Заседание № 57

10.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 212793-3 "О внесении изменений в статью 171 и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения понятий "доход в крупном размере" и "доход в особо крупном размере", а также о введении понятий "выручка в крупном размере" и "выручка в особо крупном размере").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5589 по 5775 из 6765
Пункт 13, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 171 и    
дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад        
представителя Законодательного Собрания Краснодарского края, которым является   
наш депутат Галина Степановна Дорошенко.                                        
                                                                                
Пожалуйста, Галина Степановна.                                                  
                                                                                
ДОРОШЕНКО Г. С., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Предлагаемый депутатами      
Законодательного Собрания Краснодарского края законопроект предусматривает      
внесение изменений в статью 171 и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса    
Российской Федерации. Авторы законопроекта уточняют понятие дохода и            
предлагают заменить его на более определенный термин "выручка". Уточнение       
термина, по мнению авторов законопроекта, восполнит имеющийся пробел в          
уголовном праве. Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов    
и изменений в действующем законодательстве.                                     
                                                                                
К сожалению, на законопроект поступили отрицательные заключения правительства   
и профильного комитета.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Степановна.                               
                                                                                
Содокладчик - заместитель председателя Комитета по гражданскому, уголовному,    
арбитражному и процессуальному законодательству Владимир Сергеевич Груздев.     
                                                                                
ГРУЗДЕВ В. С. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Данным законопроектом          
предлагается внести изменения в статью 171 "Незаконное предпринимательство" и   
дополнить статью 172 "Незаконная банковская деятельность" Уголовного кодекса    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Авторы законопроекта указывают на то, что в статье 171 отсутствует              
определение дохода. Но на практике известны два подхода к определению этого     
понятия. Согласно первому подходу под доходом признается всё полученное лицом   
от занятий незаконным предпринимательством. Иными словами, масштабы             
незаконной предпринимательской деятельности определяются размером всего         
совокупного дохода без учета расходов, понесенных лицом в ходе данной           
деятельности. Согласно второму подходу под доходом признается экономическая     
выгода, полученная от незаконной предпринимательской деятельности, за вычетом   
расходов. Именно эта практика используется на сегодняшний день судами           
Российской Федерации. Авторы законопроекта в своем предложении, к сожалению,    
не конкретизируют понятие выручки. Выручка же в соответствии с Налоговым        
кодексом Российской Федерации... Все доходы в соответствии с Налоговым          
кодексом Российской Федерации подразделяются на два типа доходов, то есть это   
доходы от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав и               
нереализационные доходы. Выручкой же согласно пункту 1 статьи 249 Налогового    
кодекса Российской Федерации признается только доход от реализации.             
                                                                                
Таким образом, использование термина "выручка" в статье 171 Уголовного          
кодекса Российской Федерации существенно ограничивает круг лиц, которые могут   
быть привлечены к уголовной ответственности за незаконное                       
предпринимательство. Более того, как я уже сказал, на сегодняшний день судами   
применяется именно фактическое понятие выручки. Этот вопрос был рассмотрен на   
Пленуме Верховного Суда Российской Федерации, и в ближайшее время будет         
постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации.                     
                                                                                
Учитывая вышесказанное, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и     
процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе проект        
федерального закона "О внесении изменений в статью 171 и дополнения в статью    
172 Уголовного кодекса Российской Федерации", внесенный Законодательным         
Собранием Краснодарского края, отклонить.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет. Есть ли желающие выступить?   
Есть. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста.                                    
                                                                                
КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я хочу           
поддержать докладчика Галину Степановну Дорошенко и защитить инициативу         
Законодательного Собрания Краснодарского края, которое внесло вот этот          
законопроект.                                                                   
                                                                                
Кто внимательно смотрел документы, наверное, обратил внимание на то, что в      
стенах Государственной Думы этот законопроект появился еще 3 июня 2002 года,    
два с лишним года назад. Мы всегда сетуем, что эти вопросы слишком долго        
рассматриваются, а в этом случае, мне кажется, есть даже и положительный        
момент. То есть за два с половиной года идея этого законопроекта нисколько не   
устарела, а, наоборот, приобрела дополнительную остроту.                        
                                                                                
Чем импонирует нам этот законопроект? Подходом, подходом к формированию         
бюджета. Вот когда мы обсуждаем федеральный бюджет, бюджет Фонда социального    
страхования, то, наверное, чаще всего из фракции Компартии Российской           
Федерации звучат слова: почему малы доходы, давайте искать дополнительные       
доходы, находить их, а потом уже делить. Так вот краснодарцы как раз и          
озаботились тем, как увеличить свой бюджет.                                     
                                                                                
Ну и наверное, чтобы более объективно воспринимать эту инициативу, надо         
несколько слов сказать и о самом субъекте права законодательной инициативы.     
                                                                                
Пять миллионов населения в Краснодарском крае, высокая динамика                 
экономического развития. Вот недавно состоялся Третий международный             
экономический форум в Сочи: сорок два инвестиционных проекта, договоренности    
на 820 миллионов долларов и так далее. 23 июля в Геленджике президент           
Владимир Владимирович Путин провел заседание президиума Госсовета. Появилась    
новая волна, новое направление в государственной политике в сфере курортов.     
Наверное, кто-то из вас получил приглашение в храм Христа Спасителя на          
награждение победителей конкурса "Золотой рубль" 26 ноября, я тоже его          
получил. Так вот, Краснодар удостоился титула победителя за прошлый год по      
динамике экономического и финансового развития и, как говорится, этот приз      
заслужил. А вчера в Сочи мне довелось участвовать в Пятом всероссийском         
санаторно-медицинском форуме, на котором прозвучали такие парадоксальные        
данные: в гостиничном хозяйстве соотношение мест в традиционных гостиницах и    
новых мини-гостиницах - пятьдесят на пятьдесят, а поступление налогов в         
бюджет края от первой половины, от традиционных гостиниц, - 96 процентов, от    
второй, от мини-гостиниц, - 4 процента. Ну как же при таком законодательстве    
можно жить и развивать свой бюджет дальше?!                                     
                                                                                
Вот как раз в связи с тем, что немалое количество предприятий уходит в тень     
при осуществлении предпринимательской деятельности, не платит налоги и,         
собственно говоря, никакой суровой ответственности за это не несет,             
Законодательное Собрание Краснодарского края и предлагает внести изменения в    
статьи 171 и 172 Уголовного кодекса Российской Федерации - заменить понятие     
"извлечение дохода" на понятие "получение выручки". И всё логически             
выстраивается, и всё хорошо получается, и можно, как говорится, потом уже       
более активно бороться с неплательщиками, с укрывающимися от уплаты налогов.    
                                                                                
Таким образом, эти изменения дадут возможность формирование бюджета сделать     
процессом прозрачным, открытым. Конечно, это пойдет на общее благо. Но          
естественно, что такие проблемы существуют на территории и других субъектов     
Российской Федерации, так что краснодарцы тут особой новой арифметики не        
открыли, они просто сформулировали ту проблему, которая действительно имеет     
место.                                                                          
                                                                                
К большому сожалению, у нас все заключения на такие инициативы наших местных    
парламентов построены по логике, аналогичной логике небезызвестного героя       
Ильфа и Петрова Полыхаева, резиновым штемпелем проштамповывавшего свои          
резолюции: да, проблема имеет место, но мы сейчас готовим новый законопроект,   
мы туда это включим, в предложенном законопроекте нет механизма решения, и он   
по этой причине не годится.                                                     
                                                                                
Мне кажется, что мы можем этот законопроект принять в первом чтении, учесть     
замечания, которые были высказаны и комитетом, и правительством по поводу       
того, что не расшифровано понятие "полученная выручка", то есть помочь          
инициативному региональному парламенту довести этот закон, как говорится, до    
ума. Ну а это, конечно, будет служить на благо всей России.                     
                                                                                
Наша фракция поддерживает этот законопроект и проголосует за. Спасибо за        
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента,          
правительства?                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Викторович.                                                  
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, я только хотел бы возразить последнему выступавшему:         
использование термина "выручка" в контексте данного законопроекта, если мы      
его будем коррелировать с тем термином, который существует в налоговом          
законодательстве и определяет это понятие как выручку от реализации товаров,    
работ и услуг, имея в виду все доходы налогоплательщика, как раз существенно    
ограничит круг лиц, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности   
за незаконное предпринимательство, по сравнению с действующим уголовным         
законодательством. Поэтому правительство не поддерживает данный законопроект    
по мотивам, противоположным тем, что сейчас были изложены: наоборот,            
использование термина "выручка" позволит сильнее, серьезнее уходить от уплаты   
налогов.                                                                        
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 171 и дополнения в статью 172 Уголовного кодекса Российской Федерации"   
в первом чтении. Кто за? Прошу голосовать.                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               83 чел.18,4%                                     
Проголосовало против            8 чел.1,8%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     91 чел.                                          
Не голосовало                 359 чел.79,8%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.