Заседание № 24

08.02.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах" (принят в первом чтении 11 июня 2003 года).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2321 по 2540 из 7284
10-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О минимальных             
государственных социальных стандартах". Доклад члена Комитета по труду,         
социальной политике и делам ветеранов Татьяны Васильевны Сапрыкиной.            
                                                                                
Пожалуйста, Татьяна Васильевна.                                                 
                                                                                
САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги-депутаты! Проект               
федерального закона "О минимальных государственных социальных стандартах" был   
принят в первом чтении в июне 2003 года. В законопроекте предлагается           
формировать бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации таким   
образом, чтобы все расходные полномочия рассчитывались на основе минимальных    
государственных социальных стандартов. Минимальные государственные социальные   
стандарты должны использоваться и при расчёте финансовой помощи, выделяемой     
из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам        
других уровней на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности.     
                                                                                
После принятия законопроекта в первом чтении в Государственную Думу поступило   
заключение Президента Российской Федерации, в котором данный проект             
федерального закона не поддерживается и отмечается, что значительное            
количество положений проекта противоречит законодательству Российской           
Федерации. Правительство Российской Федерации направило в Государственную       
Думу отзыв, в котором не поддерживает принятие законопроекта и просит снять     
его с рассмотрения.                                                             
                                                                                
С момента принятия законопроекта в первом чтении в законодательство             
Российской Федерации были внесены значительные изменения в части                
разграничения полномочий органов государственной власти и местного              
самоуправления. Существенной трансформации подверглась также вся система        
межбюджетных отношений.                                                         
                                                                                
Законопроект в представленной редакции противоречит основополагающим нормам     
Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральному закону № 131-ФЗ и         
федеральному закону № 95-ФЗ. Ранее по Бюджетному кодексу Российской Федерации   
минимальные социальные стандарты использовались в проектировании расходной      
части бюджетов и в построении межбюджетных отношений, с принятием               
Федерального закона № 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс           
Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" положения    
Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся минимальных                 
государственных социальных стандартов, были признаны утратившими силу, таким    
образом, минимальные государственные социальные стандарты утратили роль         
инструмента бюджетных правоотношений. Законопроект противоречит                 
установленному Бюджетным кодексом Российской Федерации основополагающему        
принципу бюджетной системы - принципу самостоятельности в формировании и        
расходовании средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных    
образований. В настоящее время бюджетное планирование основывается на           
программно-целевом методе с ориентацией на достижение конечных целей.           
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по труду, социальной          
политике и делам ветеранов считает дальнейшую работу над законопроектом         
нецелесообразной и предлагает Государственной Думе отклонить его в              
соответствии со статьёй 123-1 Регламента Государственной Думы.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У полномочного представителя президента есть желание      
выступить? Нет. У полномочного представителя правительства? Нет.                
                                                                                
Коллеги, от фракций по мотивам голосования есть желание высказаться? Есть.      
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи на выступления от фракций по мотивам          
голосования.                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для этого в зал пленарных заседаний и ходят, чтобы        
реализовывать это своё право.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Шеин Олег Васильевич - от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", три минуты.            
                                                                                
ШЕИН О. В. Мы всегда выступали как раз за принятие подхода на основе            
социальных стандартов. Программно-целевой метод специфичен тем, что             
предполагает софинансирование от регионов, от территорий. Между тем, напомню,   
в пятидесяти семи регионах Российской Федерации долговая нагрузка превысила     
50 процентов собственных доходов, а в пятнадцати регионах превысила 100         
процентов. И получается, что такие базовые вещи, как право на образование,      
возможность получить эффективную медицинскую помощь, зависят от того,           
выведены из этого региона налоги или нет, от того, эффективен или нет           
очередной губернатор, - вот в Ярославской области поменялся уже третий          
человек, - но не зависят совершенно от местного населения. Я напомню, что       
выборы мэров городов отменены в семидесяти девяти из восьмидесяти пяти          
регионов, если говорить о региональных столицах.                                
                                                                                
В 2003 году была принята - кстати, не встретив противодействия правительства    
и администрации президента - концепция перехода к использованию минимальных     
социальных стандартов. Это был очень прогрессивный шаг вперёд, он предполагал   
ответственность федеральной власти по отношению к населению страны, он          
предполагал формирование единого подхода, с тем чтобы люди получали             
одинаковые возможности в сфере образования, культуры, здравоохранения вне       
зависимости от места жительства в пределах огромной российской территории.      
                                                                                
С учётом этого ссылки на изменение законодательства выглядят формальными, и     
то, что после 2003 года была проведена ревизия Бюджетного кодекса,              
направленная против применения социальных стандартов, не является               
сколько-нибудь серьёзным аргументом против принятия данного закона, скорее      
это мотивация пересмотреть подход к бюджетированию в Российской Федерации.      
                                                                                
Наша фракция считает правильным не отклонять законопроект, продолжить над ним   
работу, более того, принять закон, потому что люди в нашей огромной стране      
вправе иметь одинаковые возможности для самореализации независимо от того,      
изъяты деньги из регионального бюджета или что-то ещё там осталось.             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Шурчанов Валентин Сергеевич, фракция КПРФ.    
                                                                                
Подготовиться Исаеву.                                                           
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция КПРФ не будет голосовать за отклонение               
законопроекта, потому что, когда в первом чтении принимали его в 2003 году,     
считали, что есть норма Конституции, которой устанавливается, что Российская    
Федерация - социальное государство, и вот этот законопроект, принятый в         
первом чтении, по сути дела, как раз определяет механизмы реализации            
Российской Федерацией принципа социального государства. Минимальные             
социальные стандарты нужны для того, чтобы выполнить требования Конституции о   
социальности нашего государства.                                                
                                                                                
Здесь были выступления, объяснения, что якобы законопроект не согласуется с     
Бюджетным кодексом. Получается, что Бюджетный кодекс противоречит положениям,   
нормам Конституции Российской Федерации, что ли? Это абсолютно не так: ни       
Бюджетный, ни Налоговый, ни какие-либо другие кодексы и законы не мешают        
разрабатывать нормы реализации вот этого самого принципа. Разработка и          
принятие минимальных социальных стандартов сейчас актуальны и необходимы. Ещё   
в 2003 году действовали натуральные формы социальных льгот, после монетизации   
всё это было переведено на деньги, и если раньше ветераны труда от 50           
процентов расходов на оплату услуг ЖКХ по всей стране были освобождены - как    
бы цены, тарифы ни разнились в регионах, они всё равно имели льготу 50          
процентов, - то после перехода на монетизацию получилось, что во многих         
регионах, где как раз большой дефицит бюджета, все эти социальные нормы, по     
сути дела, сведены к минимальным выплатам и не предоставляются нормальные       
социальные гарантии, определённые Конституцией Российской Федерации.            
                                                                                
И последнее. К сожалению, представитель комитета в своём выступлении так нам    
перспективу и не раскрыла. Как комитет считает, может быть, необходимо в        
другой редакции разработать и принять федеральный закон о минимальных           
социальных стандартах? Если комитет ничего об этом не говорит, получается,      
что у нас политика такая: правящее большинство в Государственной Думе не        
хочет принимать закон о гарантиях, потому что, когда закон принят, гарантии     
действуют, их надо выполнять, - а пока по всей России, по сути дела, многие     
этого лишены. Правильно коллега Шеин сказал: в Москве, например, люди имеют     
льготы, денежные выплаты, а в других регионах ничего этого нет.                 
                                                                                
Мы голосовать за отклонение не будем принципиально, считаем, что такой закон    
нужно разрабатывать, пусть в другой какой-то редакции, но минимальные           
социальные стандарты нужны, потому что требования Конституции должны            
реализовываться.                                                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Исаев Андрей Константинович.                  
                                                                                
ИСАЕВ А. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я хочу откликнуться на        
призыв Председателя Госдумы и в рамках политической культуры сказать, что в     
своё время законопроект был действительно важен и актуален, его подписали       
многие депутаты, в том числе ряд видных депутатов нашей фракции.                
                                                                                
В чём тогда заключалось существенное противоречие? С одной стороны, мы          
федеративное государство и нельзя всех стричь под одну гребёнку: мы осознаём,   
что, например, в понятие "многодетная семья" в центральных областях России и    
в некоторых национальных республиках вкладывается разный смысл, что условия     
проживания на Крайнем Севере одни, а в южных территориях и регионах - иные. С   
другой стороны, есть конституционная обязанность гарантировать, чтобы все       
граждане Российской Федерации пользовались в этих многообразных условиях        
равными правами. Поэтому законопроект был принят в первом чтении и была         
начата соответствующая работа.                                                  
                                                                                
Правительство по ряду оснований возражало против принятия этого                 
законопроекта, но мы не стояли на месте: за это время было принято огромное     
количество общефедеральных социальных стандартов. Мы оторвали минимальный       
размер оплаты труда от уголовных, административных штрафов и прочих платежей    
и сделали его достаточно реальным фактором, действует рабочая группа, которая   
должна внести предложения о доведении минимального размера оплаты труда до      
уровня прожиточного минимума. Мы установили, что в каждом субъекте Федерации    
пенсионер должен получать пенсию не ниже прожиточного минимума в этом           
субъекте, установили соответствующие доплаты. Стандарты установлены в области   
здравоохранения, образования, подушевого финансирования, поддержки ветеранов,   
поддержки инвалидов, то есть сами-то социальные стандарты - и не минимальные,   
а реальные - нами на протяжении всего этого времени устанавливались.            
                                                                                
К сожалению, этот законопроект действительно устарел, он вносит поправки и      
прямо отсылает к нормам, которые перестали действовать, их уже нет. Уважаемые   
депутаты, приняв закон, который ссылается на недействующие законы, мы глупо     
будем выглядеть. Это не означает, что мы прекращаем работу над установлением    
социальных стандартов: мы эту работу ведём и будем вести, но давайте сейчас     
не будем цепляться за призраки прошлого, даже в чём-то хорошего прошлого, а     
продолжим нормальную практическую работу по социальной защите граждан - это     
главная задача Государственной Думы. И данный законопроект, при всём уважении   
к авторам, мы, конечно же, должны отклонить, а к работе над социальными         
стандартами приглашаем всех коллег из всех фракций.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Константинович.                           
                                                                                
На самом деле наши коллеги из разных фракций не цепляются за прошлое: они       
формируют ваше мнение в русле нужных, на их взгляд, решений, это как раз и      
есть политическая полемика в хорошем смысле слова, вы правильно сказали.        
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 10 нашей повестки с   
формулировкой: кто за то, чтобы отклонить данный законопроект?                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против           21 чел.4,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    347 чел.                                          
Не голосовало                 103 чел.22,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 247

11.06.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах" (первое чтение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 11836 по 12071 из 13718
Так, коллеги, переходим к пункту 14 повестки дня: о проекте федерального        
закона "О минимальных государственных социальных стандартах".                   
                                                                                
Пожалуйста, Георгий Карпеевич Леонтьев. Сейчас Владимир Семёнович увезет        
телегу с законами. Увез? Пожалуйста.                                            
                                                                                
ЛЕОНТЬЕВ Г. К., депутатская группа "Народный депутат".                          
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
представляется проект федерального закона "О минимальных государственных        
социальных стандартах". Попытки социальной стандартизации на официальном        
уровне предпринимаются уже более семи лет. В условиях социальной и              
экономической нестабильности установление минимальных социальных стандартов     
является очень важной, но одновременно и трудной задачей, что дополнительно     
осложняется двойной ролью, которая была им отведена: с одной стороны,           
расчетной величины, используемой в проектировании расходной части бюджетных и   
межбюджетных отношений, с другой стороны, нормы социальных благ,                
гарантированно предоставляемых государством каждому гражданину. Почему же мы    
считаем актуальным правовое регулирование разработки и применения минимальных   
государственных социальных стандартов? (Шум в зале.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Потише!                                                   
                                                                                
ЛЕОНТЬЕВ Г. К. Приведу несколько цифр. Из местных бюджетов в настоящее время    
финансируется почти 100 процентов расходов на среднее образование, 85           
процентов - на здравоохранение, 60 процентов - на содержание детских садов,     
жилья, на коммунальные услуги. Именно органы местного самоуправления (я ведь    
перекричу!) прежде всего ответственны за наполнение конкретным содержанием      
конституционной нормы, провозгласившей Российскую Федерацию социальным          
государством. Но эта ответственность не подкреплена соответствующими            
возможностями. Сегодня распределение финансирования в большинстве случаев       
задается исключительно имеющимися объемами сети муниципальных учреждений,       
качество исполнения функций при этом оказывается на втором месте или вовсе не   
учитывается.                                                                    
                                                                                
С точки зрения расходов основной особенностью бюджетной системы Российской      
Федерации является низкая степень самостоятельности региональных и особенно     
местных органов власти в формировании своих бюджетных расходов. Широкое         
распространение получили необеспеченные федеральные мандаты. В 2003 году        
общая несбалансированность консолидированного бюджета Российской Федерации с    
учетом установленных федеральными законами расходных обязательств составляет    
более 2 триллионов рублей, или 15,6 процента ВВП, что является одним из         
основных препятствий в обеспечении эффективного функционирования государства    
и устойчивого экономического развития страны. Вместе с тем учтены только        
необеспеченные мандаты, по которым можно осуществить финансовую оценку. Кроме   
того, многими федеральными законами установлены бюджетные обязательства,        
финансовая оценка которых затруднена вследствие нечеткости формулировок         
соответствующих положений, отсутствия необходимых статистических данных и       
государственных минимальных социальных стандартов.                              
                                                                                
Статья 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации" предполагала обязательность расчета      
местных бюджетов по минимальным государственным социальным стандартам. Однако   
из-за отсутствия соответствующего закона эта норма фактически не действовала.   
В то же время статья 6 закона, возложившая на местное самоуправление            
исполнение тридцати функций, была введена в действие сразу же с принятием       
закона, в 1995 году. (Шум в зале.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Карпеевич, одну секундочку.                       
                                                                                
Уважаемые депутаты, вы слышите, шум страшный в зале, автор должен кричать при   
докладе. Пожалуйста, присядьте. (Шум в зале.) Потише, потише!                   
                                                                                
ЛЕОНТЬЕВ Г. К. Таким образом, сфера ответственности местной власти была         
определена, а ее финансовое обеспечение нет. В результате сегодня накопились    
взаимные претензии органов государственной власти и органов местного            
самоуправления по отношению друг к другу, а доказать обоснованность своих       
претензий никто не может. Отсутствует институт минимальных государственных      
социальных стандартов, а следовательно, отсутствует схема расчетов              
государственных услуг, которые предоставляются гражданам из бюджетов всех       
уровней и гарантируются государством на всей территории России. Проще говоря,   
невозможно обсчитать, сколько денег реально необходимо на финансирование        
одного школьника, одного больного и так далее. Поэтому накопленные проблемы     
не решаются годами, в том числе и такие жизненно важные для населения, как      
проблема жилищно-коммунального хозяйства, своевременная выплата достойной       
заработной платы, обеспечение безопасности на улицах и в домах. В результате    
у населения складывается впечатление, что власть либо недееспособна, либо       
нечестна.                                                                       
                                                                                
Основное значение введения института минимальных государственных социальных     
стандартов мы видим в том, что их применение позволит обсчитать реальные        
затраты бюджетов на выполнение тех или иных социальных гарантий. При этом мы    
ведем речь о конституционных гарантиях. С введением стандартов достигается      
соответствие объема полномочий того или иного уровня власти объему переданных   
для их реализации средств, и соответственно возникает механизм                  
ответственности власти за исполнение своих функций, граждане смогут реально     
оценивать работу избранной власти. Ведь в конечном итоге мы ведем речь не       
просто о том или ином объеме полномочий и средств, а об эффективности           
управления. Вот почему главным направлением дальнейшей работы законодателя мы   
видим правовое упорядочение на федеральном уровне самой организации             
разработки, утверждения и использования государственных минимальных             
социальных стандартов. Записки поступают...                                     
                                                                                
В заключение отмечу, что значение данного законопроекта состоит в следующем.    
Установление и применение минимальных государственных социальных стандартов в   
Российской Федерации позволит избежать субъективных подходов при                
распределении и разграничении доходных источников между уровнями бюджетной      
системы. Оказание финансовой помощи, выделяемой из вышестоящих бюджетов         
бюджетам других уровней, будет способствовать выравниванию минимальной          
бюджетной обеспеченности на всей территории Российской Федерации в целях        
реализации основных социальных гарантий и прав граждан Российской Федерации.    
Для этого необходимо закрепить на федеральном уровне определенный круг          
базовых государственных минимальных социальных стандартов, предоставить         
субъектам Федерации исходя из их реальных финансовых ресурсов возможность       
расширения этого списка и повышения уровня социальных стандартов.               
Муниципальным образованиям необходимо отвести роль проводящей сети,             
обеспечивающей непосредственное доведение выделенных на эти цели средств и      
ресурсов до их адресатов и оказание дополнительной социальной поддержки         
населению при наличии собственных ресурсов. (Шум в зале.)                       
                                                                                
Я понимаю, что неинтересно. Единственное, я хотел бы сказать, что данный        
закон не противоречит тем двум законам, которые были приняты нами сегодня.      
Поэтому прошу, уважаемые коллеги, поддержать данный закон. Спасибо за           
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А почему же Правительство-то против? Правительство        
против, да?                                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Было.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, какое заключение?..                                  
                                                                                
У нас содокладчик - Лабейкин.                                                   
                                                                                
Георгий Карпеевич, присаживайтесь, потом вопросы будут.                         
                                                                                
Александр Алексеевич, пожалуйста.                                               
                                                                                
ЛАБЕЙКИН А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Комитет по    
труду и социальной политике не раз рассматривал проект федерального закона "О   
минимальных государственных социальных стандартах" и отмечает, что этот         
законопроект разработан в строгом соответствии с Конституцией Российской        
Федерации, федеральными законами "Об общих принципах организации местного       
самоуправления в Российской Федерации", "О финансовых основах местного          
самоуправления в Российской Федерации" и Бюджетным кодексом Российской          
Федерации, которые устанавливают положения о необходимости утверждения и        
применения государственных минимальных стандартов в Российской Федерации.       
                                                                                
Я хотел бы подчеркнуть, что этот законопроект носит исключительно рамочный      
характер, поскольку устанавливает, что перечни и виды основных минимальных      
государственных социальных стандартов определяются другими федеральными         
законами. Вы помните, что, например, мы разработали законопроект "О             
государственном стандарте общего образования", хорошо встреченный в субъектах   
Российской Федерации. При этом перечни и виды минимальных государственных       
социальных стандартов, кроме указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 5        
законопроекта, и большинство перечней и видов минимальных социальных и          
финансовых норм разрабатываются исключительно заинтересованными                 
министерствами и ведомствами, другими органами исполнительной власти,           
уполномоченными Правительством Российской Федерации, и утверждаются             
Правительством.                                                                 
                                                                                
Я хотел бы, уважаемые депутаты, обратить ваше особое внимание на то, что в      
соответствии с законопроектом органы государственной власти и органы местного   
самоуправления, государственные, муниципальные учреждения обязаны обеспечить    
применение государственных социальных стандартов при формировании и             
исполнении бюджетов всех уровней. При этом минимальные стандарты должны         
использоваться при расчете объема финансовой помощи, выделяемой из бюджета      
одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджетам других уровней    
на выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности. Вот в этом        
собака и зарыта, вот ответ на вопрос Геннадия Николаевича, почему               
Правительство против, - вот поэтому Правительство и против.                     
                                                                                
Всё это позволит избежать субъективных подходов при распределении и             
разграничении доходных источников между уровнями бюджетной системы, оказании    
финансовой помощи, которая выделяется из вышестоящих бюджетов бюджетам других   
уровней и будет способствовать выравниванию минимальной бюджетной               
обеспеченности на всей территории Российской Федерации.                         
                                                                                
Надо заметить, что федеральные министерства и ведомства, органы власти          
субъектов Российской Федерации, не ожидая нашего закона, уже создали обширный   
массив социальных норм, стандартов, механизмов для использования в бюджетном    
процессе. Накоплен многолетний практический опыт использования этих             
стандартов при формировании региональных и местных бюджетов и при организации   
внутрирегиональных межбюджетных отношений. Хочу отметить, что к началу 2000     
года уже не менее трех десятков регионов России имели свои, собственные         
системы нормативов минимальной бюджетной обеспеченности, минимальных            
социальных стандартов, социальных норм и ими уже руководствуются, всем это      
понятно. Я хочу сказать, что широкую известность получила система социальных    
стандартов в Республике Татарстан, Башкортостане, в Ямало-Ненецком автономном   
округе. Принята система социальных нормативов в Ярославской, Ленинградской      
областях и в ряде других регионов.                                              
                                                                                
Кстати, на стадии подготовки этого законопроекта большинство регионов           
проявили исключительно большой интерес к нему, были звонки. На наш              
законопроект получено 115 отзывов из 70 субъектов Российской Федерации,         
причем 68 из них считают необходимым его принятие в первом чтении с             
последующей доработкой. Получены также заключения комитетов Государственной     
Думы по вопросам местного самоуправления, по образованию и науке, комитетов     
Совета Федерации по социальной политике, по науке, культуре и образованию,      
здравоохранению и экологии. Большинство из них поддерживает принятие этого      
законопроекта с учетом высказанных ими замечаний, которые могут быть            
устранены ко второму чтению.                                                    
                                                                                
Надо сказать, что, к сожалению, в заключении Правительства отмечается (я        
цитирую), что система минимальных государственных стандартов подчинена целям    
бюджетного планирования и бюджетного выравнивания, что является недостатком     
законопроекта и вызывает сомнение в целесообразности его принятия.              
                                                                                
Но есть и такие нелегальные источники, которые говорят, что в Правительстве     
готов законопроект, но он сырой, недоработанный, и поэтому они никак не могут   
внести его, хотя мы несколько раз об этом просили.                              
                                                                                
Поэтому депутаты - большая группа представителей разных фракций - его внесли.   
Наш комитет подтверждает, что этот законопроект мог бы быть принят с учетом     
замечаний, которые могут быть высказаны при его дальнейшей доработке. И если    
у Правительства есть законопроект, пусть в сыром виде, то Правительство могло   
бы присоединиться к его доработке во втором чтении.                             
                                                                                
В связи с изложенным Комитет по труду и социальной политике рекомендует         
принять этот законопроект в первом чтении.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, оставайтесь.                                         
                                                                                
У кого из депутатов есть вопросы к докладчикам? Нет.                            
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы        
данный законопроект принять в первом чтении?                                    
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (21 час. 24 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              413 чел.             91,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    415 чел.                                          
Не голосовало                  35 чел.              7,8%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 223

05.03.2003
Вопрос:

О проекте федерального закона № 209727-3 "О минимальных государственных социальных стандартах".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 712 по 718 из 6276
САФОНОВ А. Н., фракция "Единство".                                              
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Просьба пункт 35,             
законопроект "О минимальных государственных социальных стандартах", не          
рассматривать на сегодняшнем заседании, перенести на более поздний срок.        
Аргументы дам при обсуждении. Спасибо.                                          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1031 по 1117 из 6276
Депутат Сафонов: пункт 35 - на более поздний срок. Так, он автор? Сейчас,       
секундочку. Нет, не автор. Тогда не пойму, в чем дело.                          
                                                                                
Пожалуйста, депутату Сафонову включите микрофон.                                
                                                                                
САФОНОВ А. Н. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Закон "О       
минимальных государственных социальных стандартах", конечно же, нужен           
Российскому государству. Но, говорят, благими намерениями вымощена дорога в     
ад. Этот законопроект должен рассматриваться только после принятия законов об   
общих принципах, внесенных Президентом Российской Федерации, вместе с           
законопроектами об изменении Налогового кодекса и Бюджетного кодекса, в         
противном случае мы внесем большую сумятицу в экономику Российской Федерации.   
                                                                                
Владимир Владимирович Путин в своем выступлении сказал, что народ нам может     
простить всё, кроме обмана. В данном случае мы еще раз пытаемся обмануть наш    
народ. Поэтому просьба проголосовать, снять этот вопрос с повестки              
сегодняшнего заседания и перенести на более поздний срок. Спасибо.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гайнуллина, другая точка зрения. Потом -          
представитель Правительства.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Фарида Исмагиловна.                                                 
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И., фракция "Отечество - Вся Россия".                             
                                                                                
Я с большим уважением отношусь к коллеге, никакого обмана в этом проекте        
закона нет. Более того, за исключением одного замечания, которое можно          
устранить ко второму чтению, это вписывается в контекст законопроектов,         
принятых нами в пятницу 21 февраля: об общих принципах организации системы      
государственной власти и о местном самоуправлении.                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Правильно, потому что далее последуют изменения в Бюджетный    
и Налоговый кодексы и они, конечно, должны предусматривать межбюджетные         
отношения на основе минимальных социальных стандартов. Я предлагаю поддержать   
сегодня этот законопроект.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вчера эта тема обсуждалась на Совете             
Государственной Думы, и Совет принял решение сегодня рассмотреть законопроект   
в первом чтении, а дальше увязывать с теми законами, что мы принимали.          
                                                                                
Пожалуйста, представитель Правительства Логинов Андрей Викторович.              
                                                                                
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Действительно, очень сложно   
возражать против законопроекта, под которым стоят подписи, по-моему,            
большинства депутатов Государственной Думы. Но тем не менее мы хотели бы        
все-таки просить вас поддержать и нашу просьбу, мы ее вчера на Совете Думы      
высказывали, аргументировали. Сейчас эта аргументация также прозвучала, она     
связана с принятием вами в первом чтении и продолжением работы над очень        
сложными законопроектами - о местном самоуправлении и об общих принципах        
организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов           
Российской Федерации. Мы просили бы перенести рассмотрение законопроекта и      
дать Правительству возможность согласовать позицию.                             
                                                                                
Я не скрою, что тот текст, который предложен группой депутатов, во многом       
совпадает с разработками и наработками министерства экономического развития.    
Но у нас возникли, я должен в этом признаться, серьезнейшие разногласия с       
Министерством финансов по вопросам финансового исполнения предложенного         
законопроекта. Это сложная проблема, я бы просил вас не ставить Правительство   
в очень тяжелое положение: вот вы примете этот законопроект в первом чтении и   
уже лишите нас возможности какого бы то ни было диалога, поскольку мы           
постоянно будем натыкаться на концепцию принятого в первом чтении               
законопроекта. У нас есть возможность отрегулировать ряд сложных вопросов до    
первого чтения, и дайте нам эту возможность использовать.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, точки зрения прозвучали, я должен ставить на     
голосование. Кто за то, чтобы пункт 35 из повестки дня исключить? Авторы        
закона против, и комитет против. Пожалуйста, голосуйте.                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              145 чел.             32,2%                        
Проголосовало против          167 чел.             37,1%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.             30,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект остается в повестке дня.                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1436 по 1486 из 6276
КОВАЛЁВ О. И., председатель Комитета Государственной Думы по Регламенту и       
организации работы Государственной Думы, фракция "Единство".                    
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прошу вернуться к           
голосованию по пункту 35 и прошу депутатов поддержать исключение сегодня из     
повестки дня этого вопроса. Мы берем серьезную тему, важнейшую сегодня тему     
для государства и в то же время пытаемся решить это тогда, когда                
Правительство просит некоторое время для того, чтобы поработать с авторами,     
поработать с комитетом, признавая, что это важный вопрос. Поэтому я прошу       
вернуться к голосованию и еще раз поставить на голосование вопрос об            
исключении пункта 35 сегодня из порядка работы.                                 
                                                                                
   Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы      
                                 Л. К. Слиска                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы поддержать предложение Олега Ивановича Ковалёва и     
вернуться к голосованию по пункту 35?                                           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              177 чел.             65,8%                        
Проголосовало против           91 чел.             33,8%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    269 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.              0,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы поддержать предложение Олега Ивановича Ковалёва       
исключить из сегодняшнего порядка работы пункт 35? Прошу проголосовать.         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 51 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              161 чел.             35,8%                        
Проголосовало против          132 чел.             29,3%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                 156 чел.             34,7%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято. Пункт 35 остается в повестке дня.