Заседание № 131
О проекте федерального закона № 211330-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в части, касающейся профессиональной деятельности страховых актуариев; принят в первом чтении 23 сентября 2009 года).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
33-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Борис Сергеевич Кашин, пожалуйста. КАШИН Б. С. Данный законопроект предлагается отклонить. Здесь есть аналогия с предыдущим вопросом, хотя он, конечно, не такой пафосный. Объединяет эти два законопроекта то, что было бы гораздо лучше, если бы мы их и не принимали, и я надеюсь, что следующая стадия зрелости Государственной Думы будет состоять в том, что мы найдём в себе силы законопроект правительства в случае его некачественной подготовки отклонять в первом чтении. Данный законопроект был предложен депутатами и принят в первом чтении в сентябре 2009 года. Предлагалось внести поправки в Закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и урегулировать профессиональную деятельность страховых актуариев, то есть предлагалось отдельно рассмотреть вопрос деятельности страховых актуариев. Надо сказать, что Комитет по финансовому рынку пошёл по другому пути, Государственная Дума нас поддержала, и сейчас президент уже подписал закон "Об актуарной деятельности в Российской Федерации", в котором актуарная деятельность понимается единым образом для всех секторов финансового рынка и не делятся актуарии на страховых, пенсионных и так далее. Это тенденция общемировая, и надо отметить, что внесение поправок в закон "О Центральном банке...", придание ему функции мегарегулятора подтвердило, что комитет был на правильном пути. В связи с этим законопроект № 211330-5, по мнению Комитета по финансовому рынку, потерял актуальность, и мы предлагаем отклонить его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, будете выступать? Нет. Александр Юрьевич? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
33-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Кто за то, чтобы законопроект отклонить? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 57 мин. 07 сек.) Проголосовало за 333 чел.74,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0 % Результат: принято Законопроект отклонён.
Заседание № 112
О проекте федерального закона № 211330-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в части, касающейся профессиональной деятельности страховых актуариев; внесён депутатами Государственной Думы В. М. Резником и О. В. Онищенко).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Дальше у нас идут два альтернативных законопроекта. Законопроект "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Ольги Владимировны Онищенко. По второму вопросу она у нас содокладчик. Пожалуйста. ОНИЩЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Актуальность представленного на ваше рассмотрение законопроекта обусловлена необходимостью повышения ответственности страховых актуариев, а также более широкого внедрения в страховую практику актуарных методов расчётов для оценки страхового риска и установления адекватных страховых тарифов. Данным законопроектом предлагается создать в России институт независимых актуариев, которые являются субъектами страхового дела и внесены в единый государственный реестр. Также законопроектом уточняются требования к страховым актуариям и предусматривается создание саморегулируемых организаций страховых актуариев. В функции независимого актуария помимо актуарной оценки страховых обязательств вменяется подготовка и подписание актуарного заключения, которое направляется в орган страхового надзора в составе ежегодной бухгалтерской отчётности страховой организации. На практике это будет означать, что независимый страховой актуарий, осуществляющий свою деятельность на основании гражданско-правового договора со страховой организацией, несёт личную ответственность за достоверность сведений, содержащихся в актуарном заключении и отражающих степень финансовой устойчивости страховщика. Фактически за независимым актуарием, таким образом, закрепляется функция первичного контроля за финансовой устойчивостью страховщика, позволяющая ему обеспечить исполнение принятых обязательств по договорам страхования. В связи с этим для независимых актуариев устанавливаются дополнительные квалификационные требования к наличию стажа работы в страховании - не менее двух лет, - а кроме того, независимый страховой актуарий не может быть учредителем страховщика, его руководителем или главным бухгалтером, а также состоять с ним в близком родстве. При этом в законопроекте предусмотрен механизм контроля со стороны органа страхового надзора за деятельностью независимого страхового актуария, в том числе применение санкций в случае нарушения им страхового законодательства. Учитывая международный опыт, считаем, что порядок проведения оценки знаний страховых актуариев не должен регламентироваться государственным органом. В связи с этим в законопроекте предусматривается создание саморегулируемой организации страховых актуариев на основе обязательного членства. Указанной организации предлагается передать функции оценки профессиональных знаний и аттестацию страховых актуариев. Кроме того, считаем возможным передать в сферу ведения саморегулируемой организации страховых актуариев установление правил и стандартов актуарной деятельности. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку считает, что в целом рассматриваемый законопроект соответствует международной практике осуществления страховыми актуариями своей профессиональной деятельности, позволяет наиболее полно учесть специфику их деятельности и имеющуюся международную практику оценки уровня их профессиональной квалификации. Замечания, которые имеются по законопроекту, могут быть устранены в процессе подготовки законопроекта ко второму чтению. В связи с изложенным комитет рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По второму законопроекту у нас докладчик депутат Госдумы Анатолий Алексеевич Губкин. Вы пока присаживайтесь, Ольга Владимировна, можете на первый ряд сесть. С места, Анатолий Алексеевич. ГУБКИН А. А. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Цели и задачи законопроекта, который я в составе группы депутатов вносил в Государственную Думу (это было в мае, и потом вторая редакция - в декабре 2006 года), те же самые, о которых сейчас Ольга Владимировна рассказала. Безусловно, за это время - за два с половиной года - появились определённые новации в подходах, уже начал работать закон "О саморегулируемых организациях", а мы тогда только предлагали создать такие профессиональные объединения, не саморегулируемые организации, просто законодательной базы ещё такой не было. И несмотря на то, что я, как автор, должен призывать коллег голосовать за свой законопроект, должен сказать честно, что за это время по ряду причин - и отзыв ГПУ президента у нас был отрицательный, и ряд других недоработок - мы сами в 2007 году перестали активно заниматься этим законопроектом. Во внесённом вновь законопроекте, который мы рассматривали сейчас только, учтены практически все положения нашего законопроекта, которые получили дальнейшее развитие уже с учётом сегодняшнего времени и с учётом международной и национальной страховой практики. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, в этой ситуации, наверное, нет нужды в содокладе комитета. Понятно, что комитет поддерживает первый закон, а по второму авторы сами в силу причин, которые... Они не отзывают, мы будем голосовать, потому что закон в повестке, но Анатолий Алексеевич очень ясно обозначил, что за это время закон, ну, прямо скажем так, устарел и более правильным является, с его точки зрения, поддержка первого законопроекта. Тем не менее есть вопросы... Нет, по ведению. Коломейцев, пожалуйста. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Олег Викторович, во-первых, с точки зрения этики можно ли, если человек является автором, ему же и докладывать от комитета? Там есть председатель, первый заместитель, четыре заместителя как минимум, и депутату, который является автором альтернативного законопроекта, предлагается докладывать и от комитета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И какие проблемы? КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну это с точки зрения этики неправильно. И второе. Нельзя ли обратиться?.. Вот у нас, смотрите, в пятницу забрали здесь пятнадцать минут времени, потом, с пафосом выступая, в конце сняли. Сейчас опять. Ну давайте обратимся к депутатам из вашей фракции, у которых закончился пафос и они понимают, что закон непроходной: давайте отзовём просто. Есть процедура отзыва: написали заявление, отозвали - и время не надо тратить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это всегда прерогатива депутата, навязать такую позицию депутату никто не вправе. Он высшая инстанция, он субъект права законодательной инициативы. Депутат Губкин, как и другие депутаты, подготовил законодательную инициативу, она ему дорога, но он сегодня высказался в поддержку более свежей законодательной инициативы. Это тоже его право. Анатолий Алексеевич, по ведению, пожалуйста. Не могу не дать вам слова. Вы можете ответить депутату Коломейцеву. ГУБКИН А. А. Я должен согласиться с депутатом Коломейцевым: вроде нелогично, если я выступаю за свой законопроект... Почему в этом случае я его не отозвал? Я бы его отозвал, и Юрий Германович Медведев, и Панов, но у нас ещё там Коваль есть, который не является депутатом, и технически это сделать сегодня невозможно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё понятно. Депутат Федоткин тем не менее настаивает на вопросе, который хочет задать, видимо, вам. Пожалуйста. ФЕДОТКИН В. Н. Да не "тем не менее", а для того мы и сидим, чтобы уточнять, прежде чем голосовать, не машины же мы. У меня вопрос. Законопроект вводит понятие "независимый страховой актуарий". Дайте, пожалуйста, под протокольную запись определение: что такое "независимый"? Я помню хорошо независимые профсоюзы и вижу результаты. И второй вопрос: кто будет контролировать на практике эту независимость? Ну я хотел бы точно, чтобы потом на это определение можно было ссылаться. От кого он независимый? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Владимировна, пожалуйста. Я так понимаю, вопросы к вам. Можете отвечать. ОНИЩЕНКО О. В. Я цитирую норму вносимого закона: "Независимый страховой актуарий - страховой актуарий, внесённый в единый государственный реестр субъектов страхового дела, осуществляющий на основе гражданско-правового договора со страховой организацией актуарную оценку страховых обязательств (страховых резервов) страховой организации в соответствии с положениями настоящего закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов...". Я подчеркну, что введение понятия независимого страхового актуария связано, во-первых, с наделением его более высоким статусом, потому что он является субъектом страхового дела, он вносится и исключается из государственного реестра органом страхового надзора, он обладает признаками независимости от указаний и решений определённой страховой организации. И во-вторых, это связано с ответственностью по составлению актуарного заключения и подтверждению достаточности сформированных страховщиком страховых резервов для исполнения обязательств по договорам страхования. Кроме того, являясь субъектом страхового дела, независимый страховой актуарий подвергается контролю со стороны органа страхового надзора. Подчеркну - был вопрос, кем будет осуществляться надзор, - будет осуществляться контроль также органом страхового надзора, вплоть до применения санкций за недобросовестность выполнения функций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Более чем исчерпывающий ответ. Нет, ещё есть вопросы. Депутат Беляков, депутат Гудков, депутат Рохмистров. Пожалуйста, Беляков. БЕЛЯКОВ А. В. Спасибо большое. Я хотел вот о чём спросить. Вы сказали о том, что, на ваш взгляд, единственным критерием того, что этот человек годен к такого рода важной деятельности, должно являться его принятие в саморегулируемую организацию, что нет жёстких требований к тому, какие у него должны быть образование, квалификация, опыт работы в конкретном бизнесе, при этом вы сослались на международный опыт. Всё-таки это очень специфический бизнес... Я вспоминаю, некоторое время назад говорили, что специалисты в области земельного кадастра и межеватели в Германии, например, - это потомственные профессионалы, там дедушка работал, отец работал, и не надо ему никакого обучения особо проходить где-то, чтобы получить квалификацию, потому что он много лет этим занимается, это бизнес такой семейный. Мы создаём с нуля эту функцию, поэтому всё-таки, может быть, стоит поговорить о каких-то критериях - ну, скажем, опыт работы в страховом бизнесе не менее десяти лет? Это же очень специфический... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ольга Владимировна. ОНИЩЕНКО О. В. Прежде всего хотелось бы сказать, что требование к образованию независимых страховых актуариев остаётся - это высшее математическое образование или образование в сфере финансов. Также к нему добавляется ещё одно требование - это требование к стажу работы: должен быть опыт работы в области страхования не менее двух лет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гудков. ГУДКОВ Г. В. Спасибо большое. У меня вопрос к Ольге Владимировне. Ольга Владимировна, я хочу продолжить тему депутата Федоткина. Он спрашивал, что такое независимый актуарий. Для простых депутатов, не продвинутых, может быть, вы объясните. На интуитивном уровне кажется, что это своеобразный страховой аудитор. Правы ли мы в своих предположениях или всё-таки мы ошибаемся? И в чём сейчас проблема, мы так и не поняли. Что, у нас нет нормальной оценки деятельности страховых компаний? У нас есть Росстрахнадзор. Как усилит, скажем так, надёжность страховых компаний введение такой фигуры, как независимый актуарий? ОНИЩЕНКО О. В. Честно говоря, первую часть вопроса я не совсем поняла. Что касается второй части вопроса. Вы спрашивали... Простите, напомните, пожалуйста. Актуарий? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ОНИЩЕНКО О. В. Может быть, вопрос в том, в чём разница между зависимым и независимым?.. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, Гудков сомневается, что нормы этого закона помогут решению тех задач, о которых вы говорили. Видите, у него сомнение на лице, вот поэтому он и задаёт этот вопрос. ОНИЩЕНКО О. В. На сегодняшний день действительно нет аттестованных страховых актуариев. Нет службы, которая занималась бы их аттестацией, и аттестация в настоящее время не проводится. Актуарий в принципе - это такой специалист, который занимается разработкой методологии, исчислением страховых тарифов, расчётами, связанными с начислением страхового резерва в том числе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. У меня вопрос. Вот у нас очень любят красивые, модные слова, но я больше чем уверен, что половина зала не понимает, что такое актуарий и почему он должен рассматриваться именно в рамках этого закона. Когда вы зачитывали определение независимого страхового актуария, как-то слух резануло. Получается, независимый страховой актуарий - это актуарий, который независимый. Вот у меня просьба к вам, чтобы понятно было, о чём вообще разговор и при чём здесь закон "Об организации страхового дела...", скажите: страховой актуарий - это оценщик, который... - и продолжайте. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, вы можете не продолжать, Ольга Владимировна, потому что вопрос мне, например, непонятен. Если понятен вам, попробуйте ответить. (Оживление в зале, смех.) ОНИЩЕНКО О. В. Мне понятен вопрос, уже спрашивали, чем отличается зависимый от независимого, если простыми словами сказать. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ОНИЩЕНКО О. В. Актуарий от неактуария? Ну, извините, тут уже подмена понятий идёт. Актуарий - тот же оценщик, только по расчёту страховых тарифов, если говорить о страховых актуариях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Владимировна, присаживайтесь. Понятно всё, это тот же оценщик. Видите, даже Рохмистров удовлетворён ответом. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, не удовлетворён, он сейчас будет выступать. Рохмистров Максим Станиславович. Кто ещё настаивает на выступлении? Кашин Борис Сергеевич. Два выступления, да? Подводим черту. Пожалуйста, Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Я не случайно задал вопрос, я обычно случайно вопросы не задаю. Подобный законопроект, только с поправками в закон "Об оценочной деятельности...", мы рассматривали в своём комитете и, если мне не изменяет память, рекомендовали его отклонить. У нас на сегодняшний день с трудом введён институт саморегулируемых организаций независимых оценщиков, прописана достаточно серьёзно законодательная основа работы независимых оценщиков - и вот какой-то упорный заход в сторону актуариев. Наверное, в надежде на то, что половина зала не понимает, что такое актуарий. И в определении так написано: актуарий - это тот, который актуарий. Актуарий - это оценщик, который в соответствии с принятым нами здесь, в зале, законодательством работает в сфере закона "Об оценочной деятельности...". Уже есть саморегулируемые организации оценщиков, и опасность принятия этих законопроектов... Я ещё раз говорю, что по принятому здесь закону независимый оценщик в лице саморегулируемой организации несёт ответственность, в том числе и финансовую, за то, что он неправильно что-то оценивает. А здесь пытаются как-то выделить оценщиков, которые работают в сфере страхования, оценивают тарифы, то есть, грубо говоря, оценивают страховые риски. Получается, мы должны наплодить... Ну, у нас видов оценки достаточно много, значит, мы должны создать саморегулируемые организации оценщиков, которые оценивают предметы искусства и культурного наследия, оценщиков, которые оценивают недвижимость, оценщиков, которые оценивают движимость, оценщиков, которые там ещё что-то оценивают. Но есть уже принятый, достаточно проработанный закон "Об оценочной деятельности...". Наконец-то у нас вышли федеральные стандарты по оценочной деятельности, которые включают в себя, кстати, в том числе и оценку рисков. А дальше банки захотят пролоббировать закон о банковской деятельности, об оценщиках, которые будут оценивать какие-то банковские варианты, которые банки привлекают, ведь в каждом виде оценки есть свои особенности. Но никто на сегодняшний день не препятствует страховым актуариям по действующему закону создать в рамках деятельности саморегулируемых организаций оценщиков направление по страховому делу и оценке страховых рисков. То есть законом это сегодня не запрещено, можно это сделать. И почему все так и рвутся выделиться в отдельную сферу, чтобы не зависеть именно от страховых организаций и внести поправки в закон "Об оценочной деятельности..." через поправки в закон "Об организации страхового дела в Российской Федерации"? Вот это не совсем понятно. Причём заход это не первый, и наконец-то у нас его ещё и к принятию рекомендуют. Мне непонятна эта ситуация, потому что мы уже достаточно много поработали над нормами об оценщиках, всё прописали. А сейчас мы что, должны продублировать всё законодательство в части страховых актуариев, потому что актуарий - это актуарий, это не оценщик, это что-то другое и к оценщикам не имеет отношения? И вот он потихонечку будет не зависеть в рамках Федерального закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от Федерального закона "Об оценочной деятельности..." и от федеральных стандартов в части оценочной деятельности. Вот как раз это и есть попытка немножко понезависеть. Я считаю, что это недопустимо и принимать эти законопроекты неправильно, в том числе и в интересах самих страховых актуариев, потому что на сегодняшний день многие из них вступили в саморегулируемые организации оценщиков, заплатили взносы, саморегулируемые организации оценщиков уже несут ответственность по оценке страховых рисков. Я думаю, что мы людей поставим в неудобное положение. Я не понимаю, почему мы это делаем. Целых два законопроекта! Давайте сразу напишем, что каждый оценщик имеет право на свой федеральный закон, а потом каждый фермер, каждый колхоз, каждый совхоз, каждый жилищный кооператив тоже будет иметь свой закон - об особенностях работы кооператива по постройке коровника в деревне Пупкино. Давайте и по нему тоже примем федеральный закон. Ну так же нельзя! Есть общее, федеральное законодательство. Если созрело, если необходимо выпустить специальные нормативы для актуарной деятельности в страховом деле, для этого есть правительство, которому можно направить эти предложения, и они выпустят отдельные федеральные стандарты оценки в страховом деле. Но принимать федеральный закон, который, по существу, идёт вразрез с принятыми нами, уже работающими законами "О саморегулируемых организациях", "Об оценочной деятельности...", с достаточно большим массивом законов... То есть после принятия этого закона мы с вами должны будем приступить к законотворческой работе в части создания целого пакета законов, которые будут регулировать отдельно от оценочной деятельности деятельность страховых актуариев. Я считаю, что это неправильно, и считаю, что поддерживать настоящий законопроект не нужно. И фракция ЛДПР не будет поддерживать настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кашин Борис Сергеевич. КАШИН Б. С. Я бы депутату Рохмистрову сказал, что актуарий отличается от рядового оценщика примерно так же, как пилот истребителя от водителя кобылы, хотя они оба на транспорте работают. Но я вышел на эту трибуну для того, чтобы привлечь к этому законопроекту возможное внимание, потому что просто сказать, что он вреден, значит дать лишь бледную картину тех последствий, которые он может иметь в случае принятия в качестве закона. К сожалению, за инициативой депутатов Онищенко и Резника стоит исполнительная власть, и правительство предложило идентичный текст законопроекта. Прежде чем рассматривать этот текст, необходимо дать пояснение о характере актуарной деятельности, которую законопроектом предполагается регулировать. Это, казалось бы, весьма специфическая тема, не все знают даже, что это такое, но она вышла на первый план в дискуссиях о необходимых преобразованиях в финансовой сфере, которые идут в мире в связи с глобальным финансовым кризисом. Сейчас во всех развитых странах обсуждается необходимость создания единого национального органа, оценивающего, контролирующего и регулирующего финансовые риски, и нигде не оспаривается тот факт, что ключевой фигурой в этом процессе является специалист-актуарий. Собственно, сама актуарная профессия сформировалась ещё в конце ХIХ века, когда математика, в первую очередь теория вероятности, нашла приложение в страховании и в управлении пенсионными фондами. То есть начиналось это как страховая математика. В 1895 году была основана Международная ассоциация актуариев, которая в настоящее время представляет собой весьма авторитетную организацию, объединяющую национальные организации актуариев ведущих стран мира. Кстати, недавно в эту международную ассоциацию была принята первая российская саморегулируемая организация - Российская гильдия актуариев. Более чем за век профессия актуария кардинально изменилась, и современное её понимание - это очень вот важно, обращаю на это внимание - связано с количественной оценкой, анализом и управлением рисками и их финансовыми последствиями. Подчеркну, что речь идёт не только о страховых и пенсионных вопросах, а о рисках в банковской сфере и даже о рисках, возникающих в реальном секторе экономики. Вы должны представить ответственность специалиста, который даёт прогноз об устойчивости развития государственного пенсионного фонда на двадцать - тридцать лет вперёд, и сравнить это с достаточно высокой ответственностью оценщика, оценивающего коттедж или даже крупное производство. Это другая профессия - с научной основой, требующая совершенно специального регулирования. Международно признана необходимость высоких образовательных стандартов, которым должен удовлетворять актуарий. Эти стандарты разработаны Международной ассоциацией актуариев и постоянно обновляются. Возьмём ли мы передовую страну или отсталую африканскую страну, специалисты-актуарии сдают там, по существу, одни и те же экзамены, международно определённые. А теперь вернёмся к нашей реальности. Действующий закон "Об организации страхового дела..." предполагал с 1 июля лицензирование деятельности всех актуариев, работающих в страховом деле, и возлагал ответственность за организацию этой работы на Министерство финансов Российской Федерации. Ведущие вузы проделали к этому моменту большую работу по подготовке кадров и были готовы вместе с саморегулируемыми организациями по поручению Министерства финансов заняться лицензированием. Было ясно, что делать, но никакого поручения не поступило. Министерство финансов ничего не сделало для того, чтобы выполнить требования закона. По существу, есть основания для обращения в прокуратуру о бездействии Министерства финансов при выполнении порученного ей законом дела. И вот одна из причин того, почему мы рассматриваем сегодня законопроект, который снимает, по сути, все требования к квалификации актуария, а главное - снимает ответственность Министерства финансов, - это именно то обстоятельство, что решается вопрос, как вывести из-под удара это министерство. Мировой кризис, новые вызовы, необходимость иметь квалифицированных специалистов, подготовленных по мировым стандартам, - всё это авторов законопроекта не беспокоит. Другой движущей пружиной рассматриваемого законопроекта являются интересы страховых компаний, которым не нужен лишний контроль и некоторые из которых, видимо, с ностальгией вспоминают 90-е годы, когда страхование часто использовалось для построения сомнительных финансовых схем. Какая же конструкция актуарной деятельности станет реальной в случае принятия данного законопроекта? Каждая более или менее крупная страховая компания сможет объединить работающих в ней специалистов в отдельную саморегулируемую организацию актуариев, в соответствии с законопроектом достаточно двадцати пяти человек. Очень многих это вполне устроит. Можно установить, по существу, любые квалификационные требования, в крайнем случае, можно потребовать знания таблицы умножения. Можно обозначить кого-то из своих сотрудников независимым (в кавычках) актуарием, он и будет без лишних вопросов подписывать все отчёты в надзорные органы. Кстати, о независимых актуариях, понятие которых вводится этим законопроектом. Руководители страховых компаний в частных беседах прямо говорят, что посторонних не пустят. И их можно понять, потому что те сведения, которые будет получать независимый актуарий, затрагивают сердцевину деятельности страховых компаний. С учётом состояния коррупции новация "независимый актуарий" при её буквальной реализации в России представляет реальную угрозу для страховых компаний. Если мы примем рассматриваемый законопроект, то надолго закрепим своё отставание даже от стран Центральной Африки. Я не могу сравнивать наше положение с положением в Южной Африке, где с давних пор главный актуарий назначается министерством финансов, имеет самые широкие полномочия по проверке всех финансовых институтов и должен сдать те же экзамены, что и английский актуарий. Сравнение же с развитыми странами, к сожалению, оказывается вообще неуместным. Что необходимо сделать для правильной постановки актуарной деятельности в России? Нужно две вещи сделать. Первое - принять единый закон об актуарной деятельности, фиксирующий круг финансовых, экономических вопросов, решения по которым нельзя принимать без заключения специалиста-актуария. В этот кризисный момент власть столько наворочала, так много ошибок сделала именно потому, что игнорировала наличие актуарного заключения по своим инициативам. Здесь ничего не надо изобретать, достаточно обратиться к мировому опыту, о котором я говорил вначале. Затем могут быть приняты законы, касающиеся специфики актуарной деятельности в различных секторах экономики, в том числе в страховании. И второе - решить вопрос о создании в структуре правительства или Центрального банка органа с достаточно большими полномочиями, отвечающего за анализ и управление финансовыми рисками, в том числе связанными с крупными государственными проектами. Сейчас подобные варианты, подобные решения активно обсуждаются в Евросоюзе. Этот орган и должен координировать актуарную деятельность в Российской Федерации. Мы имеем то преимущество, что наше законодательство не загромождалось десятилетиями различными законами, лоббированными страховщиками, пенсионными фондами и так далее. Мы можем сразу принять современный нормальный закон. К сожалению, это многих не устраивает. Так вот этот орган, создание которого необходимо, и должен координировать актуарную деятельность в Российской Федерации. Соответствующие рекомендации были выработаны почти год назад, единогласно одобрены Экспертным советом по финансовым рискам, который работает при Комитете по финансовому рынку. К сожалению, разработчикам данного законопроекта всё это показалось ненужным. Фракция КПРФ призывает всех депутатов проголосовать против данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, настаивает ли на выступлении?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подвели же мы черту! А, по ведению? Депутат Гудков, по ведению. ГУДКОВ Г. В. Спасибо. Я хотел бы поблагодарить Бориса Сергеевича Кашина за очень чёткий, грамотный, понятный, разумный доклад. Теперь мы наконец поняли, кто такой актуарий и что он значит для России и для любого другого государства. И хотелось бы пожелать, Олег Викторович, принимая во внимание то, что было сказано в докладе от комитета и, я так понимаю, от авторов, чтобы всё-таки была солидная и серьёзная подготовка, такая как у Кашина, чтобы можно было понять концепцию законопроекта, потому что вот мы только с учётом этого доклада приняли соответствующее решение здесь, в Думе, на пленарном заседании, поняв наконец-таки проблему. Спасибо Борису Сергеевичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, никто больше не настаивает на выступлении? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что значит "по ведению", Максим Станиславович? Я что-то нарушил? У нас есть правило, что по одному и тому же вопросу депутат выступает один раз, вот вы и выступили. По ведению - депутат Рохмистров. РОХМИСТРОВ М. С. Ну, вот здесь много разных мнений было высказано, и, собственно говоря, пока позиция за ни у кого, кроме комитета, не прозвучала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению, Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. Почему? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это не по ведению. По ведению - это если я неправильно веду заседание или кто-то из депутатов нарушил Регламент. У нас никаких нарушений Регламента не было. У нас два альтернативных законопроекта... А-а, да, на заключительное слово имеет право Ольга Владимировна Онищенко. Пожалуйста, как автор и как представитель комитета. По карточке депутата Резника Владислава Матусовича. ОНИЩЕНКО О. В. Прежде всего, хотелось бы сказать спасибо. Мнение, которое высказали депутаты, я учту, но хотелось бы сказать, что, чтобы слышать внятные ответы, неплохо было бы готовить внятные вопросы. А во-вторых, выступления, которые прозвучали, мне не дают шанса оставить их без ответа, поскольку многое из сказанного не соответствует действительности. Первое, прозвучал вопрос, почему до сих пор не реализован закон в части аттестации страховых актуариев. Мне хотелось бы сказать, что норма о проведении аттестации органом страхового надзора вызвала много споров, поскольку не согласуется с международными принципами профессиональной подготовки актуариев, которой занимаются в профессиональных объединениях актуариев на основании установленных стандартов. Действующий закон "Об организации страхового дела..." содержит и определение страхового актуария, и требования к его профессиональному образованию, но не устанавливает ни его правовой статус, ни функции, ни права и обязанности, в том числе обязанность по составлению актуарного заключения. Кроме того, законом не определён предмет актуарного заключения, его содержание, порядок составления и подписания, ответственность за достоверность актуарного заключения, а также в законе отсутствует порядок взаимодействия страхового актуария со страховщиком и органом страхового надзора. Таким образом, рамочный характер и неопределённость норм закона, отсутствие в нём критериев реализации возложенных на органы исполнительной власти полномочий не позволили в полной мере реализовать предусмотренные законом положения об аттестации. И формальная реализация норм привела бы не к становлению актуарной профессии в России, а, скорее, к её фальсификации. Второе, что касается безответственности страховых актуариев. Когда вносили законопроекты, мы полагали, что во внесённом нами законопроекте более детально прописана ответственность страховых актуариев. Во-первых, дополнительно установлены требования к ним. Во-вторых, они будут подлежать внесению в единый государственный реестр, а также исключению из этого единого государственного реестра в случае нарушения требований закона и установленных стандартов и правил. В-третьих, заключение независимого страхового актуария о достаточности страховых резервов подписывается им лично, и он несёт за него ответственность. В-четвёртых, независимый страховой актуарий обязан соблюдать не только требования закона, но и стандарты и правила, утверждённые саморегулируемой организацией, членом которой он является. Также он обязан будет применять методики проведения актуарной оценки, которые, в свою очередь, согласуются, подчеркну, с органом страхового регулирования и органом страхового надзора. Кроме того, законопроект обязывает также и саморегулируемую организацию обеспечивать дисциплинарную ответственность её членов за нарушение закона и иных нормативных правовых актов. Я думаю, что вышеперечисленные требования и к независимым актуариям, и к саморегулируемым организациям не позволяют говорить об их безответственности. И наконец, здесь прозвучал вопрос: почему указанные нормы вносятся в Закон "Об организации страхового дела..."? Но у нас исторически сложилось так, что деятельность участников рынка финансовых услуг (это могут быть кредитные организации, негосударственные пенсионные фонды, и в том числе страховые) регулируется в рамках отдельных, отраслевых законов, поскольку имеет выраженную специфику. Хочу подчеркнуть, что действующие редакции законов об организации страхового дела и о негосударственных пенсионных фондах содержат нормы, которые регулируют деятельность актуариев в данных сферах. Таким образом, в целом не усматривается препятствие для законодательного регулирования деятельности страховых актуариев в рамках отраслевого закона о страховании без базового законодательного регулирования актуарной деятельности. Хотя справедливости ради надо отметить, что, наверное, было бы более правильным и логичным, если бы существовал общий закон об актуарной деятельности, который устанавливал бы основные положения, тогда, наверное, нормы прилагаемого закона носили бы только уточняющий характер и учитывали бы только специфику деятельности актуариев в области страхования. Однако на сегодняшний день такого закона не существует, и поэтому внесённый законопроект необходим страховому рынку в такой редакции, так как он направлен в первую очередь на защиту прав страхователя, поскольку устанавливает реальный контроль за деятельностью страховой компании, внедряя первичный финансовый контроль за деятельностью страховой компании. Принятие закона необходимо, поскольку необходимость повышения ответственности страховых актуариев очевидна. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 11.1. Голосование альтернативное, рейтинговое. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Ставится на голосование законопроект, обозначенный в пункте 11.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Покажите результаты голосования по пункту 11.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17час. 34 мин. 50 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 53 чел.11,8% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 368 чел. Не голосовало 82 чел.18,2% Покажите результаты голосования по пункту 11.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 35 мин. 16 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4% Проголосовало против 34 чел.7,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 36 чел. Не голосовало 414 чел.92,0% Как я понимаю, поскольку законопроект, обозначенный в пункте 11.1, набрал при рейтинговом голосовании необходимое для его принятия число голосов, то не нужно ещё одно голосование. Правильно я понимаю Регламент? ИЗ ЗАЛА. Правильно! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В первом чтении принят законопроект, обозначенный в пункте 11.1.