Заседание № 133
О проекте федерального закона № 210089-8 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения эффективности организованных торгов национальными валютами, а также механизма осуществления расчётов в национальных валютах).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Аркадий Николаевич Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Глубокоуважаемые коллеги-депутаты, настоящий законопроект был принят во втором чтении 20-го числа. Комитет по финансовому рынку полностью подготовил законопроект к третьему чтению, получены все необходимые согласования, пройдены экспертизы. Комитет по финансовому рынку просит поддержать законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 17 мин. 19 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 324 чел. Не голосовало 126 чел.28,0 % Результат: принято Закон принят. Переходим к рассмотрению законопроектов во втором чтении.
Заседание № 131
О проекте федерального закона № 210089-8 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения эффективности организованных торгов национальными валютами, а также механизма осуществления расчётов в национальных валютах; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и Федеральный закон "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Аркадий Николаевич Свистунов. Пожалуйста. СВИСТУНОВ А. Н., фракция ЛДПР. Спасибо, Иван Иванович. Уважаемые коллеги, законопроект в первом чтении был принят 21 декабря 2022 года. За это время к нему поступило пять поправок, все они рекомендуются комитетом к принятию, сведены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию. Комитет просит поддержать настоящий законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Аркадий Николаевич. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 22 мин. 52 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 23 мин. 16 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Аркадий Николаевич Свистунов. СВИСТУНОВ А. Н. Спасибо, Иван Иванович. Комитет просит поставить настоящий законопроект на рассмотрение в третьем чтении 22 июня нынешнего года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Принимается.
Заседание № 88
О проекте федерального закона № 210089-8 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения эффективности организованных торгов национальными валютами, а также механизма осуществления расчётов в национальных валютах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
34-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об организованных торгах" и статью 12 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В настоящее время право участвовать в организованных торгах на российской валютной бирже и доступ к ним имеют только российские участники. Этот законопроект предлагает расширить перечень участников за счёт кредитных организаций, за счёт финансовых институтов из дружественных стран. Перечень таких стран будет определять Правительство Российской Федерации, оно же будет вести реестр организаций, которые будут участвовать в торгах. При этом Центральный банк может устанавливать дополнительные требования к таким институтам, для того чтобы исключить всевозможные негативные случаи при участии в торгах. Предоставление доступа соответствующим институтам из дружественных стран позволит расширить доступ, причём более такой эффективный, дешёвый доступ к валюте дружественных стран, для того чтобы эту валюту использовать для внешнеэкономической деятельности. Хотел бы для сведения сказать: у нас торги валютой дружественных стран составляли до спецоперации 0,5 процента, а сейчас увеличились до 34 процентов, торги юанем увеличились в 41 раз, турецкой лирой - в 17 раз, белорусским рублём - в 110 раз, казахстанским тенге - в 12 раз. То есть спрос на эти торги большой, и доступ иностранных институтов в этих торгах позволит удешевить соответствующие операции для наших участников внешнеэкономической деятельности. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич. Коллеги, вопросы есть? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, проектом закона предусматривается возможность допуска иностранных кредитных организаций и иностранных брокеров к участию в организованных торгах иностранной валютой и производными финансовыми инструментами, базисным активом которых являются валюта и процентные ставки, об этом сказали. Однако мы не можем контролировать аффилированность иностранных кредитных организаций и брокеров, там, третье, четвёртое плечо, и не можем доподлинно знать их конечных бенефициаров. Какие в связи с этим предлагаются механизмы противодействия нежелательному иностранному вмешательству недружественных стран в торговлю валютой и финансовыми инструментами? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Я уже сказал о том, что не все подряд зарубежные организации смогут участвовать в таких торгах, будет вестись специальный реестр, и включать в этот реестр будут по специальному решению Правительства Российской Федерации. Прежде чем включить такую организацию, запросят всю информацию - кстати, перечень информации, запрашиваемой у кредитной организации, указан в законопроекте, - и, таким образом, будет приниматься компетентное решение соответствующими нашими структурами. Я уверен, что доступ иностранным участникам будет практически перекрыт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, вот у нас вроде доллар, евро не торгуются. А вот если вы ездите по Кутузовскому, по Новому Арбату, да и по Ленинградке, то вы обратили внимание, что в меняльных конторах сегодня курс евро от 70 до 74, доллар - тоже около 70. Если торговли нет, кто определяет курс и как будет вот в вашем случае, поясните, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Я хотел бы завершить ответ всё-таки на предыдущий вопрос. Касается это только недружественных стран. Центральный банк это видит, это достаточно прозрачно, и всегда сможет выявить, что действия предпринимает организация, которая связана с недружественными странами. Что касается торгов долларом и евро, они ведутся, просто значительно, почти в 2 раза, сократились объёмы торгов в долларах. Но такие торги продолжаются, говорить о том, что их нет, ну, просто не приходится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Соболев Виктор Иванович, пожалуйста. СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ. У меня такой вопрос: вот вы сказали о перечне стран, там в том числе Турция, страна НАТО, - кто это определил, что она такая дружественная, никак не связана с недружественными странами? И вообще, вот мне непонятен мотив этого законопроекта. Какая необходимость в том, чтобы иностранцы участвовали в наших финансовых делах, в нашей финансовой системе? Мы и так находимся в зависимости от иностранцев, зачем ещё расширять и дополнять эту зависимость? АКСАКОВ А. Г. Перечень организаций, которые будут участвовать в таких торгах, будет определять правительство по согласованию с Центральным банком. И это уже зависит от того, определят ли они, например, турецкие банки как возможных участников этих торгов. То есть дружественные страны будут определяться соответствующими государственными институтами. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) АКСАКОВ А. Г. Я думаю, что мы можем дискутировать при рассмотрении отчёта Центрального банка и вопросов, связанных с Центральным банком. Что касается валюты, то в данном случае чем больше представителей - вот вы спрашивали, для чего допускаем, - чем больше участников, тем дешевле будет покупаться валюта, которая нужна для импорта необходимых нашей стране товаров, значит, товары, поступающие в страну, будут дешевле. Вот в чём смысл этого законопроекта. И если мы думаем о людях, о том, чтобы поддержать нашу экономику, то, соответственно, мы должны, наоборот, расширить возможности участия таких организаций на валютном рынке, для того чтобы валюта покупалась дешевле, а значит, и товары будут покупаться дешевле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, не кажется ли вам, что внесённый вами законопроект крайне вреден? Потому что сейчас в условиях активного сальдо торгового баланса мы продаём на экспорт в два раза больше, чем покупаем, - 300 миллиардов долларов будет за 2022 год. В итоге, вместо того чтобы пытаться балансировать торговый баланс, мы... нам будут вместо товаров просто сбрасывать валюту. Ну а дружественные, недружественные - здесь уже говорили: сегодня дружественный, завтра недружественный. АКСАКОВ А. Г. Отвечу коротко: не кажется, поскольку сможем покупать дешевле товары, за более дешёвую приобретённую валюту. Соответственно, от этого выиграют люди, которые будут потреблять эти товары, и предприятия, которые будут использовать, например, оборудование на своих предприятиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, подскажите, пожалуйста, кредитные организации или брокеры, которые могут быть допущены к участию в организации торгов иностранной валютой, обязаны будут иметь представительства или филиалы на территории России с целью уплаты налогов в нашей юрисдикции или для надзора Банка России с целью выявления нарушений в области манипулирования рынком? АКСАКОВ А. Г. Ну, по смыслу законопроекта Центральный банк сможет определять дополнительные условия для участников таких торгов. Да, могут быть открыты и представительства, и филиалы, и сейчас у нас есть дочерние иностранные банки, в том числе китайские и другие, которые работают на российском рынке, но их регистрация в качестве юридического лица необязательна. Они будут приходить с валютой и торговать ею, и чем больше предложений, тем ниже цена, вот и всё. Смысл законопроекта в том числе в этом - чтобы наши предприятия в случае необходимости могли валюту покупать дешевле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Димов Олег Дмитриевич, пожалуйста. ДИМОВ О. Д. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Ну, я думаю, тут можно долго вести дискуссию, но практически все причины, по которым необходимо принятие закона, Анатолий Геннадьевич очень чётко изложил. Понятно, может нравится, не нравится, но мы живём в условиях, когда нам нужно... Вот говорят, не попытаться ли балансировать? Да мы с начала спецоперации постоянно пытаемся балансировать, найти золотую середину, чтобы финансовая система нашей страны не рухнула. Мы считаем, что этот закон нужен, он даст нам возможность более активно привлекать наших зарубежных партнёров, которые не ведут агрессивную политику в отношении нашего государства, и это даст нам больше преимуществ. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает концепцию данного законопроекта и будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Подготовиться Дмитриевой Оксане Генриховне. От фракции поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Я постараюсь кратко объяснить. Видимо, Анатолий Геннадьевич не очень доходчиво объяснил, для чего это нужно. Ну вот смотрите. Когда не было санкций, вы, наверное, видели в обменниках, какой спред был. Спред - это разница между ценой покупки и ценой продажи валюты. Видели, что он в районе, может, рубля был, тут уж неважно - доллар или евро. А если в банках для своих клиентов операции проводились, спред был 0,1 процента, 0,1 процента они брали там комиссию. Сейчас комиссия, вот этот спред, достигает, ну, достигал в отдельные периоды вообще 40 процентов. Что это значит? Ну, это значит, что тот, кто занимается внешнеэкономической деятельностью, сразу банкам платит до 40 процентов всей своей выручки. Ну что это такое?! Я много раз и на этой трибуне говорил, и Центральному банку говорил: наведите порядок, ну что-то сделайте, чтобы, ну, просто наших экспортёров не грабили! Ладно те, кто сырьевыми товарами торгует, - они справятся. А те, кто имеет, скажем так, возможность возить товары несырьевые, - им как быть? Понятно, что для них эти вопросы были в дальнейшем решены, но для граждан такой спред остался. Если вы пойдёте сейчас продавать и покупать наличную валюту, то попадёте что при продаже, что при покупке процентов на 15-20 как минимум, это ещё вежливо я скажу. Что предлагается в этом законопроекте? Торги валютами - долларами, евро, там, франками - невозможны, потому что, ну, они просто запрещены к ввозу. Что можно сделать в этой ситуации? Они в принципе сейчас и не нужны, потому что за эти валюты мы ничего ни продать в эти страны, ни купить там не можем, ну, просто серьёзные ограничения. У нас открылись другие рынки, и для того, чтобы эти рынки функционировали нормально - экспортные, импортные операции, - у нас должно быть движение валюты. А для этого должна быть ликвидность. Но чтобы ликвидность была, нужно, чтобы банки из этих стран нам эту ликвидность предоставили. Понятно всё объясняю? Всё понятно. Ну как можно против этого выступать?! Можно, конечно, говорить, что вот кто-то, какие-то иностранцы придут и будут у нас что-то там зарабатывать. Но слушайте, мы без этого... Если они не придут, мы сами потеряем в несколько раз больше - мы просто не выйдем на эти рынки, просто нам нечем будет с ними рассчитываться. Поймите, внешнеторговые операции без денег не происходят. Тем более параллельный импорт, у нас очень много граждан, которые начали вот эти челночные операции. Завозят автомобили - посмотрите, легковые автомобили кем завозятся сейчас? Вот этими челноками, которые машины из Китая сюда возят и увозят деньги. И вот этот спред, разница на обменных операциях, ложится в цену товаров, которые оплачивает покупатель. Вот, собственно, и всё. Аксаков предлагает: давайте мы насытим рынок этими другими, дружественными валютами, товарооборот в этих валютах у нас растёт, и он будет расти, чтобы у нас... Правильно Коломейцев постоянно говорит, что у нас не насыщена экономика деньгами. Но без денег не будет ничего работать, поэтому предлагается вот такой механизм. Заработает это - всё будет под контролем государства, под контролем ЦБ. Если действительно вопросы к ЦБ есть - Аксаков здесь прав, вопросы к ЦБ есть, они и у нас есть, - ну, это отдельная тема, давайте будем её обсуждать. Наша фракция этот законопроект поддержит, и предлагаем всем присоединиться. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста. ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, ну просто вот уши вянут, надо сказать. Столько лет вроде как страна боролась с тем, что мы продаём нефть и газ, а нам в ответ дают бумажки, которые мы складируем в резерв и им же обратно отдаём, как тут вот вы вдруг: если это не доллары и евро, а юани и рупии, если это не резервы, а просто вот через биржу, то это вдруг становится хорошо. Первое, почему нельзя принимать этот закон. Манипулирование рынком возможно кем угодно, и почему дружественные страны или дружественные брокеры не будут этого делать? Они будут делать это в своих интересах, в своих собственных экономических интересах, и правильно сделают. Теперь следующий момент, самый главный. Ещё раз повторяю: у нас активное сальдо торгового баланса недопустимо большое - 300 миллиардов долларов. То есть мы продаём, экспорт составляет где-то 600 миллиардов долларов, импорт - 250... я не знаю, сколько будет по году, около 300 миллиардов долларов, всё. Мы создали национальное богатство, продали на 600 миллиардов долларов, взамен эквивалент получили 300, причём уже со всеми странами практически, даже с Китаем. А вы сейчас говорите, что нам не надо балансировать сальдо торгового баланса, мы продаём на 600, покупаем на 300, а вот остальные 300 миллиардов вы нам просто сбросите в виде рупий, юаней, чего угодно. Ну это нельзя делать! Это крайне вредно. С экономической точки зрения это то же самое, что формирование Фонда национального благосостояния и резерва: мы им продаём, нам дают деньги, и мы им их фактически возвращаем. То есть это, на мой взгляд, не нужно делать, не нужно это облегчать, говоря, что нам нужен рынок, нам нужна валюта. Нам нужна не валюта, валюты мы вот сколько получили, на 300 миллиардов долларов продали - нам нужны товары. Товары, эквивалент того, что мы продали. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Валерий Карлович, я никогда не говорил, что надо на бирже торговать валютой, я всегда говорил и буду говорить: нам надо изменить закон о Банке России на закон о Центральном банке России, надо, чтобы эмитенты были не непонятные люди и наша наполняемость зависела от количества долларов и евро, надо, чтобы у нас была двухконтурная система. Первое - безналичная, для инвестиций и создания предприятий по импортозамещению, система, которая оторвана от розницы и которую нельзя украсть. Понимаете, да? Но предприятия будут появляться, будут рабочие места и товары, и инфляция будет падать. Второе - никакая биржа в нашей стране не будет влиять на то, за сколько вы будете покупать или продавать валюту, потому что у нас, вы поймите... Вот как здесь отстаивали потребительский кредит и вот эти самые меняльные конторы, которые под 300 процентов теперь будут давать людям нищим, точно так же и это. Вот я почему задал вопрос? Сегодня еду, смотрю: евро уже вдруг за 70. Они мне не нужны, но у меня вопрос - вот вы сегодня нервно воспринимали вопрос нашего коллеги по поводу того, кто же, кому и как платит, - у меня до сих пор нет ответа на вопрос. Я официально писал в правительство: вот мы поставляем газ и нефть - скажите, пожалуйста, в какой валюте, на какой корсчёт поступает, если это всё арестовано? Вы знаете, что восемь пакетов санкций, их 10 540, вот я выяснил (специально вам покажу слайды), а мы ввели только 7,5 тысячи. И самое интересное: американцы и англичане - самые главные инициаторы, которые ввели против нас всё, что можно, а мы против них ввели совсем... ну, даже неадекватно. Вот Евросоюз и Франция рядом не стоят, понимаете? Мы считаем, что Комитет по финансовому рынку эффективно работает, но, мне кажется, ему надо готовить более фундаментальные законы. Поймите, у нас было 646 миллиардов долларов золотовалютных запасов - куда они делись и кто ответил? У нас был ФНБ, из которого, когда переоценку валютного курса сделали, 4 триллиона потеряли. А мы тут три копейки просим у вас: 8 миллиардов, 10 миллиардов для поддержки машиностроения, села - и вы не даёте. Поэтому мне кажется, что принятие таких законов без учёта инфляции и девальвации - в Турции, того же юаня, который делается искусственно, для того чтобы поживиться за счёт других... Ну что же мы действительно?.. Вот Оксана Генриховна права: что же, мы от одних упырей отошли, а хотим попасть в зависимость от других? Нам надо думать о национальной безопасности, а не о меняльных конторах. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Геннадьевич Аксаков, заключительное слово. Включили, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Спасибо за такую довольно жаркую дискуссию. Но при этом хотел бы отметить, если у нас будет достаточно монопольная торговля, в том числе валютой дружественных стран, то, соответственно, будет завышенный курс этой валюты. И наши производители, в том числе поставляющие продукцию за рубеж либо покупающие по импорту из-за рубежа, будут дополнительные деньги платить тем, кто имеет монополию на этом валютном рынке. Расширив количество участников, мы поддержим свою экономику, своих производителей, которые смогут дешевле покупать по импорту товары, ну и, в общем-то, создадим конкуренцию, которая всегда работает на конечного потребителя, на наших граждан. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 57 мин. 10 сек.) Проголосовало за 342 чел.76,0 % Проголосовало против 6 чел.1,3 % Воздержалось 4 чел.0,9 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Принимается в первом чтении законопроект.