Заседание № 125
О проекте федерального закона № 212731-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях установления особенностей осуществления фитомелиоративных мероприятий; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые товарищи! Комитет подготовил законопроект ко второму чтению. Поступило девять поправок, шесть из них находятся в таблице № 1, три - в таблице № 2. Что касается таблицы № 2 и трёх поправок, они избыточны, авторы согласились и стали соавторами тех шести поправок, которые в таблице № 1 находятся. Прошу проголосовать по таблице № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 54 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 1. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 21 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается таблица поправок № 2. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 43 мин. 46 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, законопроект прошёл все необходимые экспертизы. Прошу поставить его на голосование в третьем чтении. Прошу вас поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Коллеги, пока идёт голосование, я хочу обратить ваше внимание, что у нас в правительственной ложе находится на рассмотрении этого и следующего вопросов Иван Вячеславович Лебедев, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 44 мин. 29 сек.) Проголосовало за 377 чел.83,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 377 чел. Не голосовало 73 чел.16,2 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 98
О проекте федерального закона № 212731-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" (в целях установления особенностей осуществления фитомелиоративных мероприятий).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, дальше порядок работы у нас такой: сейчас у нас на фиксированное время вынесен 22-й вопрос, после этого мы возвращаемся к законопроектам второго чтения, дальше идём по порядку. Но главное, о чём я хочу всех предупредить, - это то, что нам сегодня придётся задержаться, и довольно серьёзно. Я прошу настроиться на такую работу. 22-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель". Докладывает представитель Народного Собрания Республики Дагестан Асият Наримановна Алиева. АЛИЕВА А. Н., представитель Народного Собрания Республики Дагестан. Уважаемые депутаты Государственной Думы, уважаемые приглашённые! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О мелиорации земель" подготовлен Народным Собранием Республики Дагестан по итогам рабочей поездки Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко в Республику Дагестан. Предлагаемый законопроект предусматривает закрепление особенностей осуществления фитомелиоративных мероприятий, направленных на восстановление и предотвращение ухудшения экологического состояния сельхозземель, процессов опустынивания и деградации кормовых угодий на мелиорируемых землях в рамках государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации. В последние десятилетия проблема деградации сельскохозяйственных угодий, в том числе пастбищ, становится актуальной в связи с прогрессированием процессов опустынивания этих земель. В настоящее время в Российской Федерации процессами опустынивания и деградации в той или иной мере охвачены более 50 миллионов гектаров, в том числе в Республике Дагестан - более 2 миллионов гектаров, всего это 35 субъектов Российской Федерации: Калмыкия, Ставропольский край, Чеченская Республика, Астраханская область, Волгоградская область, Ростовская область и другие. Основными причинами деградации сельхозземель и прогрессирования процессов опустынивания являются природно-климатические изменения, связанные с глобальным потеплением, отсутствие гарантированного водообеспечения участков пастбищ (артезианские скважины, пробуренные в 60-х годах прошлого столетия, исчерпали свой ресурс), недостаточное финансирование фитомелиоративных мероприятий по закреплению песков. В Дагестане сельхозугодья в основном используют для нужд ведения отгонного животноводства. Площадь аридных земель составляет 2,2 миллиона гектаров, из которых 1,6 миллиона (а это где-то 72 процента) приходится на природные кормовые угодья полупустынной зоны Кизлярских пастбищ, где содержится более 2 миллионов голов мелкого рогатого скота. Современный уровень продуктивности северной зоны Дагестана вызывает серьёзную тревогу, так как за последние 40-50 лет урожайность кормовых угодий снизилась с 5-7 центнеров с гектара на 0,5-1 центнер с гектара сухой кормовой массы. Особую тревогу вызывают земли сельских поселений Ногайского, Кизлярского, Тарумовского районов и другие, где пески вплотную подошли к населённым пунктам, вызывая не только экологические, но и негативные социальные последствия - это отток населения. К примеру, в Ногайском районе открытые пески вплотную подошли к десяти населённым пунктам, а общая площадь очагов опустынивания составляет более 15 тысяч гектаров. По данным Федерального научного центра агроэкологии, комплексных мелиораций и защитного лесоразведения Российской академии наук, площадь открытых песков на севере Дагестана превышает 150 тысяч гектаров и ещё более 300 тысяч гектаров пастбищ находятся в критическом состоянии. В связи со сложившейся ситуацией главой Республики Дагестан Сергеем Алимовичем Меликовым проблемы опустынивания земель на севере республики были вынесены на обсуждение в Совете Федерации, что послужило большим толчком для обсуждения этой чрезвычайно острой проблемы. Госпрограмма эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации предусматривает комплекс мероприятий, направленный на решение задач агропромышленного комплекса субъектов Российской Федерации, в том числе фитомелиоративные мероприятия, направленные на закрепление песков и создание мелиоративно-кормовых насаждений. При этом в Федеральном законе "О мелиорации земель" указанные фитомелиоративные мероприятия не закреплены. В связи с этим нами инициирован законопроект, которым предлагается дополнить Федеральный закон "О мелиорации земель" новым понятием "мелиоративно-кормовые насаждения" и новым типом мелиорации земель - фитомелиорация. Кроме того, вводится новая статья 7-1, устанавливающая особенности осуществления фитомелиоративных мероприятий. Надо отметить, что выполнение фитомелиоративных работ имеет существенное экономическое значение. Для примера, если в Республике Дагестан посредством осуществления фитомелиоративных работ восстановить продуктивность 150 тысяч гектаров пастбищ, покрытых открытыми песками, то это позволит содержать на этой площади более 110 тысяч голов мелкого рогатого скота, от которого ежегодно можно получать мясную продукцию и шерсть на сумму более 1 миллиарда. Уважаемые депутаты, принятие данного законопроекта будет способствовать восстановлению продуктивности сельхозугодий, росту объёмов производства сельскохозяйственной продукции, сохранению и ежегодному росту поголовья мелкого рогатого скота, а также созданию прочной кормовой базы для животноводства. От этого зависит обеспечение импортозамещения и продовольственной безопасности нашей страны. Просим его поддержать и принять в первом чтении. Отзыв Правительства Российской Федерации на данный законопроект имеется. Уважаемые депутаты, хочу поблагодарить вас за внимание к этой проблеме и за то, что сегодня вынесли на обсуждение очень важный вопрос для многих регионов нашей страны. Доклад мой окончен. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Асият Наримановна, присаживайтесь. С содокладом выступает Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция КПРФ. Уважаемые товарищи, комитет рассмотрел данную законодательную инициативу. Докладываю вам, что она, конечно, поддерживается комитетом, как и субъектами Федерации, 83 субъекта поддержали. И поддерживается потому, что это проблема не только одного Дагестана, хотя и это могло бы уже служить основанием для принятия подобной инициативы. Речь идёт о том, что сегодня проблемы опустынивания затронули многие и многие регионы: и Ставрополье, и Ростов, вообще вот южную часть - более 50 миллионов гектаров. Вместе с нашим институтом, центральным научным центром по почвам мы эту проблему уже не первый год поднимаем, и не случайно появилась программа эффективного вовлечения в оборот сельскохозяйственных земель, в севооборот имеется в виду, - это так называемая программа второй целины, которую мы с вами финансируем. Пока, правда, в недостаточном количестве от этих объёмов, там предусмотрено... Это общая система мелиорации земель, в этом плане мы здорово отстаём. И конечно, привлекая ваше внимание к проблеме этой законодательной инициативой, мы не имеем в виду, чтобы вы обратили внимание только на фитомелиорацию, на кормовые кустарниковые насаждения, которые могли бы решать проблемы, названные сегодня в докладе, с точки зрения борьбы с опустыниванием, с открытыми песками. Это и совершенствование технологий, воссоздание той техники, которая обеспечивает механизированным путём работу, связанную с борьбой против опустынивания, это и семена габаритных растений, в науке эти темы уже, как говорится, перестали смотреть. Нам надо возрождать эту тему, ну и, по большому счёту, всё, что связано с водоснабжением. Эти вопросы в целом через мелиоративную систему должны находить своё место. Законопроект, в общем-то, прост. Он вводит в закон "О мелиорации..." понятие "фитомелиорация", решает ряд других вопросов, связанных, допустим, с перечнем в отношении этого понятия, вносит в закон другие небольшие изменения, связанные с терминологией. Всё это будет дорабатываться ко второму чтению, но саму идею стратегическую, наверное, надо поддержать. Прошу вас, уважаемые товарищи, это сделать. Здесь всё ясно как божий день, и мы много времени у вас не занимаем. Прошу проголосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, уважаемые коллеги! У меня не то чтобы вопрос, я хотел бы просто для ясности, чтобы коллеги понимали, о чём мы говорим, Владимир Иванович, полностью поддержать вас и коллег. У нас огромные территории просто превращаются в пустыню. Мы и в прошлом году, и в этом году вместе с главой Республики Дагестан Сергеем Алимовичем Меликовым ездили и смотрели, особенно это актуально в Ногайском районе у нас в Дагестане, ещё в ряде территорий. Вот представьте себе: десять лет назад была деревня - сегодня пустыня. Вот это реальность! И здесь, конечно, мы должны говорить о том, что идёт ухудшение климата и мы здесь должны предпринять действия. И суть этого закона - именно завоевать эту территорию для сельского хозяйства и вернуть тех людей, которые жили у себя дома. Многие люди вынуждены просто закрывать дома, потому что вокруг ландшафт за короткое время просто превратился в пустыню. Это не только в Дагестане, это ещё и в Ставропольском крае, и в Чеченской... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. 30 секунд добавьте. ХАМЗАЕВ Б. С. Предлагаю посмотреть фильм документальный, даже несколько, "Ногайская степь" называется, там всё это очень чётко, грамотно и профессионально показано. На самом деле для огромного количества наших избирателей это большая боль. И этот законопроект - это вода, это жизнь, и нужно в этом плане, я считаю, правильно двигаться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, это не вопрос, а высказывание в поддержку законопроекта. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. КАШИН В. И. Тем не менее я хочу поблагодарить за это пожелание. Ещё раз возвращаясь к сказанному, прошу, чтобы депутаты обратили внимание в целом на финансирование тех программ, которые мы вам предложили в своё время, - нужно в этом ключе решать эти проблемы. Мы просто-напросто не должны, как говорится, вести работу таким образом, чтобы вот это недофинансирование приводило к последствиям, о которых мы сегодня говорим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коткин Сергей Николаевич. КОТКИН С. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Значит, у меня вопрос и к представителю комитета, и к представителю региона. Опустынивание имеет место не только на юге нашей страны, но и на Крайнем Севере. И у меня вопрос такой: вообще, какова эффективность борьбы с опустыниванием вот мелиоративно-кормовыми насаждениями? Вот есть опыт на Крайнем Севере, на Белом море: как только появляется насаждение, сразу появляются сопки, пустыни. Вот может кто-то ответить на этот вопрос? Это вообще изучал кто-то, есть какой-то опыт? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Иванович, вам, наверное, вопрос. Пожалуйста. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, ещё раз хочу сказать: всё, что касается опустынивания, допустим, южной составляющей, связано с тем, что земли сельскохозяйственного назначения (в первую очередь речь идёт о кормовых угодьях, о пастбищах) покрываются открытыми песками. И это движение имеет место сегодня не только на кормовых угодьях. Если двинуться дальше, к Ставрополью, к Ростову, в Калмыкии появились первые пустыни. Понятно, не первый год этому явлению - исходя из этого была проработана целая система - технологии, производство соответствующих семян, посадочного материала и технологии... И не случайно появился, тогда существовал сталинский план преобразования природы. Года четыре назад к нам приезжали из Ирана, из других республик депутаты и просили наши технологии, наши разработки для борьбы с опустыниванием. У них это ещё более ярко выражается на сегодняшний день. И вот ещё раз, нам понятна технология, понятна система, каким образом надо бороться: восстанавливать лесополосы, высаживать на очагах, где идёт опустынивание, соответствующие насаждения, создавать анклавы растительных фитоценозов, понятно, нужны кормовые культуры или это должны быть лесные насаждения. То есть наука здесь имеет чёткий опыт и соответствующие рекомендации. Что касается различных зон, различных территорий, в том числе северных. Безусловно, есть свои темы, которые являются определяющими. В основном это определяется водно-физическими свойствами, соотношением объёмного и удельного веса, залеганием грунтовых вод и, конечно, в целом по геофитоценозу. И везде после геоботанических исследований должна быть предложена конкретная схема для работы, если речь идёт о фитомелиорации или о двойном регулировании, то есть об осушении и орошении. Это всё мы должны, как говорится, отражать непосредственно в проекте, который разрабатывается перед этим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович, присаживайтесь. Коллеги, есть ли желающие выступить по этому законопроекту? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Хамзаев Бийсултан Султанбиевич, пожалуйста. ХАМЗАЕВ Б. С. Добрый день, уважаемые коллеги! На самом деле, понятно, мы с вами находимся сейчас в Москве, здесь брусчатка, плитка, и это всё видится немножко по-другому. Я себе здесь пометил несколько акцентов - хотел бы это до вас донести. Вроде бы законопроект, с одной стороны, о мелиорации, о воде. Вот вопрос даже задают нам: насколько это скажется, значит, поменяет ли ситуацию? На самом деле это большая катастрофа, это в первую очередь экологическая катастрофа! Я предлагаю обратить на это пристальное внимание не только в рамках этого законопроекта, потому что для многих народов под угрозой та территория, на которой они исторически жили. Для них та территория важна здесь и сейчас не только с точки зрения сельского хозяйства или ещё чего-то другого, это земля предков, которая есть и которая теряется, то есть формат и уклад жизни форматируется с учётом этих угроз. К сожалению, долгое время на это не обращали внимания - надо отдать, что называется, должное (в кавычках) тем, кто за это отвечал, - мы упустили лет двадцать, наверное, в этой работе, а это же, знаете, по спирали работает, то есть вы упустили пять лет, дальше уже вам надо отбивать это в течение десяти лет. Вот так это всё сложилось, и дошло до того, что мы сегодня обсуждаем такой кризис: люди вынужденно съехали с территорий. А мы это видели и сверху, и, что называется, по земле ходили, то есть мы летали даже, смотрели: там гигантские территории, которые за 15-20 лет просто превратились, знаете, вот в африканскую пустыню, то есть песок и ничего другого нет. А сверху смотришь - дома, которые наполовину засыпало... Конечно, это кризис, если называть вещи своими именами. Я хотел бы и профильный комитет тоже попросить, чтобы мы не только говорили сейчас в рамках этого законопроекта о мелиорации и о поддержке, а ещё продумали механизм по поддержке тех людей, которые живут на этих территориях, то есть тех, чьи издревле это территории. У нас, если вообще договаривать и называть вещи своими именами, понятно, есть ещё земли, что называется, отгонного животноводства, на которых нельзя ничего строить, но на которых строят в том числе. Об этом тоже надо подумать - ответственность должна быть более жёсткой. Я считаю, что этот законопроект, безусловно, должен быть в приоритете и механизм его реализации должен быть не только в том, чтобы мы в рамках сельского хозяйства навели порядок. Основная задача - сохранить, чтобы люди со своим укладом, со своими традициями и обычаями остались жить на этих территориях. Вопрос именно так стоит, и его так поднимают перед нами наши избиратели. Поэтому у меня убедительная просьба ко всем: в рамках второго чтения давайте продумаем эти механизмы тоже. Глава региона у нас в Дагестане поднимает этот вопрос, президент поддержал, и поэтому мы с вами это сегодня обсуждаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Яхнюк Сергей Васильевич, пожалуйста. С места. ЯХНЮК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я думаю, что докладчик и содокладчик довольно подробно изложили суть проблемы. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного проекта федерального закона. Прошу поддержать в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Васильевич. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. Три минуты хватит, Олег Анатольевич? НИЛОВ О. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Конечно, мы поддержим представленный законопроект, где виды мелиорации дополняются ещё одним важным, нужным для конкретных южных регионов. Но самый главный вопрос остаётся, его пока не осветили ни докладчики, ни выступавшие: а на какие деньги это хорошее, благое начинание будем реализовывать? Сегодня на программу, ну, порядка 30 миллиардов рублей в год - правильно, Владимир Иванович? - выделяется, и то со скрипом: 39 пишем, 30 по факту пошло, и то в результате большой борьбы. Поэтому, коллеги, принимая решение о вот таких хороших идеях, намерениях, нужно, конечно, говорить и о том, на какие средства мы будем это реализовывать. Сегодня 50 миллионов гектаров находятся под угрозой опустынивания, а путём всей мелиорации за много-много лет мы, дай бог, 1 миллион гектаров вернём к жизни, правильно? Нужны огромные средства. Какое конкретно у меня предложение? Вот сейчас наши герои-хлеборобы, вырастив рекордный урожай, зажаты с двух сторон. Прежде всего, для реализации заплати пошлину, гигантскую пошлину - сотни миллиардов рублей от наших хлеборобов уходит в виде дополнительного налога, оброка. А предложения-то есть! Хлеборобы говорят, мол, верните нам эти деньги, и мы вложим их: если нужно - в мелиорацию, дайте указания, и мы будем мелиорировать земли или, если нужно, новые, целинные земли осваивать, а их, слава богу, в России сотни миллионов гектаров. Посмотрите, в центральных, северо-западных регионах и пашен огромное количество, и сенокосных угодий, и пастбищных угодий огромное количество - туда тоже готовы выдвинуться, там развивать свой бизнес, если будет возвращена, ну, хотя бы часть этих огромных денег. Уважаемый Владимир Иванович, уважаемые коллеги! Я предлагаю принять постановление, так как сейчас это злободневный вопрос, принять постановление Государственной Думы о том, чтобы часть вот этого платежа - это сотни миллиардов рублей, ещё раз говорю, причём даже непонятно, сколько будет в этом году, - возвращалась нашим аграриям, которые будут вкладывать деньги в спасение земель и в освоение новых, целинных земель, для того чтобы не уменьшать наши достижения... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. НИЛОВ О. А. Да, не уменьшать наши достижения. Но, самое главное, какова цель сегодня вот на этом фронте? Я считаю, это очень важный фронт, на нём сегодня аграрии, я об этом говорю уже второй раз - если мы добьёмся, что цены на основные продукты питания мы не будем повышать, наоборот, мы их будем снижать, ведь все предпосылки для этого есть, огромное количество зерна... Ну почему его нужно обязательно продать, да ещё не глядя, кому угодно? Давайте его направим животноводам в южные регионы, давайте его направим на новые предприятия, которые готовы создавать наши аграрии, и таким образом ответим Чемберлену. Вот там цены на продукты будут расти, так же как на энергоносители, и так далее и так далее. А если в нашей стране цены на продукты питания будут снижаться регулярно по 5-10 процентов в год, я вас уверяю, это будет гораздо более важным ответом в нашей общей борьбе и стремлении к победе. Прекратят, я уверен, даже пытаться думать о внутренней дестабилизации, о революции или, не дай бог, о каком-то перевороте. Вот я сказал, кого нужно поддерживать. После принятия этого законопроекта я предлагаю сразу же начать работу над поиском средств. Одно из предложений я обозначил, но у Владимира Ивановича таких предложений гораздо больше. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич. Асият Наримановна, если вы желаете, можете выступить с заключительным словом. АЛИЕВА А. Н. Уважаемые депутаты Государственной Думы, в своём выступлении я уже говорила, но ещё раз скажу большое спасибо, что вы рассматриваете этот на самом деле жизненно важный для всех 35 субъектов Российской Федерации вопрос. Я приводила в пример Республику Дагестан, и не просто приводила, а говорила, в какой на самом деле ситуации мы оказались: из 5 миллионов гектаров земель, которые имеются в Республике Дагестан, 2,4 миллиона находится в экологически деградированном состоянии. Когда мы, как депутаты, выезжаем на места и интересуемся проблемами, нам говорят, мол, у нас нет сельхозугодий, где мы могли бы выводить свой скот, выпас скота производить. Одна из проблем - это, конечно, деградация почв, опустынивание из-за того, что происходит, пески подходят, как я в своём докладе говорила. Мало того, они подходят к населённым пунктам, и это вызывает отток населения. Все эти вопросы взаимосвязаны между собой. Есть программа по мелиорации в Российской Федерации, где предусматривается определённое финансирование. Единственное, с чем мы сталкиваемся, что нет... Там, где идёт разграничение типов мелиорации (гидромелиорация, агролесомелиорация, химическая мелиорация), нет того, о чём мы говорим, - фитомелиорации. И своим законопроектом мы вносим изменения в понятийный аппарат, мы говорим, что собой представляют эти мероприятия и как они будут действовать в этом направлении. У нас на самом деле есть предприятия, которые... ну, своими силами, конечно, где-то и нет такой возможности у них, есть и растения такие, которые адаптированы к нашим условиям. И мы сегодня не просто так здесь говорим об этом - на самом деле мы приглашали и представителей Академии наук, которые этими вопросами вплотную занимались и благодаря которым мы совместно подготовили данный законопроект, сегодня об этом говорим с высокой трибуны. Ещё раз хочу поблагодарить всех за то, что вынесли этот вопрос и сегодня его рассматриваете. Спасибо большое ещё раз. Всего хорошего. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович, будете выступать? Депутату Кашину включите микрофон. КАШИН В. И. Уважаемые товарищи, вот именно потому, что эта проблема очень острая, мы с вами приняли решение провести здесь, в зале пленарных заседаний, обсуждение вопроса о сбережении и эффективном использовании земель сельхозназначения. Один из базовых блоков в этом большом мероприятии, которое будет здесь проходить под председательством Володина и с участием всех руководителей фракций, - это, конечно, борьба с опустыниванием. Я в этом плане ещё раз прошу ускорить сроки проведения этого большого мероприятия. Конечно, спасибо депутатам Народного Собрания Республики Дагестан. Сама идея понятна - добавим слово "фитомелиорация". Это не изменит ситуацию, тут правы выступавшие, в том числе Нилов об этом более подробно говорил, и я начинал с этого, но это даёт нам возможность ещё раз привлечь внимание к проблеме. В пояснительной записке к законопроекту написано, что денег на это не потребуется, на реализацию этой законодательной инициативы, ну, чтобы вставить это словечко, ради того, чтобы словечко новое появилось. От этого, конечно, ничего не изменится, если мы не будем в целом решать проблемы по вот этой принятой программе, не только по этой, а по всем программам агропромышленного комплекса. О чём шла здесь речь? О том, что недофинансируется программа второй целины, вообще провалено финансирование программы "Комплексное развитие сельских территорий". Одну цифру назову: сегодня мы должны были бы иметь по программе, если бы не было срыва, по паспортным значениям 342 миллиарда, а у нас с вами, дай бог, если мы натянем, в общей сложности 55 миллиардов, может быть, 59 миллиардов рублей. Уважаемые товарищи, ещё и ещё раз обращаю внимание депутатов на то, что стратегический ресурс нашей Родины в виде земельных ресурсов, земель сельскохозяйственного назначения под большой угрозой, и просто так нам не отсидеться. Надо всё сделать и принять соответствующие решения по этим вопросам, когда мы будем проводить большие слушания. Само постановление мы приняли по итогам отчёта на "правительственном часе" министра и наших содокладов. Прошу поддержать эту законодательную инициативу, которая ещё раз нас всех озадачила в части направлений развития мелиорации в нашей стране. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 22 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 05 мин. 30 сек.) Проголосовало за 397 чел.88,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.