Заседание № 109
11.09.2009
Вопрос:
О проекте федерального закона № 211907-5 "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке" (внесён депутатами Государственной Думы И. А. Яровой, В. П. Денисовым, В. А. Семёновым, В. И. Тараниным, А. Н. Хайруллиным, Л. М. Цветовой, Э. Ф. Исаевым, С. Г. Иткуловым, А. Ф. Кнорром и членами Совета Федерации С. Ю. Орловой, Г. А. Горбуновым, С. Ф. Лисовским, В. Н. Плотниковым и А. А. Хаширом).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3248 по 4495 из 7129
Уважаемые коллеги, переходим к пунктам 12.1 и 12.2, двум альтернативным законопроектам. Первым у нас будет правительственный законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Докладывает официальный представитель правительства статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислав Александрович Наумов. Я приглашаю его на трибуну. НАУМОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемые депутаты Государственной Думы, правительство вносит законопроект "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Данный законопроект разрабатывался рядом ведомств. И я обратил бы внимание на такие ключевые цели этого законопроекта, как обеспечение единства экономического пространства на территории всей страны, что достигается установлением единых требований к организации и осуществлению торговой деятельности, и на особенности отношений организаций торговли и производителей продовольственных товаров. В законе описываются такие отношения, которые связаны с перечнем недопустимых в сфере товарооборота действий, в том числе недобросовестных практик, определяются сроки оплаты продовольственных товаров, определена структура договора поставки, а сам договор поставки отделён от договора оказания услуг. Для того чтобы понять, что сегодня из себя представляет торговля, надо посмотреть на данные, которые говорят не только о вкладе торговли во внутренний валовый продукт. Этот вид деятельности сегодня является, пожалуй, самым заметным среди всех видов экономической деятельности. Это связано с тем, что оптовая и розничная торговля является достаточно популярным видом деятельности у разных хозяйствующих субъектов. Благодаря этому налоговые поступления от торговой деятельности в бюджет Российской Федерации за первое полугодие составили свыше 316 миллиардов рублей. При этом в структуре розничной торговли большое значение имеют как индивидуальные предприниматели, так и малые и средние предприятия. Территориальное распределение розничных центров во многом связано с крупными индустриальными центрами. В основном в последние годы розничная торговля развивалась в Центральном федеральном округе, а также в крупных городах Северо-Западного и Уральского регионов. Вы видите на карте страны на слайде *, что далеко не везде розничный оборот составляет величины, которые имеют существенное значение для экономики того или иного субъекта Федерации. Безусловно, мировой кризис оказал воздействие на состояние этой отрасли. Мы наблюдаем в течение последнего времени снижение темпов роста розничного товарооборота. Это напрямую коррелирует со снижением темпа роста покупательной способности населения. При этом обращаем внимание на то, что изменяется структура потребления: всё большую роль играет потребление продовольственных товаров и меньше есть возможностей, в том числе у самих субъектов торговой деятельности, организовать продажу непродовольственных товаров. В этой ситуации особенно важным становится контроль за ключевыми товарными группами, значимыми для населения. Министерством промышленности и торговли такой мониторинг ведётся ежемесячно. На слайде вы видите, что цены в наиболее популярных торговых сетях страны не превышают средние цены по Российской Федерации, по данным Росстата, а в целом ряде регионов находятся на более низком уровне. Как результат происходящих изменений мы видим - и на следующем слайде я обращаю внимание на такую позицию, как торговля на рынках и ярмарках, - изменение покупательских предпочтений. В меньшей степени они затрагивают предпочтения, связанные с деятельностью на рынках и ярмарках, и это понятно, поскольку мы с вами приняли поправки в действующий 271-й федеральный закон, создающие условия для сохранения и развития этого вида деятельности. Поменялась тенденция в сегменте организованной торговли. Если в 2008 году темпы роста были порядка 20 процентов, то в 2009 году они уже являются отрицательными и, собственно говоря, формируют тот отрицательный тренд, который проявляется в снижении объёмов розничного оборота. При этом сохраняется та проблема, которая генерирует многие конфликты в этой сфере, а именно дефицит торговых площадей. Мы по-прежнему находимся на очень низком уровне обеспеченности торговыми площадями, уступая не только развитым странам Европейского союза, но и, к примеру, Турции. Предлагаемый законопроект описывает отношения, которые возникают в ходе взаимодействия организаций, осуществляющих торговлю, с потребителями и с поставщиками. В настоящее время более шестисот нормативных актов описывают данного вида отношения. При этом, безусловно, ключевым является регулирование в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации, а с точки зрения повседневной практики - Кодекса об административных правонарушениях. Настоящий законопроект не регулирует отношения между организациями торговли и потребителями, чтобы не дублировать принятый и действующий Закон "О защите прав потребителей", а также принятые и действующие постановления правительства. В настоящем законе не будут регулироваться отношения по организации деятельности предприятий общественного питания и бытового обслуживания в связи с тем, что это сфера повышенного риска и регулироваться она должна самостоятельно. Кроме того, в процессе его подготовки было принято решение об избыточности вмешательства государства в вопросы обеспечения внутреннего убранства и внешнего вида торговых объектов, а также в отношения между администрацией и торговым персоналом, которые регулируются Трудовым кодексом. Таким образом, в центре предлагаемого законопроекта находятся отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, это во-первых. Во-вторых, существенным результатом взаимодействия с депутатским корпусом на стадии нулевого чтения стало появление норм, которые описывают ход исполнения и заключения договора о поставке продовольственных товаров, особенности этого заключения и единый подход к заключению подобного рода договоров. Среди других стратегических задач законопроекта я бы отметил поддержку малого предпринимательства. Речь идёт об установлении единого порядка размещения нестационарных объектов, установлении гарантий по выделению не менее 50 процентов мест под размещение таких объектов для субъектов малого и среднего бизнеса и обязательном учёте интересов малого и среднего предпринимательства в региональных программах развития конкуренции. Содействию развития современной товарной инфраструктуры будут способствовать статьи, которые гарантируют разнообразие форм и форматов торговой деятельности с использованием разных торговых объектов и оборудования. Будет определён порядок организации ярмарок выходного дня, торговых выставок. Предполагается поддержка сельскохозяйственных потребкооперативов, осуществляющих закупки и торговлю на селе. И важным будет установление нормы обеспеченности территорий соответствующими торговыми площадями. Безусловно, очень важно выдержать баланс интересов всех сторон, этому будет способствовать антимонопольное регулирование. Статьи 15, 16 и 17 законопроекта описывают недопустимые действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничивают действия по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов и перечисляют недопустимые действия органов государственной власти, органов местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Предполагается, что непосредственно контролировать соблюдение этих требований будет Федеральная антимонопольная служба, представители которой тоже приняли участие в рассмотрении финальной версии законопроекта. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Альтернативный законопроект представляет депутат Госдумы Ирина Анатольевна Яровая. Пожалуйста. Да, слайды не очень видны были на экране, мне заранее сказали, что так, видимо, это и будет. Поэтому, если есть возможность, либо в нашей электронной базе это вывесите, либо раздайте депутатам. ЯРОВАЯ И. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, вашему вниманию мы представляем альтернативный законопроект - "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке". Для того чтобы понимать историю вопроса и то, почему мы сегодня рассматриваем с вами два альтернативных законопроекта... На самом деле оба законопроекта имеют важнейшее значение, потому что долгие годы именно в сфере торговли отсутствует правовое регулирование. В силу этого, не секрет, именно в этом сегменте рынка существуют дискриминационные практики. Анализ ситуации показывает сегодня, что и наши производители, и наши граждане, потребители товаров, находятся в совершенно неравноправных условиях. Наверное, никому сегодня не придёт в голову, что кто-то из граждан может прийти в магазин, взять корзинку товаров, а на кассе сказать, что он заплатит через три месяца, а то, что будет испорчено, вернёт назад. К сожалению, сегодня система взаимодействия наших сельхозпроизводителей, производителей отечественных продуктов питания с торговыми сетями осуществляется именно в таком формате. Безусловно, эта ситуация не может называться экономически равноправной и правовой, следовательно, наша прямая задача - обеспечить надлежащее правовое регулирование. Несмотря на то что ещё два года назад было дано поручение профильному министерству разработать закон, который устранил бы эти дискриминационные практики и обеспечил равноправие на этом рынке услуг, два года министерство занимало выжидательную позицию, позицию, прямо скажем, волокиты, негосударственную позицию. Я имею основания так говорить по одной простой причине: проанализировав те первичные документы от Министерства промышленности и торговли, которые были до разработки законопроекта, который мы видим сегодня, мы увидели, что там не предполагались даже элементарные правовые механизмы обеспечения равноправных экономических условий для всех участников этого рынка. Именно в силу этого депутаты от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", наши коллеги из Совета Федерации (Светлана Юрьевна Орлова возглавила там эту работу) создали общую рабочую группу, куда пригласили, кстати, представителей Министерства сельского хозяйства и Федеральной антимонопольной службы, а самое главное - наших производителей, пригласили в том числе представителей торговых сетей для того, чтобы разговор был честный, конкретный и профессиональный. Мы пришли к пониманию того, что тот первичный документ, который был наработан профильным министерством, невозможно даже корректировать, потому что его концепция, его идеология не предполагали реальных механизмов установления равноправных условий на этом рынке, более того, ещё в большей степени, можно сказать, отягощали положение наших производителей. Не стану никого убеждать в том (потому что это очевидно), что продовольственная безопасность России, возможность развития реального сектора экономики должны быть не просто фразами и словами, а должны быть обеспечены правовыми механизмами. Мы создали рабочую группу и приняли решение, что нужно разрабатывать закон, не дожидаясь действий со стороны профильного министерства. И мы разработали этот закон, в который заложили очень простую и очень понятную концепцию. Первое - это обеспечение прозрачных условий договора на этом рынке, с тем чтобы наши поставщики не ставились в невыгодные условия и могли быть гарантированы от бессрочных платежей. Вы знаете, что законопроектом предполагается ограничение сроков по оплате, предлагается запрет на дискриминационные практики и бонусы. И это принципиально важно с точки зрения понимания того, как будет развиваться этот сегмент - и сельское хозяйство, и торговля. Нашим законом предполагается и защита малого и среднего бизнеса, который тоже должен иметь возможность развиваться в регионах, в сфере торговли, потому что сегодня сложившаяся практика свидетельствует о том, что монополизация рынка не позволяет реально работать в секторе торговли тем, кто является представителями малого и среднего бизнеса. И конечно же, наши граждане: недопустимо, чтобы в магазинах цены менялись с космической скоростью, не имея никаких экономических обоснований, подтверждающих эту необходимость. Мы провели аналитические исследования, мы встретились с нашими производителями и вынуждены сегодня констатировать, что не политика производителей влечёт изменение цен. Вы знаете, что после того, как был внесён законопроект депутатами, Владимир Владимирович Путин созвал совещание и лично пригласил всех производителей, пригласил представителей ритейла России, пригласил депутатов и представителей Совета Федерации для серьёзного разговора. Вы знаете, что он выезжал непосредственно в торговые точки, где смотрел, как формируется цена. Какой результат? Результат очень правильный: им было дано поручение о создании совместной рабочей группы - вы знаете, что её возглавлял Виктор Алексеевич Зубков, - в рамках которой Министерство промышленности и торговли уже с депутатами, с производителями, с представителями торговых сетей всё-таки выработало правильную концептуальную позицию. И сегодня мы с большим удовлетворением говорим и о большой совместной работе, проведённой в этом направлении, и о том законопроекте, который сегодня внесён от имени правительства в Государственную Думу. Действительно, законопроект, внесённый правительством, содержит совершенно новую идеологию и новую концепцию, которая совпадает с позицией депутатов и членов Совета Федерации. Действительно, мы сегодня подтверждаем тот факт, что законопроект правительства направлен на обеспечение равных экономических условий, на реальную защиту наших граждан как потребителей, на то, чтобы интересы и торговли, и сельхозпроизводителей были максимально защищены и уравновешены. Что под этим следует понимать? Что мы сегодня не вводим протекционизм. Уважаемые коллеги, это очень важно: сегодня мы с вами создаём только равные стартовые возможности. Сегодня мы с вами делаем очень серьёзный шаг в направлении того, чтобы сделать процедуру формирования цены прозрачной. Поэтому депутаты и члены Совета Федерации, подготовившие свой законопроект, готовы снять его с рассмотрения, но при этом мы будем настаивать на том, чтобы во втором чтении всё-таки появились очень важные нормы, а именно чтобы у правительства появилось право на ограничение торговых наценок по определённым товарам и в определённых ситуациях, - это право должно быть зафиксировано. Ещё один важный момент - это момент перехода права собственности, когда распределяются предпринимательские риски между сторонами. Это очень важный момент, и он тоже должен найти отражение в законе, потому что тогда мы будем понимать, с какого периода, кто и в какой мере несёт эти предпринимательские риски и какие сроки в такой ситуации действуют. Кроме того, мы полагаем, что по оптовым рынкам и по ярмаркам нужно развить нормы, которые здесь имеются, и развить их в том направлении, чтобы наши садоводы-любители, наши граждане, которые выращивают сельхозпродукцию, имели возможность беспрепятственного доступа на ярмарки выходного дня. Мы полагаем, что в целом проведённая правительством работа - и здесь, конечно, мы очень признательны за то, что именно Виктор Алексеевич Зубков уделил большое внимание этой работе, и то решение, которое было принято Владимиром Владимировичем Путиным в части того, чтобы в законе появились нормы антимонопольного регулирования... конечно, они должны появиться. Без антимонопольного регулирования, без понимания того, что в сфере торговли невозможны общие шаблоны в части антимонопольного регулирования: никто из граждан за хлебом из своего посёлка в Москву не ездит... И конечно же, антимонопольное регулирование в рамках муниципального образования - это правильный концептуальный подход, и мы считаем, что эта позиция должна быть сохранена и ни в коей мере не должна корректироваться. Уважаемые коллеги, собственно говоря, вопрос, который мы сегодня рассматриваем, без преувеличения можно назвать в какой-то степени историческим, потому что о потребительских ценах, о ценах на продукты питания мы всегда с вами вспоминаем, когда индексируем доходы граждан, когда индексируем пенсионное обеспечение, любые социальные выплаты. Очень важно, чтобы эта индексация давала реальную возможность гражданам приобретать товары народного потребления и продукты питания, чтобы эти выплаты государства не съедались одним игроком на этом рынке, а именно торговыми сетями. Давайте создадим равные экономические возможности и давайте обеспечим равные процедуры для всех участников этого рынка. Олег Викторович, я передаю вам решение депутатов и членов Совета Федерации об отзыве законопроекта, внесённого нами, но при этом мы просим, чтобы были учтены все те замечания и предложения, которые были высказаны сейчас и которые, надеюсь, будут высказаны в рамках работы уже с профильным комитетом, - а мы предлагаем подключить обязательно наш аграрный комитет к этому вопросу, потому что без его участия дальнейшая работа над этим законопроектом будет крайне сложной или даже невозможной. И мы очень надеемся, что и Евгений Алексеевич, который представляет профильный комитет, поддержит нашу позицию и она найдёт своё отражение в законопроекте, который мы будем рассматривать во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. Я так понимаю, что у нас есть регламентная процедура, которая позволяет сейчас снять с обсуждения законопроект под номером 12.2 и обсуждать только законопроект под номером 12.1. Собственно, я приглашаю на трибуну Евгения Алексеевича Фёдорова, который, конечно же, вправе говорить и по второму законопроекту (тем более, что он один из авторов, если я не ошибаюсь), но тем не менее он от комитета доложит позицию по законопроекту, который остаётся у нас на голосовании. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ФЁДОРОВ Е. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну это важно для того, чтобы все лучше разобрались в вопросе, тут я полностью согласен с авторами с точки зрения процедуры. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги, уважаемая Ирина Анатольевна! Учитывая отзыв авторами законопроекта "Об организации торговой деятельности на потребительском рынке", о котором докладывала Ирина Анатольевна, вашему вниманию для голосования в первом чтении предлагается только проект федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", внесённый Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день основой правового регулирования торгового бизнеса и правил поведения субъектов торговой деятельности являются общие нормы Гражданского, Трудового, Жилищного кодексов Российской Федерации и ряда федеральных законов, таких как "О защите конкуренции", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О саморегулируемых организациях", Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и так далее. Такое правовое регулирование имеет общий характер и не учитывает специфику и особенности осуществления торговой деятельности в настоящее время. Особенно остро отсутствие специального федерального закона проявилось в период кризиса, когда финансово-экономические проблемы субъектов предпринимательской деятельности привели к значительным злоупотреблениям и открытым конфликтам между производителями, прежде всего отечественной, в особенности сельскохозяйственной, продукции, и крупными торговыми сетями. На практике производителям при входе их в розничную сеть с целью реализации своей продукции навязывались очевидно невыгодные и дискриминационные условия, то есть реализовывался прямой принцип монополизма. Ситуацию требовалось оперативно менять. К работе над законопроектом активно подключились депутаты Государственной Думы и сенаторы. В сжатые сроки редакция проекта с привлечением всех заинтересованных сторон была выработана. Однако на этом этапе не удалось снять все спорные моменты, поэтому работа продолжилась в рамках подготовки рассматриваемого сейчас законопроекта, куда вошла большая часть положений законопроекта "Об организации торговой деятельности...", и не вошедшую часть также можно учесть при доработке текста законопроекта ко второму чтению. Закон призван пресечь недобросовестные действия предпринимателей и упорядочить общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением торговли, сформировать правовую основу цивилизованного и сбалансированного развития предпринимательской деятельности по всей цепочке торговых отношений - от производства до реализации продукции. К безусловным преимуществам данного законопроекта можно отнести положения, устанавливающие сроки оплаты поставляемых в торговую сеть продовольственных товаров, закрепление в законе перечня недопустимых и дискриминационных действий хозяйствующих субъектов, введение антимонопольного регулирования в торговой сфере. Особенно здесь принципиальна статья 16 и смежные с ней, нормы которых надо ещё больше усиливать и укреплять, на мой взгляд. Также важна обязательность разработки нормативов обеспеченности населения торговыми площадями. Тем не менее в комитете имеется ряд замечаний к законопроекту, они содержатся в заключении нашего комитета и комитетов-соисполнителей. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе поддержать принятие в первом чтении проекта федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Алексеевич. Уважаемые коллеги, должен обратиться к вам со следующим вопросом. У нас до перерыва десять минут осталось, по процедуре мы имеем право задавать вопросы докладчикам и содокладчикам, есть возможность выступить представителям фракций, после чего голосовать. Как поступим? Есть предложение завершить, довести до конца данный вопрос, а потом объявить перерыв. (Шум в зале.) Нет, возражает депутат Коломейцев, он считает, что надо в два часа прерваться. Тогда в порядке поступления ставлю на голосование моё предложение: завершить работу по данному законопроекту и потом объявить перерыв. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 20 сек.) Проголосовало за 350 чел.77,8% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 354 чел. Не голосовало 96 чел.21,3% Результат: принято Принято. А Раиса Васильевна специально займётся питанием Коломейцева, потому что времени меньше на обед получилось, мы ей поручим. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы к докладчикам и содокладчикам? Есть вопросы. Включите режим записи. Мы сейчас посмотрим, сколько записалось. Запишется человек пятьдесят, значит, тогда по одному от фракции. (Шум в зале.) "Безобразие творится", - вот говорит Рябов. Покажите результаты. Двенадцать человек. Таранин, пожалуйста. (Шум в зале.) Есть предложение - по одному вопросу от фракции. Таранин представляет у нас фракцию "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ТАРАНИН В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Станиславу Александровичу. Станислав Александрович, в целом поддерживаю вашу концепцию, так как многие положения были взяты из нашего законопроекта, но вместе с тем у меня два вопроса. Не включено положение о государственном регулировании торговых наценок, или у нас там было даже записано: предоставить право правительству в необходимых случаях регулировать торговые наценки. Это вот первый вопрос: почему это не включается? И второй вопрос. У нас было более чётко сформулировано право перехода собственности. На сегодняшний день товар поступает в магазин, он там может испортиться, его там могут украсть, а ответственность возлагается на поставщика. Спасибо. НАУМОВ С. А. Данный вопрос обсуждался в рамках деятельности той рабочей группы, которую сегодня уже несколько раз вспоминали. Было принято более действенное решение, регулирующее сроки оплаты поставленного товара. Это две взаимосвязанные экономические величины: торговая наценка и сроки оплаты товара. Мы жёстко регулируем это в отношении товаров скоропортящихся, имеющих социально-экономическое значение, и поэтому считаем, что хозяйствующие объекты будут руководствоваться в первую очередь данной нормой предлагаемого законопроекта. Что касается вашего второго вопроса о переходе права собственности. Безусловно, в том случае, если речь идёт о договорных отношениях, которые предусматривают, что эти риски должен нести уже непосредственно продавец, то по договору поставки право собственности переходит уже непосредственно на продавца, и эти риски уже не несёт тот, кто поставил данный товар. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Пожалуйста, у нас от фракции ЛДПР депутат Иванов Сергей Владимирович следующий по списку. Грешневикова я не вижу в зале. ИВАНОВ С. В. Спасибо. Евгений Алексеевич, будьте любезны, объясните основные понятия. Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности. Розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, предназначенных для последующей перепродажи потребителям. В чём отличия? ФЁДОРОВ Е. А. Спасибо за вопрос, Сергей Владимирович. Речь идёт о розничной торговле, но ещё раз говорю, концепция законопроекта охватывает оба подхода - и оптовую торговлю, и розничную торговлю. Ну как это - различия?.. Вы знаете, чем отличаются юридические лица от лиц физических? Соответственно, и здесь прямая связь. Законопроект охватывает оба вида, и соответственно в процессе его рассмотрения мы будем рассматривать и то, и другое звено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот по карточке Грешневикова Горячева Светлана Петровна от фракции "Справедливая Россия" задаст вопрос. Пожалуйста. ГОРЯЧЕВА С. П. Спасибо большое. Уважаемый Станислав Александрович, почему в этом законопроекте не прописаны нормы о защите прав покупателей в вопросах качества, цены и других услуг? У нас, конечно, есть Закон "О защите прав потребителей", но он явно недостаточен, потому что не регулирует такую сферу, как ценообразование. А вопросы ценовых надбавок очень существенны сегодня для всей Российской Федерации, особенно в сфере продовольствия. Планируете ли вы во втором чтении всё же корректировать эти нормы? И как вы считаете, можно ли такие надбавки этим законом отрегулировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. НАУМОВ С. А. Что касается регулирования защиты прав потребителей, то есть действующее законодательство, есть действующее постановление правительства, есть полномочия соответствующей федеральной службы. И мы считаем, что если у потребителей возникают какие-то вопросы, связанные с отношениями в торговле, то все эти вопросы можно регулировать этим законодательством. Что касается торговых надбавок, то ассортимент современного торгового учреждения насчитывает тысячи позиций, и он состоит не только из продукции, выпущенной нашими уважаемыми отечественными производителями, но и по-прежнему из очень большой, к сожалению, доли импорта. Поэтому вряд ли целесообразно создавать для всех одинаковые условия. Мы создали более благоприятный климат для отношений между отечественными сельхозпроизводителями и торговлей. Этого на данном этапе более чем достаточно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слово для вопроса предоставляется Рябову Николаю Фёдоровичу, так сказать, персонально, поскольку он очень возмущался моим поведением. Пожалуйста, Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Это очень хорошо. Я хотел бы обратиться к Станиславу Александровичу всё-таки, хотя уже был задан вопрос относительно торговых надбавок. Многие из нас видели пиаровский сюжет по телевидению о том, как Владимир Владимирович Путин прибыл в маркет и возмущался высокими ценами. И он там говорил, что нужно торговые надбавки установить хотя бы на уровне 70 процентов (я, кстати, не согласен даже с такой цифрой), а вы сейчас утверждаете, что вообще не нужно. Всё-таки вы видели, наверное, этот сюжет, так почему не вписали в законопроект хотя бы максимум на торговые надбавки? НАУМОВ С. А. Большое спасибо. Речь идёт о том, что торговая наценка, которую магазин прибавляет к цене товара, проставленной производителем, - это единственный источник не только для осуществления своей деятельности и не только для получения прибыли, что является нормальным для любого бизнеса, это источник для выплаты заработной платы, для создания новых рабочих мест, для выплаты налогов, уплаты целого ряда платежей. Поэтому мы считаем, в каждом конкретном случае надо добиваться, во-первых, снижения издержек в нашей торговле, а во-вторых, повышения её экономической эффективности, ну и самое главное, что касается интересов потребителя, - это в первую очередь связано с развитием конкуренции. Чем больше у нас будет конкурирующих торговых организаций разного типа, чем больше будет возможностей у разных слоёв населения удовлетворять свою потребность, тем ниже будут цены, тем меньше будут, соответственно, издержки и надбавки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот у нас ещё есть записавшиеся от фракции "Справедливая Россия" и от фракции КПРФ. Кто-то настаивает на вопросе? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы же выступать собрались! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос? Депутат Локоть настаивает. А Кулик не записывался. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Кулика у меня нет в списке. Пожалуйста, депутат Локоть. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Олег Викторович. Вообще, неудивительно, что эта сфера деятельности долго не была урегулирована, потому что в основе всей либерализации экономики Российской Федерации как раз и лежала спекулятивная торговля. Речь идёт об очень больших деньгах, и именно поэтому, я считаю, сегодня во всех докладах интересы потребителей звучат в последнюю очередь. Вопрос же заключается в следующем. Уважаемый Станислав Александрович, в какой степени всё-таки государство собирается оказывать влияние на ценообразование? Эта новелла есть в статье 8 данного законопроекта. Речь идёт о дополнительных законах по особому списку товаров. Вот, на ваш взгляд, каким может быть этот перечень товаров и в какие сроки могут быть приняты законодательные акты, которые будут утверждать этот список? НАУМОВ С. А. Спасибо. Речь идёт о товарах, отнесённых к категории товаров, которые получают льготное налогообложение в связи с уплатой налога на добавленную стоимость, этот перечень есть в налоговом законодательстве. Собственно говоря, государство (законодатель) установило уже приоритет для этой группы товаров. И розничная торговля, безусловно, устанавливая свои наценки, ориентируется на то, что этот товар можно продать быстрее, можно продать дешевле и тем самым не допустить снижения розничного товарооборота, который является главной характеристикой оценки эффективности любой торговой организации, будь то нестационарный торговый объект или гипермаркет. Поэтому в первую очередь государство будет стимулировать расширение ассортимента товаров, продаваемых не только в существующих товарных сетях, но и на тех площадках, которые удобны для потребителя, в том числе на ярмарках выходного дня. Там цены будет устанавливать уже сам продавец без каких-либо посредников. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кулик, поскольку он лучше всех в этом зале знает, что такое торговля. Пожалуйста, Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Чтобы нам понять, как дорабатывать законопроект, я хочу, чтобы под стенограмму членораздельно, по-простому объяснили. Итак, мы принимаем закон, по которому правительство получает право регулировать цены на отдельные группы товаров (какие и как они определяются - это тема другая), вмешиваться в установление наценок. Когда вы сказали, что наценка - это единственный источник жизни для наших монополистов и богатых людей в торговле, то вы забыли, что цена, которая, так сказать, осталась крестьянину, 30 процентов от цены реализации, - это для него тоже единственный источник, у него другого источника тоже нет. Поэтому вопрос, сколько крестьянину платят от общей цены, которую заплатило население за литр молока, 30 процентов или 50, является принципиальным... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятен вопрос, Геннадий Васильевич. Пожалуйста, представитель правительства, отвечайте. НАУМОВ С. А. Уже сегодня правительство имеет инструменты и сможет, внеся изменения в соответствующее постановление, где перечисляются товары, наценка на которые регулируется - это в том числе детское питание, это лекарства, - если возникнет необходимость, уточнить, какие ещё виды продовольственных товаров, кроме тех, которые уже сегодня в законопроекте перечислены, подпадают под льготную категорию сроков оплаты поставки. Такая инициатива, безусловно, может быть рассмотрена и может быть продуман механизм её реализации. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, вот я, как ведущий заседания, всегда в таких случаях вынужден давать следующий комментарий: нравится вам ответ или не нравится, его формулирует представитель правительства, и так, как он считает нужным. Ответ был дан двусмысленный. Вам разве это не понятно, Геннадий Васильевич? Двусмысленный был ответ, вот и понимайте как хотите. Пожалуйста, депутат Лекарева. ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо большое, Олег Викторович. У меня вопрос к представителю Правительства Российской Федерации Станиславу Александровичу. Станислав Александрович, в рамках новой идеологии в части организации торговой деятельности на потребительском рынке предусматривает ли правительство борьбу с монополизацией рынка? Ведь законопроект предусматривает, что для торговой сети не должно быть превышения 25 процентов продовольственных товаров в пределах одного города. Это же очень много! Не рассматриваете ли вы возможность сделать для малых городов 5-10 процентов? Или я ошибаюсь? Спасибо. НАУМОВ С. А. Спасибо. Я постараюсь дать однозначный ответ. Нет, не собираемся. Возможно, что Федеральная антимонопольная служба, которая в августе уже высказала свою позицию, внесёт какие-то поправки между первым и вторым чтениями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Евгений Алексеевич Фёдоров, присаживайтесь. Завершилась процедура вопросов и ответов. По ведению Коломейцев Николай Васильевич настаивает. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Олег Викторович, я бы не настаивал, но оба докладчика вводили в заблуждение по поводу розничных рынков. Тут в статье 1, пункт 4, подпункт 3, написано, что торговля на розничных рынках не подпадает под действие этого закона. Ну что же они тень на плетень наводят, и Фёдоров, и заместитель министра? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, там есть слуховой аппарат. Кто от фракции выступает? Пожалуйста, Кашин. КАШИН В. И. Уважаемые коллеги, я лично снова нахожусь под впечатлением событий двухлетней давности. На одном из заседаний правительства, перед тем заседанием в течение часа я убеждал Виктора Алексеевича Зубкова, что дальше так относиться к потребителю и товаропроизводителю, особенно производителю товаров первой необходимости, нельзя, дальнейшая деградация села недопустима, в то время как рядом, мы видим, огромные прибыли торговых сетей незаконным образом формируются за счёт просто-напросто труда крестьянского и потребителей. Виктор Алексеевич согласился со всеми пятью базовыми предложениями, которые мы ему непосредственно и высказали, а потом подали в письменной форме. Началось заседание правительства, в течение двадцати минут он говорил: "Хватит грабить село, хватит этим "рогам и копытам" командовать на рынках, в магазинах и так далее!" Через полтора часа объявили перерыв, подошли министры и говорят: "Это хорошо, что Виктор Алексеевич говорит, хорошо, что вы предлагаете, но кто же даст это сделать?" И я сегодня ещё раз спрашиваю: кто же даст нам принять, товарищ Кулик, тот настоящий закон, который выстрадан потом крестьянским и кровью, тем трудовым народом, который сегодня последние копейки, гроши, свои пенсии несёт в магазин, для того чтобы купить хоть какие-то товары первой необходимости или в аптеке какие-то лекарства купить, поддержать свою жизнь? Убеждаюсь: да, действительно, не дадут эти нувориши, они не насосались, у них ещё мало в карманах народных денег. Мы надеялись на встречу фракций с президентом. Я вскрыл вот весь этот позорный механизм, и Дмитрий Анатольевич согласился полностью, и на сайте президента был размещён механизм, который должен быть сердцевиной этого закона. Сегодня в цене батона хлеба только 8 процентов составляет труд крестьянский, а из зерна делается двести пятьдесят видов продукции. 8 процентов! Куда уходят 92 процента? Девять раз цена труда крестьянского накручивается, для того чтобы смолоть, выпечь этот хлеб и продать. Мы сто раз доказывали и палате, и всем остальным, что во всём мире в розничной цене труд крестьянина оценивается не ниже 50 процентов. Если бы мы сегодня дали крестьянину хотя бы 7 рублей за килограмм пшеницы третьего класса, он бы на эти 7 рублей мог и технику приобрести, и зарплата у него была бы не самая низкая - сегодня она в два раза ниже среднероссийской заработной платы. Деревня бы зашевелилась, комбайны, удобрения... Десять министерств поднялись бы, восстанавливая падающую сегодня вниз Россию с точки зрения потребительского внутреннего рынка. И если бы торговля и переработка добавили за килограмм пшеницы эти 7 рублей, было бы 14 рублей - а из килограмма два с половиной батона производится, - мы бы снизили сегодня цену не только на хлеб и хлебобулочные изделия, но и на макароны, и на другие товары первой необходимости в два, в два с половиной раза. Вот в чём должна была бы быть суть этого законопроекта, а мы его сделали техническим. Для чего мы создавали комиссию? Почему президент согласился с нашими предложениями, и на сайте это всё было опубликовано, и центральные газеты опубликовали эти предложения? Для того, чтобы вы выдумали снова технический закон? В одной статье 17 вы на трёх с половиной страницах ограничиваете сегодня полномочия местной исполнительной власти, чтобы она не прикасалась к торговым баронам. Весь ваш законопроект пронизан только тем, как стимулировать торговлю, поддержать её, как оградить от чиновника и так далее, и тому подобное. Вы ни слова не говорите о потребителе. А за последние какие-то семь месяцев цена на хлебобулочные изделия увеличилась на 22 процента, на макароны ещё больше, на крупы - на 28 процентов, зашкаливает цена на подсолнечное масло и сахар. Цена на нефть падает - бензин дорожает. Посмотрите, что творится с лекарствами. И не видеть это - преступно, цинично. Этот закон никуда не годится! Лишь только в первой главе правильные три пункта, и в пункте 3 хоть что-то говорится о потребителе, то, что мы заботимся о нём этим законом. Но в целом его содержание просто цинично по отношению к надеждам людей, надеждам депутатов почти всех фракций. Я в заключение хочу ещё раз сказать, что необходимо, уважаемые товарищи, коллеги, этот закон сделать действительно законом. Посмотрите, что в Белоруссии: оптовая торговая сеть - наценка 5 процентов, розничная торговая сеть - наценка 15 процентов, переработка - 15 процентов. Мы говорим, давайте 50 дадим на всё это, а всё остальное - товаропроизводителю и потребителю. Давайте вернёмся к себестоимости, давайте товаропроизводителю дадим 20 процентов от себестоимости, давайте торговле также дадим 15 процентов, было же это в Советском Союзе. Когда мы прекратим издеваться над нашим народом, выворачивать последнее из кошельков? Я думаю, время уже пришло. А иначе сегодня невозможно будет совещание провести. Как только куда-то едет президент, сразу находим контакты. Давайте, чтобы не было ни митингов, ни чего-либо другого. Но ведь при забастовочной ситуации в любом месте можно сегодня эти вещи рассматривать как следствие такой политики. Я, заканчивая, ещё раз хотел бы сказать. Уважаемый Олег Викторович, вы человек опытный. Мы надеялись на Российскую сельхозакадемию, там Фисинин представлял интересы крестьянства, на министерство, но, видимо, как и раньше, эти люди сегодня не справились, что ли, с задачей отстаивания интересов потребителя и товаропроизводителя. Надо тогда посмотреть кадровый состав рабочей группы и усилить её такими опытными людьми, как Кулик, другие товарищи, от фракций ещё дать по человеку, чтобы все наши предложения были учтены и чтобы мы в конце концов имели этот закон, он выстрадан страной, народом, депутатами по всей вертикали, в том числе и нашими депутатами. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я просто хочу сказать, что Ирина Анатольевна, когда докладывала свой проект закона, высказала, на мой взгляд, очень радикальные требования, которые надо учесть при доработке ко второму чтению данного законопроекта. Я так понимаю, что палата будет на них настаивать. Пожалуйста, от фракции ЛДПР - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, если бы нас так не расстроила коллега Яровая, мы, фракция ЛДПР, конечно, поддержали бы второй законопроект, поскольку он действительно в какой-то степени отвечает тому, что было заявлено премьер-министром. Представитель правительства официально сказал: чтобы понять, что такое торговля... - и далее по тексту. Чтобы понять, что такое сегодня современная торговля, достаточно поглядеть декларацию о доходах одного из кандидатов в депутаты Московской городской Думы от известной партии и увидеть, что 4 миллиарда налопатил за прошлый год. Чтобы понять, что такое современная торговля на нынешнем этапе, можно приехать к нам в Курск и поглядеть, как наши сельхозтоваропроизводители раздают бесплатно молоко, поскольку закупочная цена, которую дают, в два раза ниже себестоимости. Резать коров жалко и выливать молоко тоже не хочется. Коллега Яровая говорит о том, что космическими темпами у нас растут цены - так у нас эти товарищи и собираются в космос слетать. Что-то не срослось, тогда они под лёд спустились. Вот это современная торговля! Если взять данный законопроект, вот тот, что мы сейчас обсуждаем... Я не зря сказал, коллега Фёдоров, вы посмотрите понятие оптовой и розничной торговли, как там это написано, и найдите разницу. Но это цветочки, это сущая ерунда. Я не буду говорить о том, что не установлена надбавка, - у нас правительство вообще, знаете, жутко боится контролировать эти вещи. Не так давно, на сессии весенней, мы с вами обсуждали наш элдэпээровский законопроект об установлении предельных норм надбавок на основные продовольственные, промышленные и сырьевые товары. Не хочет правительство контролировать! Мы им даём это право, говорим: "Ребята, контролируйте!" - а они: "Нет, не будем мы этим заниматься!" Вот такие у нас, понимаете, в правительстве люди сидят. И спрашивается: оно правит или им правят? Удивительный законопроект! Что он позволяет делать? Вот вы знаете, сейчас любой, абсолютно любой предприниматель, прочитав данный законопроект, назовёт вам десять вариантов того, как он всё это обойдёт. Да, там прописано, какие условия должны быть при заключении договора, прописано, что на сайте должна быть информация и так далее, но никто не отменил тот самый договор о рекламных услугах. О каких рекламных услугах? Это завуалированная взятка за вхождение в ту же самую сеть. По одной цене он привозит, и устанавливает торговая сеть другие расценки, продаёт по другой цене. А за то, чтобы твой товар стоял на полках этого магазина, заключи с нами ещё договор на рекламное обслуживание. Вот и получается, что ничего этим законопроектом не устраняется. Опять заметьте, между кем и кем заключаются эти договора? Между тем, кто владеет этой сетью... Уважаемый коллега Фёдоров, посмотрите внимательно данный законопроект. Я с вами, коллега Фёдоров, разговариваю, но вам неинтересно, бога ради... Посмотрите там, что такое торговая сеть. Допустим, вот если товарищ владеет торговыми объектами, более 25 процентов, под одним и тем же названием, можно даже владеть не под одним и тем же названием объектами, можно их по-разному назвать, но это всё равно будет торговая сеть. А данный законопроект этого не учитывает, к таким владельцам уже это относиться не будет. Далее, коллеги. Ещё раз повторяю этот вопрос: между кем заключается? Между тем, кто сетью владеет, и тем, кто привозит, то есть осуществляет оптовую торговлю, перекупщиком. Какая польза сельскому товаропроизводителю от этого? Да никакой! Как вы знаете, у нас на подъезде к Москве стоят товарищи и говорят: "Картошку везёшь, морковку или ещё что-то - вот либо сдавай нам, либо ты вообще в Москву не заедешь, мы твоему КамАЗу все колёса проколем и так далее". Поэтому, коллеги, ещё раз я вам говорю: уважаемые, надо настаивать на том законопроекте, который был вторым. Я смотрел и думал: такая представительная делегация, сейчас будем бодаться: какой пересилит? А даже бодания не произошло, вы взяли и лапки подняли - всё, сдаёмся. Хотели бы, чтобы это развивалось? Давайте вспомним простой принцип советских комиссионок. Вот их надо заставить работать по принципу комиссионной торговли, чтобы тот, кто производит молоко, сахар, всё что угодно, наш производитель, пришёл и сказал: "Я хочу продать по такой цене, вот поставь, и ты получишь комиссию за то, что ты продал". Вот это будет правильно. Вот такая торговля будет действительно и развивать нашего производителя, и не позволит товарищам летать в космос или куда они ещё там захотят. Поэтому, уважаемые коллеги, давайте всё-таки думать, поправки ко второму чтению или как. Но вот то, что сейчас творится, - это... Извините, но это некачественный закон, он не будет работать. Его сейчас любой предприниматель, который владеет сетями, магазинами, легко обойдёт, и ему ничего за это не будет. Это вот что за декларации? Или тогда пускай премьер-министр объявит, как он объявляет на всю страну: квадратный метр жилья - не дороже 30 тысяч рублей, мясо - столько, сахар - столько и так далее. И пусть чиновники на местах к этому стремятся. Так, что ли, получается? Мы законы с вами принимаем или что мы с вами делаем? Это непорядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вот меня информируют, что принципиально на Совете обсуждалось предложение, чтобы в ходе обсуждения приняли участие представитель Комитета по промышленности депутат Драганов, а также присутствующий здесь представитель Совета Федерации председатель аграрного комитета депутат Горбунов, который тоже просит дать ему возможность высказаться по данному законопроекту в течение трёх минут. Я предлагаю реализовать эту возможность. То есть дать возможность выступить всем представителям фракций, представителю Комитета по промышленности - ну, не десять минут, я надеюсь, меньше, - и вот до трёх минут просит представитель Совета Федерации. Не возражает никто? Надо ставить на голосование? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Возражает депутат Рябов. Включите микрофон Рябову Николаю Фёдоровичу. РЯБОВ Н. Ф. Спасибо. Решения в Комитете по промышленности не было, чтобы кому-то поручить от комитета выступать по данному законопроекту, это инициатива депутата Драганова. Поэтому... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Меня информируют, что эта тема обсуждалась на Совете Государственной Думы и была такая рекомендация высказана. Если вы возражаете, я просто поставлю на голосование, но вы единственный, кто возражает, я не вижу других возражающих. Настаиваете на голосовании? Ставлю на голосование предложение депутата Морозова дать возможность выступить от всех фракций, а также от Комитета по промышленности Драганову и от Совета Федерации - Горбунову. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 20 мин. 01 сек.) Проголосовало за 342 чел.91,0% Проголосовало против 33 чел.8,8% Воздержалось 1 чел.0,3% Голосовало 376 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста, депутат Денисов. ДЕНИСОВ В. П., председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я не буду использовать всё время по регламенту, тем более что я очень хотел бы, чтобы выступили депутат Драганов и Геннадий Александрович Горбунов. Я хочу сказать лишь о том, что голосом и эмоциями такие законы не принимаются. Я исхожу из того, что плохой мир лучше хорошей войны. И то, что мы сегодня в первом чтении принимаем правительственный вариант, несмотря на то что я являюсь разработчиком второго законопроекта, это уже маленькая победа, потому что парламентаризм - это большая политика. Вместе с тем я исхожу из того, что нами уже подготовлены сравнительные таблицы по нашему и по правительственному законопроектам, и правительственный законопроект, в моём понимании, сегодня имеет некий припудренный характер. Туда не вошли принципиальные вещи, которые просил включить председатель правительства и лидер нашей партии Владимир Владимирович Путин. И мы будем добиваться того, чтобы ко второму чтению принципиальные моменты, касающиеся защиты сельхозтоваропроизводителей, отечественных поставщиков, все эти и многие, многие другие вопросы были включены. В противном случае мы не будем рассматривать. Вместе с тем мы понимаем, что регламент и субъективный фактор могут позволить чиновникам растянуть, зарезинить доработку этого законопроекта. Поэтому я вношу сегодня предложение: учитывая исключительность и важность этого документа, создать рабочую группу по доработке из числа депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, - и я полагаю, что эту рабочую группу в качестве сопредседателей должны возглавить как минимум заместители руководителей палат, - выработать чёткий график. Эта рабочая группа должна работать гласно и публично, страна должна знать своих героев, кто за что выступает. Нонсенс состоит в том, что торговля - это единственная сфера, которая выступает против того, чтобы о торговле был закон. Сельскохозяйственники боролись за свой закон десяток лет, промышленники бьются за то, чтобы закон о развитии промышленности был принят, и только одна торговля выступает против этого. Это нонсенс! Многие здесь выступившие правильно говорили - очень много мутной воды в этой сфере. В итоге страдает российский народ, а мы этого позволить не можем. Я считаю, что буквально с понедельника такая рабочая группа должна быть создана, и мы начнём работать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Хорошее предложение. Тогда я предлагаю вам вместе с другими представителями фракций внести такое предложение, оформить его, мы можем это сделать решением Совета или решением палаты. Кто от фракции "Справедливая Россия"? Емельянов, пожалуйста. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, ну такого постановления у нас на руках сейчас нет. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами рассматриваем чрезвычайно важный проект, и его значение выходит далеко за рамки регулирования собственно торговой деятельности. От того, в каком виде мы примем этот законопроект, зависит лицо нашей экономики. Это не громкие слова, это действительно так. В последние годы с самых высоких трибун было очень много сказано о том, что нам необходимо уходить от сырьевой зависимости, что нам необходимо переходить к инновациям и так далее. Но эти высокие цели должны быть подкреплены реальной экономической политикой. Если же мы посмотрим, какую экономическую политику в последние годы проводит финансово-экономический блок правительства, то увидим, что эта политика проводится в интересах экспортёров сырья, импортёров ширпотреба, финансовых спекулянтов, спекулянтов на рынке недвижимости и торговли. Производитель, реальный сектор на обочине интересов нашей экономической политики и тех людей, кто её проводит. Завышенный курс рубля, безумное снижение таможенных пошлин, нежелание снижать налоги, неконтролируемый рост тарифов - всё это приводит к тому, что себестоимость наших товаров растёт, а импорт облегчается. В результате производить становится у нас невыгодно, выгодно импортировать. В ряду негативных моментов для нашей промышленности, для нашего сельского хозяйства стоит и диктат торговых сетей, диктат торговли по отношению к производителю. Вы посмотрите, где у нас находятся деньги, где у нас рентабельность. Рентабельность у нас в торговле, а не у производителя. Как мы можем требовать от нашего производителя совершенствования технологической базы, обновления оборудования, если у него реально нет денег, если у него реально 2-3 процента рентабельность, он даже толком кредит не может взять при такой экономике. Поэтому сама идея закона, она очень важна, она очень своевременна. В то же время мы с вами наблюдали, как сложно рождался этот закон и как мало в этом законе осталось от первоначальных задумок. И то, что осталось, - наверняка заслуга премьер-министра Путина. Вся страна наблюдала, как он... в кои веки премьер бросил совещание, с совещания поехал в магазин. То есть мы представляем, какое сумасшедшее сопротивление было по отношению к этому закону. Отсюда, видимо, и сам закон получился компромиссным. В законе есть очень много положительных моментов, но они нивелируются недосказанностью, недоговорённостью, отсутствием некоторых моментов. Вот наиболее существенные вещи. Например, очень важная и правильная норма о том, что должны быть фиксированные сроки отсрочки платежей торговой сетью по поставке товаров. Сейчас эти отсрочки достигают и девяноста дней, и ста двадцати дней, и производитель, бедный производитель практически бесплатно кредитует богатые торговые сети. В законе появляется норма, что должно быть сорок пять дней, по некоторым товарам - семьдесят пять дней. Ну вроде бы хорошо, лучше, чем девяносто и сто двадцать, но я обращаю внимание, что в законе речь идёт о банковских днях, поэтому, если перевести их в календарные, опять отсрочка может достигать ста дней. Вы вдумайтесь: треть года поставщик не получает деньги, может не получать деньги за ту продукцию, которую он поставил. Поэтому на будущее, при доработке ко второму чтению, ну, нам надо хотя бы перевести эти даты в календарные дни, это будет более справедливо. Следующий пункт. Вот сформулирован перечень недопустимых действий торговых сетей по отношению к поставщикам, но опять же он далеко не полный. Ну, например, почему в этом перечне нет запрета взимания платы с поставщика при открытии новых торговых объектов? Это существенная дискриминация для производителя, и эта норма должна быть. По антимонопольному порогу. Моя коллега Лекарева задавала вопрос представителю правительства (он так и не ответил): почему такой высокий порог установлен для городов и муниципалитетов - 25 процентов? Исследования показывают, что уже при 12 процентах доминирования торговой сети малый бизнес в округе практически погибает. Почему бы нам не установить 5-10 процентов? Почему такая высокая степень - 25 процентов? Более того, я недавно с удивлением узнал, что в нашу полемику включился наш статистический орган, Росстат: вице-премьеру Зубкову было направлено письмо о том, что Росстат якобы не может посчитать в пределах одного муниципального округа, какой там процент доминирования. Тогда у меня возникает вопрос: а как налогоплательщики?.. Зачем мы им платим деньги, зачем мы содержим Росстат, если он не может элементарные вещи посчитать? Может быть, Росстату необходимо перестать быть лоббистом одной стороны, а занять государственную позицию? Я прошу при доработке этого законопроекта обратить внимание на позицию нашего статистического ведомства. Ещё одна проблема, на которую надо обратить внимание. Вот очень хорошо, что в законопроекте содержатся ограничения видов бонусов в связи с приобретением торговым оператором у поставщика определённого количества товаров. Но вот эта премия за объём, она практически никак не ограничена - ни суммой, ни процентом. И опять торговая сеть может диктовать поставщику условия. Я думаю, что при работе над законопроектом во втором чтении эту проблему тоже надо решить. И наконец, главный вопрос. Конечно же, это торговая надбавка. Почему из первоначального варианта ушла 25-процентная торговая надбавка на продовольственные товары, никто толком не может объяснить. Иначе как лоббированием торговой сети этот вопрос не объяснить. Ведь эта норма очень важна не только для поставщиков, но и для борьбы с инфляцией, и для общего сдерживания цен. Поэтому, коллеги, я призываю очень внимательно подойти к этому закону, встать на позиции поставщиков. Тем самым мы не только защитим поставщиков, но и сделаем шаг в сторону развития действительно инновационной экономики в нашей стране, мы обуздаем спекулянтов, мы обуздаем инфляцию и мы обуздаем импорт. Вот меня удивляет такой факт: в выступлениях представителей Минпромторга, Минэкономразвития не звучит тема обеспокоенности импортом. Ведь мы же зависим по некоторым показателям на 60, даже на 70 процентов, на грани продовольственной безопасности! Вот этот закон, принятие закона в адекватном виде, и есть шанс, что мы и проблемы продовольственной безопасности тоже решим. Поэтому наша фракция готова активно работать над этим законопроектом вот с тех позиций, которые я только что озвучил. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Драганов. ДРАГАНОВ В. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо за предоставленную честь, тем более что у меня будет возможность просветить члена нашего комитета Рябова, который голосовал при разработке комитетом заключения по упомянутому законопроекту. Я вышел на эту трибуну не для того, чтобы повторить заключение комитета-соисполнителя - оно у уважаемых коллег на руках. Я хочу воспользоваться этой трибуной, чтобы нас увидели представители крупных торговых сетей и поняли, что речь идёт не о том, что нам не понравилось, что, по сути, имеет место длящаяся в течение нескольких лет дискриминация мелких производителей, и что мы, депутаты, избранники народа, видим торговлю шире, чем только сети, магазины, прилавки, ну и всё, что близко находится - кому как нравится - к советскому гастроному или к современному предприятию торговой сети. Мы - депутаты, политики, государственные деятели, - опираясь на мнение экспертов, на мнение бизнеса, на мнение учёных, наконец, на мировую практику, считаем, что торговля должна стать локомотивом посткризисного этапа в развитии нашей экономики. Поэтому не делайте такую растроганную мину, близкую к обиженной, а включайтесь - я к торговым сетям обращаюсь - в серьёзную работу по доработке законопроекта ко второму чтению, ибо мы должны урегулировать всю цепочку от производства товаров до рынка сбыта, неважно, где он находится: в дальнем сельском районе, в торговом автомате, в крупном супермаркете или где-нибудь на другом континенте, потому что торговля затрагивает интересы мирового рынка и связана с ним. Интеграция здесь происходит настолько быстро в силу быстро меняющихся тенденций, что необходимо не только уследить за движением товара, сделать его доступным и малоимущим, и тем, кто может себе позволит купить столько, сколько предлагает продавец, но и сделать его, что очень важно, ещё и конкурентоспособным и качественным. И когда мы говорим о конкурентоспособности и качестве, чего ради мы думаем о крупных покупателях, а не о человеке, который получает заработную плату, который живёт, так сказать, в бюджетной семье, который, наконец, сам занимается малым бизнесом и может купить только тот товар, который он может купить? Ну почему в этом случае товар должен быть менее качественным? Продовольственная безопасность. Порог продовольственной безопасности - это дискуссия не только последних двадцати лет: эта проблема обсуждалась на протяжении всех времён - при смене эпох, формаций, экономик, укладов, мало ли ещё чего. Он находился в пределах 47-50 процентов в начале 90-х годов, и тогда правильно ставили вопрос о том, что нельзя допустить превышения порога в 50 процентов. Но когда он стал 72-процентным, уже никто так резко вопрос не ставил. А мы этот вопрос должны поставить. Стимулирование так называемого отечественного производителя не предполагает строго установленных протекционистских мер. Они тоже в ряде случаев были весьма вредными - когда принимаемые меры или создаваемые механизмы не были использованы должным образом. Но это совсем не значит, что мы не должны создать реальную конкуренцию внутри самой отрасли. Исходя из того, что торговая сфера - это не только отношения продавца и покупателя, мы считаем, Станислав Александрович и все члены правительства, здесь присутствующие, что мы не можем ограничиться компромиссом между аграриями и сетями, а должны серьёзный закон сделать, который будет соответствовать по уровню торговому кодексу, потому что слишком большая степень интегрированности отношений в этой сфере. И мы очень надеемся, что правительство будет настойчиво работать над решением тех проблем, которые у вас были, когда вы соглашались или не соглашались с разными вариантами депутатских текстов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Член Совета Федерации Горбунов Геннадий Александрович. Пожалуйста. ГОРБУНОВ Г. А., член Совета Федерации. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты, участники заседания! Я думаю, что большинство здесь согласится со мной, что само рассмотрение именно двух законопроектов о торговле на заседании с учётом сложности предмета регулирования можно для России считать эпохальным. Мы давно об этом со всех трибун говорили, наконец-то мы вышли с законопроектом, может быть, не всех устраивающим (о чём я дальше скажу), но тем не менее он подготовлен. И я согласен с депутатом Емельяновым, который сказал, что без личного участия Владимира Владимировича в такой короткий срок мы вряд ли вышли бы с законопроектом сегодня, вынесли бы его на рассмотрение в первом чтении. Такое на моей памяти случается впервые. Мы благодарны Владимиру Владимировичу за личное участие. Было бы несправедливо, если бы я не сказал, потому что на моих глазах происходили все встречи, дискуссии и в Совете Федерации, и среди депутатов, не сказал об особом участии Ирины Анатольевны Яровой, о её гражданской позиции и настойчивости, которые позволили в короткий срок подготовить данный законопроект. И тем не менее мы удовлетворены тем, что сегодня на заседание Государственной Думы вынесен как основной правительственный вариант, мы поддерживаем это, и документ с подписями членов Совета Федерации, членов рабочей группы, передан. Четырнадцать отраслевых союзов тоже поддерживают данный вариант. Поясню почему. Совет Федерации, как палату регионов, беспокоили прогнозы правительства на 2009 год по законопроектной работе, и сам министр промышленности и торговли Христенко на заседании нам сказал: "Мы в этом году вряд ли вынесем законопроект". И поэтому мы создали рабочую группу, посчитав, что затяжка с разработкой и принятием закона в таком виде - а он раньше назывался вообще "Развитие торговых сетей..." - приведёт к ущемлению интересов отечественных товаропроизводителей. И мы не ставим вопрос об учёте только интересов аграриев, о чём здесь говорил депутат Драганов, мы его ставим, естественно, шире. И думаю, что после принятия в первом чтении мы будем ещё работать над этим законопроектом. С учётом этого была создана рабочая группа. У нас, конечно, было понимание того, что за короткий срок сложно подготовить законопроект, который устроил бы сегодня всех. И мы разделяем беспокойство, высказанное всеми, кто выходил на трибуну, но есть пословица: лучше, говорят, кукушка в руке, чем журавль в небе. И работы нашей группы подтолкнула правительство к более активным действиям по разработке закона, и основные, принципиальные положения нашего законопроекта... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время, пожалуйста. ГОРБУНОВ Г. А. Поэтому я поддерживаю предложение Ирины Анатольевны о снятии второго законопроекта и приглашаю всех участников прений и представителей торговых сетей продолжить после принятия в первом чтении работу над правительственным законопроектом. Благодарю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Справедливости ради я хочу отметить, что идею создания рабочей группы помимо депутата Денисова высказал депутат Кашин Владимир Иванович, это совместная инициатива ряда депутатов, которые участвуют сегодня в обсуждении. Поскольку сегодня в тексте постановления предложения о принятии законопроекта в первом чтении от комитета нет, найдите формат, может быть, можно оформить как решение Совета предложение создать рабочую группу на базе, разумеется, профильного комитета для доведения до второго чтения законопроекта, который сегодня, как я предполагаю, будет принят в первом чтении. Что касается второго законопроекта. Есть подписанный всеми авторами документ, где этот законопроект отзывается. Я обращаюсь к регламентному комитету: мы должны голосовать по вопросу о том, чтобы снять этот законопроект с рассмотрения, или достаточно этого документа? Пожалуйста, депутат Асеев, дайте разъяснение. Включите микрофон. АСЕЕВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Учитывая, что он у нас стоит в повестке дня и мы проголосовали за неё, мы должны снять его с рассмотрения голосованием. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Коллеги, на основании обращения авторов законопроекта ставлю на голосование вопрос о снятии данного законопроекта. Обсуждение состоялось. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. За снятие, да, если проголосуем, значит, он будет исключён из повестки дня. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 09 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Сняли с голосования. Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 12.1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 40 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7% Проголосовало против 5 чел.1,1% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 413 чел. Не голосовало 37 чел.8,2% Результат: принято Принято. По ведению - депутат Яхихажиев. ЯХИХАЖИЕВ С. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, при регистрации у меня на столе не сработала кнопка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будем считать, что вы зарегистрированы. Депутат Беляков по ведению. БЕЛЯКОВ А. В., фракция "Справедливая Россия". Уважаемый Олег Викторович, я хочу присоединиться к критике, которую сегодня уважаемый Владислав Матусович уже высказывал в адрес ЛДПР: постоянно ошибаются в цифрах. Известный коллега из известной фракции, которому принадлежит сеть, заработал не 4 миллиарда, а более 40 миллиардов. Ну что это такое, коллега Иванов, надо быть точнее в цифрах! В десять раз ошибаетесь! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на этом завершаем обсуждение данного вопроса.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4523 по 4527 из 7129
ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Олег Викторович, два вопроса. Первое. По последнему закону о торговой деятельности Дмитриева не голосовала (это для стенограммы).