Заседание № 261
17.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 210142-3 "О лотереях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2654 по 2666 из 8694
Третье чтение. Проект федерального закона "О лотереях". Задорнов Михаил Михайлович. С места. ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Вся необходимая юридическая и лингвистическая правка проведена. Просьба поддержать законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы к докладчику? Нет. На "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2869 по 2886 из 8694
Приступаем к голосованию. Уважаемые депутаты, прошу вас быть внимательными. Так, закон "О лотереях", пункт 4. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять его в третьем чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 26 сек.) Проголосовало за 401 чел. 89,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел. 10,9% Результат: принято Принимается.
Заседание № 259
14.10.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 210142-3 "О лотереях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1922 по 2052 из 6995
Пожалуйста, пункт 8 повестки дня - проект федерального закона "О лотереях". Доклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Михаила Михайловича Задорнова. Пожалуйста, Михаил Михайлович. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам провел большую работу по подготовке законопроекта ко второму чтению. В этой работе мы руководствовались постановлением Государственной Думы, в котором были выделены ключевые недостатки проекта, представленного в первом чтении. Я остановлюсь на основных моментах, которые доработаны. Во-первых, обеспечение более полной правовой защиты участников лотереи, то есть простых граждан. Что сделано для этого? Во-первых, усилена ответственность организатора, то есть именно организатор лотереи отвечает, грубо говоря, за всё перед участниками лотереи, перед государством. Поэтому только юридические лица, а не физические могут быть организаторами лотереи согласно проекту, подготовленному ко второму чтению. Более четко, до деталей, прописаны порядок выдачи и отзыва разрешения на проведение лотереи и уведомительный порядок проведения стимулирующих лотерей (дополнительная статья об обязательной аудиторской проверке и организаторов, и операторов лотерей). И наконец, прямо в закон (хотя мы спорили об этом с нашим Правовым управлением, но мы в конце концов убедили в этом правительство) включена административная ответственность за нарушение законодательства о лотереях. Поскольку сейчас, я напомню, вообще нет никакого закона, то мы считаем, что нужно в самом законе достаточно жестко прописать ответственность за его нарушение. Помимо этого, уточнен понятийный аппарат закона, дана более четкая классификация лотерей, выделены их основные виды. Прописан отдельно, как нам и было указано в замечаниях президента, порядок проведения стимулирующих лотерей, и отдельными статьями регулируется проведение всероссийской, региональных и муниципальных лотерей. Уточнен порядок направления целевых отчислений от государственных лотерей. Это был один из наиболее спорных вопросов. Он специально обсуждался и в комитете несколько раз, и с представителем правительства. И сейчас заложена следующая схема. В законе предполагается, что от всероссийской лотереи целевые отчисления поступают в федеральный бюджет и в полном объеме направляются на те социально-культурные мероприятия, предложения по которым правительство вносит нам на рассмотрение вместе с проектом бюджета и которые мы утверждаем вместе с проектом бюджета. На последних совещаниях была достигнута договоренность с правительством о том, что отчисления от всероссийской лотереи в пропорции 70 на 30 будут разделены между мероприятиями спорта и культуры, то есть вот эти две сферы получат соответственно дополнительное финансирование за счет данного источника. В законопроект добавлена статья об участии кредитных организаций в проведении лотерей, также уточнена статья Гражданского кодекса, которая и определяет порядок проведения лотерей. Это, может быть, нетрадиционно для нас, не предусмотрено нашим Регламентом, но поскольку мы достаточно долго, еще летом, работали над вторым чтением, то мы получили официальный отзыв правительства на законопроект, вынесенный на второе чтение, он роздан в зале, и это позитивный отзыв. Правительство поддерживает представленный Комитетом Государственной Думы по бюджету и налогам проект федерального закона. Точно так же мы работали очень тесно с ГГПУ Президента Российской Федерации, и замечания ГГПУ вошли также в этот текст. Для этого мы и уточнили текст перед вторым чтением на специальном заседании комитета. Просьба, уважаемые коллеги, поддержать таблицы отклоненных и принятых комитетом поправок и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок, рекомендованных комитетом к принятию? Нет вопросов. Ставится на голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок, сведенных в первую таблицу. Включите режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 12 мин. 28 сек.) Проголосовало за 300 чел. 66,7% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел. 33,3% Результат: принято Согласились с предложением комитета. По таблице поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, есть вопросы? Нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок, рекомендованных комитетом к отклонению. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом в части отклонения поправок? Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 17 сек.) Проголосовало за 317 чел. 70,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел. 29,6% Результат: принято Согласились с предложением комитета в части отклонения поправок. Ставится на голосование принятие законопроекта во втором чтении. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 13 мин. 55 сек.) Проголосовало за 351 чел. 78,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел. 22,0% Результат: принято Принимается законопроект во втором чтении. Спасибо, Михаил Михайлович.
Заседание № 250
21.06.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 210142-3 "О лотереях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 355 по 364 из 6057
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция Либерально-демократической партии России. Поскольку у нас укороченный рабочий день, я предлагаю закон, который совершенно не является актуальным, пункт 8, "О лотереях", снять, перенести на осень. У нас очень много важнейших законов, и не надо подыгрывать тем, кто наживается. Я обоснование дам при обсуждении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, хорошо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 474 по 541 из 6057
КУЗИН В. В., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые коллеги, просьба вопрос номер 8, проект федерального закона "О лотереях", перенести на осень. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номер 8 перенести на осень. Но сейчас при обсуждении бюджетный комитет выскажет свою позицию. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский, по пункту 8. Задорнову приготовиться. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Лучше бы Задорнову не готовиться для ответа, потому что он уже на Совете Думы нам пытался навязать - и навязал! - включение вопроса в повестку дня. При этом была позиция Правительства, что это нежелательно, перенести на осень. Вчера уже этот вопрос я озвучивал. Но почему-то разыграли вариант, что вроде бы о чем-то договорились. О чем можно ночью договариваться?! У нас уже был октябрь 1917 года и август 1991 года! Вот эти ночные переговоры, или согласованности, ничего не дают! Никакой актуальности нет у этого закона. Это мафия играет в лотерею, а народ ничего не получает. Ни одного человека не встретил за последние десять лет, кто бы что-либо выиграл. Но десятки миллионов долларов идут в Чечню, в том числе на вооружение, идут за рубеж, идут на подкуп, на коррупцию! И мы еще хотим этот вопрос... Надо закрывать все лотереи сейчас, нам сейчас не до лотерей! У нас каждый день в Москве открываются казино, Михалков приватизировал кино, открывает фестиваль каждый год, гуляет на Пушкинской площади. Кино должно быть для народа, и лотереи народу не нужны. Хватит его обманывать! Обманывали сказками о коммунизме, сказками о свободе, теперь еще играем в лотерею. На всех каналах идут розыгрыши: "Алчность", "Стань миллионером". Никто миллионером не станет, никаких выигрышей нет нигде! Поэтому я предлагаю перенести вопрос на осень и вообще, может быть, даже поставить вопрос не о регулировании этого процесса, а о прекращении обмана людей, потому что ни одна лотерея не является честной, всё направлено как вариант Мавроди. Мавроди в тюрьме, давайте и авторов этого законопроекта тоже отправим туда же, чтобы они подумали, как можно столько лет обманывать людей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Михаил Михайлович Задорнов. ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО". У нас опять дежа-вю. Вчера мы уже утром этот вопрос обсуждали. Напомню Владимиру Вольфовичу: закон внесен Правительством Российской Федерации. И этот закон как раз направлен на то, чтобы деятельность, которая, как справедливо он говорит, не всегда проводится легально, поставить под контроль государства. И когда мы будем обсуждать закон, вы увидите, что есть очень жесткие нормы ответственности, госрегулирования. Как раз эта деятельность ставится именно под контроль. Видимо, этого так опасается Владимир Вольфович, ему нравится, чтобы она по-прежнему была вне всякого закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы рассмотрение пункта 8 перенести на осень? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 09 мин. 30 сек.) Проголосовало за 231 чел. 51,3% Проголосовало против 40 чел. 8,9% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 273 чел. Не голосовало 177 чел. 39,3% Результат: принято Перенесли на осень.
Заседание № 249
20.06.2003
Вопрос:
О проекте федерального закона № 210142-3 "О лотереях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 554 по 556 из 9901
Исключить пункт 16 из повестки дня, законопроект "О лотереях". Обоснование при обсуждении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 924 по 1001 из 9901
А, простите, второй вопрос - по пункту 16. Жириновский Владимир Вольфович. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Действую в соответствии с Регламентом. Один вопрос - внести (депутаты не внесли, потому что им не хочется, так сказать, чтобы хорошо освещали их деятельность, им нужно, чтобы их деятельность искажали. Ну, это понятно, это уже заметно десять лет), а второй вопрос - это пункт 16, проект федерального закона "О лотереях". Он давно уже у нас в процессе обсуждения, и самое главное, что вчера на Совете Думы даже Правительство предложило перенести его на осень. И непонятно стремление комитета по бюджету ускорить принятие данного закона. Все лотереи - это легализованный обман наших граждан, никто там ничего не выигрывает. Наживают десятки и сотни миллионов долларов ежегодно, всё это мафиозные структуры, чаще всего нерусской национальности, и эти деньги используются во вред Российскому государству. Мы напрямую финансируем через эти лотереи криминальные группировки в стране и усиливаем коррупцию. Поэтому я предлагаю учесть позицию Правительства России. И меня удивляет, что ставится вопрос о вотуме недоверия Правительству. Центристы голосуют против, а не за это, но когда это Правительство требует у них дополнительных функций, полномочий и принять или не принять какой-то закон, центристы вчера отказали Правительству России. Вот такая позиция мне непонятна. Или вы снимайте с себя наименование проправительственной фракции, пропрезидентской, переходите в оппозицию, или не мешайте работать тому Правительству, которое вы оставили у власти, не поддержав вотум недоверия. Вот поэтому я прошу пойти навстречу Правительству и этот закон перенести на осень, как это и просил представитель Президента. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Андрей Викторович Логинов. Потом Задорнов. ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые депутаты! Мы действительно разделяем озабоченность, которая сложилась вокруг обсуждения законопроекта "О лотереях" во втором чтении, но я хочу подтвердить, что по результатам последних согласований, которые закончились вчера поздно вечером, Правительство согласилось с теми поправками, которые комитет предлагает вынести на отдельное голосование при обсуждении этого законопроекта. Таким образом, мы можем, действительно, сегодня поставить точку в обсуждении этого крайне сложного законопроекта, которое продолжается уже более двух лет. Поэтому мы просим рассмотреть его сегодня - это наша позиция, согласованная с Администрацией Президента, - сразу после законопроектов налогового блока и зафиксировать время для этого законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Задорнов Михаил Михайлович, от комитета по бюджету. ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО". Ну, во-первых, о точке зрения Правительства уже всё сказано. Во-вторых, я хочу добавить, что закон подготовлен полностью в соответствии с Регламентом и давно уже был разослан депутатам. И в-третьих, именно отсутствие закона "О лотереях" приводит к тем явлениям, о которых справедливо говорил уважаемый Владимир Вольфович, а именно к криминальным проявлениям, к черному налу, как в любой сфере, которая абсолютно не регулируется законом. Приняв закон, мы должны поставить точку именно на этих нелегальных лотереях и контроле порой криминала над некоторыми лотереями. Поэтому именно скорейшее принятие закона положит конец негативным явлениям в этой сфере. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Кто за то, чтобы закон исключить из повестки? Правительство и комитет по бюджету против. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 22 мин. 46 сек.) Проголосовало за 66 чел. 14,7% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 72 чел. Не голосовало 378 чел. 84,0% Результат: не принято Закон остается в повестке.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1658 по 1681 из 9901
ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Мы не поставили на голосование предложение представителя Правительства. Он же предложил пункт 16 рассматривать сразу после налогового пакета, но сейчас это будет уже после зубовского закона об ипотеке, поскольку у нас идут целым блоком эти законы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы зафиксировать законопроект "О лотереях" после рассмотрения закона, который был предложен депутатом Зубовым? Пожалуйста, голосуйте. А он, по-моему, так и идет, Михаил Михайлович. Нет? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 54 мин. 03 сек.) Проголосовало за 260 чел. 57,8% Проголосовало против 3 чел. 0,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 263 чел. Не голосовало 187 чел. 41,6% Результат: принято Принято.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9148 по 9156 из 9901
БЕЛОУСОВ А. Н., депутатская группа "Народный депутат". Уважаемые депутаты, нам предстоит сейчас рассмотреть очень сложный закон "О лотереях". Этот закон содержит очень много тонких вещей. Этому было посвящено несколько заседаний бюджетного комитета. И я понимаю, что все здесь сейчас устали, и разобраться в тех деталях, которые представлены в этом законе, мы просто не в состоянии. Поэтому я предлагаю перенести этот закон на более поздний срок, на сентябрь.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9203 по 9219 из 9901
Ставлю на голосование предложение Белоусова исключить из повестки дня законопроект "О лотереях". Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 44 мин. 31 сек.) Проголосовало за 290 чел. 64,4% Проголосовало против 30 чел. 6,7% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел. 28,9% Результат: принято Исключили из повестки дня пункт 16.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9236 по 9247 из 9901
ЖУКОВ А. Д. Уважаемые коллеги, я понимаю, что вечер уже, все устали, планы свои, но закон "О лотереях" подготовлен, по нему есть мнения и Правительства, и Администрации Президента. Ну, что ж, придется его завтра рассматривать, как и те вопросы, которые мы сегодня не успели рассмотреть, но очень жаль просто, что у нас целый день просидел представитель Правительства сегодня и мы, к сожалению, так и не смогли подойти к этому закону. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Предложение? ЖУКОВ А. Д. Предложение - включить в повестку дня на завтра, как и все остальные законы, которые сегодня не рассмотрели.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 9272 по 9329 из 9901
Предложение Жукова, я думаю, завтра обсудим при утверждении повестки дня. Проголосовать? Хорошо. Ставлю на голосование палаты предложение о внесении в завтрашнюю повестку дня законопроекта "О лотереях". Перенос его из сегодняшней повестки на завтра. Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 47 мин. 52 сек.) Проголосовало за 221 чел. 49,1% Проголосовало против 77 чел. 17,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел. 33,8% Результат: не принято Решение... (Выкрики из зала.) Не успели? Кто за то, чтобы вернуться к голосованию? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 48 мин. 28 сек.) Проголосовало за 244 чел. 74,2% Проголосовало против 85 чел. 25,8% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 329 чел. Не голосовало 0 чел. 0,0% Результат: принято Вернулись к голосованию. Кто за то, чтобы по предложению депутата Жукова перенести из сегодняшней повестки дня в завтрашнюю законопроект "О лотереях"? Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (19 час. 49 мин. 09 сек.) Проголосовало за 251 чел. 55,8% Проголосовало против 87 чел. 19,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел. 24,9% Результат: принято Принято.
Заседание № 209
19.12.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 210142-3 "О лотереях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1062 по 1064 из 4183
Пункт 5 повестки дня. Законопроект первого чтения, проект федерального закона "О лотереях". Доклад...
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1081 по 1391 из 4183
Итак, проект федерального закона "О лотереях". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Беллы Ильиничны Златкис. Пожалуйста, Белла Ильинична. (Шум в зале.) Уважаемые коллеги, Белла Ильинична Златкис выходит на трибуну, успокойтесь, пожалуйста. ЗЛАТКИС Б. И., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Проект федерального бюджета "О лотереях" разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и с учетом опыта проведения лотерей в Российской Федерации и за рубежом. Законопроект основан на принципе прозрачной для общества технологии проведения лотерей, предусматривает контроль за использованием целевых отчислений на финансирование социально значимых областей жизни общества, таких, как здравоохранение, наука, культура и спорт. Основная цель закона - это ввести основные понятия, применяемые в лотерейной сфере. Проектом закона предусматриваются такие основные понятия, как "организатор" и "учредитель лотереи". И применительно и к организатору, и к учредителю лотереи дается полное определение того, кто может выступать в этих качествах. Организатором лотереи в соответствии с тем проектом, который мы сегодня рассматриваем, может выступать непосредственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование либо лицо, зарегистрированное в Российской Федерации и получившее разрешение на право проведения лотереи. Оператором лотереи (это уже хозяйственная деятельность) может быть лицо, зарегистрированное в Российской Федерации и имеющее необходимые технические и правовые основания работать с организатором лотереи. Для определенных типов лотерей исходя из того проекта, который мы сегодня рассматриваем, предусмотрены определенные права и ограничения. Всероссийская государственная лотерея проводится Правительством Российской Федерации через уполномоченный орган, и только эта лотерея может проводиться в режиме он-лайн, то есть в режиме реального времени на всей территории Российской Федерации. На этот вид лотереи предусмотрена государственная монополия, поскольку она предполагает наиболее широкое распространение лотерейных билетов без препятствий как с технической, так и с юридической стороны. Всероссийская лотерея - это несколько уже, чем Всероссийская государственная лотерея, по способу проведения лотереи. Она проводится федеральными органами исполнительной власти, она проводится всероссийскими, международными некоммерческими организациями, общественными объединениями по разрешению уполномоченного органа Правительства Российской Федерации. Может проводиться на всей территории Российской Федерации без всякого ограничения. Такого рода лотерея проводится обязательно с участием оператора лотереи, который отвечает за соблюдение всех правил, которые для оператора и для лотереи предусмотрены. Международная лотерея отличается от первых двух не столько методами действий на территории Российской Федерации, сколько составом участников, которые, как предполагается, будут участвовать в этой лотерее. В ней могут участвовать иностранцы, но она должна происходить как на территории Российской Федерации - это обязательно, - так и на территории других стран. Предполагается наличие региональной и муниципальной лотерей, и, конечно, их регулирование должно осуществляться соответствующими органами исполнительной власти. Что еще чрезвычайно важного решает данный закон? Данный закон предполагает, что лотереи проводятся в целях добровольного привлечения средств участников лотерей в качестве дополнительного источника финансирования социально значимых программ, что финансово подтверждается одной из статей указанного проекта, в которой твердо называется минимальная необходимая часть собранных ресурсов, которая направляется на оговоренные, или означенные, организаторами лотереи цели. В соответствии с проектом запрещается проводить какие-либо лотереи для поддержки политических партий, движений, политических деятелей и в других целях предвыборной пропаганды. Те обязательные нормативы, которые должны соблюдаться участниками лотерейного процесса в соответствии с тем проектом, который мы сейчас рассматриваем, относятся к величине призового фонда лотереи и к целевым сборам, которые участники лотерейного процесса должны перечислять на означенные организаторами лотереи цели, и это не менее 10 процентов. Чтобы вы имели представление о сегодняшних лотереях: как правило, перечисляются 2-3 процента на те цели, которые обозначены в качестве основных целей проведения лотереи. Данный проект предполагает, что это будет не менее 10 процентов. Ну и второй норматив: не менее 50 процентов средств должно направляться на выплату выигрышей, но в то же время не более 80 процентов. Почему не более 80 процентов? Потому, что, как предполагается, лотереи должны сохранять ликвидность, то есть возможность в любой момент выплачивать выигрыши и оплачивать хозяйственные расходы, которые существуют в лотерейном бизнесе. Поэтому нам представляется, что больше 80 процентов (и это мировой опыт) невозможно сделать. Вот, пожалуй, те основные новации, которые вводятся. В них нет ничего сенсационного. Примерно на таких же принципах была организована лотерея в Советском Союзе. Она давала довольно значительные средства для спортивного движения - это лотерея "Спортлото" и другие спортивные лотереи. Очень значительные средства она давала для культурного фонда. И это были достаточно технологические лотереи. Некоторые средства собирались, если кто-то помнит, 30-копеечной лотереей Министерства финансов Российской Федерации. Они составляли одну сотую часть доходов бюджета. На первый взгляд кажется, что это не очень много, но на самом деле, если представить себе, как объемен бюджет и какая иногда идет борьба за каждые 10 миллионов рублей, сумма эта все-таки значительная. Вот, пожалуй, всё, что предлагается. Есть положительные заключения Правового управления Аппарата Государственной Думы и Главного государственно-правового управления Президента. Ну, есть некоторые рекомендации (наверное, мы это сейчас услышим) и некоторые редакции профильного комитета - Комитета по бюджету и налогам. Надо сказать, что, когда этот проект рассматривался соответствующим комитетом с привлечением экспертов, мы пришли к выводу, что, конечно, между первым и вторым чтениями понятийный аппарат следует несколько уточнить. Мы вполне согласились с депутатами, которые высказывали сомнения на предмет того, что понятийный аппарат должен быть больше раскрыт. Поэтому мы думаем, что над законопроектом в этом плане между первым и вторым чтениями, над юридической частью, следует поработать. Большое спасибо. Я, пожалуй, закончила. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад заместителя председателя Комитета по бюджету и налогам Михаила Михайловича Задорнова. Пожалуйста, Михаил Михайлович. ЗАДОРНОВ М. М., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Зачем вообще нужен закон о лотереях? Дело в том, что это один из видов деятельности, который в новой России никак законодательно не регулируется, то есть действуют указ Президента начала 90-х годов и постановление Правительства, которое наделяет Министерство финансов правом выдавать даже не лицензии, а разрешения на проведение тех или иных лотерей на срок и в той форме, которые сам Минфин и устанавливает. Проще говоря, эта деятельность законодательно не регулируется или очень слабо регулируется, следствием чего, я уверен, являются все те полулегальные по сути лотереи, которые проводятся сегодня и от которых государство практически не имеет никаких доходов, и все издержки, которые связаны с этим. Данный законопроект соответственно направлен на то, чтобы установить правовые рамки данного вида деятельности, роль государства, организаторов лотерей, операторов, четко определить распределение средств от данного вида деятельности. Мы считаем, что законопроект, который представлен Правительством, при определенной доработке решает данную задачу. В каком направлении мы предлагаем, рассмотрев этот вопрос в комитете, вести данную доработку? Первое направление Белла Ильинична сейчас обозначила. Понятийный аппарат должен быть уточнен, поскольку там есть достаточно расплывчатые нормы типа "устойчивый рентабельный уровень" и "достаточная для понимания норма", то есть вещи, которые надо гораздо четче конкретизировать. Кроме того, дать четкое определение понятий "организатор лотереи", "оператор лотереи" и определить соответственно роль государства в этом процессе. Второе направление. Мы считаем, что ответственность государства не должна быть полной по тем суммам, которые появляются в ходе проведения той или иной лотереи, то есть мера этой ответственности - полномочия государства, порядок выдачи разрешений (или лицензий) на этот вид деятельности - должна быть более четко прописана в законе. В точно такой же детальной проработке нуждается распределение средств от лотереи. В Думе, вы знаете, обсуждалась идея налога на этот вид деятельности, и соответствующие предложения были внесены рядом депутатов. Призовой фонд - не менее 50 процентов - определен уже в данном проекте закона. Требуется более четкое определение, что такое отчисления, которые идут на цели лотереи, их природа, размер... Таким образом, вся финансовая цепочка, так же как и организационная, должна быть четко закреплена в данном законе. Если мы будем дорабатывать данный законопроект, то, совершенно очевидно, мы должны вносить поправки в Гражданский кодекс, поскольку в двух статьях Гражданского кодекса дается понятие лотерей и определяется степень участия в них государства и других юридических лиц. Необходимо абсолютно четкое соответствие закона "О лотереях" Гражданскому кодексу. Мы считаем, что нужно вносить поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации. Наконец, необходимо и в этом законе, и в законах об административно-уголовной ответственности, в Уголовном кодексе предусмотреть санкции, которые будут применяться к недобросовестным участникам этого вида деятельности, то есть к нарушителям законов. Сейчас, по сути, ни механизма контроля, законодательно закрепленного, ни санкций за нарушение законодательства нет. Принимая этот закон, с нашей точки зрения, мы должны внести и такие изменения - предусматривающие ответственность недобросовестных участников лотереи. Соответственно, если этот закон будет вступать в силу через какое-то время - через полгода, год, - необходимо предусмотреть в переходном периоде механизмы включения действующих операторов лотереи, действующих лотерей в новое правовое поле, поэтому механизмы переходного периода также должны получить отражение в данном законе. Как видите, предложения комитета направлены на доработку представленного Правительством законопроекта. Мы считаем, что вполне возможно это сделать. Более того, вот эти направления, о которых я сказал, были обсуждены и в принципе поддержаны представителями Правительства во время обсуждения данного законопроекта в Комитете по бюджету и налогам. Просьба поддержать правительственный законопроект в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Подождите, Михаил Михайлович, может быть, вопросы будут. Законопроект первого чтения. Есть ли вопросы к докладчикам? Есть один вопрос. Пожалуйста, депутат Динес. Только говорите сразу, к кому вопрос. ДИНЕС И. Ю., фракция "Единство". Вопрос к Михаилу Михайловичу. Уважаемый Михаил Михайлович, предлагаемые в данном законопроекте государственные монополии на отдельные виды лотереи, в частности, как заметила Белла Ильинична, на лотереи, проводимые в режиме он-лайн, то есть в режиме реального времени, напрямую не предусмотрены нормами Гражданского кодекса. Кроме того, в случае реализации этой нормы... Она предполагает, что государство в лице Министерства финансов через федеральный бюджет несет полную ответственность по обязательствам оператора государственной лотереи. Учитывая, что бюджет для нас - это существенная часть работы Государственной Думы, я хотел бы знать ваше видение того, как следует относиться к этой норме, следует ли идти по пути изменения Гражданского кодекса и каким образом мы сможем обеспечить защиту бюджета в случае возникновения проблем у государственного лотерейного оператора. Спасибо. ЗАДОРНОВ М. М. В комитете обсуждался этот вопрос. Сама норма о том, что должна быть монополия государства на некоторые, скажем, он-лайн, лотереи, не подвергалась на комитете сомнению никем. И соответственно, как я уже сказал, при доработке предполагается внесение идентичных норм и в законопроект "О лотереях", и в Гражданский кодекс, то есть эти два закона должны полностью соответствовать друг другу. С точки зрения ответственности государства как раз обсуждался механизм, при котором бюджет не должен нести полной ответственности в случае возникновения проблем у оператора. Должны быть встроенные механизмы, гарантии, которые исключают потери для государства. Судя по мировой практике, как правило, это те или иные формы депонирования достаточно больших объемов средств при проведении тендера на участие той или иной компании, того или иного оператора в качестве оператора именно государственной лотереи. То есть в любом случае этот вопрос, как я уже сказал в своем выступлении, нуждается в абсолютно четкой трактовке в законе, чтобы не допускать никаких двусмысленностей и тем более потерь для бюджета. Вот что я могу сказать в ответ на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, Михаил Михайлович. Есть ли желающие выступить? Желающий выступить только один. Пожалуйста, депутат Вульф. (Шум в зале.) Я спрашивал: есть ли вопросы? Один желающий задать вопрос был - депутат Динес. Пожалуйста, депутат Вульф. ВУЛЬФ А. Ю., фракция "Союз Правых Сил". Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Закон "О лотереях", безусловно, актуален, безусловно, назрел и имеет важное значение, так как в настоящее время проводится действительно огромное количество различных мероприятий, которые можно отнести к лотереям, с вовлечением значительной части населения Российской Федерации. Для того чтобы установить прозрачность данного процесса и понятность для населения лотерей, в целях прежде всего защиты прав потребителей и интересов потребителя законопроект сам должен быть однозначным и понятным, чего, к сожалению, на сегодняшний день нет. Нет, в частности, перечня всех мероприятий, которые относятся к лотереям, и, как следствие, нет ясности того, что же в конечном итоге данный законопроект регулирует. Например, относится ли к сфере лотерей, подпадает ли под действие данного закона тотализатор или нет? И так далее. Кроме того, нет ясности, какие лица юридические и физические могут проводить лотереи. Перечень, приведенный в законопроекте, явно неполон, так как в нем написано, что лотереи могут проводить власти различного уровня и некоммерческие организации. При этом совершенно очевидно, что в соответствии с этим законопроектом проведение лотереи со всеми вытекающими оттуда последствиями является очевидной коммерческой деятельностью, и при этом именно некоммерческие организации являются организаторами лотерей по проекту данного закона. В-третьих, выделяют государственные всероссийские, просто всероссийские и поощрительные лотереи. Правоотношения, с ними связанные, в законопроекте пересекаются, и четко не выделено каждое направление данного вида лотереи, при этом отсутствуют в данном процессе, на мой взгляд, и четкость, и ясность, и прозрачность. Есть достаточно много замечаний по проекту закона у Правового управления. На мой взгляд, очень интересные замечания на этот счет были розданы депутатам Государственной Думы приблизительно недели две тому назад и по ящикам, и в зале заседаний. У председателя подкомитета по физической культуре и спорту депутата Кузина есть, на мой взгляд, целый ряд достаточно трезвых, достаточно интересных и в высшей степени полезных как с точки зрения защиты прав потребителя, так и с точки зрения интересов российского спорта больших достижений предложений. На мой взгляд, все-таки, несмотря на все существующие недостатки, данный законопроект можно принять в первом чтении. Однако очень хотелось бы, чтобы все голоса, все замечания как профильного комитета, как Правового управления, так и людей, которые представляют физическую культуру и спорт в нашей России, все-таки были услышаны и приняты в качестве поправок ко второму чтению. При условии учета этих поправок, думаю, данный законопроект можно принять. Он будет важным для всей индустрии. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, желающих выступить больше нет. Законопроект первого чтения, поправок к проекту постановления тоже нет. Ставится на голосование: принять проект федерального закона "О лотереях" в первом чтении. Комитет по бюджету рекомендует его принять. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 02 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2% Проголосовало против 2 чел.0,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Законопроект принимается.
Заседание № 206
11.12.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 210142-3 "О лотереях".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6606 по 6624 из 6884
По ведению, Задорнов. ЗАДОРНОВ М. М. Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! У нас осталось как раз, если это будет перенесено, четыре постановления, все достаточно важные, и первым среди законопроектов, рассматриваемых в первом чтении, стоит законопроект "О лотереях". Он не только внесен Правительством, он, кроме того, один из приоритетных. Если сегодня его не рассмотрим, дальше у нас будет транспорт 15-го, энергетика - 18-го, он отодвигается у нас фактически... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. "О лотереях", пункт 39. ЗАДОРНОВ М. М. Пункт 39. Вот у меня просьба сейчас продлить заседание для рассмотрения вот этого только вопроса кроме постановлений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Михайлович, согласно нашему Регламенту, а сегодня у нас среда, если мы приступим к рассмотрению, мы можем его рассматривать без специального продления.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6636 по 6653 из 6884
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, сначала я ставлю на голосование предложение депутата Задорнова о том, чтобы сейчас рассмотреть пункт 39 повестки. Пожалуйста, пункт 39, "О лотереях". Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 52 мин. 05 сек.) Проголосовало за 204 чел. 45,3% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 206 чел. Не голосовало 244 чел. 54,2% Результат: не принято Не принято.