Заседание № 118

09.10.2013
Вопрос:

О проекте федерального закона № 209719-6 "О внесении дополнений в часть первую статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ" (в части расширения перечня лиц, подлежащих ответственности за правонарушения, предусмотренные статьёй).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5582 по 5890 из 6430
Следующий - 21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении дополнений в    
часть первую статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных       
правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ". С докладом выступает           
Константин Владимирович Ширшов.                                                 
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШИРШОВ К. В., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законодательство о выборах и    
референдумах устанавливает порядок, сроки и периодичность предоставления всех   
финансовых отчётов кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп    
по проведению референдума и банков - держателей избирательных счетов об         
источниках и размерах средств, перечисленных в избирательные фонды, и обо       
всех произведённых затратах на проведение выборов и референдума. Объективную    
сторону правонарушения по части 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об   
административных правонарушениях составляет фактически бездействие (реже -      
действие) кандидата, лица, избранного депутатом, избирательного объединения,    
инициативной группы по проведению референдума, которое выражается в             
следующем: непредоставление в указанный законом срок финансового отчёта о       
размерах и об источниках поступлений в избирательные фонды и обо всех           
произведённых затратах; неполное предоставление установленных законом           
сведений; также ещё, конечно, предоставление недостоверных сведений. Субъекты   
правонарушений по части 1 данной статьи - это кандидат, лицо, являющееся        
кандидатом, лицо, избранное депутатом, и уполномоченный представитель по        
финансовым вопросам избирательного объединения. Что касается субъективной       
стороны, данное правонарушение может быть совершено умышленно либо по           
неосторожности.                                                                 
                                                                                
По нашему мнению - кстати говоря, с нашим мнением в данном случае солидарно     
большинство избирательных комиссий субъектов Федерации, я на это обращаю        
внимание наших коллег, членов профильного комитета, которые готовили            
заключение: это не только наши мысли, - в случае отсутствия у избирательного    
объединения представителя по финансовым вопросам меры ответственности,          
которые изложены в статье 5.17, применены не будут, так как субъектом           
правонарушения в случае нарушения избирательным объединением норм               
действующего законодательства указан только представитель по финансовым         
вопросам избирательного объединения. Для того чтобы ликвидировать               
существующий пробел в законодательстве, мы предлагаем добавить фактически       
несколько слов в действующую статью, но не просто слов, а слов, имеющих         
большой идеологический и фактический смысл, а именно: помимо финансового        
уполномоченного, на случай если он отсутствует по той или иной причине, мы      
предлагаем добавить в перечень субъектов правонарушений руководителя            
избирательного объединения, выдвинувшего в тот или иной список тех или иных     
кандидатов.                                                                     
                                                                                
В том заключении, которое дал профильный комитет, написано две страницы, но     
можно было бы написать только одно: этого не может быть, потому что в законе    
о выборах чётко говорится о том, что у избирательного объединения должен быть   
финансовый уполномоченный. Должен сказать, что этого не может быть с точки      
зрения теории, а с точки зрения практики это может быть, и это доказывают те    
заключения и те выписки из протоколов избирательных комиссий субъектов          
Федерации, которые у нас есть. Я просто даже хочу зачитать, потому что это      
достаточно интересно, так как на слова "этого не может быть" можно отвечать     
только тем, что есть, а есть следующее, и вот конкретная выписка из протокола   
заседания избирательной комиссии одного из субъектов Федерации. Здесь           
написано, что на основании действующего законодательства избирательное          
объединение, выдвинувшее краевой список кандидатов, обязано предоставить        
итоговый финансовый отчёт не позднее чем через тридцать дней со дня             
официального опубликования результатов выборов. В соответствии с выборным       
законодательством обязанность предоставления итогового финансового отчёта       
возлагается на уполномоченного представителя избирательного объединения по      
финансовым вопросам; при этом если избирательное объединение - обратите         
внимание! - отозвало краевой список кандидатов (это касается и выборов          
муниципальных) либо регистрация краевого списка кандидатов была отменена,       
аннулирована соответствующим судебным решением либо решением избирательной      
комиссии соответствующего уровня, обязанность по предоставлению финансовых      
отчётов возлагается на соответствующее региональное отделение политической      
партии, которое выдвинуло данный краевой либо муниципальный список              
кандидатов. А вот дальше интересная ситуация: в случае невыполнения             
избирательным объединением возложенных на него обязанностей по предоставлению   
итогового финансового отчёта частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской            
Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наложение           
административного штрафа, при этом такой штраф может быть наложен только на     
уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым          
вопросам.                                                                       
                                                                                
Что у нас получается, товарищи? Все политические партии, которые имеют          
фракции в Государственной Думе, - это наши коллеги из "ЕДИНОЙ РОССИИ", наши     
товарищи коммунисты, товарищи из ЛДПР, наши "справедливороссы", - как           
положено по закону, готовят финансовые отчёты независимо от результатов, от     
того, 1,5, 2 процента, 10, 20, 40 или 80 процентов они получили на выборах,     
готовятся итоговые протоколы, а что же получается? Мы сейчас очень сильно       
стали гордиться развитием демократии, но получается вот что: те политические    
партии, которые выдвигают сейчас своих кандидатов (особенно это было видно на   
выборах, которые проходили 8 сентября), на муниципальном уровне пользуются      
эфирным временем, предоставляемым за счёт бюджета, ну, не Российской            
Федерации, а муниципалитетов, на выборах в законодательные (представительные)   
органы субъектов Федерации - за счёт средств субъектов Федерации, потом за      
неделю до выборов снимаются с избирательной гонки, соответственно, убирают      
своих финансовых уполномоченных, и всё, найти концы муниципальные               
избирательные комиссии, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации   
не могут. И у нас получается, что кто-то пашет, - посмотрите друг на друга, и   
вы увидите этих людей, - а кто-то использует государственные, муниципальные     
деньги и уклоняется от полноценного исполнения обязанностей, которые наложены   
законодательством. Мне, честно вам скажу (и не только мне, но и тому            
коллективу, который готовил данное предложение, как и членам территориальных    
избирательных комиссий, а уж в зомбировании этих членов территориальных         
избирательных комиссий членов фракции КПРФ трудно заподозрить), непонятно,      
почему профильный комитет говорит, что этого не может быть, - это есть. Эта     
проблема только начала возникать, проявляться, но ведь фактически мы можем      
столкнуться с ситуацией, когда до трёх четвертей средств, выделяемых из         
бюджетов субъектов Федерации, муниципалитетов на выборы, будет тратиться        
какими-то организациями, после чего никаких отчётов избирательные комиссии      
получать не будут и никакой возможности проверить, куда тратились средства и    
на каком основании, у них также не будет.                                       
                                                                                
Ещё раз обращаю внимание: то, что этого не может быть, - это теория, сегодня    
практика говорит о том, что это уже есть. Почему профильный комитет так         
делает, - ну, может быть, не до конца посмотрели. Сейчас, когда представитель   
профильного комитета будет выступать с изложением позиции комитета, он,         
конечно же, не сможет её изменить, но, уважаемые ответственные за подготовку    
к голосованию по тем или иным вопросам, обратите внимание на эту позицию, она   
очень интересная, очень правильная и своевременная. Завтра, когда это всё       
выльется в фактические финансовые нарушения, может быть слишком поздно, и нам   
бы очень не хотелось, чтобы это произошло.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                                       
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет            
рассмотрел представленную законодательную инициативу и отмечает следующее. В    
соответствии с законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на     
участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательные объединения   
и инициативные группы по проведению референдума обязаны назначить               
уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Эти сведения должны       
быть поданы в соответствующую избирательную комиссию. Это является              
необходимым условием для участия соответствующих избирательных объединений      
либо инициативных групп по проведению референдума, соответственно, для того     
чтобы участвовать в выборах или провести референдум. Финансовый                 
уполномоченный - это конкретный человек, реальное лицо, сведения о котором      
есть и которое, соответственно, возможно привлечь к ответственности.            
                                                                                
В то же время, если мы будем пытаться привлечь к ответственности, к примеру,    
руководителя избирательного объединения либо должностное лицо кредитной         
организации, то тогда возникнет вопрос, кого конкретно: если мы говорим о       
руководителе избирательного объединения, это руководитель исполнительного       
органа или это руководитель политического органа? Каждая политическая партия    
вправе определить ту структуру, которую она считает необходимой, в том числе    
определить количество политических органов, тех или иных органов управления,    
но из текста данного законопроекта совершенно не ясно, кого, в случае если мы   
примем всё-таки предложение коллеги, придётся наказывать. То же самое           
касается должностных лиц банка: первого руководителя либо того специалиста      
банка, который занимается непосредственно обслуживанием избирательных           
объединений и кандидатов, участвующих в выборах?                                
                                                                                
На основании этих аргументов мы полагаем, что данную законодательную            
инициативу в том виде, в котором она внесена, необходимо отклонить.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Какие будут вопросы у депутатов? Нет вопросов. Кто хотел бы выступить? Прошу    
записаться на выступления.                                                      
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Сергеевич Кропачев.                                                   
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С. Спасибо.                                                         
                                                                                
Ну, здесь я, как депутат, избранный от Краснодарского края, как выступавший     
сейчас по этой инициативе коллега Константин Владимирович, могу сказать, что    
подобная ситуация была непосредственно в Краснодарском крае, когда партия       
"Правое дело" не решила какие-то вопросы, что-то не поделила с федеральным      
руководством и получилось так, что, использовав эфир, так скажем,               
определённые возможности того же самого эфира и печатной площади, в             
дальнейшем практически все написали заявления о выходе из списка, снялись с     
выборов. Соответственно, была аннулирована регистрация данного избирательного   
списка, и в результате в дальнейшем никто никакой ответственности не понёс.     
                                                                                
Времени, которое раньше предоставлялось, допустим, четырём - семи               
избирательным объединениям, было достаточно. Огромное количество партий         
сегодня принимает участие в выборах, а я скажу, что многие из тех               
избирательных объединений, которые в регионах принимают участие в выборах,      
порой имеют одного полномочного представителя. То есть мы прекрасно понимаем,   
что эти партии созданы для того, чтобы оттянуть голоса, так скажем, от          
основных игроков, от парламентских партий, чтобы рассеять, размыть              
избирательное поле. Мы знаем, что они изначально настроены не на участие в      
выборах и, соответственно, не на борьбу за избирателей, чтобы в дальнейшем      
отстаивать интересы тех, кто за них проголосует, в тех или иных органах         
власти, а их используют просто как балласт в том же избирательном процессе.     
Не обо всех вновь созданных партиях можно так сказать, но об очень многих.      
Реальные участники избирательного процесса делятся с ними тем же эфиром, и      
если они в дальнейшем снимаются с выборов, то время эфира, учитывая, что оно    
было разыграно ранее по жребию, остаётся незадействованным. Это определённый,   
прямой ущерб нормальному проведению избирательных кампаний теми же              
парламентскими партиями.                                                        
                                                                                
Что касается вопроса, кто должен нести ответственность. Есть уставы             
политических партий, в которых всё чётко прописано, соответственно, те же       
конференции, на которых принимаются решения о выдвижении кандидатов. Также в    
уставе сказано, кто является исполнительным органом, постоянно действующим      
руководящим органом, будь то координационный совет либо какой-то                
исполнительный комитет... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КРОПАЧЕВ А. С. Это всё прописано в партийных документах, в тех же уставных      
документах.                                                                     
                                                                                
Мы не всегда поддерживаем, наверное, даже в большинстве случаев не              
поддерживаем какие-то действия избирательных комиссий, потому что сегодня у     
нас с ними очень большое противостояние в плане выборов, итогов выборов,        
проведения выборов, но в данной ситуации мы считаем, что эта инициатива         
пойдёт только на пользу реальным игрокам избирательного процесса. Поэтому       
считаем, что необходимо поддержать эту инициативу, дабы уберечь, так скажем,    
определённое драгоценное эфирное время и печатные площади реальных игроков,     
чтобы выборы реально были выборами, а не просто каким-то фарсом. Фракция ЛДПР   
данную инициативу поддержит и призывает все остальные фракции также             
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Александрович Поневежский.                                             
                                                                                
ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги!               
Законопроект предлагает установить административную ответственность             
руководителей избирательного объединения либо должностного лица кредитной       
организации за непредоставление в установленный законом срок сведений об        
источнике и о размерах средств, перечисленных в избирательный фонд, фонд        
референдума, и обо всех произведённых на проведение избирательной кампании      
или кампании референдума затратах, неполное предоставление таких сведений в     
случае отсутствия у такого объединения уполномоченного по финансовым            
вопросам.                                                                       
                                                                                
Принимая во внимание, что Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об    
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме          
граждан Российской Федерации" не предусматривает случаев отсутствия у           
избирательного объединения в период избирательной кампании уполномоченных       
представителей по финансовым вопросам, предлагаемые законопроектом изменения    
представляются излишними и не поддерживаются фракцией "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Докладчик хотел бы выступить?                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Константин Владимирович Ширшов.                                     
                                                                                
Микрофон включите.                                                              
                                                                                
ШИРШОВ К. В. Спасибо большое, Сергей Евгеньевич.                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну, на вопрос, который прозвучал, ответ простой. В тексте    
указано, что ответственность лежит на руководителе избирательного               
объединения: на уровне муниципалитета - это один руководитель, на уровне        
субъекта Федерации - другой руководитель, на федеральном уровне у нас           
руководитель избирательного объединения тоже есть, поэтому я здесь не вижу      
проблемы.                                                                       
                                                                                
А что касается избыточности, ещё раз говорю: избыточность - это когда вот мы    
сели и подумали, что надо бы подкрутить какую-то гайку, которая и без того      
закручена так, что дальше некуда. Но в данном случае она не закручена, и вот    
конкретный пример: избирательные комиссии субъектов Федерации говорят о том,    
что применить меру административного воздействия не представляется возможным,   
потому что избирательное объединение отзывает финансового уполномоченного.      
Это конкретный случай, вы же говорите, что это избыточно. Ну почему             
избыточно, если избирательная комиссия говорит, что нет такого субъекта         
применения, а вы говорите, что он должен быть? Он-то должен быть, но его нет    
- закон даёт возможность его отозвать, в конце концов, он может помереть, не    
дай бог, конечно, но возможность такая тоже есть, или нового не назначили и     
убежали, понимаете?                                                             
                                                                                
Почему мы не слышим, что наши избирательные комиссии сегодня говорят о том,     
что это пробел в избирательном праве, и обращают наше внимание своими           
постановлениями: ребята, мол, вы же тоже смотрите, читайте, вы же все           
молодцы, политически подкованы. Мы вот обратили внимание, но, может быть, не    
только мы должны были обратить внимание. Мы исправимся, ко второму чтению все   
поправки подготовим, всё сделаем, как положено, учтём мнения, дополнительно     
появившиеся, опасения, чтобы не было, как говорится, перегибов кое-где у нас    
порой.                                                                          
                                                                                
Но ещё раз говорю: есть конкретные случаи, на них нужно реагировать, они как    
снежный ком копятся, и, чтобы дальше этот снежный ком не свалился на голову     
избирательных комиссий и они не захлебнулись от той ответственности, которая    
на них возложена, - ответственности за организацию и проведение избирательных   
кампаний, чтобы у нас на политическом поле не появлялись проходимцы и не        
использовали данные законом возможности в отношении либо уже действующих        
политических партий, либо, может быть, только создающихся, но готовых к этому   
подходить ответственно, для этого мы предлагаем сейчас дополнить этой нормой    
закон. Я считаю, мы должны дать право работать тем, кто хочет работать, а       
остальным, ну, показать: ребята, если вы попытаетесь шельмовать,                
спекулировать на этом, недобросовестно использовать свои финансовые             
полномочия, то это не значит, что вы скроетесь от честных людей в               
избирательных комиссиях, - вы всё равно будете за это отвечать. Вот и всё, о    
чём говорит этот законопроект. Я считаю, что он правильный и своевременный.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              145 чел.32,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    145 чел.                                          
Не голосовало                 305 чел.67,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклонён.