Заседание № 264
20.11.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 211915-6 "О внесении изменения в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (в части наделения профсоюзов правом обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав неопределённого круга лиц).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4656 по 4787 из 6370
41-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Докладывает Владимир Петрович Машкарин. МАШКАРИН В. П., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Рассматриваемым законопроектом предлагается наделить профсоюзы правом обращаться в суд с заявлениями в защиту трудовых прав неопределённого круга лиц. Данное предложение реализуется путём внесения соответствующих изменений в статью 23 закона о профсоюзах. Действующая редакция данной статьи предусматривает возможность обращения профсоюзов по собственной инициативе, по инициативе членов профсоюза или иных работников в органы, рассматривающие трудовые споры, в основном подразумевается создание комиссий по рассмотрению трудовых споров или обращение в суд по просьбе физических лиц в порядке представительства на основании доверенности. Дело в том, что сама новация - обращение в суд с заявлениями в защиту трудовых прав неопределённого круга лиц - в российском законодательстве появилась только в 2000 году, сначала была внесена в 42-ю статью Гражданского процессуального кодекса РСФСР и затем практически в той же редакции вошла в 46-ю статью Гражданского процессуального кодекса России, полностью посвящённую этой теме, и гласит она буквально следующее: "В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц". Для понимания, о чём идёт речь, следует дать небольшое определение тому, что законодатель подразумевает под понятием "неопределённый круг лиц": это не просто круг лиц, непонятно какой, непонятно, в защиту кого надо обращаться, или в защиту любого - нет, это достаточно широкий круг лиц, объединённых определённым групповым признаком в тех случаях, когда персонификация лиц, входящих в этот круг, затруднена или невозможна. Для примера: это жители города, жители посёлка, жители станицы, работники определённой отрасли или определённого предприятия. Применительно к рассматриваемому законопроекту это могут быть работники определённого цеха с определёнными условиями труда. Казалось бы, кому, как не профсоюзам, обращаться в суд в защиту трудовых прав неопределённого круга лиц, допустим всех работников определённого цеха, где нарушаются трудовые права, но при этом почему-то в законе о профсоюзах такой нормы не оказалось. Объяснение очень простое: 23-я статья закона о профсоюзах в действующей редакции была принята в 1996 году и с тех пор не изменялась, а, как я сказал, новация о защите неопределённого круга лиц появилась только в 2000 году. Законодатель предполагал, что после принятия этой нормы в закон будут внесены соответствующие изменения в материальной части, которыми именно органы государственного управления, органы муниципальных образований, организации и физические лица будут такими правами наделены. Добавлю, что инициатива не нова: в апреле 2012 года мы в этом зале рассматривали инициативу Законодательного Собрания Оренбургской области, которой предлагалось наделить профсоюзы этим правом, и тогда представители всех фракций сказали, что инициатива правильная, полезная. Но коллеги из Законодательного Собрания допустили техническую ошибку, предложили эту поправку внести в 46-ю статью Гражданского процессуального кодекса, которая и так наделяет организации правом защиты неопределённого круга лиц в случаях, предусмотренных законом, а надо было внести эту поправку в 23-ю статью закона о профсоюзах, что, собственно, теперь группа депутатов, в которую вошёл и я, и сделала. В заключение хотел бы сказать, что инструмент защиты неопределённого круга лиц очень эффективный. В 2000 году в законодательстве появилась новация - прокуратуру наделили правом обращаться в суд, и сегодня (у меня нет, к сожалению, статистики по рассмотрению подобных споров на федеральном уровне, но есть статистика по одному из районных судов) прокуроры очень часто обращаются в защиту, и практически в 90 процентах случаев такие иски удовлетворяются. Поэтому, уважаемые коллеги, я полагаю, что даже если мы с вами не примем эту поправку сегодня, то в ближайшем будущем всё равно это будет реализовано, такая поправка будет принята. Я расширил бы распространение подобного права и на общества инвалидов с целью защиты инвалидов, и на физических лиц - жителей подъезда или многоквартирного дома с целью защиты жителей этого дома. Инструмент нам дан, им просто надо правильно пользоваться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Петрович. Михаил Юрьевич Маркелов, пожалуйста. МАРКЕЛОВ М. Ю. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел эту инициативу. Здесь предлагается внести изменение в 23-ю статью закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в части наделения профсоюзов правом обращаться в суд, как уже говорил докладчик, с заявлениями в защиту трудовых прав неопределённого круга лиц. В действующей редакции статьи 23 предусмотрено, что "в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры". Также согласно пункту 1 статьи 11 федерального закона профсоюзы, их объединения, первичные профсоюзные организации, их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах (это очень важный момент!) в случае наделения их полномочиями на представительство в уже установленном законом порядке. Основанием для представительства и защиты трудовых прав и интересов работников является членство работника в соответствующем профсоюзе либо наделение профсоюза полномочиями по представительству и защите трудовых прав и интересов работника. Комитет наш отмечает, что круг лиц, о которых говорил уважаемый докладчик, в интересах которых профсоюзу предоставляется право обращаться именно в суд, не может быть неопределённым. Законопроектом предусматривается возможность обращения профсоюзов только в суд, тогда как у нас есть статья 383 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой индивидуальные трудовые споры рассматриваются не только судами, но и определёнными комиссиями по трудовым спорам. Не раз упоминалась сегодня статья 23 федерального закона о профсоюзах - так вот, на основании этой статьи можно по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Кроме того, изменения, предлагаемые в законодательство, не в полной мере отвечают смыслу и задачам деятельности профсоюзов, создаваемых в целях представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими профессиональными интересами. Комитет отмечает, что федерация профсоюзов не поддержала данный законопроект. Комитет-соисполнитель - Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов также этот законопроект не поддержал. Комитет рекомендует отклонить данный законопроект. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласна с мнением комитета. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие есть вопросы, коллеги, и у кого? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Нет таких. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5947 по 5963 из 6370
41-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 38 мин. 34 сек.) Проголосовало за 209 чел.46,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 210 чел. Не голосовало 240 чел.53,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.