Заседание № 142

19.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 209495-8 "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части проведения профилактического визита по заявлению контролируемого лица).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3315 по 3350 из 6493
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 52    
Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном       
контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении     
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает   
Михаил Валентинович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ М. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет               
Государственной Думы по контролю подготовил законопроект к рассмотрению в       
третьем чтении. Напомню, что положения проекта федерального закона              
устанавливают право контролируемого лица самостоятельно обратиться в            
контрольный орган с заявлением о проведении в его отношении профилактического   
визита. Основания, в соответствии с которыми контрольный орган принимает        
решение о профилактическом визите либо об отказе в проведении, будут            
закреплены в законе. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и           
согласования, замечаний по нему не имеется. Прошу поддержать в третьем          
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                           
                                                                                
Законопроект ставится на голосование.                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 44 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              371 чел.82,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   

Заседание № 141

18.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 209495-8 "О внесении изменений в статью 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части проведения профилактического визита по заявлению контролируемого лица; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4083 по 4161 из 5492
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 52        
Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном       
контроле в Российской Федерации" и статью 4 Федерального закона "О внесении     
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад        
Михаила Валентиновича Романова.                                                 
                                                                                
РОМАНОВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной      
Думы по контролю подготовил законопроект к рассмотрению во втором чтении.       
Напомню, что проект закона был принят в первом чтении 9 февраля 2022 года. Он   
предусматривает введение возможности проведения профилактических визитов        
инспекторами по инициативе самих контролируемых лиц, что будет способствовать   
повышению добросовестности самих лиц. Правительство Российской Федерации        
поддержало законопроект, а также внесло поправки ко второму чтению.             
Большинство поправок рекомендовано комитетом к принятию, одна поправка - к      
отклонению. Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний         
юридико-технического характера не имеет. Прошу поддержать законопроект во       
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по первой таблице?                        
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              375 чел.83,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    391 чел.                                          
Не голосовало                  59 чел.13,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по второй таблице?                                              
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              304 чел.67,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   16 чел.3,6 %                                     
Голосовало                    320 чел.                                          
Не голосовало                 130 чел.28,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование во втором чтении проект закона.                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 14 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              370 чел.82,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    385 чел.                                          
Не голосовало                  65 чел.14,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято во втором чтении.                                                       
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
РОМАНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет        
просит поставить рассмотрение закона в третьем чтении в порядок работы на 19    
июля.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Принимается.                

Заседание № 97

09.02.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 209495-8 "О внесении изменений в статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых лиц)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4413 по 4679 из 5026
16-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и     
52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном    
контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности при исполнении   
инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности контролируемых   
лиц)". Доклад Константина Юрьевича Захарова.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЗАХАРОВ К. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предложены    
три позиции, которые направлены на соблюдение законов при проведении            
контрольных (надзорных) мероприятий, дальнейшее развитие профилактических       
методов контроля и, как следствие, улучшение предпринимательского климата в     
стране. Кратко об этих позициях.                                                
                                                                                
Первое. В настоящее время инспектору запрещено до начала проведения             
контрольного мероприятия (проверки) требовать от контролируемого лица           
предоставления документов или иной информации. В целях дополнительного          
обеспечения законности нами предлагается установить, что инспектор не вправе    
осуществлять любые контрольные действия - например, выход на место,             
фотовидеофиксация и так далее - ранее даты начала проведения контрольного       
мероприятия, а не только запрашивать информацию.                                
                                                                                
Второе. В настоящее время законодательством предусмотрено, что инспектор не     
вправе превышать установленные законом сроки проведения контрольных             
мероприятий, однако закон не предусматривает конкретные сроки для абсолютно     
всех контрольных мероприятий. Таким образом, в законе существуют лазейки,       
которые позволяют инспектору затягивать сроки контроля. В связи с этим нами     
предлагается установить, что в случаях, когда сроки проведения контрольных      
мероприятий прямо не установлены законом, инспектор обязан соблюдать принцип    
оперативности.                                                                  
                                                                                
И третье. Сейчас законодательством предусмотрено, что профилактические          
мероприятия в виде профилактического визита осуществляются исключительно по     
инициативе инспектора. Нами же предлагается установить, что профилактический    
визит также может быть проведён по инициативе контролируемого лица.             
Нововведение предоставит возможность контролируемым лицам направлять в          
контрольный (надзорный) орган заявление о проведении профилактического          
визита, что позволит добросовестным предпринимателям обратиться в госорганы с   
просьбой о проверке их предприятия без угрозы привлечения к ответственности     
за возможные нарушения.                                                         
                                                                                
Все предлагаемые законопроектом изменения положительным образом скажутся на     
обеспечении прав и интересов субъектов предпринимательства при проведении       
контроля, а также существенно повысят добросовестность как контролёров, так и   
контролируемых лиц при соблюдении обязательных требований.                      
                                                                                
На законопроект поступило 83 отзыва от органов государственной власти           
субъектов Российской Федерации, все отзывы носят положительный характер.        
Концептуально законопроект поддержан Правительством Российской Федерации при    
условии его доработки с учётом некоторых замечаний. Законопроект поддержан      
коллегами из Комитета по контролю и Комитета по строительству и                 
жилищно-коммунальному хозяйству. Все предложения и замечания комитетов также    
взяты в работу, будут учтены, внесены в качестве поправок ко второму чтению.    
                                                                                
Коллеги, прошу поддержать предлагаемый законопроект.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Михаила Валентиновича Романова.                                        
                                                                                
РОМАНОВ М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной      
Думы по контролю рассмотрел проект федерального закона и считает, что           
предлагаемые авторами законопроекта изменения будут способствовать усилению     
правовых гарантий участников предпринимательской деятельности при проведении    
контрольных мероприятий. В частности, законопроектом предлагается установить    
запрет для инспекторов на осуществление контрольных действий ранее начала       
проведения контрольного мероприятия. Также устанавливается приоритет            
соблюдения принципа оперативности при проведении такого мероприятия в случае,   
когда срок не установлен. Введение данных ограничений позволит устранить        
пробел, допускающий риск необоснованного административного давления на          
бизнес. При этом законопроектом вводятся дополнительные возможности для         
реализации принципа добросовестности контролируемыми лицами. Также              
предлагается предусмотреть возможность проведения профилактического визита по   
инициативе самого контролируемого лица.                                         
                                                                                
С учётом изложенного Комитет по контролю считает, что положения законопроекта   
соответствуют заявленным авторами целям: повышению законности при проведении    
контрольными органами своих полномочий, а также повышению добросовестности      
контролируемых лиц. Правительство Российской Федерации поддерживает             
законопроект с учётом замечаний. Правовое управление Аппарата Государственной   
Думы замечаний концептуального характера не имеет.                              
                                                                                
В связи с этим предлагаю поддержать принятие законопроекта в первом чтении.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Один вопрос автору и второй - представителю комитета.          
                                                                                
Скажите, пожалуйста, более подробно разъясните, что такое принцип               
оперативности при осуществлении контроля? Может быть, правильнее написать "не   
более" или конкретно указать срок, а оперативность... Ну, у каждого человека    
своя динамика действий, движений и так далее. А контролёр, когда приходит,      
говорит: так, комнату выделить, компьютер, трёх бухгалтеров посадить, всё       
быстренько мне тут нести, несмотря на все ограничения. Это первый вопрос.       
                                                                                
И второй - представителю комитета. Скажите, пожалуйста, вы в Комитете по        
контролю всё-таки рассматривали причину участившихся случаев взрыва газа,       
аварий на особо важных объектах после упрощения контроля или нет? Вы            
понимаете, если это не диверсия, значит, там просто не выполняют ППР, а газ,    
электроэнергия, сосуды под давлением, тепловые сети... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Захарову включите микрофон.                               
                                                                                
ЗАХАРОВ К. Ю. Спасибо за вопрос, Николай Васильевич. Действительно, принцип     
оперативности - это несколько общее понятие, и мы надеемся, что ко второму      
чтению мы его раскроем, потому что правительство пытается, или предлагает,      
его уравновесить принципами достаточности и эффективности, что тоже, в          
общем-то, не вполне конкретно. Обусловлено это тем, что достаточно большой      
перечень контрольных мероприятий. Так, например, контрольная закупка может      
быть проведена в течение 30 минут, а может быть и так, что инспектор            
парализует деятельность торговой точки на срок до двух суток. Конечно же,       
само определение понятия "принцип оперативности"... Задача понятна, мы будем    
ко второму чтению это уточнять.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Константин Юрьевич...                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите секундочку.                                     
                                                                                
Включите микрофон на трибуне.                                                   
                                                                                
Содокладчик добавит.                                                            
                                                                                
РОМАНОВ М. В. Николай Васильевич, отвечая на ваш вопрос, скажу: те виды         
проверок, которые вы обозначили, относятся к полномочиям Ростехнадзора.         
Ростехнадзор находится в регулярном контакте с Комитетом по контролю, и жалоб   
в части того, что прокуратура не согласовывает проведение проверок, на таких    
объектах не было. Тем не менее 16-го числа Комитет по контролю проводит         
расширенное заседание с участием аппарата правительства и основных              
контрольно-надзорных органов по заслушиванию сводного доклада Правительства     
Российской Федерации об итогах контрольно-надзорной деятельности, в связи с     
чем вас тоже приглашаем к обсуждению.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев, пожалуйста.                                      
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Константин Юрьевич, правильно я понимаю, что принятие данного     
законопроекта будет носить характер спящей нормы, потому что сейчас проверки    
бизнеса запрещены в силу моратория? И мы, депутаты, постоянно с этим            
сталкиваемся: ни одну управляющую компанию проверить нельзя, потому что         
приходят ответы, что в соответствии с пунктом таким-то введён мораторий,        
контрольные мероприятия невозможны. То есть правильно я понимаю, что реально    
этот законопроект не заработает, пока мораторий не будет снят?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Захарову включите микрофон.                               
                                                                                
ЗАХАРОВ К. Ю. Вы правы, Михаил Николаевич, конечно, в какой-то части, в         
которой ограничено проведение всех контрольных мероприятий, этот закон          
работать не будет. Тем не менее третья норма, которую мы предлагаем, - о        
профилактических мероприятиях - как раз позволит этот диалог контрольных        
органов и добросовестных предпринимателей расширить в этой части, потому что,   
мы предполагаем (понятно, при условии оценки возможностей контрольного          
мероприятия, какой-то периодичности, что мы тоже должны вместе                  
отрегулировать), что профилактические мероприятия по заявлению                  
предпринимателя могут проводиться и в этот период.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Метшин Айдар Раисович.                                    
                                                                                
МЕТШИН А. Р. Константин Юрьевич, скажите, пожалуйста, а с чем связана вообще    
необходимость такого подхода к ограничению, или к снижению, функциональных      
возможностей, которые направлены на обеспечение опять же безопасности жизни     
наших людей? С чем связано то, что мы вообще рассматриваем необходимость        
ограничения функционала инспекторов? Я здесь обратил бы внимание на             
необходимость очень взвешенного подхода в части контроля выполнения бизнесом,   
или той стороной, которая является проверяемой, обязательств, чтобы мы, ну, с   
водой не выплеснули ребёнка. Мы сейчас почему-то максимально делаем крен в      
сторону, как будто мы кошмарим бизнес, все работают против бизнеса, все         
мешают ему, - боюсь, что мы можем... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Захарову включите микрофон.                               
                                                                                
ЗАХАРОВ К. Ю. Уважаемые коллеги, ну, я не сказал бы, что законопроект сильно    
ограничивает деятельность контрольных (надзорных) органов. Две предлагаемые     
нормы просто конкретизируют те или иные нормы, которые уже присутствуют в       
законе. То есть, как я уже сказал, та норма, согласно которой нельзя до         
начала проверки, до проведения контрольного мероприятия требовать от            
контролируемого лица представления документов или иной информации, заложена     
здесь, тем не менее есть определённые лазейки (такие, как выход на место,       
фотовидеофиксация каких-то нарушений), и поэтому мы здесь просто                
конкретизируем.                                                                 
                                                                                
Ну а что касается профилактических мероприятий, мы тоже считаем, что это        
всё-таки должно позволить наладить нормальные деловые взаимоотношения между     
представителями бизнеса и надзорными органами.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Да.                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Румянцев Никита Геннадьевич, пожалуйста.                                        
                                                                                
РУМЯНЦЕВ Н. Г. Уважаемые коллеги, уважаемые выступавшие! Фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" считает данный законопроект своевременным, подготовленным в             
соответствии со всеми требованиями, имеется положительный отзыв                 
правительства, в связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за       
данный законопроект.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Матвеев Михаил Николаевич.                                
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н. Уважаемые коллеги, я обратил бы внимание на направленность        
вопросов, которые я задавал и которые коллега из "ЕДИНОЙ РОССИИ" задавал.       
Всё-таки мы должны строить нашу деятельность законотворческую,                  
законодательную таким образом, чтобы те направления, которые связаны с          
жизнедеятельностью граждан, были под чётким государственным контролем. Вот      
сейчас действительно по факту, и Николай Васильевич об этом говорил, многие     
предприятия невозможно проверить: ну, просто существует мораторий - и всё!      
Поступают депутату соответствующие жалобы, содержащие конкретные факты, -       
обращаемся в государственную жилищную инспекцию, а государственная жилищная     
инспекция не выходит на проверку управляющей компании. Или, если речь идёт о    
Роспотребнадзоре, не выходят на проверку, к примеру, рынка, по которому там     
могут быть тоже какие-то жалобы, ссылаясь на то, что существует определённый    
мораторий. И мне кажется, что, когда мы ещё более чётко, ещё более жёстко,      
скажем, ограничиваем возможности деятельности наших инспекторов, мы тем самым   
способствуем определённому рецидиву безнаказанности, скажем так, среди          
предпринимательского сообщества.                                                
                                                                                
Я не знаю, честно говоря, как голосовать за этот законопроект. Может быть,      
есть смысл его поддержать, но вот те вопросы, которые здесь звучали, - в том    
числе и о целесообразности продления моратория в отношении организаций          
жилищно-коммунального свойства, к примеру, - всё-таки каким-то образом через    
комитет, может быть, через то совещание, о котором вы говорили, следует         
поправить. Необходимо возвращать государственный контроль, уже долго мы         
держим этот мораторий по проверке предпринимателей. Вот то, что связано с       
безопасностью людей, то, что связано с услугами должного качества, которые      
они должны получать, должно быть под государственным контролем. А другого       
варианта проконтролировать, кроме как через органы муниципального               
государственного контроля, у нас фактически нет.                                
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.           
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 37 и 52 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и      
муниципальном контроле в Российской Федерации" (в части повышения законности    
при исполнении инспектором своих полномочий и стимулирования добросовестности   
контролируемых лиц)", пункт 16.                                                 
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 03 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   27 чел.6,0 %                                     
Голосовало                    387 чел.                                          
Не голосовало                  63 чел.14,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.