Заседание № 206
О проекте федерального закона № 209777-3 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в части уточнения терминов и понятий, используемых в законе, дополнения перечня сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, а также о порядке их предоставления).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Так, уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению пункта 4 - проекта федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Это законопроект третьего чтения. Докладывает председатель Комитета по труду и социальной политике Селиванов Андрей Владимирович. Пожалуйста, Андрей Владимирович. СЕЛИВАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые депутаты, после принятия во втором чтении проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" данный проект закона прошел необходимые правовую и лингвистическую экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Владимирович, присаживайтесь. Переносим на "час голосования".
Уважаемые коллеги, объявляется "час голосования". Кто за то, чтобы принять в целом проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"? Прошу проголосовать. Кто за то, чтобы принять закон в целом? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 08 мин. 10 сек.) Проголосовало за 267 чел. 59,3% Проголосовало против 6 чел. 1,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 273 чел. Не голосовало 177 чел. 39,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 201
О проекте федерального закона № 209777-3 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в части уточнения терминов и понятий, используемых в законе, дополнения перечня сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, а также о порядке их предоставления).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Поскольку законопроект "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" входит в блок законов по пенсионной реформе, представляется достаточно важным и относится к числу приоритетных законопроектов, мы полагали бы целесообразным присутствие на его обсуждении во втором чтении руководителя Пенсионного фонда. Но поскольку он будет на совещании в 10.30 у премьер-министра, мы просили бы пункт 6 поставить на фиксированное время, на 16.00. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Николай Авксентьевич, вы не возражаете, чтобы в 16 часов рассмотреть?
Пожалуйста, Ермакова Эльвира Леонидовна. ЕРМАКОВА Э. Л., фракция "Единство". Да-да, не возражаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не возражаете. Значит, пункт 6 рассмотрим в 16.00.
зала.) Нет? Какой? Пункт 6. Правильно, мы ведь его переносили, потому что не было представителя Правительства. Коллеги, пожалуйста, послушайте. Проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Пожалуйста, Эльвира Леонидовна Ермакова. Законопроект второго чтения. (Шум в зале.) Пожалуйста, присядьте. Нет, уже обсуждается закон. ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые депутаты, представляемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в мае текущего года и принят Государственной Думой в первом чтении 28 июня. Необходимость подготовки и принятия рассматриваемого законопроекта связана с вступлением в действие новых пенсионных законов, что обуславливает необходимость внесения ряда дополнений и изменений в существующую законодательную базу по персонифицированному учету. На данный законопроект поступило пятьдесят шесть поправок, которые были рассмотрены комитетом и представляются вашему вниманию в таблицах поправок. Рекомендуются комитетом к принятию тридцать шесть поправок и к отклонению двадцать поправок. В таблице поправок, рекомендуемой к принятию, содержатся поступившие поправки, направленные на развитие системы персонифицированного учета, улучшение возможности его реализации, повышение ответственности работодателей и пенсионных органов, а также на усиление гарантий защиты интересов застрахованных лиц. Внесен ряд изменений и дополнений, которые уточняют редакции отдельных статей законопроекта. Просим поддержать предложение Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике и принять таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли замечания по таблице поправок, которые комитет рекомендует к принятию? У представителей Правительства? У представителя Президента? У фракций, у депутатов? Нет. Тогда, пожалуйста, будьте внимательны. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста, голосуйте. В части принятия поправок. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 51 мин. 00 сек.) Проголосовало за 270 чел. 60,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 270 чел. Не голосовало 180 чел. 40,0% Результат: принято Принимается. Есть ли замечания по таблице поправок, которые комитет рекомендует к отклонению? Так, не вижу поднятых рук. Есть. Депутат Савостьянова. Пожалуйста, Валентина Борисовна. Включите микрофон Савостьяновой, пожалуйста. САВОСТЬЯНОВА В. Б., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я прошу поправку 12 вынести на отдельное голосование. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще поправки, которые депутаты предлагают вынести на отдельное голосование? Нет. Коллеги, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок, за исключением поправки 12? Пожалуйста, голосуйте. Так, идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 52 мин. 19 сек.) Проголосовало за 292 чел. 64,9% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел. 35,1% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Валентина Борисовна, обоснуйте поправку 12. Включите микрофон депутату Савостьяновой. САВОСТЬЯНОВА В. Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! У нас пенсионная реформа предусматривает учет и накопление пенсионных прав граждан на протяжении всей их трудовой деятельности. Для этого все пенсионные права должны систематически учитываться в конкретных показателях индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в системе персонифицированного учета. От степени конкретности этих показателей будут зависеть пенсионные права граждан и обязательства Пенсионного фонда перед гражданами. Вспомните, была расплывчатая формулировка в 113-м законе - среднемесячная заработная плата, и было потом второе определение придумано: среднемесячная заработная плата в стране для назначения пенсий. Так вот, чтобы такого не было, я считаю, здесь должны быть конкретизированы все абсолютно понятия. Предлагаемый новый показатель лицевых счетов, в котором должен быть отражен пенсионный капитал, в предложенном Правительством варианте не имеет необходимой конкретности. Поэтому я предлагаю конкретизировать этот показатель, заменив предложенное неконкретное понятие "сведения" словом "сумма", и использовать формулировку понятия "пенсионный капитал", которая уже содержится в действующей редакции статьи 2 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Теперь будет звучать так: "сумма расчетного пенсионного капитала, включая общую сумму страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до 1 января 2002 года, и сведения об их индексации..." Всё может случиться у нас в стране, и для того, чтобы потом, если возникнут какие-нибудь непредвиденные обстоятельства, так сказать, они не помешали делать расчет пенсионных прав, я считаю, это должно именно в таком виде быть записано, и прошу депутатов поддержать меня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Эльвира Леонидовна. Мнение комитета. ЕРМАКОВА Э. Л. Уважаемые коллеги, комитет дважды рассматривал данную поправку Валентины Борисовны и пришел к выводу, что предложенная Правительством поправка к данной статье лучше, она четко и конкретно говорит о том, что же должно быть отражено в отдельном лицевом счете. Понятие "расчетный пенсионный капитал" - это в другой статье, и там расшифровка есть. Поправка Валентины Борисовны слишком длинная, с обоснованием, со ссылкой на закон "О трудовых пенсиях...", ее формулировка перегружена, что совершенно не нужно. Нужно смотреть первую часть, здесь очень четко указывается, о чем речь идет в данной статье: "Общая часть (раздел) индивидуального лицевого счета застрахованного лица содержит следующие сведения..." Я не буду долго перечислять все пункты, прочту именно этот, 15-й подпункт: "сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации". Четко и ясно, а поправка слишком перегружена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Юрьевич, вы хотели добавить, да? Председатель правления Пенсионного фонда, пожалуйста. По данной поправке. ЗУРАБОВ М. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Спасибо, Геннадий Николаевич. Уважаемые депутаты, Правительство Российской Федерации также внимательно изучало предлагаемую поправку Валентины Борисовны Савостьяновой. И мы приняли решение, что такую поправку поддержать не можем. В чем причина? Она достаточно проста. И я хочу уверить вас в том, что в моем объяснении не существует никакого двойного дна. В статье, которую мы сейчас обсуждаем, говорится о том, что учитывается в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица. В этом индивидуальном лицевом счете учитываются сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации. Это запись в том законопроекте, который мы сейчас с вами рассматриваем, принимаем. Но само определение "расчетный пенсионный капитал" дано в законе "О трудовых пенсиях...". И это определение я могу вам сейчас привести, вы можете при необходимости с ним познакомиться. Оно практически точно воспроизводит ту поправку, которую сейчас предлагает Валентина Борисовна. Я подчеркиваю: практически. И опасность заключается в том, что определения, которые характерны для основных, базовых пенсионных законов, какими являются законы "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", неожиданно для тех, кто будет заниматься правоприменительной практикой, переходят в закон обслуживающий, поскольку закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете..." - это всего лишь закон, которым определяется обязанность Пенсионного фонда учитывать те или иные сведения, информировать гражданина. И когда мы базовые определения начинаем втягивать в закон, являющийся технологическим, то, как в таких случаях обычно и бывает, возникают расхождения с последующими различиями в трактовке. Только по этой причине мы предлагаем данную поправку не принимать. Вы все прекрасно знаете, коллеги, о том, что у нас есть масса небольших конфликтов, а в целом ряде случаев и судебных решений, которые возникают именно в силу того, что в различных законодательных актах одно и то же, касающееся пенсионного законодательства, трактуется и формулируется по-разному. Поэтому моя просьба к вам не поддерживать эту поправку обусловлена именно этим обстоятельством. Если мы хотим вносить какие-то изменения или уточнения в определение, то это нужно делать в основном законе. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все высказались по поправке? Коллеги, тогда послушайте внимательно. Я буду ставить на голосование поправку в редакции Валентины Борисовны. Кто за то, чтобы поправку 12 принять? Мнение комитета и Правительства - отклонить. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 15 сек.) Проголосовало за 159 чел. 35,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 159 чел. Не голосовало 291 чел. 64,7% Результат: не принято Поправка не принимается. Уважаемые коллеги, больше на отдельное голосование поправок не выносилось. Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Уважаемые депутаты, идет голосование. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 00 мин. 57 сек.) Проголосовало за 297 чел. 66,0% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел. 33,8% Результат: принято Принимается.
Заседание № 182
О проекте федерального закона № 209777-3 "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (в части уточнения терминов и понятий, используемых в законе, дополнения перечня сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета, а также о порядке их предоставления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, возьмите, пожалуйста, вопрос под номером 12: проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации председателя правления Пенсионного фонда Михаила Юрьевича Зурабова. Пожалуйста. ЗУРАБОВ М. Ю., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель правления Пенсионного фонда Российской Федерации. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Сегодня вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования". Этот законопроект, с моей точки зрения, проблемным не является, поскольку основная задача данного законопроекта - внести в систему персонифицированного учета те изменения, которые продиктованы вновь принятым пенсионным законодательством. Я вам напомню, что систему персонифицированного учета Пенсионный фонд Российской Федерации начал создавать в 1996 году. На сегодняшний день в этой системе зарегистрировано более 100 миллионов человек, и мы постоянно ведем индивидуальные лицевые счета более чем на 62 миллиона сегодня работающих граждан Российской Федерации. На сегодняшний день структура лицевого счета включает в себя страховой номер индивидуального лицевого счета, анкетные данные, сведения о периодах трудовой и иной общественно полезной деятельности застрахованного лица, в том числе информацию о стаже и заработке, сведения о назначении и перерасчете пенсии. Принятые законы предполагают, что мы обязаны помимо тех данных, о которых я сейчас уже говорил, в отношении каждого конкретного застрахованного лица ввести также информацию о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах, информацию о расчетном пенсионном капитале, информацию о страховой части трудовой пенсии, а также помимо этого должны вести так называемую специальную часть лицевого счета, в которой учитываются средства, поступающие на формирование накопительной части трудовой пенсии. Эти сведения должны включать в себя не только информацию о поступивших страховых взносах, но также и в соответствии с принятым в третьем чтении законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии..." информацию о выборе гражданином управляющей компании, сведения о инвестиционном доходе и данные о передаче средств в негосударственный пенсионной фонд - то, о чем совсем скоро вы услышите, рассматривая поправки к закону "О негосударственных пенсионных фондах". В этом же законопроекте мы предусмотрели ведение той части лицевого счета, в которой будут учитываться данные, касающиеся профессиональных пенсий. Такой законопроект был рассмотрен в первом чтении, и мы этим законопроектом предусмотрели возможность ведения соответствующей информации на лицевом счете. Необходимость принятия этого закона обусловлена еще и тем, что в случае его принятия Пенсионный фонд внесет все необходимые изменения и дополнения в нормативные акты, которые регулируют порядок представления работодателем информации в Пенсионный фонд в рамках заполнения соответствующих форм. Это позволит практически реализовать в следующем году те положения пенсионной реформы, которые сейчас уже содержатся в законах, принятых Государственной Думой. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Андрей Владимирович Селиванов. Содоклад от комитета. СЕЛИВАНОВ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по труду и социальной политике, фракция "Союз Правых Сил". Уважаемые депутаты, в законопроекте предусматривается дополнить показатели индивидуального (персонифицированного) учета новыми показателями, увеличить периодичность их сбора, привести ряд используемых в законе терминов в соответствие с теми, которые используются в новом пенсионном законодательстве. Статья 6 федерального закона о персонифицированном учете устанавливает состав сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц. Индивидуальный лицевой счет состоит из общей, специальной и профессиональной частей. Дополнение существующих показателей индивидуального (персонифицированного) учета новыми связано с необходимостью реализации существующих и вступивших в силу с 1 января 2002 года федеральных законов, касающихся пенсионного страхования. Страховщик, в частности, обязан обеспечить организацию своевременного учета дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования в соответствующих специальных частях индивидуальных счетов, а также обеспечить учет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, учет размера назначенной пенсии и выплат за счет средств пенсионных накоплений. В законопроекте предлагается установить годовую периодичность представления в Пенсионный фонд сведений индивидуального (персонифицированного) учета взамен существующей в настоящее время для различных категорий страхователей квартальной и полугодовой периодичности. К данному проекту закона имеется ряд замечаний, которые мы, конечно, будем учитывать при доработке его ко второму чтению. Я назову лишь несколько. Так, сведения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц помимо существующих показателей предлагается дополнить сведениями о расчетном пенсионном капитале и рядом показателей, необходимых для его исчисления. В рассматриваемом проекте понятие "расчетный пенсионный капитал" не определено. В связи с этим не определено, идет ли речь об учете показателя, отражающего в денежном выражении общую сумму накапливаемых пенсионных прав застрахованного лица. В законопроекте предусмотрены положения о проведении сверок специальной части индивидуальных лицевых счетов с пенсионными книжками застрахованных граждан. Введение пенсионных книжек должно стать одним из важных элементов персонифицированного учета. В этих целях в федеральном законе "Об индивидуальном (персонифицированном) учете..." целесообразно установить конкретный состав показателей и порядок ведения пенсионных книжек. Неясно, почему при проведении сверок индивидуальных лицевых счетов и содержания пенсионных книжек предусматривается обеспечение сверок только специальной части индивидуального лицевого счета застрахованных лиц и не предусматривается сверка профессиональной части индивидуального лицевого счета. В законопроекте предусматривается, что страховщики будут представлять в Пенсионный фонд сведения по учету один раз в год - не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Сведения, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете застрахованных, предусматривается представлять застрахованным лицам один раз в год в сроки, установленные законодательством об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Такие сроки целесообразно установить непосредственно в рассматриваемом нами сегодня законопроекте. Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике с учетом тех замечаний, которые имеются, предлагает принять данный законопроект в первом чтении и поручить Комитету по труду и социальной политике доработать его для рассмотрения во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие есть вопросы у депутатов к докладчикам? Так, депутат Неверов. НЕВЕРОВ С. И. У меня вопрос к Михаилу Юрьевичу. Вопрос следующий. У нас Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", как уже здесь говорилось, принято (статья 30 пункт 2), что "застрахованное лицо самостоятельно пополняет содержание пенсионной книжки путем включения в нее ежегодных выписок". То есть это тоже как бы является одним из элементов персонификации. И насколько я посмотрел закон, я не увидел, чтобы в законопроекте, который мы сейчас рассматриваем, упоминалась новая форма контроля за пополнением счета. Это первый вопрос. И второй вопрос. В том же законе сказано, что принимаются правила, устанавливаются Правительством, а в правилах, которые мы сегодня получили, от 12 июня, говорится о том, что пенсионная книжка выдается территориальным органом Пенсионного фонда застрахованному лицу при передаче в негосударственный пенсионный фонд. Значит, остальные, которые остаются, не получают пенсионную книжку? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЗУРАБОВ М. Ю. Спасибо за вопрос, Сергей Иванович. Вы очень внимательно познакомились с этим законом, и это обстоятельство нас чрезвычайно радует. И это дает нам возможность дать действительно некоторые исчерпывающие, с моей точки зрения, пояснения. Мы действительно стараемся выполнить норму закона "Об обязательном пенсионном страховании...", которая предусматривает выдачу каждому застрахованному лицу пенсионной книжки. Но мы воспринимаем пенсионную книжку как документ, состоящий из двух частей: это собственно учетная карточка и вкладные листы к пенсионной книжке. И вот то, что мы говорим о ежегодном направлении каждому застрахованному лицу выписки, - это и есть, по сути дела, вкладной лист к пенсионной книжке. И в этот момент эта пенсионная книжка находится в Пенсионном фонде Российской Федерации. Проведу вам здесь некую аналогию. У нас у всех свежо в памяти наше партийное прошлое, и мы помним, что у нас в райкоме партии хранилась учетная карточка, а партийный билет находился на руках. Так вот, выписки из лицевых счетов - это некий аналог тех взносов, которые уплачиваются, они находятся на руках у конкретного застрахованного лица. Но в том случае, когда вы переходите из государственного пенсионного фонда в негосударственный, делается отметка в учетной карточке. Вы, таким образом, получаете книжку целиком и с ней переходите в негосударственный пенсионный фонд, который ставит на учет данное застрахованное лицо, делая соответствующую отметку в пенсионной книжке. Вот такая логика. Что касается того замечания, которое вы сделали сейчас, задавая мне первый вопрос, то я думаю, что мы в состоянии внимательно доработать формулировки при подготовке данного законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще вопросы? Спасибо, присаживайтесь. Кто хотел бы выступить по этому законопроекту? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 21 мин. 23 сек.) Проголосовало за 293 чел. 65,1% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 298 чел. Не голосовало 152 чел. Результат: принято Принимается.