Заседание № 250
21.09.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 209069-3 "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части регулирования лицензирования вещания; принят в первом чтении 15 ноября 2002 года).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2453 по 2470 из 5893
Борис Львович, минута вам для доклада по 8-му вопросу - та же ситуация. Законопроект "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Резник Борис Львович, пожалуйста. РЕЗНИК Б. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Этому законопроекту девять лет, он был внесён в 2002 году. За это время Закон "О средствах массовой информации" претерпел двадцать два изменения. Недавно мы приняли закон, внесли поправки в эти же две статьи - статьи 31 и 32, о лицензировании и о лишении лицензий, - и там всё прописано, поэтому этот законопроект утратил актуальность свою. Комитет предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть вопросы у фракций? Нет. Также выносим данный вопрос на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5521 по 5539 из 5893
В этой же редакции: кто за то, чтобы поддержать позицию комитета и отклонить принятый в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 27 сек.) Проголосовало за 308 чел.68,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 308 чел. Не голосовало 142 чел.31,6 % Результат: принято Принято.
Заседание № 201
15.11.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 209069-3 "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" (в части регулирования лицензирования вещания).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5411 по 5772 из 6821
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пункт 17 повестки дня - проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Николай Иванович Булаев, пожалуйста. БУЛАЕВ Н. И., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! В действующем порядке лицензирования телерадиовещания существует ряд проблем, которые требуют своего нормативного регулирования, а отсутствие соответствующего законодательного регулирования ряда вопросов, связанных с лицензированием вещания, порождает существенные проблемы в правоприменительной практике, снижает степень защиты вещателей и лишает в связи с этим держателей лицензий на телерадиовещание целого ряда гарантий и стабильности лицензий, которыми обладают лица, получившие лицензии на иные виды деятельности. Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в статьи 31 и 32 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации", установивший правовые основы лицензирования телерадиовещания, принят в 1991 году. За прошедший с тех пор период времени произошли существенные изменения, как технологического, так и правового характера, оказавшие большое влияние на процедуру лицензирования вещания. Принятие в 2001 году Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", из сферы регулирования которого исключены вопросы лицензирования телерадиовещания и вещания дополнительной информации, также актуализировало необходимость внесения изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации". Предлагаемые поправки направлены в первую очередь на упорядочение правового регулирования вопросов лицензирования деятельности в сфере телерадиовещания. Проект, который предлагается сегодня на рассмотрение, не призван решать весь комплекс задач по реформированию Закона "О средствах массовой информации". Его задача - обеспечить надлежащий уровень правовых гарантий для участников рынка электронных средств массовой информации с помощью закрепления эффективных и прозрачных механизмов выдачи и аннулирования лицензий на вещание. Исходя из этого в текст законопроекта, предполагающего решить лишь узкую, но чрезвычайно актуальную проблему лицензирования, не включаются какие-либо иные положения. В нашем законопроекте предлагается уточнить порядок выдачи лицензий на вещание, из соответствующей статьи исключается упоминание о Федеральной комиссии по телерадиовещанию. Сегодня, буквально утром, в некоторых средствах массовой информации прозвучало такое пояснение: якобы отменяется работа конкурсной комиссии, которая действует в рамках министерства печати. Я хотел бы здесь подчеркнуть: это совершенно неправильно. Мы в данном законопроекте ведем речь об исключении упоминания о федеральной комиссии, которая должна была быть создана отдельным законом. К сожалению, она не создана до сих пор. И в данном случае эта норма будет теперь звучать следующим образом: "Лицензии на вещание выдаются в порядке, определяемом настоящим Законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации", что полностью соответствует закону "О Правительстве Российской Федерации". Уточняются права, предоставляемые держателям лицензий на вещание. Уточняется порядок взимания конкурсных взносов при предоставлении права на вещание на конкурсной основе. Уточняется порядок аннулирования лицензий. Вводятся дополнительные основания аннулирования лицензий на вещание. Новый пункт вводится: отказ лицензиата от дальнейшего использования радиочастотного канала, указанного в лицензии на вещание. Кроме этого, суду наряду с органом, выдавшим лицензию, предоставляется право аннулирования лицензий. Вот, по сути, всё содержание законопроекта. Хотелось бы дополнительно отметить, что на данный законопроект имеется положительный официальный отзыв Правительства Российской Федерации, имеется заключение Правового управления. Что касается замечаний, высказанных и в отзыве, и в заключении Правового управления, на наш взгляд, они не носят концептуального характера и могут быть учтены при рассмотрении закона во втором чтении. Прошу поддержать указанный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Иванович, а вот комиссия Сеславинского - он здесь присутствует - чем занимается? Она уже ничем не занимается? БУЛАЕВ Н. И. Она занимается проведением конкурсных мероприятий при объявлении конкурса. Михаил Вадимович может пояснить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поясните, пожалуйста. То есть вы не будете участвовать, да? Пожалуйста, Сеславинскому включите микрофон. СЕСЛАВИНСКИЙ М. В., статс-секретарь - первый заместитель министра Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Геннадий Николаевич, ситуация складывается следующим образом. В действующем Законе "О средствах массовой информации" говорится о том, что должна быть специальная федеральная комиссия по теле- и радиовещанию, которая определяется специальным законом. Этот специальный закон на протяжении последних пяти лет должен был быть разработан и должен был следовать вслед за законом о телерадиовещании, который в Государственной Думе тоже три года рассматривался, затем был возвращен в первое чтение и отклонен. Никаких изменений в работе федеральной конкурсной комиссии, которая в настоящее время действует и куда входят известные журналисты, публицисты и социологи, не будет. И уточнение закона связано с тем, что исключение из закона "О лицензировании..." лицензирования телерадиовещания просто приводит к тому, что некоторые горячие головы начинают говорить о том, что вообще лицензирования телерадиовещания не должно быть, потому что это не поименовано в законе "О лицензировании...". Закон "О средствах массовой информации", точно так же как закон "О связи", скажем, дает собственные положения и собственную правовую основу для лицензирования телерадиовещания. Никаких принципиальных изменений не существует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы еще? Есть вопрос. Депутат Вульф. Кто еще? Пожалуйста, Андрей Юрьевич. Депутату Вульфу микрофон включите. ВУЛЬФ А. Ю. Уважаемый Николай Иванович, известны ли вам причины, по которым все эти годы федеральная комиссия не была создана? Не видите ли в том, что она не была создана, определенного злого умысла? Спасибо. БУЛАЕВ Н. И. Я не думаю, что комиссия не была создана из-за какого-то злого умысла. В принципе, если мы откроем Закон "О средствах массовой информации", - это право законодателя. На моей памяти, в нашей Думе законопроекты такого рода не вносились. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, есть ли еще вопросы? Нет больше, да? Пожалуйста, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Запишитесь на выступления, кто хотел бы. Покажите список. Пожалуйста, депутат Ветров. ВЕТРОВ К. В., председатель Комитета Государственной Думы по информационной политике, фракция Либерально-демократической партии России. Уважаемые коллеги, уважаемый председательствующий! Комитет Государственной Думы по информационной политике рассмотрел данный законопроект и рекомендует его к принятию в первом чтении. Данным законопроектом авторы решают, с одной стороны, простую, с другой стороны, очень важную, на наш взгляд, проблему: приводят в соответствие Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации" с законами "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "О Правительстве Российской Федерации". Если кратко, то предлагаемые авторами изменения статьи 31 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" направлены на более четкое закрепление полномочий Правительства Российской Федерации в области лицензирования вещания. Изменения в статью 32 обусловлены необходимостью более рационального и эффективного использования радиочастотного спектра. Я думаю, что все замечания, которые возникнут, не будут затрагивать концептуальных основ законопроекта и будут учтены при доработке ко второму чтению. Очень большая просьба поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, депутат Дорогин. РЕЗНИК Б. Л., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых депутатов)". Резник по карточке Дорогина. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я понимаю всю бесполезность моего выступления по этому законопроекту, поскольку нынешняя расстановка политических сил в Госдуме не оставляет сомнения в его триумфальном принятии. И всё же считаю необходимым высказать по нему свое мнение, потому как этот безобидный с виду законопроект продолжает начатую не так давно политику ограничения свободы слова, насаждения чиновного диктата в СМИ. В принципе сегодня этот закон не меняет нынешнюю ситуацию. Существует федеральная конкурсная комиссия, которая не выдает лицензии, их выдает минпечати. А представители минпечати и Минсвязи составляют большинство членов этой комиссии. А голос комиссии совещательный, не решающий. Вопрос состоит в другом: кто отвечает за выдачу лицензий? Если выдаешь лицензию не тому, то надо нести за это ответственность. А федеральная конкурсная комиссия не несет никакой ответственности, она даже не юридическое лицо. И мы сегодня практически узакониваем чиновный диктат, вместо того чтобы принять закон о федеральной комиссии и чтобы в этой комиссии были уважаемые люди, известные в стране, чтобы они составляли большинство и принимали решение о выдачи лицензий. Мы узакониваем то, что есть. Я прошу проголосовать против этого законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вульф, пожалуйста. ВУЛЬФ А. Ю. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Хочу согласиться с депутатом Резником. Действительно, к сожалению для представителей наших средств массовой информации, на мой взгляд, в данном случае налицо совершенно очевидный накат на свободу средств массовой информации. На мой взгляд, принимать этот закон категорически не имеет смысла, поскольку мы предоставляем практически карт-бланш в решении такого важного вопроса для информационной безопасности страны, как выдача и отзыв лицензий на телевизионное вещание, в руки одного-единственного конкретного чиновника, который отвечает в данном случае за это направление в министерстве. На мой взгляд, за выдачей лицензий и тем более за отзывом лицензий должен осуществляться очень тщательный общественный контроль с участием всех представителей политического спектра. Именно такой контроль и предусматривался в случае создания федеральной комиссии, однако данная комиссия не была создана. Принимая данный закон, мы фактически узакониваем то положение, которое имеет место сейчас: решение о принятии, выдаче либо невыдаче лицензии, отзыве либо неотзыве лицензии принимается кулуарно и, как показывает, к сожалению, практика, может использоваться в качестве очевидного, неприкрытого политического давления на неугодные средства массовой информации. Фракция "Союз Правых Сил" будет голосовать против данного законопроекта. Мы обращаемся ко всем депутатам с предложением не поддерживать данный законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по мотивам - Попов Сергей Алексеевич. Пожалуйста. ПОПОВ С. А. Фракция "ЯБЛОКО" будет голосовать против данного законопроекта, поскольку этот законопроект противоречит Конституции Российской Федерации: ограничивает свободу СМИ и ведет к тем "идеалам", которые у нас в стране много лет были, когда человек или группа людей могли перекрыть все каналы связи, газеты - всё что угодно. Фракция "ЯБЛОКО" против такого закона. Фракция "ЯБЛОКО" - за свободу информации. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, да? Представитель Правительства. Пожалуйста, Сеславинскому слово. СЕСЛАВИНСКИЙ М. В. Уважаемые коллеги, наверное, если бы собрались десять писателей-фантастов, они не придумали бы таких кошмаров, того, что сейчас прозвучало в зале в связи с возможностью принятия этого закона. Ну давайте подумаем сами: все федеральные органы исполнительной власти осуществляют лицензирование отдельных видов деятельности, ни один федеральный орган исполнительной власти не передает своих полномочий неким общественным организациям. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, имея начиная с 1998 года все полномочия для того, чтобы выдавать лицензии без всяких конкурсов, не создавая конкурентной среды, инициировало вышедшее впоследствии постановление Правительства, в соответствии с которым создана федеральная конкурсная комиссия, которая работает и будет работать. В работе комиссии при ситуации, когда разыгрываются частоты в регионах Российской Федерации, участвуют каждый раз еще три человека: полномочный представитель губернатора, полномочный представитель законодательного собрания либо областной думы и представитель полномочного представителя Президента. Эта ситуация останется точно такой же, никакие дополнительные полномочия министерству этим законом не передаются. Вот я пытался это в первый раз сказать и еще раз пытаюсь объяснить. Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", который был принят в новой редакции в Государственной Думе, еще раз повторю, исключил из лицензирования всех видов деятельности лицензирование теле- и радиовещания. Правовая база основывается только на Законе "О средствах массовой информации", который был принят много лет назад. Подразумевалось, что будет принят отдельный закон о телерадиовещании, будет принят отдельный закон о федеральной комиссии по телерадиовещанию и эта федеральная комиссия будет когда-то распределять лицензии. Наверное, в новой редакции закона о СМИ вы сможете более подробно прописать, собственно говоря, и гипотетическую возможность этой будущей комиссии, но сейчас нужна просто правовая база, которая достаточно четко определила бы, каким образом должно осуществляться лицензирование телерадиовещания. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Александр Алексеевич Котенков. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! В целом поддерживая принятие данного законопроекта, мы в то же время отмечаем определенные недостатки, наличие которых, видимо, и вызвало такую бурную дискуссию, а именно: неправильно определен вид деятельности, который предполагается лицензировать. Напомню - совершенно правильно сейчас сказал Михаил Сеславинский, - что с принятием нового закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" ликвидировано лицензирование таких видов деятельности, как телевизионное вещание, радиовещание и вещание дополнительной информации. Вместе с тем статья 1 нового закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" установила исчерпывающий перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию, но не подпадают под действие закона о лицензировании, то есть они лицензируются отдельными федеральными законами. Так вот, этот вид деятельности в законе называется так: "использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот для осуществления телевизионного вещания и радиовещания". То есть вещание как таковое не лицензируется и не должно лицензироваться. В то же время использование орбитально-частотных ресурсов и радиочастот может негативно влиять на вопросы обороны, безопасности, управления государством и так далее, то есть то, что Конституцией Российской Федерации отнесено к основаниям для ограничений. И именно поэтому в законе указывается, что лицензируется именно этот вид деятельности, а не само вещание как таковое. Поэтому, признавая необходимость принятия в первом чтении этого законопроекта, мы указываем на то, что необходимо изменить и в названии статьи, и в самом тексте закона, написать: лицензирование не вещания, а того вида деятельности, который я ранее назвал. Второе. Закон устанавливает, что аннулирование лицензии на вещание производится решением органа, выдавшего ее, либо судом. Мы считаем, что такая неопределенность приведет к появлению коллизии, о которой как раз здесь шла речь, когда чиновник будет решать, оставить лицензию или изъять ее. Поэтому мы считаем, что при доработке ко второму чтению должно быть конкретно указано, в каких случаях лицензирующий орган принимает решение об изъятии лицензии, аннулировании лицензии. А во всех остальных случаях - только суд. В частности, мы говорим о том, что возможным вариантом было бы включение в законопроект положения, согласно которому в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора аннулирование лицензии осуществляется выдавшим ее органом, а в остальных случаях - судом. То есть по аналогии с уже предусмотренными случаями в статье 13 федерального закона. При принятии таких поправок, мы считаем, закон будет вполне полезным и позволит избежать тех самых случаев, о которых вот здесь с опаской говорили депутаты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас будет заключительное слово докладчика. Пожалуйста, Николай Иванович Булаев, ваше заключительное слово. БУЛАЕВ Н. И. Уважаемые коллеги, мы благодарны за то активное участие, которое вы приняли в обсуждении данного законопроекта. Я хотел бы еще раз подчеркнуть, что целью данного законопроекта, естественно, не является удушение - ни дальнейшее, ни тактическое, так сказать, в тактическом плане - средств массовой информации, а есть одно и совершенно ясное желание: сделать прозрачной процедуру лицензирования и прозрачной процедуру отзыва лицензий. И в данном случае, как нам представляется, данным законопроектом эти цели и реализуются. Что касается прозвучавших здесь предложений привести законопроект в более точное соответствие с законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", на мой взгляд, это абсолютно справедливо, и во втором чтении эту норму можно привести в полное соответствие с законом "О лицензировании отдельных видов деятельности", так же как законопроект приводится и в соответствие с законом "О Правительстве Российской Федерации". И я хотел бы повторить еще раз, что мы не меняем ни одну из существующих норм и процедуру проведения конкурсных мероприятий, наоборот. На мой взгляд, защита средств массовой информации в данном случае этим законопроектом усиливается, поскольку, если в ранее существовавшей редакции Закона "О средствах массовой информации" упоминания даже о судебной защите прав лицензиата не было, в данном случае эта норма становится в законе абсолютно точно и ясно прописанной. И я надеюсь, что вы поддержите законопроект в первом чтении, так же как надеюсь, что ко второму чтению мы вместе поработаем над поправками и снимем все те напряженности, что возникли вокруг законопроекта в последнее время. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять законопроект в первом чтении? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 27 сек.) Проголосовало за 236 чел. 52,4% Проголосовало против 47 чел. 10,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 283 чел. Не голосовало 167 чел. 37,1% Результат: принято Принимается.