Заседание № 108

02.07.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 212605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования Общественной палаты Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5574 по 5635 из 12182
48-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об Общественной палате Российской Федерации". Доклад председателя        
Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослава   
Евгеньевича Нилова.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Комитет         
подготовил названный законопроект к рассмотрению во втором чтении. К нему       
поступили поправки, те, которые мы рекомендуем принять, включены в таблицу №    
1, в таблицу № 2 включены те поправки, которые мы рекомендуем отклонить.        
Самое основное изменение - это то, что прописана процедура                      
интернет-голосования при выборе членов Общественной палаты.                     
                                                                                
Я прошу от имени комитета поддержать таблицу № 1.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1?                  
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.52,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    237 чел.                                          
Не голосовало                 213 чел.47,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2?                                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              239 чел.53,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    239 чел.                                          
Не голосовало                 211 чел.46,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Законопроект выносится на "час голосования".                                    
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Просим принять законопроект во втором чтении. В случае поддержки    
во втором чтении просим также принять его и в третьем, все процедуры            
соблюдены.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9294 по 9349 из 12182
Пункт 48, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный        
закон "Об Общественной палате Российской Федерации", второе чтение.             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 40 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.34,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Комитет предлагает принять законопроект и в третьем чтении. Есть ли желающие    
выступить по мотивам? Есть.                                                     
                                                                                
Депутату Драпеко включите микрофон.                                             
                                                                                
ДРАПЕКО Е. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция не будет поддерживать этот законопроект по      
целому ряду обстоятельств и оснований. Во-первых, сегодня Общественная палата   
превращается в такой квазипарламент и функции, которыми она наделяется, - это   
функции рекомендательные, но дублирующие наши с вами функции. Во-вторых, что    
касается голосования и выборов по Интернету: до тех пор пока не будет           
утверждена электронная подпись, свидетельствующая, что именно этот гражданин    
голосовал за, мы считаем, что это будет повод для массовых фальсификаций, и,    
таким образом, мы не сможем доверять результатам интернет-голосования.          
                                                                                
Вот основания, по которым наша фракция отказывается поддерживать данный         
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нет больше желающих выступить?                                                  
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в третьем чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 42 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.33,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в третьем чтении.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9709 по 9714 из 12182
ПОНОМАРЁВ И. В. Пономарёв по карточке Ванчугова.                                
                                                                                
По пункту 48 повестки дня, третье чтение, депутат Пономарёв голосовал за.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Приняли к сведению, спасибо.                              
                                                                                

Заседание № 85

19.03.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 212605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования Общественной палаты Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4007 по 4359 из 7020
17-й вопрос порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации". С докладом   
выступает Олег Евгеньевич Пантелеев, член Совета Федерации.                     
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ О. Е., член Совета Федерации.                                         
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию проект    
федерального закона № 212605-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об    
Общественной палате Российской Федерации". Данный законопроект был внесён в     
Государственную Думу 28 января текущего года членами Совета Федерации           
Торшиным, Клишасом, Киричуком, Пантелеевым, Журавлёвым и Журовой Светланой,     
которая тогда ещё была членом Совета Федерации, сейчас она здесь, в зале.       
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что созданная в 2005 году Общественная палата Российской      
Федерации как орган взаимодействия граждан и общественных объединений с         
органами власти показала свою эффективность, имеет высокий авторитет, и         
предложения по новому порядку её формирования - это логичное и закономерное     
продолжение развития данного общественного института.                           
                                                                                
Внесённым законопроектом предлагается новая концепция формирования              
Общественной палаты Российской Федерации, увеличивается число членов палаты -   
со 126 до 166, вводится представительство регионов и процедура                  
интернет-голосования. Новая модель формирования Общественной палаты             
предполагает параллельное формирование трёх равнозначных групп:                 
представителей региональных общественных палат, которые составляют половину     
от общего числа членов, 83 человека; членов палаты, утверждённых указом         
Президента Российской Федерации, - 40 человек; представителей общественных      
объединений, прошедших в палату по итогам интернет-голосования, - 43            
человека. Суммарно получается 166 человек.                                      
                                                                                
Первая половина Общественной палаты, состоящая из 83 представителей субъектов   
Российской Федерации, должна избираться на заседаниях региональных              
общественных палат - соответственно, по одному представителю от каждого         
субъекта Федерации. В действующей сейчас системе формирования Общественной      
палаты отсутствует равно гарантированная для всех регионов возможность иметь    
своих представителей в её структуре. С начала работы Общественной палаты        
десять регионов вообще ни разу не были представлены в её составе - это          
Ивановская, Кировская, Липецкая, Оренбургская, Орловская, Смоленская,           
Тамбовская области, Удмуртия, а также Алтайский край и Забайкальский край. За   
прошедшие семь лет общественные палаты были созданы в 74 субъектах Российской   
Федерации, принятие данного закона будет способствовать тому, чтобы они         
появились во всех регионах без исключения.                                      
                                                                                
Вторая половина Общественной палаты также будет состоять из 83 человек.         
Президент страны по результатам проведения консультаций с общественными         
объединениями, некоммерческими организациями, российскими академиями и          
творческими союзами будет определять кандидатов, имеющих особые заслуги перед   
государством и обществом, и предлагать им войти в состав палаты. Ещё 43 члена   
Общественной палаты могут быть избраны по итогам интернет-голосования. В        
рамках реализации этой процедуры на сайте Общественной палаты будет объявлен    
конкурс. Кандидаты в члены палаты будут выдвигаться от общероссийских           
общественных объединений и проходить процедуру рейтингового                     
интернет-голосования. По результатам голосования рабочая группа палаты          
определит 43 кандидата (по одному от каждого объединения), набравших            
большинство голосов (в порядке убывания количества голосов), которые будут      
предлагаться для включения в состав Общественной палаты.                        
                                                                                
Плюсами предлагаемой модели формирования Общественной палаты являются           
открытость отбора представителей и возможность гражданского общества принять    
самое активное участие в этом процессе. Демократичным нововведением станет      
возможность прямого волеизъявления граждан при формировании палаты              
посредством системы рейтингового интернет-голосования. Расширение               
Общественной палаты также будет способствовать дальнейшему развитию             
федеративных начал в нашем государстве, поскольку новая система выборов         
позволит учитывать интересы всех регионов, представлять их точку зрения при     
выработке государственной политики.                                             
                                                                                
Хочу отметить, что мы получили положительные отзывы на законопроект из          
регионов, на сегодняшний день мы имеем сорок семь положительных отзывов на      
этот законопроект из региональных общественных палат и ни одного                
отрицательного. Уверен, что предложенная модель формирования Общественной       
палаты Российской Федерации будет способствовать повышению эффективности её     
работы, росту авторитета в обществе и усилению интереса граждан к её            
деятельности.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Евгеньевич, присаживаетесь, пожалуйста.     
                                                                                
С содокладом выступает Ярослав Евгеньевич Нилов - председатель Комитета по      
делам общественных объединений и религиозных организаций.                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет рассмотрел     
данную инициативу, которую внесли сенаторы Федерального Собрания. Мы считаем,   
что сегодня роль Общественной палаты достаточно велика - это та дискуссионная   
площадка, которая является институтом гражданского общества, можно даже         
сказать, глазами и ушами гражданского общества в федеральном центре, на неё     
возложен ряд функций и обязанностей. С целью укрепления связи между             
субъектами Федерации и федеральным центром как раз и был внесён такой проект    
закона.                                                                         
                                                                                
Концептуально комитет готов поддержать эту инициативу, но мы хотели бы          
отметить ряд существенных недоработок, которые, по нашему мнению, необходимо    
устранить во втором чтении, и призываем наших коллег - и сенаторов, и           
депутатов - внести свои предложения. Прежде всего это касается                  
интернет-голосования. Сорок три кандидата будут избираться путём рейтингового   
голосования, но непонятна сама процедура, механизм - каким образом всё это      
будет организовано, кто будет иметь возможность голосовать? Есть опасение,      
что, если мы не предложим нормальный, целостный механизм этой работы,           
получится, что можно будет выбирать членов Общественной палаты всем миром,      
без учёта возраста голосующих, и после этого могут ещё обвинить в том, что      
Общественная палата нелегитимна. Поэтому необходим чёткий и ясный механизм      
рейтингового голосования и понимание того, кто будет организовывать всю         
процедуру этого рейтингового голосования.                                       
                                                                                
Комитет в целом поддерживает концепцию данного федерального закона. Мы          
убеждены, что с его принятием каждый субъект сможет до конца сформировать       
региональную общественную палату, которая потом будет делегировать своих        
представителей в федеральную Общественную палату.                               
                                                                                
Что касается интернет-голосования, мы понимаем, что интернет-среда - она        
своеобразная, она креативная, она современная и она даёт возможность стать      
членами Общественной палаты тем, кто путём другого формата избрания, может      
быть, никогда и не стал бы членом Общественной палаты.                          
                                                                                
Таким образом, концептуально комитет поддерживает законопроект и приглашает     
всех к совместной работе для устранения тех недостатков, о которых я сказал.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Прежде чем вы будете вопросы задавать, уважаемые коллеги, хочу сказать, что     
Совет Государственной Думы принял решение дать возможность выступить при        
обсуждении этого вопроса представителю Общественной палаты. У нас               
присутствует Валерий Александрович Фадеев - председатель Комиссии               
Общественной палаты по экономическому развитию и предпринимательству.           
                                                                                
Регламент - до пяти минут, Валерий Александрович.                               
                                                                                
ФАДЕЕВ В. А., председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации    
по экономическому развитию и предпринимательству.                               
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Общественная палата Российской     
Федерации рассмотрела проект федерального закона "О внесении изменений в        
Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации", подготовила    
соответствующее заключение и направила в Государственную Думу. Основная идея    
- Общественная палата одобряет предлагаемый законопроект.                       
                                                                                
Что тем не менее хочется сказать? У нас есть определённые замечания, в нашем    
заключении они указаны. Закон был принят в 2005 году, и мы считаем, что         
Общественная палата заняла своё место в общественно-политическом                
пространстве. Помните, тогда говорили, что палата будет механизмом выпускания   
пара, ширмой для всяких там политических процессов? Это не так. И то, что       
было отмечено сейчас в докладе, - что почти во всех субъектах Федерации         
созданы свои общественные палаты, - это показатель того, что сам механизм       
Общественной палаты очень эффективен и конструктивен, он продуктивен. Никто     
не заставлял в регионах создавать свои общественные палаты, а такая волна       
прошла по всей стране. Конечно, это обстоятельство надо было учесть, и отсюда   
предложение, чтобы в Общественной палате были представители общественных        
палат всех субъектов Российской Федерации. Мы это поддерживаем.                 
                                                                                
Относительно других движений в общественном поле. В последние годы получила     
развитие практика формирования общественных советов при органах                 
исполнительной власти и на федеральном, и на региональном уровнях. Это          
обстоятельство следует учитывать, и у нас есть предложение, чтобы в статье 8    
федерального закона, где говорится о порядке консультаций Президента России     
относительно кандидатур членов Общественной палаты, включить советы при         
Президенте Российской Федерации в число структур, с которыми президент          
проводит консультации.                                                          
                                                                                
Далее, относительно интернет-голосования. Это новая вещь, и действительно,      
как это будет проходить, пока не очень понятно, и, наверное, будут какие-то     
нарекания. Но совершенно ясно, что голосование должно быть с регистрацией       
участников голосования, - извините, паспортные данные должны быть внесены, а    
не так, как сейчас в Интернете, когда задаёшь вопросы и можно любые кнопки      
давить. Совершенно ясно, что это должны быть граждане России, и своими          
паспортными данными люди должны это подтверждать. Совершенно ясно, что должны   
быть какие-то ограничения по возрасту, по минимальному возрасту. И наконец,     
необходим комплекс компьютерных программ, которые предотвращали бы              
многократные голосования одними и теми же лицами.                               
                                                                                
Последнее, что указано в нашем заключении, - это предложение о том, что         
необходимо предусмотреть норму в законе "Об Общественной палате Российской      
Федерации", в статье 20, о том, что Общественная палата участвует - не просто   
имеет право участвовать, а участвует - в разработке положений об общественных   
советах. Это важно, раз уж мы сейчас вносим изменения в наш закон "Об           
Общественной палате Российской Федерации".                                      
                                                                                
Если можно, Иван Иванович...                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ещё время есть.                                           
                                                                                
ФАДЕЕВ В. А. А можно по предыдущему вопросу?                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не нужно, Валерий Александрович, мы обсуждаем        
конкретный вопрос повестки дня.                                                 
                                                                                
ФАДЕЕВ В. А. Нет так нет. Я главный редактор и член Общественной палаты, но     
если у вас не принято высказываться по поводу предыдущих вопросов, то я на      
этом заканчиваю.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не принято, мы другой вопрос обсуждаем, Валерий      
Александрович. Дело в том, что было заключительное слово, а после               
заключительного слова мы не продолжаем обсуждение. Спасибо, Валерий             
Александрович.                                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по обсуждаемому законопроекту? Есть.         
                                                                                
Прошу включить режим записи на вопросы.                                         
                                                                                
И прошу указывать, кому адресуете вопрос.                                       
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Семь вопросов. Много, но успеем, давайте только так: быстро задаём и            
компактно отвечаем.                                                             
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Евгеньевич, я, в общем-то, концепцию поддерживаю. Сегодня        
Общественная палата - это московский бомонд, в основном, те, кто в Думу не      
прошёл, в Общественной палате. Но компьютерные выборы - это неправильно, с      
моей точки зрения, надо, чтобы от региона избирали общественники, но прямым     
голосованием, потому что всякое виртуальное всегда подразумевает возможность    
фальсификации.                                                                  
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ О. Е. Николай Васильевич, мы много размышляли, на самом деле я с      
вами здесь согласен, но смысл в чём? Всё равно Интернет и                       
интернет-голосование - это всё больше и больше появляется в нашей жизни, и      
когда-то всё равно надо начинать. Ну давайте попробуем!                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бычкова Евдокия Ивановна.                                                       
                                                                                
БЫЧКОВА Е. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Евгеньевич, сегодня, как было сказано, действительно во всех     
практически регионах созданы общественные палаты. Скажите, а в настоящий        
момент кем-то ведётся мониторинг их деятельности, даётся оценка их              
результативности? И кто их собирает для обмена опытом, как это делается, к      
примеру, в Госдуме для субъектов? Вообще как-то отслеживается                   
результативность деятельности общественных палат регионов?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евдокия Ивановна, да, это отслеживается, это              
мониторится, мониторится непосредственно аппаратом Общественной палаты          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Олег Евгеньевич, очень коротко.                                    
                                                                                
Вообще, правительство - это исполнительная власть, судьи - это судебная         
власть, законодательная - она же и представительная власть, так она             
именуется, а Общественная палата - это что за орган? И вы не боитесь, что       
вслед за введением нового принципа формирования встанет вопрос о том, что раз   
по одному представителю от региона есть, то теперь давайте учитывать и          
численность региона? Странно вообще.                                            
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ О. Е. Сергей Владимирович, это вообще не власть, это представители    
гражданского общества, общественности, общественных организаций, и мы от        
этого не уйдём: пока существует общество, мы должны учитывать мнение            
авторитетных объединений, играющих решающую роль в жизни общества.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шудегов Виктор Евграфович.                                                      
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Пантелееву Олегу Евгеньевичу.                                   
                                                                                
Олег Евгеньевич, по определению Общественная палата должна работать на          
общественных началах, а мы уже неоднократно принимали законы, увеличивающие     
финансирование Общественной палаты. В связи с этим у меня вопрос: насколько     
увеличится финансирование Общественной палаты в связи с принятием данного       
закона, поскольку увеличивается численность членов Общественной палаты?         
Понятно, что они будут ездить в командировки - из региона в Москву, по          
заграницам и так далее.                                                         
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ О. Е. Виктор Евграфович, спасибо за вопрос. Пока ещё финансовые       
выкладки нам не дали, я думаю, что вы услышите их, когда будет заключительное   
голосование по этому законопроекту. Но увеличится ровно на столько, вы          
правильно сказали, на сколько увеличится численный состав.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович.                              
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Олег Евгеньевич, примерная хотя бы оценка: какие        
дополнительные затраты потребуются на увеличение численности Общественной       
палаты?                                                                         
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ О. Е. Совершенно незначительные, по существу, на одну треть больше    
от сейчас имеющихся. В принципе я сейчас в денежном выражении не готов их       
назвать, потому что надо нам получить финансовый обсчёт, который будет          
представлен в последующем, при голосовании.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Черкасов Кирилл Игоревич.                                                       
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Уважаемый Олег Евгеньевич, если конкретизировать ситуацию по рейтинговому       
интернет-голосованию, скажите, в какой стране и в какой организации такое       
голосование было применено? И как вы собираетесь ограничить по возрасту         
членов и по идейному смыслу попадание туда тех организаций, которые будут       
выставлять своих представителей? Мы полагаем, что некоторые сообщества просто   
будут на голову впереди всех, я имею в виду те, которые занимаются              
компьютерными играми и Интернетом.                                              
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ О. Е. Во-первых, интернет-голосование проводится уже сейчас в         
большинстве стран, в том числе и в нашей. Вы знаете, что наша так называемая    
несистемная оппозиция использовала интернет-голосование, правильно это или      
неправильно, но оно уже есть, оно существует. И здесь я хочу подчеркнуть, что   
да, могут быть какие-то в этом плане злоупотребления, уже говорили об этом,     
но технических средств сейчас достаточно, чтобы исключить фальсификации и       
какие-то многократные голосования, технически это реально сейчас сделать. Я     
понимаю ваши опасения, но в то же время чем авторитетнее общественная           
организация, тем выше её рейтинг в Интернете, это однозначно, это               
действительно уже является существенным фактом.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Епифанова Ольга Николаевна.                                                     
                                                                                
ЕПИФАНОВА О. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Олег Евгеньевич, почему вы и ваши коллеги не воспользовались          
установкой президента и утверждёнными правительством правилами по               
обязательному общественному обсуждению законопроектов? Предлагаемому вами       
законопроекту, на мой взгляд, следует пройти общественное обсуждение хотя бы    
на сайте Общественной палаты. Давно отмечено: чтобы закон получился толковым    
и работающим, его надо хорошенько обсудить в конструктивном, естественно,       
ключе.                                                                          
                                                                                
ПАНТЕЛЕЕВ О. Е. Спасибо за вопрос, Ольга Николаевна. Ну, во-первых, прошла      
целая серия слушаний, в том числе две недели назад были слушания в Совете       
Федерации. Плюс ко всему сейчас как раз развёрнут непосредственно               
интернет-обмен по этому вопросу. Процедура только начинается, и у всех есть     
возможность активно включиться в этот процесс, внести свои предложения. Мы      
ждём соответствующих поправок, думаю, на законе это скажется только             
положительно.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Евгеньевич, спасибо за ваши ответы на вопросы.       
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть желающие.                                      
                                                                                
Прошу включить режим записи на выступления.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Четыре человека.                                                                
                                                                                
У нас в фиксированное время в четыре часа, рассмотрение законопроекта.          
Коллеги, как поступим: продлим заседание или будем делать перерыв? Перерыв      
предлагают, тем более что у нас мероприятие в два часа. Коллеги, объявляю       
перерыв до 16 часов.                                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4563 по 4907 из 7020
Уважаемые коллеги, возвращаемся к обсуждению 17-го вопроса порядка работы.      
Выступает депутат Носов Дмитрий Юрьевич, фракция ЛДПР.                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, семь минут.                                          
                                                                                
НОСОВ Д. Ю. Мы поддерживаем, что в Общественную палату будет избираться         
представитель от каждого региона. Это во-первых.                                
                                                                                
Во-вторых, мы считаем, что сам законопроект сырой и требует доработки. В        
частности, это касается пункта об интернет-голосовании: неясно прописан         
момент о выдвижении кандидатов от общественных объединений - голосование        
будет идти за одного представителя от каждого объединения или таких людей       
несколько? Отсюда вопрос: сколько человек может выдвигать организация? Каким    
образом будет обеспечено положение о том, что каждый пользователь Сети будет    
голосовать только один раз? Если с одного компьютера, то как быть, если он      
один, этот компьютер, на всю семью? И как в таком случае исключить участие в    
голосовании иностранных граждан - вводить процедуру регистрации по паспортам    
или каким-то ещё способом, допустим эсэмэской? И кто мешает тогда любому        
человеку купить оптом сим-карты и отдать за себя сколько угодно голосов? В      
случае введения усложнённой процедуры регистрации как предполагается            
привлекать граждан к участию в голосовании, как их стимулировать? Как должна    
работать система всеобщего оповещения о том, что такое голосование вообще       
есть?                                                                           
                                                                                
И в-третьих, Общественная палата должна быть гласом народа и выражать           
действительно общественное мнение. Представлять её должны люди из народа.       
ЛДПР всегда стоит на стороне народа. А станут ли эти представители              
общественных организаций на самом деле представителями народа, а не отдельных   
заинтересованных групп? Вот за что переживает фракция ЛДПР.                     
                                                                                
Законопроект мы поддержим, но считаем, что он нуждается в доработке ко          
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Юрьевич.                                 
                                                                                
Тарнавский Александр Георгиевич. Семь минут.                                    
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Уважаемые коллеги, не могу не сказать, что новый               
законопроект об Общественной палате, о формировании Общественной палаты         
достаточно серьёзно отличается от того, что мы имеем сейчас. Но с учётом        
событий последних дней, того, что происходит сейчас и в обществе, и у нас...    
в общем, он воспринимается сейчас как достаточно технический.                   
                                                                                
Да, действительно, предусмотрен новый порядок формирования, есть определённое   
движение, и в комитете мы обсуждали этот вопрос. Сегодня уже была отмечена      
важность того, что появляется представительство от каждого региона, также       
вводится использование Интернета для выборов части членов Общественной          
палаты, а Интернета не надо бояться - это шаг в сторону развития демократии.    
И казалось бы, на этом следовало поставить точку и пожелать Общественной        
палате в новом составе продолжать свою работу, если бы, я повторяю, не          
события последних дней. Вот эти события показали... Общественная палата - это   
орган, структура, пусть немногочисленная по составу, меньше, чем                
Государственная Дума, но там очень известные, уважаемые люди. И что же мы       
слышим от этих известных, уважаемых людей? Сегодня утром Михаил Маркелов уже    
привёл пример: на заседании комитета, проходившем в понедельник, один наш       
очень уважаемый коллега из Общественной палаты предложил депутатам не           
прислушиваться к общественному мнению. Я и другое слышал от очень               
авторитетных членов Общественной палаты: коллеги, принимайте законопроекты,     
но только не идите на поводу у избирателей, а то они вам много чего             
насоветуют.                                                                     
                                                                                
А что касается другого, ещё более известного члена Общественной палаты, то      
мы, по-моему, сегодня уже достаточно много до обеда говорили о нём - не буду    
повторяться: о действиях и высказываниях этого владельца газеты, видного        
члена Общественной палаты мы все читали, смотрели в Интернете и сегодня         
упоминали. Даже такой известный тележурналист, как Павел Лобков, лицо           
оппозиционного телеканала "Дождь", крайне жёсткого по отношению к Думе, как     
мне показалось, съёжился от такой журналистики!                                 
                                                                                
К чему я всё это веду? Если Общественная палата - это всё-таки действительно    
общественный орган, то, как мне кажется, он должен выражать интересы всего      
общества, всех слоёв общества. Если же это орган, который выражает мнение       
отдельных лиц, даже, наверное, весьма талантливых, как они сами считают,        
богатых и, может быть, как им кажется, влиятельных, которые хотят поучать       
общество, как ему жить, тогда давайте сделаем так: просто назовём его не        
Общественной палатой, а палатой мудрейших, палатой мудрецов или палатой         
поводырей. Если же всё-таки это Общественная палата, тогда её члены хотя бы     
иногда должны помнить, что представляют общество, все его слои, а если сами     
не могут об этом вспомнить, может быть, надо немножко их и встряхнуть.          
                                                                                
К чему я это говорю? Тут уже высказывались предложения о том, чтобы ввести      
для наших коллег по работе декларирование имеющейся у них недвижимости и        
доходов, но, мне кажется, как минимум, однозначно надо ввести контроль за       
наличием (отсутствием) у них двойного гражданства и счетов в иностранных        
банках. Членам этого органа следует, ещё раз повторю, всегда помнить, что       
они, пока этот орган называется Общественной палатой, представляют всё          
общество, все его слои.                                                         
                                                                                
И в заключение не могу не обратиться к некоторым членам Общественной палаты,    
которые любят жёстко критиковать Государственную Думу по разным позициям. Мы,   
сидящие в этом зале, можем расходиться во мнении, какая партия в итоге          
победила на последних выборах в Государственную Думу, сколько кто набрал        
голосов на последних выборах, но то, что за четыре партии проголосовало         
подавляющее большинство избирателей, пришедших к урнам, ни у кого сомнений не   
вызывает. Именно поэтому мы все, представители четырёх партий, действительно    
представляем интересы всего народа или по крайней мере тех людей, которые       
пришли к урнам для голосования. А вот членам Общественной палаты, если они      
будут и дальше так себя вести, ещё это право необходимо будет заслужить!        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич.                            
                                                                                
Бурматов Владимир Владимирович. Выступление от фракции, семь минут.             
                                                                                
Пожалуйста, микрофон включите.                                                  
                                                                                
БУРМАТОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" безусловно будет поддерживать этот    
законопроект по целому ряду причин, прежде всего потому, что этот               
законопроект отвечает самому духу Общественной палаты и самой логике, как мне   
кажется, её существования. Увеличение количества членов Общественной палаты в   
первую очередь за счёт представителей регионов и за счёт избранных через        
прямые выборы, на мой взгляд, является абсолютно оправданным и правильным как   
минимум по трём причинам. Первая причина - это повышение качества               
представительства институтов гражданского общества в Общественной палате.       
Вторая причина - это демократичность процедуры прямых выборов, именно выборов   
через Интернет. Я только не понял, почему это всех выступавших смущает. Вы      
что, Интернетом не пользуетесь, что ли, уважаемые коллеги из КПРФ или тем       
более из ЛДПР? Из КПРФ - ещё могу поверить, из ЛДПР - ни за что!                
                                                                                
Третья причина - это, безусловно, расширение регионального участия в            
формировании Общественной палаты. Вот на этом пункте хотел бы остановиться      
подробнее. На мой взгляд, ситуация, когда в нескольких созывах Общественной     
палаты целый ряд регионов - десять! - ни разу не имели своего представителя,    
является недопустимой. Мне кажется, что у каждого региона обязательно должен    
быть свой представитель в Общественной палате Российской Федерации. Это не      
просто вопрос представления интересов субъекта Российской Федерации в таком     
важном органе, как Общественная палата, это не просто вопрос представления      
интересов тех социальных групп, от которых выдвинут этот человек, - это ещё и   
повышение статуса, престижа, значимости и роли региональных общественных        
палат. Они должны чётко осознавать своё место в этой системе, и это место       
должно быть действительно существенным.                                         
                                                                                
Ещё раз повторю, что такую вопиющую, на мой взгляд, ситуацию, когда десять      
субъектов из восьмидесяти трёх никогда, ни разу не имели своего представителя   
в Общественной палате, надо исправить. И считаю абсолютно оправданным то, что   
половина Общественной палаты будет формироваться из представителей регионов.    
                                                                                
Теперь самое интересное - прямые выборы сорока трёх членов Общественной         
палаты через интернет-голосование. Друзья мои, вот мы часто говорим о прямой    
демократии, об электронной демократии, о прямых выборах. Между прочим, к        
этому в принципе идёт весь мир и хотим мы того или нет, но нас с вами или       
наших последователей, которые будут сидеть в этом зале, может быть, уже в       
следующем созыве, по крайней мере частично, будут выбирать через прямые         
выборы, через электронные средства коммуникации.                                
                                                                                
Здесь вот уважаемый член Совета Федерации говорил, что метод электронного       
голосования опробован внесистемной оппозицией. Я, честно говоря, удивился       
такой постановке вопроса - какой внесистемной оппозицией, о чём, вообще,        
речь?! Президентский совет по правам человека формировался в том числе при      
прямом голосовании через Интернет, да, они набили на этом много шишек,          
спасибо им и низкий поклон, потому что мы и Общественная палата после           
принятия этого закона эти шишки уже не набьём.                                  
                                                                                
На сегодняшний день есть не просто большой арсенал средств, которые могли бы    
отсечь возможное манипулирование при прямом голосовании, при голосовании        
через Интернет, - этот арсенал огромен. Если кто-то никогда не пользовался      
сайтом госуслуг, я рекомендую на него зайти: там стопроцентная верификация      
пользователей и стопроцентное обозначение личности каждого пользователя. Я      
считаю, что, например, ко второму чтению как один из вариантов - естественно,   
не исключительный, а один из возможных вариантов - можно рассмотреть            
регистрацию при голосовании за будущих членов Общественной палаты через сайт    
госуслуг: обмануть здесь невозможно, купить где-то эти базы невозможно - они    
существуют в уникальном, в единственном экземпляре. Таким образом, любой        
человек, достигший восемнадцати лет, имеющий право избирать, может, будучи      
там зарегистрированным, принимать участие в голосовании. Что, мы с вами,        
когда на Дмитровке паркуемся, можем через эсэмэс оплачивать стоянку,            
регистрируясь на сайте государственных услуг, а, участвуя в таком важном        
голосовании, как голосование за членов Общественной палаты, не сможем этого     
сделать? Я думаю, что сможем.                                                   
                                                                                
Поэтому, на мой взгляд, в принципе не стоит вопрос о том, как организовать      
выборы членов Общественной палаты, вот этих сорока трёх членов, через прямое    
голосование, чтобы результаты были абсолютно достоверны и чтобы подделать их    
было нельзя, вопрос так не стоит, вопрос стоит совершенно по-другому - что ко   
второму чтению это должно быть учтено в том проекте закона, который мы с вами   
сегодня рассматриваем, должно быть соответствующим образом зафиксировано.       
Поэтому давайте не будем лукавить сами перед собой и друг перед другом: если    
мы с вами говорим об открытости, если мы с вами говорим о прозрачности          
процедур, если мы говорим о понятности процедур, ну, тогда давайте будем        
голосовать за то, чтобы четверть членов Общественной палаты избиралась через    
прямое голосование, и готовиться к тому, что наша страна в целом перейдёт к     
этой системе через некоторое время. Ещё раз хочу подчеркнуть, что закон         
содержит все необходимые фильтры, для того чтобы через это голосование не       
прошли какие-то странные люди - фрики, экстремисты и так далее.                 
                                                                                
Безусловно, законопроект нуждается в дальнейшей доработке, но в целом мы его    
поддерживаем и будем голосовать за, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет               
поддерживать этот проект закона.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович.                           
                                                                                
Беляков Антон Владимирович. До трёх минут.                                      
                                                                                
БЕЛЯКОВ А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вы знаете, я, конечно же, буду поддерживать   
законопроект: понятно, что региональный принцип - это хорошо, и пусть больше    
будет людей из регионов, хотя, откровенно говоря, я бы остановился на           
вопросах, которые у меня есть по законопроекту и вообще по ситуации с           
Общественной палатой.                                                           
                                                                                
Ну вот региональный принцип, повторяю, в целом это хорошо, но я вспоминаю       
первый Съезд народных депутатов, когда дикие дебаты велись вокруг вопросов: а   
сколько женщин среди депутатов? а соблюдено ли равенство? а достаточно ли там   
представителей разных профессий - есть там сталевары или нет, есть ли там       
представители сельского хозяйства в достаточном количестве или нет?             
Дебатировать по поводу такого рода признака - гендерного или                    
профессионального - можно довольно много, и странно, что сегодня в основу       
дискуссии положен именно этот критерий.                                         
                                                                                
Меня намного больше интересует вопрос эффективности Общественной палаты.        
Кто-нибудь может сказать, что Общественная палата произвела за годы своего      
существования? Какие полезные инициативы мы с вами рассмотрели? Что вообще      
там происходит? Сегодня задавали вопрос, простой вопрос о том, сколько это      
стоит, и докладчики сказали: "А мы не знаем, мы ко второму чтению вам скажем    
сметную стоимость увеличения". Когда сегодня оппозиция вносит грошовые, но,     
понятно, нужные законопроекты, она получает стандартный ответ: "А у нас денег   
в бюджете не предусмотрено и дополнительные расходы нужно ещё посчитать".       
Здесь же нам говорят: "Ну, на треть увеличится, что, вы не понимаете это,       
дорогие депутаты? Сами посчитайте, а мы вам потом скажем, ко второму чтению".   
Это, конечно, меня беспокоит. Между прочим, расходы-то не грошовые, я помню,    
когда первый состав Общественной палаты создавался: отдельное здание,           
кабинеты, штат помощников, авто, парковка - целая история! Это совершенно не    
копеечные расходы, и всё-таки хотелось бы их видеть до первого чтения, а не     
после.                                                                          
                                                                                
Следующее, уже на основе такого опыта. Вот мы в последнее время от комитета     
по собственности очень часто выезжаем и общаемся с парламентами других стран,   
так вот, например, в случае любого отчуждения имущества государственного,       
скажем, в Германии или во Франции проходит общественное обсуждение. Давайте,    
может быть, тогда рассмотрим ко второму чтению вопросы полномочий               
Общественной палаты: уж если они что-то обсуждают, может, они какие-то          
конкретные вещи будут общественному обсуждению подвергать? Подавляющее          
большинство членов Общественной палаты мы видим только по телевизору, потому    
что они публичные люди, скажем, или члены каких-то общественных советов. Я не   
забуду, как Никита Михалков снимал мигалку, отказавшись от членства в           
общественном совете... (Микрофон отключён.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Владимирович.                              
                                                                                
И последней выступает Журова Светлана Сергеевна. До трёх минут.                 
                                                                                
ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый президиум, уважаемые коллеги! Я взяла слово, потому что являюсь       
одним из авторов данного законопроекта; когда мы его вносили, я была ещё        
сенатором, теперь я депутат Государственной Думы. Хочу сказать, что сенаторы    
очень плотно поработали с данным законопроектом, была практически               
персональная ответственность закреплена за каждым, чтобы они в своих регионах   
провели совещания в своих палатах, узнали мнение об этом законопроекте. Вы      
слышали, что практически около пятидесяти палат поддержали данный               
законопроект. Да, есть поправки, есть предложения, которые надо бы учесть ко    
второму чтению, они высказывались во время всех обсуждений, которые проходили   
за это время.                                                                   
                                                                                
Поддерживаю всех, кто говорил про то, что десять регионов, в том числе та       
область, которую я представляла как сенатор, Кировская, ни разу не были         
представлены в Общественной палате. Они очень из-за этого переживают,           
считают, что это несправедливо по отношению к их региону.                       
                                                                                
Были выступления по поводу того, что вот эта новая конструкция формирования     
палаты многим очень импонирует, подходит, что, возможно, какие-то палаты даже   
примут её за основу и пересмотрят своё законодательство в части формирования    
общественных палат регионов, приведут его в соответствие с федеральным          
законом.                                                                        
                                                                                
Интернет-голосование тоже вызвало определённые вопросы, но я думаю, что ко      
второму чтению мы сможем это всё учесть. Было, например, предложение о          
формировании пула выборщиков и так далее, чтобы понятно было, кто те люди,      
которые будут голосовать в Интернете.                                           
                                                                                
И ещё одно из предложений, которое обсуждалось, я думаю, что ко второму         
чтению мы его тоже обязательно будем рассматривать: должен ли именно            
представитель общественной палаты региона быть направлен в Общественную         
палату Российской Федерации или это может быть любой житель региона, вообще     
любой представитель, которого рекомендует Общественная палата.                  
                                                                                
То есть, повторяю, были, конечно, и разногласия при обсуждении, но в целом в    
первом чтении прошу поддержать данный законопроект. В дальнейшем, я думаю, мы   
уже вместе и с сенаторами, и с депутатами доработаем этот законопроект.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Сергеевна.                              
                                                                                
Представители президента, правительства? Докладчик?                             
                                                                                
Содокладчику включите микрофон.                                                 
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Спасибо.                                                            
                                                                                
Я хотел бы обратить внимание, что принятие данного закона в настоящий момент    
и не потребует дополнительных расходов из того бюджета, который принят. Что     
касается дальнейших расходов, это всё уже будет решаться при рассмотрении       
проектов последующих бюджетов, в том числе здесь, в палате. Это первое.         
                                                                                
Второе - то, что касается вопросов, связанных с интернет-голосованием. Нас      
беспокоит эта процедура: как это всё будет происходить, кто будет иметь         
возможность голосовать, кто будет организовывать процесс голосования. И самое   
главное, нужно, чтобы были легитимность, чёткость и прозрачность этого          
голосования, чтобы не получилось так, что бюрократическая процедура             
голосования отпугнёт самого участника, желавшего голосовать.                    
                                                                                
Что касается уровня доверия Общественной палате, вопрос дискуссионный, и я      
полагаю, что факт внесения подобного законопроекта как раз и является           
подтверждением актуальности этого вопроса.                                      
                                                                                
Что касается вопроса, что делает Общественная палата: есть закон "Об            
Общественной палате...", где прописаны полномочия и функции Общественной        
палаты. В ходе нашей работы мы видим, что на резонансные законопроекты          
Общественная палата даёт свои заключения, часто выискивает подводные камни и    
выступает с жёсткой критикой, с тем чтобы эти законопроекты не принимались.     
Кроме этого, Общественная палата ведёт экспертный анализ нормативных правовых   
актов правительства и президента, формирует общественные наблюдательные         
комиссии в субъектах, которые следят за соблюдением прав заключённых в местах   
принудительного содержания. Опять же анализ качества работы тех же ОНК в        
некоторых субъектах показал, что они сформированы таким образом, что они,       
наоборот, покрывают безделье, бездеятельность, нарушения и иногда даже          
преступления. Но мы находимся на этапе формирования гражданского общества, и    
в скором времени, я так полагаю, будет внесён проект закона об общественном     
контроле, потому что есть поручение президента. И именно Общественная палата    
занимается разработкой этого документа.                                         
                                                                                
В первом чтении, ещё раз подтверждаю, комитет рекомендует законопроект          
принять, а ко второму чтению необходимо все замечания учесть, устранить         
недостатки и прописать чётко процедуру того, как будет проходить                
интернет-голосование.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5755 по 5771 из 7020
17-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в   
Федеральный закон "Об Общественной палате Российской Федерации".                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 15 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              352 чел.78,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект в первом чтении принимается.