Заседание № 26

16.05.2012
Вопрос:

О проекте федерального закона № 211095-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения методики распределения депутатских мандатов" (внесён депутатами Государственной Думы И. В. Лебедевым, С. В. Ивановым, А. А. Пономарёвым, А. А. Андреевым, К. И. Черкасовым, а также Е. А. Вторыгиной в период исполнения ею полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5696 по 5823 из 7316
12-й пункт повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений    
в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на        
участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения         
методики распределения депутатских мандатов". Доклад депутата Государственной   
Думы Сергея Владимировича Иванова.                                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, выступите, а потом объявим "час голосования",         
раньше времени не можем объявлять. Прерывать вас не будем.                      
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
А почему три минуты-то, я не понимаю?                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, выступайте столько, сколько вы считаете          
нужным. После вашего выступления будет "час голосования".                       
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, большое спасибо, что приняли такое решение.     
Вообще, Александр Дмитриевич, когда мы обсуждали бюджетный процесс, депутат     
Макаров сильно возмущался, что депутатов в зале нет, но отвозмущался и          
благополучно ушёл.                                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Здесь? О, вот он! Ну, слава тебе, господи, ладно, тогда хорошо.    
Приношу извинения, Андрей Михайлович, вы обещали и остались, спасибо.           
                                                                                
Коллеги, вот только что мы с вами говорили о единстве правового регулирования   
в стране. Как вы знаете, у нас законом "Об основных гарантиях избирательных     
прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"             
определены основные параметры, в соответствии с которыми по всей нашей          
большой стране проходят выборы. Там определяется, как регистрация проходит,     
как проходит агитация, в том числе в СМИ, и так далее, и тому подобное, также   
в принципе определяется и методика подсчёта голосов, определения результатов    
голосования - это общие правила, которые должны быть одинаковыми для всей       
страны, и здесь, казалось бы, никаких возражений быть не может.                 
                                                                                
Но тут что-то случилось, я не знаю что, но, если есть астрономы в этом зале,    
они подскажут. Видимо, вспышка была на Солнце, солнечный ветер какой-то дошёл   
до нашей матушки-планеты, но с 2009 года по всей стране пошла эпидемия - все    
стали вводить некую систему распределения мандатов под хитрым названием         
"метод Империали". Был такой жучок в Италии, который придумал эту схему, если   
кто не знает, вкратце поясню.                                                   
                                                                                
Когда проходят выборы депутатов Госдумы, применяется обычная пропорциональная   
система подсчёта, кому сколько мандатов достаётся. Сначала целое число          
мандатов распределяется по партиям, а потом недостающие мандаты отдаются той    
партии, у которой после запятой, как вы знаете, большая цифра стоит, - всё      
честно, нормально и справедливо. Но сейчас стали внедрять вот эту систему,      
она внедрена уже в пятидесяти шести регионах из восьмидесяти трёх регионов      
нашей страны. Система эта довольно хитрая. То есть для того, чтобы              
определить, какой партии достанется сколько мандатов по результатам             
голосования, нужно составить целые таблицы Брадиса и потом в этих таблицах      
искать, кому сколько причитается, - муторная вещь, человеку, который не         
знаком с математикой, причём с высшей, сложно разобраться в этом. Если по       
нашей системе, по которой Госдума избирается и заксобрания в нормальных         
двадцати семи регионах, мы можем с вами определить сразу же после окончания     
голосования, зная, сколько каждая партия получила процентов, какое количество   
депутатов будет представлено в заксобрании, то здесь система, повторяю, очень   
и очень сложная.                                                                
                                                                                
В результате мы, депутаты фракции ЛДПР, а также депутаты фракций                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" и КПРФ предложили: давайте всё-таки сделаем везде по      
аналогии с Государственной Думой, введём один общий порядок, то есть            
пропорциональную методику. Ведь, уважаемые коллеги, вдумайтесь: в результате    
этой системы, хитрой очень, получается так, что партия, которая преодолела      
проходной барьер, в результате распределения мандатов по этой схеме может не    
получить вообще ни одного мандата, и такие примеры в истории были.              
                                                                                
Но самая основная, так сказать, плюшка этой схемы какая? Если по нашей схеме,   
по которой мы определяем количество мандатов в Госдуме, всё довольно просто и   
справедливо, то при применении системы Империали вот эти нераспределённые       
мандаты достаются не той партии, у которой после запятой большее число и        
которая соответственно больше голосов получила, а той, которая набрала          
большинство вообще. Вам, уважаемые коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", почему-то        
очень тяжело расставаться с этим принципом, и поэтому вы в большинстве          
регионов внедрили эту схему. Зачем - мне понятно.                               
                                                                                
Мы внесли соответствующие изменения в основной закон о выборах и надеялись на   
поддержку, и в принципе мы эту поддержку получили. Я вам могу сказать, что      
против проголосовало... отрицательные отзывы мы получили только из шести        
субъектов. Одиннадцать субъектов высказались за, из двадцати одного субъекта    
присланы положительные отзывы только от одной ветви власти - либо               
исполнительной, либо законодательной, - вторая это проигнорировала. Мы в        
принципе считаем, что здесь не может быть никаких вопросов и система подсчёта   
распределения мандатов должна быть одинакова по всей стране. Показательным,     
вы знаете, коллеги, является тот факт... Вот Самарская Губернская Дума, она     
всегда у нас впереди планеты всей, они нам прислали отрицательный отзыв, и      
знаете, чем мотивировали? Я не поленюсь зачитать, они пишут, что                
законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта        
Российской Федерации избирает методику распределения депутатских мандатов,      
которую считает более приемлемой и адекватной - заметьте! - историческим,       
культурным, политическим, социальным и экономическим реалиям. То есть не        
тому, как проголосовали избиратели, а, оказывается, она должна учитывать чуть   
ли не национальной состав, исторические традиции. Причём, заметьте, уважаемые   
коллеги, все национальные республики прислали положительные отзывы. Но в        
целом, вообще, у них подход следующий: все вопросы, связанные с организацией    
деятельности законодательного (представительного) органа госвласти субъекта     
России, решаются исходя из исторических, национальных и иных традиций,          
сложившихся в каждом конкретном субъекте. То есть вот вам налицо страусиный     
подход, когда во главу угла ставится не то, как проголосовали избиратели, а     
высасывается из пальца неизвестно что, чтобы оправдать, извините за прямоту,    
банальное воровство мандатов у тех партий, которые на них имеют больше прав.    
                                                                                
Уважаемые коллеги, большая просьба... Да, кстати, мы приглашали на заседание    
нашего комитета представителя Центральной избирательной комиссии. Она           
сказала, что им в принципе было бы, конечно, гораздо легче, если бы в целом     
по всей стране была одна система распределения депутатских мандатов, и не       
смогла дать ответа на вопрос, почему всё-таки в 2009-2010 годах в шестидесяти   
семи субъектах резко вдруг исторические, культурные и прочие традиции           
заставили перейти на непонятную абсолютному большинству избирателей,            
участников избирательного процесса систему Империали?                           
                                                                                
Несмотря на то что сейчас представитель комитета будет говорить, что это всё    
не так и что мы покушаемся якобы, заметьте, на право регионов самостоятельно    
определять своё внутреннее устройство, я думаю, что было бы неплохо, если бы    
все наши региональные заксобрания избирались, как Государственная Дума, и       
мандаты там получали политические партии так же, как и мандаты депутатов        
Государственной Думы. Это как раз и говорило бы о том, что у нас единая         
Россия - намёк понятен, да?                                                     
                                                                                
Спасибо, коллеги.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6089 по 6566 из 7316
Уважаемые коллеги, продолжаем рассмотрение пункта 12 повестки дня. С            
содокладом от Комитета по конституционному законодательству и                   
государственному строительству выступает Вяткин Дмитрий Фёдорович.              
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! По нашему       
мнению, нет смысла вдаваться в подробности двух методик подсчёта голосов, в     
том числе обсуждать достоинства и недостатки метода (которые, вне всякого       
сомнения, имеются), названного именем знаменитого маркиза Империали,            
известного бельгийского политического деятеля. Мы хотели бы обратить внимание   
на иной момент, и, если кратко объяснять позицию комитета, которая достаточно   
подробно изложена в заключении, я должен сказать следующее.                     
                                                                                
В постановлении Конституционного Суда № 7-П от 30 апреля 1997 года указано,     
что представительные органы в субъектах Российской Федерации формируются на     
основе их собственных избирательных законов, что уполномоченные органы          
Российской Федерации и её субъектов должны обеспечивать соответствие общих      
принципов формирования этих представительных органов федеральной Конституции    
и федеральным законам. Это означает, что на законодателях из субъектов лежит    
конституционная обязанность своевременно осуществлять собственное правовое      
регулирование порядка формирования своих органов законодательной власти,        
приводить свои избирательные законы в части, затрагивающей совместное с         
Российской Федерацией ведение (а выборная система, избирательное                
законодательство - это совместное ведение), в соответствие с федеральными       
законами, обеспечивая защиту конституционных прав, в том числе избирательных    
прав граждан.                                                                   
                                                                                
Таким образом, вмешательство федерального законодателя в детали и подробности   
законодательных актов субъектов Российской Федерации, которыми                  
устанавливаются особенности проведения выборов (в том числе особенности         
подсчёта голосов и определения количества депутатских мандатов, достающихся     
той или иной партии, которая участвует в выборах), не приветствуется, это       
находится всё-таки в ведении субъектов Российской Федерации. Исходя из этого    
принципа, из принципа федерализма и разделения компетенции между федеральными   
органами власти и органами власти субъектов Российской Федерации, комитет       
рекомендует палате отклонить указанный проект закона.                           
                                                                                
Спасибо за внимание. (Шум в зале.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я прошу потише немножко.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы к докладчикам? Есть.                                            
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция ЛДПР.     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Фёдорович, ну, мы с вами работаем в одном комитете, и я       
прекрасно понимаю, что на сегодняшний день других доводов, чтобы отклонить      
этот законопроект, кроме как назвать это вмешательством во внутренние дела      
суверенных субъектов Российской Федерации, нет, поэтому в связи с этим          
вопрос. Не так давно по инициативе президента мы приняли законопроект,          
который обязывает при выборах в законодательные органы субъектов с числом       
депутатов больше двадцати использовать смешанную избирательную систему.         
Скажите, вы не считаете, что это тоже вмешательство в систему выборов           
законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации?      
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Игорь Владимирович, всё-таки в заключении комитета,      
справедливости ради надо сказать, в любом случае не идёт речь ни о каком        
суверенитете субъектов Российской Федерации. Действительно, есть определённые   
рамки компетенции субъектов Российской Федерации, органов федеральных, к коим   
мы и относимся, и эти рамки определены Конституцией. И Конституционный Суд,     
комментируя те или иные нормативные акты, рассматривая их в соответствии с      
Конституцией, готовил, представлял определённые суждения по этому поводу. Я     
могу сказать, что вот та система, о которой вы говорите, когда федеральный      
законодатель (то есть мы с вами) определил необходимость избрания как минимум   
половины депутатов представительных (законодательных) органов субъектов         
Российской Федерации по пропорциональной системе, то есть по партийным          
спискам, была признана конституционной, и других решений нет.                   
                                                                                
Посему мы считаем, что здесь нет никакого противоречия, и мы не вторгались      
тогда в компетенцию законодательных органов субъектов.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич.                               
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Вначале я хотел другой вопрос задать, но в связи с ответом на     
предыдущий вопрос у меня возникло желание задать такой вопрос. Вот Дмитрий      
Фёдорович, уважаемый содокладчик, говорил о том, что мы вторгаемся или не       
вторгаемся в сферу деятельности органов законодательной (представительной)      
власти, которые самостоятельно - путём принятия законов - устанавливают для     
себя систему выборов, но, мне кажется, глагол "вторгаемся" здесь не совсем      
приемлем. Всё-таки мы депутаты Государственной Думы, мы представляем палату     
парламента, и мы вполне можем действовать цивилизованным путём, никуда не       
вторгаться, а принимать федеральные законы, причём Конституция нас таким        
правом наделяет. А я напомню, что в соответствии со статьёй 72 Конституции в    
совместном ведении Российской Федерации находится установление общих            
принципов организации системы органов государственной власти, в том числе       
установления той или иной избирательной системы, системы по формированию        
высшего законодательного (представительного) органа субъекта Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Алексей Николаевич, а в чём вопрос-то?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Видимо, ответ уже получен, да? Хорошо.                    
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич.                                                       
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, исходя из теории математической        
статистики, в данном случае при распределении мандатов по формуле Империали,    
выигрывает то избирательное объединение, которое получило наибольшее            
количество голосов избирателей, и сравнительный анализ в приведённой в          
пояснительной записке таблице это подтверждает. Понятно, что до недавнего       
времени партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ" практически во всех субъектах при этом методе    
распределения выигрывала. Ситуация меняется, и нет гарантий, что в скором       
времени эта партия не начнёт проигрывать и, соответственно, она может           
перестать получать выгоду от этого распределения. Тогда ваш комитет может       
опять попасть в неприятную ситуацию, как это было с единым днём голосования     
или с отзывом членов избирательной комиссии, что предлагала фракция ЛДПР. У     
вас сначала была одна позиция, но после того, как президент выразил позицию,    
созвучную с позицией партии ЛДПР, она поменялась. Вот не боитесь ли вы в        
очередной раз попасть в неприятную ситуацию?                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, не боимся.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Больше вопросов нет.                                                            
                                                                                
От фракции КПРФ выступает депутат Шурчанов Валентин Сергеевич.                  
                                                                                
Включите микрофон, пожалуйста.                                                  
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, вопрос очень серьёзный. Докладчик Иванов, представляя        
законопроект, совершенно правильно отметил все положительные свойства этого     
законопроекта. С другой стороны, я не могу согласиться с уважаемым Дмитрием     
Фёдоровичем, который говорит, что это право самих субъектов. Дело в том, что    
Конституция Российской Федерации устанавливает равные права для всех            
политических партий и всех граждан, и в конечном итоге вот этот метод           
Империали, который сегодня используется в большинстве субъектов Российской      
Федерации, действительно нарушает принцип равенства, заложенный в               
Конституции.                                                                    
                                                                                
Я приведу простой пример. 4 декабря прошли выборы в Государственный Совет       
Чувашской Республики. "ЕДИНАЯ РОССИЯ" набрала 44,87 процента, а остальные три   
партии, прошедшие в парламент, набрали в совокупности 49,81 процента, а в       
конечном итоге при распределении по методу Империали двадцати двух              
депутатских мест "ЕДИНАЯ РОССИЯ", набравшая приблизительно 45 процентов,        
получила двенадцать депутатских мандатов, а три партии, которые набрали почти   
50 процентов голосов, - только десять. Вот здесь как раз самое главное          
нарушение Конституции Российской Федерации. Более того, когда я работал         
Председателем Госсовета Чувашской Республики, был прецедент: Конституционный    
Суд Российской Федерации распустил Госсовет первого созыва в связи с тем, что   
число избирателей в избирательных округах при выборах Государственного Совета   
первого созыва якобы было неравным. Почему же, с одной стороны,                 
Конституционный Суд России распускает парламент, если число избирателей в       
избирательных округах не соответствует федеральным законам и нормам, а с        
другой стороны, в данном случае мы ссылаемся на то, что субъекты сами вправе    
принимать решение?                                                              
                                                                                
Я считаю, что было бы очень правильным неравенство голосов исключить, и наша    
фракция, фракция Компартии Российской Федерации, проголосует за данный          
законопроект, потому что это справедливо, это обеспечит равные права, и в       
конечном итоге это будет способствовать развитию демократии, ибо нельзя         
строить нормальное социальное демократическое правовое государство, пользуясь   
разными методами оценки и подхода, и тем более подведения итогов выборов для    
разных политических партий.                                                     
                                                                                
Мы будем голосовать за этот законопроект.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
В оставшееся у фракции КПРФ время выступит депутат Кашин Борис Сергеевич.       
                                                                                
КАШИН Б. С. Большое спасибо.                                                    
                                                                                
Я даже не знал, что сегодня будет рассматриваться этот законопроект, но в       
своё время депутат Иванов меня, как математика, попросил с этими методами       
познакомиться. Он, конечно, немножко драматизировал, преувеличил сложность      
вот этой системы Империали, но я хочу сказать: можно доказать, как теорему,     
что в большинстве случаев эта система работает в пользу крупной партии, и это   
будет чисто математический результат. Мы могли бы сегодня сделать небольшой,    
но шаг в пользу повышения справедливости, если бы комитет работал нормально,    
а не так, как он работает. Они говорят о том, что общие принципы должны быть    
учтены, - так вот давайте и сделаем шаг в этом направлении! А по их логике в    
регионе можно принять решение, чтобы крупной победившей партии отдавать         
вообще все мандаты - это тоже будет воля региона. Это, вы знаете, просто        
нежелание вдаваться в суть дела и очередная неспособность переступить через     
команду сверху. А как математик, я хочу отметить, что мы сейчас очень, я бы     
даже сказал, позорное решение принимаем, следуя заключению комитета.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции ЛДПР кто будет выступать? Диденко?                                   
                                                                                
Депутату Диденко включите микрофон.                                             
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Поскольку этот законопроект разработан при непосредственном       
участии депутатов фракции ЛДПР - также в его разработке принимали участие,      
как было сказано, представители фракции Компартии, - мы будем его               
поддерживать.                                                                   
                                                                                
О чём хотелось сказать? Очень приятно, что рассматривается законопроект,        
который касается именно методики распределения мандатов в субъектах             
Российской Федерации, но я хотел бы ещё на один момент обратить внимание -      
почему-то это ни в докладе, ни в содокладе не прозвучало, - на то, что          
методика распределения депутатских мандатов по методу делителей, то есть по     
системе Империали, в настоящий момент распространяется и на уровень             
муниципалитетов. Как вы знаете, в соответствии со 131-м законом численность     
депутатов местного законодательного органа в лучшем случае достигает тридцати   
пяти человек, при этом в большинстве случаев только половина депутатов          
избирается по пропорциональной системе. Так вот, по этому методу, методу        
делителей, - я думаю, депутат Кашин меня поправит, если я ошибусь, - чем        
меньшее число мандатов распределяется, тем более высока цена этого              
нераспределённого мандата. Ну, это просто сущая глупость, подобный метод        
использовался при распределении мандатов в федеральный парламент в фашистской   
Италии. Правильно было сказано, Империали бельгиец, а не итальянец, но этот     
метод был в фашистской Италии изначально использован.                           
                                                                                
И сейчас на территории всего земного шара лишь Бельгия этот метод использует    
на федеральном уровне и порядка, по-моему, трёх - пяти земель в Федеративной    
Республике Германия. Весь цивилизованный мир от этого метода отказался, и на    
родине Империали, в Бельгии, идёт широкая дискуссия в настоящий момент о том,   
чтобы от этого метода отказаться на федеральном уровне. Мы же почему-то         
откопали в новом веке этот метод откуда-то со свалки мировой истории и          
мировой правовой мысли и пытаемся внедрить его не на федеральном уровне, а на   
региональном, где максимум сто депутатов, и цена этого мандата крайне велика.   
Это здесь нераспределёнными остаются восемьдесят - сто мандатов, а там, в       
регионах и в муниципалитетах, это один-два мандата, и они достаются, как        
правило, партии, которая побеждает на выборах, не оппозиции.                    
                                                                                
Но что такое нераспределённые голоса? Это голоса тех партий, которые не         
преодолели заградительный барьер, то есть тех мелких партий, оппозиционных      
партий, у которых довольно специфический избиратель: это те люди, которые ни    
при каких обстоятельствах не будут голосовать за партию, которая получает       
первое место. Мы все понимаем, о какой партии идёт речь. Я считаю, что это не   
то что не соответствует историческим, культурным, социальным, экономическим,    
национальным и политическим реалиям в субъектах Федерации, это противоречит     
здравому смыслу. Мы забираем нераспределённый мандат, который в совокупности    
набирают вот те самые недовольные горожане или креативный класс, и просто       
нагло, законодательным методом, как сказал депутат Иванов (я с ним готов        
согласиться), воруем этот мандат и передаём в пользу партии, которая и так      
набрала большинство и представлена в парламенте, представляет это большинство   
избирателей. Ну это просто противоречит здравому смыслу! Почему не закрепить    
в уставах и в законах субъектов, что при определении методики распределения     
депутатских мандатов не нужно руководствоваться историческими и культурными     
принципами, а нужно руководствоваться принципами логики формальной и            
принципами здравого смысла? Это совершенно объяснимо. Правильно депутат Кашин   
сказал, он, как математик, наверняка сможет разработать такую методику          
распределения мандатов, что недовольные горожане-бюргеры будут забирать более   
половины депутатских мандатов. Такую методику можно внедрить, и такая           
методика будет где-нибудь, в какой-то Магаданской области, большинством от      
оппозиции принята однократно, и в их интересах будет сохранить эту норму,       
поскольку они будут из года в год избираться и получать по этой системе         
большинство голосов. С точки зрения Конституции и разделения полномочий,        
распределения полномочий между Федерацией и субъектами всё будет верно - это    
дело субъекта. Они установят такую систему, что, в случае если партия           
набирает 5 процентов голосов, она получает 90 процентов мандатов. Формулой,     
методом деления или каким-то там квадратом, корнем третьей степени...           
Какой-то формулой это можно определить, я вас уверяю, я не математик,           
гуманитарий, но наверняка знаю, что это можно сделать. Если подходить к         
закону с точки зрения формалиста и буквоеда, можно ввести такую формулу, и у    
нас побеждать будут 5 процентов населения, они будут представлены               
большинством в соответствующем парламенте. Поэтому, уважаемые коллеги,          
хотелось бы всё-таки руководствоваться здравым смыслом, и внедрять подобный     
метод на уровень муниципалитета... Ну, вообще, у нас цивилизованная Европа      
пропорциональную систему для местного самоуправления не применяет.              
                                                                                
Хорошо, президент сказал, справедливо было отмечено, что в представительные     
органы муниципалитетов, где двадцать и более депутатов, внедряется              
пропорциональная система. Что стало происходить? Здесь все из регионов, все     
это знают. Повально стали вносить изменения в уставы муниципальных              
образований и, поскольку 131-й закон это позволяет, есть определённая вилка     
по численности населения, стали делать вместо двадцати девятнадцать человек.    
Ну, абсолютный волюнтаризм и формальный подход к делу: всё подгоняется под      
какие-то конкретные нормы, фильтр мы подгоняем под уже сложившиеся              
представительства в муниципалитетах. Все же понимают, что не хватает            
депутатов даже у всей оппозиции, для того чтобы выбрать единого кандидата.      
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас руководствоваться при голосовании здравым          
смыслом. Очень приятно с многоуважаемыми коллегами из Комитета по               
конституционному законодательству и государственному строительству общаться     
где-то вне стен зала пленарных заседаний, где идёт научная дискуссия, где       
можно выслушать их личную точку зрения или позицию как учёного, как человека,   
который имеет определённый жизненный опыт, но такое впечатление, что когда      
они входят в этот зал и сидит куратор из аппарата фракции, то они вынуждены     
отказаться от принципа формальной логики и здравого смысла и руководствуются    
исключительно партийной дисциплиной. Я думаю, что здесь законы формальной       
логики должны всё-таки превалировать и вы должны голосовать за позицию          
фракции ЛДПР. Прошу вас всех одуматься, опомниться и поддержать                 
представленный проект закона.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" кто будет выступать? Есть необходимость? Нет, уже    
депутат Вяткин выступал.                                                        
                                                                                
От "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ"? Депутат Руденко, пожалуйста.                          
                                                                                
Депутату Руденко включите микрофон.                                             
                                                                                
РУДЕНКО А. В. Спасибо, Александр Дмитриевич.                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, недавно общался с одним иностранцем, выяснилось, что у нас   
в России до сих пор ещё все ходят в ушанках, а по улицам бродят медведи. И      
действительно, у нас получается так, что мы, по-моему, до сих пор ходим в       
лаптях, тем более в нашем избирательном законодательстве. Понимаете, в чём      
дело? Вот у нас такой интересный нонсенс возникает: когда мы рассматривали      
выборы губернаторов и внедряли там муниципальный фильтр, внедряли фильтр глав   
администраций, мы не нарушали никоим образом Конституцию, по мнению комитета,   
хотя тем самым мы ограничили права наших граждан, тех, рядовых, которые могли   
бы избираться, но теперь уже не изберутся и не выдвинут себя в губернаторы.     
                                                                                
Что мы рассматриваем в данном законопроекте? Что внесли коллеги, и в том        
числе коллеги из нашей фракции? Я согласен, мы можем бесконечно давить на       
психологию наших людей, мы можем насаждать мнение, что у нас единая Россия,     
она незыблема и осталась единственная партия, которая могла бы существовать.    
Мы, многие люди моего возраста, всё это видели семьдесят лет. Если вы           
рассчитываете, что семьдесят лет "ЕДИНАЯ РОССИЯ" ещё будет существовать, то     
замечательно, но, вы знаете, мы можем таким образом нашу страну оттолкнуть      
ещё на семьдесят лет дальнейшего неразвития.                                    
                                                                                
Я вот сегодня с ужасом наблюдал, что многие коллеги не понимают, - а мы ведь    
вступаем в ВТО - многие не знают, что такое стандарты качества, не знают, что   
такое качество продукции, не знают, какие существуют международные стандарты.   
И как только западный рынок придёт в июле к нам сюда, в Россию, первыми         
посыплются наши сельхозники, из которых ни один ещё не получил продукцию на     
уровне стандарта 22000 по принципам ХАССП. Понимаете, в чём дело? То же самое   
мы делаем с нашим избирательным законодательством. Мы берём, как правильно      
сказал коллега Диденко, самые отсталые методы и пытаемся искусственно создать   
квалифицированное большинство депутатов "ЕДИНОЙ РОССИИ" в любом                 
представительном органе, мы пытаемся любым образом внедрить в уставы            
различные... По пропорциональной системе можно выбирать, если в                 
законодательном органе не менее двадцати депутатов, - давайте сделаем           
девятнадцать. Поэтому, конечно, можно бесконечно долго говорить о том, что      
всё-таки "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просуществует семьдесят лет...                         
                                                                                
Дорогие коллеги, я всё прекрасно понимаю, но нельзя насаждать нации теорию      
одной-единственной партии, давайте всё-таки не будем считать, что россияне      
такие глупые и действительно ходят по улицам летом в валенках и ушанках. Эта    
система, которая предусматривает определённые квоты, даёт шанс маленьким        
партиям, и это, кстати, в 2008 году (законопроект был внесён в 2009-м, если     
меня коллеги не поправят, по-моему, Сергей Владимирович, в 2009-м) было         
оговорено в послании президента. Мы с вами все в декабре 2011 года слушали      
ещё одно послание президента, в котором президент сказал: давайте создадим у    
нас в России множество маленьких партий. Мы их создали, а теперь этим           
законопроектом мы лишаем их права получить хотя бы один мандат. Так зачем мы    
говорим "а", если потом не говорим "б"? Почему мы тут же режем наши хорошие     
начинания, коллеги?                                                             
                                                                                
Я ещё раз к вам обращаюсь: вы внимательно подумайте... Я не знаю, кто           
всё-таки во фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" согласовывает данные законопроекты, я       
понимаю, что существует специальная политтехнологическая группа, но, если       
президент говорит, что он должен внести законопроект и вносит, мы его           
рассмотрели и он уже подписал этот закон, в соответствии с которым у нас        
будут маленькие партии численностью пятьсот человек, которые будут              
участвовать в октябрьских выборах, то почему сейчас мы их лишаем любых          
мандатов? Зачем же мы тогда их обманываем, зачем людям создавать партии и       
выходить на выборы, если они не получат ничего, ни одного мандата?              
                                                                                
Наша фракция присоединяется к коллегам, которые внесли данный законопроект, и   
будет голосовать за.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершили. Ставлю на голосование...                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините. У автора законопроекта есть желание             
выступить? Пожалуйста.                                                          
                                                                                
Депутату Иванову включите микрофон.                                             
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Вы что думаете, я вас так просто отпущу? Нет.                      
                                                                                
Коллеги, давайте всё-таки точки над "i" расставим. Сейчас содокладчик,          
уважаемый Дмитрий Фёдорович, пугал нас всех решением Конституционного Суда.     
Мы всё-таки с ним коллеги и входим в состав Комитета по конституционному        
законодательству и государственному строительству. Надеюсь, что для многих из   
вас не будет секретом тот факт, что Конституционный Суд не рассматривает те     
вопросы, которые перед ним не ставят. Уверяю вас, уважаемые коллеги, что вот    
этот вопрос перед Конституционным Судом не стоял. То, на что ссылаются          
представители комитета в своём заключении, звучит совершенно по-другому.        
Конституционный Суд проверял на соответствие Конституции указа президента "О    
порядке переноса срока выборов в законодательные (представительные) органы      
государственной власти субъектов Российской Федерации", и говорить, что на      
основании этого решения Конституционного Суда наш законопроект якобы нарушает   
Конституцию, - ну, это, извините меня, как сравнивать небо и землю. Это         
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Уважаемые коллеги, правильно вот депутат Кашин сказал, давайте тогда    
вообще отменим закон "Об основных гарантиях избирательных прав...", если, по    
мнению комитета... Мы разве на что-то, вообще, покушаемся? Мы вам что,          
устанавливаем, какое количество депутатов должно быть, как они должны себя      
вести, как называться, в каком соотношении должны быть там руководящие          
должности расписаны? Ничего близко даже нет! Мы устанавливаем правила - как     
проводить выборы, как агитировать и как считать голоса, вот и всё. Какое        
здесь может быть "покушение"? Что за термины такие здесь применяются? Это       
что, единая Россия, если у нас, извините, как в Штатах будет: здесь можно       
лошадь привязывать возле бара, а в соседнем штате за это штраф вам              
выписывают? Вы извините, но для меня Россия - это единая страна, и выборы       
должны быть везде одинаковы.                                                    
                                                                                
Поэтому, уважаемые коллеги, ещё раз говорю: партийная дисциплина - вещь,        
конечно, хорошая, но вы, вместо того чтобы принимать, как вчера, вот эти вот    
истеричные заявления и давить на следствие, с таким же упорством, достойным     
лучшего применения, взяли бы да потребовали уголовного преследования всех       
тех, кто нарушал порядок подсчёта голосов на выборах, и тогда бы всё это не     
привело к тому, что люди выходят на улицы. Вот этого вы не сделали. Комиссия    
до сих пор не может приступить к работе, потому что саботируют, абсолютно не    
хотят работать, не хотят проверять все эти факты. А вы здесь начинаете          
говорить, что, типа, никак нельзя покушаться на суверенитет регионов. Вы так    
доведёте до того, что у нас в каждом регионе... Вспомните, как мы добивались    
того, чтобы у нас хотя бы единообразно назывались эти органы. У нас             
Государственных Дум по стране сколько было? Четыре или пять. Теперь делаем      
элементарную вещь - приводим в порядок методику подсчёта голосов, но вы даже    
это сделать не хотите. Ну давайте тогда установим, что это будет указом         
губернатора делаться. Тоже нормально - все же у нас суверенные.                 
                                                                                
Поэтому, уважаемая "ЕДИНАЯ РОССИЯ", ещё раз говорю: уж, пожалуйста, давайте     
здравый смысл включим и проголосуем за этот закон. Никакого нарушения           
партийной дисциплины здесь нет, тем более что, ещё раз говорю, в комитете       
этот вопрос в принципе практически в подвешенном состоянии оказался, и многие   
ваши коллеги по фракции тоже считают, что мы предлагаем абсолютно правильные    
вещи. Вы даже в этом элементарном вопросе не хотите встать на сторону           
оппозиции. Мы это предлагаем не потому, что мы оппозиция, а потому, что это     
позиция элементарного здравого смысла.                                          
                                                                                
Ну в конце концов, сколько можно вот так себя вести? Просим вас: повесьте       
табличку с указанием фракционной принадлежности депутата - нет, не сделаем,     
просим сделать пропуска третьей формы для регионов - нет, не сделаем, мы        
здесь хозяева! Как билеты покупать по 60 тысяч до Казани, потому что у нас      
там единственный перевозчик, хотя билет 20 тысяч стоит, - это пожалуйста, как   
мотаться, ёлки-палки, неизвестно куда, две недели работаем здесь, а две         
недели... На комитетской неделе вы много работаете? Ездите неизвестно куда!     
Так что давайте, коллеги, возьмитесь за ум!                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства?.. Нет больше желающих выступить?      
Есть желающие?                                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Гильмутдинов. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И. Уважаемые коллеги, сегодня целый день ЛДПР выступает с       
какой-то информацией, которая не соответствует действительности.                
                                                                                
Сергей Владимирович, мы с вами вместе летали в Казань: огромное количество      
самолётов и ни одного билета за 60 тысяч рублей. Ну вы немножко выбирайте       
информацию, давайте подходите, я готов ответить. Ну ведь неправильно это!       
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, потише, пожалуйста.                    
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на          
участие в референдуме граждан Российской Федерации" в части определения         
методики распределения депутатских мандатов".                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 45 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              206 чел.45,8 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    231 чел.                                          
Не голосовало                 219 чел.48,7 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6947 по 6953 из 7316
ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Для стенограммы: по пункту 12 Шлегель, Клинцевич и Макаров голосовали против.   
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, зафиксируйте, пожалуйста, в секретариате.