Заседание № 227

19.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211448-3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части уточнения положения о договорах обязательного страхования с учетом ограниченного пользования транспортным средством).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3333 по 3345 из 6953
КОВАЛЬ А. П., фракция "Единство".                                               
                                                                                
Спасибо, Владимир Александрович.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я прошу снять сегодня с рассмотрения вопрос 16 повестки      
дня в связи с отсутствием представителя Саратовской областной Думы. А в связи   
с тем, что уже третий раз этого представителя нет, я прошу заслушать в          
следующий раз этот вопрос без представителя. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемый Александр Павлович, только что вот мне          
принесли факс. Они просят рассмотреть без представителя Саратовской областной   
Думы.                                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5279 по 5421 из 6953
Переходим к пункту 16 повестки дня. Саратовская областная Дума прислала         
официальное заявление, в котором просит рассматривать без них, поэтому у нас    
Коваль будет выступать с докладом. Изменения в Федеральный закон "Об            
обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных    
средств".                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Уважаемая Ирина Муцуовна, уважаемые депутаты! Комитет по           
кредитным организациям и финансовым рынкам рассмотрел проект федерального       
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании   
гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Предложенные      
Саратовской областной Думой изменения касаются только статьи 16 этого закона,   
которая описывает процедуру обязательного страхования при ограниченном          
использовании транспортных средств. Этой статьей гражданам дается право         
заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного             
использования транспортных средств. При реализации этого права страхователь     
указывает определенное им самим число водителей, а страховщик при определении   
тарифа учитывает их водительский стаж, возраст и другие персональные данные.    
Реализация этого права дает возможность снизить стоимость страхования для       
отдельных категорий граждан, то есть для водителей, использующих автомобиль в   
течение определенного периода времени, и для водителей с большим стажем.        
Собственно, эта конструкция закладывалась в закон в целях снижения стоимости    
страховки для пенсионеров, для тех водителей, которые используют автомобиль в   
период с весны по осень для поездок на дачу.                                    
                                                                                
Вместе с тем это право не накладывает на страхователя обязанность по            
ограничению круга лиц, допущенных к управлению автомобилем. То есть гражданин   
может заключить договор обязательного страхования, который не будет содержать   
соответствующие оговорки, и к управлению автомобилем может допускаться любой    
водитель, имеющий, естественно, водительские права.                             
                                                                                
Таким образом, при определенном указанном и поименованном числе водителей       
тариф можно назвать социально ориентированным, то есть он снижен. При           
использовании транспортного средства неограниченным кругом лиц, то есть при     
неопределенности круга лиц, допускаемых к управлению, естественно, тариф        
должен быть выше, так как риск непредсказуем и вероятность совершения ДТП в     
связи с этим резко возрастает.                                                  
                                                                                
Предложение Саратовской областной Думы исключить из текста данной статьи        
положение о необходимости указывать в страховом полисе водителей, допущенных    
к управлению, в том числе и на основании доверенности, - это также              
предоставление права, и оно не несет никакой функциональной нагрузки.           
                                                                                
В пояснительной записке к проекту закона дается аргументация только по пункту   
3 этой статьи, где речь идет о необходимости страхователям незамедлительно в    
письменной форме сообщить страховщику о передаче права управления водителю,     
не указанному в страховом полисе. Эту норму Саратовская областная Дума          
предлагает исключить. Аргументация следующая. Вы едете, уже находитесь за       
городом, резкое ухудшение здоровья, вы не в состоянии управлять автомобилем,    
телефона нет, "скорую помощь" вызвать невозможно, но рядом водитель, то есть    
лицо с правами, которое может вести автомобиль. Далее инспектор ГИБДД           
останавливает автомобиль, проверяет установленную законом обязанность по        
страхованию транспортного средства, смотрит страховой полис. То лицо, которое   
управляет автомобилем, туда не внесено. И, по мнению Саратовской областной      
Думы, за этим последует административное взыскание в виде штрафа. На самом      
деле, наверное, было бы логичным, если бы тот водитель, который доставляет      
больного, в первую очередь стремился бы доехать до поста ГИБДД, с тем чтобы     
там оказали помощь, с тем чтобы там могли связаться по рации с врачом и         
воспользоваться иными возможностями, которые имеются на посту. Наверное, не     
будет инспектор требовать штраф с умирающего. Может быть, в другом случае:      
если тот водитель, который должен управлять транспортным средством, находится   
в ином состоянии, там алкогольного опьянения, здесь и нужно было бы             
накладывать штраф, но, к сожалению, это невозможно. В то же время правилами     
страхования, которые законом предлагается возложить на Правительство,           
предусматривается, что в случае если в автомобиле, управляемом лицом, имеющим   
водительские права, находится его владелец, то риск гражданской                 
ответственности лежит именно на нем, на том владельце, который находится в      
автомобиле. Здесь можно провести аналогию со статьей 1 закона, где сказано о    
том, что при обучении управлению транспортным средством водителем считается     
обучающее лицо. То есть оснований для наложения штрафа в данном случае, если    
вас больного доставляет другой водитель, имеющий права, не имеется.             
                                                                                
Исходя из сказанного, то есть что оснований для наложения штрафа не имеется,    
следует, что предложенные Саратовской областной Думой изменения в закон, по     
сути, не улучшают положения страхователя, а ухудшают. Проект неприемлем и с     
формальной точки зрения, поскольку затрагивает не только положения статьи 16,   
о которой идет речь, но и положения ряда других статей: статьи 9 - это          
тарифы, статьи 14, других. В этой связи Комитет по кредитным организациям и     
финансовым рынкам рекомендует отклонить проект названного федерального закона   
в первом чтении. Прошу вас это решение поддержать.                              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть?                                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Рыбаков.                                                            
                                                                                
Включите микрофон депутату Рыбакову.                                            
                                                                                
РЫБАКОВ Ю. А. Александр Павлович, вы знаете, у меня складывается впечатление,   
что вы заботитесь, пожалуй, только об интересах страховщика, а вовсе не об      
интересах водителя автомобиля. Вы считаете, что гаишник не будет штрафовать,    
так сказать, больного владельца автомобиля, которому нужна "скорая помощь", а   
я уверен, что он будет штрафовать не только больного владельца автомобиля, но   
и покойника оштрафует, если только появится хоть малейшая к этому               
возможность.                                                                    
                                                                                
Вы знаете, проблемы со страхованием нужно решать, а не отклонять, как вы это    
делаете со своим комитетом. Да, действительно у водителя могут возникнуть       
проблемы, когда ему необходимо передать руль кому-то другому. Да,               
действительно инвалид, который имеет свой автомобиль, может передать его на     
зимнее время и таким образом заработать даже копейку какую-то к своему          
нищенскому уровню существования с тем, чтобы потом воспользоваться им летом.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КОВАЛЬ А. П. Ну, я не буду говорить об индивидуальных особенностях каждого      
инспектора ГИБДД, кого они будут штрафовать и как. Но я упомяну об одном        
факторе. В правилах страхования, утверждаемых Правительством - и сегодня эти    
правила находятся в Правительстве, - предусматривается, что если в машине       
находится владелец, а за рулем находится водитель, имеющий права, то меры       
административного взыскания в этом случае к нему применяться не будут.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так. Еще есть вопросы? Вопросов нет.                      
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Кто желал бы выступить? Желающих нет.                                           
                                                                                
Представитель Правительства? Представитель Президента? Заключительное слово?    
Хотите? Нет.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование пункт 16 - проект федерального закона "О внесении       
изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской          
ответственности владельцев транспортных средств".                               
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 58 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за                7 чел.              1,6%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                     15 чел.                                          
Не голосовало                 435 чел.             96,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.