удар по        
нации - это удар по её образованию. То, что сейчас говорил с трибуны наш        
уважаемый коллега, было проникнуто пониманием опасности того, что могло бы      
случиться с Россией, если бы её завоевал Гитлер, то есть опасности удара по     
образованию. Разве не тревожно то, что... не то что тревожно - разве не         
вопиет цифра "36 тысяч закрытых школ"?! О чём это говорит?                      
                                                                                
Когда речь идёт об образовании, то, как я понимаю, Государственная Дума         
должна сделать всё, что может, чтобы остановить процесс изничтожения            
образования в России. Я считаю, что этот закон нужно обязательно поддержать.    
Его можно доработать ко второму чтению, но он, повторяю, обязательно должен     
быть поддержан! А для чего же ещё нужна Государственная Дума, как не для        
того, чтобы стоять на страже национальных интересов?! В данном случае это       
самый главный национальный интерес! Я хотел бы, чтобы все присутствующие это    
понимали и давали себе отчёт, когда будут нажимать кнопку "За" или "Против".    
                                                                                
Вот всё, что я хотел сказать.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, как я уже сказал, я поддерживаю проект        
федерального закона, внесённый Олегом Николаевичем Смолиным, и считаю нужным    
подчеркнуть два-три момента.                                                    
                                                                                
XXI век - это век перехода наиболее продвинутых государств в шестой             
технологический уклад, это сейчас общепризнанная аксиома. Определяется он       
возможностью и способностью тех или иных стран вложить максимум средств,        
инвестиций в науку, в образование, в биотехнологии, в нанотехнологии и так      
далее, то есть это прорывной путь.                                              
                                                                                
В России сегодня, конечно, можно ссылаться на кризис, говорить о том, что       
филиалы неудачные, - никто не спорит: надо критически, внимательно изучить      
работу каждого филиала (это как пример), но в принципиальном ключе. Мы же       
видим, что законы Фурсенко ведут к уничтожению классической школы, которая      
сложилась у нас ещё в царское время и получила могучее развитие в советское     
время. Мы же вправе были гордиться ею! Какие у нас научные коллективы были!     
                                                                                
Мне просто жаль тех коллег из "ЕДИНОЙ РОССИИ", которые подобные аргументы       
приводят: четыре раза человек профессионально проходил выборы - и тут же        
оговорка, что надо выборы отменить! Если власть, если Дума боится доверить      
выборы даже на уровне такого профессионального сообщества, в сфере высшего      
образования, где высокая духовность, где люди способны компетентно принимать    
решение, кому быть ректором, кому не быть, то тогда о чём мы говорим, тогда о   
какой демократии можно говорить? При этом к выборам президента допускаются      
все, к выборам депутатов Государственной Думы тоже все, ну и так далее.         
Абсурдный подход!                                                               
                                                                                
Повторяю, Олег Николаевич прав в своей крайней озабоченности, в стремлении,     
чтобы чиновники не крушили сложившиеся профессионально надёжные и талантливые   
учебные заведения, чтобы не чиновники всё решали. Абсолютно точная постановка   
вопроса: надо хотя бы какую-то преграду поставить на пути безудержной... Вот    
нет Жореса Ивановича Алфёрова, он на днях комментировал, что за два года        
сотворило это ФАНО, - кто прочитал его публикацию, тот не может не              
вздрогнуть! Ведь это то, против чего мы, Компартия, тогда, летом 2013 года в    
самой яростной форме протестовали. Академию наук крушат, добираются до          
системы общего образования, перед этим уничтожили систему ПТУ - это полностью   
лишает Россию перспектив!                                                       
                                                                                
Я думаю, что те, кто имеет мужество смотреть правде в глаза, должны             
проголосовать в поддержку закона!                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Иванович Булаев.                                                        
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Действительно, те, кто имеет мужество, должны смотреть правде в    
глаза: в данном законопроекте, конечно, много чего смешалось - и кони, и        
люди, и всё остальное. Понятно, что законопроект можно было бы разделить и      
что-то можно было бы обсуждать. В целом хотел бы сказать, что у нас сегодня в   
стране более тысячи аккредитованных вузов и более полутора тысяч                
аккредитованных филиалов, и это значит, что все они выдают дипломы              
государственного образца. Пример, который привёл Олег Николаевич, с             
севастопольским филиалом МГУ, конечно, очень удачный с точки зрения поддержки   
со стороны государства: Москва вложила сотни миллионов рублей в то, чтобы       
построить инфраструктуру, МГУ вкладывает сотни миллионов рублей - это на        
самом деле достойный пример. Но у МГУ в отличие от многих других вузов          
филиалов всего три или четыре на весь мир, у него нет больше филиалов, потому   
что он себе такой "роскоши", как дискредитация своего диплома, не позволяет.    
                                                                                
Мы с вами знаем вузы, ну, может, не все знают... есть вуз, у которого в своё    
время было 132 тысячи экстернов, - как обучить 132 тысячи экстернов даже при    
наличии дистанционных технологий? Сложно согласиться с тем, что эти             
технологии в том виде, в котором они сегодня применяются, дают качественное     
образование. Я должен сказать, что у нас сейчас в вузы в первый год после       
школы поступают более 90 процентов выпускников. Каждый из нас, положа руку на   
сердце, скажет, что вряд ли все эти девяносто с лишним процентов имеют          
подготовку, позволяющую им освоить программу высшего профессионального          
образования. Мы все помним, сколько человек поступило в первый год после        
школы в вузы, когда мы поступали, - 25, ну, 30 процентов от силы (я ни в коем   
случае не хочу никого обидеть!). Со временем у человека появляется              
дополнительная мотивация, и он получает высшее образование. То, что в первый    
год у нас на аккредитованные программы, на аккредитованные специальности        
поступают более 90 процентов, заставляет задуматься. Тот, кто ходит в вузы,     
знает: мы часто встречаемся с людьми, которые поступили в вуз, но даже читать   
не научились, - на ком лежит ответственность за такого специалиста на           
сегодняшний день? Недавно был реорганизован один вуз, в котором шестьсот        
человек учились на медфаке, - так другой, уважаемый вуз не принял их в          
качестве студентов, потому что там знают: нельзя этим людям выдать дипломы о    
высшем образовании, тем более медицинском!                                      
                                                                                
Можно ли привести примеры, когда объединение произошло без участия, без         
согласия учёных советов? У меня таких примеров нет. Всегда ли такие             
объединения логичны? Нет, не всегда, с этим нельзя не согласиться, конечно,     
здесь логика должна быть. Но взваливать этот процесс, процесс во многом         
сложный организационно, технически, финансово сложный, на Государственную       
Думу, на мой взгляд, не совсем правомерно. Я думаю, что этот... (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Евграфович Шудегов.                                                      
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция           
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Более того, как         
только начались скандалы, связанные с объединением вузов и школ,                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" подготовила законопроект, в соответствии с которым        
(точно так же, как у Олега Николаевича: чтобы усложнить процесс закрытия        
образовательных организаций) для объединения федеральных образовательных        
организаций было предусмотрено обязательное решение федеральных                 
законодательных органов, для объединения региональных - решение региональных    
органов и так далее. Хочу отметить, что, кроме того, мы предложили там          
предусмотреть необходимость согласия трудовых коллективов, чтобы избежать       
дальнейших скандалов и, естественно, чтобы всё имущество при этом оставалось    
в отрасли образования. К сожалению, законопроект уже два года, по-моему,        
лежит где-то под сукном и до сих пор не был рассмотрен Государственной Думой.   
                                                                                
Коллеги, я считаю, что наше министерство глубоко заблуждается, считая, что      
объединение вузов приведёт к повышению наших рейтингов на международном         
уровне. Хочу отметить, что в Соединённых Штатах Америки образовательная         
отрасль фактически вторая по доходности после продажи оружия, и никогда         
Соединённые Штаты Америки теперь не уступят свои доходы по оказанию             
образовательных услуг.                                                          
                                                                                
Давайте вспомним, по каким критериям оцениваются в рейтинге вузы. Первый -      
это количество лауреатов Нобелевской премии. Там, в США, в ведущих вузах по     
тридцать шесть, по тридцать семь нобелевских лауреатов, а у нас за всю          
историю России их было около двадцати. Спрашивается, откуда у них такое         
количество лауреатов Нобелевской премии? Да, безусловно, среди них есть те,     
кто получил её заслуженно, но хочу отметить, что деньги Нобеля хранятся в       
американских банках, и, следовательно, именно американцы принимают решения о    
том, кому выделить очередные проценты от доходов, полученных от изобретений     
Нобеля.                                                                         
                                                                                
Второй пункт в рейтингах вузов - это, ну, будем говорить так, количество        
публикаций, или индекс Хирша. Да, действительно есть зависимость от             
количества публикаций - чем крупнее вуз, тем выше этот индекс у данного вуза,   
- но хочу отметить, что у нас ведь традиционно учёные работают в Академии       
наук, а в Соединённых Штатах Америки - в университетах, и мы заведомо здесь,    
по этому показателю, будем проигрывать.                                         
                                                                                
Третий показатель - наличие, например, медицинских факультетов. Да, при         
объединении вузов можно присоединять медицинские вузы, но этот этап мы уже      
проходили, и у нас, наоборот, медицинские факультеты остались только в          
Московском государственном университете, в РУДН - вот практически и всё.        
                                                                                
То есть, таким образом, процессы объединения вряд ли повысят рейтинги наших     
вузов, а если вдруг даже повысится рейтинг, американцы тут же придумают новую   
схему, чтобы нас опустить.                                                      
                                                                                
Ну и что касается выборов ректоров, хочу отметить, что выборы-то есть, только   
выбора нет - выбирают всегда того ректора, к которому лояльно относятся         
администрация субъекта и министерство.                                          
                                                                                
Мы поддерживаем данный законопроект.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Владимирович Бурматов.                                                 
                                                                                
БУРМАТОВ В. В. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, я вот внимательно выслушал всех выступавших и задававших     
вопросы, и так получается, что основные претензии высказываются к               
существующей, сложившейся на сегодняшний день практике, именно к                
правоприменительной практике, а не к действующим законам. Но если есть          
вопросы к правоприменительной практике, давайте её совершенствовать! А тут      
предлагают, значит, ещё одну законодательную инициативу, которая непонятно      
как будет реализовываться, к тому же у нас, у фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", есть     
системные замечания относительно содержания этой законодательной инициативы.    
                                                                                
Ну, например, мы отмечаем, что реализация предлагаемых авторами законопроекта   
норм в виде установления парламентского контроля за деятельностью федеральных   
органов исполнительной власти, осуществляющих функции учредителей федеральных   
образовательных организаций высшего образования, в вопросах реорганизации и     
ликвидации образовательных организаций высшего образования приведёт к           
дублированию функций федеральных органов исполнительной власти, причём такие    
функции на сегодняшний день несвойственны Государственной Думе. Регламент       
Государственной Думы должен будет определять порядок реорганизации или          
ликвидации федеральных государственных образовательных организаций высшего      
образования, что противоречит действующему законодательству об образовании.     
Вместе с тем Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" на       
сегодняшний день предусматривает коллегиальность принятия решения о             
реорганизации или ликвидации образовательной организации и допускает это        
только на основании заключения комиссии по оценке последствий такого решения,   
а также с учётом прав обучающихся на продолжение образования в реорганизуемой   
или другой образовательной организации. То есть мы видим опять целый ряд        
противоречий предлагаемого законопроекта действующему законодательству. Мы      
неоднократно сталкивались с ситуациями, когда нас действительно не устраивала   
правоприменительная практика, но в рамках имеющихся на сегодняшний день         
функций парламентского контроля, которые даны нам уже действующими законами,    
у нас и у наших коллег-депутатов, я знаю, получалось вмешиваться в эти          
ситуации и наводить порядок там, где действительно хромала                      
правоприменительная практика.                                                   
                                                                                
Исходя из всего сказанного, присоединяясь и к аргументированному,               
убедительному содокладу, и, безусловно, к аргументированному выступлению        
Николая Ивановича Булаева, я хочу сказать, что мы не будем поддерживать         
предлагаемый законопроект, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против.     
                                                                                
Если нас не устраивает то, как исполняются на сегодняшний день законы           
Российской Федерации, давайте совершенствовать именно правоприменительную       
практику!                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Олег Николаевич Смолин.                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Я хочу ещё раз     
подчеркнуть, что и я, и Руслан Георгиевич говорили о том, что позиция           
Крымского государственного медицинского университета была как раз за            
воссоединение Крыма с Россией, при этом, конечно, коллектив рассчитывал, что    
к нему будут прислушиваться в его новом Отечестве. Повторяю: там ситуация       
держится на авторитете президента, в адрес которого было собрано 10 тысяч       
подписей. Надеюсь, что социальное напряжение как-то снимется, но университет,   
повторяю, уже потерял миллиард рублей для своего бюджета, а ещё больше          
потеряла репутация наших властей, за исключением, может быть, Президента        
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Теперь по сути дела. Уважаемая Надежда Анатольевна, Конституция здесь           
абсолютно ни при чём! Повторяю: при желании можно истолковать это как           
реализацию функции парламентского контроля и Государственная Дума многократно   
принимала решения, которые прямо не были прописаны в Конституции, но при этом   
хоть как-то расширяли полномочия парламента. Вообще, наша Конституция в её      
политической части писалась под Бориса Николаевича Ельцина, как все мы          
помним, и её можно изложить в двух статьях - статья первая: президент всегда    
прав; статья вторая: кто не понял, смотри статью первую. Я работал в            
российском парламенте в разное время и видел в 90-е годы, как парламент         
пытался расширить свои возможности. К сожалению, в последнее время наблюдаю,    
как мы "с чувством глубокого удовлетворения" передаём наши права и полномочия   
исполнительной власти.                                                          
                                                                                
Что касается формулировки "противоречит законодательству". Коллеги, а я не      
знаю ни одного законопроекта, который в той или иной степени не противоречил    
бы законодательству, ведь любой законопроект предполагает внесение изменений    
в законы, поэтому этот аргумент кажется мне совсем странным. Что-то менять,     
при этом ничего не изменяя, - так не бывает в жизни!                            
                                                                                
Относительно аргумента о том, что малые вузы никуда не годятся. Коллеги,        
посмотрите на университет Жореса Ивановича Алфёрова - это едва ли не самый      
маленький государственный вуз в России, но кто скажет, что он даёт плохое       
образование? Кстати, ректор этого университета пока не утверждён: есть          
проблема с возрастом Жореса Ивановича и так далее, и так далее.                 
                                                                                
По поводу филиалов. Уважаемые коллеги, ещё раз повторю: надо оценивать          
системный эффект. Да, есть филиалы, в которых продают дипломы, - их нужно       
закрывать, но системный эффект надо учитывать: после ликвидации сельских школ   
начала умирать деревня, после ликвидации филиалов вузов начнут умирать малые    
города. Поговорите с руководителями органов местного самоуправления в           
небольших городах: там, где филиалы живые, их надо сохранять!                   
                                                                                
Кстати, что касается вузов, у которых 130 тысяч экстернов. Николай Иванович,    
я вот был в Турции в отпускное время, так вот там одним из ведущих является     
Университет Анадолу, где студентов-очников около 25 тысяч, а 1 миллион 300      
тысяч студентов учатся в режиме дистанционного обучения. Во всём мире           
открывают электронные университеты - это общемировая тенденция, а в России мы   
их закрываем! Я согласен с тем, что нужно повышать качество образования, что    
оно упало, но только делать это нужно другим путём. В мире это делается так -   
не на стадии поступления не пускают в университет, а на стадии обучения         
отсеивают: поступил - учись, не учишься - отсев, поэтому в ведущих вузах мира   
отсев студентов порядка 50 процентов. У нас же говорят: из тех, кто принят на   
бюджетное место, больше 10 процентов отсеивать нельзя, а то отнимем деньги.     
Неправильный это подход!                                                        
                                                                                
Что касается, уважаемые коллеги, правоприменительной практики. Да не в          
практике дело, а именно в законодательстве: если закон позволяет отменить       
выборы ректоров, их обязательно отменят - ружьё, которое появляется в первом    
акте, обязательно выстрелит в последнем. Кстати, повторяю, эта норма            
действовала с 99-го по 2004 год, и за это время, мне кажется, раза два или      
три всего правительство обращалось к нам с просьбой дать согласие на            
ликвидацию такого-то вуза, и каждый раз обращалось обоснованно, но тогда вузы   
ликвидировались штучно - только те, которые действительно нужно было            
ликвидировать, - а сейчас ликвидируются массово.                                
                                                                                
Ну и, пожалуй, последнее, уважаемые коллеги. У нас страшно модной сейчас        
стала теория, по которой всем должны управлять менеджеры - не педагоги, а       
менеджеры, как иногда говорят, "манагеры". Так вот мы с этим не согласны!       
Ректор вуза должен быть прежде всего педагогом и только во вторую очередь       
менеджером, потому что в противном случае... Вот у меня на руках есть           
заявление Президиума Ульяновского обкома КПРФ: ректором технического            
университета в Ульяновске назначается бывший мэр (не буду называть фамилию).    
Этот человек в должности мэра пробыл год, затем чуть-чуть побыл заместителем    
губернатора, - видимо, не знали куда девать... (Микрофон отключён.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Педагогическая общественность в шоке! Уважаемые коллеги, я         
думаю, что при нормальных выборах ректора никогда бы этого не произошло.        
                                                                                
Прошу поддержать законопроект.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Надежда Анатольевна Шайденко.                                                   
                                                                                
ШАЙДЕНКО Н. А. Коллеги, я очень коротко.                                        
                                                                                
Мне просто хочется выразить сожаление, что рассмотрение законопроекта из пары   
пунктов привело к такому активному обсуждению и осуждению всей существующей     
системы образования. По сути, большинство выступавших сегодня высказывались     
не по представленному законопроекту.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              198 чел.44,0 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    199 чел.                                          
Не голосовало                 251 чел.55,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.                                                          
                                                                                
По ведению - Николай Иванович Булаев.                                           
                                                                                
БУЛАЕВ Н. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                        
                                                                                
Просто для справки. Вуз, о котором я говорил... Экстерны - это студенты,        
которые первоначально поступали в негосударственный вуз, там платили деньги,    
а в государственном вузе денег практически не платили. Вот такой экстернат я    
понимаю как отмывание денег.                                                    
                                                                                
Что касается высокого качества образования у Жореса Ивановича Алфёрова - я в    
этом не сомневаюсь, это правда, только хотел бы отметить, что расходы на        
одного студента в этом вузе, если мне не изменяет память, в 10 раз больше,      
чем в МГУ.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.