Заседание № 155

05.04.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211608-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся экспортного контроля).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1407 по 1453 из 6574
Пункт 4. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской   
Федерации об административных правонарушениях". Доложит Александр Николаевич    
Харитонов. С места.                                                             
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! Вашему вниманию            
представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях", подготовленный к     
рассмотрению в третьем чтении. Закон направлен на совершенствование мер         
административной ответственности за нарушение законодательства об экспортном    
контроле в целях повышения их эффективности: установлены повышенные размеры     
административного штрафа, увеличен до одного года срок давности привлечения к   
административной ответственности за правонарушения в указанной области,         
предусмотрено проведение административного расследования по таким делам.        
Соответствующие изменения вносятся в абзац второй части 3 статьи 3.5, часть 1   
статьи 4.5 и часть 1 статьи 28.7 кодекса. Также предусмотрено усиление          
ответственности за неповиновение законному распоряжению или невыполнение в      
срок законного предписания должностного лица органа, осуществляющего            
экспортный контроль. Ответственность повышена и за непредставление              
предусмотренных законодательством ходатайств, заявлений, сведений, либо         
информации. Органам, осуществляющим экспортный контроль, то есть Министерству   
экономического развития и торговли Российской Федерации и его территориальным   
органам, предоставляются полномочия по рассмотрению в пределах их компетенции   
дел об административных правонарушениях. Установлена компетенция должностных    
лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области        
безопасности Российской Федерации (ФСБ России), по составлению протоколов об    
административных правонарушениях по части 1 статьи 14.20 кодекса, то есть за    
нарушение законодательства об экспортном контроле.                              
                                                                                
Усиление ответственности за административные правонарушения в рассматриваемой   
области должно объективно способствовать защите государства от угроз для        
национальной безопасности и в экономической сфере. Предлагаемые изменения       
направлены на дальнейшее совершенствование правовых механизмов,                 
обеспечивающих выполнение этой задачи.                                          
                                                                                
Во втором чтении законопроект был принят 10 марта 2006 года. По тексту          
законопроекта Правовым управлением проведены правовая и лингвистическая         
экспертизы, замечаний нет. Законопроект подготовлен к принятию в целом.         
Комитет просит проголосовать за его принятие.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Также на "час голосования".                                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1515 по 1532 из 6574
Ставится на голосование пункт 4, проект федерального закона "О внесении         
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".   
Прошу проголосовать за данный законопроект в третьем чтении.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 02 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            3 чел.0,7%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    410 чел.                                          
Не голосовало                  40 чел.8,9%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 150

10.03.2006
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211608-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся экспортного контроля; принят в первом чтении 9 ноября 2005 года с названием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся экспортного контроля").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2963 по 3054 из 7451
Уважаемые коллеги, фиксируем отсутствие докладчика (прошу внести это в          
протокол) и рассматриваем следующий пункт повестки дня - проект федерального    
закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации "Об                  
административных правонарушениях". Доклад заместителя председателя Комитета     
по конституционному законодательству и государственному строительству           
Александра Николаевича Харитонова. Он в зале, занимает центральную трибуну.     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! В законопроекте предлагается     
установление повышенных размеров административного штрафа за правонарушения в   
сфере экспортного контроля путем внесения изменения в абзац второй части 3      
статьи 3.5 кодекса, увеличение до одного года срока давности привлечения к      
административной ответственности за указанные правонарушения, а также           
проведение административного расследования по таким делам. Соответствующие      
изменения вносятся в часть 1 статьи 4.5 и часть 1 статьи 28.7 кодекса. Также    
предусматривается усиление ответственности за неисполнение законного            
распоряжения или неисполнение в срок законного предписания органу               
должностного лица, осуществляющего экспортный контроль, а также за              
непредоставление предусмотренных законодательством ходатайства, заявлений,      
сведений либо иной информации.                                                  
                                                                                
В законопроекте предлагается предоставить органам, осуществляющим экспортный    
контроль, то есть Федеральной службе по техническому и экспортному контролю и   
её территориальным органам (соответствующее изменение вносится в часть 1        
статьи 23.9), право в пределах этих полномочий рассматривать дела об            
административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 19.4,         
частью 2 статьи 19.5, частью 2 статьи 19.8 кодекса, а также установить          
компетенцию должностных лиц федерального органа исполнительной власти,          
уполномоченного в области безопасности Российской Федерации (ФСБ России), по    
составлению протоколов об административных правонарушениях за нарушение         
законодательства об экспортном контроле согласно части 1 статьи 14.20           
кодекса.                                                                        
                                                                                
Усиление ответственности за административные правонарушения в рассматриваемой   
области должно объективно способствовать защите государства от угроз            
национальной безопасности в экономической сфере. Предлагаемые изменения         
направлены на дальнейшее совершенствование правовых механизмов,                 
обеспечивающих выполнение этой задачи.                                          
                                                                                
К законопроекту поступило четыре поправки, все они приняты. Вашему вниманию     
представлена таблица поправок, одобренная комитетом.                            
                                                                                
Предлагаю проголосовать за таблицу поправок.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, одна таблица предлагается комитетом   
- это четыре поправки, рекомендуемые к принятию. Есть ли у депутатов            
замечания по этой таблице? Нет замечаний. Тогда ставится на голосование         
таблица поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, там четыре поправки, о    
которых сказал докладчик.                                                       
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица.                                                            
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Предлагаю проголосовать за принятие законопроекта во втором     
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет предлагает проголосовать законопроект во втором   
чтении. Ставится на голосование: принять проект федерального закона во втором   
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки, уважаемые коллеги?                                            
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты голосования.                                   
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              380 чел.84,4%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается во втором чтении.                                      
                                                                                

Заседание № 125

09.11.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211608-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части, касающейся экспортного контроля".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4487 по 4814 из 6289
Теперь переходим к рассмотрению пункта 17. Проект федерального закона "О        
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных            
правонарушениях в части, касающейся экспортного контроля". Доклад Владимира     
Увеналиевича Ялунина.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Увеналиевич.                                               
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вашему        
вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части,        
касающейся экспортного контроля", разработанный Минюстом России во исполнение   
поручения Правительства Российской Федерации и согласованный с                  
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Проект           
направлен на повышение эффективности административной ответственности за        
нарушение законодательства об экспортном контроле. В соответствии с             
Федеральным законом от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ "Об экспортном контроле"      
под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию     
порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров,     
информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые    
могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его    
доставки, иных видов вооружения и военной техники. К внешнеэкономической        
деятельности по вышеназванному федеральному закону относятся внешнеторговая,    
инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию в       
области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами,        
результатами интеллектуальной деятельности.                                     
                                                                                
Проектом, в частности, предлагается предусмотреть в Кодексе Российской          
Федерации об административных правонарушениях возможность установления          
повышенных административных штрафов за нарушение законодательства Российской    
Федерации об экспортном контроле. Изменения, вносимые проектом в статью 3.5     
КоАП, дают возможность увеличить размеры штрафных санкций за нарушение          
законодательства об экспортном контроле для должностных лиц до двухсот          
минимальных размеров оплаты труда, а для юридических лиц - до пяти тысяч        
минимальных размеров оплаты труда.                                              
                                                                                
Срок давности привлечения к административной ответственности за эти             
правонарушения проектом предлагается увеличить до одного года, предоставить     
соответствующим субъектам административной юрисдикции право проводить по        
делам об этих правонарушениях административное расследование, внеся изменения   
соответственно в абзац второй части 3 статьи 3.5, часть 1 статьи 4.5 и часть    
1 статьи 28.7 КоАП. Административные правонарушения данной категории не         
всегда очевидны, их обнаружение требует определенных временных затрат,          
направления запросов, проведения экспертиз. Поэтому для обеспечения             
эффективности деятельности уполномоченных органов проектом предлагается         
увеличить сроки давности и применить процедуру административного                
расследования.                                                                  
                                                                                
Проектом предусматривается усиление ответственности за невыполнение законного   
распоряжения или невыполнение в срок законного предписания органа или           
должностного лица, осуществляющего экспортный контроль, путем внесения          
соответствующих изменений в статьи 19.4 и 19.5 КоАП.                            
                                                                                
Предлагается также предоставить органам, осуществляющим экспортный контроль,    
полномочия по рассмотрению в пределах своей компетенции дел об                  
административных правонарушениях, предусмотренных в проекте части 4 статьи      
19.4, части 2 статьи 19.5 и статьи 19.8 КоАП, - это невыполнение законного      
распоряжения либо предписания органа (должностного лица), осуществляющего       
экспортный контроль, непредоставление в этот орган предусмотренной              
законодательством Российской Федерации об экспортном контроле информации.       
                                                                                
Учитывая, что Федеральная служба безопасности Российской Федерации в            
соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года   
№ 960 организует выявление и пресечение деятельности организаций иностранных    
государств и отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности       
России, а также организует борьбу с незаконным оборотом оружия, боеприпасов,    
взрывчатых и отравляющих веществ, обеспечивает контроль за защитой сведений,    
составляющих государственную тайну, проектом предлагается наделить              
должностных лиц ФСБ России полномочиями по составлению протоколов об            
административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 14.20 КоАП,   
устанавливающей административную ответственность за нарушение                   
законодательства об экспортном контроле, внеся соответствующие изменения в      
пункт 56 части 2 статьи 28.3 КоАПа.                                             
                                                                                
Проект федерального закона отвечает требованиям Конституции Российской          
Федерации, международным договорам Российской Федерации и законодательству      
Российской Федерации. Принятие проекта не потребует дополнительных бюджетных    
средств. В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в        
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части,        
касающейся экспортного контроля" не требуется признания утратившими силу,       
приостановления действия, изменения или принятия актов федерального             
законодательства.                                                               
                                                                                
Замечания, высказанные по проекту Правовым управлением Аппарата                 
Государственной Думы, не изменяют концептуальной направленности законопроекта   
и могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению.                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать представленный законопроект.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Содоклад сделает Александр Петрович Москалец.                                   
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты!             
Рассмотрев на своем заседании данный законопроект, комитет полагает, что его    
концепция вполне может быть поддержана, ибо усиление ответственности за         
административные правонарушения в рассматриваемой области будет только          
способствовать защите интересов государства в экономической сфере, а            
предлагаемые нововведения направлены на дальнейшее совершенствование правовых   
механизмов, обеспечивающих действенность экспортного контроля.                  
                                                                                
Предлагаемые установление повышенных размеров административного штрафа за       
нарушение указанного законодательства, увеличение до одного года срока          
давности привлечения к административной ответственности и проведение            
административного расследования по делам об административных правонарушениях    
в данной области представляются вполне соответствующими степени важности        
данных правоотношений и общественной опасности в случае незаконности            
каких-либо действий.                                                            
                                                                                
Также тут следует отметить, что всего изменения и дополнения касаются девяти    
статей Кодекса об административных правонарушениях. Так, в развитие             
вышесказанного уточню, что изменения, вносимые в статью 3.5, допускают          
установление административного штрафа за нарушение законодательства об          
экспортном контроле с превышением общепринятых размеров в четыре-пять раз;      
дополнение в статью 19.4 кодекса устанавливает административную                 
ответственность за воспрепятствование деятельности должностных лиц и органов    
экспортного контроля.                                                           
                                                                                
Также, учитывая объем и перечень задач, возложенных на Федеральную службу       
безопасности Российской Федерации, являющуюся федеральным органом               
исполнительной власти, уполномоченным в области безопасности, представляется    
оправданным наделение соответствующих должностных лиц этого органа              
полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях,     
предусмотренных статьей 14.20 кодекса, устанавливающей при этом                 
ответственность за осуществление внешнеэкономических операций с товарами,       
информацией, работами и услугами либо результатами интеллектуальной             
деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового     
поражения, средств его доставки или иных видов вооружения и военной техники.    
                                                                                
В связи с изложенным и учитывая общую позитивную направленность данного         
законопроекта, Комитет по конституционному законодательству и                   
государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять его в   
первом чтении. Спасибо.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Два вопроса есть. Савельев еще? Да. Три вопроса.   
                                                                                
Кузнецов Виктор Егорович, ваш вопрос.                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Это вопрос простой. Вот часть 4 читаю: "Неповиновение            
законному распоряжению или требованию... а равно воспрепятствование...".        
Законность распоряжения или законность требования и, вообще говоря,             
воспрепятствование - где-то прописано, что это такое? И как определить,         
законно или незаконно, является воспрепятствованием или не является? Или это,   
как говорится, на суд того, кто эти меры применяет?                             
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П. Но, во-первых, мы с вами знаем, что, скажем, работа органов      
дознания или следствия урегулирована Уголовно-процессуальным кодексом,          
порядок производства дел об административных правонарушениях заложен в Кодекс   
об административных правонарушениях.                                            
                                                                                
Второе. Полномочия тех или иных должностных лиц также установлены               
нормативными актами, которые зарегистрированы в Минюсте и опубликованы для      
всех нас, скажем, положениями о том или ином министерстве, ведомстве и так      
далее. Здесь именно вот эта ситуация.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Юрий Петрович, ваш вопрос.                                             
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина" (народно-патриотический союз)".                
                                                                                
У меня к основному докладчику вопрос. Вообще, вот этот законопроект,            
касающийся экспортного контроля, содержит массу расплывчатых формулировок и     
неясностей, которые позволяют департаменту экспортного контроля при             
Минэкономразвития творить, по сути дела, произвол. Недавние аресты людей,       
которые произведены по инициативе этого департамента экспортного контроля по    
совершенно немотивированным основаниям, при отсутствии доказательной базы,      
при отсутствии четких формулировок... Например, по этому закону совершенно      
нельзя преподавать общеобразовательные дисциплины, которые упоминаются в        
открытых учебных планах, программах, методиках обучения, отсутствует            
расшифровка понятия специальной технологии. И вы предлагаете сейчас дать        
возможность следователю ФСБ самому лично принимать решения, даете ему           
возможность единолично принимать решения без достаточных экспертиз. И такой     
законопроект, конечно, у меня... (Микрофон отключен.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. Юрий Петрович, спасибо за вопрос. Я хотел бы кратко, если          
удастся, ответить следующим образом. Во-первых, вносятся соответствующие        
дополнения в нормы КоАПа, например в статью 19.4 "Неповиновение законному       
распоряжению должностного лица..." (здесь указаны субъекты, которые             
занимаются этой деятельностью, это, кстати, по первому вопросу дополнение), в   
статью 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания..." и так далее. То      
есть речь идет об административных правонарушениях определенной                 
направленности, и сегодня есть соответствующие федеральные органы, которые      
этим занимаются. Мы только дополняем перечни этих органов и законов, которые    
могут нарушаться, в частности закон "О континентальном шельфе...", касаемо      
вопросов экспортного контроля. То есть никакого волюнтаризма мы тут не видим,   
причем этот закон писался не кулуарно, мы со многими советовались, со всеми     
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с депутатами     
консультировались.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопрос Глазьева Сергея Юрьевича.                                                
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. У меня вопрос к Владимиру Увеналиевичу. У меня тоже вызывает      
большое беспокойство то, как следователи ФСБ будут принимать решения в          
отношении возбуждения дел об административной ответственности по темам,         
которые требуют очень глубоких специальных знаний. Сколько в аппарате ФСБ       
есть людей, обладающих необходимыми знаниями, образованием в сфере высоких      
технологий, опытом работы в промышленности? Мы должны быть уверены, что они     
могут в обычном случае принять правильное решение в отношении того, есть        
нарушение норм экспортного контроля или нет нарушения норм. Действительно,      
базовый закон очень расплывчатый, многие понятия можно трактовать по-разному,   
и есть серьезное опасение... (Микрофон отключен.)                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ЯЛУНИН В. У. В части принятия решений следователями ФСБ. Здесь речь идет не о   
каких-то процессуальных документах с точки зрения уже принятия решения. Они     
составляют протоколы об административной ответственности, а решение принимает   
соответствующая территориальная организация по экспортному контролю. То есть    
не следователь Федеральной службы безопасности определяет: быть или не быть.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Глазьев и Савельев. По три     
минуты. Глазьев Сергей Юрьевич, потом Юрий Петрович Савельев.                   
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемые коллеги, безусловно, повышение ответственности - дело   
хорошее, и мы всегда приветствовали законодательные инициативы, направленные    
на усиление ответственности органов власти и госслужащих за выполнение своих    
функций. Но в данном случае наша фракция воздержится при голосовании, потому    
что, к сожалению, законодательство об экспортном контроле у нас применяется     
очень часто неадекватно, а реальные последствия правоприменения в этой сфере    
сегодня создают очень нехорошую обстановку в высокотехнологичных отраслях       
нашей промышленности. Люди начинают бояться производить новую технику,          
бояться делиться знаниями, бояться заниматься экспортном.                       
                                                                                
Для тех, кто не совсем знаком с предметом, могу сказать, что вопрос отнесения   
той или иной технологии, той или иной продукции к ведению экспортного           
контроля требует очень тщательного, серьезного анализа. У нас сегодня список    
продукции, в отношении которой необходимо соблюдать нормы экспортного           
контроля, неоправданно широк. Туда входят не только военные технологии или      
производства военной продукции, туда входит очень много технологий и            
производств сугубо гражданских, которые имеют двойное применение.               
                                                                                
Бюрократическое нагромождение всевозможных контролирующих структур, включая     
такой силовой аппарат, как ФСБ, которые висят над директорами наших             
наукоемких производств, просто отбивает у людей всякую охоту заниматься новой   
техникой, заниматься ее разработкой, потому что получить лицензию на экспорт    
обычного вертолета, который применяется сугубо в гражданских целях,             
практически невозможно.                                                         
                                                                                
Нам, прежде чем усиливать нормы ответственности, нужно разобраться с            
содержанием экспортного контроля, сделать это понятие четким, не допускающим    
двойного, тройного толкования, ограничить экспортный контроль только теми       
технологиями и видами продукции, которые имеют прямое военное назначение и      
могут прямо использоваться в военном производстве. Я знаю много примеров,       
когда наша промышленность теряла рынки сбыта, потому что неумело ретивые        
чиновники, чтобы выслужиться, вместо того чтобы ловить террористов, начинают    
расправляться с директорами. После этого исчезают всякие мотивы заниматься      
продвижением новых технологий, разработкой новых видов продукции. Мы потеряли   
огромные рынки в сфере ракетных технологий, в сфере авиационной                 
промышленности, в сфере информационных технологий только потому, что наше       
законодательство об экспортном контроле чрезмерно аморфно, расплывчато,         
громоздко и не позволяет правильно и четко принимать решения.                   
                                                                                
Поэтому мы считаем, что в данном случае эта законодательная инициатива          
преждевременна. Необходимо сначала уточнить списки этих видов продукции,        
уточнить правоприменительную практику... (Микрофон отключен.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Юрий Петрович Савельев.                                                         
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Ю. П. Я полностью согласен с коллегой Сергеем Юрьевичем Глазьевым и    
считаю, что как существующий закон "Об экспортном контроле" № 183-ФЗ от 1999    
года, так и поправки и дополнения к нему, которые вносятся сегодня по           
инициативе господ из Департамента экспортного контроля Минэкономразвития,       
наносят огромный вред развитию высоких технологий в России. У меня              
складывается впечатление, что те изменения, которые сегодня с их подачи         
вносятся в законы, диктуются отнюдь не интересами России, а интересами          
Центрального разведывательного управления, которое использует все способы,      
чтобы не дать России взаимодействовать в области высоких технологий с другими   
странами.                                                                       
                                                                                
Могу пояснить на собственном примере. В свое время мне объясняли, почему        
нельзя обучать зарубежных студентов гидравлике (гидравлике обычной!), -         
потому что эти знания могут быть использованы при проектировании                
трубопроводов к жидкостным реактивным двигателям ракет. И мой вопрос о том,     
что тогда и законы Ньютона и Ома нельзя преподавать - ведь без них тоже не      
построишь ни одну ракету и не сконструируешь ни одну из систем управления, -    
остался без ответа.                                                             
                                                                                
Совершенно бездоказательно, без проведения достаточных экспертиз недавно, две   
недели назад, арестована группа людей из Машэкспорта по совершенно надуманным   
обстоятельствам, и инициатором ареста являлась как раз группа экспортного       
контроля и конкретно господин Якимчук. Сегодня они пытаются заставить нас       
принять законопроект о мерах усиления ответственности. Сами не могут            
проводить экспертизу, передают ее проведение в органы, которые вообще не        
имеют права проводить никаких экспертиз, и тем самым подводят, подставляют, я   
бы сказал, следственные органы ФСБ, которые на основании их представлений       
производят аресты людей.                                                        
                                                                                
Я считаю, что это недопустимо. В этом законопроекте отсутствует ряд             
юридических понятий - что такое "специальные технологии", "технологии           
обучения", - не отделены обычные, общеобразовательные технологии обучения от    
специальных технологий, связанных с проектированием действительно оружия        
массового уничтожения. Я отнюдь не выступаю сторонником распространения         
оружия массового уничтожения, я патриот своей страны. Я против того, чтобы      
Китаю, Ирану или каким-либо иным странам передавались технологии, но            
закрывать на рынок путь нашим технологиям, которые поддерживают сегодня         
находящиеся в тяжелом положении оборонные предприятия, на мой взгляд, просто    
недостойно.                                                                     
                                                                                
Мы выступаем против этого законопроекта.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет желания.            
Требуется ли заключительное слово? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы      
принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                      
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 49 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0%                                     
Проголосовало против           20 чел.4,4%                                      
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    356 чел.                                          
Не голосовало                  94 чел.20,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5962 по 5966 из 6289
КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемая Любовь Константиновна, осечка маленькая произошла   
по пункту 17: я воздержался, а нажал нечаянно "за". Внесите...                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, в стенограмме это учитывается.