Заседание № 208

18.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211132-3 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1003 по 1030 из 4979
Коллеги, переходим к рассмотрению пункта 2 повестки дня: проект федерального    
закона "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов            
Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и         
платежных документов, выраженных в иностранной валюте". Доклад члена Комитета   
по бюджету и налогам Игоря Юрьевича Динеса.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                                      
                                                                                
ДИНЕС И. Ю., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается подготовленный к третьему чтению проект федерального закона "О     
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской           
Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных          
документов, выраженных в иностранной валюте". Напоминаю, что нами был принят    
этот законопроект во втором чтении. К третьему чтению подготовлен               
соответствующий проект постановления, проведены юридическая и лингвистическая   
экспертизы. Комитет по бюджету и налогам предлагает принять данный              
законопроект в третьем чтении. Спасибо.                                         
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                В. А. Аверченко                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, вносится предложение о включении       
этого законопроекта в ближайший "час голосования".                              
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь.                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1289 по 1310 из 4979
Переходим к "часу голосования". Пункт 2: о проекте федерального закона "О       
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской           
Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных          
документов, выраженных в иностранной валюте". Закон прошел правовую и           
лингвистическую экспертизы. Ставится на голосование в третьем чтении.           
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 44 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.             64,7%                        
Проголосовало против          115 чел.             25,6%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.              9,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 207

15.12.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211132-3 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5256 по 5502 из 7379
Переходим к рассмотрению следующего пункта. Проект федерального закона "О       
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской           
Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных          
документов, выраженных в иностранной валюте". Докладывает член Комитета по      
бюджету и налогам Игорь Юрьевич Динес.                                          
                                                                                
Пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                                      
                                                                                
ДИНЕС И. Ю., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Вашему вниманию             
предлагается подготовленный ко второму чтению проект федерального закона "О     
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской           
Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных          
документов, выраженных в иностранной валюте". Суть законопроекта, принятого     
Государственной Думой в первом чтении, достаточно проста: предлагается с 1      
января 2003 года отменить налог на покупку иностранных денежных знаков и        
платежных документов, выраженных в иностранной валюте.                          
                                                                                
Ко второму чтению поступило всего три поправки, все они были одобрены           
Комитетом по бюджету и налогам. Указанные поправки носят исключительно          
технический характер. Поправки 1 и 2 исключают из законодательства о налогах    
и сборах все нормы, связанные с налогом на покупку иностранных денежных         
знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, а поправка 3    
уточняет порядок вступления в силу данного закона исходя из реально возможных   
сроков принятия и опубликования законов в соответствии со статьей 5 части       
первой Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, закон вступит    
в силу не с 1 января 2003 года, а по истечении одного месяца со дня             
официального опубликования данного закона.                                      
                                                                                
Комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона     
"О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской        
Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных          
документов, выраженных в иностранной валюте" во втором чтении с учетом          
одобренных комитетом поправок.                                                  
                                                                                
Предлагаю перейти к рассмотрению таблиц поправок.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, которые     
комитет рекомендует к принятию? Есть у Надеждина Бориса Борисовича.             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Я предлагаю отдельно обсудить поправку 3.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением           
комитета и принять таблицу поправок, рекомендованных к принятию, за             
исключением...                                                                  
                                                                                
По ведению? Коломейцев, по ведению.                                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Любовь Константиновна, при принятии законопроекта    
в первом чтении представитель Правительства обещал ко второму дать пояснение,   
за счет чего будут компенсированы регионам выпадающие доходы. Я просил бы       
уточнить это перед рассмотрением.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, мы пока таблицу поправок рассматриваем.               
                                                                                
Андрей Викторович Логинов, я прошу вас тогда, когда обсудим таблицу поправок,   
дать необходимую информацию по предложению Коломейцева.                         
                                                                                
Итак, коллеги, кто за то, чтобы согласиться с мнением комитета - принять        
таблицу поправок, рекомендованных комитетом к принятию, за исключением          
поправки 3? Кто за это предложение? Прошу голосовать.                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 26 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              251 чел.            55,8 %                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    254 чел.                                          
Не голосовало                 196 чел.             43,6%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Борис Борисович Надеждин, обоснуйте поправку 3.                                 
                                                                                
НАДЕЖДИН Б. Б. Уважаемые коллеги, речь идет о сроке введения этого закона в     
действие. Я считаю, что то, что было в первом чтении - с 1 января 2003 года,    
- абсолютно правильно, нет необходимости переносить на месяц со дня             
официального опубликования по следующим причинам.                               
                                                                                
Первое. Согласно Налоговому кодексу, конечно, месяц со дня опубликования -      
это правильно, но допускается раннее вступление в силу законов, которые         
упрощают положение налогоплательщика. В данном случае это закон об отмене       
налога, он может применяться еще и как бы сразу (понятно, да?), необязательно   
ждать.                                                                          
                                                                                
Вторая проблема. Если 1 января - это понятная дата, то смотрите, что            
произойдет, если оставить, как это будет написано. Судя по графику движения     
закона, мы его принимаем в третьем чтении, он идет на подпись Президенту,       
опубликован он будет... Совершенно очевидно, что закон будет принят Думой еще   
в декабре и всем это будет известно (понятно, да?), но опубликован он будет в   
связи с праздниками числа 10 января. И получается полная ерунда. Все эти        
миллионы людей, идущих обменивать валюту в обменных пунктах, должны иметь с     
собой "Российскую газету" с определенной датой, выяснять, вступил ли в силу     
закон или нет, что крайне неудобно.                                             
                                                                                
Я еще раз призываю и комитет, и Правительство... Я это обсуждал в бюджетном     
комитете и с Жуковым, и с Задорновым, они - за. Поскольку закон об отмене       
налога, он может вступить в силу 1 января, ибо к этому моменту закон будет      
уже принят, будет известно это, но, конечно, он еще не будет опубликован.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У Коломейцева другая точка зрения. Пожалуйста, Николай    
Васильевич.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Ну, здесь Борис Борисович, наверное, немножко неточен.         
Потому что вот как раз тех, кто ходит по 100 долларов меняет, это меньше        
всего касается. Это касается прежде всего больших олигархических групп. Так и   
надо говорить: давайте регионам ничего не компенсировать, а вот олигархам       
давайте побыстрее, даже можно до принятия в третьем чтении.                     
                                                                                
На самом деле, после второго чтения мы еще должны принять в третьем чтении,     
потом - Совет Федерации, потом - Президент. Поэтому совершенно правильно        
записано: через месяц после подписания Президентом.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мнение комитета.                                                                
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. Уважаемые коллеги, данная поправка была внесена в таблицу           
принятых поправок в связи с предложением Правового управления Аппарата          
Государственной Думы. Вместе с тем, выражая позицию комитета, хотел бы          
сказать, что предложение моего коллеги господина Надеждина не противоречит      
общей части Налогового кодекса. Действительно, если Дума примет иное решение,   
оно вступит в силу именно в те сроки, которые были предварительно оговорены.    
Поэтому это остается на волеизъявление Государственной Думы.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение Правительства. Пожалуйста, господин Моторин.       
                                                                                
МОТОРИН М. А., заместитель министра финансов Российской Федерации.              
                                                                                
Уважаемые депутаты, Правительство также поддерживает отклонение данной          
поправки, то есть вступление в силу данного закона с 1 января 2003 года. У      
нас есть общее правило в Налоговом кодексе: налоги как вводятся, так и          
отменяются, как правило, с 1 января очередного финансового года. Поэтому и      
здесь я предлагаю выдерживать эту логику.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы поддерживаете введение закона с 1 января 2003 года?    
                                                                                
МОТОРИН М. А. Да, мы поддерживаем отклонение поправки и введение закона с 1     
января 2003 года.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергею Ивановичу Штогрину включите микрофон.                                    
                                                                                
ШТОГРИН С. И., Агропромышленная депутатская группа.                             
                                                                                
Я не зря ее внес. У нас есть статья 5 в части первой Налогового кодекса,        
которая регламентирует порядок введения в действие законов, связанных с         
налогообложением, в частности с администрированием, то есть с начислением и     
уплатой этих налогов.                                                           
                                                                                
Так вот, статья 5 однозначно гласит: если в законе нет ссылки, что какие-то     
положения этого закона должны вступить ранее, чем принят, опубликован закон,    
то в этом случае он вступает в действие только через месяц после                
опубликования. И моя поправка как раз и нацелена на то, чтобы закон никем не    
был никогда опротестован, а чтобы вступил в действие в соответствии с нормой    
части первой Налогового кодекса. И никто там ничего не переплатит и никто не    
будет с газетами ходить, потому что, по сути, плательщиком этого налога         
является не тот человек, который пришел менять там деньги свои, оператором в    
этом случае выступает банк или обменный пункт. Поэтому проблемы здесь, Борис    
Борисович, никакой нет для человека.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, уважаемые коллеги. Точки зрения за и против      
прозвучали. Уважаемые коллеги, на голосование ставится поправка 3 из таблицы    
принятых. Кто за то, чтобы ее принять? Мнение комитета и Правительства -        
отклонить данную поправку.                                                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за               87 чел.             19,3%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.             80,0%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Поправка не принимается.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, здесь только одна таблица поправок, и сейчас мы во втором    
чтении голосуем. Кто за то, чтобы принять во втором чтении проект               
федерального закона "О признании утратившими силу некоторых законодательных     
актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и   
платежных документов, выраженных в иностранной валюте". Кто за это              
предложение? Прошу голосовать. Голосуется законопроект во втором чтении.        
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
Мы сейчас для стенограммы дадим вам слово, Николай Васильевич.                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 32 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              278 чел.             61,8%                        
Проголосовало против           64 чел.             14,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.             24,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Я прошу все-таки кого-то из членов Правительства дать информацию по заявлению   
и просьбе Николая Васильевича Коломейцева проинформировать.                     
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
МОТОРИН М. А. Уважаемые депутаты, отмена данного налога была предусмотрена      
еще в Послании Президента. Соответственно, при планировании бюджета на 2003     
год поступления от этого налога не предусматривались, и, соответственно, все    
эти вопросы были учтены в том числе в межбюджетных отношениях.                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Какой строкой?                                                         
                                                                                
МОТОРИН М. А. Строкой? В том числе в разделе "Финансовая помощь бюджетам        
других уровней".                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, здесь есть проект постановления о принятии закона в          
третьем чтении. Но так как сейчас поправка одна у нас не прошла, мы попросим    
комитет подготовить закон к третьему чтению к следующему пленарному             
заседанию.                                                                      
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста, Игорь Юрьевич.                                      
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. Да, мы предлагаем проголосовать за данный законопроект во втором    
чтении. К третьему чтению он будет подготовлен дополнительно.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Во втором мы его уже проголосовали.                       
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. В таком случае спасибо, коллеги. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                

Заседание № 192

16.10.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211132-3 "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4746 по 5228 из 6620
Следующий вопрос - пункт 9 повестки дня: о проекте федерального закона "О       
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской           
Федерации по налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных          
документов, выраженных в иностранной валюте". Доклад официального               
представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра           
финансов Российской Федерации Моторина Михаила Альбертовича.                    
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Альбертович.                                                 
                                                                                
МОТОРИН М. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые депутаты Государственной Думы!        
Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О признании            
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по        
налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,           
выраженных в иностранной валюте". Данный законопроект отменяет этот налог с 1   
января 2003 года. Этот налог был введен в 1997 году как дополнительный          
источник для восполнения дефицита доходной части бюджета. Введение налога       
носило чисто фискальный характер. Однако практика применения данного налога     
показала, что поступления как в консолидированный, так и в федеральный бюджет   
от этого налога невелики, они сопоставимы во многом с теми затратами, которые   
осуществляются по администрированию этого налога. Какой-либо экономической      
подоплеки под этим налогом нет, он ничего не регулирует. Я еще раз повторяю,    
он носил чисто фискальный характер. При этом, можно сказать, с учетом тех       
сумм, которые собираются в бюджет, данный налог не выполнил той функции,        
которую должен был выполнить.                                                   
                                                                                
Кроме того, несмотря на многочисленные поправки в данный законопроект, не       
удалось определить объект налогообложения и налоговую базу таким образом,       
чтобы перекрыть все источники ухода от данного налога. С учетом того, что       
Правительство проводит налоговую реформу исходя из желания снизить налоговое    
бремя на налогоплательщиков и сократить количество налогов, Правительство       
Российской Федерации предлагает этот налог отменить, как я уже говорил, с 1     
января 2003 года. Предложение об отмене этого налога нашло отражение также и    
в обращении Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию от 23 мая   
2000 года, где говорится о том, что на втором этапе проводимой налоговой        
реформы необходимо отменить этот вид налога.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста, Михаил               
Альбертович.                                                                    
                                                                                
Содоклад члена Комитета по бюджету и налогам Игоря Юрьевича Динеса.             
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДИНЕС И. Ю., фракция "Единство".                                                
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Комитет Государственной      
Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О признании    
утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации по        
налогу на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,           
выраженных в иностранной валюте". Комитет принял решение рекомендовать          
Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.            
                                                                                
Суть законопроекта, как уже сообщил представитель Правительства, чрезвычайно    
проста. Предлагается с 1 января 2003 года отменить налог на покупку             
иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной    
валюте. Комитет согласен с мотивацией в пользу принятия законопроекта,          
которая была представлена Правительством Российской Федерации.                  
                                                                                
Во-первых, практика взимания налога на покупку иностранных денежных знаков и    
платежных документов, выраженных в валюте, свидетельствует о невозможности      
контроля полноты удержания с налогоплательщика и перечисления сумм              
удержанного налога в бюджетную систему.                                         
                                                                                
Во-вторых, собственно затраты на администрирование данного налога оказываются   
несопоставимыми с суммами налога, поступающими в бюджетную систему. Удельный    
вес этого налога в доходной части бюджетной системы не превышает 0,15           
процента.                                                                       
                                                                                
По мнению комитета, представленный нашему вниманию законопроект соответствует   
основным принципам проводимой налоговой реформы, в частности принципу отказа    
от неэффективных и трудноадминистрируемых налогов. Кроме того, его принятие     
будет способствовать дальнейшему сокращению теневого сектора купли-продажи      
валюты.                                                                         
                                                                                
С учетом вышеизложенного комитет рекомендует Государственной Думе принять       
проект федерального закона "О признании утратившими силу некоторых              
законодательных актов Российской Федерации по налогу на покупку иностранных     
денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте" в      
первом чтении. Проект соответствующего постановления роздан в зале. Просим      
поддержать. Спасибо.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Один вопрос, два вопроса, три. Давайте           
запишемся.                                                                      
                                                                                
Включите режим записи, пожалуйста. Если есть ускоренный режим записи, то        
ускоренный.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич Коломейцев.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо. Вообще-то, странно слышать докладчика, который        
предлагает упразднить налог, ни одной цифры не приводя. На самом деле налог     
не такой маленький - 3 миллиарда рубчиков. В то время как мы не согласились     
там 500 миллионов на льготы ветеранам отдать, понимаете... Поэтому вопрос у     
меня такой.                                                                     
                                                                                
Скажите, пожалуйста, что, в Западной Европе такие дураки - у них же есть        
налог на валютообменные операции. А вы предлагаете даже вот этот мизерный       
снять. Это первый вопрос.                                                       
                                                                                
Второе. Чем будем замещать выпадающие 3 миллиарда рублей?                       
                                                                                
И третье. Почему, вместо того чтобы за плохое администрирование спросить с      
людей, которые должны налог собирать, мы просто предлагаем его убрать?          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только уточните, кому вопрос.                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Моторину и представителю комитета.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, наверное, только представителю Правительства          
вопрос.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Альбертович.                                                 
                                                                                
МОТОРИН М. А. Первое. Такого типа налогов в мировой практике не существует.     
Существуют различные виды сборов, комиссионных прежде всего сборов, которые     
взимаются не в пользу бюджета, а взимаются банками. Поэтому говорить о том,     
что в мировой практике существуют такие налоги, не приходится.                  
                                                                                
Второй момент. Поступления от этого налога. Я еще раз подчеркиваю - и это       
звучало в докладе, - что данный налог дает всего 0,15 процента доходов в        
консолидированный бюджет. В сумме это 2,9 миллиарда рублей, в том числе в       
федеральный бюджет - 1,6 миллиарда рублей. Но при этом нужно учитывать,         
во-первых, и те расходы, которые тратятся на администрирование этого налога,    
во-вторых, то, что этот налог фактически постоянно уменьшается, потому что,     
как вы сами понимаете, переход, как во всей мировой практике, идет от           
наличных валютных операций к безналичным валютным операциям, в том числе с      
использованием различных депозитных кредитных карточек и так далее. Это общая   
тенденция, поэтому, собственно говоря, этот налог только в определенной         
степени подталкивает к применению таких операций. Кроме того, он подталкивает   
к применению совершенно законных способов уклонения от уплаты этого налога,     
когда банк открывает счет, тут же конвертирует ту валюту, которую ему           
передало физическое лицо, и тут же закрывает этот счет. Это делается всё на     
одном листочке в обменном пункте, где сразу выдаются заявление на открытие      
счета, заявление на закрытие счета и заявление на конвертацию. Устранить все    
недостатки этого налога с помощью каких-либо поправок невозможно, это много     
раз пытались сделать. И те поправки, которые вносились на протяжении действия   
этого закона, показывают, что это фактически сделать невозможно. Кроме того,    
этот налог вреден в том числе и с той точки зрения, что он в определенной       
степени подталкивает к незаконным валютным операциям.                           
                                                                                
Поэтому Правительство и предлагает его отменить. Компенсация этого налога       
происходит как за счет улучшения администрирования, так и за счет               
совершенствования налогового законодательства по всем остальным налогам.        
Кроме того, нужно учитывать, что, естественно, если не будет уплачиваться,      
например, этот налог, то юридические лица на соответствующую сумму увеличат     
базу по налогу на прибыль.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Нигматулин Роберт Искандрович. По карточке Барлыбаева.      
                                                                                
На карточку Барлыбаева включите микрофон.                                       
                                                                                
НИГМАТУЛИН Р. И. У меня вопрос к заместителю министра финансов. А какая сумма   
из этих почти 3 миллиардов рублей идет на администрирование этого налога?       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МОТОРИН М. А. Ну, это трудно оценить, потому что администрированием этого       
налога занимается налоговый инспектор, который занимается администрированием    
всех налогов. Поэтому можно сказать, что, с учетом того что у нас десятки       
тысяч обменных пунктов, естественно, производятся миллионы валютных операций.   
То есть когда идет приобретение наличной иностранной валюты, то, если           
говорить об администрировании, это достаточно значительные административные     
расходы, которые составляют по крайней мере десятки процентов от того, что      
собирается по этому налогу.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Добавить хотите? Пожалуйста.                                                    
                                                                                
Включите микрофон на центральной трибуне.                                       
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. Я хотел бы дополнить, что аргумент об административных издержках    
является важным, но не единственным. Как я уже сообщал в своем докладе,         
экономический эффект от введения данного налога привел к тому, что в "серой"    
зоне оказалось большое количество денежных средств, что, в свою очередь,        
является фактором, снижающим легальный денежный оборот и снижающим,             
соответственно, базу для других видов налогов.                                  
                                                                                
Кроме того, я хотел бы добавить, отвечая на вопрос Николая Васильевича, что     
отмена налогов - так же как и введение новых налогов - является естественным    
инструментом повышения денежных доходов государства в том случае, если доходы   
вредны. Именно поэтому бюджетный комитет поддержал позицию Правительства.       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Басыгысов Виталий Николаевич.                               
                                                                                
БАСЫГЫСОВ В. Н., депутатская группа "Народный депутат".                         
                                                                                
Все налоговые дела, которые мы творили за эти прошедшие два года, проходили     
под лозунгом облегчения налоговой нагрузки на производителей. А на самом деле   
всё это произошло за счет регионов. Вот отмена этого налога по кому ударит?     
Какая доля приходится на регионы, на муниципальные образования, на              
федеральный центр?                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Альбертович.                           
                                                                                
МОТОРИН М. А. Данный налог распределялся в следующей пропорции: 60 процентов    
- в федеральный бюджет, 40 процентов - в региональные бюджеты.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Последний вопрос. Пожалуйста, Илюхин Виктор Иванович.                           
                                                                                
ИЛЮХИН В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
У меня вопрос Михаилу Альбертовичу.                                             
                                                                                
Уважаемый Михаил Альбертович, вот эта постановка вопроса мне напоминает         
большой казус: не можем побороть преступность - давайте отменим Уголовный       
кодекс.                                                                         
                                                                                
Я хотел бы у вас спросить. Вы ссылаетесь на то, что административные меры не    
оказывают воздействия. Вот первый вопрос: а какие меры административного        
характера вы использовали? Это первое.                                          
                                                                                
Второе. А что вы можете нам предложить для его замены, уж коли вы ставите       
вопрос об отмене этого налога, исходя из мировой практики?                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Альбертович.                           
                                                                                
МОТОРИН М. А. Все изменения налогового законодательства, которые в последнее    
время происходили, были направлены прежде всего на упрощение налоговой          
системы, на сокращение количества налогов и, соответственно, сосредоточение     
усилий, в том числе административных усилий, на администрировании тех           
важнейших налогов, которые приносят большую часть доходов в бюджет, то есть     
это НДС, на прибыль, подоходный налог. И те изменения, которые произошли в      
этих налогах, в том числе, например, введение единой ставки подоходного         
налога, имели под собой те же самые основания и дали результат, как вы          
знаете. Поэтому, естественно, мы ожидаем точно такого же результата и по        
этому налогу: что это даст положительный результат по другим налогам с учетом   
всех тех замечаний, которые были высказаны и представителем бюджетного          
комитета.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь, Игорь Юрьевич.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Трое желающих. Пожалуйста, депутат Коломейцев,      
потом Неверов и Медведев, и переходим к голосованию.                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, наверное, по иронии судьбы сегодня у нас три интересных      
вопроса: сначала отчет Центробанка, потом закон о минимальной заработной        
плате, а теперь как раз по отмене налога на валюту.                             
                                                                                
Безусловно, его будут платить, наверное, бабушки-пенсионерки, у которых 770     
рублей пенсия, или учителя начальных классов, понимаете?                        
                                                                                
Ну и самое страшное то, что в проекте бюджета, который принят в первом          
чтении, уже есть перекос в сторону Федерации, нарушения Бюджетного кодекса. И   
сегодня, вы слышали, 60 на 40 было расщепление налога, и сегодня мы 40          
процентов от 3 миллиардов забираем у регионов и ничего не возвращаем. Но        
страшно другое - страшно то, что у нас уже и так долларизированная экономика.   
Страшно то, что сегодня, вывозя колоссальные ресурсы, валютные в том числе,     
за границу, мы предлагаем с "самых обездоленных" снять еще один налог.          
                                                                                
Вот мы подоходный налог снизили до 13 процентов для очень богатых, на 1         
процент для бедных повысили. Теперь мы предлагаем снять вообще всякие           
ограничения, чтобы рубль вообще был вытеснен за пределы финансовой системы. Я   
считаю, что это вообще антигосударственная политика.                            
                                                                                
Более того, как Министерство финансов может выносить бюджетный закон, не        
приводя цифр? Мне вообще было странно слышать пояснения заместителя министра    
финансов, когда он говорил: да я не знаю, сколько там на администрирование.     
Хотя основным аргументом у него то, что на администрирование тратится денег     
больше, чем собирается налога. Я сомневаюсь, что 3 миллиарда рублей платится    
тем, кто администрирует.                                                        
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, если мы, вообще-то, за возрождение национальной     
экономики и за решение социальных вопросов, за социальную направленность        
бюджета, я предлагаю отклонить этот закон.                                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Неверов.                                                    
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И. Полностью согласен с тем, что сказал Николай Васильевич           
Коломейцев. На самом деле сегодня приобретение валюты - это не основное         
направление трат самых обездоленных граждан. Мы сегодня знаем о том, что        
порядка 80 процентов средств, которые получают наши люди, идут на покупку       
продуктов, на покупку необходимых вещей и у них практически не остается         
средств на приобретение валюты. Если есть сегодня возможность покупать -        
плати, пожалуйста, налог.                                                       
                                                                                
Более того, очень опасно то, что мы убираем еще одну статью, которая сегодня    
наполняет наши региональные и местные бюджеты.                                  
                                                                                
Я понимаю, что, если бы было предложено 100 процентов этого налога передать     
регионам, вот это было бы на самом деле замечательно. И на сегодняшний день     
проблема администрирования - это не проблема, которая связана с данным          
налогом. Поэтому поддерживаю, еще раз говорю, мнение Николая Васильевича и      
предлагаю депутатам сегодня отклонить этот законопроект.                        
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще один выступающий - Павел Алексеевич Медведев.         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ П. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые коллеги! Мое мнение противоположно двум       
только что высказанным. К огромному сожалению, мы должны проголосовать за       
этот закон. К сожалению - потому, что, если бы пять лет назад мы не ввели       
этот закон, сейчас не надо было бы его отменять.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, Николай Васильевич, конечно, очень обидно, когда бюджет      
теряет деньги. Но он теряет в связи с этим законом очень много денег. Этот      
бизнес ушел не только в тень, но и в грязь. Добросовестные банкиры этот         
бизнес потеряли. Они на нем не зарабатывают, они не получают прибыль, значит,   
с несуществующей прибыли они не платят налоги.                                  
                                                                                
В пояснительной записке Правительства написано: практика взимания налога        
показала... Это за пять лет практика показала. На самом деле ошибка была        
сделана такая грубая, что практика первых двух месяцев после введения этого     
закона показала, что его вводить нельзя было ни в коем случае.                  
                                                                                
Я имел нескромность сейчас распространить в зале копию письма, которое я        
направил заместителю министра Шаталову по поводу введения этого закона. Закон   
вводился в два приема: сначала ввели налог на обмен в одну сторону - если       
гражданин покупал доллары, он должен был платить полпроцента, а потом           
собирались ввести, начиная с августа 1997 года, этот налог в другую сторону -   
если продавал, тоже должен был платить. Уже на половинке этого налога стало     
понятно, на половинке и за два месяца стало понятно, что обмен уходит в тень.   
                                                                                
Виктор Иванович, конечно, надо бороться с преступлениями. Но преступлений уже   
достаточно, зачем же плодить новые? Я как-то обратился к одному очень           
высокопоставленному представителю правоохранительных органов, указал, какие     
законы нарушаются. Он мне, знаете, что ответил? "Да вы там напридумывали        
законы, что же мы все будем выполнять?!" Зачем же еще один закон придумывать,   
который и выполнить-то невозможно?                                              
                                                                                
Коллеги, в этом законе, в истории с этим законом, как в капле воды, отразился   
некоторый сектор наших отношений с Правительством. Вот я написал целую          
научную работу. (Мы всегда клянемся в своей любви к науке.) Обратился в этой    
научной работе к Правительству. Да хоть бы возразили! У меня никаких нет        
претензий к Сергею Дмитриевичу Шаталову, я не буду продолжать эту тему, не      
буду объяснять, почему нет претензий, чтобы не сделать ему услугу своего        
имени. Но к Правительству в целом претензии есть: если кто-то возражает - ну    
выдвиньте контрвозражения, прежде чем, не слушая, продолжать что-то делать!     
Письмо я направил 13 ноября 1997 года. Ответа до сегодняшнего дня нет.          
                                                                                
Что произошло с этим налогом? Еще раз повторяю: дело намного хуже, чем уход в   
серую сферу. На всех перекрестках висят объявления, в которых на                
иносказательном языке написано, как к законодателю относятся вот эти самые      
серые или черные бизнесмены. Этот эзопов язык построен таким образом: написан   
курс покупки и курс продажи доллара, отличаются эти курсы на одну копеечку. Я   
видел объявления, где эти курсы просто совпадают. Я бы наказывал за такие       
объявления, как за нецензурные слова, напечатанные публично, написанные         
публично. Вы понимаете, что эти абсолютно неконтролируемые обменные пункты      
собирают доллары по очень высокой цене. Как они позволяют себе платить по       
высокой цене? Как они выдерживают эту конкуренцию? Спросите у хороших           
специалистов из МВД, из ФСБ. Они вам объяснят, куда эти доллары идут.           
(Выкрики из зала.) Они доллары собирают, они только покупают доллары. Никто     
никогда в этих обменных пунктах, как показывает статистика, доллары не          
покупает. Зачем мы создаем работу нашим правоохранительным органам?! У них      
работы вполне достаточно.                                                       
                                                                                
Мне бы очень не хотелось, чтобы те горькие слова, которые я произнес,           
воспринимались как упрек, обращенный в прошлое. Это призыв, обращенный в        
будущее, призыв к Правительству слушать собеседника. У меня есть, ну по         
крайней мере, две цели. По малому счету, я в ближайшее время должен буду        
представить некоторую поправку тоже к налоговым законам, я буду возражать       
против некоторой претензии на сбор (смеяться будете) НДС с физических лиц. Я    
больше года торгуюсь с Правительством, и каждый человек, с которым я            
разговариваю, очень мил и всё понимает, понимает, что нельзя собирать НДС с     
физического лица (возникает такая коллизия в ломбардах). Но Правительство       
просто по существу не отвечает на мои предложения. Я буду надеяться, что вы     
меня поддержите.                                                                
                                                                                
Ну и, конечно, еще раз, по большому счету, давайте друг друга слушать,          
значительно меньше будет ошибок. А сейчас большая просьба проголосовать за      
отмену этого злосчастного налога.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по ведению - Николай Васильевич Коломейцев.          
Пожалуйста, Николай Васильевич.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Павел Алексеевич, а вас случайно нет среди авторов закона, который    
вы предлагаете отменить? У меня что-то такое ощущение, что с Куликом рядом      
были вы. Это первое.                                                            
                                                                                
И второе. Ну что же вы нас убеждаете в том, о чем мы перед вами ставили         
вопрос, когда утверждали совет директоров!.. Кстати говоря, человек, который    
за это отвечает, мне так и не ответил, как на разницу в курсе в одну копейку    
содержат обменный пункт, ушел от ответа. Почему? Потому, что моют денежки в     
этих обменных пунктах. Если вы не можете собирать на уровне Федерации,          
регионы соберут, я вас уверяю, Лужкову отдадите - 100 процентов будет           
собирать. Поэтому не надо нас агитировать за то, что вообще не имеет смысла.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, это не совсем по ведению.             
                                                                                
Коллеги, Георгий Валентинович вел заседание, но он хотел бы тоже высказаться    
по данному законопроекту. Потише!                                               
                                                                                
БООС Г. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Отечество   
- Вся Россия".                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я никогда не был              
сторонником введения этого налога, потому что было очевидно, что                
администрирование его будет крайне затруднительным. И сам текст                 
действовавшего закона, и практика показали, что на самом деле этот налог        
оказался налогом на тех, кто меняет деньги в обменном пункте в небольших        
суммах - от 10 до 100 долларов. Именно поэтому столь незначительны сборы        
этого налога - всего 3 миллиарда на всю страну, и это при том, что ставка       
этого налога 1 процент, и это очень характерно.                                 
                                                                                
При этом здесь прозвучало (но, к сожалению, не было акцентировано внимание),    
что все люди, которые имеют средний достаток и выше, - все они имеют свои       
счета, совершенно нормальные счета в Сбербанке или в банках, и конвертируют     
эти деньги через свои счета, а в этом случае это налогом не облагается. В       
результате мы этот налог фактически сегодня имеем как налог на                  
малообеспеченное население, и поэтому отмена этого налога не приведет к         
существенным, радикальным изменениям налоговой системы, но зато приведет,       
может быть, в небольшой степени, но тем не менее к улучшению их материального   
положения.                                                                      
                                                                                
Поэтому в данном случае, мне кажется, нет отрицательной социальной              
составляющей, а есть вполне определенный прагматический смысл отменить          
ненужный совершенно и, в общем, трудный для администрирования налог.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель Президента Котенков Александр Алексеевич    
хотел бы высказаться по данному закону? (Выкрики из зала.) Нет.                 
                                                                                
Тогда, пожалуйста, заключительное слово. Первый - Михаил Альбертович Моторин,   
потом - Игорь Юрьевич Динес.                                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОТОРИН М. А. Спасибо.                                                          
                                                                                
Я хочу еще раз подтвердить от имени Правительства, что мы признаем, что пять    
лет назад действительно была сделана ошибка. И практика применения этого        
закона показала, что эта ошибка привела к тому, что фискальную роль этот        
налог не сыграл и привел к тем негативным последствиям, о которых здесь уже     
говорилось. Поэтому я совершенно согласен здесь с Георгием Валентиновичем,      
что платят этот налог в основном бедные. Богатые пользуются не наличной         
валютой, а различными карточками. Поэтому и с социальной точки зрения отмена    
этого налога тоже сыграет свою положительную роль. Призываю вас всех            
проголосовать за отмену данного налога.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Юрьевич Динес, хотели бы вы выступить   
с заключительным словом? Что-то я не вижу его. (Выкрики из зала.) Ясно.         
                                                                                
Коллеги, тогда я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы данный законопроект    
принять в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте.                                 
                                                                                
Кто без карточки и желал бы проголосовать?                                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              287 чел.             63,8%                        
Проголосовало против           76 чел.             16,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    363 чел.                                          
Не голосовало                  87 чел.             19,3%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.