Заседание № 211
О проекте федерального закона № 211800-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (в части регулирования правовых, экономических и социальных отношений, возникающих при осуществлении негосударственными пенсионными фондами функций страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Так, пункт 3: о внесении изменений в закон "О негосударственных пенсионных фондах". Пожалуйста, Андрей Владимирович Селиванов. СЕЛИВАНОВ А. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" прошел необходимую правовую и лингвистическую экспертизы. Замечания правового и лингвистического характера к третьему чтению учтены. Законопроект готов к принятию в третьем чтении. Просьба вынести на "час голосования". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли замечания? Вопросы? Нет. На "час голосования" выносится.
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Пожалуйста, включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 33 мин. 48 сек.) Проголосовало за 300 чел. 66,7% Проголосовало против 30 чел. 6,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел. 26,7% Результат: принято Принимается.
Заседание № 206
О проекте федерального закона № 211800-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (в части регулирования правовых, экономических и социальных отношений, возникающих при осуществлении негосударственными пенсионными фондами функций страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Уважаемые депутаты, переходим к пункту 10 повестки дня: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (второе чтение). Пожалуйста, Андрей Владимирович Селиванов. СЕЛИВАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, уважаемый Геннадий Николаевич! Комитет по труду и социальной политике представляет для рассмотрения подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Указанный законопроект внесен в Государственную Думу в начале июня текущего года Правительством Российской Федерации. Напомню, что его внесение было обусловлено компромиссом, достигнутым между депутатами и Правительством при рассмотрении проекта федерального закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. И принятие 28 июня текущего года в первом чтении проекта закона об НПФ позволило завершить работу над проектом закона об инвестировании. К законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" в Комитет по труду и социальной политике поступило 277 поправок. При рассмотрении указанных поправок комитет исходил из необходимости сохранения концепции законопроекта, предложенной Правительством Российской Федерации и одобренной, а также из максимально возможного учета предложений депутатов, высказанных во внесенных поправках. Правительство Российской Федерации поправок к законопроекту не вносило. Внимательным образом изучены и учтены замечания и предложения Главного государственно-правового управления Президента Российской Федерации. В работе над поправками мы руководствовались следующими подходами: сохранение преемственности основных принципов и норм, обеспечивающих организацию дополнительного пенсионного обеспечения, которые закреплены уже в действующем законе об НПФ; организационно-правовая форма института; действующий правовой режим в работе фонда с пенсионными резервами, включая их размещение; в рамках добровольного пенсионного обеспечения сохранение возможности введения как именных, так и солидарных пенсионных счетов; право учредителей фонда на формирование органов управления. При этом главное - не допустить увеличения вмененных издержек по видам деятельности. Предложено сформировать эффективный механизм защиты экономических интересов субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, исключив возможности злоупотреблений со стороны фондов и управляющих компаний путем занижения доходов от размещения пенсионных резервов и инвестирования пенсионных накоплений. Кроме того, мы руководствовались тем, что необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия предоставляемых услуг и ускорения процесса создания инфраструктуры рынка негосударственного пенсионного обеспечения, а также обеспечить равные условия для НПФ и Пенсионного фонда Российской Федерации в деятельности по инвестированию пенсионных накоплений. При рассмотрении поправок комитет также руководствовался тем, что их принятие не должно разрушить сложившуюся и оправдавшую себя практику делового оборота в сфере добровольного пенсионного обеспечения. Указанные мной подходы были одобрены 18 октября текущего года экспертным советом по законодательному обеспечению рынка развития негосударственного пенсионного обеспечения и страхования, сформированным при нашем комитете. В заседании экспертного совета приняли участие все заинтересованные стороны - представители Правительства, фондов, управляющих компаний депозитариев, независимые эксперты, а его работа (я имею в виду работу экспертного совета) получила высокую оценку. Предложенный законопроект имеет большое значение для пенсионной реформы, поскольку создает правовое основание для застрахованных лиц осуществить право выбора в формировании накопительной части своей пенсии, предусмотренной Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Каждому гражданину будет предоставлено право сделать выбор, доверив формирование своих накоплений негосударственному пенсионному фонду, либо граждане могут остаться в Пенсионном фонде Российской Федерации. На основании закона будущие пенсионеры получат возможность переходить из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, а также право возвращаться к формированию пенсионных накоплений через Пенсионный фонд Российской Федерации, но не чаще одного раза в год. Начало реализации данного этапа пенсионной реформы - 2004 год. Однако нами учитывался и тот факт, что потребуется определенное время для подготовки всех субъектов отношений - застрахованных лиц, Пенсионного фонда, негосударственных пенсионных фондов, принявших решение вступить в качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, к участию в новом виде деятельности. Более месяца со дня завершения срока внесения поправок потребовалось комитету для согласования основных положений вносимых изменений и дополнений в закон "О негосударственных пенсионных фондах". Проделана большая работа, в результате которой вашему вниманию предлагается 109 поправок, рекомендуемых комитетом к принятию (это таблица 1), и 168 поправок, рекомендуемых к отклонению (это таблица 2). Все поступившие поправки самым внимательным образом были рассмотрены комитетом, для этого потребовалось проведение двух заседаний комитета с интервалом в две недели. Хочу обратить внимание депутатов на то, что часть поправок мы были вынуждены отклонить, но лишь по формальному признаку: предложена не совсем удачная редакция текста закона. Основные же их положения нашли свое отражение в формулировках, оформленных мной, как руководителем рабочей группы, в виде согласованных поправок по поручению рабочей группы. В ходе подготовки согласованной позиции работу проводили не только депутаты - члены нашего комитета, но и представители Комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам, Комитета по собственности и ряда других комитетов. Учитывалось мнение Пенсионного фонда, Министерства труда и социального развития, Министерства экономического развития. Рекомендуемые к принятию поправки направлены: на улучшение понятийного аппарата, на согласование положений законопроекта с действующим и проектируемым законодательством; на уточнение процедур создания, реорганизации и ликвидации негосударственных пенсионных фондов применительно к новым требованиям - как к участникам деятельности по обязательному пенсионному и профессиональному пенсионному страхованию; на обособление правового регулирования деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, включая различный правовой режим в формировании и размещении пенсионных резервов (это добровольное страхование) и в формировании и инвестировании пенсионных накоплений (это обязательное страхование); на устранение недостатков в правовом регулировании участия фондов в деятельности по обязательному пенсионному страхованию; на упорядочение механизмов надзора и контроля со стороны государства и на саморегулирование на рынке. Предлагаемый вашему рассмотрению текст законопроекта с учетом рекомендуемых к принятию поправок прошел правовую и лингвистическую экспертизы Правового управления. Большинство замечаний правового, юридико-технического и лингвистического характера были комитетом учтены. Уважаемые депутаты, прошу поддержать позицию, предложенную комитетом, одобрить таблицу 1 принятых поправок и таблицу 2 отклоненных поправок. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы Л. К. Слиска ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Владимирович. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице 1 поправок, которые комитет рекомендует принять? Нет. Уважаемые коллеги, прошу проголосовать таблицу 1 поправок, которые комитет рекомендует к принятию. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 14 сек.) Проголосовало за 320 чел. 71,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел. 28,9% Результат: принято Принимается таблица. По таблице поправок 2 есть ли замечания у депутатов? Нет замечаний. Уважаемые коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета и принять таблицу 2 поправок, которые комитет рекомендует к отклонению? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 58 сек.) Проголосовало за 316 чел. 70,2% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел. 29,8% Результат: принято Принимается. Андрей Владимирович Селиванов, пожалуйста. СЕЛИВАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, после того как законопроект был подготовлен к рассмотрению во втором чтении, накануне заседания Государственной Думы поступило обращение официального представителя Правительства при рассмотрении данного законопроекта министра труда и социального развития Александра Петровича Починка, где был предложен ряд замечаний редакционного и юридико-технического характера. То есть те поправки, которые мы одобрили в первом чтении, предлагается редакционно уточнить, для того чтобы при рассмотрении к третьему чтению мы их смогли учесть уже внутри комитета. Вот, если необходимо, Александр Петрович может дать уточнение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! На самом деле председатель комитета, наверное, не разобрался. Так нельзя делать. Вы должны были рассматривать при подготовке ко второму чтению все предложения: и Правительства, и Президента, и депутатов. А сейчас что вы там измените, кто знает? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, и тем не менее было предложение комитета предоставить слово Александру Петровичу Починку. Пожалуйста, Александр Петрович. СЕЛИВАНОВ А. В. Можно, я отвечу? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, сначала - Селиванов, потом - Александр Петрович Починок. СЕЛИВАНОВ А. В. Ваш вопрос абсолютно закономерен. Поправок в комитет не поступало. Комитет их не рассматривал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Крашенинников. Но, господа, вы забыли, что у нас есть кнопки. КРАШЕНИННИКОВ П. В. Уважаемые коллеги, если здесь есть действительно лингвистические поправки, просто нужно, чтобы Александр Петрович для стенограммы зачитал. И этого будет вполне достаточно. А нам голосовать-то и не нужно. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Они розданы, Николай Васильевич, они розданы, поправки. Александр Петрович Починок, пожалуйста. ПОЧИНОК А. П., министр труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемые депутаты, ситуация еще проще. Дело в том, что наши предложения были поддержаны группой депутатов. И они в виде депутатских поправок отдельно письмами были розданы. Вот роздано: 27 ноября - это поправки депутатов Басова, Медведева, Неверова, 29 ноября - поправки Зубова, Плескачевского, Брусникина, Резника. У нас, у Правительства, возражений против трактовки, которую дали депутаты, нет никаких. Для чистоты, если бы вы проголосовали за принятие этих поправок... Да, они действительно комитетом не рассматривались официально, неофициально мы с ними работали. Возражений у Правительства против этих поправок нет. Если вы подтверждаете, что они принимаются, - всё в порядке, тогда текст вообще идеально соответствует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Андрей Владимирович, у нас тут три таблицы, которые дополнительно поступили к пункту 10. Я прошу тогда вас прокомментировать и предложить их на голосование. (Выкрики из зала.) У вас есть кнопка, пожалуйста, нажимайте. Я не вижу, что вы хотите выступить. СЕЛИВАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, эти таблицы поправок на самом деле внутри тех поправок, которые уже одобрены, и они носят просто редакционный характер. Принимать мы их... Есть предложение поручить комитету редакционно учесть. Потому что это дело вкуса. Официально поправки в комитет не вносились, но, обсудив с экспертами, мы считаем, что их можно редакционно учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ковалёв, по ведению. Потом - Брусникин. КОВАЛЁВ О. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Но у представителя Правительства было достаточно времени для того, чтобы, если у нас слушания не состоялись, внести официально в комитет поправки (если это поправки), чтобы они были рассмотрены. Если это как бы предложения, носящие редакционный характер, то пусть комитет работает с этими предложениями, как и с предложениями Правового управления, при подготовке к третьему чтению, и всё. Какие сегодня поправки? Прошло две недели с лишним после нашего заседания, и теперь опять в зале возникают поправки, которые никто не рассмотрел в комитете! Поэтому надо сейчас голосовать законопроект во втором чтении. Протокольная запись есть, пусть комитет потом даст свое резюме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Владимирович, вы согласны с такой постановкой вопроса? Спасибо. Уважаемые коллеги, на голосование ставится проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу проголосовать. Кто без карточки? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 14 мин. 12 сек.) Проголосовало за 310 чел. 68,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 312 чел. Не голосовало 138 чел. 30,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 205
О проекте федерального закона № 211800-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (в части регулирования правовых, экономических и социальных отношений, возникающих при осуществлении негосударственными пенсионными фондами функций страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
СЕЛИВАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по труду и социальной политике просит поменять местами в повестке пункты 7 и 8. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мотивация - позже.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Селиванов. Поменять местами пункты 7 и 8. Мотивируйте, в чем логика? СЕЛИВАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, пункты 7 и 8, оба законопроекта, внесены Правительством, подготовлены ко второму чтению Комитетом по труду и социальной политике. Мы просим технически их поменять местами. С Правительством согласовано. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы поменять местами рассмотрение этих законопроектов? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 55 мин. 20 сек.) Проголосовало за 326 чел. 99,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,3% Голосовало 327 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Поменяли местами.
Заседание № 182
О проекте федерального закона № 211800-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" (в части регулирования правовых, экономических и социальных отношений, возникающих при осуществлении негосударственными пенсионными фондами функций страховщика по обязательному пенсионному страхованию).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 13: "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Докладывает официальный представитель Правительства министр труда и социального развития Александр Петрович Починок. Пожалуйста. ПОЧИНОК А. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, министр труда и социального развития Российской Федерации. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Предлагаемый вашему вниманию закон и следующий за ним направлены на решение одной очень важной проблемы и сделаны были в точном соответствии с тем, о чем Правительство говорило здесь, с этой трибуны, в самом конце зимы. Вы помните, когда мы с вами начали пенсионную реформу, то была четкая договоренность о том, что в отдельном законе описывается инвестиционный процесс со стороны Пенсионного фонда России и в отдельном законе - то, что касается негосударственных пенсионных фондов. Такой закон был разработан, он, в том числе с помощью депутатов Думы, стал достаточно большим по величине, он увеличился с шести до семидесяти страниц текста. И дело даже не в объеме, дело в том, что в нем очень четко прописаны те основные требования, которые выдвигались. Какие требования? Абсолютно симметричные условия, абсолютно одинаковый подход к Пенсионному фонду России и негосударственным пенсионным фондам, одни правила игры, честное, равное соревнование. Одни требования к системе контроля. Очень жесткие требования к системе контроля, кстати. Если вы обратите внимание, то это одна из самых мощных систем контроля за деятельностью каких-то структур, которые мы когда-либо применяли. Это одни и те же ограничения на размещение средств, система гарантирования, система постоянного подтверждения стоимости активов. Всё сделано не для того, чтобы человек, поверивший негосударственному пенсионному фонду, верил, как Лёня Голубков или другие персонажи эмэмэмовские, а для того, чтобы он точно знал в любой момент времени, сколько средств в негосударственном пенсионном фонде; чтобы в этот негосударственный пенсионный фонд постоянно приходили проверяющие структуры, которые бы четко знали, что проверять; чтобы были критерии оценки; чтобы мы могли гарантировать, что ни один, подчеркиваю, ни один сомнительный игрок на поле накопительного пенсионирования не допущен. Что очень важно в связи с этим? Мы не стали создавать специальное законодательство, касающееся только НПФ, занимающихся накопительной пенсией, мы переделываем всё законодательство, касающееся деятельности всех НПФ, то есть наводим порядок на всем поле, где действуют 250 НПФ сейчас. Мы резко ужесточаем требования к ним. И уже сейчас раздаются голоса: зачем вы поступили так жестко, ведь так сложно будет нынешним НПФ удовлетворять этим требованиям. Должен вам доложить: 13 фондов в стране уже удовлетворяют требованиям этого закона, переходный период до 1 июля 2009 года сделан специально достаточно длинным, для того чтобы фонды смогли адаптироваться и соответствовать этим требованиям. Но в любом случае вся система настроена на то, чтобы не осталось слабых фондов, потому что слабые НПФ - это риск, это возрастающие риски потери средств, возрастающие риски обесценивания средств, возрастающие риски того, что не получит человек соответствующую отдачу. В данным случае эти риски сведены к абсолютному минимуму. Регулярный контроль, система приоритетов, система оценки, система спецдепозитариев, система аудита, правильный подход к управлению компаниями, права и обязанности актуариев и аудиторов, которые заложены в законе, позволяют обеспечить эту систему защиты, которая, на наш взгляд, самое важное в данном законе. Суммируя, подводя итоги, еще раз повторяю, что законопроект соответствует тому, что мы приняли относительно Пенсионного фонда Российской Федерации. Он выполняет ту задачу, которая возложена на него, и, на наш взгляд, на взгляд Правительства, он может быть принят сейчас в первом чтении, а дальше мы с вами будем дорабатывать его, изучать, как его улучшить, как обеспечить интересы тех людей, которые будут получать свои пенсии в негосударственных пенсионных фондах России. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович. Пожалуйста, Андрей Владимирович Селиванов. СЕЛИВАНОВ А. В. Уважаемые депутаты, Александр Петрович подробно рассказал о цели предлагаемого законопроекта. Принятие его на самом деле вписывается в целостную систему пенсионного обеспечения. Данный законопроект - "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" - является очередным шагом в формировании системы правового регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Он определяет правовые, экономические, социальные отношения, возникающие при осуществлении негосударственными пенсионными фондами функций страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, а также их роль и место в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Законопроект вносит изменения и дополнения в действующие нормы, которые регулируют работу фондов, в связи с особенностями по обязательному пенсионному страхованию. С учетом масштабности и значимости предлагаемых изменений сегодня можно говорить о том, что фактически предлагается новая редакция закона "О негосударственных пенсионных фондах". И здесь предусматривается регулирование отношений, возникающих при осуществлении функций страховщиков. В законопроекте исчерпывающе подробно определены процедуры взаимодействия негосударственных пенсионных фондов и Пенсионного фонда Российской Федерации в части средств пенсионных накоплений, что, конечно, очень важно. Вместе с тем, по мнению Комитета по труду и социальной политике, законопроект содержит ряд внутренних противоречий, и эти недостатки мы намерены учесть при доработке проекта закона ко второму чтению. В частности, требует уточнения понятие "пенсионное накопление" в увязке с решениями, принятыми Государственной Думой при рассмотрении проекта федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации". Необходимо более четко также прописать нормы, предусматривающие обособление средств, составляющих пенсионные накопления и пенсионные резервы, а также все операции по формированию, учету, размещению, инвестированию, в том числе распределению, доходов от их размещения и инвестирования. По законопроекту руководитель и главный бухгалтер должны соответствовать установленным требованиям только на момент подачи документов на лицензирование. По нашему мнению, требования, которые предъявляются к руководителям негосударственного пенсионного фонда, должны действовать в течение всего периода деятельности фонда. Требуют редакционного уточнения изложенные в законопроекте нормы, определяющие переход фондов на новый вид лицензируемой деятельности - по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а также нормы, определяющие юридическую силу ранее выданных лицензий на деятельность негосударственных пенсионных фондов. При изложении в законопроекте функций уполномоченного федерального органа отсутствует конкретность в описании обязательной отчетной документации фондов, которая представляется этому органу. В результате уполномоченному федеральному органу предоставляется неоправданно широкая возможность всевозможных усмотрений при определении перечня и содержания отчетных документов. Необходимо точно определить объем и периодичность представления отчетной документации, с тем чтобы обеспечить высокую эффективность осуществления контрольных функций уполномоченным федеральным органом. В законопроекте - а я уже сказал о том, что фактически это новая редакция действующего закона "О негосударственных пенсионных фондах", - на наш взгляд, не полностью используется возможность в части исключения из действующего закона неработающих норм. Законопроект необоснованно обременяет Пенсионный фонд Российской Федерации обязанностью проводить экспертизу всех договоров об обязательном пенсионном страховании. При этом не установлено, как тексты договоров попадают в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с законопроектом результаты экспертизы являются основанием для внесения или невнесения изменений в единый реестр застрахованных лиц. При принятии законопроекта во втором чтении следует привести его в соответствие с положениями законопроектов "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии..." и "О профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации", которые Государственная Дума приняла в первом чтении. Комитетом Совета Федерации по социальной политике концепция данного законопроекта поддерживается. Я хочу сказать, что Комитет по труду и социальной политике перед рассмотрением проекта провел большие парламентские слушания о негосударственных пенсионных фондах и их роли и месте в реформировании пенсионной системы, где также были выданы рекомендации в адрес Правительства, Государственной Думы. И вот Комитет по труду и социальной политике с учетом обсуждения данного законопроекта, с учетом того, о чем говорилось на парламентских слушаниях, рекомендует данный проект принять в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, оставайтесь на трибуне. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчикам? Одну руку вижу. Никитчук Иван Игнатьевич, пожалуйста. НИКИТЧУК И. И. Спасибо, Геннадий Николаевич. У меня вопросы к Александру Петровичу. Уважаемый Александр Петрович, растолкуйте все-таки доходчиво. Скажем, завтра какой-нибудь негосударственный пенсионный фонд исчезает со всеми деньгами и с бумагами и так далее. Кто все-таки будет нести ответственность и кто возместит, самое главное, те деньги, которые потеряют пенсионеры? Я думаю, что вы таких моментов в принципе не исключаете, тем более в наше время, с учетом того состояния, в котором находится Россия сегодня. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. ПОЧИНОК А. П. Иван Игнатьевич, во-первых, пока в системе НПФ России, несмотря на кризис 1998 года, ни одного подобного случая не было. Чтобы эти случаи предотвратить, если вы внимательно посмотрите законопроект, предусмотрена четкая система ответственности каждого участника процесса. По порядку. Управляющая компания: за что она отвечает и в каком объеме. Специализированный депозитарий: за что он отвечает и в каком объеме. Учредители негосударственного пенсионного фонда... Мы с вами специально запретили этим законом собраться нескольким людям и, не вложив ни копейки, создать этот фонд. Вы обратите внимание: они сейчас должны будут внести довольно-таки приличные деньги. Дальше. Регулярный аудит фонда позволяет обнаружить, соответствуют ли заявленные активы фонда тому, что они из себя представляют на самом деле. Это тоже очень важно, потому что раньше НПФ мог переоценивать их тогда, когда хотел. К чему я подвожу? По старой системе ни одного подобного случая не было, новая система по всем пунктам существенно жестче, и жестче даже, чем требования к банкам. Поэтому, на наш взгляд, мы достаточно серьезный механизм страховки заложили. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вы хотели добавить? Пожалуйста. СЕЛИВАНОВ А. В. Я хочу только добавить, что на самом деле суть законопроекта - это создание надежных механизмов для сохранности вложений граждан, но не только для этого, а и для того, чтобы они были защищены от инфляции. И те требования, которые предусмотрены, как то: увеличение уставного капитала, опыт работы не менее пяти лет - всё это как раз направлено на то, чтобы у нас не было каких-либо провалов. А НПФ не исчезали... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Пожалуйста, Алтухов Василий Петрович. Вопрос к Починку Александру Петровичу. Коллеги, после этого, если есть желающие, можно будет выступить. АЛТУХОВ В. П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемый Александр Петрович, вы правильно говорите, что защита очень серьезная предусматривается этим законом. Почему же тогда государство не хочет взять на себя гарантии и по защите этих пенсионных средств? Если уж такая защита, как вы рассказываете, гарантирована, почему государство не хочет брать на себя ответственность и этим самым как бы призвать нас к тому, чтобы мы верили Пенсионному фонду и всем тем надстройкам, которые будут осуществлять эту работу? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович. ПОЧИНОК А. П. Василий Петрович, вот это как раз очень важный вопрос. Посмотрите, как построена вся новая пенсионная система. Защита государства есть. Но как она построена? Закон дает право выбора вам, мне, любому другому. Что делать? Или вы вкладываете деньги в негосударственный пенсионный фонд - там выше доходность, такие-то и такие-то системы защиты, - принимаете такое решение. Не хотите вы рисковать? Хорошо, тогда вы выбираете один из пакетов, которые инвестиционные компании приготовили для Зурабова, например, в Пенсионном фонде России пакет 1, пакет 2 или пакет 3. А если вас, допустим, и это не устраивает, тоже боитесь немножко, тогда вы вообще не принимаете никакого решения, и ваши деньги со стопроцентной гарантией, так, как сейчас, размещаются в государственные ценные бумаги, по которым стопроцентную ответственность несет государство, не только за сохранность их, но и за определенный процент. То есть, если вы вообще не хотите рисковать, вы выбираете самый надежный путь, даже с гарантированным процентом, и идете по нему, - это ваше личное решение. Мы можем вам обеспечить стопроцентную защиту, что и предложено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование: принять законопроект в первом чтении. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 37 мин. 34 сек.) Проголосовало за 288 чел. 64,0% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел. Результат: принято Принимается.