Заседание № 104
О проекте федерального закона № 210859-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (в целях повышения энергетической эффективности объектов технического регулирования и приведения норм закона в соответствие с нормами Соглашения ВТО по техническим берьерам в торговле).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 13, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Доклад члена Комитета по экономической политике и предпринимательству Владимира Ростиславовича Мединского. Пожалуйста, включите микрофон. МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! К третьему чтению комитетом подготовлены поправки к закону "О техническом регулировании", смысл которых сводится к дальнейшей синхронизации закона с нормами ВТО, а также обеспечению повышенных требований к энергетической эффективности при принятии технических регламентов. Законопроект прошёл лингвистическую экспертизу и полностью готов к принятию. Комитет по экономической политике просит поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Ростиславович, здесь менялась страница, вы скажите что-то по этому поводу. Включите микрофон ещё раз. МЕДИНСКИЙ В. Р. Да, здесь в процессе подготовки произведены некоторые технические уточнения, согласованные с комитетом, законопроект в предложенном варианте к принятию готов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Выносим проект федерального закона на "час голосования".
Ставится на голосование в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (пункт 13 повестки дня). Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 16 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 57 чел.12,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 372 чел. Не голосовало 78 чел.17,3% Результат: принято Принято.
ПУГАЧЁВА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, для стенограммы: по пункту 13 депутат Жолобов голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Принимаем к сведению.
Заседание № 103
О проекте федерального закона № 210859-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (в целях повышения энергетической эффективности объектов технического регулирования и приведения норм закона в соответствие с нормами Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 18, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Докладывает Владимир Ростиславович Мединский, член Комитета по экономической политике и предпринимательству. МЕДИНСКИЙ В. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" внесён Правительством России и принят в первом чтении 24 июня. Законопроект направлен на исполнение указа президента о некоторых мерах по повышению энергетической и экологической безопасности, основная цель его также сближение с нормами ВТО и соглашения по техническим барьерам. При подготовке законопроекта ко второму чтению были приняты поправки, носящие в основном уточняющий характер, за исключением поправки 4, содержательной, из таблицы принятых поправок, суть которой состоит в том, чтобы ускорить прохождение технических регламентов. Всего к законопроекту поступило пятнадцать поправок, восемь из них комитетом рекомендуется к принятию, семь - к отклонению. Прошу поддержать принятие законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Восемь рекомендованных к принятию поправок, настаивает ли кто-то на их обсуждении? Ставлю на голосование таблицу 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 56 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 313 чел. Не голосовало 137 чел.30,4% Результат: принято Таблица принята. Таблица 2 - семь поправок к отклонению. Настаивает ли кто-то на обсуждении этих поправок? Нет. Ставлю на голосование таблицу 2. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 30 мин. 30 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 1 чел.0,2% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел.29,8% Результат: принято Принимается таблица. Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" во втором чтении. Пожалуйста, голосуйте. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 31 мин. 02 сек.) Проголосовало за 315 чел.70,0% Проголосовало против 48 чел.10,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел.19,3% Результат: принято Принято.
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". По пункту 17, второе чтение, по таблице 1, рекомендованных к принятию поправок, Клинцевич голосовал за, и пункту 27, второе чтение, по таблице 1, рекомендованных к принятию поправок, Дубровин голосовал за, и Попов Сергей Александрович по пункту 18, второе чтение, по таблице 1 голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Раиса Васильевна.
Заседание № 101
О проекте федерального закона № 210859-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" (в целях повышения энергетической эффективности объектов технического регулирования и приведения норм закона в соответствие с нормами Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 24. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Владимира Юрьевича Саламатова. Пожалуйста. САЛАМАТОВ В. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вы имеете на руках проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании". Он лаконичный, но очень важный, его внесло Правительство Российской Федерации. Этот законопроект предусматривает три очень важных момента. Первое. В качестве цели технического регулирования указывается обеспечение энергоэффективности. Теперь, в случае принятия этого законопроекта, в каждом техническом регламенте должны быть указаны конкретные требования, направленные на повышение энергоэффективности продукции, на которую он распространяется. Второе положение, которое предлагается в этом законопроекте, связано с гармонизацией нашего законодательства с нормами и правилами Европейского союза и Всемирной торговой организации. И третий момент, ещё одно основание для принятия этого законопроекта - это учёт правоприменительной практики, практики применения закона "О техническом регулировании". Там целый ряд положений, но одно из них, на мой взгляд, является принципиально важным - там записано, что Правительство Российской Федерации должно обеспечить бесплатный доступ через электронные средства массовой информации любого пользователя к тем национальным стандартам и сводам правил, которые используются в целях обеспечения данного технического регламента. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад от комитета сделает Железняк Сергей Владимирович. ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо большое, Любовь Константиновна. Уважаемые коллеги, комитет Государственной Думы по экономической политике рассмотрел проект федерального закона № 210859-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании", внесённый Правительством Российской Федерации. Законопроектом предусматривается внесение изменений, направленных на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", на сближение норм закона с нормами соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле и на уточнение отдельных положений закона. Комитет по экономической политике и предпринимательству поддерживает законопроект. Есть замечания, которые будут учтены ко второму чтению. Учитывая социальную и государственную важность данного законопроекта, мы также предлагаем принять постановление о принятии законопроекта в первом чтении с сокращённым сроком подачи поправок - в трёхдневный срок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Есть вопросы. Запишитесь, пожалуйста. Покажите список. Семь. Давайте по одному от фракции. Соглашаемся с предложением? Есть предложение: по одному вопросу от фракции по всем оставшимся законопроектам, в том числе и по тому, который обсуждаем. Кто за это предложение? Прошу проголосовать. ИЗ ЗАЛА. Кто его сделал, это предложение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Любовь Константиновна Слиска. ИЗ ЗАЛА. А вы не имеете права! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Имею право, я депутат. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 09 мин. 09 сек.) Проголосовало за 309 чел.98,1% Проголосовало против 6 чел.1,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 315 чел. Не голосовало 0 чел.0,0% Результат: принято Принято. От фракция КПРФ кто задаёт вопрос? Гостев Руслан Георгиевич, пожалуйста. Микрофон у вас включён. ГОСТЕВ Р. Г. Спасибо. Вопрос первому докладчику. Как вы смотрите на то, что необходимо в тех моментах, которые вы доложили, значительно усилить экоэкологический фактор? Экоэкологический фактор. Я думаю, что вы поняли термин. САЛАМАТОВ В. Ю. В законопроекте предлагается термин "энергоэффективность". Мы считаем, что энергоэффективность как бы содержит в себе и ресурсосбережение, и одновременно малое потребление ресурсов при использовании данного вида продукции. Впрямую и косвенно это, безусловно, имеет отношение к экологической ситуации в сторону её улучшения. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, давайте полемику не будем устраивать, коротко: вопрос - ответ. От ЛДПР у нас не было записавшихся на вопросы. А, Рохмистров Максим Станиславович, извините. Пожалуйста. РОХМИСТРОВ М. С. Традиционно, Любовь Константиновна, вы меня не замечаете. У меня вопрос к Владимиру Юрьевичу. Владимир Юрьевич, вот здесь по энергоэффективности палка-то... У нас всё оборудование, которое производится на территории Российской Федерации, ни в какое сравнение именно по энергоэффективности не идёт с тем, которое производится на территории стран Запада, ну, других стран, будем так говорить. Этим самым не подкладываем ли мы большую свинью отечественным производителям? САЛАМАТОВ В. Ю. Спасибо за вопрос. Технический регламент имеет такую особенность, точнее, возможность поэтапного введения или усиления требований безопасности или требований в данном случае энергоэффективности. И безусловно, при формировании этих требований мы учитываем вопросы, связанные с поддержкой российского производителя. При этом, если формулируются конкретные требования, в частности, по энергоэффективности, которые вступят в силу в 2011, 2012, 2015 годах, это есть не что иное, как сигнал российской промышленности, для того чтобы иметь чёткие ориентиры собственного развития. Поэтому мы считаем, что это никоим образом не скажется негативно на промышленности, наоборот, мы покажем, каким путём нужно идти для повышения её конкурентоспособности не только на внутреннем, но и на международном рынке. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "Справедливая Россия". Депутат Гартунг, ваш вопрос. ГАРТУНГ В. К. Спасибо. Уважаемый Владимир Юрьевич, вопрос следующий. Мне бы хотелось, чтобы вы развернули понятие энергоэффективности и чтобы это в дальнейшем было прописано, потому что если оно в такой краткой формулировке останется, то это может быть использовано как способ влияния на рынке как против отечественных производителей в целом, так и против каждого российского производителя. Мы не против того, чтобы вводить критерий энергоэффективности, но мы против того, чтобы это было использовано против нашей промышленности. САЛАМАТОВ В. Ю. Спасибо большое за вопрос. Я считаю, что он абсолютно уместен, но хочу обратить ваше внимание на то, что депутат Комарова с группой депутатов внесла в Государственную Думу законопроект об энергоэффективности, который уже рассмотрен в первом чтении. В этом законопроекте даются чёткие формулировки этого понятия, и поэтому в законе "О техническом регулировании", который, безусловно, не должен подменять данный законопроект, должны лишь определяться основные цели, то есть должна быть уточнена цель технического регламента и определена необходимость в каждом конкретном техническом регламенте формулировать чёткие требования к продукции, для того чтобы она могла быть энергоэффективной. Одновременно с этим, я напоминаю, технический регламент может вводить действия по энергоэффективности поэтапно, по мере готовности российской промышленности изготавливать ту продукцию, которая действительно становилась бы всё лучше и лучше и влияла бы на экологию Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Все вопросы закончились. Присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Есть желающие. Пожалуйста, кто первым будет выступать? Но мы договорились: по три минуты на выступления. По пять минут - это решение было принято только по постановлениям. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поднимите стенограмму, Игорь Владимирович, если вам не лень, и прочитайте, пожалуйста. Романов Валентин Степанович, пожалуйста, три минуты. РОМАНОВ В. С. Дума принимает разные законы. Иногда мы сталкиваемся в острой полемике, но понимая, что суть есть. В данном случае мне даже жаль наше время. Само по себе словесное обозначение "энергоэффективность" абсолютно ничего не меняет для России, а реалии таковы. Сегодня идёт закрепление сырьевого придатка России, и даже последняя торжественная ода о том, что мы с Китаем на 50 миллионов тонн нефти выходим (там получается 100 миллиардов долларов и так далее), это подтверждает. Пока Россия будет ориентироваться на массированную добычу и продажу сырьевых ресурсов, никакой реальной борьбы не будет за энергоэффективность. Второе. Идут годы, идёт процесс старения основных фондов, оборудование в России, как и инфраструктура, продолжает изнашиваться. В среднем износ оборудования составляет 60-65 процентов. Чего себя обманывать, что при таком состоянии производства и производственных единиц мы можем чего-то добиться? Мы подписываем соглашение в Киото в то время, когда мир, так сказать, наращивает шаги в сторону действительно интеллекта и инновационных технологий. Вообще, поразительная вещь, сколько цинизма в жизни России наблюдается в последние годы. С одной стороны, говорим, что мы вступили в геополитическую острейшую конкурентную борьбу в ХХI веке, где интеллект должен всё определять, говорим, в частности, об энергоэффективности, а с другой стороны, равнодушно смотрим на то, как идёт процесс вытеснения бесплатного образования, а это значит, что сужается потенциал нации до только богатой части, которая может платить. И так куда ни повернись. Я повторяю: от этого закона хуже не будет и лучше не будет. В своё время фракция Компартии выступала с очень решительных позиций, отвергая саму идею разгрома многолетней системы стандартизации контроля государства, но коли доигрались до того, что осталось только 10 процентов государственных предприятий, то почему не заменить технические жёсткие нормы, которые регулировались и контролировались, на закон о стандартизации? Ещё раз хочу вспомнить, что в своё время, когда этот базовый закон по техническому регулированию проходил через наш комитет, нам говорили, что надо сорок три закона принять. Темп принятия законов медленный. Сколько раз мы здесь сталкивались с представителями ряда комитетов, которые в строительстве, так сказать, кощунственные шаги предпринимали, чтобы техрегулирование быстрее пришло на смену системе лицензирования и системе жёсткого контроля. Мы ещё хлебнём горюшка с высотными зданиями, с плотинами, с сооружениями высокой технологической сложности и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция ЛДПР, Рохмистров Максим Станиславович. РОХМИСТРОВ М. С. В последнее время мы в Государственной Думе очень часто играем словами и потом пожинаем плоды того, что здесь сами наваяли. Вот у нас был красивый законопроект о защите конкуренции. Надо защищать конкуренцию? Надо, говорили депутаты. А что получили? Получили как всегда. На сегодняшний день статья 621 Гражданского кодекса отменена нашим с вами законом. И добросовестные арендаторы у нас находятся, извините, в отхожем месте: никому не продлевают договор аренды. А всё потому, что каждый чиновник по-своему трактует закон о конкуренции. Даже политические партии... Вот тут ещё "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не продлевала договора аренды своих помещений, где депутаты работают. Но вы ещё столкнётесь с тем, что вас не будут регистрировать. Нам уже отказывают. И здесь то же самое. Надо ли поднимать энергоэффективность? Надо, но не в сегодняшней кризисной ситуации, когда господин Кудрин говорит, что длинные деньги в экономике появятся только тогда, когда люди принесут их сберегать в банки, когда представитель Госкорпорации "Ростехнологии" говорит: а мы не можем ничего сделать, потому что у нас нет денег, нам их никто не даёт. А для того чтобы развивать новые технологии, нанотехнологии и всё остальное, деньги нужны длинные, на которые можно поднимать и вводить новые образцы. Например, стоимость одной машины в Германии - 1 миллиард долларов, и они два-три года её разрабатывают. А здесь мы говорим о том, что надо перекроить всю нашу промышленность и сделать её энергоэффективной. Никогда она не была энергоэффективной, ни в 11-м, ни в 12-м, ни в 13-м... А с учётом того, что мы сегодня утвердили кандидатуру Председателя Центрального банка, который совершенно чётко сказал: не даём мы кредиты и давать не будем, будем наблюдать, может быть, когда-нибудь и займёмся этим делом. Так что на сегодняшний день у нас кризис в стране и не время, извините меня, принимать правила игры, принятые ВТО. Надо свою экономику хоть как-то на плаву поддержать. Если мы им не даём деньги, как мы будем с них требовать, чтобы они что-то меняли, производственные циклы, и вводили новое оборудование? Да они на старой производственной базе ничего выпустить не могут, потому что без работы, половина заводов работает два часа в неделю. А мы сегодня говорим, что надо поэтапно вводить. Неужели мы собственными руками будем душить собственную экономику? Не время для этого закона. Нужен закон? Нужен, но не сейчас, не сегодня. Когда будет рост экономики, когда у нас будут доступные кредиты для реального сектора экономики, когда будут длинные деньги, которые позволят разрабатывать предприятиям новое технологическое оборудование, вводить его в строй и конкурировать на равных с членами ВТО, тогда, наверное, и надо будет принимать данную поправку к закону. Я предостерегаю просто, чтобы нам не пришлось пожинать плоды, которые обычно пожинаем после принятия таких законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От "Справедливой России" - депутат Емельянов. Пожалуйста. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемые коллеги, мы не будем поддерживать этот законопроект и призываем вас его не поддерживать. Первое. Вызывает возражение само увязывание принятия технических регламентов и энергоэффективности: технические регламенты принимаются, для того чтобы обеспечить безопасность продукции и определённых производственных процессов, энергетическая эффективность к этому не имеет никакого отношения, тем более чёткого понятия нет. Энергетическая эффективность, как вы понимаете, обеспечивается экономическими механизмами - конкуренцией, стимулированием энергосбережения и так далее. И сама энергетическая эффективность - это комплексное понятие, которое отражает определённый уровень экономики, его невозможно ввести законом. Смысл этого закона и смысл введения требований к энергоэффективности один - отсечь нашему отечественному производству возможность продавать свою продукцию, поскольку заведомо завышенные требования по энергоэффективности поставят наших производителей в условия, когда они такие механизмы, такие приборы производить не смогут, то есть опять будет стимулироваться закупка импортной техники, - в этом только и есть смысл законопроекта. Мне бы хотелось, чтобы в заключительном слове докладчик от правительства ответил на такой вопрос. Я попросил экспертов найти директиву ЕС, где бы определялось понятие энергетической эффективности. Докладчик сказал, что это гармонизация с законодательством ЕС. Вот мои эксперты не нашли. Может быть, докладчик скажет, в какой конкретно директиве ЕС есть понятие энергетической эффективности? По моим данным, такой директивы не существует. Тогда что с чем мы гармонизируем? И в этом случае, если это действительно так, мы создаём трудности и при сертификации импортной продукции: на какой основе мы её будем сертифицировать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы закончили с выступлениями. Есть ли желание высказаться с заключительным словом? Нет. У представителя президента нет замечаний? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 23 мин. 24 сек.) Проголосовало за 309 чел.68,7% Проголосовало против 66 чел.14,7% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7% Результат: принято Принято.