Заседание № 68
О проекте федерального закона № 209496-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части поддержки обществ с ограниченной ответственностью, чей единственный участник выполняет функции единоличного исполнительного органа и был призван в Вооружённые Силы Российской Федерации).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, по 20-му вопросу, я так понимаю, ещё требуется время для доработки ко второму чтению, поэтому 21-й вопрос рассматриваем. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами приняли закон о кредитных каникулах для граждан и индивидуальных предпринимателей, но уже в ходе рассмотрения законопроекта ко мне обращались в том числе депутаты, коллеги с просьбой рассмотреть вопрос о предоставлении кредитных каникул для обществ с ограниченной ответственностью, для малых предприятий, где есть единственный собственник: если его привлекают к выполнению боевых задач, некому будет управлять бизнесом, предприятием и расплачиваться за полученный предприятием кредит. Был подготовлен законопроект, которым предусматривается предоставление кредитных каникул, аналогичных тем, которые предоставлены физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в том числе и малым предприятиям в форме общества с ограниченной ответственностью, где единственным собственником и, соответственно, исполнительным лицом, генеральным директором является вот одно лицо, физическое лицо. Соответственно, если он призывается для выполнения задач, связанных со специальной военной операцией, то этому предприятию предоставляется кредит на весь период мобилизации плюс 30 дней на улаживание вопросов, связанных с возвратом соответствующего кредита. Для этого физическое лицо, директор должен обратиться в банк с заявлением о предоставлении кредита. Он должен это сделать в соответствии с договором, который заключён этим физическим лицом с кредитной организацией, и должен представить документы, говорящие о том, что это реально работающее предприятие, есть движение по счёту этого предприятия. По статистике, мы специально посмотрели, около 800 тысяч предприятий подпадает под предлагаемые нормы, из них 71,5 тысячи предприятий имеет кредиты в банках. Средняя сумма кредита, которую получили такие предприятия, составляет около 16,5 миллиона рублей. Мы предлагаем сегодня рассмотреть законопроект в первом чтении. Если вы поддержите законопроект в первом чтении, к нему будут поправки во втором чтении, и для того, чтобы ускорить вступление закона в силу, мы просим предоставить нам полчаса для подготовки поправок. По этим поправкам - уже при рассмотрении законопроекта во втором чтении - я готов доложить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, вопросы есть? Да. Включите режим записи. Покажите список. По ведению - Выборный Анатолий Борисович. Пожалуйста. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В связи с убытием в командировку прошу рассмотрение проекта федерального закона под пунктом 41 перенести на 25 октября и при возможности поставить его сразу же после законопроектов во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? 41-й вопрос переносим. Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Анатолий Геннадьевич, ну, инициатива благая, тем не менее хотелось бы уточнить один момент. Как сказано в пояснительной записке, кредитор может запросить в Минобороны документы о том, что заёмщик проходит военную службу. Но у вас есть оговорка, что министерство обязано представить сведения, если это не приведёт к разглашению охраняемой законом тайны. Допустим, Минобороны отвечает, что не может разгласить сведения, то есть не даёт сведений. Скажите, пожалуйста, как в таком случае будут развиваться отношения между заёмщиком и кредитором, если, предположим, Минобороны под предлогом, что не может представить информацию, эту информацию не даст? АКСАКОВ А. Г. Спасибо за вопрос, он абсолютно правильный. Я хотел бы отметить, что при принятии закона для "физиков" и для индивидуальных предпринимателей мы такое взаимодействие между Министерством обороны и кредитными организациями предусмотрели. Но в ходе подготовки уже этого законопроекта ко второму чтению, в том числе после взаимодействия с Минобороны, с другими государственными органами, появилось понимание, что нам необходимо наладить систему взаимосвязи через некую государственную структуру, обладающую информационными базами, позволяющими, скажем так, стать посредником между кредиторами и Министерством обороны, чтобы в том числе конфиденциальная информация случайным образом не уходила в эти кредитные организации. Договорились, и во втором чтении я буду докладывать, что такую функцию будет выполнять Федеральная налоговая служба, которая обладает мощными информационными системами. Банки будут обращаться в ФНС, ФНС будет обращаться в Министерство обороны, и у них, как у двух госструктур, взаимодействие уже будет более эффективным. Там, где есть какая-то информация, обязательно недоступная для других лиц, она будет отсекаться. Вот такой механизм предлагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лисовский Сергей Фёдорович. ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день, коллеги! У меня вопрос такой. Здесь у вас в случае гибели военнослужащего - индивидуального предпринимателя Центробанк вправе установить максимальную сумму кредита, ну, по прекращению обязательств. Мы эту норму убрали в отношении мобилизованных, а здесь вы решили оставить. АКСАКОВ А. Г. Бывают ситуации, когда реально большие кредиты, речь идёт о больших суммах, и эти кредиты вполне могут обслуживаться, поэтому по просьбе правительства такую норму мы решили прописать: для индивидуальных предпринимателей правительство вправе установить, то есть не обязательно, но вправе установить вот такой лимит, проанализировав реальную ситуацию на рынке. Вместе с Центральным банком правительство такое полномочие может реализовать, но не обязательно реализует, это полномочие, а не обязанность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в качестве срока для мобилизованного единственного участника общества указан весь срок военной службы, участия в операции, плюс 30 дней. Не кажется ли вам, что вот этот срок требует увеличения? Всё-таки нужно закладывать время на некую реабилитацию, кто-то будет восстанавливать здоровье, ещё что-то. Как вы смотрите на то, чтобы продлить этот срок, увеличить до 90 дней, чтобы покрыть сразу все эти вещи? Это первый момент. И второй момент. Рассматривалась ли при разработке законопроекта необходимость компенсации в том случае, если при затягивании, так скажем, боевых действий, ну, безвозвратно утеряна коммерческая целесообразность предприятия, то есть разбегаются клиенты и так далее? Людям потребуется компенсация за утраченный бизнес. АКСАКОВ А. Г. Естественно, рассматривались разные варианты. Мы исходим из того, что у нас достаточно короткий промежуток времени, когда надо установить определённые нормы, чтобы лица, призванные для выполнения спецоперации, могли спокойно выполнять боевые и иные задачи, связанные с этой операцией. На данный момент договорились (я уже говорю о нормах, которые ко второму чтению пойдут), что для предприятий, которые рассматриваются сегодня, всё-таки будет предложен срок три месяца, не один месяц, как для "физиков" установлено, а три месяца, чтобы у них было время запустить или перезапустить работу предприятия и в более нормальных условиях рассчитываться по взятому кредиту. То есть сейчас месяц, как и для "физиков", установлен, но мы уже подготовили поправки, которые увеличивают срок, в течение которого люди смогут расплатиться за предоставленный кредит по возвращении со спецоперации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 24 мин. 09 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается единогласно.
Коллеги, вот мне сказали, что уже готов к рассмотрению также во втором и в третьем чтениях законопроект под пунктом 21, всё закачано в систему. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации..." и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" и Федеральный закон "Об особенностях исполнения обязательств по кредитным договорам (договорам займа) лицами, призванными на военную службу по мобилизации в Вооружённые Силы Российской Федерации, лицами, принимающими участие в специальной военной операции, а также членами их семей и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Час назад я докладывал законопроект, и там была норма о том, что заёмщик должен обратиться в банк тем способом, который определён договором. Вот мы несколько изменили эту формулировку и добавили, что он может обратиться с использованием средств радиотелефонной связи в кредитную организацию, соответственно, кредитная организация должна приступить к оформлению кредитных каникул. Я уже отвечал на вопрос, который здесь прозвучал. Информация будет теперь запрашиваться банками не напрямую у Министерства обороны, а через Федеральную налоговую службу. Причём заёмщик должен был представить информацию - я говорил об этом в докладе о проекте закона - о том, что были движения по счёту, что эта организация реально работает. Но в условиях, когда его призвали в рамках мобилизации, искать документы, подтверждающие, что у него движение по счёту, не надо. Тем более, как выяснилось, в Сети есть открытая информация о том, работает ли предприятие, есть ли движение у него по счёту, и банк соответствующую информацию из Сети может сам получить. Я уже сказал, что в первом чтении предлагалось предоставить один месяц после окончания мобилизации на то, чтобы упорядочить дела с банками, теперь предлагается для бизнеса установить три месяца, чтобы восстановить работу бизнеса, получить соответствующий доход и потом урегулировать вопросы с кредитной организацией. Также мы здесь добавили норму, которая касается и "физиков". Льготный период распространяется на без вести пропавших до нахождения их либо получения информации о том, что данный человек погиб, - ну и, соответственно, с него списываются долги, которые у него были перед кредитной организацией. Вот основные положения, которые мы зафиксировали ко второму чтению. Это изложено в восьми поправках, прошу их поддержать, все они в таблице поправок, рекомендованных к принятию, и поддержать законопроект во втором чтении. Если он будет поддержан во втором чтении, то прошу его поддержать и в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 22 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 24 мин. 47 сек.) Проголосовало за 401 чел.89,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принят во втором чтении. Комитет предложил рассмотреть данный законопроект в третьем чтении. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 21 сек.) Проголосовало за 402 чел.89,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 402 чел. Не голосовало 48 чел.10,7 % Результат: принято Принимается единогласно.