Заседание № 104

02.03.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 212457-8 "О внесении изменений в статью 8-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (в части совершенствования порядка осуществления контроля за расходами лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3676 по 3949 из 5879
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 8-1      
Федерального закона "О противодействии коррупции" и Федеральный закон "О        
контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности,   
и иных лиц их доходам". Докладывает официальный представитель правительства     
заместитель министра труда и социальной защиты Елена Вячеславовна Мухтиярова.   
                                                                                
МУХТИЯРОВА Е. В., официальный представитель Правительства Российской            
Федерации, заместитель министра труда и социальной защиты Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!               
Законопроект подготовлен во исполнение указа президента № 378 и                 
предусматривает совершенствование порядка представления сведений о расходах и   
осуществления мероприятий по контролю за ними.                                  
                                                                                
Для реализации поручения президента законопроектом предлагается внести          
изменения, предусматривающие представление сведений о заключённых сделках,      
полученных кредитах на приобретение отдельных видов имущества на сумму,         
превышающую трёхгодовой семейный доход служащего, необходимость отражения       
сведений о таких сделках, заключённых от имени или в интересах служащего, его   
супруги или ребёнка, мониторинг расходов в случае поэтапной оплаты сделки.      
                                                                                
Законопроектом уточняются основания для принятия решения об осуществлении       
контроля за расходами. Теперь основанием будет являться не сам факт             
совершения дорогостоящей сделки, достаточно информации о наличии                
коррупционных рисков такой сделки.                                              
                                                                                
Также предусматриваются изменения, которые учитывают решения Конституционного   
Суда и Верховного Суда. В связи с этим предлагается не допускать возможности    
осуществления контроля за расходами по сделкам, совершённым до поступления на   
службу; в отношении супругов устанавливается, что невозможно изъять             
имущество, приобретённое до вступления в брак с должностным лицом. Кроме        
того, для расчёта трёхгодового дохода учитываются только доходы супруги,        
полученные в браке, иные доходы рассматриваются как источник для                
осуществления расходов и в трёхгодовом доходе не учитываются. В целях защиты    
интересов декларантов устанавливается пресекательный срок принятия решений об   
осуществлении контроля за расходами - десять лет с момента погашения сделки.    
                                                                                
С учётом предлагаемых изменений скорректировано основание для обращения         
Генеральной прокуратуры в суд, в частности предусматривается возможность        
изъятия в пользу государства только части имущества, расходы на которое не      
объяснены. Законопроект согласован со всеми заинтересованными органами.         
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Елена Вячеславовна, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Анатолий Борисович Выборный.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет              
Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции                
рассматриваемый проект федерального закона поддерживает с учётом тех доводов    
и оснований, которые были изложены в докладе официального представителя         
Правительства Российской Федерации Елены Вячеславовны Мухтияровой, и            
предлагает принять в первом чтении. Также отмечает, что проект федерального     
закона является логическим развитием ранее принятых нами законов на             
антикоррупционную тематику и при этом является ярким примером соответствия      
принципам законотворчества, прежде всего принципам системности и                
справедливости.                                                                 
                                                                                
Как мы видим, речь идёт о совершенствовании порядка контроля за расходами       
должностных лиц и о соответствии расходов доходам. Именно с этой целью, к       
примеру, устанавливается обязанность госслужащих раскрывать сведения о          
расходах по погашению кредитов на общую сумму, которая превышает совокупный     
доход за последние три года, предшествующие отчётному периоду, или, к           
примеру, такая норма, которая устанавливает обязанность госслужащих отражать    
в декларациях сделки, которые совершены третьими лицами от имени или в          
интересах государственного служащего, или супруги (супруга), или                
несовершеннолетних детей. Кстати, также предусматривается, что нельзя изымать   
имущество, которое приобретено должностным лицом до назначения на               
соответствующую должность или супругой (супругом) до вступления в брак.         
Предлагаемые новеллы в полной мере законны, системны и справедливы с точки      
зрения развития антикоррупционного законодательства.                            
                                                                                
Также отдельно подчеркну - это важно, - что проектом федерального закона        
предлагается установить десятилетний пресекательный срок принятия решений по    
контролю за расходами государственного служащего, это по аналогии с             
положениями Гражданского кодекса о сроках исковой давности. Что это означает?   
Это означает, что решение об осуществлении контроля за расходами по каждой из   
сделок не может приниматься по истечении десяти лет начиная с календарного      
года, в который эти сделки были совершены.                                      
                                                                                
Таким образом, данный проект федерального закона, который подготовлен           
Правительством Российской Федерации, придаёт нашему антикоррупционному          
законодательству самые что ни на есть высокие антикоррупционные стандарты. У    
Правового управления Аппарата Государственной Думы концептуальных замечаний     
по данному проекту федерального закона нет.                                     
                                                                                
При таких обстоятельствах Комитет по безопасности и противодействию коррупции   
предлагает данный проект федерального закона поддержать и принять в первом      
чтении.                                                                         
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня вопрос и к представителю правительства, и к                
представителю президента.                                                       
                                                                                
Ну, Анатолий Борисович уже чётко сказал, я не буду зачитывать норму             
законопроекта, где устанавливается пресекательный срок десять лет, он           
уравнивается со сроком общей исковой давности десять лет. Но, как вы думаете,   
коррупционные преступления должны такие сроки давности иметь? Ну, например, у   
нас госслужащие могут занимать должности 10, 15, 20 лет - и что теперь? Если    
вдруг установлено несоответствие его доходов стоимости приобретённого им        
имущества, мы теперь имущество, которое приобретено на коррупционные доходы     
десять лет назад, даже проверять не будем? Вы мне поясните, пожалуйста, с чем   
связано такое предложение?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Спасибо за вопрос, уважаемый Валерий Карлович. Не скрою, это     
один из самых ключевых и дискуссионных вопросов, который рассматривался в том   
числе в нашем комитете в рамках подготовки данного проекта федерального         
закона к рассмотрению в первом чтении. Действительно, есть разные предложения   
на этот счёт: установить три года, установить десять лет, в принципе            
исключить институт пресекательного срока за правонарушения, которые могут       
повлечь те или иные коррупционные преступления или иные правонарушения.         
Каждая из этих позиций действительно имеет право на жизнь, каждая по-своему     
обосновывается. Мы же остановились на десятилетнем пресекательном сроке -       
почему? Дело в том, что, ну, во-первых, мы проводим аналогию с действующим      
гражданским законодательством. Вы знаете, что в рамках гражданского             
законодательства речь идёт о трёхлетнем пресекательном сроке или десятилетнем   
пресекательном сроке, но, что касается десятилетнего пресекательного срока,     
этот срок установлен действующим гражданским законодательством для тех          
правонарушений, которые влекут преступления террористической направленности.    
По сути мы коррупционные правонарушения приравниваем к правонарушениям,         
которые имеют террористическую направленность, и это, на мой взгляд,            
действительно справедливо. Но я ещё раз подчеркну, что этот вопрос остаётся     
дискуссионным.                                                                  
                                                                                
Если, уважаемый Валерий Карлович, у вас есть предложения, обоснования,          
давайте в случае принятия данного проекта федерального закона в первом чтении   
мы проработаем, будем работать над данным вопросом при подготовке проекта       
федерального закона к рассмотрению во втором чтении.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шеремет Михаил Сергеевич.                                 
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо, Александр Дмитриевич. Вопрос хочу задать Елене           
Вячеславовне.                                                                   
                                                                                
У меня вопрос, где-то созвучный с вопросом коллеги Гартунга. Законопроектом     
установлен десятилетний пресекательный срок принятия решения об осуществлении   
контроля за расходами - скажите, пожалуйста, а регулируется ли                  
законопроектом, рассматривался ли вопрос об установлении срока подачи           
сведений о расходах после окончания службы в должности?                         
                                                                                
МУХТИЯРОВА Е. В. Спасибо, Михаил Сергеевич, за вопрос. Такая инициатива не      
рассматривалась. Если человек служит, он обязан представлять сведения, он так   
и делает, а представление сведений после того, как заканчиваются полномочия,    
не предусмотрено и не рассматривалось.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Да.                                       
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста.                                           
                                                                                
Выступление от фракции - поставьте время.                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наша фракция   
готова согласиться со всеми доводами, практически со всеми статьями этого       
законопроекта и была бы готова его поддержать, но есть одно "но":               
десятилетний пресекательный срок для имущества, приобретённого на               
коррупционные доходы, мы считаем, устанавливать нельзя. Да, у нас есть нормы    
Гражданского кодекса, где установлен срок давности десять лет, но               
коррупционные преступления - это преступления против государства и, мне         
кажется, по ним не должно быть никаких сроков давности.                         
                                                                                
Более того, вы поймите, что получается. Когда я задавал вопрос, я про это       
сказал: человек на госслужбе 20 лет, потом выясняется, что у него были          
коррупционные доходы, - и всё, что за первые десять лет им было приобретено     
на эти доходы, мы даже проверить не сможем теперь. То есть чётко в статье       
написано, что предметом проверки это имущество быть не может, - вот за что      
нам предлагают голосовать!                                                      
                                                                                
Коллеги, в то время, когда мы не индексируем пенсию работающим пенсионерам,     
мы предлагаем не проверять имущество, приобретённое на коррупционные доходы.    
Ну вдумайтесь! Если это сейчас выложить в Интернете, вы понимаете, какую        
обратную реакцию мы получим?!                                                   
                                                                                
Поэтому, чтобы не доводить до греха, давайте так: мы в первом чтении            
воздержимся, во втором чтении мы предлагаем изъять эту норму из                 
законопроекта, и тогда мы будем готовы его поддержать во втором и в третьем     
чтениях.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буквально на днях, 28        
февраля, на коллегии ФСБ президент ещё раз подчеркнул значимость борьбы с       
коррупцией, потому что своими действиями недобросовестные сограждане            
дискредитируют государство, подрывают к нему доверие среди населения, что       
абсолютно недопустимо. При этом борьба со злом мирового масштаба - задача не    
только правоохранителей. От нас, законодателей, зависит, какие внедрить         
механизмы предупреждения коррупции, механизмы контроля за доходами и            
расходами должностных лиц и, если говорить образно, какие выбрать методы        
профилактики и терапии. При участии фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Государственная     
Дума приняла весомый блок законов, направленных на противодействие коррупции,   
и мы последовательно поддерживаем новые инициативы, которые на деле помогут в   
борьбе с этим явлением.                                                         
                                                                                
Изучив правительственный законопроект, мы будем голосовать за и призываем       
всех поддержать данный законопроект.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Представитель правительства? Нет.     
Докладчик - заключительное слово? Нет. Содокладчик?                             
                                                                                
Выборному включите микрофон.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. В завершение я хотел бы лишь подчеркнуть, что данный проект      
федерального закона разработан в рамках Национального плана противодействия     
коррупции и складывающейся судебной практики на этот счёт.                      
                                                                                
Что же касается десятилетнего срока - это что касается вопроса Валерия          
Карловича на этот счёт, - я лишь отмечу, помимо тех доводов, которые я          
приводил, что у нас бывают случаи, когда на государственной службе работает     
человек не более одного года. И у нас достаточно механизмов, которые связаны    
с оперативно-разыскной деятельностью, достаточно контрольных органов и          
надзорных органов, чтобы не только в течение года, трёх лет или пяти лет, не    
говоря уже о десяти годах, установить то или иное правонарушение и              
соответственно принять меры по пресечению или обращению взыскания в доход       
государства имущества, если установлено, что оно добыто незаконным путём.       
                                                                                
Что же касается того, чтобы исключить данный институт. Исходя из принципов      
системности, законности и справедливости это представляется несправедливым,     
потому что если за преступления террористической направленности у нас           
установлен пресекательный срок десять лет, то за коррупционные правонарушения   
справедливо было бы установить, учитывая значимость данного вопроса, также не   
более десяти лет.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в статью 8-1 Федерального закона "О противодействии коррупции" и      
Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих         
государственные должности, и иных лиц их доходам", пункт 20.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              368 чел.81,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   24 чел.5,3 %                                     
Голосовало                    392 чел.                                          
Не голосовало                  58 чел.12,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.